Содержание


Введение. 3

1. Сущность и структура общества как системы.. 5

2. Теории индустриального общества. 6

3. Теория информационного общества. 9

4. Типология обществ. 11

Заключение. 14

Список литературы.. 15


Введение

 

Мы все часто бросаемся налево и направо словом "общество", не задумываясь над его смыслом. Для социологии же это понятие является базовым, именно с него начинаются дискуссии об объекте и предмете науки. Любому здравомыслящему человеку весьма полезно знать, что такое общество, по каким законам оно живет, на какие типы делится и как вести себя в обществе.

С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими благами, а другим отказано во всем?

Поиск ответов на эти и иные вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует.

Толчком к исследованию социальных вопросов общества как целостной системы послужило развитие производства. Используя естественные ресурсы, расширяя таким путем сферу производства, люди столкнулись с ограниченностью этих ресурсов, в результате чего единственным способом увеличения производительности стало рациональное использование рабочей силы, или, другими словами, людей, занятых в производстве материальных благ. Если в начале XIX в. производители служили дополнением к ресурсам и механизмам, и только механизмы надо было изобретать и совершенствовать, то в середине века стало очевидным, что сложной техникой могут управлять лишь грамотные, заинтересованные в своей деятельности люди. Кроме того, усложнение всех сфер жизнедеятельности людей поставило проблемы осуществления взаимодействия между ними, управления этими взаимодействиями и создания социального порядка в обществе. Когда эти проблемы были осознаны и поставлены, возникли предпосылки формирования и развития науки, изучающей ассоциации людей, их поведение в этих ассоциациях, а также взаимодействия между людьми и результаты таких взаимодействий.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей общества как социальной системы


1. Сущность и структура общества как системы


В понятие общества входят: социальная структура (скелет), статусы (ступеньки в общественной лестнице), роли (схемы поведения) и т.д.[1]

Основой общества является социальная структура. Образно говоря, социальная структура - это скелет общества. Это совокупность социальных институтов, социальных ролей и статусов и так далее. Структуру сразу не видно. Допустим, вы заходите в большую поликлинику и видите море народа. "Толпа" - подумаете вы. Но на самом деле за "беспорядочным" мельтешением скрывается жесткая социальная структура медицинского коллектива. Конт и Спенсер сравнивали человеческое общество с организмом. Образно говоря, правительство - мозг, глаза и уши - наука, язык - средства массовой информации, сердце - экономика. Все увязано в единую структуру, иначе общество превратится в медузу.

У каждого человека есть множество потребностей (желание есть, спать, отдохнуть, общаться, самовыражаться). У общества, как и у людей - живых "клеточек" общества, тоже великое множество потребностей. Если потребности отдельного человека и общества совпадают, то это фундаментальные потребности. Они удовлетворяются при помощи систематического труда миллионов людей, специализирующихся на выполнении важных функций. Например, защита страны от врагов (армия и полиция), добывание средств существования (экономика), обучение молодого поколения (школы, колледжи и вузы), воспроизводство людей (семья) - это фундаментальные потребности. В исполнении этих главных интересов заинтересовано большинство населения.

Но сегодня, в отличие от древних времен, один человек не сможет самостоятельно удовлетворить все свои потребности. Поэтому за миллионы лет люди постепенно, сами того не заметив, создали специальные системы, которые помогли людям улучшить жизнь. Такие особые системы называются социальными институтами.

2. Теории индустриального общества


 

Теория "индустриального общества"  возникла  в  40-х  гг.  ХХ  в.  Ее родоначальником можно считать американского экономиста П. Дракера,  который опубликовал ряд трудов: "Будущее индустриального человека"  (1942),  "Новое общество. Анатомия индустриального строя" (1949) и др.[2]

Капиталистическое общество XIX в. Дракер называет "предындустриальным". Появление индустриального общества он связывает с  ХХ в., с появлением и ростом корпораций.

"Свободное  индустриальное  общество",  по  Дракеру,  есть  сочетание следующих  элементов: 

1)   машинизированное   массовое   производство   со специализацией и интеграцией работ в рамках крупных корпораций;

2)  частная собственность на  средства  производства  и  деление  хозяйства  страны  на автономные предприятия;

3) сосредоточение управления предприятиями в  руках менеджеров;

4) координация деятельности различных  хозяйственных  единиц  и отраслей через рынок, играющий роль регулятора производства и обмена.

В  50-х  гг.  теория   индустриального   общества   находит   широкое распространение, однако наиболее законченное и  развернутое  выражение  эта теория получила в трудах американского социолога  и  экономиста  У. Ростоу, французского социолога Р. Арона и американского экономиста Дж. Гэлбрейта.

"Стадии экономического роста" У. Ростоу. Так называлась книга Ростоу, вышедшая в 1960 г. Замысел автора - противопоставить  марксистскому  учению об историческом процессе развития общества  свою  концепцию.  Марксистскому делению общества на пять исторических формаций  он  противопоставляет  свое деление на следующие пять  стадий  экономического  роста[3]: 

1)  традиционное общество;

2) подготовка предпосылок для взлета или подъема; 

3)  взлет  или подъем;

4) движение к зрелости;

5) эра высокого массового потребления.

Традиционное общество, по Ростоу, характеризуется примитивной  ручной техникой, незначительными размерами производства на душу населения, высоким удельным весом сельского хозяйства в производстве, иерархической социальной структурой и наличием политической власти в руках землевладельцев.

Вторая стадия - характеризуется  проникновением  научных  открытий  в производство,  расширением  национальных  и  мировых  рынков,   накоплением капиталов, появлением нового типа предприимчивых людей и т.п.

Третья стадия - подъем. Она характеризуется тем, что резко повышается технологический уровень промышленности и  сельского  хозяйства,  образуется капитал общехозяйственного назначения, увеличивается число  фабрик,  растут города и новый промышленный класс.

Пятая стадия -  век  высокого  массового  потребления.  Здесь  Ростоу показывает  экономику  современного  капитализма,   полностью   подчиненную задачам личного потребления, в ней нет ни погони за максимальной  прибылью, ни концентрации капитала, ни господства монополии, ни эксплуатации рабочего класса.

Аналогичная теория была выдвинута  в  начале  70-х  гг.  американским социологом Д. Беллом в работе  “Приход  постиндустриального  общества”.  Он противопоставляет   формационному   подходу    свой    подход.    Социально экономические изменения, по Д. Беллу, происходят одновременно с изменениями в производстве и использовании научно-технических знаний.  Ученый  выделяет три составляющие общества: социальная структура, государственное устройство и культура. Общество движется  от  доиндустриального  к  индустриальному  и затем к постиндустриальному обществу. Доиндустриальное общество  отличается неразвитыми  производительными  силами,  необходимостью   непосредственного обращения к природе как к источнику средств  существования.  Индустриальное общество  организовано  на  основе  машинно-промышленного  производства.  По первым двум стадиям у Д. Белла нет принципиального расхождения с У. Ростоу. Однако  Д.  Белл  выделяет   еще   одну   стадию,   которую   он   называет постиндустриальное   общество   и   которая   характеризуется    следующими признаками:

1)  центр  тяжести  перемещается  с  производства  товаров  на производство услуг;

2) важную роль в экосистеме  играют  научные  знания  и нововведения;

3) главное место  в  профессиональной  структуре  принадлежит специалистам

Концепция   "индустриального   общества"   Р. Арона.    В    наиболее систематизированном виде концепция Арона изложена в его книгах  "18  лекций об индустриальном обществе" (1962) и "Три очерка об  индустриальной  эпохе" (1966).

Арон выделяет следующие пять типичных черт индустриальной  экономики:

1) предприятие полностью отделено от  семьи; 

2)  промышленное  предприятие вводит своеобразный способ разделения труда; 

3)  промышленное  предприятие предполагает  накопление  капитала; 

4)  всякое   индустриальное   общество строится на строгом экономическом  расчете; 

5)  во  всяком  индустриальном обществе, каков бы ни был  статус  собственности  на  орудия  производства, имеется концентрация рабочих.

Наиболее  разработанный  вариант  теории  индустриального  общества принадлежит американскому экономисту Джону Гэлбрейту.  Среди  основных  его работ:  «Общество  изобилия»,  «Новое  индустриальное   общество»   (1967), «Экономическая теория и общественные цели» (1973).

В  своей  концепции  Гэлбрейт  выделяет   такие   характерные   черты индустриального общества, как  функционирование  «индустриальной  системы», ведущий институт — корпорация,  активная  роль  государства,  использование планирования, слияние крупных корпораций с государством.

Гэлбрейт  вводит  понятие  индустриальная  система,  которую  считает главным элементом западного общества  и  под  которой  понимает  «ту  часть экономики,  которая  характеризуется  наличием  крупных  корпораций»,   где корпорация  —  крупное   предприятие,   занимающее   сильные,   близкие   к господствующим, позиции в той или иной хозяйственной  области.  Характерной чертой  «нового  индустриального  общества»  выступает  также  существенное усиление экономической активности государства.  Оно  регулирует  совокупный доход,  цены,  заработную  плату,  стремясь  обеспечить   реализацию   всей производимой в стране продукции, воздействует на объем занятости.

Особенностью экономики индустриального общества является ее  плановый характер.  В  условиях  конкуренции,  по  мнению  Гэлбрейта,  использование планирования на уровне корпораций является необходимостью.

Для индустриального общества, по мнению Гэлбрейта, характерно слияние мира крупных корпораций с государством.  Этот  процесс  он  непосредственно выводит из требований современной техники. Он пишет: "Требования, диктуемые технической   организацией   общества…   -   вот   что   определяет   облик экономического общества. Эта идея проходит красной нитью через всю  его книгу.


3. Теория информационного общества


Информационное общество - социологическая и футурологическая концепция, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической и другой информации. Концепция информационного общества является разновидностью теории постиндустриального общества, основу которой положили З.Бжезинский, Д.Белл, О.Тоффлер. Рассматривая общественное развитие как “смену стадий”, сторонники теории информационного общества связывают его становление с доминированием “четвертого”, информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом утверждается, что капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию в информационном обществе. Революционизирующее действие информационной технологии приводит к тому, что в информационном обществе классы заменяются социально недифференцированными “информационными сообществами” (Е.Масуда). Традиционным громоздким корпорациям Тоффлер противопоставляет “малые” экономические формы - индивидуальную деятельность на дому, “электронный коттедж”. Они включены в общую структуру информационного общества с его “инфо-”, “техно-” и другими сферами человеческого бытия. Выдвигается проект “глобальной электронной цивилизации” на базе синтеза телевидения, компьютерной службы и энергетики - “телекомпьютерэнергетики” (Дж. Пелтон). “Компьютерная революция” постепенно приводит к замене традиционной печати “электронными книгами”, изменяет идеологию, превращает безработицу в обеспеченный досуг (Х.Эванс). Социальные и политические изменения рассматриваются в теории информационного общества как прямой результат “микроэлектронной революции”. Перспектива развития демократии связывается с распространением информационной техники. Тоффлер и Дж. Мартин отводят главную роль в этом телекоммуникационной “кабельной сети”, которая обеспечит двустороннюю связь граждан с правительством, позволит учитывать их мнение при выработке политических решений. Работы в области “искусственного интеллекта” рассматриваются как возможность информационной трактовки самого человека. Концепция информационного общества вызывает критику со стороны гуманистически ориентированных философов и ученых, отмечающих несостоятельность технологического детерминизма, указывающих на негативные последствия компьютеризации общества[4].

На сегодняшний день роль и вес информационной индустрии для мировой экономики становится все более значительными. Ток, западноевропейский рынок информационных и телекоммуникационных технологий (ИТТ) в 1996 г. имел более высокие темпы роста (7,2%), чем экономика в целом. Продолжается устойчивый рост информационного сегмента в экономике США (9,8%). Однако наиболее быстрыми темпами рынок ИТТ развивался в азиатских странах - Южной Корее, Тайване, Гонконге и Сингапуре[5].


4. Типология обществ


Существует множество способов классификации обществ. В социологии принято выделять типы общества по тем или иным признакам. Так, например, Маркс выделял 5 типов общества, которые сменяли последовательно друг друга и представляли собой следующие формации: первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое (или социалистическое)[6]. Согласно марксисткой традиции, тип общества определяется способом производства, т.е. тем как используются и контролируются экон. ресурсы. Общественно-экономические формации включают в себя все явления, которые имеются в обществе: материальные, духовные, политические, социальные, семейные и т.д.). Стержнем формации является способ производства материальной жизни. Общественно-экономическая формация — это исторически конкретное общество на данном этапе его развития и вместе с тем — это определенная ступень в развитии исторического процесса по восходящей линии. Причем, согласно Марксу, каждая последующая формация является более прогрессивной по сравнению с предыдущей.

Классификация обществ может быть составлена и на основе господствующих в них религий (например, мусульманское общество) или языка (например, франкоязычное общество).

Существует классификация по способу добывания средств к существованию: общество охотников и собирателей, садоводческое, аграрное и промышленное (Г. Ленски, Дж. Ленски).

Теннис классифицирует общества на традиционное (подразумевавшее крестьянскую общину) и промышленное (индустриально-городское общество). Основные различия между ними заключается в следующем[7]:

в первом люди живут в соответствии с общинными обязанностями, во втором люди руководствуются личной выгодой;

первое основывается на традиционных обычаях, второе — на формальных законах;

первое предполагает ограниченную специализацию, второе — формирует специализированные профессиональные роли;

первое опирается на религиозные, а второе на светские ценности;

главные институты первого — семья и община, второго — крупные корпорации и ассоциативные формы объединения людей.

Типология обществ Дюркгейма базируется на закономерности структурной организации общества. Он обращается к понятию «орда», «клан», которым характерно отсутствие дифференциации на общности, индивиды здесь расположены рядом словно атомы — это простые общества. Простые полисегментарные общества возникают вследствие объединения простых обществ. Тут он допускал возможность возникновения нового типа общества путем объединения разных обществ, примером служит Римская империя.

Поппер немецкий социолог середины 20в (книга К. Поппера «Открытое общество и его враги») выделял 2 типа современного общества: открытое и закрытое общество. Под открытым он понимал современное общество открытое для обмена информации, для свободного перемещения людей, для расширения свобод и прав человека. Под закрытым подразумевались фашистские и социалистические общественные системы, наглухо закрытые для внешнего воздействия. В современном мире такое деление обозначается другими терминами: демократическое (открытое) общество и тоталитарное (закрытое).


Заключение


Анализируя вышесказанное, можно,  дать следующее определение науки социологии: социология - это наука, изучающая общество как систему через призму человеческого поведения, интересов и потреб­ностей тех социальных групп, которые это общество составляют.

Как уже упоминалось выше, основой общества является социальная структура. Любое общество, а особенно современное, — сложно структурировано, но является целостной системой элементов. Такой подход к понятию общества называется системным. Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать теорией общества. Система — это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Материальную основу любой системы составляют ее элементы, представляющих собой сложную иерархию подсистем со сложными связями и взаимодействиями. Для общества необходимо, чтобы эти связи и взаимодействия носили устойчивый характер и воспроизводились в историческом процессе, переходя из поколения в поколение, тогда общество как система приобретает системные качества: когда общество представляет собой не просто сумму элементов, а устойчивую систему.

Также в работе были рассмотрены теории индустриального общества, которые нашли в  50-х  гг. широкое распространение, однако наиболее законченное и  развернутое  выражение  эта теория получила в трудах американского социолога  и  экономиста  У. Ростоу, французского социолога Р. Арона и американского экономиста Дж. Гэлбрейта.

Далее в работе рассматривалась теория информационного общества, которая является разновидностью теории постиндустриального общества. Основу теории информационного общества положили З.Бжезинский, Д.Белл, О.Тоффлер.

Также в ходе роботы были рассмотрены различные типологии обществ.

Список литературы


1.     Гордон В. С. Социология. Основы общей теории - М.: Аспект пресс; 1998.

2.     Данило Ж. Маркович. Общая социология - М.: Владос, 1998.

3.     Кахарчук Д.В. Социология. - М.: Юрайт, 2002.

4.     Социология. Основы общей теории / под ред. А.Ю. Мягкова. - М.: Флинт, 2003.

5.     Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений.  - М.: Наука, 1994.

6.     http://www.kcnti.ru/irr/35/4.html



[1] Гордон В. С. Социология. Основы общей теории - М.: Аспект пресс; 1998. – С. 13.


[2] Кахарчук Д.В. Социология. - М.: Юрайт, 2002. – С. 104.

[3] Социология. Основы общей теории / под ред. А.Ю. Мягкова. - М.: Флинт, 2003. – С. 169.

[4] Социология. Основы общей теории / под ред. А.Ю. Мягкова. - М.: Флинт, 2003. – С. 174.

[5] http://www.kcnti.ru/irr/35/4.html

[6] Данило Ж. Маркович. Общая социология - М.: Владос, 1998. – С. 65.

[7] Данило Ж. Маркович. Общая социология - М.: Владос, 1998. – С. 69