Содержание
Введение. 2
1.Важнейшие этапы социальной мысли до появления социологии. 3
1.1.Социальные воззрения древних. 6
1.2. Социальная мысль Средневековья. 7
1.3. Социальные и политические теории Нового времени. 8
1.4.Конкуренция общества и человека эпохи европейского Просвещения. 10
1.5. Социологические идеи немецкой классической философии. 11
2. Идейно-теоретические и социально-культурные предпосылки возникновения социологии как научной дисциплины.. 15
3. Социология ХIХ-начала ХХ веков. 16
4. Основные тенденции развития социологического знания в ХХ веке. 18
Заключение. 20
Список литературы.. 21
Введение
С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими благами, а другим отказано во всем?
Поиск ответов на эти и иные вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует: Подобно тому, как математика - наука, во многом построенная на абстракциях, начиналась с геометрии, с измерения реальных объектов, так и истоки социологии можно найти в рассуждениях ученых и мудрецов - в мудрых, с философским подтекстом советах по различным житейским вопросам. Примером таких рассуждений служат книги философов даосской школы Маоцзы, в которых делались попытки на основе наблюдений и размышлений определить пути наилучшего правления, воспитания молодежи, а также условия для деятельности с наибольшей пользой и т.д. Индийские тексты "Махабхараты" определяют, в частности, порядок общественной жизни, необходимый для достижения могущества правителей и счастья для всех живущих людей.
Цель работы показать основные этапы развития социологической мысли. Задачи работы рассмотреть важнейшие этапы социальной мысли до появления социологии, идейно-теоретические и социально-культурные предпосылки возникновения социологии как научной дисциплины, социологию XIX – начала ХХ веков, основные тенденции развития социологического знания в ХХ веке.
1.Важнейшие этапы социальной мысли до появления социологии
Во-первых, долгое время считалось, что каждый человек, наделенный сознанием, обладает абсолютной свободой в выборе линии поведения, профессии, общества. Эта свобода ограничивалась лишь Божественным провидением. Согласно этому мнению, человек в любой момент по собственной прихоти может изменять поведение, общество котором он живет, законы и обычаи, существующие в государстве устанавливать справедливый порядок, если это не расходится с Божественной волей.
Во-вторых, французские просветители Вольтер, Гольбах, Дидро были убеждены в том, что человек обладает, не только свободно лей, но и разумом и способностью к обучению. Из этого бесспорно обстоятельства делался вывод о том, что самое главное - научить людей воспринимать милосердие, культуру, справедливость и добродетель, а также дать им наилучшую модель устройства общества. Люди, освоившие высшие ценности культуры и поведения, осознают необходимость наилучшей модели, устроят свою жизнь в соответствии с ней и установят наилучший социальный порядок и благоденствие. С точки зрения науки в этом случае интересны только два момента: определение оптимальных путей просвещения, распространения высокой культуры, а также разработка наилучшего кодекса человеческого поведения и разумного государственного устройства.
Такие или подобные им достаточно наивные взгляды на общество и человека господствовали в научном мире довольно долго, до тех пор, пока усложнение человеческих отношений, создание сложных организаций, развитие различных сфер человеческой жизни не выдвинуло вопросов практического решения проблем взаимоотношений между людьми и социальными общностями, создания действующих организаций, гашения возникающих социальных конфликтов и др. Жизнь потребовала научной разработки этих насущных проблем. При этом выяснилось, что человек в обществе, несмотря на обладание сознанием и волей, имеет ограниченный выбор типа поведения. Действия других людей или просто их присутствие, рамки приличия, морали и законов, сложившиеся структуры власти, религиозные верования - все это ограничивает возможности проявления "свободной воли" человека и делает его поведение в значительной степени схожим с поведением членов социальной группы или общества, к которому он принадлежит. Люди сами ограничивают свое поведение в ходе совместной жизни, подавляя природные инстинкты. Обычаи, мораль и законы, необходимые для повседневной жизни и соблюдения порядка, возникают и закрепляются в обществе исходя из их полезности для всеобщего блага.[1]
Эти ограничения создаются бессознательно в ходе повседневной практики, и люди, как правило, не замечают возникновения новых ограничений или отмирания старых до тех пор, пока это не становится свершившимся фактом. Ограничение выбора поведения отдельного человека со стороны группы или общества исключает спонтанность человеческого поведения, поступки и действия людей с усложнением социальных связей становятся все более упорядоченными, в них появляется повторяемость, закономерность. Это означает, что социальное поведение становится в известной степени предсказуемым. Появляется возможность для научного анализа вопросов взаимодействия индивидов, групп, различного рода социальных отношений.
Конечно, люди не могут быть полностью ограничены рамками мора ли, они способны сознательно приспосабливаться к моральным нормам, видоизменять или избегать их. Другими словами, следует учитывать активность людей и некоторую возможность выбора ими новых форм отношений и взаимодействий. Существование такого выбора и активность людей приводят к постоянному изменению и развитию социальных отношений и культурных форм, которые выражаются в социальных процессах, также поддающихся изучению.
Что касается точки зрения о "волевом и сознательном" переустройстве мира, то сейчас очевидна ее несостоятельность. Иисус Христос предложил человечеству наилучший моральный кодекс, основанный на их любви к ближним, справедливости, бескорыстии и равенстве. Однако с оказалось, что люди не могут справиться с такой вечной проблемой, как социальное неравенство, и даже если они действительно стремятся ко всеобщей любви и справедливости, то прежде всего осуществляют эти принципы в отношении индивидов своей группы, будь то семья, замкнутый социальный слой или класс. Все благородные порывы разбиваются о естественную эгоистичность людей, видящих в своей группе центр вселенной и игнорирующих нужды и потребности других людей, других групп. Таким же образом люди игнорируют и утопические "разумные" типы государственного устройства со всеобщим равенством, придерживаясь традиционных культурных норм и ценностей. Любые привнесенные извне схемы, отвергающиеся традицией, расцениваются как угроза культуре, культурному генофонду общества и отбрасываются либо сразу, либо через какое-то время. Следовательно, необходимо прежде всего подвергнуть научному анализу существующие социальные структуры, культурные образцы, взаимосвязи между членами общества, а затем уже на основе научного предвидения их развития осуществлять социальную реорганизацию, не отвергая, а, наоборот, используя сложившиеся формы существования людей и устанавливая необходимый социальный порядок.
Понимание необходимости изучения социальных общностей людей и процессов их развития и функционирования появилось сравнительно недавно. Человечество пришло к укрощению и использованию силы пара, открытию электричества, осуществило фундаментальные открытия буквально во всех областях естественных наук, в то время как в изучении человека и его места в обществе, человеческих взаимоотношений наблюдалось бездействие и весьма значительное отставание.[2]
Толчком к исследованию социальных вопросов послужило развитие производства. Используя естественные ресурсы, расширяя таким путем сферу производства, люди столкнулись с ограниченностью этих ресурсов, в результате чего единственным способом увеличения производительности стало рациональное использование рабочей силы, или, другими словами, людей, занятых в производстве материальных благ. Если в начале XIX в. производители служили дополнением к ресурсам и механизмам и только механизмы надо было изобретать и совершенствовать, то в середине века стало очевидным, что сложной техникой могут управлять лишь грамотные, заинтересованные в своей деятельности люди. Кроме того, усложнение всех сфер жизнедеятельности людей поставило проблемы осуществления взаимодействия между ними, управления этими взаимодействиями и создания социального порядка в обществе. Когда эти проблемы были осознаны и поставлены, возникли предпосылки формирования и развития науки, изучающей ассоциации людей, их поведение в этих ассоциациях, а также взаимодействия между людьми и результаты таких взаимодействий.
1.1.Социальные воззрения древних
Античная мысль дала новый толчок исследованиям социальной сферы, заложила еще ряд элементов в фундамент основ социологии. Такие работы Платона, как "Государство" или "Законы", а также "Политика" Аристотеля положили начало изучению отдельных общественных институтов, в частности государства, семьи, права. Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в обществе. Авторы античных произведений поставили учение о человеке и обществе на теоретическую основу. Это нашло выражение в образцах логико-понятийного анализа (Платон), эмпирико-научного (Аристотель) и историко-политического (Полибий) исследования социальных проблем современного им мира.
Платон (427-347): Первыми трудами по общей социологии считают “Государство” и “Законы”. В идеальном государстве общество делилось на три разряда: Высший - мудрецы, управляющие государством, средний - воины, низший - ремесленники и крестьяне. Рабы рассматривались как “говорящие животные” и не входили в структуру общества. Основным является высший класс - он, как и воины, лишен собственности, ведет аскетический образ жизни, направляя свои помыслы на благо подданных. Этому положительному типу общественного устройства Платон противопоставлял отрицательный: общество основанное на материальном богатстве. Формы организации общества - тимократия, олигархия, демократия и тирания - последовательные этапы его деградации.
Аристотель (384-322): Этические и социально политические воззрения Аристотель раскрываются в “Этике” и “Политии”. Аристотель провозглашает примат частной собственности. В основе общества - разумный эгоизм его членов и нравственность. Основой стратификации выступает досуг, как время для себя. Деятельность и польза - лишь средства осуществления досуга. Классы: земледельцы, ремесленники, торговцы, наемные рабочие, военные - однако к гражданам принадлежат лишь военные и правители, в руках которых сосредоточена также и собственность. Часть этих классов, имеющая средний размер богатства - средний элемент - стабилизирующий общество. К среднему классу относились и имущие земледельцы.
1.2. Социальная мысль Средневековья
Эпоху Возрождения по праву можно считать новым этапом в развитии социальной мысли. В этот период появляются направленные на изучение различных сторон общества новые изыскания, которых безусловно можно отнести к области социологии. Эразм Роттердамсю Томас Мор, Никколо Макиавелли, Мишель Монтень - вот далеко полный перечень великих средневековых ученых, поднимавших проб. мы человеческих отношений в обществе. В результате стала складываться модель общества, напоминавшего общину, где порядок моральные устои регулировались волей Бога и традициями. Человек такой системе мироздания играл весьма незначительную роль.
Н. Макиавелли (1469 -1527): Считал государство высшим проявлением человеческого духа, а служение ему целью, смыслом и счастьем жизни. Главная цель - государства обуздание эгоистических интересов людей. Макиавелли сосредоточил свое внимание на законах поведения людей в обществе и методах правления (“Государь”). Три закона: людьми правят честолюбие и стремление к власти, умный правитель не должен выполнять все свои обещания, творить зло сразу, добро - постепенно.
Т.Гобс (1588-1679):”Теория общественного договора” - основа учения о гражданском обществе. Люди ищут почета и выгод. Но это невозможно воздать всем, поэтому люди конкурируют и относятся друг к другу враждебно. Взаимное опасение заставляет людей сбиваться в группы и организовывать государство, являющегося гарантом всеобщей безопасности. Высший этап - гражданское общество, основанное на законах и общественном договоре.
1.3. Социальные и политические теории Нового времени
Позднее деятели эпохи Просвещения в корне изменили взгляд общество и на место в нем человека. Клод Адриан Гельвеций, Дидро, Жан-Жак Руссо, Вольтер начинают анализировать структур общества, определять истоки развития неравенства, появления неоднородности общества, выявлять роль религии в социальных процессах. Создав механическую, рациональную модель общества, они выдел: отдельного человека как независимого субъекта, поведение которой зависит в основном от его собственных волевых усилий.
Ж.-Ж.Руссо (1712-1778): “Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми” и “Об общественном договоре” Развил идеи общественного договора. Исследовал причины возникновения неравенства. Причиной неравенства считал наличие частной собственности. Призывал к наделению всех равной собственностью.
Этап характеризуется поисками предмета и метода науки, как самостоятельной отрасли знания. Естественно исторической предпосылкой является - кризис в развитии общества, необходимость понимания и объяснения общественных явлений: Основоположник научной социологии Исидор Огюст Мария Франсуа Ксавье Конт (1798-1857): “План научных работ необходимых для реорганизации общества” - 1822, “Курс позитивной философии” - 1842, ”Система позитивной политики”- 1854 (социальная статика и социальная динамика). Ксавье Конт полагал, что законы развития общества схожи с физическими и биологическими законами. Признаками общества являются территория, население, совершенная власть и правительство. В иерархии наук 1) каждая высшая ступень зависит и низшей, 2) с каждым новым этапом знание усложняется 3) социология занимает ведущее место в системе наук. Для социологии характерны 4 метода познания: наблюдение, эксперимент, сравнение, исторический метод. Выводы должны не зависеть от позиции исследователя. Такой подход он назвал позитивным (позитивизм).
Общество представляет собой “коллективный организм” в основе развитие, которого лежит развитие всех членов коллективности, ориентированного на достижение консенсуса. Социальный прогресс проявляет себя как увеличение специализации функций. Индивиды - компоненты социального организма и части социальной ткани - неизменны, общество развивается через совершенствование (гармонизацию) связей между индивидами. Стадии прогресса: 1)теологическая 2)метафизическая 3)научная. Главную ценность социологии Ксавье Конт видел в применении к обществу научных принципов реформизма. Механизмами социальных реформ Ксавье Конт считал три силы и класса: материальную (деловые люди и лидеры о-ва), интеллектуальную (ученые социологи и священники) и моральную (женщины).
Герберт Спенсер (1820-1903) -”Социологическая статика” и “Принципы социологии”. Продолжил и развил социологическую традицию Конта, хотя не считал его своим учителем. Спенсер считают основоположником социал-дарвинизма. Согласно Спенсер - общество - сверхорганический агрегат, развивающийся по законам эволюции. Эволюция - осуществляется в борьбе за существование между обществом и окружающей средой и различными обществами. В этой борьбе страх перед живыми и мертвыми выливается в конфликт. Страх перед живыми порождает политические действия, выражающиеся в милитаризме и порождающие социальную организацию и государство; страх перед мертвыми - религию, как основу культуры. Социальная политика призвана исходить из эмпирического изучения социально-культурного контекста явлений, ее значение в том, чтобы дать естественный ход, процессу эволюции, освободив его от произвола отдельных индивидов и групп. Исходя из этого Спенсер сформулировал закон “равной свободы”. Главная задача государства - обеспечение соблюдения закона равной свободы.
1.4.Конкуренция общества и человека эпохи европейского Просвещения
Другим важнейшим направлением является развитие конфликтологической теории, в которой конфликт представлен как универсальный механизм социального прогресса и регулирования, представителями которой являются Р.Дарендорф, Л.Козер, К.Болдинг. Льюис Козер (1913) определил конфликт как явление, которое обнаруживает себя в борьбе за власть, перераспределение доходов и переоценку ценностей. Открытое общество реализует себя через баланс конфликтов, устанавливающего правила социального взаимодействия. Каждый раз конфликт не исчезает, а лишь меняет форму и масштаб действия. Конфликт сплачивает социальные группы, способствуя социальной интеграции и развития группового самосознания. Основными путями разрешения конфликтов является консенсус и конвергенция институтов, групп и ценностей в обществе. Третье направление в развитии современной социологической теории - леворадикальная социология. Ее основой является идея об исчерпании движущих сил развития индустриального общества и необходимости радикальных перемен. Леворадикальная социология представлена Франкфуртской школой, одним из лидеров которой является Г.Маркузе.
Герберт Маркузе (1898-1979) “Одномерный человек” - полагал, что в результате действия государства и стоящих за ним господствующих классов через средства массовой информации намеренно формируется одномерное видение мира: ориентация на абсолютную эффективность производства, ориентация на искусственное создание развращающих людей потребностей, представление о тождественности технологического и духовного развития общества. В результате пролетариат перестал быть революционным классом интегрировавшись в привычную систему ценностей, а общество утратило возможности развития. Тотальное отрицание индустриального общества возможно путем “революции в сознании”, составной частью которой является сексуальная революция. Носителями революции сознания являются те, кто обладает двумерным мышлением: интеллигенция, служащие, опирающиеся на нищие массы третьего мира, национальные и религиозные меньшинства.
1.5. Социологические идеи немецкой классической философии
Э.Дюркгейм (1858-1917) “Правила социологического метода”- ввел понятие “социального факта”, которые он считал независимыми от воли и сознания людей и являющихся принудительной силой, заставляющих людей действовать определенным образом. Дюркгейм подразделял социальные факты на материальные и духовные - коллективные представления. Общество по Дюркгейм - самостоятельное бытие, наделенное превосходством над индивидом. Главным критерием социального развития Дюркгейм считал “социальную солидарность”, а силой созидающей социальное целое - разделение труда. Солидарность покоится на коллективном сознании - традициях и верованиях, которые разделяют члены общества. Коллективное сознание отражает характер народа, но независимо от него. Разделение труда обуславливает обмен, юридической формой которого является договор и взаимные обязательства членов общества, созидающие сотрудничество и кооперацию. Дюркгейм различает механическую и органическую солидарность.
К.Маркс (1798-1883) и Ф.Энгельс - критик капитализма - считается творцом концепции социального конфликта: уничтожения общества и замены его более справедливым. М. выступал за революционный путь преобразований. Развитие общества по М. происходит путем качественных скачков от одной общ,-экон. формации к другой. Развитие общества -объективно-исторический процесс, независимый от воли и сознания людей, в его основе лежит развитие экономических отношений. Каждая формация характеризуется определенным уровнем развития производительных сил и производственных отношений, характеризуемых понятием способ производства. Противостоянию классов он придавал абсолютное значение. Вся история до капитализма рассматривалась, как история нарастания антагонизма между эксплуатирующими и эксплуатируемыми классами. Отсюда следует, что дальнейшее общественное развитие возможно только путем уничтожения одних классов другими, отменой частной собственности и заменой классового общества бесклассовым.
Рассмотренные социологические концепции в той или иной мере относятся к позитивистскому направлению в социологии - утверждению примата общества и его структур над человеком. Человек рассматривается как универсальное существо, а его природные способности и мотивы - оказываются вне внимания социолога. Противоположное направление в социологии, исходящей из природных свойств и мотивов людей, носит название “понимающей социологии”. Родоначальником этого направления можно считать Ф. Тённиса.
Фердинанд Тённис (1855-1936) - “Общность и общество”, “Введение в социологию” - рассматривает социологию как науку о человеке, его физической, психической и социально-природной сущности. Соц. сущность человека по Тённис заключается в его мыслительных способностях, определяющих существование людей. Человеческие мысли находят выражение в формах человеческого бытия: обществе, церкви, государстве. Общество является выражением взаимосвязи людей, к которым относятся симпатии и антипатии, доверие и недоверие, свобода и обязанности. Эти социальные связи Тённис определяет как общественные сущности, определяющие общественное поведение и сущности индивидов. Связи порабощают человека если он не осознает их, осознание помогает представить зависимость как естественную, как взаимозависимость и управлять ей, освобождаясь от порабощения. Результатом осознания является появление общественной воли, составляющей основу общества и общности. Воля проявляет себя в двух формах - простой и рациональной - осознанной. Высшим выражением эмоциональной воли является творчество, рациональной - производство. Тённис разделяет понятие общества, где господствует рациональная воля и общности, где господствует естественная, эмоциональная воля. Ассоциации, где перемешаны общество, и общности Тённис называет общественными системами и различает: социальные связи - общины, коллективы и организации. Социальность основанная на общности в ходе исторического прогресса заменяется общественной социальностью, высшим выражением которой Тённис считал “международный социализм”.
Георг Зиммель (1858-1918) - Основатель формальной социологии, представитель “философии жизни”. Настаивал на противоположности законов природы и общества, так как “жизнь” понималась им как процесс “творческого становления”, неисчерпаемый рациональными средствами и постигаемый интуитивно. “Переживание жизни” объективируется в многообразных формах культуры. “Трагедия жизни” - противоречие между творчеством и застывшими формами культуры.
Зиммель считал, что над миром конкретного бытия возвышается мир идеальных ценностей - чистая форма, фиксирующая устойчивые, универсальные черты социальных явлений. Чистая форма - это отношения индивидов изолированные от конкретных мотивов и др. психологических актов. В центре внимания соц. концепции Зиммель находятся “человеческие взаимодействия” опосредованные формами обобществления. Зиммель называл социологию “геометрией социального взаимодействия”, представляя ее как формально-логическую общественную теорию. Проявлениями человеческого взаимодействия Зиммель считал подчинение и господство, специализацию и дифференциацию функций в процессе деятельности, явления конфликта и соперничества, образование партий и т.д. Формами взаимодействия являются ассоциация и диссоциация. Ассоциация индивидов предполагает их права и обязанности, поэтому общество Зиммель рассматривал как систему отношений, способную обуславливать обязанности индивидов. Процессам ассоциации противостоят процессы диссоциации, выливающиеся в конфликт. Высшей формой конфликта является конфликт между творчеством и культурой, обуславливающий обязанности и ограничение свободы индивида в ассоциации.
Габриэль Тард (1843-1904) “Социальная логика”, “Социальные законы”, “Мнение и толпа” - является представителем психологической школы в социологии. Родоначальником психологического направления является З.Фрейд: сам факт социальной жизни связан с либидо, являющимся первопричиной всех социальных связей. Формы человеческого общества представляют механизм упорядочивания половых связей и определяются отношением мужчин друг к другу. История представляется как развертывание либидо в системе ассоциаций, самой мощной из которых является государство.
Основной тезис Г.Тарда состоит в том, что социальные явления являются психическими по своей природе. Тарда сравнивал общество с мозгом, клеткой которого является индивидуальный мозг. Взаимодействие индивидов Тарда толкует как циркуляцию желаний или идей, проявляющихся в форме 1) репетиции или имитации 2) оппозиции 3)адаптации или изобретении. Мысль одного повторяется другими, сталкиваясь мысли образуют оппозиции, наконец идеи либо взаимоуничтожаются, либо синтезируются. Синтез идей является источником социального движения.
Макс Вебер (1864-1920) “Протестантская этика и дух капитализма”, “Хозяйство и общество”. Вебера иногда называют капиталистическим Марксом, поскольку он разрабатывал социологию экономического поведения людей. Исходным тезисом В. является тезис о том, что конкретно-историческая констатация действительности не могут дать нам знания о ней. Главным инструментом познания у Вебера выступают - идеальные типы - теоретические категории. Они конструируются для соотнесения с реальностью и таким обр. служат инструментом исследования. Примерами являются бюрократия, религия, капитализм. Вместе с тем, социальные типы предшествуют социальному действию и определенным образом ориентируют его. В. выделил четыре типа социального действия: 1) целерациональный 2) ценностнорациональный 3) традиционный 4) аффективный
2. Идейно-теоретические и социально-культурные предпосылки возникновения социологии как научной дисциплины
Становление социологии как фундаментальной научной дисциплины, характеризуется развитием собственной научной методологии, оформлением знания в систему, развитием собственной системы методов познания и области приложений. Начиная с этого этапа, социология развивает себя на собственной основе. Вместе с тем характеризуя современный нам этап развития социологии необходимо отметить, что в социологии пока нет сколько-нибудь общепринятой общей теории общества.[3]
К одной из ведущих теоретических доктрин современного периода относят структурный функционализм. Его основоположниками считают Т. Парсонаса, Р.Мэртона, У. Мура, Дж. Хоуманса, Н.Смелзера. Талкотт Парсонс (1902-1979) - ”Социальная система” “Социологическая теория и современное общество”. Главный тезис Парсонса заключается в том, что общество представляет собой сложную систему социальных элементов, находящихся в состоянии активного взаимодействия, направляемого системами ценностей, имеющих априорное происхождение. Парсонс полагал, что источники социального самодвижения необходимо искать во внеэкономических факторах, господствующим среди которых является мораль. Именно система моральных ценностей, разделяемых людьми, позволяет интегрироваться им в общество, которое на следующем этапе оказывается представленным во взаимодействии социальных институтов, при этом производственная деятельность выступает лишь как частный аспект этого взаимодействия.
3. Социология ХIХ-начала ХХ веков
Как наука социология формировалась в ХIХ веке в Европе. Причем наиболее интенсивно в ее становлении участвовали ученые, пишущие на французском, немецком. английском языках. Огюст Конт (1798 - 1857) и затем англичанин Герберт Спенсер впервые обосновали необходимость выделения социального знания в самостоятельную научную дисциплину, определили предмет новой науки и сформулировали специфические, лишь ей присущие методы. Огюст Конт был позитивистом, т.е. сторонником теории которая должна была стать столь же доказательной и общезначимой, как и естественно - научные теории, должна была основываться только на методе наблюдения, сравнительном, историческом и противостоять умозрительному рассуждению об обществе. Это способствовало тому, что социология сразу стала имперической наукой, наукой, привязанной к земле. Точка зрения Конта на социологию как науку тождественную обществознанию, господствовала в литературе до конца XIX века.
В конце 19 - начале 20 вв. в научных исследованиях общества стал выделяться на ряду с экономическим, демографическим, правовым и другими аспектами также и социальный. Предмет социологии в этой связи зауживается и начинает сводиться к изучению социальных сторон общественного развития.
Первым социологом давшим узкую трактовку социологической науки, был Эмиль Дюркгейм (1858 -1917) - французский социолог и философ, создатель так называемой “ французской социологической школы “ С его именем связан переход социология от науки тождественной обществознанию к наук, связанной с изучением социальных явлений и социальных отношений общественной жизни, т.е. самостоятельной, стоящей в ряду других общественных наук.
Институализация социология в нашей стране началась после принятия постановления Совнаркома в мае 1918 г. “ О социалистической академии общественных наук “, где специальным пунктом было записано “. Одной из первоочередных задач поставить ряд социальных исследований в Петорградском и Ярославском Университетах”. В 1919 г. был учрежден Социобиологический институт. В 1920 г. в Петроградском Университете был образован первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением, во главе с Питиримом Сорокиным.[4]
В этот период издается обширная социологическая литература теоретического профиля. Основное направление ее - выявить соотношения русской социологической мысли и социологии марксизма. В этой связи в развитии социологии России наблюдаются различные социологические школы. На дискуссию представителей немарксиской социологической мысли (М. Ковалевский, П. Михаиловский, П. Сорокин и др.) и социологии марксизма решающее влияние оказала книга Н.И. Бухарина, в которой социология отождествлялась с историческим материализмом и превращалась в составную часть философии. А после выхода в свет краткого курс а “ История ВКП (б) “ И. В. Сталина в административно-приказном порядке была упразднена социология, на конкретное изучение процессов, явлений социальной жизни был наложен строжайший запрет. Социология была объявлена буржуазной лженаукой, не только не совместимой с марексизмом, но и враждебной ему. Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены. Само слово” социология ” оказалось вне закона и было изъято из научного обихода, ушли в небытие социалы - профессионалы.
Принципы, теория и методы познания и освоения социальной действительности оказались несовместимы с личной диктатурой, волюнтаризмом и субъективизмом в управлении обществом, социальными процессами. В степень науки была возведена социальная мифология, а реальная наука объявлена лженаукой.
4. Основные тенденции развития социологического знания в ХХ веке
Оттепель шестидесятых годов отразилась и на социологии: началось возрождение социологических исследований, они получили права гражданства, а социология как наука - нет. Социология была поглощена философией, конкретные социологические исследования как несовместимые социология спецификой философской гносиологией, выводились за пределы социологические знания. Стремясь сохранить за собой право проводить конкретные исследования, социологи были вынуждены главный акцент делать на “ позитивных аспектах социального развития страны и игнорировать негативные факты. Это объясняет то, что труды многих ученых того периода до последних лет “застоя” носили однобокий характер. Не только не принимались, но и осуждались тревожные сигналы социальные по проблемам разрушения природы, нарастании отчуждения труда, отчуждения власти о т народа, нарастании национальных тенденций.[5]
Такие научные понятия как экология, отчуждение, социальная динамика, социология труда, социология политики, социология семьи, социология религии, социальная норма и др. были под запретом. Их использование для ученого могло иметь своим следствием зачисление его в число последователей и пропагандистов революционно буржуазной социология. [6]
Так как социологические исследования имели право на жизнь, то к середине 60 годов стали появляться первые крупные социологические труды по социальной инженерии и конкретному социальному анализу С. Г. Струмилина, А. Г. Здравомыслова, В.А. Ядова и др. Были созданы первые социологические учреждения - отдел социологических исследований в институте философии АН СССР и лаборатория социальных исследований при Ленинградском Университете. В 1962 году была основана советская социальная ассоциация. В 1969 был создан институт конкретных социальные исследований (с 1972 - институт социологических исследований, а с 1978 - Институт Социологии) АН СССР. С 1974 года стал издаваться журнал “ Социальные исследования “. Но развитие социологии постоянно тормозилось в период “застоя”. А после выхода в свет “Лекций по социологии “ Ю. Левады, институт социологических исследований был объявлен в насаждение буржуазных теоретических концепций, было принято решение о создании на его базе Центра опросов общественного мнения. Вновь понятие “социология” оказалась под запретом и заменено понятием прикладная социология. Теоретическая социология полностью отрицалась.[7]
Запрет на развитие теоретической социология был 1988 г. Закончился семидесятилетний период борьбы социология как самостоятельной науки об обществе. (Постановление ЦК КПСС о т 7 июня 1988 г. повышение роли марксистко-ленинской социология в решении узловых и социальных проблем советского общества). Сегодня на западе в США социологии уделяется большое внимание. Только в США работает 90 000 ученых в области социология , 250 факультетов выпускают людей с социологическим образованием.[8]
В нашей стране в 1989 г. был первый выпуск ста человек. Сейчас около 20 000 людей профессионально причастны к этой специальности, но не имеют базового образования, поэтому спрос на специалистов очень большой.
Заключение
Из всего выше сказанного следует, для того чтобы социальные структуры сохранялись в том же виде и не распадались, людям приходится совершать множество совместных однонаправленных действий, подчиненных соответствующим социальным законам. Эта динамическая сторона предмета социологии также должна учитываться при проведении социологических исследований и построении социологических теорий.
Итак, выделив предмет социологии, мы можем заключить, что социология - это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в этих структурах.
В понятие социальной структуры входит не только взаимное расположение индивидов и групп в обществе, но и их взаимосвязи, т.е. взаимные контакты, действия и взаимодействия, осуществляемые как на основе межличностного общения, так и с помощью средств массовой информации.
Под условиями существования социальных структур понимаются, прежде всего, физическая окружающая среда, культура, включающая в себя нормы, ценности и средства их передачи (например, язык). Если говорить о социальных процессах, то они представляют собой динамику развития общества и охватывают все стороны деятельности людей в обществе, обеспечивая его функционирование и развитие.
Развитие социологии показывает, что такой подход к изучению сложного общества (называемый структурным анализом) дает возможность для всестороннего изучения структурных единиц общества, социальных связей между такими единицами, а также динамики социальных структур.
Список литературы
1. Гуров Ю.С. Основы социологии. Чебоксары: Чувашского госуниверситета, 2000.-352с.
2. Зооровский Г.Е. и др. Введение в социологию. Екатеринбург: Уральского университета, 1999.-420с.
3. Кравченко А.И. Введение в социологию. М.: Новая школа,1995.- 362с.
4. Краткий словарь основных социологических понятий.\\Социология. Практикум. М.: Социально-политический журнал,2001.- 552с.
5. Лавриненко В.Н. и др. Основы социологических знаний. М.: Мос. ун-та менеджемента и коммерции,2002.-429с.
6. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс,2002-358с.
7. Социология. М.:Знание,2001.-536с.
8. Социология. Наука об обществе. Харьков: ХГУ,2002. -496с.
[1] Гуров Ю.С. Основы социологии. Чебоксары: Чувашского госуниверситета, 2000,-С.5-20.
[2] Краткий словарь основных социологических понятий.\\Социология. Практикум. М.: Социально-политический журнал,2001.- С.133-139.
[3] Социология. Наука об обществе. Харьков:ХГУ,2002. -С.9-28.
[4] Социология. М.:Знание,2001.-С.4-25.
[5] . Кравченко А.И. Введение в социологию. М.: Новая школа,1995.- С.5-15.
[6] Зооровский Г.Е. и др. Введение в социологию. Екатеринбург: Уральского университета, 1999.-С.9-70.
[7] Лавриненко В.Н. и др. Основы социологических знаний. М.: Мос. ун-та менеджемента и коммерции,2002.-С.5-21.
[8] Смелзер Н. Социология. М.: Феникс,2002-С.14-39.