Содержание
Введение. 3
1.Центральный Банк России, его функции, задачи на современном этапе. 4
2. Практическое задание. 12
Заключение. 13
Список литературы.. 14
Введение
Эффективное функционирование банковской системы является необходимым условием развитие рыночных отношений в России. Стабильность и независимость Центрального Банка – есть залог слаженной и бесперебойной работы всего государства. Центральный банк обеспечивает стабильность национальной валюты, осуществляет проведение денежно – кредитной политики в государстве, выполнение финансовых поручений правительства, контроль и надзор за деятельностью коммерческих кредитных организаций, тем самым обеспечивает стабильность всей финансовой системы государства. Успешная деятельность Центрального Банка во многом способствует достижению стабильности национальной валюты, и, как следствие, планомерному развитию экономики страны.
Все выше изложенное показывает актуальность написанной мною работы, важность знаний о функциях и задачах, которые стоят перед Банком России. Целью этой работы является рассмотрения функций и задач Центрального Банка России, основные направления его деятельности, а также решение практической задачи.
Исходя из поставленной цели сформулированы следующие задачи:
· Рассмотреть задачи Банка России;
· Рассмотреть денежно – кредитное регулирование Банком России экономики;
· Эмиссию Банком России наличных денег;
· Кредитование Банком России коммерческих банков;
· Кредитно – расчетное обслуживание Банком России правительства;
· Операции Банка России на открытом рынке;
· Регулирования Банком России курса национальной денежной единицы;
· Хранение Банком России золотого запаса;
· Решение практической задачи.
1.Центральный Банк России, его функции, задачи на современном этапе
Задачами деятельности Банка России являются:
· Защита и обеспечение устойчивости рубля;
· Развитие и укрепление банковской системы РФ;
· Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Прибыль не является целью деятельности Банка России.
Банк России выполняет следующие функции:
1) разрабатывает и проводит единую государственную денежно -
кредитную политику;
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует
наличное денежное обращение;
3) является кредитором последней инстанции для кредитных
организаций;
4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
5) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;
6) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
7) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций;
8) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
9) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями;
10) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;
11) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса РФ;
12) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно - кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
Рассмотрим основные направления деятельности Центрального банка России.
Осуществление денежно-кредитной политики является важнейшей функцией любого центрального банка.
Денежно-кредитная политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства.
Денежно-кредитноая политика бывает двух типов: рестрикционной и экспансионистской.
Рестрикционная денежно-кредитная политика направлена на ограничение денежно-кредитной эмиссии, ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков и повышение уровня процентных ставок.
Экспансионистская денежно-кредитная политика означает расширение масштабов кредитования, ослабление контроля за приростом количества денег в обращении, понижение уровня процентных ставок.
Денежно-кредитное регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.
Механизм денежно-кредитного регулирования включает методы, инструменты регулирования наличных и безналичных банковских операций, а также конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок и банковской ликвидностью на макро и микроуровне. Механизм денежно-кредитного регулирования зависит от форм организации банковской деятельности в стране, места, роли и функций центрального банка, степени его независимости от правительства и других факторов.
Управление совокупной денежной массой достигается центральным банком путем разработки и реализации комплекса мер на макроуровне, а также посредством регулирования операций отдельных банков или их групп.
Методы денежно-кредитного регулирования можно разделить на две большие группы: прямого контроля и рыночные.
Методы прямого контроля (административные). Они заключаются в мерах административного контроля за деятельностью банков, направленных на регулирование их способности предоставлять кредиты или инвестировать в ценные бумаги, на ограничение процентных ставок.
Рыночные (косвенные) методы. Они влияют на объекты регулирования (денежную массу, процентные ставки, валютный курс) при помощи рыночных механизмов, воздействуют первоначально на баланс самого центрального банка или процентные ставки по его операциям; используются преимущественно в финансовых системах, проходящих стадию либерализации, или в развитых.[1]
Эмиссия наличных денег представляет собой их выпуск в обращение, при котором увеличивается общая масса наличных денёг. Монополия выпуска наличных денег в каждой стране принадлежит центральному государственному банковскому органу: в России ЦБ РФ.
На основе кассовых оборотов коммерческих банков и составляемой аналитической отчетности центральный банк прогнозирует размер предполагаемой эмиссии. При этом очень важно не только определить оптимальный размер предполагаемой эмиссии, но и установить, в каких регионах ее следует проводить. Потребность в наличных деньгах юридических и физических лиц, обслуживаемых коммерческими банками, постоянно меняется.
Осуществляется следующая технология доставки наличных денег в регионы из Центра.
Эмиссию наличных денег производит ЦБ РФ и его региональные РКЦ, содержащие резервные фонды и оборотные кассы.
В резервных фондах РКЦ хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение и случае увеличения потребности хозяйства данного региона в наличных деньгах. Эти денежные знаки не считаются деньгами, находящимися в обращении. Они не совершают движения, не накапливаются в виде сокровища, не служат средством платежа, поэтому они являются резервными. В оборотную кассу постоянно поступают из нее выдаются наличные деньги от коммерческих банков. Деньги в оборотной кассе пребывают в постоянном движении; они считаются деньгами, находящимися в обращении.
Если сумма поступлений наличных денег на счете коммерческих банков превышает установленный лимит для данного РКЦ, то деньги изымаются из обращения и переходят в резервный фонд. При потребности коммерческого банка в наличности происходит обратный процесс. Со счета коммерческого банка в пределе его свободного резерва РКЦ выдает требуемую сумму наличности. РКЦ обязан обслуживать коммерческий банк бесплатно.[2]
Являясь кредитором последней инстанции, центральные банки предоставляют ссуды кредитным организациям, испытывающим временный недостаток в финансовых ресурсах.[3]
Центральный банк Российской Федерации, как правило, выделяет четыре вида кредитных ресурсов:
- целевые централизованные кредитные ресурсы;
- через кредитные аукционы;
- на неотложные нужды (рефинансирование);
- ломбардные кредиты.
Для получения централизованных кредитных ресурсов коммерческий банк направляет запрос - ходатайство Главному территориальному управлению ЦБР (ГТУ ЦБР), в РКЦ которого ему открыт корреспондентский счет. Если Главное территориальное управление ЦБР посчитает целесообразным выделение коммерческому банку централизованных кредитных ресурсов, то оно направляет соответствующую заявку (почтой или телеграфом) в Москву в ЦБР. Выделение ресурсов коммерческим банкам оформляется лимитным извещением, которое доводится до ГТУ, выславшему заявку на ресурсы.
Кредитные аукционы организуются комитетом ЦБР при участии главных территориальных управлений ЦБР. Сумма выделенного аукционного кредита передается им лимитным извещением ЦБР, возврат лимита осуществляют они же на следующий день после погашения кредитов коммерческими банками. Приобретенные коммерческие ресурсы могут быть использованы коммерческими банками-заемщиками по их собственному усмотрению, причем ЦБР не определяет уровень маржи при предоставлении кредитов через аукцион.
Кредиты ЦБ РФ на неотложные нужды предоставляются для осуществления безотлагательных платежей при условии, что отсутствует риск не возврата этого кредита и процентов в установленный срок и должны соблюдаться установленные ЦБР экономические нормативы и выполняться обязательные резервные требования. Такие кредиты предоставляются главными территориальными управлениями в пределах сумм централизованных кредитных ресурсов, выделенных им на неотложные нужды ЦБР.
Коммерческому банку ломбардный кредит предоставляется ЦБ РФ под залог ценных бумаг, преимущественно выпущенные Министерством Финансов РФ (государственные ценные бумаги) и по ломбардной процентной ставке, которую устанавливает Совет директоров банка России. Он же утверждает список ценных бумаг принимаемых в качестве заклада (ломбардный список). Ломбардный процент остается неизменным на весь срок кредита.[4]
Посредством кредитования правительства центральные банки осуществляют финансирование государственного долга и дефицита государственного бюджета.[5]
Независимо от принадлежности капитала центральный банк тесно связан с государством. В качестве банкира правительства банк выступает как его кассир и кредитор, в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств. Центральный банк осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета. Доходы правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства (министерства финансов) в центральном банке, с которого покрываются все правительственные расходы.
В условиях хронического дефицита государственных бюджетов усиливается функция кредитования государства и управления государственным долгом. Под управлением государственным долгом понимаются операции центрального банка по размещению и погашению займов, организации выплат доходов по ним, по проведению конверсии и консолидации. Центральный банк использует различные методы управления государственным долгом: покупает или продает государственные обязательства с целью воздействия на их курсы и доходность, изменяет условия продажи, различными способами повышает привлекательность государственных обязательств для частных инвесторов.
Кредиты Банка России, а также приобретение им долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджет (статья 93 Бюджетного кодекса). Заимствование средств у Центрального банка, будь то посредством прямого кредитования или через покупку Центральным банком ценных бумаг на первичном рынке, приводит к созданию денег «повышенной эффективности», что в свою очередь ведет к инфляции. Вместе с тем, приобретение ценных бумаг государства Центральным банком при их первичном размещении практически ежегодно предусматривается в законе о федеральном бюджете.
Операции на открытом рынке способствуют регулированию банковской ликвидности, процентных ставок, курса ценных бумаг, а также денежной массы в обращении.
Операции центральных, банков на открытом рынке, в отличие от других инструментов денежно-кредитной политики, оказывают быстрое корректирующее воздействие на уровень ликвидности банков и динамику денежной массы.
Особенность использования этого инструмента состоит в том, что периодичность и масштабы проведения операций определяются по усмотрению центрального банка, исходя из желаемого прогнозируемого эффекта, что делает этот инструмент наиболее гибким и оперативным в применении.[6]
Операции на открытом рынке сводятся к покупке или продаже центральным банком государственных ценных бумаг. В период высокой конъюнктуры, когда коммерческие банки особенно активно занимаются кредитованием, центральный банк выбрасывает на рынок ценных бумаг государственные облигации по выгодным ценам. Если их покупают сами коммерческие банки, это означает непосредственное сокращение объемов кредитования. Если же их покупают частные лица или фирмы, то сокращаются размеры их банковских вкладов, что опять таки влечет за собой уменьшение кредитных возможностей банков. В обоих случаях происходит сокращение денежного предложения денежной массы. Наоборот, в период спада Центральный банк занимается выкупом этих облигаций на выгодных условиях, что приводит к увеличению денежной массы. Операции на открытом рынке более гибки, к тому же минимальные резервы сродни налогам, нельзя их увеличивать до бесконечности.[7]
Защита и обеспечение устойчивости рубля по сути является задачей, на достижение которой направлена вся деятельность Банка России, все возложенные на него функции и представленные полномочия.[8]
Центральный банк, покупая или продавая иностранные валюты (девизы), воздействует в нужном направлении на изменение курса национальной денежной единицы - девизная политика. Подобные операции получили название «валютных интервенций». Приобретая за счет официальных золотовалютных резервов (или путем соглашений «своп») национальную валюту, он увеличивает спрос, а следовательно, и ее курс. Напротив, продажа центральным банком крупных партий национальной валюты приводит к снижению ее курса, так как увеличивается предложения.
Золотой запас в настоящее время утратил роль базового компонента международных резервов. Это связано с изменением принципов построения мировой валютной системы.
Сохраняемые центральным банкам крупные золотые запасы используются ими в качестве резервного фонда средств для международных платежей. При оценке стоимости золотых резервов многие страны ориентируются на рыночные цены. В связи с постоянными колебаниями цен на рынках золота властям приходится периодически проводить переоценку своих золотых запасов.
2. Практическое задание
Задача
Коммерческий банк выдал кредит в сумме 2 000 тыс. руб. Кредит обеспечен в размере 100%. Клиент допустил задержку при уплате процентов на 26 дней.
Требуется начислить резерв на возможные потери по ссудам.
Решение
Ссуды классифицируются на 4 группы:
1. стандартные
2. нестандартные
3. сомнительные
4. безнадежные
Так как просрочка кредита составляет 26 дней. Обеспечен он в размере 100%. Поэтому по параметрам он относится ко второй группе. Резерв по этой группе составляет 20%.
Следовательно резерв на возможные потери по ссудам:
200 x 20%/ 100% = 400 рублей
Заключение
Написанная мною работа позволяет сделать следующие выводы.
Задачами деятельности Банка России являются:
· Защита и обеспечение устойчивости рубля;
· Развитие и укрепление банковской системы РФ;
· Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
В соответствии с этими задачами Банк России выполняет соответствующие функции.
Исходя из поставленных задач в этой работе были рассмотрены следующие вопросы:
· Рассмотрены задачи Банка России;
· Рассмотрена денежно – кредитное регулирование Банком России экономики;
· Эмиссия Банком России наличных денег;
· Кредитование Банком России коммерческих банков;
· Кредитно – расчетное обслуживание Банком России правительства;
· Операции Банка России на открытом рынке;
· Регулирования Банком России курса национальной денежной единицы;
· Хранение Банком России золотого запаса;
· Решена практическая задача.
Список литературы
1. Ахмадиев Р.Я. Центральный банк Российской Федерации и регулирование банковской системы. – Казань.: Таглимат, 2002. – 226с.
2. Быкова Н.И. Банковская система РФ. – СПб.: СПбГУ, 2001. – 126с.
3. Голиков Ю.С. Банк России. – М.: ДеКА, 2000. - 699с.
4. Дологов С.И., Финансы, деньги, кредит. – М.: М., ЮРИСТЪ, 2000. – 784с.
5. Коробова Г.Г. Банковское дело. – М.: ЮРИСТЪ, 2002 – 751с.
6. Павлов И.П. Банковское дело. – Чебоксары.: ЧГУ, 1997. – 384с.
[1] Голиков Ю.С. Банк России. – М.: ДеКА, 2000. - 282с.
[2] Дологов С.И., Финансы, деньги, кредит. – М.: М., ЮРИСТЪ. – 83с.
[3] Ахмадиев Р.Я. Центральный банк Российской Федерации и регулирование банковской системы. – Казань.: Таглимат, 2002. – 39с.
[4] Павлов И.П. Банковское дело. – Чебоксары.: ЧГУ, 1997. – 108с.
[5] Ахмадиев Р.Я. Центральный банк Российской Федерации и регулирование банковской системы. – Казань.: Таглимат, 2002. – 39с.
[6] Голиков Ю.С. Банк России. – М.: ДеКА, 2000. - 342с.
[7] Коробова Г.Г. Банковское дело. – М.: ЮРИСТЪ, 2002 – 35с.
[8] Быкова Н.И. Банковская система РФ. – СПб.: СПбГУ, 2001. – 37с.