Содержание:


Введение.............................................................................................................. 3

1.  Экономико-статистический анализ выручки от реализации продукции.... 4

2.  Индексный анализ (задача 34).................................................................... 10

Заключение........................................................................................................ 12

Список используемой литературы................................................................... 13




Введение


Возрастающий интерес к статистике вызван современным этапом развития экономики в стране, формирования рыночных отношений. Это требует глубоких экономических знаний в области сбора, обработки и анализа экономической информации.[1]

Статистическая грамотность является неотъемлемой составной частью профессиональной подготовки каждого экономиста, финансиста, социолога, политолога, а также любого специалиста, имеющего дело с анализом массовых явлений, будь то социально-общественные, экономические, технические, научные и другие. Работа этих групп специалистов неизбежно связана со сбором, разработкой и анализом данных статистического (массового) характера. Нередко им самим приходится проводить статистический анализ различных типов и направленности либо знакомиться с результатами статанализа, выполненного другими. В настоящее время от работника, занятого в любой области науки, техники, производства, бизнеса и прочее, связанной с изучением массовых явлений, требуется, чтобы он был, по крайней мере, статистически грамотным человеком. В конечном счете, невозможно успешно специализироваться по многим дисциплинам без усвоения какого-либо статистического курса. Поэтому большое значение имеет знакомство с общими категориями, принципами и методологией статистического анализа.

Основу статистической грамотности в значительной мере дает предмет «Общая теория статистики».[2]

Целью данной работы является проведение экономико-статистического анализа выручки от реализации продукции. Для этого будут решены следующие задачи:

–       Раскрыты теоретические основы выручки от реализации продукции,

–       Решена задача по индексному анализу,

–       выводы по работе.

1.   Экономико-статистический анализ выручки от реализации продукции


Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:

·             объема реализации продукции (VРП);

·             ее структуры (УДi);

·             себестоимости (Сi);

·             уровня среднереализационных цен (Цi).

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.[3]

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок, используя данные, приведенные в табл. 1.

План по сумме прибыли от реализации продукции в отчетном году перевыполнен на 1396 млн. руб.(19296-17900), или на 7,8%.

Если сравнить сумму прибыли плановую и условную, исчисленную исходя из фактического объема и ассортимента продукции, но при плановых ценах и плановой себестоимости продукции, узнаем, насколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции:

DП (vрп, уд) = 18278 – 17900 = +378 млн. руб.

Таблица 1.

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, млн. руб.

Показатель

План

План, пересчитанный на фактический объем продаж

Факт

Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений от выручки (ВР)

95250

96600

99935

Полная себестоимость реализованной продукции (ПС)

77350

78322

80639

Прибыль от реализации продукции (П)

17900

18278

192%


Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо плановую прибыль умножить на процент перевыполнения (недовыполнения) плана по реализации продукции в оценке по плановой себестоимости, или в условно-натуральном исчислении (157600 туб/ 159000 туб * 100 – 100 = –0,88%) и результат разделить на 100:

DПvрп = 17900 * (– 0,88%) / 100 = – 158 млн. руб.

Затем можно определить влияние структурного фактора (из первого результата нужно вычесть второй):

DПуд = 378 – (–158) = + 536 млн. руб.

Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли устанавливают сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж:

DПс = 78322 – 80639 = – 2317 млн. руб.

Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию устанавливается сопоставлением фактической выручки с условной, которую бы предприятие получило за фактический объем реализации продукции при плановых ценах:

DПц = 99935 – 96600 = + 3335 млн. руб.

Эти же результаты можно получить и способом цепной подстановки, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической (табл. 2).

Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по реализации продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.[4]

Выполнение плана по реализации исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном (в данном примере тысячи условных банок) и в стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка. На данном предприятии выполнение плана по реализации составляет:

Если бы не изменилась величина остальных факторов, сумма прибыли должна была бы уменьшиться на 0,88% и составить 17742 млн. руб.(17900*99,12%/100).

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат:

S(VРПфi * Цплi) – S(VРПфi * Сплi).

Прибыль при таких условиях составит 18278 млн. руб. (96600 – 78322).

Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при плановой себестоимости продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:

S(VРПфi * Цфi) – S(VРПфi * Сплi).

Сумма прибыли в данном случае получится 21613 млн. руб. (99935 – 78322).[5]

По данным табл. 2 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора.

Таблица 2.

Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции

Показатель

Условия расчета

Порядок расчета

Сумма прибыли, млн. руб.

объем реализации

структура товарной продукции

цена

себестоимость

План

План

План

План

План

ВРпл – ПСпл

17900

Усл1

Факт

План

План

План

Ппл * Крп

17742

Усл2

Факт

Факт

План

План

ВРусл – Псусл

18278

УслЗ

Факт

Факт

Факт

План

ВРф - Псусл

21613

Факт

Факт

Факт

Факт

Факт

ВРф - ПСф

19296

Изменение суммы прибыли за счет:

·             объема реализации продукции

DПvрп = Пусл1 – Ппл = 17742 – 17900 = –158 млн. руб.;

·             структуры товарной продукции

DПстр = Пусл2 – Пусл1 = 18278 – 17742 = +536 млн. руб.;

·             средних цен реализации

DПцен = ПуслЗ – Пусл2 = 21613 – 18278 = +3335 млн. руб.;

·             себестоимости реализованной продукции

DПс = Пф-Пусл3 = 19296 – 21613 = –2317 млн. руб.

Итого         +1396 млн. руб.

Результаты расчетов показывают, что план прибыли перевыполнен в основном за счет увеличения среднереализационных цен. Изменение структуры товарной продукции также способствовало увеличению суммы прибыли на 536 млн. руб., так как в общем объеме реализации увеличился удельный вес высокорентабельных видов продукции. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 2317 млн. руб., и за счет сокращения объема продаж — на 158 млн. руб.

Влияние структурного фактора на изменение суммы прибыли (табл. 3) можно рассчитать с помощью приема абсолютных разниц:

где П1пл, — сумма прибыли на единицу продукции;

VРПобщ.ф — фактический общий объем реализованной продукции в условно-натуральном выражении;

УДi — удельный вес i-го вида продукции в общем объеме реализации, %.[6]

Таблица 3.

Расчет влияния структуры товарной продукции на сумму прибыли от ее реализации

Вид продукции

Объем

реализации в условно-натуральном измерении,

туб

Структура товарной продукции, %

Плановая прибыль на 1 туб, тыс. руб.

Изменение

прибыли в среднем на 1 туб, тыс. руб.

план

факт

план

факт

+,–

A

B

C

D

57000 56000 27000 19000

48500 53000 30500 25600

35,85 35,22 16,98 11,95

30,77 33,63 19,35 16,25

–5,08

–1,59 +2,37 +4,30

100

100

130

162,6

–5,08

–1,59

+3,08

+6,99

Всего

159000

157600

100,00

100,00

112,58

+3,40


В связи с увеличением удельного веса изделия С и D, которые имеют более высокий уровень прибыли на единицу продукции, средняя величина последней повысилась на 3,4 тыс. руб., а сумма прибыли - на 536 млн. руб. (3,4 тыс. руб.* 157500 туб), что соответствует предыдущим расчетам.[7]



2.    Индексный анализ (задача 34)


Имеются следующие данные о производстве продукции в группе предприятий области:

Группа предприятий по величине занимаемой площади, га

Число предприятий

Валовый объем выпускаемой продукции, тыс. ц.

до 100

8

120

100-200

10

250

200-300

12

225

300-400

7

420

свыше 400

5

720

Определите:

1.     Средний размер занимаемой площади 1 предприятия.

2.     Среднюю величину валового объема выпускаемой продукции на 1 предприятие,

3.     Средний объем выпускаемой продукции на единицу занимаемой площади по каждой группе предприятий и в целом по области.

Решение:

1.                            Средний размер занимаемой площади 1 предприятия вычисляется по средней арифметической интервального ряда:

 га

2.                            Средняя величина валового объема выпускаемой продукции на 1 предприятие вычисляется по формуле средней арифметической взвешенной:

 тыс. ц.

3.                            Средний объем выпускаемой продукции на единицу занимаемой площади по каждой группе предприятий

Группа предприятий по величине занимаемой площади, га

Валовый объем выпускаемой продукции, тыс. ц.

Средний объем выпускаемой продукции на единицу занимаемой площади по каждой группе предприятий, тыс. ц.

до 100

120

120/50 = 2,4

100-200

250

250/150 = 1,67

200-300

225

225/250 = 0,9

300-400

420

420/350 = 1,2

свыше 400

720

720/450 = 1,6

4.                            Средний объем выпускаемой продукции на единицу занимаемой площади в целом по отрасли:

 тыс. ц.

Заключение


Большое значение статистики в обществе объясняется тем, что она представляет собой одно из самых основных, одно из наиболее важных средств, с помощью которых хозяйствующий субъект ведет учет в хозяйстве.

Учет является способом систематического измерения и изучения общественных явлений с помощью количественных методов.

Не всякое изучение количественных соотношений есть учет. Различные количественные отношения между явлениями можно представить в виде тех или иных математических формул, и это само по себе еще не будет учетом. Одна из характерных особенностей учета - подсчет ОТДЕЛЬНЫХ элементов, ОТДЕЛЬНЫХ единиц, из которых складывается то или иное явление. В учете используются различные математические формулы, но их применение обязательно связано с подсчетом элементов.

Учет является средством контроля и мысленного обобщения процессов общественного развития.

Лишь благодаря статистике управляющие органы могут получать всестороннюю характеристику управляемого объекта, будь то национальное хозяйство в целом или отдельные его отрасли или предприятия. Статистика дает сигналы о неблагополучии в отдельных частях механизма управления, показывая таким образом необходимость обратной связи - управляющих решений. Общие принципы и методы научного познания служат фундаментом для понимания и правильного использования статистической методологии.



Список используемой литературы


1.     Барнгольц С.Б., Мельник М.В. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003.

2.     Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики. – М.: «Инфра-М», 1999.

3.     Ефимова М.Р. Общая теория статистики. – М.: «Мира-люкс», 2002.

4.     Общая теория статистики/Под ред. Спирина И.А.. – М.: «Инфра-М», 2001.

5.     Башет К.В. Статистика коммерческой деятельности. –  М: Финансы и статистика. 1996 г.

6.     Вопросы статистики 1996 г. №1, №11.

7.     Вопросы статистики 1997 г. №2, №4, №5.

8.     Елесеева М.А. Общая теория статистики.– М.: Статистика, 1988.

9.     Харченко Л.П. Статистика. – М: ИНФРА, 1997.

10.            Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учеб./Г.В.Савицкая. – 8-е изд., перераб. – М.: Новое знание, 2003.










[1] Ефимова М.Р. Общая теория статистики. – М.: «Мира-люкс», 2002.

[2] Елесеева М.А. Общая теория статистики.– М.: Статистика, 1988.

[3] Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учеб./Г.В.Савицкая. – 8-е изд., перераб. – М.: Новое знание, 2003.

[4] Барнгольц С.Б., Мельник М.В. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003.

[5] Ефимова М.Р. Общая теория статистики. – М.: «Мира-люкс», 2002.

[6] Барнгольц С.Б., Мельник М.В. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003.

[7] Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учеб./Г.В.Савицкая. – 8-е изд., перераб. – М.: Новое знание, 2003.