Содержание


Содержание. 2

Введение. 3

1. Экологическая политика государства как основной метод управление загрязнением окружающей среды.. 5

2. Введение экологических стандартов как метод управления загрязнением окружающей среды.. 6

3. Методы контроля за состоянием окружающей  среды.. 8

4. Экономическое регулирование охраны окружающей среды.. 10

Заключение. 18

Список литературы.. 19


Введение


Экология (греч. oikos «дом» + logos «наука») – это наука о взаимоотношении организмов и окружающей среды. Термин «экология» предложил в 1866 году Эрнст Геккель. В настоящее время экология – это междисциплинарная отрасль на стыке биологии, физики, химии, географии и общественных наук. В на­стоящее время это понятие стало привычным и обыденным во всем мире, породило «экологизацию» современных науч­ных дисциплин и стало неотъемлемой частью нашей жиз­ни. Экология стала для прогрессивного человечества не только нау­кой, но и способом мышления, поведения. Экология включая в себя духов­ность, понимание единства человека и природы, высокую культуру, гуманизм.

Проблема защиты экологии встала перед человечеством сравнительно недавно. Но уже в нашем веке, который ознаменовал себя  масштабным истощением природных ресурсов, огромным количеством вредных выбросов в атмосферу и океан, уничтожением лесов и множеством иных факторов, усугубляющих положение с экологией на нашей планете, экологическая катастрофа приблизилась необычайно. “Озоновая дыра”, радиоактивное загрязнение, глобальное потепление климата, состояние воздушных бассейнов в крупных городах наглядно свидетельствуют о том, что наша среда обитания истощена до предела. От нашей активности в сфере охраны окружающей среды зависит решение вопроса о выживании, сохранение здоровья людей и создание нормальных условий их жизнедеятельности. Термин “охрана окружающей среды” не совсем удачен. Под ним понимаются экономические, правовые, социально-политические и организационно-хозяйственные механизмы, которые бы привели нагрузку на окружающую среду в соответствие с ее “пределом прочности”.

В этой связи, весьма актуальным становится экономический аспект проблемы. В самом деле, благие призывы - “не сорить”, в обязательном порядке должны быть подкреплены комплексом экономических и других мер воздействия на тех, кто эти призывы игнорирует. Об охране экологии, в век бизнеса, нельзя говорить иначе, как в экономических категориях.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение основных методов управления загрязнением окружающей средой.


1. Экологическая политика государства как основной метод управление загрязнением окружающей среды


Комплексный характер экологических проблем требует комплексного государственного управления в области охраны окружающей среды. Ниже перечислим функции такого управления:[1]

*                   Экологическое прогнозирование качества окружающей среды и ее изменение под воздействием конкретной экологической политики.

*                   Экологическое планирование, то есть разработка стратегии и детальных программ по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

*                   Регулирование экономической деятельности с помощью правовых норм.

*                   Руководство экологической деятельностью - организационное воздействие на реализацию экологических программ.

*                   Экологический мониторинг - наблюдение за состоянием окружающей среды, учет наличия, качества и расходования природных ресурсов.

*                   Экологический контроль - деятельность по установлению соответствия и несоответствия окружающей среды установленным требованиям законодательства.

*                   Экологическое образование, обеспечение населения экологической информацией и формирование общественного сознания с целью сознательного изменения культуры потребления.

Приводя пример многопланового подхода к проблеме экологии, можно рассмотреть политику сокращения выбросов в США. Главными инструментами этой политики являются налог на использование энергии, налог на первоначальное приобретение оборудования и зданий, стандарты производственных процессов, информация и маркетинг для потребителей. Ученые экологи сходятся во мнении, что ключ к сокращению выбросов заключается именно в совместном применении административных и рыночных методов. Налогообложение приведет к росту цен на энергию и к сокращению энергопотребления. Регулирование в форме стандартов может быть использовано для вытеснения с рынка наименее эффективного оборудования. Стимулирование и информационные программы могут быть использованы для усиления конкуренции товарами, произведенными при превышении стандартов. Кроме того, информационные программы обеспечат покупателей зданий и энергопотребляющего оборудования информацией, необходимой для принятия решения с учетом ценовых сигналов налогообложения. Финансируемые правительством программы исследования и развития необходимы для поддержки нововведений в промышленности в форме помощи в капиталоемких и рискованных инвестициях.


2. Введение экологических стандартов как метод управления загрязнением окружающей среды


Размышляя об экологии, нельзя не сказать об экологических стандартах. Грань, отделяющая сегодняшнее состояния нашей планеты от экологической катастрофы настолько тонка, что речь надо вести не об “экологии вообще”, а о размерах отклонений экологических характеристик нашей среды обитания от значений минимально необходимых для жизнедеятельности обитателей планеты. Сегодня эти значения возведены в ранг обязательных экологических стандартов.

Стандарты качества окружающей среды устанавливают юридически обязательные предельные уровни загрязнения или неблагоприятных воздействий,  которые не должны  превышаться  в  данной среде или ее компонентах.  Эти стандарты были впервые использованы в США в начале 70-х годов в Федеральных законах о качестве воздуха  и о качестве вод.  В соответствии с Законом 1970 г. о чистом воздухе стандарты вводятся на уровне штатов в планах мероприятий по соблюдению национальных стандартов качества воздуха (НСКВ) и распространяются на действующие и  новые  источи загрязнения воздуха. В поправках 1977 г.  к этому закону НСКВ подразделяются на первичные  и  вторичные. Первичные  устанавливают  предельно допустимые количества  (ПДК) химических веществ в атмосфере в интересах охраны здоровья населения,  вторичные вводят предельно допустимые уровни загрязнения (ПДУ),  достаточные для охраны природной среды и "общественного благосостояния" от реальных  и  потенциальных  последствий загрязнения. Стандарты качества окружающей среды существовали и в странах Восточной Европы, но не соблюдались в силу отсутствия соответствующих законодательных механизмов. Из стран Западной Европы  в последние несколько лет они были введены в Германии и Дании. Традиционными стандартами  качества окружающей среды являются стандарты качества воздуха и вод,  шума и вибрации, неприятных запахов.

Товарные стандарты - стандарты на продукцию,  обычно общенациональные, которыми могут определяться[2]:

- предельные уровни содержания загрязнителей или неблагоприятных  воздействий  в  составе продукта;

- свойства и характеристики конструкции товара;

- способы использования.

Товарные стандарты  используются для запрета или ограничения производства экологически вредной продукции. В случае необходимости в них также включаются правила тестирования, упаковки и маркировки продукции.

Технологические стандарты представляют собой  спецификации экологического  характера  для  средств техники,  оборудования технологических процессов и т п. Они могут быть конструкционными и эксплуатационными.

  Промышленные круги во многих странах недовольным тем, что строгие экономические законы и регулирующие нормы ставят их в неблагоприятное положение в конкуренции с иностранными Фирмами, которые сталкиваются с более мягким регулированием. Такой аргумент приводится и в отношении экологических налогов и платежей.

Заявления эти, однако, отнюдь не полностью соответствуют действительности. Долгосрочная выгода часто перевешивает краткосрочный недостаток конкурентоспособности.

Оригинальная практика  сложилась  в Японии,  где механизмы управления ориентированы на разработку в первую  очередь  стандартов здоровья,  дополненных ограничениями эмиссий для отдельных отраслей промышленности и видов производства. Экологические стандарты  вырабатываются  в  процессе так называемых публичных переговоров между промышленными  Фирмами  и  местными  органами власти . В Финляндии также нет единообразной системы экологических стандартов выбросов.  Вместо  этого  каждая  область имеет  право  вести переговоры со строителями и достичь договоренности  о  приемлемых  экологических  нагрузках.

Существует еще  один вид стандартов - стандарты "межрегиональной диффузии",  которые определяют объем  загрязняющих  веществ, выносимых за пределы региона на определенный промежуток времени.

Фирмы в Японии, Германии, Швеции  и других странах уже реагируют на повышение цен на энергию, на существующие экологические нормы и их будущее ужесточение более эффективными производственными процессами и более экологически чистой продукцией.

 

3. Методы контроля за состоянием окружающей  среды


Для обеспечения объективной информацией процессов создания, реализации и оценки экологической политики необходима система экологического мониторинга. Более того, в некоторых странах, например в Японии, в каждом регулирующем законе содержится требование к административным органам осуществлять постоянный надзор загрязнения.

Экологический мониторинг может быть задействован на следующих этапах экологической политики[3]:

1) Оценка стратегии с целью проверки возможности возникновения нежелательных последствий в перспективе.

2) Деятельность по уменьшению загрязнения окружающей среды, например:

- краткосрочный мониторинг при катастрофическом загрязнении в целях охраны здоровья людей;

- мониторинг соблюдения стандартов выбросов и качества окружающей среды;

- мониторинг при комплексной оценке экологического воздействия.

3) Выявление новых проблем и создание политики по их решению.

Распределение ролей в экологическом мониторинге между национальным правительством, штатными (региональными) и местными властями зависит от структуры институтов в каждой конкретной стране. Обычно мониторинг проводится местными властями. Они должны контролировать выбросы предприятий и реагировать на превышение лимитов и других разрешающих условий, а также если деятельность предприятия осуществляется при отсутствии требуемого разрешения. Если разрешение не предусмотрено, местные власти должны проверять, ведется ли деятельность в соответствии со специальными требованиями законодательства в этой области.

Частные агентства и Фирмы также вовлечены во многих случаях в схемы мониторинга. Происходит это в основном как часть принципа "загрязнитель платит”. Очевидно, что первым шагом в контроле загрязнения является знание типа и объема выброса загрязнителя.   Поэтому   фирмы   занимаются   мониторингом своих собственных выбросов в целях оценки соблюдения ими разрешений или лицензий и нормативного (стандартного) состояния окружающей среды в окрестностях данного объекта.


4. Экономическое регулирование охраны окружающей среды


Многие специалисты, в том числе и юристы, в развитых странах считают экологические проблемы по сути проблемами экономическими. Такая позиция согласуется с тем, что в настоящее время во многих странах и особенно в США наблюдается ослабление административного регулирования экономики. Экономические методы адресны, однозначно определяют требования к управляемому объекту, однако в отличие от административных команд учитывают, что объекты управления сознательно ставят перед собой цели и столь же сознательно стремятся к их достижению. Такая целевая установка - важная отличительная особенность управления в социальных и экономических системах. Поэтому сущность экономических методов состоит в организации деятельности управляемых объектов путем создания преимуществ в потреблении. Этим управление экономическими методами отличается от стимулирования, которое предусматривает поощрение и санкции неэкономического характера.

Роль экономических методов заключается в создании механизмов управления, стимулирующих средоохранную деятельность и поиск путей минимизации экономических затрат, которое понесет общество ради достижения желаемого состояния окружающей среды и ее отдельных компонентов.

В числе экономических инструментов экологического регулирования можно назвать[4]:

  -платежи или налоги за право пользования природными ресурсами;

  - компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого использования или ухудшение их качества, вызванное производственной деятельностью;

  - платежи или налоги за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;

  - дополнительный налог с прибыли предприятий, выпускающих экологически вредную продукцию или применяющих экологически опасные технологии.

Все эти чисто экономические инструменты служат соблюдению экологических стандартов наиболее эффективным путем.


Эмиссионный налог и платежи


Давно известна точка зрения, объявляющая противозаконной любую загрязняющую деятельность и полагающая, что загрязнение окружающей среды можно просто запретить. Этот подход не только экономически не обоснован, но и просто абсурден, ибо любая деятельность, связанная с природопользованием, приводит к загрязнению.

В качестве основной меры контроля за загрязнением в развитых капиталистических странах предусмотрено введение налогов природопользователей и загрязнителей окружающей среды, преимущественно на региональном и местном уровнях. Так в ФРГ сравнительно недавно законодательно введена система налогообложения всех загрязняющих производств. В Нидерландах такая система функционирует уже на протяжении 10 лет, во Франции - начиная с 60-х годов.

Система налогов на загрязнение воздуха и вод очень сложна. Она заключается в установлении платы за единицу загрязнения для всех источников на таком уровне, при котором стремление к минимизации издержек привело бы к общему снижению загрязнения, достаточному для достижения стандартов.

Налоговая система имеет два главных преимущества по-cpавнению с системой административного достижения стандартов ПДВ или ПДК.

Во-первых, в результате действия обеспечиваемых налогов системой стимулов возникает ситуация, при которой борьба с загрязнением будет концентрироваться на тех объектах, где она дешевле всего. Каждый загрязнитель будет уменьшать загрязнение до тех пор, пока предельные издержки предотвращения загрязнения не сравняются с установленной платой за загрязнение.

Во-вторых, налоговая система может функционировать при недостатке исходной информации. Иногда можно просто установить величину налоговой ставки, наблюдать за последствиями, а затем повышать или понижать ее до тех пор, пока не будет найден правильный уровень.

В экологическом плане эмиссионный налог, то есть налог за выбросы в атмосферу, размещение твердых отходов,

сбросы в водоемы, способствует замене или сокращению экологически вредных производственных процессов, смене структуры выпуска продукции в сторону ее экологизации, введению более экологически ценных технологий производства, технологий очистки, переработке вторичных ресурсов. На первом этапе налоговый “гнет” естественно сказывается на конечной цене готовой продукции. Однако после адаптации фирм к перечисленным изменениям соотношение спроса и предложения нормализуется и цены установятся на прежнем уровне.

Альтернативой эмиссионному налогу являются платежи, устанавливаемые для любого источника выбросов и взимаемые только в том случае, если выбросы превышают заранее установленный уровень. Практика таких платежей существует с 1973 года в Японии.

Применяя для    осуществления    экологической политики эмиссионные налоги или платежи надо учитывать следующие ограничения:

1) недоучет некоторых загрязняющих веществ ведет к занижению суммы платежей;

2 ) точный расчет стоимости ограничения выбросов для каждого загрязнителя весьма накладен и довольно ненадежен;

3) для  каждого вида загрязнений должна быть предусмотрена система регулирования поэтапного повышения ставок  налогов  или платежей,  отражающая рост предельных издержек по мере достижения более высокого качества окружающей среды;

4) эмиссионный налог не применим к регулированию некоторых видов загрязнений (опасных отходов, шумового загрязнения в городе);

5) налог неэффективен для принятия экстренных мер в  уcловиях чрезвычайной экологической ситуации;

6) побудительный  эффект  налогов  может  ослабляться  под действием ряда объективных факторов (инфляции,  быстрого экономического роста и некоторых других);

Первые три  проблемы не носят принципиального характера и по всей видимости,  могут  быть  решены  технически.  Остальные пункты  в  известной  степени  ограничивают сферу воздействия эмиссионного налога загрязнениями воздуха и вод.  Именно в  этой сфере  эмиссионный налог и платежи нашли самое широкое применение в развитых странах Запада.

 Налоги и платежи за ресурсы

Налоги на использование ресурсов применяются для ограничения спроса, когда нет необходимости установления максимума совокупного использования ресурсов. Перед введением налога должны быть ликвидированы субсидии и другие Факторы, искажающие цена на ресурсы.

Налоги и   платежи   должны  отражать  реальную стоимость ресурсов. Высокие налоги и цены на ресурсы должны стимулировать более высокие технологии и структуру потребления,  но они  должны вводиться постепенно,  дабы избежать экономических срывов[5].

 Залоги и облигации.

В некоторых странах Запада применяется схема залогов - возмещений. Согласно этой схеме залог взимается с экологически грязных и нежелательных продуктов и возмещяется, как только этот продукт надлежащим образом уничтожается. Залоговые вклады на возмещение экологического ущерба позволяют также избежать нелегальных сбросов загрязнителей, ибо залог больше расходов на захоронение отходов.

Экологические цели могут быть достигнуты и посредством совместного несения расходов фирмами. Примером тому могут служить водные ассоциации в районе Рура в Германии. В этих ассоциациях членство обязательно для каждого загрязнителя.

 Экологические фонды

Экологические фонды обычно носят перераспределительный характер: средства поступают от загрязнителей и им же возвращаются на конкретные средоохранные мероприятия или идут на улучшение экологической обстановки в целом. Это позволяет координировать экологическую деятельность и приводить ее в соответствии с общими целями экологической политики. Фонды могут быть национальными, межрегиональными, региональными и местными. Первые три типа образуются для проведения крупных экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды, стоимость которых превышает имеющиеся средства местных фондов.

Местные экологические фонды складываются из следующих средств:

- эмиссионные налоги и платежи предприятий (за выбросы в атмосферу, сбросы в водоемы, размещение твердых отходов);

- налоги и платежи за ресурсы;

- залоги-возмещения и облигации пользования;

- средства, изысканные в возмещение ущерба, причиненного при нарушении средоохранного   законодательства;

- плата предприятий за выбросы (лицензионные взносы);

- штрафы, взысканные в административном и судебном порядке с юридических и физических лиц, виновных в нарушении законодательства по охране окружающей среды.

Средства крупных фондов могут расходоваться на финансирование:

- крупных средоохраных проектов на предприятиях при невозможности их осуществления за счет собственных средств

- строительства, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта средоохранных объектов, действующих на соответствующей территории

- научно - исследовательских разработок и создания новых видов средоохранной техники и технологии

- мероприятий по предупреждению и компенсации негативных социально-экономических последствий нарушения средоохранного законодательства на данной территории (озеленение, борьба с шумом и т.д.).

- работ по оценке воздействия на окружающую среду и проведения экспертизы экономических проектов, приуроченных к данной территории;

- создания специализированных предприятий по переработке отходов производства на территории данного региона;

  - частичное или полное погашение банковских кредитов, данных предприятиям для проведения ими крупных капиталоемких мероприятий средоохранного назначения (строительство очистных сооружений, внедрение безотходных технологий и т.д.) при условии обеспечения высокого качества этих работ и выполнения их в определенные сроки.

Определенная доля отчислений местных фондов может резервироваться и образовывать страховой фонд, средства которого будут направляться на ликвидацию негативных последствий от непредвиденных природных процессов и явлений, а также аварий, причиняющих ущерб окружающей среде.

Надо отметить, что все перечисленные статьи расходов относятся к прямым расходам на экологическую деятельность. Кроме них, существуют еще и косвенные расходы, которые не могут покрываться из экологических фондов. Связанные с ними выплаты осуществляются из госбюджета.  

 Метод  соглашения о компенсации ущерба и постоянный мониторинг. Принцип “колпака”

Управление по охране окружающей среды (ЕРА) недавно приняло ряд мер по уменьшению жесткости и негибкости своих правил. Эти меры явились результатом политического давления, вызванного влиянием жестких правил на региональное экономическое развитие. Например, ЕРА имеет право запрещать строительство предприятий в определенных районах, если в результате этого может быть превышен допустимый уровень загрязнения. В последнее время ЕРА отказывается от таких мер, явно препятствующих региональному развитию[6].

Например, теперь во многих районах США ЕРА применяет политику  “компенсации”. При такой политике фирмам разрешено размещать свои предприятия в тех районах, где раньше это было запрещено, поскольку дополнительные выбросы могли привести к загрязнению воздуха выше допустимого уровня. При политике "компенсации” фирма, желающая начать производство на данной территории, должна побудить другие фирмы снизить объемы выбросов. Обычно это достигается путем выплаты некоторой суммы. Без этого условия, фирма не может получить разрешения на размещение своего производства. Например, "General Motors" получила разрешение ЕРА на строительство нового завода в Оклахоме, после того как через местную торговую палату было достигнуто соглашение с нефтяными компаниями, осуществляющими производство в данном районе о сокращении ими выбросов углеводорода в качестве компенсации за выбросы завода “General Motors". Заключение соглашений о компенсации, подобных этому, равносильно продаже существующих прав на загрязнение.

Политика ЕРА стала более гибкой и благодаря программе, прозванной “под колпаком у ЕРА". Данная программа заключается в том, что фирма "накрывается" воображаемым "колпаком", благодаря чему ведется постоянное наблюдение за всеми видами выбросов . Если фирма превышает предельно допустимые выбросы по одному из загрязняющих веществ, ЕРА не “замечает" этого нарушения при условии, что фирма, в то же время уменьшает объем выбросов другого загрязнителя по сравнению с нормативным. Более гибкий подход соблюдению стандартов позволяет фирмам добиться существенной экономии на издержках.

Наконец, недавно ЕРА продвинулась еще на один шаг к модели "прав на загрязнение” разрешив фирмам, у которых объемы выбросов меньше нормативных “накапливать” экономию по выбросам для целей описанной системы. Фирма, у которой объем выбросов определенного загрязнителя меньше нормативного, получает "кредит” на превышение норм выбросов в будущем. Кроме того, фирма может продавать эти “кредиты” другим фирмам. Этот метод стимулирует фирмы уменьшать объемы выбросов ниже установленных норм поскольку в результате они получают ”кредиты", которые они могут затем продать и увеличить таким образом свой доход.



Заключение


Основным критерием экологической политики в области загрязнения окружающей среды вообще является ее действенность. Распространено мнение, что в экологической сфере наиболее действенным является административный метод, то есть метод рассматривающий природу как общественный капитал, и, в следствии чего экологическое управление происходит в основном на макроэкономическом уровне при решающей роли централизованного государственного вмешательства. Однако у  административного  метода  имеются существенные недостатки.  Экономическая эффективность должна  проявляться в обеспечении  оздоровления  окружающей среды по наименьшей цене. Недостатком административного подхода в этом  плане  является  часто  используемый в инструкциях по сокращению  загрязнений общий подход к Фирмам-загрязнителям.  Предписывая  сократить выбросы  загрязняющего  вещества в определенное количество раз, инструкции не в состоянии учесть экономические особенности различных Фирм, их предельные  расходы  на  сокращение  загрязнения.  В результат расходы Фирм очень неравномерны,  тогда как  эмиссионный  налог дает эффективное решение,  равномерно распределяя расходы между фирмами и не уменьшая ресурсы на экологическую политику.

Ключом к  решению экологических проблем является переход к экологически чистим технологиям. Поэтому способность к стимулированию технологической адаптации служит важным критерием оценки достоинств методов экологической  политики.  Вообще  говоря, чем выше расходы Фирм загрязнителей,  тем больше такой стимул. В этом смысле наилучший стимулятор - система налогов и  платежей, а  наихудший  -  система стандартов.  К тому же стандарты часто требуют от производителей использования существующих технологий, например, такое требование содержится в законе о качестве воздуха в ФРГ, хотя при рыночной экономике Фирмы сами должны находить новые технологии, при административном подходе они отдают эту роль правительственным структурам.

Список литературы



1.     Киселев В.Н. Основы экологии.  - М.: Логос, 2001

2.     Коробкин В.И, Передельский Л.В. Экология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000

3.     Методы экологической и экономической регламентации хозяйственной деятельности.  - М.: Логос, 2002 .

4.     Одум Ю. основы экологии. – М.: Мир, 1975

5.     Радкевич В.А. Экология.  - М.: Мысль, 2000..


[1]. Киселев В.Н. Основы экологии.  - М.: Логос, 2001  - с 11.

[2] Радкевич В.А. Экология.  - М.: Мысль, 2000. – с 56.


[3] Коробкин В.И, Передельский Л.В. Экология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 – с 25.


[4] Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономические методы управления природопользованием. - М.: Дело, 2003 – с 23

[5] Методы экологической и экономической регламентации хозяйственной деятельности.  - М.: Логос, 2002 . – с 64.

[6] Методы экологической и экономической регламентации хозяйственной деятельности.  - М.: Логос, 2002 . – с 73