Содержание


Введение. 3

1. Конституция. 4

2. Ветви власти. 6

3. Система сдержек и противовесов. 10

4. Политические партии и выборы.. 10

Заключение. 12

Список литературы.. 13


Введение


Концепция выборности должностных лиц согражданами и участия граждан в законотворчестве возникла задолго до Соединенных Штатов. Демократия в тех или иных формах существовала еще в Афинах и иных городах-государствах древней Греции. Само слово «демократия» греческого происхождения и означает «власть народа».

На протяжении веков после того, как демократические формы правления пали в древней Элладе, их принципы и идеалы редко где находили практическое воплощение. По большей части народы управлялись императорами, королями и королевами, либо элитарными кликами, не имея доступа к участию в управлении, за исключением определенных аристократических кругов. Так обстояли дела в Европе в 1492 году, когда итальянец Христофор Колумб повел корабли, предоставленные королевской четой Испании, на запад в поисках нового пути в Азию, и высадился на берегах Нового света.

Соединенные Штаты Америки — демократическое государство. Но что подразумевают американцы под словом «демократия»? Авраам Линкольн, один из самых любимых и уважаемых американских Президентов, характеризовал правительство США как «правление народа, осуществляемое народом в интересах народа» и называл Соединенные Штаты «страной, зачатой в свободе и приверженной убеждению в том, что все люди созданы равными». И никто пока не сумел более ярко выразить понимание американцами идеалов своей политической системы. Конституция, законодательство и традиции Соединенных Штатов обеспечивают народу право решать, кому возглавлять нацию, кому принимать законы, какими этим законам быть. Народ властен изменить систему. Конституция гарантирует свободу личности каждому.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей политической системы США.

1. Конституция


Политическая система США, служит, прежде всего, поддержанию демократии свободы в стране. Структура политической системы направлена на исключение чрезмерного сосредоточения власти в одних руках и обеспечение адекватного контроля над всеми ее функциями. Чтобы достичь этого, Конституцией США власть в стране разделена на законодательную (Legislative), исполнительную (Executive) и судебную (Judiciary)[1].

В процессе работы Конвента делегаты, сознательно превысив свои полномочия, разработали для Соединенных Штатов форму правления. План его был изложен самым простым языком в документе, озаглавленном «Конституция Соединенных Штатов». Эта Конституция создала федеральную систему с сильным центральным правительством. Федерация подразумевает разделение власти между центром и членами федерации, резервируя за каждой стороной определенные права. Конституция предусматривала также избрание руководителя страны, Президента. Согласно Конституции, федеральные законы надлежало принимать лишь Конгрессу, составляемому из избираемых народом представителей. Предусматривала Конституция и общенациональную систему судебной власти, возглавляемую Верховным судом.

Создавая Конституцию, делегаты Конвента должны были учитывать два основных опасения, разделяемых большинством американцев.

Во-первых, что какое-либо лицо или группа лиц в центральном правительстве сконцентрирует в своих руках, либо захватит власть над страной и создаст режим тирании. Оберегая страну от подобного, делегаты разработали систему управления, состоящую из трех властей — исполнительной, законодательной и судебной. Каждый вид власти имеет полномочия, которых нет у двух других, и каждая обладает возможностью противостоять и другой, сдерживая ее вредоносные действия.

Во-вторых, что новое центральное правительство ослабит или аннулирует права штатов управлять своими внутренними делами. Конституция решает проблему, конкретно определяя полномочия, отведенные центральному правительству, и полномочия, закрепленные за властями штатов. За штатами закреплялось право вести внутренние дела по собственному усмотрению при условии соблюдения демократических норм правления.

С целью подчеркнуть демократический характер Конституции, она открывается Преамбулой, четко выражающей, кто устанавливает форму правления: «Мы, народ», и зачем: «в целях... содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы».

Многие испытывали подозрения. Шестнадцать делегатов отказались подписать документ. Новая форма правления могла вступить в силу, лишь получив поддержку большинства граждан девяти из тринадцати штатов. Сторонники Конституции упорно отстаивали ее в жарких устных и печатных дискуссиях. Наконец, они одержали победу, но штаты четко высказались в пользу введения одного дополнения, сразу по вступлении новой формы правления в силу.

Представители различных штатов отмечали, что Конституция не содержит статей, которые гарантировали бы свободы, основные права и привилегии граждан. И если делегаты Конвента не сочли нужным включать в Конституцию подобные гарантии, то в народе многие на подобных письменных гарантиях против тирании настаивали. Так в Конституцию был введен «Билль о правах».

Конституция вступила в силу в марте 1789 года. Билль о правах, состоящий из десяти дополнений, именуемых поправками к Конституции, был введен в нее в 1791. С годами принимались и другие поправки к Конституции — к 1985 году их накопилось еще шестнадцать, но в целом политическая система, созданная Конституцией и Биллем о правах, и сегодня в основном носит тот же характер, что в 1790 году. Процессы, столь сильно изменившие облик мира на протяжении последних 200 лет, требуют относиться к Конституции как к живому творческому документу, открытому интерпретации ученых и юристов, призванных приводить ее положения в соответствие с факторами, которые невозможно было предвидеть в период ее создания.


2. Ветви власти

Законодательная власть

Законодательная власть комплектуется представителями, избираемыми от всех штатов, и единственная имеет право устанавливать федеральные законы, вводить и собирать федеральные налоги, объявлять войну и вводить в действие договоры с иностранными государствами. Законодательную власть олицетворяет Конгресс, состоящий из двух отделений, именуемых палатами[2]:

• Палата представителей состоит из законодателей, избираемых на два года. Каждый член Палаты представляет округ своего родного штата. Количество округов в штате определяется на основе подсчета населения, проводимого каждые десять лет. Штаты с большей плотностью населения имеют больше округов и, соответственно, больше представителей, чем менее населенные штаты, некоторые из которых имеют в Палате лишь по одному представителю. В 1980-х годах Палата представителей Соединенных Штатов состоит из 435 представителей.

• В Сенат входят законодатели, избираемые сроком на шесть лет. От каждого штата, независимо от количества населения, избирается два сенатора. Таким образом обеспечивается равное представительство малых штатов в одной из палат Конгресса. График выборов в Сенат построен так, что каждые два года переизбирается лишь одна треть сенаторов, благодаря чему после каждых выборов в составе Сената остается известное количество опытных деятелей.

Главной обязанностью Конгресса является принятие законов, в том числе и законов о налогах, из которых оплачивается деятельность федерального правительства. Закон начинается с внесения законопроекта, именуемого «биллем». Его читают и изучают в комиссиях, комментируют и вносят в него поправки в той палате, где он был внесен. Затем проводится голосование. Если законопроект одобряется, он направляется в другую палату, где проходит аналогичную процедуру. Если палаты принимают различные редакции одного и того же законопроекта, представители обеих палат совместно работают в «согласительных» комиссиях. Группы, пытающиеся убедить конгрессменов голосовать «за» или «против» того или иного законопроекта, именуются «лоббистами». Пройдя обе палаты Конгресса, согласованный законопроект направляется на подпись Президенту. Только после того, как его подпишет Президент, законопроект становится законом.


Исполнительная власть

Главным должностным лицом Соединенных Штатов является Президент, избираемый вместе с Вице-президентом на четырехлетний срок. Согласно поправке к Конституции, принятой в 1951 году, Президент может избираться лишь на два срока. Кроме права наследования поста Президента, Конституция отводит Вице-президенту лишь функции председателя Сената, предоставляя ему право голосования в Сенате только лишь в случае разделения голосов поровну.

Президент наделен внушительными полномочиями, но и на них существуют ограничения. Как главное лицо, формирующее общественную политику, Президент часто направляет проекты законов Конгрессу. Президент имеет право вето на каждый принятый Конгрессом законопроект. Отменить наложенное Президентом вето могут лишь две трети голосов, поданных при голосовании и Сената, и Палаты представителей. Как руководитель своей политической партии Президент, имея легкий доступ к средствам массовой информации, обладает широкими возможностями влиять на общественное мнение касательно законов и проблем, которым придает первостепенное значение.

Президент уполномочен назначать федеральных судей по мере возникновения вакансий, в том числе и членов Верховного суда. Все назначения подобного рода подлежат утверждению в Сенате.

В пределах действия самой исполнительной власти Президент обладает широкими полномочиями по выпуску правил и инструкций, определяющих деятельность многочисленных министерств и ведомств федерального правительства. Он также является главнокомандующим вооруженными силами.

Президент назначает глав и старших должностных лиц органов исполнительной власти, однако большинство федеральных служащих отбирается через неполитическую систему государственной гражданской службы. Ведущие ведомства исполнительной власти возглавляются назначенными Президентом министрами (именуемыми «секретарями»), которые и образуют его кабинет. Каждое назначение должно утверждаться голосованием Сената. На сегодняшний день таких ключевых министерств существует тринадцать: государственный департамент, министерство финансов, министерство обороны, министерство юстиции, министерство внутренних дел, министерство сельского хозяйства, министерство торговли, министерство труда, министерство здравоохранения и гуманитарных служб, министерство жилищного и городского развития, министерство транспорта, министерство энергетики и министерство просвещения.

Согласно Конституции, Президент является главным должностным лицом, несущим ответственность за взаимоотношения с иностранными государствами. Президент назначает послов и иных официальных лиц, подлежащих утверждению в Сенате, совместно с государственным секретарем формулирует и направляет внешнюю политику США. Президент часто представляет Соединенные Штаты за рубежом в консультациях с другими главами государств, а также через подчиненных ему должностных лиц ведет переговоры о заключении соглашений с иностранными государствами, которые вступают в действие после ратификации в Сенате двумя третями голосов. Президент может также заключать с иностранными государствами менее формальные «исполнительные соглашения», которые ратификации в Сенате не подлежат.

 

Судебная власть

Судебная власть возглавляется Верховным судом — единственным судом страны, создание которого особо оговорено Конституцией. Кроме того, Конгресс учредил одиннадцать федеральных апелляционных судов и девяносто один подчиненный им федеральный окружной суд. Федеральные судьи назначаются пожизненно и могут быть смещены с должности лишь путем импичмента и суда Конгрессом.

Федеральной юрисдикции подлежат все дела, подпадающие под действие Конституции, законов и договоров Соединенных Штатов, законов мореплавания, а также дела, затрагивающие иностранных граждан и правительства и вопросы, в которых одной из сторон является само федеральное правительство. Дела, подпадающие под юрисдикцию отдельных штатов, как правило, федеральными судами не рассматриваются.

Сегодня в Верховный суд входят председатель и восемь членов. За незначительными исключениями, все дела поступают на рассмотрение Верховного суда только путем апелляции из нижестоящих судов — федеральных, или судов штатов. Большинство подобных дел связано с разногласиями в интерпретации законов и уложений. В этом отношении важнейшая функция Верховного суда состоит в определении конституционной правомочности деятельности законодательной и исполнительной власти. Право подобного юридического контроля было определено не Конституцией, но, скорее, самим Верховным судом в его анализе собственной конституционной роли, произведенном при разборе дела «Марбери против Мэдисона» в 1803 году, послужившим отправной точкой в этом аспекте деятельности[3].


3. Система сдержек и противовесов

Говоря о разделении управления на три независимые и самостоятельные власти, американцы часто упоминают так называемую систему «сдержек и противовесов». Эта система проявляется самыми разносторонними образами, удерживая ту или иную власть от совершения серьезных ошибок. Вот несколько примеров действия этой системы[4]:

Если Конгресс выдвинет законопроект, который Президент сочтет неприемлемым, Президент может наложить на него вето. Это означает, что законопроект не станет законом. Конгресс может отменить наложенное Президентом вето лишь двумя третями голосов при голосовании обеих палат.

• Если Конгресс проведет закон, впоследствии оспариваемый в судах, как неконституционный, Верховный суд обладает полномочиями объявить его неконституционным и, тем самым, аннулировать.

• Президент уполномочен заключать соглашения с иностранными государствами и производить назначения федеральных должностных лиц, в том числе и членов Верховного суда. Сенат, однако, обязан ратифицировать все договоры и утверждать все назначения, прежде чем они вступят в законную силу. Подобным образом Конгресс препятствует возможным непродуманным назначениям со стороны Президента.


4. Политические партии и выборы


В Америке исторически сложилась двухпартийная система. Не всегда, правда, двумя центральными политическими партиями были, как сейчас, Республиканская и Демократическая, но количество главных партий оставалось неизменным практически на всем протяжении существования США. Это не означает, однако, что в стране не существует других партий или политических группировок. Например, в последних президентских выборах в 1988 г. на пост президента, помимо кандидатов от Демократической и Республиканской партии, участвовало еще больше десятка представителей других партий (в том числе Коммунистической) и независимых кандидатов. Однако серьезного влияния на политическую жизнь в стране эти партии и группировки не оказывают.

В выборах имеют право принимать участие все граждане Соединенных Штатов, достигшие 18 лет. В избирательных списках каждый избиратель может зарегистрироваться либо как демократ, либо республиканец, но от выборов к выборам вы можете регистрироваться по разным спискам. Сроки и даты проведения выборов органы местного управления, включая штаты, определяются на местах, однако выборы в федеральные органы (в том числе и выборы президента) всегда происходят в первый вторник ноября[5]


Заключение


Таким образом, можно отметить, что в фундамент политической системы США легли три основных политико-правовых аспекта:

Первым политико-правовых аспекта является разделения властей, который можно характеризовать следующим образом:

·         Независимость трех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной - и разграничение их функций.

·         На федеральном уровне три ветви власти представлены конгрессом, президентом и верховным судом.

Также следует отметить, что США являются  президентской республикой.

В основу взаимодействия всех ветвей власти заложена идея взаимоконтроля и уравновешивания властей, которая не допускает усиления одной ветви власти за счет другой.

Вторым политико-правовых аспектом следует назвать федерализм - конституционный принцип, предполагающий жесткое разграничение полномочий федеральных властей и властей штатов.

Штат не является суверенным: у него нет внешнеполитических полномочий, ограничена власть штата в финансовой сфере, ни один штат не вправе изменить у себя форму правления, не имеет права добровольного выхода из федерации (сецессия).

И третьим аспектом является судебный конституционный надзор, который  заключается в том, что суды имеют право признать законы конгресса и акты исполнительной власти недействительными, противоречащими конституции. Решения высшего органа конституционного надзора - Верховного суда - являются окончательными.

Также следует отметить,  что в США исторически сложилась двухпартийная система.

Список литературы


1.     Барташев А. И. Политология. – М.: Логос, 2003.

2.     Демидов А.И., Федосеев А.А., Основы политологии. - М.: Мысль, 2002.

3.     Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. - М.: Инфра-М, 2000.

4.     Современные США. Энциклопедический справочник.- М.: БЭК, 2000.

5.     Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права.- М.: Дело, 1999.


[1] Современные США. Энциклопедический справочник.- М.: БЭК, 2000. – С. 23.


[2] Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. - М.: Инфра-М, 2000. – С. 174.

[3] Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права.- М.: Дело, 1999 – С. 187.

[4] Барташев А. И. Политология. – М.: Логос, 2003  - С. 131

[5] Демидов А.И., Федосеев А.А., Основы политологии. - М.: Мысль, 2002. – С. 209.