Содержание

 

 

 

 

1. Назначение запасов материальных ресурсов, их виды и функции. 3

2. Выбор поставщиков продукции. 10

Список литературы.. 13

 

1. Назначение запасов материальных ресурсов, их виды и функции

Понятие материального запаса является одним из ключевых в логистике. Взятое с природы сырье, прежде чем в виде готового изделия попасть к конечному потребителю, перемещается, соединяется с другими материалами, подвергается производственной обработке. Продвигаясь по материалопроводящей цепи, сырье периодически задерживается, ожидая своей очереди вступления в ту или иную производственную или логистическую операцию.

Общепринятая формулировка гласит: материальные запасы – это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция, производственно-технического назначения, изделия народного потребления и иные товары, ожидающие вступления в процесс личного или производственного потребления.[1]

Если бы вся цепь участников, обеспечивающих превращение первичного сырья в изделия народного потребления и продвижения этих изделий, работала как единых механических конвейер, время ожиданий можно было бы практически свести к нулю. Однако в реальной жизни обойтись без такого ожидания нельзя.

Создание запасов всегда сопряжено с расходами. Перечислим основные виды затрат, связанных с созданием и с содержанием запасов:

-              Замороженные финансовые средства;

-              Расходы на содержание специально-оборудованных помещений;

-              Оплата труда специального персонала;

-              Постоянный риск порчи, хищения.

Наличие запасов – расходы. Однако отсутствие запасов – это тоже расходы, только выраженные в форме разнообразных потерь.

К основным видам потерь, связанных с отсутствием запасов относят:

-              Потери от простоя производства;

-              Потери от отсутствия товара на складе в момент предъявления спроса;

-              Потери от закупки мелких партий товаров по более высоким ценам.

Несмотря на то, что содержание запасов сопряжено с определенными затратами, предприниматели вынуждены их создавать, т.к. отсутствие запасов может привести к еще большей потере прибыли.

Рациональное управление запасами позволяет обеспечить бесперебойность производственного и торгового процесса при минимальных расходах на содержание запасов.

Перечислим основные мотивы, которыми руководствуется предприниматель создавая материальные запасы.

1.     Возможность колебания спроса (непредсказуемое снижение интенсивности выходного материального потока). Спрос на товар подвержен колебаниям, которые не всегда можно точно предугадать. Поэтому, если не иметь достаточного страхового запаса, не исключена ситуация, когда платежеспособный спрос не будет удовлетворен, т.е. предприниматель рискует остаться без товара на прилавках и отпустить клиента с деньгами и без покупки.

2.     Сезонные колебания спроса некоторых видов товаров. В основном это касается продукции сельского хозяйства. Например, урожай картофеля в России убирается в начале осени. Потоки же этого корнеплода идут по товаропроводящим цепям круглый год. Следовательно, где-то должен накапливаться запас.

3.     Скидки за покупку крупной партии товаров также могут стать причиной создания запасов (некоторые наши соотечественники хранят дома сравнительно большие запасы продовольствия именно по этой причине).

4.     Спекуляция. Цена на некоторые товары может резко возрасти. Предприятие сумевшее предвидеть этот рост создает запас с целью получения прибыли за счет изменения рыночной цены.

5.     Снижение издержек, связанных с размещением и доставкой заказов. Процесс оформления и доставки каждого нового заказа сопровождается рядом издержек:

-             Издержки административного характера, связанные с поиском поставщика, проведения переговоров с ним, командировками, международными переговорами и т.п.;

-             Издержки на транспортировку товаров. Снизить эти затраты можно сократив количество заказов, что равносильно увеличению объема заказываемой партии и, соответственно повышению размера запасов

6.     Вероятность нарушения установленного графика поставок (непредсказуемое снижение интенсивности входного материального потока). В этом случае запас необходим для того, чтобы не останавливался торговый  процесс, что особенно важно для товаров, играющих важную роль в формировании прибыли предприятия торговли. В производстве незапланированная остановка процессов наиболее опасна для предприятий с непрерывным циклом производства.

7.     Снижение издержек связанных с производством единицы изделия. Можно выпускать изделия малыми партиями. Тогда запасы будут небольшими, однако постоянные переналадки производства лягут бременем на себестоимость единицы изделия. Другой путь, выпустить одну большую партию и держать готовый продукт в запасе. В этом  случае расходы, связанные с запуском изделия в производство, распределятся на большое количество изделий, что может снизить себестоимость единицы даже при возросшем запасе.

8.     Возможность равномерного осуществления операций по производству и распределению. Эти два вида деятельности тесно взаимосвязаны между собой: распределяется то, что производится. При отсутствии запасов интенсивность материальных потоков в системе распределения колеблется в соответствии с изменениями интенсивности производства. Наличие запасов в системе распределения позволяет осуществлять процесс реализации более равномерно, вне зависимости от ситуации в производстве. В свою очередь, наличие производственных запасов сглаживает колебание в поставках сырья и полуфабрикатов, обеспечивает равномерность процесса производства.

9.     Возможность немедленного обслуживания покупателей. Выполнить заказ покупателей можно одним из следующих способов:

-             Произвести заказанный товар;

-             Закупить заказанный товар;

-             Выдать заказанный товар немедленно из имеющегося запаса.

10.           Последний способ является, как правило, наиболее дорогим, т.к. требует содержание запаса. Однако в условиях конкуренции возможность немедленного удовлетворения заказа может оказаться решающей в борьбе за потребителя.

11.           Сведение к минимуму простоя производства из-за отсутствия запасных частей. Поломки оборудования, разнообразные аварии могут привести при отсутствии запасов деталей к остановке производственного процесса. Особенно это важно для предприятий с непрерывным процессом производства, т.к. в этом случае остановка производства может обойтись очень дорого.

12.           Упрощение процесса управления производством. Речь идет о создании запасов полуфабрикатов на различных стадиях производственного процесса внутри предприятия. Наличие этих запасов позволяет снизить требования к степени согласованности производственного процесса на различных участках, а, следовательно, и соответствующие издержки на организацию управления этими процессами.[2]

Перечисленные причины свидетельствуют о том, что предприниматели как в торговли, так и в промышленности вынуждены создавать запасы, т.к. в противном случае увеличиваются издержки обращения, т.е. уменьшается прибыль. В тоже время запас не должен превышать некоторой оптимальной величины.

Логистическая организация процессов позволяет без повышения уровня запасов снизить издержки, связанные с производством единицы изделия, свести к минимуму простои производства из-за отсутствия запасных частей, а также выполняет ряд других функций запасов.

На пути превращения сырья в конечное изделие и последующего движения этого изделия до конечного потребителя создаются два основных видов запасов:

-              Запасы производственные;

-              Запасы товарные.

Каждый из которых в свою очередь делиться на три вида:

-              Запасы текущие;

-              Запасы страховые;

-              Запасы сезонные.[3]

Охарактеризуем каждый из названных видов запасов.

Запасы производственные.-  запасы, находящиеся на предприятиях всех отраслей сферы материального производства, предназначенные для производственного потребления. Цель создания производственных запасов – обеспечить бесперебойность производственного процесса. Примером производственного запаса могут служить запасы материалов для производства обуви на складах снабжения обувной фабрики.

Запасы товарные – запасы готовой продукции у предприятий изготовителей, а также запасы на пути следования товара от поставщика к потребителю, т. е. на предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в заготовительных организациях и запасы в пути. К товарному запасу можно отнести, например, запасы изготовленной обуви, находящиеся на складе готовой продукции обувной фабрики.

Запасы товарные подразделяются, в свою очередь, на запасы товарные средств производства и запасы товарные предметов потребления. Например, запасы готового металлопроката на складах службы сбыта металлургического комбината относятся к товарным запасам средств производства (металлопрокат подготовлен к реализации, однако покупатель пустит его в производство). Примером товарного запаса предметов потребления может служить запас готовой обуви на складе готовой продукции обувной фабрики.

Запасы текущие – основная часть производственных и товарных запасов. Это категория запасов обеспечивает непрерывность производственного или торгового процесса между очередными поставками. Величина текущих запасов постоянно меняется (запас как бы «вытекает», обеспечивая потребности производственного или торгового процесса).

Запасы страховые – предназначены для непрерывного обеспечении материалами или товарами производственного или торгового процесса в случае непредвиденных различных обстоятельств:

-              Отклонение в периодичности и величине партии поставок от предусмотренных договором;

-              В случаях возможных задержек материалов или товаров в пути при доставке от поставщиков;

-              В случае непредвиденного возрастания спроса.

Страховой запас, таким образом, является своеобразным амортизатором, который позволяет предпринимателю чувствовать себя комфортно и не «набивать шишек на ухабах плохо отрегулированных хозяйственных отношений и неточного прогноза». При нормальном ходе производственного или торгового процесса величина страхового запаса, в отличие от текущего, не меняется.

Запасы сезонные – образуются при сезонном характере производства, потреблении или транспортировке. Примером сезонного характера производства может служить производство сельскохозяйственного производства. Сезонный характер потребления имеет потребление бензина во время уборочной страды. Сезонный характер транспортировки обусловлен, как правило, отсутствием постоянно функционирующих дорог.

Выделяют также следующие виды материальных запасов:

-              Переходящие;

-              Подготовительные;

-              Неликвидные;

-              Запасы в пути и др.

К переходящим запасам относят остатки ресурсов материальных средств на конец отчетного периода. Данный вид запасов обеспечивает непрерывность производственного или торгового процесса от начала периода, следующего за отчетным, до момента очередной поставки.

Запасы подготовительные – это часть производственных запасов, которые требуют дополнительной подготовки перед использованием их в производственном процессе. К данной категории относят также часть товарных запасов, которые создаются в связи с необходимостью подготовки товаров к отпуску потребителям.

Запасы неликвидные – это длительно неиспользуемые производственные или товарные запасы. Образуются в связи с ухудшением качества товаров в процессе хранения, а также вследствие морального износа.  К неликвидным запасам относят также неиспользуемые запасы, которые образуются в результате прекращения выпуска продукции, для изготовления которой они предназначались.

Запасы в пути – это запасы, находящиеся на момент учета в процессе транспортировки. Время пребывания запаса в пути, т.е. время транспортировки, определяется с момента погрузки на транспорт до прибытия груза к месту назначения. Показатель времени транспортировки регламентируется договорами, а также утвержденными для различных видов транспорта нормативами сроков доставки груза.

2. Выбор поставщиков продукции

После того, как решена задача "делать или покупать" и предприятие определило, какое сырье и какие материа­лы необходимо закупить, решают задачу выбора постав­щика. Перечислим и охарактеризуем основные этапы ре­шения этой задачи.

1. Поиск потенциальных поставщиков.

При этом могут быть использованы следующие методы:

-              объявление конкурса;

-              изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т.п.;

-              посещение выставок и ярмарок;

-              переписка и личные контакты с возможными поставками.[4]

В результате перечисленных мероприятий формиру­ется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.

2. Анализ потенциальных поставщиков.

Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. Количество таких критериев может составлять несколько десятков. Однако зачастую ограничиваются ценой и качеством поставляемой продукции, а также надежностью поставок, под которой понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляемой продукции.

К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика, относят следующие:

-              удаленность поставщика от потребителя;

-              сроки выполнения текущих и экстренных заказом,

-              наличие резервных мощностей;

-              организация управления качеством у поставщика;

-              психологический климат у поставщика (в плане возможности забастовок);

-              способность обеспечить поставку запасных частей  истечение всего срока службы поставляемого оборудования;

-              финансовое  положение поставщика,  его кредитоспособность и др.

В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношении

3. Оценка результатов работы с поставщиками.

На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика.

Перед расчетом рейтинга необходимо выполнить дифференциацию закупаемых предметов труда.

Закупаемые товары, сырье и комплектующие изделия как правило, неравнозначны с точки зрения целей производственного или торгового процесса. Отсутствие комплектующих, требующихся регулярно, может привести к остановке производственного процесса  (равно как и дефицит некоторых товаров в торговле — к резкому падению при были торгового предприятия). Главным критерием при поставщика данной категории предметов труда будет Ясность поставки.[5]

Если закупаемые предметы труда не являются значимыми с точки зрения производственного или торгового процесса, то при выборе их поставщика главным критерием могут служить затраты на приобретение и доставку.

Вступая в хозяйственную связь с неизвестным поставщиком, предприятие подвергается определенному риску. В случае несостоятельности или недобросовестности поставщика у потребителя могут иметь место срывы в выполнении производственных программ или же прямые финансовые потери. Возмещение понесенных убытков наталкивается, как правило, на определенные трудности. В связи с этим предприятия изыскивают различные способы, позволяющие выявлять ненадлежащих поставщиков. Например, нередко западные фирмы прибегают к услугам специализированных агентств, готовящих справки о поставщиках, в том числе и с использованием неформальных каналов. Эти справки могут содержать следующую информацию о финансовом состоянии поставщика:

-              отношение ликвидности поставщика к сумме долговых обязательств;

-              отношение объема продаж к дебиторской задолжности;

-              отношение чистой прибыли к объему продаж;

-              движение денежной наличности;

-              оборачиваемость запасов и др.

Отечественные предприятия при выборе поставщика в настоящее время в основном полагаются на собственную информацию. При этом на предприятии, имеющем много поставщиков, может быть сформирован список хорошо известных, заслуживающих доверия поставщиков. Утверждение договоров с этими поставщиками, разрешение предварительной оплаты намеченной к поставке продукции осуществляется по упрощенной схеме. Если же намечается заключается заключение договора с поставщиком, отсутствующим в этом списке, то процедура утверждения и оплаты усложняется проведением необходимых мероприятий, обеспечивающих безопасность финансовых и других интересов предприятия.

Список литературы

1.     Гаджинский А.М. Логистика: учебник для ВУЗов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2003.

2.     Костоглодов А.А., Омельченко И.Н. Основы логистики: Уч. Пособ. – М.: Издательство МГТУ, 2002.

3.     Плоткин Б.К. Введение в коммерцию и коммерческую логистику: Уч.пособ. – СПб.: Изд-во С-Петербург ун-та экономики и финансов, 2003.

4.     Смехов А.А. Основы транспортной логистики: Учебник. – М.: Транспорт, 2003.

5.     Чудаков А.Д. Логистика: Учебник. – М.: издательство РЛД, 2001.


[1] Гаджинский А.М. Логистика: учебник для ВУЗов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2003. – с. 280.

[2] Костоглодов А.А., Омельченко И.Н. Основы логистики: Уч. Пособ. – М.: Издательство МГТУ, 2002. – с. 245.

[3] Чудаков А.Д. Логистика: Учебник. – М.: издательство РЛД, 2001. – с. 301.

[4] Гаджинский А.М. Логистика: учебник для ВУЗов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2003. – с. 151.

[5] Плоткин Б.К. Введение в коммерцию и коммерческую логистику: Уч.пособ. – СПб.: Изд-во С-Петербург ун-та экономики и финансов, 2003. – с. 195.