Содержание





1. Этапы развития логистики в экономике.. 3

2. Виды транспортных средств. Характеристика основных видов транспортных средств: преимущества и недостатки   7

Задача 29. 13

Задача 34. 13

Задача 42. 14

Список литературы... 16


1. Этапы развития логистики в экономике

В современной экономике выделяют три этапа развития логистики.

Первый этап — 60-е гг., характеризуется использова­нием логистического подхода для управления материальными потоками в сфере обращения.

В этот период начинает приходить понимание двух ключевых положений:

1.  Существующие как бы отдельно потоки материалов в производстве, хранении и транспортировании могут быть взаимоувязаны единой системой управления.

2.  Интеграция отдельных функций физического рас­пределения материалов может дать существенный экономический эффект.[1]

Задачи оптимизации физического распределения реша­лись и прежде. Например, оптимизация частоты и размера поставляемых партий, оптимизация размещения и функ­ционирования складов, оптимизация транспортных марш­рутов и графиков и т. п. Однако традиционно эти задачи решались обособленно, что в принципе не могло обеспе­чить системного эффекта, и поэтому в фирмах зачастую не придавалось должного значения решению этих задач.

Специфика логистического подхода заключается в совместном решении задач по управлению материальными потоками, например, совместное решение задач организации работы складского хозяйства и связанного с ним транспорта.

На первом этапе развития логистики транспорт и склад, прежде связанные лишь операцией погрузки или разгрузки, приобретают тесные взаимные связи. Они начинают ра­ботать на один экономический результат по единому гра­фику и по единой согласованной технологии. Тара, в кото­рой отгружается груз, выбирается с учетом применяемого транспорта; в свою очередь, характеристики перевозимого груза определяют выбор транспорта. Совместно решаются и другие задачи по организации транспортно-складского процесса. Графически степень логистической интеграции участников процесса продвижения материального потока к конечному потребителю на первом этапе развития логистики представлена на схеме 1.[2]

 













Следует отметить, что совместное решение отдельных задач по управлению материальными потоками намного сложнее их обособленного решения. Здесь зачастую требу­ются иные методы, а также иная подготовка специалистов.

Второй этап в развитии логистики приходится на 80-е гг. XX в. В этот период интеграционная основа логис­тики расширилась и стала охватывать производственный процесс.

С точки зрения развития логистики 80-е гг. характери­зуются следующим:

-         быстрый рост стоимости физического распределения;

-         рост профессионализма менеджеров, осуществляю­щих управление логистическими процессами;

-         долгосрочное планирование в области логистики;

-         широкое использование компьютеров для сбора ин­формации и контроля за логистическими процессами;

-         централизация физического распределения;

-         резкое сокращение запасов в материалопроводящих цепях;

-         четкое определение действительных издержек рас­пределения;

-         определение и осуществление мер по уменьшению стоимости продвижения материального потока до конечно­го потребителя.

Графически глубина логистической интеграции, достиг­нутая в 80-е гг., представлена на схеме 2.

   Схема 2. Второй этап развития логистики: производственный цех, транспорт и склад начинают работать как единый слаженный механизм


 
 














Здесь, как видим, к взаимодействию складирования и транспортирования начинает подключаться планирование производства. Это позволило сократить запасы, повысить качество обслуживания покупателей за счет своевремен­ного выполнения заказов, улучшить использование обору­дования.

Надпись: ПотребительНадпись: Поставщик

Схема 3. Третий этап развития логистики: совокупность участников

логистического процесса приобретает целостный характер




 
 














Третий этап относится к настоящему времени и ха­рактеризуется следующим:

-         появляются фундаментальные изменения в органи­зации и управлении рыночными процессами во всей миро­вой экономике;

-         современные коммуникационные технологии, обеспечивающие быстрое прохождение материальных и информационных потоков, позволяют осуществлять мониторинг всех фаз движения продукта: от первичного источника сы­рья вплоть до конечного потребителя;

-         развиваются отрасли, занятые оказанием услуг в сфере логистики;

-         концепция логистики, ключевым положением которой является необходимость интеграции, начинает признаваться большинством участников цепей снабжения, произ­водства и распределения;

-         совокупность материалопроводящих субъектов при­обретает целостный характер (схема 3).


2. Виды транспортных средств. Характеристика основных видов транспортных средств: преимущества и недостатки

Транспорт — одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.

Транспортная система включает автомобильный, воздушный, железнодорожный, морской, внутренний водный и трубопроводный виды транспорта. Элементами транспортной системы являются также промышленный транспорт и городской общественный транспорт. Транспорт обеспечивает получение около 8% ВВП. На транспорте занято свыше 3,2 млн. человек, что составляет 4,6% работающего населения.[3]

Каждый из данных видов транспорта выполняет в рамках транспор­тной системы России определенную функцию в соответствии со своими технико-экономическими особенностями, провозной способностью, геогра­фическими и историческими особенностями развития.

В перевозке грузов наиболее дешевыми являются трубопро­водный, морской, железнодорожный и внутренний водный транспорт, а в перевозке пассажиров — железнодорожный и автомобильный. Однако необходимо иметь в виду, что эффек­тивность использования того или иного вида транспорта необ­ходимо рассматривать в каждом конкретном случае с учетом многих факторов, таких, как вид груза, его массовость, рас­стояние перевозки, сроки доставки, транспортабельность, техни­ко-эксплуатационные условия необходимого участка пути и т.п.

В условиях России железнодорожный транспорт наиболее эффективен для перевозки массовых видов грузов на средние и дальние расстояния с высокой концентрацией грузовых потоков, а также для перевозки пассажи­ров на средние расстояния и в пригородном сообщении.

Автомобильный транспорт не может составить конкуренции железнодо­рожному в массовых межрайонных грузовых перевозках прежде всего из-за его высокой удельной энергоемкости и себестоимости перевозок, большой дальности перевозок и отсутствия современной сети автодорог высокого технического уровня.

Сфера применения автомобильного транспорта в России — внутригород­ские, пригородные и внутрирайонные грузовые и пассажирские перевозки, а также перевозки на средние и дальние расстояния ценных малотоннажных и скоропортящихся грузов.

Морской транспорт выполняет в основном внешние, экспортно-импорт­ные перевозки (в том числе все грузовые перевозки в межконтинентальном сообщении). Велика его роль в каботажных (внутренних) перевозках для северных и восточных прибрежных регионов страны.

Внутренний водный (речной) транспорт предназначен для перевозок отдель­ных массовых видов грузов на средние и дальние расстояния, а также для пассажирского сообщения (особенно пригородного). Однако в последние деся­тилетия он не выдерживает конкуренции с другими видами транспорта и практически превратился в специфический вид технологического транспорта, предназначенного для перевозки минерально-строительных материалов.

Трубопроводный транспорт, в отличие от вышеописанных универсальных видов транспорта, пока остается узкоспециализированным, предназначен­ным для перекачки на дальние расстояния жидких и газообразных продуктов ограниченной номенклатуры.

По своим функциям воздушный транспорт также относится к узкоспеци­ализированным: он осуществляет в основном пассажирские перевозки на дальние и средние расстояния, хотя и имеет большое значение в транспор­тировке ряда ценных, скоропортящихся и срочных грузов.

Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерны особенностях различных видов транспорта.[4]

Рассмотрим основные преимущества и недостатки автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, существенные с точки зрения логистики.

Автомобильный транспорт. Традиционно используется для перевозок на короткие расстояния. Прежде под короткими расстояниями понимались расстояния в 50 - 100 км. В настоящее время, в связи с прогрессом в автомобилестроении и «развитием дорожной сети, короткими считаются расстояния в пределах 200—300 км. Одно из основных преимуществ — высокая маневренность. С помощью автомобильного транспорта груз может доставляться  "от дверей до дверей" с необходимой степенью срочности. Этот вид транспорта обеспечивает регулярность поставки, а так же возможность поставки малыми партиями. Здесь, по сравнению с другими видами, предъявляются менее жесткие требования к упаковке товара.[5]

Основным недостатком автомобильного транспорта является сравнительно высокая себестоимость перевозок, плата за которые обычно взимается по максимальной грузоподъемности автомобиля. К другим недостаткам этого вида транспорта относят также срочность разгрузки,  возможность хищения груза и угона автотранспорта, сравнительно малую грузоподъемность. Автомобильный транспорт экологически неблагоприятен, что также сдерживает его применение.

Железнодорожный транспорт. Этот вид транспорта хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях. Железнодорожный транспорт обеспечивает возможность сравнительно быстрой доставки груза на большие расстояния. Перевозки регулярны.

Здесь можно эффективно организовать выполнение погрузо-разгрузочных работ.

Существенным  преимуществом  железнодорожного транспорта является сравнительно невысокая себестоимость перевозки грузов, а также наличие скидок.

К недостаткам железнодорожного транспорта следует отнести ограниченное количество перевозчиков,  а  также низкую возможность доставки к пунктам потребления, т. е. при отсутствии подъездных путей железнодорожный транс­порт должен дополняться автомобильным.

Морской транспорт. Является самым крупным перевозчиком в международных перевозках. Его основные преимущества — низкие грузовые тарифы и высокая провозная способность.

К недостаткам морского транспорта относят его низкую скорость, жесткие требования к упаковке и крепле­нию грузов, малую частоту отправок. Морской транспорт существенно зависит от погодных и навигационных условий и требует создания сложной портовой инфраструктуры.

Внутренний водный транспорт. Здесь низкие грузовые тарифы. При перевозках грузов весом более 100 т на расстояние более 250 км этот вид транспорта — самый дешевый.

К недостаткам внутреннего водного транспорта, кроме малой скорости доставки,  относят также низкую доступ­ность в географическом плане. Это обусловлено ограниче­ниями, которые накладывает конфигурация водных путей, неравномерность глубин и меняющиеся навигационные условия.

Воздушный транспорт. Основные преимущества — высшая скорость, возможность достижения отдаленных районов, высокая сохранность грузов.

К недостаткам относят высокие грузовые тарифы и зависимость от метеоусловий, которая снижает надежность соблюдения графика поставки.

Трубопроводный транспорт. Обеспечивает низкую себестоимость при высокой пропускной способности. Степень сохранности грузов на этом виде транспорта высока.

Недостатком трубопроводного транспорта является узкая номенклатура  подлежащих транспортировке грузом (жидкости, газы, эмульсии).

Выделяют шесть основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта. В таблице 1 дается оценка различных видов транспорта общего пользования по каждому из этих факторов. Единице соответствует наилучшее значение.

Таблица 1

Оценка различных видов транспорта в разрезе основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта



Вид

транспорта

Факторы, влияющие на выбор вида транспорта

время

доставки

частота отправ­лений

надежность соблюдения графика доставки груза

способность перевозить разные гру­зы

способность доставить груз в любую точку территории

стоимость перевозки

Железнодорожный

3

4

3

2

2

3

Водный

4

5

4

1

4

1

Автомобильный

2

2

2

3

1

4

Трубопроводный

5

1

1

5

5

2

Воздушный

1

3

5

4

3

5

Экспертная оценка значимости различных факторов показывает,  что при выборе транспорта, в первую очередь, принимают во внимание следующие: надежность соблюдения графика доставки; время доставки; стоимость перевозки.

Следует отметить, что данные таблицы 1 могут служить лишь для приблизительной оценки степени соответствия того или иного вида транспорта условиям конкретной перевозки. Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами, основанными на анализе всех расходов, связанных с транспортировкой различными видами транспорта.

Например, стоимость доставки 5 т дорогостоящего груза (ценность — 50 000 долл.) автомобилем составляла 1000 долл., самолетом — 3000 долл. Выбор пал на автомобиль. Однако проведенный впоследствии анализ полной стоимости показал, что плюс к провозному тарифу при автомобильной перевозке пришлось заплатить:

-         экспедитору: 5% от стоимости груза за экспедирование и охрану, т. е. 2000 долл. (при перевозке самолетом эти затраты исключались);

-              банкиру:  1,5% от стоимости груза в качестве процентов за кредит, так как перевозка автомобилем осуществлялась 15 дней, в течение которых 50 000 долл. были отвлечены в запас, что составило еще 750 долл. (, здесь 36 — годовая банковская процентная ставка за кре­дит);

-         суммарные затраты при доставке составили 3750 долл.

Выбор автомобиля, сделанный только лишь на сопоставлении тарифов, оказался неверен — самолет был вы­годнее.

Задача 29

Грузооборот  склада равен 2000 т  в месяц, 30% грузов проходит через участок комплектования. Через отправочную экспедицию за месяц проходит 800 т грузов. Сколько тонн грузов проходит  в месяц  напрямую из участка хранения на участок погрузки?

Принять во внимание, что из участка комплектования в отправочную экспедицию в месяц поступает 400 тонн груза

РЕШЕНИЕ

1) 2000*0,3 = 600 (т) – проходящего через участок комплектования;

2) 2000-600-400 = 1000 (т) – проходит  в месяц  напрямую из участка хранения на участок погрузки.

ОТВЕТ

1000 тонн грузов проходит  в месяц  напрямую из участка хранения на участок погрузки.


Задача 34

Определить уровень сервиса, если общий список услуг, которые могут быть оказаны фирмой в процессе поставки товаров:

номер услуги

время оказания

номер услуги

время оказания

номер услуги

время оказания

номер услуги

время оказания

1

0,5

9

1

17

1

25

3

2

1

10

1

18

4

26

2

3

2

11

2

19

4

27

0,5

4

2

12

1

20

2

28

0,5

5

1

13

3

21

0,5

29

4

6

0,5

14

2

22

0,5

30

1

7

4

15

0,5

23

1

31

0,5

8

0,5

16

1

24

0,5

32

2

Перечень услуг, фактически оказываемых фирме:

номер услуги

3

9

15

21

27

29

30

время оказания

2

1

0,5

0,5

0,5

4

1

РЕШЕНИЕ

Добавим в таблицы вспомогательные величины:

номер услуги

время оказания

номер услуги

время оказания

номер услуги

время оказания

номер услуги

время оказания

сумма

1

0,5

9

1

17

1

25

3


2

1

10

1

18

4

26

2


3

2

11

2

19

4

27

0,5


4

2

12

1

20

2

28

0,5


5

1

13

3

21

0,5

29

4


6

0,5

14

2

22

0,5

30

1


7

4

15

0,5

23

1

31

0,5


8

0,5

16

1

24

0,5

32

2


сумма

11,5

11,5

13,5

13,5

50


номер услуги

2

6

10

13

14

22

28

сумма

время оказания

2

1

0,5

0,5

0,5

4

1

9,5


Тогда, по определению, уровень сервиса  .

ОТВЕТ

Уровень сервиса 18%.

 

Задача 42

На территории района имеется 8 магазинов, торгующих продовольственными товарами. Необходимо определить местоположение распределительного склада. Магазины имею следующие координаты (км) и товарооборот (тонн в месяц):

Номер магазина

1

2

3

4

5

6

7

8

Х

95

80

50

35

70

15

65

10

Y

45

45

40

35

20

40

60

30

Товарооборот, т/мес.

15

10

25

65

35

40

40

15


Пользуясь приведенными в методических указаниях к задаче формулами, необходимо найти координаты (;) точки на местности для размещения распределительного склада и указать эту точку на чертеже.

РЕШЕНИЕ

;    ,  где  – товарооборот  i-го потребителя.


Решение оформим во вспомогательной таблице:


Номер магазина

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Х

95

80

50

35

70

15

65

10

420

Y

45

45

40

35

20

40

60

30

315

Товарооборот, т/мес.   Г

15

10

25

65

35

40

40

15

245

Х×Г

1425

800

1250

2275

2450

600

2600

150

11550

Y×Г

675

450

1000

2275

700

1600

2400

450

9550


Тогда координаты склада:

Х = 11550/420 = 47,1 км.

У = 9550/420=39,0 км.

Чертеж к задаче выглядит следующим образом:

Список литературы

1.   Гаджинский А.М. Логистика: учебник для ВУЗов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2003.

2.   Костоглодов А.А., Омельченко И.Н. Основы логистики: Уч. Пособ. – М.: Издательство МГТУ, 2002.

3.   Плоткин Б.К. Введение в коммерцию и коммерческую логистику: Уч.пособ. – СПб.: Изд-во С-Петербург ун-та экономики и финансов, 2003.

4.   Смехов А.А. Основы транспортной логистики: Учебник. – М.: Транспорт, 2003.

5.   Чудаков А.Д. Логистика: Учебник. – М.: издательство РЛД, 2001.





[1] Костоглодов А.А., Омельченко И.Н. Основы логистики: Уч. Пособ. – М.: Издательство МГТУ, 2002. – с. 47.

[2] Гаджинский А.М. Логистика: учебник для ВУЗов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2003. – с. 34.

[3] Смехов А.А. Основы транспортной логистики: Учебник. – М.: Транспорт, 2003. – с. 37.

[4] Плоткин Б.К. Введение в коммерцию и коммерческую логистику: Уч.пособ. – СПб.: Изд-во С-Петербург ун-та экономики и финансов, 2003. – с. 274.

[5] Гаджинский А.М. Логистика: учебник для ВУЗов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2003. – с.198.