Интеграционные процессы в СНГ


Содержание


Введение.................................................................................................................................................................................... 3

Интеграционные процессы в СНГ...................................................................................................................... 4

Заключение......................................................................................................................................................................... 12

Список использованной литературы......................................................................................................... 13



Введение


Интеграционные процессы в СНГ должны развивать регионы стран Содружества. К такому выводу пришли участники седьмого российского экономического форума «Экономическая интеграция в рамках СНГ», который открылся 5 июня в Екатеринбурге.

Экономическая интеграция является базисом для развития межгосударственных отношений внутри СНГ. Вместе с тем за последние 10 лет товарооборот между республиками бывшего СССР сократился в 7 раз и традиционные связи были разрушены. Многие из них удалось восстановить, однако для усиления взаимодействия внутри СНГ необходимо привлекать новые ресурсы. Основным среди них практически все выступавшие назвали развитие связей на региональном уровне. Было отмечено, что уже сейчас между регионами России и странами Содружества подписано более 700 соглашений о сотрудничестве. По мнению исполнительного секретаря СНГ Юрия Ярова, активизация региональных связей в ближайшие 7-10 лет приведет к полуторакратному увеличению темпов экономического роста внутри СНГ.

Цель данной работы: исследовать интеграционные процессы в СНГ.


Интеграционные процессы в СНГ


По своей природе само соглашение о Содружестве Независимых Государств имеет двойную направленность. С одной стороны, оно нацелено на окончательный демонтаж старых экономических структур, с другой – предусматривает организацию качественно новых отношений между суверенными государствами, формирование и сохранение единого экономического (рыночного) пространства.

Институциональные основы осуществления интеграционных процессов в рамках СНГ заложены в подписанном в сентябре 1993 г. Договоре о создании экономического союза, а также в конкретизирующих и развивающих его документах – Соглашении о создании зоны свободной торговли и Соглашении о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений (апрель 1994 г.), Договоре о проведении согласованной антимонопольной политики и Соглашении о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности (декабрь 1993 г.) и ряде других.

Принятые решения явились политико-юридическим признанием того факта, что в стратегическом плане интеграции в СНГ для входящих в него государств разумной альтернативы не существует. Ее экономическим фундаментом служит сложившаяся в советский период взаимодополняющая структура народных хозяйств бывших республик СССР – ныне стран-членов СНГ. Характеристика их хозяйственной взаимозависимости может быть выражена отношениями объемов ввоза и вывоза продукции к ее производству и потреблению. Так, доля ввоза (включая импорт) в потреблении в период 1965-1990 гг. колебалась от 15-16% (Российская Федерация) до 30-31% (Армения). Вывоз (включая экспорт) от объема производства составлял от 10-12% (Россия, Казахстан) до 25-28% (Азербайджан). Интенсивность межреспубликанских связей (отношение вывоза республики по линии межреспубликанского обмена к ее общему вывозу) в среднем по бывшему СССР составляла 75-80%. Ниже среднего уровня этот показатель был лишь у России (65-70%), во всех остальных республиках он был выше и составлял до 95-97% (Молдова, Киргизия, Армения). Для сравнения следует отметить, что в этот же период интенсивность межгосударственных связей ЕС равнялась 60%. Если в межреспубликанский обмен в бывшем СССР поступало почти 20% совокупного валового продукта, то аналогичный показатель стран ВС составил 14%.

Здесь необходимо учесть и неравномерность размещения и освоения природно-сырьевых ресурсов на территории Советского Союза. Это привело к тому, что некоторые бывшие союзные республики стали монополистами в добыче и переработке важнейших видов сырья. Так, например, на долю России приходилось более 90% общесоюзной добычи нефти (включая газовый конденсат), более 75 – газа, около 91 – деловой древесины, более 80% – деловой древесины, пиломатериалов и бумаги. На долю Украины приходилось 65-68% общесоюзного производства стали, готового проката, стальных труб. Республика Узбекистан производила более 60% хлопка-волокна и т.д.

Вполне закономерным выглядит в этих условиях тот факт, что распад СССР и разрыв единого экономического пространства способствовали углублению и без того тяжелого экономического кризиса, переживаемого странами СНГ. По оценкам, от налаживания и поддержания взаимных интеграционных связей в России зависит 30-35% объема национального производства промышленной продукции (от уровня 1990 г.). Украина в случае разрыва таких связей может потерять 80-85% объема промышленного производства.

Экономические преобразования, проводимые в новых независимых государствах, породили необходимость отработки нового (рыночного) механизма поддержания производственно-хозяйственных связей, трансформации их в межгосударственные. Торгово-экономические отношения в этих условиях следует координировать с теми социально-экономическими реформами, к которым приступили страны СНГ, с их стремлением максимально учитывать нормы "внешнеэкономического поведения", принятые в мировой торговой практике.

Вместе с тем, несмотря на без альтернативность интеграции, ожидать в скором будущем масштабных позитивных перемен, связанных с формированием Экономического союза стран СНГ едва ли стоит. В первую очередь в этой связи необходимо обратить внимание на то, что Московский договор о его создании, в отличие от положившего начало ЕС Римского, представляет собой "рамочный" документ (аналогичный характер носит и целый ряд последующих договоров и соглашений). А это означает, что предстоит пройти через длинную череду нелегких переговоров прежде, чем определятся конкретные пути и механизмы реализации принятых решений. В настоящее время увязать воедино во многом противоречивые интересы на многосторонней основе весьма сложно, в частности из-за значительной разно направленности политических действий отдельных государств СНГ. Пока потребность в восстановлении и развитии интеграционных связей определяется для большинства стран Содружества прежде всего их зависимостью от поставок топливно-энергетических ресурсов, лесоматериалов, минерального сырья, химических продуктов, а также кооперационными связями в сфере машиностроительной, радиоэлектронной, оборонной промышленности.

В то же время нынешнее плачевное состояние научных и производственных потенциалов бывших субъектов СССР предопределяет неготовность каждого из них к роли технологического донора и, как следствие этого, отсутствие главной предпосылки к интеграции в ее лучших образцах. Тем самым вне поля взаимного сотрудничества остается ключевая для молодых государств проблема технологического прорыва.

Странам-участницам важно уже в ближайшем будущем разработать свои внешнеэкономические концепции, расставить приоритеты в сфере международного сотрудничества, определить механизмы сочетания интеграционного процесса в СНГ с широким использованием международного разделения труда с другими регионами мира. Совместные внешнеэкономические действия и скоординированная позиция необходимы и в отношениях стран СНГ с международными экономическими и финансовыми организациями.

Формирование новой региональной системы взаимных связей сейчас возможно лишь на основе нового экономического механизма взаимодействия, соответствующего новому, суверенному статусу стран Содружества. Такой механизм находится пока на стадии становления, и объясняется это не в последнюю очередь отсутствием ясных представлений о реальном потенциале межгосударственных связей в СНГ. Все остальные вопросы (приоритетные направления, формы, масштабы сотрудничества, его инструментарий и др.) по отношению к данному носят производный характер.

На первом этапе формирования Экономического союза целесообразно не противопоставлять многостороннее сотрудничество и двусторонние связи, а, напротив, более полно использовать потенциал последних, поскольку двусторонние механизмы конкретнее, проще и позволяют не только полнее согласовать интересы партнеров, но и лучше подготовить и реализовать многостороннее сотрудничество.

В настоящее время необходимо:

-         восстановление многозвенных технологических цепочек с участием фирм-кооперантов из разных стран СНГ;

-         проведение согласованной инвестиционной политики, основанной на использовании новых организационных форм: межнациональных акционерных обществ, холдингов, СП, транснациональных корпораций;

-         создание совместных инвестиционных фондов с выделением приоритетных сфер их использования;

-         координация и проведение согласованной структурной политики с селективной поддержкой наиболее приоритетных отраслей и видов производств;

-         поэтапное создание платежного союза, начиная с нормализации двусторонних платежно-расчетных отношений между государствами СНГ, организации работы Межгосударственного банка по созданию сиса и заканчивая реализацией в будущем согласованной (а затем и единой) кредитно-денежной и валютной политики.

Предусмотренное договором о создании экономического союза формирование ассоциации свободной торговли и таможенного союза тоже предполагает длительную, поэтапную работу, включая координацию внешнеторговой политики и национального законодательства. Одним из важнейших при этом является вопрос о свободе перемещения товаров и услуг. Уже в 1992-1993 гг. в основном сложился механизм регулирования внешней торговли РФ со странами ближнего зарубежья, основанный преимущественно на использовании тарифных, но включающий в себя и целый ряд нетарифных методов.

При этом, несмотря на просчеты и недостатки, в целом импортный тариф стал более дифференцированным: повышается его роль в создании разумной степени протекционизма для российских предприятий-производителей и обеспечения условий для нормальной конкуренции. При ввозе и вывозе товаров из стран-участниц СНГ таможенными органами не взимается налог на добавленную стоимость. Акцизами не облагаются подакцизные в РФ товары, происходящие с территории государств-членов СНГ, при ввозе их на территорию России. Что касается полного отказа от импортного тарифа в СНГ, то, как показывает опыт интеграционных союзов индустриально развитых стран (ЕС и ЕАСТ), он скорее будет постепенным и многоступенчатым. Вместе с тем следует отметить, что уже сегодня, в целях стимулирования кооперационных связей, вывоз товаров по кооперации не подлежит количественному ограничению, если он осуществляется по контрактам между хозяйствующими субъектами. В соответствии с подписанным в декабре 1993 г. в Ашгабате Соглашением об общих условиях и механизме поддержки производственной кооперации предприятий и отраслей государств-участников СНГ в отношении товаров, поставляемых по кооперации и в рамках режимов переработки под таможенным контролем экспортные и импортные пошлины, налоги и акцизы не применяются.

Острым остается вопрос о ценах во взаимной торговле. И это совершенно закономерно, поскольку именно здесь непосредственно сталкиваются экономические интересы экспортеров и импортеров. Новому статусу независимых государств в наибольшей степени соответствовало бы использование мировых цен. Вместе с тем нельзя не учитывать, что наряду с их бесспорно позитивным влиянием на процессы структурной перестройки производства и внешнеторгового оборота они одновременно (как показывает опыт распада СЭВ) имеют существенный недостаток. Мировые цены способны оказать разрушительное воздействие на сотрудничество, в первую очередь в силу их полного несоответствия условиям национального воспроизводства. Именно поэтому во взаимной торговле РФ и других стран СНГ применяется дифференцированный подход к номенклатуре поставляемых товаров: по стратегическим товарам (сырьевым, энергоносителям, цветным металлам), включаемым в межправительственные соглашения, общей рекомендацией является ориентир на мировые цены с ежеквартальным уточнением последних. Отдельными межгосударственными соглашениями определен порядок установления цен на нефть и газ с введением корректирующих коэффициентов.

Успешное проведение экономических преобразований в странах СНГ невозможно без тщательной разработки и осуществления скоординированной реформы законодательства. Если участники СНГ хотят оживить торговлю, стимулировать капиталовложения (в том числе и взаимные), их законодательство должно стать не только привлекательным для бизнеса, но и унифицированным. Сейчас отдельные части законодательства стран-участниц не соответствуют друг другу, а законы и реальность отделены пропастью. Проблема усугубляется несогласованностью различных зарубежных рекомендаций. Эти тенденции могут привести к несовместимости законодательных систем стран СНГ. Обеспечение правовой базы интеграционных мероприятий требует существенного повышения роли Межпарламентской Ассамблеи как органа, призванного разрабатывать модельные законодательные акты и добиваться сближения действующего законодательства государств, подписавших Договор об экономическом союзе.

В настоящее время в соответствии с решением Совета глав государств СНГ осуществляется реформирование и структурная перестройка Содружества. Упразднен исполнительный секретариат, ликвидирован ряд других структурных органов. Штатная численность сотрудников сокращена вдвое.

Безусловно, вопросы совершенствования СНГ, создание на его пространстве зон свободной торговли (ЗСТ) окажутся главными в работе Содружества на ближайшую перспективу. Причем образование ЗСТ является инструментом развития цивилизованной торговли между странами СНГ. Введение в действие соглашения о ЗСТ, формирование необходимой правовой базы внешнеэкономических отношений позволят повысить экспортный потенциал всех стран СНГ, будут содействовать закреплению наших предприятий на рынках Содружества.

Следующим шагом должно быть решение проблем платежно-расчетных отношений, без которых любые планы в сфере производственной и торговой кооперации ничтожны. Важен вопрос совершенствования управления интеграционными процессами.

Пришло понимание необходимости выстроить интеграционные процессы не сверху вниз, а снизу вверх – от реальных связей субъектов хозяйствования, включая малые и средние, от региональных программ – к общегосударственным. Только такой подход дает простор для самостоятельности и творчества предпринимательских структур, создает надежный рыночный механизм. Выиграть битву со временем можно будет только в условиях политической стабильности и точного выбора приоритетов. Среди них:

-         становление цивилизованного рынка через поддержку и разумный протекционизм по отношению к отечественным производителям;

-         укрепление системы власти в стране, но без всяких мыслей о силовых вариантах;

-         ответственность власти перед обществом и ее подконтрольность;

-         государственная поддержка науки и современных технологий;

-         создание простора и правовых гарантий для творческого и созидательного предпринимательства;

-         использование государством власти там, где это необходимо для общего блага, – это и эффективное управление государственной собственностью, и регулирование деятельности естественных монополий.

При реализации этих приоритетов необходимо стремиться укреплять рыночные отношения, создавать единое правовое поле на просторах СНГ, развивать и поддерживать дух единения в обществе.

Заключение


Среди мер по усилению сотрудничества на региональном уровне необходимо создание информационных центров на местах, совместных торговых домов, бизнес-центров, постоянно действующих выставок продукции малого и среднего бизнеса. Также необходимо работать над привлечением взаимных инвестиций и организацией совместных предприятий.

Необходимо также усиление интеграционных процессов: унификация законодательства, в том числе трудового, привлечение взаимных инвестиций, ускорение работы по ратификации межгосударственных соглашений и их полноценная реализация.

Как отметил секретарь Национального экономического совета, губернатор Свердловской области Эдуард Россель, СНГ – это общий дом, который еще только предстоит построить. Основой конструкции должна стать полноценная интегрированная экономика. Ее непременными атрибутами являются общее экономическое пространство, зона свободной торговли, таможенный союз и в последующем – общий рынок.

Россель предложил следующие условия «стройки». Во-первых, обязательность исполнения договоренностей. Для этого необходимо создать в рамках Содружества эффективный механизм ответственности за выполнение странами-партнерами, регионами государств, их хозяйствующими субъектами принятых на себя обязательств, действенные механизмы судебного и третейского разрешения споров. Второй принцип – равенство государств в партнерстве и предоставление более приоритетных условий членам Содружества. Следующий принцип – заинтересованность в развитии сотрудничества – должно преобладать стремление добиться преимуществ не для каждой страны, а для всех вместе. И наконец – реальное делегирование исполнительских полномочий по интеграции как вверх – межнациональным органам управления СНГ, так и вниз – региональным властям стран.

Список использованной литературы



1.     Покровский В. Перспективы взаимодействия стран СНГ тактика //Проблемы теории и практики управления 2000 – №1

2.     Шинкаренко П. Экономическая политика: стратегия и тактика //Проблемы теории и практики управления 1999 – №5