Содержание

Введение. 3

1. Сущность и важнейшие особенности переходной экономики. 4

2. Россия в переходной экономике. 7

2.1. Приватизация. 14

2.2. Цены и инфляция. 17

2.3. Инвестиции. 19

3.  Структурная перестройка. 21

Заключение. 25

Список литературы.. 27

 Введение

Само словосочетание "переходная экономика" показывает, что речь идет о переходе чего-то к чему-то. Этим исходным состоянием общества, от которого начинается переход, в новейшей истории была разновидность социализма, самым распространенным названием которой со второй половины 80-х гг. XX столетия стала административно-командная система. Распространенным является и такой термин как "централизованно планируемая экономика", который в большей мере выражает главную особенность экономики в бывших социалистических странах. "Конечным пунктом назначения" в этом переходе является капиталистическая рыночная экономика.

Любой переход от одного экономического порядка к другому сопровождается существенными преобразованиями в экономической деятельности. В переходной экономике не действует в полной мере экономические связи ни предыдущей, ни будущей систем. Отсюда такие закономерные черты, как преемственность с прошлым, особая роль переходных форм (отношений), особая неустойчивость переходной экономики, альтернативный характер ее развития, возрастающая роль субъективного фактора. Особенно важен учет принципиальной особенности переходной экономики, такой как: "отмирание" старых и становление новых связей и элементов.

Целью данной работы является рассмотрение особенностей переходной экономики в России.

В работе поставлены следующие задачи:

1. рассмотрение сущности и важнейших особенностей переходной экономики;

2.. рассматрение структурная перестройка экономики.


 

1. Сущность и важнейшие особенности переходной экономики

Следует различать сущность и содержание переходной экономики. Сущность выражает важнейшее, коренное, самое главное в процессе, а содержание - всю сумму, всю гамму явлений (в том числе и не самых главных, не самых определяющих) в том же процессе. Содержание выражает полноту всех отношений - как главных, так и второстепенных.

Экономическая сущность переходной экономики может быть охарактеризована одним термином - первоначальное накопление капитала. Оно заключается в подготовке условий для нормального (обычного) воспроизводства новых капиталистических отношений и их материальных предпосылок и условий. Это процесс массового, принудительного, зачастую кровавого и криминального, с использованием государственной мощи отделения непосредственных производителей от ранее принадлежавших им средств производства и жизненных средств, то есть экспроприация непосредственных производителей. Природа этого явления, с экономической точки зрения, - перераспределение ранее созданного национального богатства в пользу заведомого меньшинства - нового правящего класса - новой буржуазии.

Другой стороной указанного процесса первоначального накопления капитала является формирование капиталистической собственности на средства производства, жизненные средства и деньги (как потенциальный капитал). Это процесс формирования капитала любым способом, но главным образом довоспроизводственным (или невоспроизводственным), доэкономическим (или неэкономическим). Именно поэтому этот процесс и называется первоначальным, потому что он начинает жизнь каждого индивидуального капитала. Этот двусторонний процесс экспроприации непосредственных производителей и формирование капитала одновременно является и процессом возникновения двух новых классов буржуазного общества - наемных работников и капиталистов-предпринимателей.

Кроме этой сущности в первоначальном накоплении присутствовали и такие элементы его содержания, как обычный процесс накопления капитала, то есть процесс медленного, постепенного превращения производимого прибавочного продукта в новый капитал, другими словами капитализация или рекапитализация прибыли, в результате бережной, рациональной, предприимчивой, рисковой предпринимательской и трудовой деятельности. Идеологи капитализма приукрашивают историю становления капитализма, подчеркивая именно эту часть и сторону становления капитализма. Но это означает, что первоначальное накопление капитала не сводится только к экспроприации непосредственных производителей, ресурсов и денег, а включает в себя в реальной жизни, в реальной истории и превращение результатов труда непосредственного производителя в элементы капитала.

Однако доля капитала, созданного таким трудовым путем, во всем возникшем на заре буржуазного общества капитале намного уступала доле капитала, возникшего путем простой его экспроприации, то есть, с экономической точки зрения, путем его простого перераспределения.

Из основных черт переходной экономики можно выделить следующие:

неустойчивость переходной экономики (изменения развития в переходной экономике носят "безвозвратный характер"). Они призваны усиливать неустойчивость существующей системы, с тем чтобы в итоге она постепенно уступила свое место другой экономической системе;

альтернативный характер развития переходной экономики (альтернативность вытекает из природы переходной экономики, в которой присутствуют элементы старого и нового состояний, а также из многообразия факторов, воздействующих на процесс развития в этот период. Переходность исключает простой возврат к прежнему состоянию.

 появление и функционирование особых переходных экономических реформ;

особый характер противоречий в переходной экономике (это противоречия не функционирования, а развития, т.е. нового и старого);

историчность переходной экономики, что обусловлено как историческим характером условий переходной экономики, так и особенностями отдельной страны, региона.

В функционировании переходной экономики можно выделить некоторые закономерности: инертность воспроизводства (связана с непрерывностью воспроизводственного процесса, исключающей развитие по принципу первоначального "разрушения до основания" всего старого, а затем создания на этом основании всего нового). Эта непрерывность предопределяет и невозможность быстрой замены существующих форм другими, желательными. Инерционность предполагает сохранение в переходной экономике (на достаточно длительный период) старых экономических форм (структура производства, социально-экономическая структура общества, действующие межотраслевые, внутриотраслевые связи, хозяйственный механизм, кадры, т.п.)[1]. Следствия инерционности воспроизводственного процесса: глубокая преемственность переходной экономики с исходным состоянием перехода; относительно длительные сроки переходной экономики (успех Кореи в развитии рыночных отношений к настоящему времени связан с тридцатилетним периодом); усиление сохранения сложившегося в прошлом общественного менталитета (речь идет об укоренившихся представлениях о нормах жизни, о "хорошем" и "плохом", об идеалах общественного устройства и т.п.), интенсивное преимущественное развитие новых форм и отношений (это проявление необратимости эволюционного процесса, а также его основных тенденций).  Переходный процесс обычно включает три основные фазы: критическую фазу; фазу становления; фазу структурной перестройки.

2. Россия в переходной экономике

Отсчет переходной экономики в России начался со 2 января 1992 г. в результате либерализации цен. Старт переходной экономике был дан в условиях жесточайшего экономического кризиса. Этот кризис произошел в результате правительственной политики "перестройки". Россия начала рыночную реформу, имея командную экономику. Эта экономика формировалась на основе государственной собственности и централизованного управления. В России господствовала доктрина, что основа экономики - это тяжелая промышленность, или производство средств производства. Производству потребительских товаров отводилась роль падчерицы, равно как и сфере услуг. Более 90% государственных производственных капиталовложений направлялось в тяжелую промышленность и оборонный комплекс и менее 10% - в потребительский сектор: пищевую и легкую промышленность. Это были отсталые отрасли с изношенным оборудованием, они не удовлетворяли потребностей населения. В России производство работало ради производства, а не ради потребителя, чего не может быть в рыночной экономике. Централизованная система управления подавляла предпринимательские способности работников. Эта система была основана на подчинении, допуская инициативу лишь в узких границах. Свобода предпринимательства и свобода выбора не действовали. В целом в середине 80-х гг. централизованная система управления с неизбежностью вошла в глобальный экономический кризис, поразивший всю совокупность экономических отношений[2].

По мнению большинства экономистов, наиболее эффективной является рыночная экономика. Она способствует эффективному распределению ресурсов. Согласно этому тезису, конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается. Она диктует применение наиболее эффективных методов комбинирования ресурсов для производства и способствует разработке и внедрению новых, более эффективных технологий производства. Важным неэкономическим аргументом в пользу рыночной системы служит то обстоятельство, что она делает ставку на роль личной свободы, создавая тем самым стимулы к самореализации возможностей человека, повышению трудовой и хозяйственной активности. Лишь рыночная система способна координировать экономическую деятельность без принуждения. Она представляет свободу предпринимательства и выбора; естественно, на этой основе она и преуспевает. Предпринимателей и рабочих не перегоняют по правительственным директивам их одной отрасли в другую, чтобы обеспечить выполнение производственных заданий, установленных каким-либо всемогущим правительственным ведомством. Напротив, при рыночной системе они свободно могут добиваться увеличения собственной выгоды, с учетом, конечно, вознаграждений и наказаний, которые они получают от самой рыночной системы. Только рыночная экономика устраняет диктат производителей, ликвидирует дефицит, обеспечивает равновесность экономики - и все это с целью удовлетворения безграничных потребностей людей. Свойственные рынку механизмы саморегулирования обеспечивают наилучшую координацию деятельности всех экономических субъектов, рациональное использование природных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, сбалансированность народного хозяйства. Очевидно переход к экономической системе, основанной на рыночных отношениях, позволит России решить наиболее острые, десятилетиями накапливавшиеся проблемы страны, органично соединить внутреннюю экономику с мировым хозяйством, обеспечить рост производства и тем самым социальную ориентацию экономики, открывая доступ населению ко всем достижениям мировой цивилизации. Переход, который требуется осуществить, состоит в том, что на смену командной системе должны прийти свобода деятельности и ответственности каждого человека за свое благосостояние и благосостояние общества и через рыночный механизм связаться с различными государствами, что позволит создать основу для эффективного экономического сотрудничества России с промышленно развитыми странами. Для эффективного функционирования рыночной экономики необходимы предпосылки, которые должны быть созданы в течение переходного периода. Они образуют как бы каркас новой экономической системы:

1. Максимальная свобода предпринимательства и свобода выбора всех экономических субъектов. Признание важной социальной роли собственников капитала, рабочих, крестьян, предпринимателей и организаторов производства.

2. Формирование новых форм собственности, включая частную. Это позволит определить, кто несет ответственность за результаты хозяйствования, какая из форм собственности представляет сферу наиболее эффективного применения ресурсов. На основе новых отношений собственности может быть решена проблема оптимальных пропорций потребления и накопления, обновления и наращивания производственного потенциала, повышения эффективности капитальных вложений, доходы от собственности признаются законной категорией доходов.

3. Конкуренция как важнейший фактор стимулирования хозяйственной активности, увеличения разнообразия и повышения качества продукции в соответствии с действием закона спроса и предложения. Развитие конкуренции требует демонополизации экономики, формирования соответствующей структуры производства, обеспечивающей присутствие на рынке достаточного числа производителей каждого вида товаров, свободного входа на рынок любого экономического субъекта, государственной поддержки малого бизнеса, проведения антимонопольной политики.

4. Свободное ценообразование. Рыночные механизмы могут эффективно функционировать только в том случае, если подавляющее большинство цен устанавливается на рынке свободно, уравновешивая спрос и предложение. Государственный контроль допустим только в ограниченной сфере и без нарушения законов рыночного ценообразования.

5. Распространение рыночных отношений на все сферы экономики. Отсюда необходимы рынок земли, рынок капитала, рынок рабочей силы, денежный рынок, которые в своем взаимодействии обеспечивают высокую мобильность экономических ресурсов, их быстрое перемещение в сферы наиболее рационального применения, стимулируют накопление и рост жизненного уровня. Вместе с тем в рыночной экономике сохраняется значительный нерыночный сектор, включающий те виды деятельности, которые не могут быть подчинены исключительно коммерческим критериям (оборона, часть здравоохранения, образования, науки, культуры), или так называемая инфраструктура.

6. Открытость экономики, ее последовательная интеграция в систему мирохозяйственных связей. Принцип состоит в том, что любой экономический субъект вправе осуществлять внешнеэкономические операции. Иностранные юридические и физические лица на равных условиях со всеми производителями действуют на внутреннем рынке в соответствии с установленным законодательством и общепринятыми международными нормами.

7. Обеспечение гражданам социальных гарантий и государственная поддержка нетрудоспособных, социально уязвимых членов общества.

8. Отказ государства от прямого участия в хозяйственной деятельности (за исключением отдельных специальных областей). В то же время усиление косвенного (административного) государственного и общественного регулирования таких явлений, как инфляция, безработица, имущественная и социальная дифференциация, нестабильность производства, неравномерность развития отдельных регионов. Государство осуществляет макроэкономическую политику и содействует формированию среды, благоприятной для хозяйственной деятельности, прежде всего на направлениях, соответствующих общественным интересам. Деятельность государственных органов по регулированию экономики строится на строгом разграничении полномочий законодательной, исполнительной и судебной власти[3].

Основные цели экономических реформ в России были сформулированы в Программе углубления экономических реформ и представлялись следующим образом: «Конечные цели реформ - экономическое возрождение России, рост и процветание отечественной экономики, обеспечение на этой основе благосостояния и свободы ее граждан». Неизбежность временного спада авторам реформ была очевидной, но они намеревались допустить его до определенного уровня и сохранить системы жизнеобеспечения страны.

Средство достижения целей - рынок. Его формирование полагалось в следующих основных взаимосвязанных направлениях: снятие   административных   ограничений   с    цен,   развитие   торговли   взамен бюрократического распределения; стабилизация финансовой и денежной системы; приватизация, создание институциональных предпосылок эффективного рыночного хозяйства; структурная    перестройка    экономики и ее демилитаризация, повышение конкурентоспособности российской продукции на мировой арене; создание конкурентной среды; активная социальная политика с целью приспособления трудоспособного населения к новым условиям, защита наиболее уязвимых слоев от негативных проявлений переходной экономики.

Предполагалось, что реформа пройдет в три этапа. Этап I - кризисное развитие. Главными приоритетами полагались либерализация цен и экономической жизни, финансовая стабилизация. Важные критерии завершения первого этапа: темп инфляции - не более  3%  в  месяц,  прекращение  спада производства. Этап II - восстановление  народного  хозяйства.   Приоритетами  здесь  обозначались институциональные изменения, направленные на развитие конкуренции. Критерий завершения:    доля   госсектора   в   производстве   не   более   40%,   достижение докризисного уровня ВВП. Этап III - экономический подъем. Приоритет отдается реконструкции народного хозяйства. Критерии завершения: темп экономического роста не менее 3-4% в год, норма накопления в ВВП не менее 15%[4].

Большое значение придавалось институциональным изменениям. Институциональные преобразования связаны: с ускоренной корпоратизацией и приватизацией промышленности; с   реорганизацией   системы государственного   управления   в   соответствии   с условиями рыночного хозяйства; с реформой социальной сферы с целью повышения нормы частных сбережений (доля сбережений в доходе частных лиц) и сокращение налогового бремени. Начиная реформировать экономику, Правительство полагало, что: освобождение цен на большинство видов товаров с ограничениями в денежно-кредитной  сфере  и  налоговой реформой  поможет  ликвидировать бюджетный дефицит; либерализация внешнеэкономической   деятельности   приведет   к   насыщению внутреннего рынка и снижению первоначально взлетевших цен; широкая приватизация создаст основы институциональной собственности; экономика относительно быстро (в течение года) выйдет на нижнюю точку спада, и после этого, по крайней мере, в некоторых отраслях начнется постепенный подъем.

Глубокие социально-экономические образования всегда сопряжены с потерями и ошибками, глубина и масштабы которых тесно связаны с состоянием общества: его организованностью и возможностями самоорганизации, силой и эффективностью государственной власти, структурой экономики и состоянием ее производственного аппарата, уровнем развития науки и восприимчивостью обществом ее достижений, социальной структурой общества, достигнутым уровнем благосостояния и дифференциацией последнего и т.п.

Известно, что мало кому из реформаторов удается довести задуманные реформы до конца, и еще гораздо меньшему числу - по намеченному сценарию. Анализируя итоги развития России за годы преобразований, отечественные и зарубежные экономисты не всегда едины в оценке российских преобразований, что является нормальным явлением.

Одним из существенных факторов, оказавших негативное влияние на экономику в рассматриваемом периоде, была инфляция. Среднемесячный рост цен в 1992-1993 годах составлял 31,2 и 20,6%. Затем темп инфляции сокращается примерно до 2% в месяц в 1996 году.

Беспрецедентный для мирного времени спад производства сопровождался в России низкими показателями безработицы. К 1996 году уровень безработицы несколько превысил 9%. Характерная для России скрытая форма безработицы во многом определяет весьма низкий ее уровень при значительном сокращении производства.

Высокие темпы инфляции обусловили, как одна из причин, высокий уровень дефицита государственного бюджета. Максимальной величины дефицит федерального бюджета достиг в 1994 г. и составил 10,3% от валового внутреннего продукта. Снижение инфляции и государственных расходов (например, невыплата зарплаты работникам бюджетной сферы и государственных предприятий) позволили сократить дефицит федерального бюджета до 3,3% в 1996 году[5].

Как известно, от инфляции страдают все субъекты экономической деятельности, хотя и в разной степени. Ухудшение положения населения России обусловлено не только инфляцией, но и задержками выплаты зарплаты, сокращением рабочих мест в виду прекращения производства многих видов продукции, отсутствием действенной системы социальных гарантий. Результатом явилось возрастание доли населения с доходами ниже прожиточного уровня. Их доля резко возросла в 1992г. - до 40%, а затем начала постепенно сокращаться и в 1996 году составляет примерно пятую часть населения. Другим результатом преобразований в России стал рост дифференциации доходов. Степень дифференциации доходов (коэффициент Джини) возросла с 0,25 в 1990 году до 0,409 в 1994 году, а затем стала несколько уменьшаться, составив в 1996 году 0,375. Такова общая результирующая картина преобразований в России[6].


2.1. Приватизация

Чтобы лучше понять современное состояние приватизации, необходимы замечания, связанные с характером собственности в СССР и с теорией прав собственности. Не подвергается сомнению, что в бывшем СССР государственная собственность была господствующей. Справедливо ли это? Разделим две стороны вопроса: формальную и реальную. С формальной точки зрения это так.

А реально? Дело в том, что отношения собственности реализуются в многообразии прав:  владение деньгами, реальным капиталом, всей или частью дохода от него, пользовании на определенных условиях всем капиталом, или его долей, распоряжением имуществом, его частью на тех или иных условиях и т.п. В советской действительности разные правомочия реально осуществлялись различными   группами   людей   или   их   организациями   (институциональные собственники):  например, политическая  номенклатура принимала стратегические решения относительно распределения ограниченных ресурсов, государственный аппарат реализовывал эти решения уже корректируя. Представители областных   органов   власти,   руководители   крупных   предприятий,   конкурируя   в коридорах    власти    за    ограниченные    ресурсы,    тоже    вносили    коррективы    в централизованные    решения.    Директора    предприятий    к    тому    же    являлись распорядителями   той   или   иной   части   собственности   в   процессе   производства.

Трудовые коллективы помимо использования собственности также претендовали на участие в управлении долей государственной собственности.

Таким образом, различные права собственности были по разному распределены за разными слоями советского общества. Это распределение прав, их реальные изменения зачастую складывались стихийно, были слабо формализованы, а главное - функции контроля за собственностью были размыты по этажам власти.

Такое подчас аморфное состояние хозяйственного субъекта способствовало тому, что часть государственной собственности находила реальных хозяев в теневом секторе экономики.

Теория прав собственности, изучая нормативные и разрешенные (санкционированные) правила отношений между людьми по поводу использования экономических благ, утверждает, что если права собственности плохо определены и нечетко распределены, экономика не может работать эффективно.

И вот на фоне хаоса и неопределенности экономических полномочий относительно больших и малых имущественных комплексов начинается приватизация. Главной    целью    приватизации    объявлялось    формирование    слоя    частных собственников, содействующего созданию социальной рыночной экономики.

В ходе приватизации выделяются следующие этапы.

Первый этап - (1.07.1992 г. по 30.06.1994 г.) представлял бесплатную раздачу приватизационных чеков (ваучеров) с очень символичной долей собственности. Это был, конечно, неэффективный вариант приватизации, но отвечал чаяниям населения о социальной справедливости. Чековая приватизация способствовала появлению акционерных предприятий.

Как утверждают исследователи приватизации в России, именно на первом этапе в хаосе и административной неразберихе эффективные предприятия, подлежащие приватизации, оказались под контролем представителей теневой экономики. Это было облегчено и существующей размытостью прав собственности.  Приватизация состояла в таком случае в официальном оформлении правомочий, реализуемых узким слоем российского общества. По итогам чековой приватизации внутренние инвесторы - работники предприятия и администрация - имели контрольные пакеты акций. Инвестор - вкладчик денег. Структура акционеров в 1994 году отражала расстановку сил среди фактических собственников. Однако в наших условиях рабочие не могут рассматриваться серьезными инвесторами вследствие их бедности, доля государства в капитальных вложений резко снизилась (до 18,8% в 1996г.). Следовательно, возрастает значение администрации и внешних инвесторов, как будущих владельцев контрольных пакетов.

Бесплатная раздача ваучеров не пополнила государственный бюджет и не сформировала эффективного собственника, способного вкладывать крупные деньги в структурную перестройку экономики[7].

Второй этап приватизации (1.07.94 г. до середины 1997 г.) называют денежной приватизацией.   Механизм   приватизации   -   аукционы   и   инвестиционные конкурсы. Заметным процессом на этом этапе стала продажа крупных государственных пакетов акций с целью пополнения доходов бюджета. Покупателями стали объединения банков и промышленных монополий. В результате денежной приватизации резко возросла доля внешних инвесторов, увеличилась доля директората в акционерном капитале за счет сокращения доли рабочих и государства.

Третий этап развернулся с выходом летом 1997 года закона, регламентирующего процессы приватизации. Его характеризует малое количество предприятий, подлежащих приватизации (точечная приватизация), хотя и очень выгодных (например, АО Норильскникель) и большая проработанность процедур приватизации. За его ходом страна следит по громким скандалам вокруг приватизации весьма «лакомых кусочков» государственной собственности.

В конечном итоге можно констатировать, что цели приватизации достигнуты лишь частично. И все же главным было то, государство осталось собственником менее 40% предприятий. Важно было также появление разных формы собственности и институциональных собственников: холдингов, коммерческих банков и инвестиционных фондов.

Однако до действенного института частной собственности, до формирования эффективного собственника, содействующих созданию социальной рыночной экономики, еще далеко.

2.2. Цены и инфляция

Начиная экономическую реформу, Правительство полагало привести в соответствие спрос и предложение. Накануне реформ в стране господствовала талонная система распределения основных продовольственных и непродовольственных товаров.

Средством для ликвидации дефицита была выбрана либерализация (освобождение) цен. Свободные цены в условиях свободного (совершенного) рынка действительно приводят в соответствие спрос и предложение и являются главным и единственным регулятором движения ресурсов и товаров. Либерализация же цен в условиях преобладания государственной  формы собственности  и  высокого  уровня  монополизма  производства  привела  к возникновению и развитию кризиса неплатежей и многократному росту цен. Всеобщая дефицитность товаров накануне реформ означала, что денежная масса значительно превышает сумму фиксированных товарных цен. Их либерализация в условиях высокого монополизма привела к росту цен и породила инфляционные ожидания. Инфляция обесценила не только вклады населения, но и денежные средства предприятий, что вынудило их покупать ресурсы в кредит и продавать продукцию в долг. Так возникла взаимная задолженность предприятий, которая получила название кризиса неплатежей.

Объем задолженности предприятий промышленности друг другу позволяет понять, почему межфирменный кредит в российских условиях назвали кризисом неплатежей (долги фирм друг другу по заключенным сделкам - нормальное явление в рыночной экономике). На конец 1995 года величина взаимной задолженности в промышленности приблизилась к 90% от объема выпускаемой продукции. Тем не менее, жизнь в долг была естественным поведением. Государственные предприятия обоснованно полагали, что собственник - государство - рано или поздно прокредитует взаимную задолженность своих предприятий.

И действительно, во второй половине 1992 года правительство попыталось решить проблему неплатежей путем взаимных зачетов и льготного кредитования. Это спасло многие предприятия от банкротства, увеличило выпуск продукции и поступлений в бюджет, но проблемы неплатежей не решило. Вскоре они снова стали нарастать и превратились в постоянного спутника нашей экономики.

Задолженность предприятий ведет не только к нерегулярности выплат заработной платы, но и к угрозе банкротства вполне благополучных предприятий, к нарушению нормального хода производства. Неплатежи за полученную продукцию сделали выгодным экспорт сырья и любой, хоть сколько-нибудь конкурентной продукции, поскольку в этом случае получение денег за нее гарантировано. Надо сказать, что иногда неплатежи принимают искусственный характер. Имея возможность расплатиться, предприятие этого не делает, т.к. неплатежи - норма и некого уже не возмущают. В целом же проблема неплатежей до сих пор не нашла своего приемлемого решения, а сами долги превратились в низколиквидные денежные субституты.

Либерализация цен быстро погасила инфляцию спроса, и к концу 1992 года инфляция издержек начинает преобладать над инфляцией спроса. В общем росте цен инфляция спроса составляет 1/3 и инфляция издержек - 2/3. Рост цен на факторы производства, вызвав сокращение производства, вместе с ростом цен на потребительские товары обусловили и сжатие совокупного спроса, что не прекратило инфляцию, но существенно повлияло на предложение: оно сократилось под влиянием сжатия спроса.

Таким образом, инфляция 90-х годов стала постоянно действующим фактором. Она порождена несоответствием массы денег и суммы товарных цен, огосударствлением собственности и высоким уровнем монополизма производства. Выбранная политика либерализации цен для борьбы с инфляцией оказалась мало успешной. Она изменила вид инфляции и породила кризис неплатежей. Величина денежных неплатежей не учитывается при расчете величины годовой инфляции, поэтому официальные данные о темпах инфляции оказываются заниженными.

Общий рост цен оказал влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение, вызвал обесценение национальной валюты и стимулирует бегство от нее. Инфляция делает невыгодными долгосрочные вложения в развитие экономики, что блокирует выход из глубочайшего экономического кризиса. Однако правильная государственная фискальная и кредитно-денежная политика способна сгладить негативное влияние существующего уровня инфляции на инвестиционный климат в экономике[8].

2.3. Инвестиции

Всякая развивающаяся экономика находится в изменении: появляются новые товары и услуги, новые отрасли, технологии производства и обмена, новые профессии, а старые явления и процессы, продукты и услуги исчезают или видоизменяются, совершенствуются. Когда появляются новые товары и услуги, увеличивается выпуск одних товаров, а других - уменьшается, экономисты говорят об изменении структуры производства.

Важным  условием  и   фактором  структурных  преобразований   в  экономике являются инвестиции - вложение денег в реальный сектор экономики с целью замены износившегося оборудования, машин, зданий, сооружений или их увеличения по сравнению с имеющейся массой. Такое инвестирование является основой роста и совершенствования производства и изменения его структуры. Таким образом, инвестиции с материальной стороны представлены машинами, оборудованием, строительными конструкциями и материалами, а с другой - денежной суммой.

Состояние экономики России в инвестиционной сфере характеризуется как инвестиционный кризис. Он выражается в свертывании инвестиционной деятельности, т.е. уменьшении деятельности по замене износившегося и морально устаревшего оборудования, по наращиванию новых технологических систем в народном хозяйстве России. Инвестиционные    товары    производит    инвестиционный    комплекс - группа взаимосвязанных отраслей, включающая машиностроение и строительство, а также отрасли,    производящие    для    них    основные    материалы    -    металлургия, промышленность строительных материалов. Именно в этих отраслях и произошло наибольшее сокращение производства. Так, в машиностроении и металлообработке - почти на 62%, промышленности строительных материалов и конструкций – на 60%. Наблюдалось свертывание прежде всего производственного строительства.

Происходит старение производственного аппарата страны. Тяжелое финансовое положение основной части производителей продукции и услуг вызвали сжатие инвестиционного спроса и, как следствие, невозможность поддерживать основной капитал в рабочем состоянии и прежнем объеме.

Следствием    свертывания    инвестиционного    процесса    является    сокращение машинизированных рабочих мест в реальном секторе экономики. Реальный сектор производит товары:  продовольственные,  непродовольственные  потребительские товары, инвестиционные товары. Этот процесс получил название деиндустриализации   экономики.   Иначе   говоря,   увеличение   доли   рабочих   мест, обеспеченных простейшими механизмами. С появлением разных собственников и сокращением доли государственной собственности, а также в связи с финансовыми трудностями государства, произошли изменения в структуре инвесторов. Если раньше главным инвестором было государство, то теперь его доля составляет лишь около 19% общего объема инвестиций. Остальное приходится на негосударственный сектор экономики. Куда же направляется скудеющий поток отечественных производственных инвестиций? Все возрастающая их доля концентрируется в топливной промышленности и энергетике - почти 45% в 1996 году, в ведущих отраслях производственной инфраструктуры (транспорт и связь) - 18%. На все остальное приходится около 40%. То есть развитие обрабатывающей промышленности не является приоритетной для отечественного инвестора.

3.  Структурная перестройка

Структурная перестройка означает изменение соотношений между отраслями экономики, секторами экономики, видами деятельности. Структуру экономики можно представить в очень многих плоскостях: отраслевая структура экономики, структура основных сфер деятельности, структура рыночных субъектов, структура рыночных институтов, структура    общественных    институтов,    определяющих    «правила    игры» на «экономическом поле», структура предприятий по формам собственности, соотношение легального и теневого секторов экономики и т.п.

Накануне реформ все единодушно считали отраслевую структуру российской экономики утяжеленной. Под этим подразумевался многих не устраивающий факт    преобладания    производства    машин,  оборудования,    сырья    над производством потребительских товаров. Поэтому одной из задач реформ был рост доли конечных отраслей за счет сокращения удельного веса сырьевого сектора, а также военно-промышленного     комплекса.     Иначе     говоря,     деформации     структуры производства нужно было устранить. В результате реформ Россия теряет свой обрабатывающий сектор, теряет производство потребительских товаров, увеличивая долю отраслей, выпускающих промежуточную продукцию. То есть деформация отраслевой структуры экономики усилилась.

Таким образом, в ходе новейших преобразований в России произошел переход на совершенно непредусмотренное соотношение между конечными и добывающими отраслями. Этот переход и означает, что завершилось преобразование экономики России в сырьевого гиганта.

Конечно страна имеет и группу высокотехнологичных производств, представляющих достижения самой передовой научно-технической мысли. Однако объем выпуска в них тоже сократился, причем в 2-3 раза больше, чем в добывающих отраслях и отраслях первичной обработки сырья.

Наукоемкие отрасли составляют ядро современного индустриального производства. Получилось, что экономика отреагировала на выбранную руководством страны стратегию реформ отказом от наиболее сложных своих элементов в сторону технологического упрощения. Этот процесс получил название примитивизации технологической структуры производства. Придание динамизма наукоемким производствам имеет своим условием высокие объемы инвестиций не только собственно в производство, но и крупные вложения в науку, образование, прикладные исследования. Однако состояние отечественного производства не дает надежды на значительные частные инвестиции на эти цели, а государство оказалось весьма недальновидным, сокращая финансирование соответствующих сфер. Инвестиционный кризис в стране заставляет обращаться за помощью к индустриально развитым странам. Характер и направления иностранной помощи уже обсуждались. Можно лишь добавить, что самая крупная помощь отечественной науке была оказана фондом Дж. Сороса[9].

Обзор отраслевой структуры производства завершим изменениями в аграрном секторе. Перед агарным сектором стоит извечная и до конца еще не решенная задача: накормить страну. С   этой    целью    реформой    предусматривалось    формирование    нового производительного   слоя  -  фермерского,   расширение   активности   личных)  подсобных   хозяйств    при сокращении   значения   колхозов  и совхозов (сельскохозяйственных     предприятий)  в производстве сельскохозяйственной продукции.

Заканчивая краткий обзор изменения отраслевой структуры промышленности, структуры производящих хозяйств в аграрном секторе, можно заметить, что наблюдаемые результаты структурных изменений прямо противоположны первоначально желаемым. Полагали, что рынок отбракует экономически неэффективные производства и сориентирует производителя на удовлетворение потребностей людей. Но отсутствие полноценного рынка и государственного регулирования структурными сдвигами имело следствием начало и усиление отката структуры российской экономики к экономике сырьевого типа. Ряд экономистов оценивают это как естественный процесс приведения отраслевой структуры производства в соответствие с требованиями мирового рынка и со сравнительными преимуществами России, которые представляются им в больших объемах относительно дешевых природных ресурсов. Другие же считают складывающуюся структуру экономики пагубной, поскольку она определяет статус России в мировом сообществе как развивающейся страны преимущественно сырьевой ориентации. Вместе с тем все понимают, что структурная перестройка экономики с ориентацией на постиндустриальное общество требует колоссальных капиталовложений. Только где их взять? А это - предмет научных и практических дискуссий.

Одним из феноменов переходной российской экономики является низкий уровень безработицы при почти половинном сокращении производства. Дело в том, что в России широко распространена скрытая форма безработицы: работа в режиме неполной рабочей недели или пребывание в административном отпуске. Доля такой группы населения приближается к доле безработных в общем числе занятых. Так, в конце 1995 г.полностью безработные составляли 8,8%, а скрытой формой безработицы было охвачено 6,2% занятых в экономике, в конце 1996 г. 9,3% и 8,0% соответственно[10]. Таким образом, рост безработицы не только увеличивает разрушительный потенциал экономических преобразований, но и ухудшает социальное самочувствие общества.

Трудности достижения национального согласия в России связаны также со слабостью механизмов государственной власти, с ее неспособностью защитить права человека, собственность, с отсутствием внятных и понимаемых населением программ преобразований. А без согласия большинства правительственная политика не может быть демократической, ибо не опирается на мнение большинства и не направлена на рост благосостояния всех, и потому будет носить черты авторитарности, выражая интересы весьма узкого слоя общества. Работы Всероссийского центра исследования общественного мнения (ВЦИОМ) показали, что для значительной части населения конструкция будущего общества остается неясной. Это - тоже социальный результат переходной российской экономики.

Заключение

По работе можно сделать следующие выводы:

Отсутствие рыночной среды сделало малоэффективным рецепты монетарной концепции. Последние дают приемлемые результаты в рыночной и приближенной к ней среде. Преобразование собственности в России еще не закончено. Процесс передела собственности пока концентрирует внимание инвесторов в финансовом, а не реальном секторе экономики. Ход преобразований собственности способствовал возрастанию контроля теневой экономики над сферой хозяйственной деятельности. Существуют оценки, согласно которым от 30 до 50% экономики России подвластны теневому капиталу, и по прогнозу на 1988 г. его влияние будет расти. Результаты преобразования собственности во многом определят мотивы деятельности собственников. Вопрос об итогах приватизации, таким образом, пока открыт.

Снижение общего уровня жизни и дифференциация регионов и населения по материальному достатку (различие в региональном разрезе достигают 15 раз), а также ошибки и упущения политики Правительства по достижению национального согласия относительно проводимых преобразований способны не только затормозить реформы, но и трансформировать сначала механизм изменений, а потом и сами изменения. Например, перейти от преимущественно либерального к механизму с сильной административной компонентой, от действий по улучшению благосостояния всех к повышению уровня жизни лишь узкого слоя, от структурной перестройки к развалу систем жизнеобеспечения и развития и т.п. Слабость и неэффективность государственной власти, механизмов реализации законов, коррумпированность чиновной братии усиливают криминальный характер преобразований, подменяя подчас критерии и направления хозяйственной деятельности. Противостоять этому может только эффективный общественный контроль. А для этого общество должно быть организовано. Современное     российское     Правительство     пока     не     смогло     обеспечить цивилизованные рамки для хозяйственной деятельности. Вместе с тем экономический порядок опирается, как на профессиональное, независимое от власти, осуществление законов, так и на самоорганизацию населения, на ответственных, инициативных и законопослушных граждан. Будем надеяться, что Россия этого достигнет. Продолжительность экономического спада оказалась огромной - 9 лет, максимальная глубина спада в годовом измерении достигла почти половины ВВП (примерно 40%), реальные доходы населения в точке минимума снизились также почти вдвое, социально-экономическое расслоение населения стало вопиющим, доля нищих и бедных даже по российским, а не западным критериям огромна - в годы максимального снижения составила соответственно примерно 1/3 и 1/3 населения страны. В лучшем случае только к концу первого десятилетия XXI в. в России будет восстановлен предкризисный уровень производства, то есть срок возвращения предкризисного максимума будет равен (по прогнозам самого российского правительства) почти двум десятилетиям. Общие, суммарные потери (недопроизводство ВВП) за эти годы по разным оценкам, зависящим от использованных методик, составили и составят 6-8 годовых объемов производства ВВП страны.

Определяя их в самом общем виде, это - мера формирования новых капиталистически-рыночных отношений как системы, а не разрозненных анклавов, сгустков отношений в недрах старой социально-экономической системы или на ее развалинах. Эти критерии противоречивы, разнородны, неравномерны по времени, степени зрелости, секторам и отраслям экономики, регионам страны. Поэтому формирование капиталистической рыночной экономики в переходных странах - неизбежно длительный, неравномерный и противоречивый процесс. Россия находится, по крайней мере, в середине этого пути, а не в его конце.

Список литературы

1. Бирюков В.А. Особенности первоначального накопления капитала в России / Вестник Московского университета, серия "Экономика", 2001, № 4.

2. Гайгер Л.Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика: Учебник / Под. ред. В.А. Исаева. - М.: Инфра-М, 1996. - с. 378-406, с. 469-539.

3. Колодко Г.В. От шока к терапии. Политическая экономия постсоциалистических преобразований. - М.: Эксперт, 2000. - с. 18-20

4. Курс переходной экономики / Под ред. Л.И. Абалкина. - М.: Финстатинформ, 1997. - с. 36-106.

5. Курс экономической теории. Учебное пособие Под ред. А.В. Сидорович. - М.: ДИС, 2001. - Гл. 39-40, с. 416-457.

6. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник. - М.: ВЛАДОС, 1999.  с. 366-395.

7. Теория переходной экономики: Учебник / Под ред. И.П.Николаевой. - М.:ЮНИТИ, 2001. , с. 4-70.

8. Экономическая теория: Учебник / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 1999. - Гл. 23, 567-594.

9. Экономика: Учебник / Под ред. Д.В. Валового. - М.: Щит-М, 1999. - с. 35-46.

10. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ. 1999. - с. 628-643.



[1] Бирюков В.А. Особенности первоначального накопления капитала в России / Вестник Московского университета, серия "Экономика", 2001, № 4.


[2] Гайгер Л.Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика: Учебник / Под. ред. В.А. Исаева. - М.: Инфра-М, 1996. - с. 378-406, с. 469-539.


[3] Колодко Г.В. От шока к терапии. Политическая экономия постсоциалистических преобразований. - М.: Эксперт, 2000. - с. 18-20


[4] Носова С.С. Экономическая теория: Учебник. - М.: ВЛАДОС, 1999.  с. 366-395.


[5] Теория переходной экономики: Учебник / Под ред. И.П.Николаевой. - М.:ЮНИТИ, 2001. , с. 4-70.


[6] Экономическая теория: Учебник / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 1999. - Гл. 23, 567-594.


[7] Носова С.С. Экономическая теория: Учебник. - М.: ВЛАДОС, 1999.  с. 366-395.


[8] Курс экономической теории. Учебное пособие Под ред. А.В. Сидорович. - М.: ДИС, 2001. - Гл. 39-40, с. 416-457.


[9] Курс переходной экономики / Под ред. Л.И. Абалкина. - М.: Финстатинформ, 1997. - с. 36-106.


[10] Экономика: Учебник / Под ред. Д.В. Валового. - М.: Щит-М, 1999. - с. 35-46.