Содержание


Введение. 3

1. Конкурентные отношения на Российском рынке. 4

2. Выживание фирмы "Новолит" в условиях конкуренции. 9

Заключение. 11

Список литературы.. 12


Введение


В ходе экономических преобразований в России произошел ряд изменений, имеющие огромное значение для развития в нашей стране разведки в интересах бизнеса. Происходили они в строго определенной последовательности, создавая условия для последующего движения.

Прежде всего, был ликвидирован товарный дефицит. Этот процесс растянулся на несколько лет, что объясняется величиной российского рынка.

Следующим шагом (результатом первого) стало вымывание денежной массы, платежеспособный спрос потребителя оказался ограниченным.

Сумма этих факторов привела к тому, что потребитель стал отдавать предпочтение соотношению цена/качество - искать товары необходимого качества по приемлемой цене, а если это невозможно, то переходить на заменители. Рынок в России из рынка производителей превратился в рынок потребителей. Теперь и у нас производители начали конкурировать между собой за ограниченный платежеспособный спрос.

По некоторым оценкам, условия для конкурентного рынка были созданы и "заработали" в 1994-95 годах. Тогда "классическую" конкуренцию можно было наблюдать на уровне большого бизнеса. Сегодня этот процесс все более проявляется и в сфере среднего бизнеса.[1]

Активная конкурентная борьба иностранных корпораций привела к вытеснению ими с российского рынка отечественных компаний. Потеря рынка, доли рынка или угроза таковых способствовали осознанию того, что в данных условиях необходима своевременная, проверенная и ценная информация.

Целью данной работы является рассмотрение  изменений конкурентных отношений в России.

1. Конкурентные отношения на Российском рынке


В силу известных причин «конкуренция» является для нас новым (или хорошо забытым старым) явлением и понятием. Поскольку единого, общепринятого определения нет, каждый волен выбирать то, которое считает наиболее точным и правильным. Таким, на наш взгляд является определение, приведенное А.Ю. Юдановым: «рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка». Отметим в этой связи некоторые важные моменты. Во-первых, конкуренция – это борьба; во-вторых – борьба за ограниченный платежеспособный спрос; и, наконец – борьба на доступных сегментах рынка.

В дореформенное советское время с конкуренцией сталкивались лишь внешнеторговые объединения. Внутри же страны она отсутствовала. Иногда приходится слышать утверждения, согласно которым внутри страны конкурировали представители теневой экономики. Опираясь на предложенное А. Юдановым определение, данную точку зрение можно назвать не совсем корректным: они удовлетворяли спрос, работали в условиях дефицита, а не в условиях ограниченной платежеспособности.

Поскольку любой предприниматель, ведущий свою деятельность в России, обязан руководствоваться действующим законодательством, он должен иметь в виду определение конкуренции, данное в Законе РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В соответствии с ним, «конкуренция – состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке».[2]

Идеологи реформ возлагали на конкуренцию большие надежды. Они объясняли, что ликвидация монополий вызовет к жизни конкурентную борьбу самостоятельных компаний, а это приведет к повышению качества продукции и снижению цен. Однако этим ожиданиям в то время не суждено было сбыться, поскольку отсутствовал ограниченный платежеспособный спрос. Необходимо было ликвидировать тотальный дефицит. Российский рынок оказался настолько огромен, что позволял сосуществовать огромному количеству предприятий различных форм собственности и размеров без какого-либо намека на конкурентную борьбу между ними.

Такая ситуация привела к повышению цен – любая, даже мелкая компания вела себя как монополист, вздувая цены на свою, чаще всего перепродаваемую, продукцию. В начале 90-х годов предложение с нормой прибыли меньше 100% даже не рассматривалось.

Огромные нормы прибыли привлекли в Россию иностранные компании, которые внесли свой вклад в ликвидацию дефицита и резкое снижение покупательной способности населения, сокращение спроса и превращение российского рынка из рынка производителя в рынок потребителя.

Ликвидация дефицита и появление выбора, с одной стороны, и «вымывание» сбережений и падение платежеспособного спроса, с другой, привели к тому, что приоритетом потребителя стало соотношение цена/качество. Приоритет этого соотношения является важным фактором конкурентного рынка, обеспечивающим предложение добротных, качественных массовых товаров по доступной цене (повышение цены сверх приемлемой приведет к переориентации на товары-заменители) и специализированных, эксклюзивных товаров по значительно более высоким ценам.[3]

С начала приватизации под конкуренцией в России подразумевалось ожесточенное соперничество за передел собственности.

Примерно с этого же времени в средствах массовой информации участились сообщения о разорениях, банкротствах, увольнениях и других «прелестях жестокой капиталистической конкуренции». Однако то, что преподносилось как конкуренция, таковым на самом деле не являлось, поскольку рынок еще не был перенасыщен, и конкурентов не было.

Массовый поход крупных компаний в «стратегически важные» регионы, создание дилерских и дистрибьюторских сетей в середине 90-х годов свидетельствуют о том, к концу 1995 года конкуренция в России стала реальностью на уровне большого бизнеса.

На уровне среднего и малого бизнеса конкуренция пока еще не стала одним из решающих факторов развития предприятия. Кроме того, в условиях криминализации российского бизнеса определенная часть предпринимателей считает, что предотвращать связанные с деятельностью конкурентов неприятности, должны структуры, условно называемые «крыши».

Однако ситуация меняется на глазах. Со второй половины 1997 года отмечается рост заинтересованности среднего бизнеса в конкурентной разведке. Сегодня его представители уже ставят задачи по определению и оценке своего конкурентного окружения, выявлению отправных точек для проведения сравнительного анализа и обоснованию конкурентных стратегий.

Можно констатировать, что конкуренция в России уже стала реальностью для большого бизнеса и становится ею для среднего. С большой вероятностью можно ожидать, что проблема «выживания» в условиях конкуренции станет одной из основных уже в ближайшем будущем. От того, какими методами она будет решаться, зависит восприятие российского бизнеса мировым деловым сообществом.

Упоминания о недобросовестной конкуренции появились в начале 90-х годов, когда, как уже отмечалось, конкуренции на российском рынке не было. Поскольку проблема не была разработана, каждый понимал под этим понятием что-то свое. Что мы имеем на сегодняшний день?

Парижская «Конвенция по охране промышленной собственности» 1883 года (последние изменения внесены 2 октября 1979 года) понимает под недобросовестной конкуренцией «всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах», действия или утверждения, «способные дискредитировать предприятие» (конкурента) или «ввести в заблуждение общественность».

В Законе РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» данное понятие трактуется шире – «любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам, либо нанести ущерб их деловой репутации». В Законе под недобросовестной конкуренцией понимается не только дискредитация конкурента и незаконное использование чужой торговой марки (подделка товара), но и «получение, использование и разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия владельца», то есть промышленный шпионаж.

Целью конкуренции является получение долгосрочного конкурентного преимущества, обеспечивающего конкурентоспособность товаров или услуг производителя. Цель недобросовестной конкуренции – остановить конкурента, помешать ему, получить сиюминутное конкурентное преимущество. По мнению западных специалистов в области конкурентной разведки, фирмы, прибегающие к недобросовестной конкуренции и промышленному шпионажу, неконкурентоспособны, переживают трудности, не обладают достаточным интеллектуальным или финансовым потенциалом.

Согласно этому мнению, большинство российских предприятий неконкурентоспособны. Думается, что это не так. В России преобладание методов недобросовестной конкуренции и промышленного шпионажа сегодня имеет свои причины.[4]

·              Недостаточное распространенность знаний о конкуренции. Конкурентная разведка, ее методы и возможности известны достаточно узкому кругу специалистов-практиков, но не известны предпринимателям, поскольку не являлись частью ни их базового, ни бизнес - образования.

·              Непорицание неэтичных действий. Мнение о том, что вести предпринимательскую деятельность честно, по закону сегодня в России невозможно, уже ни у кого не вызывает сомнений. Невнимание российских предпринимателей к нуждам и интересам наемных работников, выставляемое напоказ богатство «новых русских» на фоне обнищания значительной части населения страны закрепляют негативное отношение к бизнесменам. В итоге общественное мнение не ждет от них ничего иного, чем незаконных или неэтичных действий. Кроме того, само деловое сообщество пока не прилагает каких-либо видимых усилий к изменению негативного имиджа российского бизнеса, а отношение бизнесменов друг к другу мало чем отличается от отношения рядовых граждан.

·              Наличие опытных квалифицированных кадров. Сокращения силовых структур, «компетентных органов» и армии обеспечили бизнес достаточным контингентом, обладающим опытом оперативной и «специальной» деятельности, которая разрешена государственным структурам, но является незаконной в сфере бизнеса).

·              Наличие технических средств. Рынок специальных технических средств переживает расцвет. Сегодня в России доступны самые разнообразные образцы спецтехники, а деятельность современных Кулибиных достойна восхищения.

Эти причины свидетельствуют скорее о подходе современного российского бизнеса к конкуренции, а не о том, что большинство отечественных предприятий неконкурентоспособны.

Можно ли ожидать, что, когда-нибудь в России вообще не будут использовать методы недобросовестной конкуренции и промышленного шпионажа? Нет. Опыт Запада свидетельствует о том, что функция защиты от недобросовестной конкуренции и промышленного шпионажа остается исключительно важной и в «цивилизованном» мире, поскольку всегда есть структуры, готовые или вынужденные прибегать к незаконным или неэтичным методам. Вопрос лишь в пропорции. Отказ от недобросовестной конкуренции и промышленного шпионажа можно ожидать только тогда, когда они начнут наносить ущерб имени, деловой репутации и приводить к финансовым потерям и убыткам. Вряд ли это произойдет в ближайшем будущем. Задача состоит в том, чтобы приблизить этот момент.


2. Выживание фирмы "Новолит" в условиях конкуренции


Фирма "Новолит" появилась в 1997 году как ответ на веление времени. В отличие от Европы и, в особенности Германии, где пластиковые окна изначально рассматривались, как продукт, предназначенный для применения в массовом строительстве, в России, вначале они относились к атрибутам "новых русских" наряду с только что появившимися сотовыми телефонами и малиновыми пиджаками.

Соответственно, производители запрашивали за них немалые деньги - от 700 американских долларов за квадратный метр окна без стоимости отделки и установки.[5] Понятно, что в этой ситуации преимущество на рынке получали небольшие фирмы с небольшими физическими объемами производства, но с гарантированными прибылями. Таким фирмам не надо было заботиться о снижении производственных издержек, их в первую очередь интересовала "имиджевая" составляющая процесса продаж, рассчитанная на капризного, но денежного покупателя.

Среди производителей профильных систем на рынке также укрепились те из них, кто делал ставку на многочисленных, но мелких производителей окон, помогая им, прежде всего массированной коллективной "имиджевой" рекламой.

Жизнь не стоит на месте, и после появления конкуренции на оконном рынке, цены неумолимо, по законам капитализма, стали снижаться, и сам продукт стал доступен все большему кругу покупателей и застройщиков. В один прекрасный момент стало очевидно, что лишь определенные объемы продаж и производства окон на одном предприятии могут обеспечить данное предприятие минимально возможной рентабельностью.

Те из производителей окон, кто не осознал этой тенденции, а лишь уповал на репутацию и громкое имя компаний смежников, поставляющих комплектующие, обрек себя на верное и даже не всегда медленное умирание. Соответственно, поставщики профиля, которые не задумывались о совместной работе с крупными российскими производителями окон на российском рынке и для российского рынка, а уповали только на "раскрученность" марки также оказались в непростом положении.

Компания "Новолит" изначально сделало ставку, прежде всего на экономику оконного бизнеса. Четко сформулировала маркетинговые задачи, сформировала план производственного развития фирмы. Изначально закупила наиболее современное и эффективное оборудование для удовлетворения потребностей роста. Большое внимание уделялось выбору поставщиков комплектующих, в том числе профильной системы.

Как видно, компания, благодаря грамотной политике, до сих пор является одним из лидеров в своей отрасли.

 

Заключение


Итак, с конкуренцией и конкурентными отношениями как с явлением в России столкнулись недавно.

В дореформенное советское время конкуренции просто не было, поскольку отсутствовал свободный рынок, крупные предприятия были включены в единую производственную цепочку в рамках своего министерства, походившего на огромную корпорацию, контролирующую всю отрасль. Отсутствие конкуренции пытались восполнить социалистическим соревнованием.

В ходе реформ, начиная с 1985 года, министерства утратили свое монопольное положение, крупные предприятия были разукрупнены и появилось огромное количество самостоятельных предприятий. Идеологи реформ объясняли, что ликвидация монополий вызовет к жизни конкурентную борьбу и конкурентные отношения самостоятельных компаний, что приведет к повышению качества продукции и снижению цен. Однако этим ожиданиям в то время не суждено было сбыться. Причина крылась в тотальном дефиците, созданном за долгую дореформенную деятельность отечественных предприятий.

Вследствие этого дефицита российский рынок оказался настолько огромен, что позволял сосуществовать громадному количеству предприятий различных форм собственности и размеров без какого- либо намека на конкурентную борьбу между ними.

Сегодня уже можно в некоторой степени говорить об относительно честных конкурентных отношениях, что было продемонстрировано на примере развития компании «Новолит».

Список литературы


1.           Ващекин Н. П. Дзлиев М. М., Урсул А. Д. Безопасность предпринимательской деятельности. Учебное пособие. М.: «Экономика», 2002

2.           Жариков В. Д. Эффективность производственной системы // Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция, 2002. - № 1.

3.           Прилебский Ю. Конкурентная разведка в России // Конкурентная разведка в России. - Сборник статей, 2004 - № 1

4.           Экономика предприятия / Под ред. О. И. Волкова. М.: Инфра-М, 1999

5.           www.novolit.ru



[1] Прилебский Ю. Конкурентная разведка в России // Конкурентная разведка в России. - Сборник статей № 1, 2004 – с. 11

[2] Жариков В. Д. Эффективность производственной системы // Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2002 – с. 24

[3] Ващекин Н. П. Дзлиев М. М., Урсул А. Д. Безопасность предпринимательской деятельности. Учебное пособие.  - М.: Экономика, 2002 – с 49

[4] Экономика предприятия / Под ред. О. И. Волкова. М.: Инфра-М, 1999 с. 69-72

[5] www.novolit.ru