Вариант 1

Содержание

Экономическая сущность налогов.. 3

Порядок исчисления и уплаты НДС в бюджет.. 12

Задача.. 21

Список литературы... 22


Экономическая сущность налогов

Строго говоря, налог может быть рассмотрен не только с позиции его правовой природы, но и с позиции юридической техники. В принципе, между данными подходами не может быть противоречий, так как законы (в нашем случае НК РФ, где даются определения налога и сбора) не должны противостоять праву, т.е. быть "беззаконными".

Право парламента утверждать налог есть выражение права народа соглашаться на его уплату. С этой позиции изучается правовая природа налога.

Непосредственное взимание налога согласовывается с парламентом как с представителем народа, но не согласовывается с каждым отдельным членом общества. Например, согласно ст.3 Федерального конституционного закона от 10.01.1995 N 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" на всероссийский референдум не могут выноситься вопросы о налогах и бюджете.[1]

Тем самым главная черта налога - односторонний характер его установления. Налог взимается в целях покрытия общественных потребностей, которые стоят отдельно от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика. С этой позиции налог является индивидуально безвозмездным. Государство, взимая налоги, не дает за них непосредственного вознаграждения плательщику. Именно поэтому из понятия "налог" следует исключить всякий элемент взаимности услуг. Отметим, что налог является экономической категорией. Следовательно, необходимо учитывать, что данные односторонние, индивидуально безвозмездные пожертвования являются экономическими. На практике существуют и личные пожертвования, например служба в форме воинской повинности, но с экономической категорией данное пожертвование ничего общего не имеет.

Налог является не только экономической, но и финансовой категорией. Любая финансовая категория (например, процент по кредиту) характеризуется тем, что движение стоимости происходит на безвозвратной основе. Следовательно, налог как финансовая категория должен удовлетворять условию безвозвратности. Возврат налога возможен в случае его переплаты или в качестве льготы, но данные условия определяются государством в одностороннем порядке и не влияют на характер платежа в целом.

Не все обязательные платежи, взимаемые на основе безвозвратности и безвозмездности, являются налогами. Например, взимаемые по приговору или решению суда штрафы в пользу третьих лиц или государства, хотя и отвечают этим характеристикам, налогами не являются.

Правовым регулированием экономических общественных отношений занимается гражданское право. Если налог относится не ко всем экономическим отношениям, а к финансовым, подлежат ли данные отношения регулированию гражданским законодательством? В соответствии с п.3 ст.2 Гражданского кодекса РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Таким образом, налоговые отношения в отличие от частноправовых имеют властный характер. Принципы данных отношений полностью противоположны принципам гражданского оборота. Согласно абз.1 ст.2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации.[2]

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 N 20-П отмечается, что требования налоговых органов и налоговые обязательства налогоплательщика следуют не из договора, а из закона. Налоговое правоотношение носит односторонний характер, где стержневым юридическим элементом выступает, с одной стороны, обязанность налогоплательщика уплатить законно установленные налоги и сборы и, соответственно, с другой - право государства в лице налоговых органов требовать своевременной и полной их уплаты.

Следовательно, такие нормы-принципы гражданского права, как "неприкосновенность собственности" и "свобода договора", не применяются в налоговом законодательстве. "О налогах не договариваются" - главный принцип налогового права. Исключением можно считать используемые в сфере налогообложения некоторые договорные формы. Речь идет о соглашениях, связанных с изменением срока уплаты налогов и сборов, а также с залогом и поручительством как средствами обеспечения исполнения налоговой обязанности. Таким образом, методом налогового права является метод властных предписаний. Приводным механизмом налогообложения может быть только принуждение.

Возможность уплаты налога одним лицом за другое ограничивается случаями, прямо указанными в НК РФ (налоговые агенты, наследники налогоплательщика, правопреемники по реорганизуемым организациям), и осуществляется исключительно за счет имущества самого налогоплательщика. Какие-либо соглашения об уступках или переводе налоговых обязанностей между налогоплательщиком и третьими лицами - так называемая налоговая оговорка - являются ничтожными и не порождают правовых последствий.

Налог определяет для налогоплательщика меру его обязанностей, а для государственного налогового органа - меру дозволенных действий. Принудительный характер налога не мешает рассматривать налог как способ защиты частной собственности от незаконных требований казны.

Законодательное определение налога дается с целью указать признаки данного платежа и ограничить возможности органов власти самостоятельно устанавливать платежи, которым свойственны подобные черты. Были случаи, когда органами власти вводились обязательные платежи, которые были налоговыми по сути, но неналоговыми по названию. Такие платежи называются "поборами". Оспорить законность таких поборов при отсутствии четкого определения понятия "налог" достаточно сложно.

Плательщиком налога является собственник, а не гражданин. Уплата налога - социальная обязанность, вытекающая из права частной собственности. При налогообложении собственности под равенством понимается экономическое равенство плательщиков, за основу которого берется фактическая способность к уплате налога на основании сравнения экономических потенциалов.

Следует отметить, что в данном определении собственность отчуждается у юридических и физических лиц. В соответствии с п.2 ст.11 НК РФ под организацией в налоговом праве понимается не только юридическое лицо, но и иностранные юридические лица, их филиалы и представительства, а под "лицом" - организация и (или) физическое лицо. Таким образом, собственность отчуждается у организаций и физических лиц. Так будет корректнее.

В определении отмечается, что налог обеспечивает платежеспособность субъектов публичной власти. Воздействие на поведение налогоплательщика для получения социально значимого результата не может быть основной целью налога. Строго говоря, любой налог способен выполнять регулирующую роль. Для этого устанавливаются налоговые льготы либо ужесточается режим налогообложения. Принципиальное отличие платежей, которые воздействуют на поведение плательщика (иногда их называют "регулирующими налогами"), состоит в том, что они побуждают его отказаться от занятия деятельностью, подрывают собственную базу, сокращают число плательщиков, снижают доходы бюджета. Поскольку такие платежи не имеют финансовой цели, они не являются налогами в строгом смысле слова.

Налоги поступают в пользу субъектов публичной власти, т.е. для финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Этим фактом они отличаются от платежей, взимаемых на тех же условиях, но установленных в экономических или социальных интересах в пользу юридических лиц публичного или частного права, не являющихся государственными или местными органами государственной власти. Такие платежи называются "парафискалитетами" и взыскиваются, например, в пользу различных технических и профессиональных организаций также на основе принуждения, поэтому их установление, как и установление налогов, возможно только законодательным путем (во Франции, например, возможно устанавливать данные парафискалитеты актами органов исполнительной власти).

Из определения налога видно, что целью его взимания является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода. Данное положение корреспондирует с бюджетным законодательством. В соответствии с абз.2 ст.35 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) доходы бюджета не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета.

Из каждого правила есть исключения. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 11.11.1997 N 16-П отмечено, что "как правило, налоговые платежи при внесении их в бюджет не имеют целевого назначения. Совершение государственных расходов не должно быть обусловлено поступлением отдельных налоговых платежей. Вместе с тем в определенных случаях налоговый платеж может носить целевую направленность, обусловленную интересами определенных групп населения, отраслей хозяйства или ведомств. Так, в соответствии со ст.44 Закона РФ от 01.04.1993 "О государственной границе Российской Федерации" средства, полученные от взимания сбора за пограничное оформление, поступают в целевой федеральный бюджетный фонд развития Федеральной пограничной службы".[3]

Интерес к данному Постановлению объясняется и тем, что в определении понятия "налог" Конституционный Суд РФ опередил законодателя. Он указал, что налоговый платеж - это основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности.

До вступления в силу части первой НК РФ (1 января 1999 г.) фактически все обязательные платежи в бюджеты объединялись законодателем понятием "налоговая система". Статья 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон об основах налоговой системы) устанавливала, что под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Далее законодатель указывал, что совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему.

Включение "других платежей" в сферу правового регулирования налогового законодательства не оставляло сомнения в их налоговом характере. Примечательно, что в тексте указанного Закона все вышеперечисленные платежи охватывались понятием "налог", используемым как обобщающая категория. Таким образом, действовавшее до принятия НК РФ налоговое законодательство подразумевало под налоговыми платежами практически всю совокупность бюджетных доходов.

С принятием НК РФ и БК РФ налоги и сборы как правовые категории были нормативно отделены от иных (неналоговых) платежей. В частности, п.1 ст.41 БК РФ четко разграничены налоговые и неналоговые платежи. При этом к налоговым доходам отнесены все предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

В настоящее время термином "налоговые платежи" охватываются только два вида обязательных бюджетных платежей - налоги и сборы.

В действующем налоговом законодательстве также закреплено определение налога. В соответствии с п.1 ст.8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В данном определении уточнено, что налог взимается с организаций и физических лиц и форма платежа обязательно является денежной. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Средство платежа - валюта Российской Федерации. В качестве исключения согласно п.3 ст.45 НК РФ иностранными организациями, физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.[4]

Применительно к специальным налоговым режимам предусматривается натуральная форма. Следует сразу отметить, что любой специальный налоговый режим налогом не является и не входит в налоговую систему России. Согласно п.2 ст.13 Федерального закона от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" по согласованию сторон налог на прибыль может уплачиваться инвестором в натуральной или стоимостной форме. Подобная система налогообложения при выполнении концессионных договоров и соглашений о разделе продукции относится к специальным налоговым режимам, закрепленным в ст.18 НК РФ.

Согласно п.5 ст.3 НК РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. Смысл заключается в том, что платеж независимо от данного ему названия должен оцениваться по существу, с учетом характеристик налога, указанных в законе.

В действующем определении налога отсутствует положение относительно регулярности налогового платежа, однако именно данным элементом любой налог отличается от такого понятия, как "сбор".

В определении налога, приведенном в ст.8 НК РФ, не указано, что налог должен быть установлен в законодательном порядке, что является недостатком данного определения.

Сущность налога состоит именно в отчуждении принадлежащих частным лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств. Данный момент вызвал наибольшее число споров. Так, В.Г. Пансков отмечает, что "взимание налогового платежа в форме отчуждения принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств противоречит Конституции РФ, поскольку согласно Основному закону страны лишение имущества может быть произведено только лишь по решению суда".

В практике Конституционного Суда РФ уже возникал вопрос о законности принудительного изъятия налога в бесспорном порядке. Не нарушается ли при этом закрепленный в ст.35 Конституции РФ принцип неприкосновенности частной собственности, согласно которому никто не может быть лишен своей собственности иначе как по решению суда, а принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (реквизиция)?

В Постановлении N 20-П Конституционный Суд РФ отметил, что право частной собственности не является абсолютным и может быть ограничено в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязанность платить налоги имеет особый, публично-правовой (не частноправовой) характер, что обусловлено публично-правовой природой государства и государственной власти. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права других лиц и государства. Взыскание налога - не произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

В последнее время становится модным говорить о первичности права собственности перед налогообложением. Однако, если рассматривать налоговые отношения не изолированно, а вкупе с бюджетными, становится очевидным, что налогоплательщику противостоит здесь не только (и не столько) государство, устанавливающее и взимающее налоги, а бюджетополучатель - конечная инстанция налоговых платежей. Иными словами, праву собственности частного лица противостоит право другого частного лица на определенный уровень жизни, обеспечиваемый бюджетным финансированием. Итак, право собственности в аспекте налогообложения ограничивается в конечном счете правами других лиц (бюджетополучателей) получать свою долю национального дохода посредством перераспределения.

Таким образом, налог - обязательный, регулярный, индивидуально безвозмездный, обеспеченный государственным принуждением, не носящий характера наказания и контрибуции платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.[5]


Порядок исчисления и уплаты НДС в бюджет

В статье ст.166 Налогового кодекса РФ представлены общие принципы исчисления налога, которыми должны руководствоваться все плательщики НДС при совершении соответствующих хозяйственных операций. Кроме того, в п.7 данной статьи содержится чрезвычайно важное правило, которое устанавливает:

"В случае отсутствия у налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов налогообложения налоговые органы имеют право исчислять суммы налога, подлежащие уплате, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам".

Данное правило должно применяться только при установлении факта отсутствия бухгалтерского учета у налогоплательщиков, которые обязаны его вести, или учета объектов налогообложения, для иных налогоплательщиков.

В пункте 1 ст.166 Налогового кодекса РФ установлен порядок определения сумм НДС по следующим операциям:

- при реализации обычных товаров (работ, услуг);

- по договорам финансирования под уступку денежного требования или уступки требования (цессии);

- по договорам поручения, договорам комиссии или агентским договорам;

- по транспортным перевозкам и реализации услуг международной связи;

- при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса;

- при совершении операций по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд и выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления;

- при получении сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).

Сумма налога при определении налоговой базы по перечисленным выше операциям исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

Фактически это означает, что исчисленную налоговую базу следует умножить на соответствующую налоговую ставку - 0%; 9,09%; 10%; 15,25% и 18%. Полученный показатель и будет определять процентную долю налоговой базы соответствующей налоговой ставки.

Общая сумма налога согласно п.2 ст.166 Налогового кодекса РФ представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с вышеуказанным порядком.

Кроме того, общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг) исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения, момент определения налоговой базы при реализации которых относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

Не исчисляется общая сумма налога иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика. Сумма налога исчисляется отдельно по каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ в соответствии с общим порядком, рассмотренным выше. Отметим, что налог исчисляет и уплачивает российский налогоплательщик, на которого возложены функции налогового агента. Особенности уплаты налога налоговыми агентами рассмотрены в главе 13 настоящего издания.

При ввозе товаров на таможенную территорию РФ сумма НДС исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, исчисленной по указанным товарам.

Согласно п.3 ст.160 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется отдельно по каждой группе товаров одного наименования, вида и марки, ввозимой на таможенную территорию РФ. При этом в составе одной партии налоговая база определяется отдельно в отношении подакцизных и неподакцизных товаров. Также отдельно определяется налоговая база в случае, если в составе партии ввозимых на таможенную территорию РФ товаров присутствуют продукты переработки товаров, ранее вывезенных с таможенной территории РФ для переработки вне таможенной территории РФ. Таким образом, предусмотрены три основания для раздельного подсчета налоговой базы.

В соответствии с п.5 ст.166 Налогового кодекса РФ в указанных выше случаях по каждой из указанных налоговых баз НДС исчисляется отдельно. При этом общая сумма налога исчисляется как сумма, полученная в результате сложения НДС, исчисленного отдельно по каждой из таких налоговых баз.

В пункте 6 ст.166 Налогового кодекса РФ установлено, что НДС по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по нулевой налоговой ставке, исчисляется отдельно по каждой такой операции в соответствии с общим порядком.

В соответствии с п.1 ст.173 Налогового кодекса РФ сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов (за исключением налоговых вычетов, по операциям, облагаемым по нулевой ставке) общая сумма налога, исчисляемая в установленном порядке, исходя из налоговой базы (ст.166 НК РФ).[6]

Налог в бюджет = Налог (ст.166) - Вычет (ст.171),

где

Налог в бюджет - сумма налога, подлежащего уплате в бюджет;

Налог (ст.166) - сумма налога, исчисленная по правилам ст.166 НК РФ;

Вычет (ст.171) - сумма налоговых вычетов, предусмотренных ст.171 НК РФ

Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную исходя из налоговой базы, то положительная разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога, исчисленного по операциям, признаваемым объектом налогообложения (подп.1-2 п.1 ст.146 Налогового кодекса РФ), подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст.176 Налогового кодекса РФ.

Указанная разница не подлежит возмещению в случае, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Прежде всего, отметим, что сумма НДС по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по нулевой налоговой ставке, исчисляется отдельно по каждой операции. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по указанным операциям, определяется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму соответствующих налоговых вычетов сумма налога, исчисляемая по соответствующей налоговой базе. Условно общую сумму налога, подлежащего уплате в бюджет, можно представить как сумму следующих показателей:

Налог 1 в бюджет = (Налог 1 (ст.166) - Вычет 1 (ст.171))

Налог 2 в бюджет = (Налог 2 (ст.166) - Вычет 2 (ст.171))

Налог 3 в бюджет = (Налог 3 (ст.166)- Вычет 3 (ст.171))

где,

Налог 1 в бюджет

Налог 2 в бюджет - сумма налога по каждой операции.

Налог 3 в бюджет

Превышение сумм налоговых вычетов над суммами налога, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст.176 Налогового кодекса РФ.

Особенностью данных операций является то, что сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется непосредственно с налоговой базы без учета вычетов. Просто вычетов в данных случаев не предусмотрено.

1) Сумма налога, подлежащая уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, исчисляется в соответствии с п.5 ст.166 Налогового кодекса РФ.

2) При реализации товаров (работ, услуг) иностранными организациями, не состоящими на налоговом учете, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами за счет средств, подлежащих перечислению налогоплательщику или другим лицам, указанным налогоплательщиком.

В пункте п.5 ст.173 Налогового кодекса РФ рассмотрена ситуация, когда лица, освобожденные от НДС, выставляют покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога. К данным лицам относятся:

1) организации и индивидуальные предприниматели, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;

2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

Если такая ситуация имеет место, то эти лица обязаны уплатить налог в бюджет. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг). Следует учесть, что право на какой-либо вычет для подобных случаев не предусмотрено.

В ст.174 Налогового кодекса РФ рассмотрен порядок и сроки уплаты налога в бюджет. Анализ положений, предусмотренных данной статьей, позволяет сделать вывод о том, что при исчислении НДС имеется общий порядок и сроки уплаты налога в бюджет и специальный порядок.

В соответствии с п.1 ст.174 Налогового кодекса РФ уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения (за исключением таможенного НДС), на территории РФ производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

При ввозе товаров на таможенную территорию РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством.

Уплата налога лицами, освобожденными от уплаты НДС в случае выставления им счетов-фактур с НДС (п.5 ст.173 Налогового кодекса РФ), производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики и налоговые агенты, в том числе указанные в предыдущем пункте лица, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В пункте 6 ст.174 Налогового кодекса РФ введено специальное правило уплаты налога. Согласно этому правилу налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими 1 млн. рублей, вправе уплачивать налог исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнении, в том числе для собственных нужд, работ, оказании, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Иными словами, специальный порядок уплаты НДС предусмотрен для налогоплательщиков, у которых налоговый период составляет квартал.

Данные налогоплательщики представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Применение данного правила на практике может привести к возникновению спорных ситуаций, поскольку имеется целый ряд вопросов, которые не нашли своего отражения в Налоговом кодексе.

Во-первых, вопрос о том, что входит в налоговую базу, которую следует рассматривать для перехода на ежеквартальный срок уплаты налога. Если читать буквально, то речь идет только о сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг). Следовательно, все иные налоговые обязательства (НДС при ввозе, НДС, уплачиваемый за иностранные организации, суммы авансов и предоплат, НДС со штрафов и т.д.) в расчете не должны учитываться.

Во-вторых, следует ли при расчете ежемесячной выручки учитывать операции, облагаемые по нулевой ставке, в частности экспортные операции. По нашему мнению, данные операции должны учитываться обособленно и не входить в общий расчет. Связано это с тем, что в соответствии с п.7 ст.164 Налогового кодекса РФ по указанным операциям в налоговые органы налогоплательщиком представляется отдельная налоговая декларация.

С учетом изложенного представляется, что вполне соответствует требованиям Налогового кодекса случай, когда налогоплательщик по выручке от реализации на территории РФ будет подавать декларацию и уплачивать налог по ежеквартальным расчетам, а по всем остальным операциям подавать декларацию и уплачивать налог (или получать возмещение) по ежемесячным расчетам.

В-третьих, налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Однако в ситуации, когда в первые два месяца ежемесячная сумма выручки не превышала 1 млн. руб., а в третий месяц она этот предел превысила, последствия для налогоплательщика нетрудно предсказать. Так как обычный налоговый период согласно ст.163 Налогового кодекса РФ составляет один месяц, то следует за каждый месяц подать уточненную декларацию, доначислить пени и, соответственно, доплатить налог и пени в бюджет. Более того, не исключен штраф за несвоевременную подачу декларации. А если эту мысль развить дальше и представить, что превышение лимита установлено по результатам налоговой проверки, то тяжесть неблагоприятных финансовых последствий лишь возрастет.

С учетом изложенного рекомендуем переход на ежеквартальный механизм оплаты производить с учетом вышеуказанных последствий. Особенно это касается предприятий, ежемесячный объем выручки которых находится так сказать "на грани" 1 млн. руб.[7]

Согласно ст.177 Налогового кодекса РФ сроки и порядок уплаты налога при ввозе товаров на таможенную территорию РФ устанавливаются таможенным законодательством РФ с учетом положений главы 21 НК РФ.

С 1 января 2004 года установлен следующий порядок.

В случаях реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата налога производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам.

Банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу указанных налогоплательщиков, если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога.

До 1 января 2004 года применялся следующий порядок.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, по итогам налогового периода, в котором произошла соответствующая реализация товаров (работ, услуг), по месту своего нахождения. Несмотря на то, что точного срока уплаты НДС в бюджет для налоговых агентов не установлено, предполагается, что они должны уплачивать налог в общем порядке (не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом).


Задача

Работник 1 февраля получил на предприятии ссуду под 7% годовых на 8 месяцев. Размер ссуды 40 000 рублей. Ставка рефинансирования ЦБ РФ на 1 февраля составляла 36%, а с 1 июня – 30%.

Определить сумму материальной выгоды и сумму налога на доходы физических лиц.

Решение:

Материальная выгода определяется в данном случае, как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора;

Налоговая ставка устанавливается в размере 35 процентов в отношении доходов от суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 212 Налогового Кодекса.

40 000 * 7% / 12 * 8 = 1866,67 руб. – сумма процентов в соответствии с условиями договора.

40 000 * (36% * ¾ ) /12 * 8 = 7200 руб. – сумма процентов исчисленная исходя из действующей ставки рефинансирования

7200 – 1866,67 = 5 333,33 руб. – сумма экономии на процентах.

5 333,33 * 35% = 1 866,67 руб. – сумма налога на доходы физических лиц.

Список литературы

1.     Брызгалин А.В. Справедливость как основной принцип налогообложения // Финансы. - 2004. - N 8. - С. 29.

2.     Гуреев В.И. Правовые проблемы совершенствования налоговой системы России: Дисс. д - ра юр. наук. - М., 2003. - С. 29 - 30.

3.     Налоги: Учебное пособие / Под. ред. Д.Черника. - М.: Финансы и статистика, 2004г.

4.     Осетрова Н.И. К вопросу о сущности и определении налогов // Налоговый вестник. - 2000. - N 6.

5.     Соловьев В. "Публичное" и "частное" в налоговом праве // Законодательство и экономика. - 2002. - N 8. - С. 31.




[1] Осетрова Н.И. К вопросу о сущности и определении налогов // Налоговый вестник. - 2000. - N 6. - С. 150.


[2] Гуреев В.И. Правовые проблемы совершенствования налоговой системы России: Дисс. д - ра юр. наук. - М., 2003. - С. 29 - 30.


[3] Брызгалин А.В. Справедливость как основной принцип налогообложения // Финансы. - 2004. - N 8. - С. 29.


[4] Осетрова Н.И. К вопросу о сущности и определении налогов // Налоговый вестник. - 2000. - N 6. - С. 158.


[5] Брызгалин А.В. Справедливость как основной принцип налогообложения // Финансы. - 2004. - N 8. - С. 29.


[6] Налоги: Учебное пособие / Под. ред. Д.Черника. - М.: Финансы и статистика, 2004г. -С. 209


[7] Налоги: Учебное пособие / Под. ред. Д.Черника. - М.: Финансы и статистика, 2004г.- С.210