СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

1. Необходимость  правового регулирования социально-культурного сервиса и туристской деятельности. 5

2. Задачи законодательства в сфере регулирования туризма и социально-культурного сервиса. 6

3. Туристская деятельность и социально-культурный сервис  как  объекты межгосударственного правового регулирования. 14

4. Зарубежный опыт. 19

Заключение. 22

Список литературы.. 24

Введение


Туризм и социально-культурный сервис - наиболее динамично развивающиеся отрасли мировой экономики. По данным Всемирной туристской организации и Международного валютного фонда, в мировом экспорте товаров и услуг туризм с 1998 г. занимает первое место (532 млрд. долларов США, или 7,9 процента от 6738 трлн. долларов США), обогнав автомобильную промышленность, производство химических продуктов, продуктов питания и др.

В последние десятилетия средние темпы роста туризма и социально-культурного сервиса составили семь процентов в год, что намного выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом.

Доля России на мировом туристском рынке, несмотря на ее высокий туристский потенциал, составляет около одного процента. Количество приезжающих в нашу страну иностранных гостей с деловыми, туристскими и частными целями на сегодняшний день равно 7,4 млн. человек [1].

Расширение туристских связей и туристской деятельности, многоукладность экономики российского туризма определяют важность правового обеспечения сферы туристского обслуживания.

Многие годы туристская деятельность, оказание туристских услуг не имели законодательного регулирования, что порождало нецивилизованное развитие туристского рынка.

С принятием Гражданского кодекса Российской Федерации возникла известная стабильность в регулировании складывающихся в результате реформ отношений.

Имущественные отношения в сфере туризма и социально-культурного сервиса с принятием второй части Гражданского кодекса РФ были урегулированы главой 39 "Возмездное оказание услуг" (ст. ст. 779 - 783).

Итак, цель настоящей работы – привести сравнительную характеристику правового регулирования в социально-культурном сервисе и туризма в Российской Федерации и за рубежом (на примере Германии). Для этого и поставлены следующие задачи (основные вопросы, подлежащие разработке (исследованию)): рассмотреть необходимость  правового регулирования социально-культурного сервиса и туристской деятельности, сравнить задачи российского законодательства и германского.





















1. Необходимость  правового регулирования социально-культурного сервиса и туристской деятельности

Туристская услуга в России как юридический факт существует давно. С принятием нового гражданского законодательства тысячи отечественных туристских организаций и индивидуальных предпринимателей, а также сотни иностранных туристских фирм нуждались в специальном государственном акте, который исключил бы стихийное нормотворчество и, наряду с нормами гражданского и предпринимательского права, непосредственно регулировал бы  социально-культурный сервис и туристскую деятельность, обеспечивая цивилизованное оказание услуг.

Таким актом мог быть федеральный закон о туризме, проекты которого активно разрабатывались начиная с 1991 года. Однако формирование правовой базы российского туризма и социально-культурного сервиса началось не с закона.

25 апреля 1994 года был принят Указ Президента РФ N 813 "О дополнительных мерах по развитию туризма в Российской Федерации и об упорядочении использования государственной собственности в сфере туризма". В Указе было сказано: "Признать одной из приоритетных задач государства всемерную поддержку развития туризма в Российской Федерации". Следующим Указом Президента РФ от 22 декабря 1995 года N 1284 "О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации" была одобрена Концепция реорганизации и развития туризма в Российской Федерации.

В ней среди мер по развитию туризма названы такие, как включение туризма в перечень основных направлений структурной перестройки российской экономики, создание нормативно - правовой базы развития туризма, соответствующей мировому опыту и правовой практике.

В Концепции намечен ряд организационных мер по активизации государственной политики в сфере туризма, созданию правовых, организационных и экономических основ формирования в России современной, конкурентоспособной индустрии туризма.

С учетом названной Концепции была разработана и 26 февраля 1996 года утверждена Постановлением Правительства РФ N 177 Федеральная целевая программа "Развитие туризма в Российской Федерации". Программа положила начало фактическому государственному регулированию туристской деятельности, определила основные направления развития туристской отрасли в стране на ряд лет.


2. Задачи законодательства в сфере регулирования туризма и социально-культурного сервиса


24 ноября 1996 года Президент РФ подписал Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" N 132-ФЗ. Закон провозгласил туристскую деятельность приоритетной отраслью экономики России; установил принципы государственного регулирования туристской деятельности; определил способы государственного регулирования и ряд правовых институтов в сфере туризма и социально-культурного сервиса: лицензирование, стандартизация, сертификация, права и обязанности туриста, безопасность туризма и др.; закрепил структуру договора по оказанию туристских услуг; решил ряд важных правовых и организационных вопросов.

Закон определил основные понятия, используемые в сфере туризма и социально-культурного сервиса. Так, туризм определяется как временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально - деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания; тур - комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов - переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия; туристский продукт - право на тур, предназначенное для реализации туристу; туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность по организации путешествий.

Туроператор формирует, продвигает и реализует туристский продукт, а турагент лишь продвигает и реализует туристский продукт, то есть выполняет в основном функции посредника между туроператором и туристом.

Законодательные понятия являются, по существу, правовыми регуляторами туристской деятельности. Все они со ссылками на Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" помещены в Большом юридическом словаре [2].

Оказание туристских услуг и услуг в сфере социально-культурного сервиса есть предпринимательская деятельность. Отношения между гражданами (туристами) и предпринимателями (туристскими организациями и индивидуальными предпринимателями) регулируются гражданским законодательством. Обязательственные отношения между указанными субъектами возникают на основе гражданско - правовых договоров.

Большинство норм Закона о туризме регулируют отношения между туристскими организациями и гражданами по поводу оказания туристских услуг. Следовательно, гражданско - правовая сущность этих норм бесспорна. Гражданское законодательство, в соответствии с Конституцией РФ, находится в исключительном ведении Российской Федерации (п. "о" ст. 71), равно как и установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, основы ценовой политики и другие положения, определяющие правовые рамки предпринимательской деятельности (п. "ж" ст. 71).

В этой связи вряд ли оправданно наделение субъектов Российской Федерации правом принимать свои законы, регулирующие туристскую деятельность. Здесь законотворчество сводится по существу к дублированию либо введению статей, не имеющих нормативного значения, повторению норм государственных стандартов и т.д. Практическое значение таких актов невелико. "Субъекты Федерации, - как пишет Е.Л. Писаревский, - не вправе создавать законы, регулирующие туристскую деятельность, тем самым, вторгаясь в сферу гражданско - правового регулирования" [3].

Следует поддержать предложение М.М. Маринина о принятии нового Федерального закона "О развитии туризма в Российской Федерации". Речь идет именно о развитии туризма "как сложного межотраслевого, социально - экономического комплекса (в котором участвуют практически все отрасли экономики страны и многочисленные российские и иностранные граждане). Эти вопросы имеют настолько общегосударственное и стратегическое значение, что должны относиться только к предметам ведения Российской Федерации" [4].

Из методических соображений нормативные правовые акты Российской Федерации, действующие в сфере туризма и социально-культурного сервиса, можно разделить на две группы: первая группа - акты, относящиеся к неопределенному кругу юридических и физических лиц, но во многом определяющие работу субъектов туристской индустрии ("общие акты"). Вторая группа - акты, непосредственно регулирующие туристскую деятельность и социально-культурный сервис (специальные акты).

К первой группе относятся:

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года. Одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2000 года N 1202-р;

Закон РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей";

Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";

Закон РФ от 10 июня 1993 года N 5154-1 "О стандартизации" (в ред. Федерального закона от 27 декабря 1995 года);

Закон РФ от 10 июня 1993 года N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг" (в ред. федеральных законов от 27 декабря 1995 года, 3 марта 1998 года и 31 июля 1998 года);

Федеральный закон от 18 июля 1995 года N 108-ФЗ "О рекламе";

Федеральный закон от 9 июля 1999 года N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации";

Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";

Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения";

Правила по проведению сертификации в Российской Федерации. Утверждены Постановлением Госстандарта России от 10 мая 2000 года N 26.

Ко второй группе актов, то есть к актам, непосредственно регулирующим туристскую деятельность и социально-культурный сервис, кроме Федерального закона от 24 ноября 1996 года "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", относятся:

Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года, установивший состав земель особо охраняемых территорий (глава XVII), в том числе земель рекреационного назначения, то есть предназначенных и используемых для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан;

Указ Президента РФ от 2 ноября 1994 года N 2058 "О мерах в случае возникновения чрезвычайных ситуаций для деятельности загранучреждений Российской Федерации и российских граждан, находящихся за рубежом";

Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 года N 490 (с изменениями от 2 октября 1999 года и 15 сентября 2000 года);

Правила оказания услуг общественного питания. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 года N 1036;

Постановление Правительства РФ от 24 января 1998 года N 83 "О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов";

Положение об оформлении приглашения в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 года N 1142;

Положение о предъявлении иностранным гражданам и лицам без гражданства гарантий предоставления средств для их проживания на территории Российской Федерации и выезда из Российской Федерации. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 года N 1142 (в редакции Постановления Правительства РФ от 23 сентября 1999 года N 1085);

Положение об оказании помощи по страховым случаям гражданам Российской Федерации, находящимся на территории иностранного государства. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 года N 1142;

Постановление Правительства РФ от 11 декабря 1998 года N 1488 "О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и российских граждан при выезде из Российской Федерации";

Инструкция о порядке оформления и выдачи паспортов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию. Утверждена Приказом МВД РФ от 26 мая 1997 года N 310 (с изменениями от 30 июня 1998 года и 7 апреля 2000 года).

В сфере туризма действует ряд государственных стандартов, утвержденных Госстандартом России, лежащих в основе сертификации туристских услуг. К ним относятся:

Письмо Госстандарта России от 14 августа 2000 года N ЮГ-110-19/2558 "О сертификации туристских услуг и услуг средств размещения";

ГОСТ 28681.0-90 "Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания". Дата введения - 1 апреля 1991 года;

ГОСТ Р 50644-94 "Туристско - экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов". Дата введения - 1 июля 1994 года;

ГОСТ Р 50645-94 "Туристско - экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц". Дата введения - 1 июля 1994 года;

ГОСТ Р 50681-94 "Туристско - экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг". Дата введения - 1 января 1995 года;

ГОСТ Р 51185-98 "Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования". Дата введения - 9 июля 1998 года;

ГОСТ Р 50690-2000 "Туристские услуги. Общие требования". Дата введения - 1 июля 2001 года. Этот стандарт восполнил некоторые пробелы в правовом обеспечении туристской деятельности. Например, в нем приведены определения, каких нет в Законе о туризме: экскурсант, экскурсионная услуга, туристская услуга, маршрут путешествия, направляющая сторона, принимающая сторона, договор с туристом, аннуляция и др., дана классификация туристских услуг, а также видов туров (оздоровительные, познавательные, профессионально - деловые, спортивные, религиозные, с другими целями).

Стандарт определил условия для договоров о выездном туризме в части ответственности принимающей стороны - иностранной туристской организации и перевозчика, для договоров между туроператором и турагентом в части ответственности друг перед другом, для договоров между туроператором (турагентом) и туристом в части ответственности туроператора (турагента), определил требования к информации о туре, содержание памятки для туриста, требования к офису туроператора (турагента), оказывавшего туристские услуги.

Одной из форм контроля за сферой предпринимательства туристских организаций является лицензирование туроператорской и турагентской деятельности. С начала 2002 года туристская деятельность осуществляется в существенно изменившихся лицензионных условиях. Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 года N 95 утверждены: Положение о лицензировании туроператорской деятельности и Положение о лицензировании турагентской деятельности. Лицензирующим органом в этих актах определено Министерство экономического развития и торговли РФ (в его структуре действует Департамент туризма). В отличие от прежнего порядка лицензирования международной туристской деятельности в названных положениях значительно повышен уровень лицензионных требований и дополнен перечень условий, относящихся к квалификации соискателя лицензии (наличие специального образования и стажа работы в сфере туризма), а также к зданиям и помещениям, используемым для осуществления соответственно туроператорской и турагентской деятельности (документальное подтверждение наличия этих объектов и их статуса).

В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" (ст. 6) многие субъекты РФ по соглашениям с Минэкономразвития России сами осуществляют лицензирование, но только турагентской деятельности. Значит, если соискателем лицензии является туроператор, то независимо от его местонахождения он может получить лицензию только в этом министерстве.

Путешествия, связанные с пересечением туристами государственной границы, предусматривают осуществление туристских формальностей, то есть проверку соблюдения туристами и туристскими организациями условий и правил, установленных государственными органами стран выезда и въезда. Туристские формальности - это паспортные, визовые, таможенные, медицинские, валютные правила, страхование туристов.

Все виды туристских формальностей регулируются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Основные из них: Закон РФ от 1 апреля 1993 года N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации"; Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Постановление Правительства РФ от 1 октября 1998 года N 1142 о реализации отдельных норм указанного Федерального закона; Таможенный кодекс РФ; Закон РФ от 9 октября 1992 года N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле"; Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения"; Указ Президента РФ от 12 марта 1996 года N 371 "О совершенствовании порядка пересечения Государственной границы Российской Федерации"; Указ Президента РФ от 4 мая 1998 года N 488 "О мерах по обеспечению прав граждан Российской Федерации на свободный выезд из Российской Федерации"; Гражданский кодекс РФ, глава 48 "Страхование".

Действует ряд иных законодательных актов, а также актов федеральных органов исполнительной власти, детально регламентирующих осуществление каждого вида туристских формальностей, следовать которым обязаны и туристы, и туристские организации как производители и продавцы турпродукта.

Нормативные правовые акты Российской Федерации, непосредственно регулирующие или участвующие в регулировании туристской деятельности и социально-культурного сервиса, - это система актов частного или публичного права, нормы которых, будучи юридически разнородными, входят в комплексные отрасли законодательства. Нормы комплексного законодательства объединяются по предметным и целевым признакам и входят во вторичное комплексное образование (в нашем случае - в туристское законодательство), оставаясь при этом в своих основных отраслях [5].


3. Туристская деятельность и социально-культурный сервис  как  объекты межгосударственного правового регулирования

Объектами межгосударственного регулирования становятся туристская деятельность и социально-культурный сервис, осуществляемые в странах СНГ [6]. В соответствии с решением глав правительств Содружества Независимых Государств в сентябре 1994 года образован Совет по туризму стран СНГ. Основными актами о сотрудничестве государств - участников СНГ в области туризма и социально-культурного сервиса являются:

межправительственное соглашение "О сотрудничестве в области туризма". Принято правительствами государств - участников СНГ в городе Ашгабаде 23 декабря 1993 года;

рекомендательный законодательный акт "Об основных принципах сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма". Принят Межпарламентской ассамблеей государств - участников СНГ 29 октября 1994 года;

межгосударственная целевая программа "Развитие туристских связей между государствами - участниками СНГ" (концепция). Одобрена постановлением Постоянной комиссии по вопросам культуры, науки, образования и информации Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ от 14 февраля 1996 года.

Следуя рекомендациям и развивая положения указанных актов, Правительство РФ заключило соглашения о сотрудничестве в области туризма и социально-культурного сервиса с рядом правительств государств - участников СНГ. Вместе с тем  темпы правотворчества в сфере туризма и социально-культурного сервиса, где интеграционные процессы обусловлены всеобщей заинтересованностью стран Содружества, глубина правового регулирования туристской деятельности и социально-культурного сервиса, режим государственной поддержки внутреннего, въездного и социального туризма, правовая защита туристов и ряд других положений правовых актов о туризме не могут удовлетворить потребности туристской практики [7].

Повышению значимости туризма и социально-культурного сервиса способствуют программы и инициативы Всемирной туристской организации (ВТО), образованной в соответствии с рекомендациями Генеральной Ассамблеи ООН как международная межправительственная организация в области туризма. Российская Федерация является членом ВТО как правопреемник бывшего СССР, состоявшего в ВТО с момента ее образования (1975 г.). При активном участии ВТО, а также других международных организаций и обществ были проведены крупные международные мероприятия в сфере туризма  и социально-культурного сервиса и приняты акты, оказывающие существенное влияние на развитие туризма во всех странах мира. Отметим основные из этих актов:

- Манильская декларация по мировому туризму, принятая Всемирной конференцией по туризму (Манила, Филиппины, 1980 г.). В ней определена сущность туризма во всех его аспектах и та роль, которую он призван играть в изменяющемся мире. Конференция провозгласила 27 сентября Всемирным днем туризма;

- Документ Акапулько, принятый Всемирным совещанием по туризму (Акапулько, Мексика, 1982 г.), определил: государственные меры должны обеспечить социальное, культурное, образовательное, политическое и экономическое руководство сферой туризма;

- "Хартия туризма" и ее раздел "Кодекс туризма", одобренные 6-й сессией Генеральной ассамблеи ВТО (София, Болгария, 1985 г.). В этих международных документах отражена взаимосвязь права на отдых и социального прогресса;

- Гаагская декларация по туризму, принятая Межпарламентской конференцией по туризму (Гаага, Нидерланды, 1989 г.). Декларация провозгласила десять принципов, являющихся инструментом международного сотрудничества в сфере туризма, средством сближения между народами;

- Директива Совета Европейского экономического сообщества "О путешествиях, отпусках и поездках, включающих все" от 13 июля 1990 года N 90/314/ЕЕС (Люксембург) установила: сделать более схожими между собой законодательные акты и административные распоряжения стран - членов Общего рынка, касающиеся путешествий, отпусков и "поездок, включающих все";

- Декларация Всемирной конференции министров по туризму (Осака, Япония, 1994 г.). В ней показана роль туризма как крупнейшего мирового производителя услуг и основного источника занятости при условии дальнейшего совершенствования профессионального образования работников сферы туризма и проведения исследований в этой области;

- Заявление ВТО в области предотвращения организованного секс - туризма (Мадрид, Испания и Сент - Винсент, Балле - д'Аоста, Италия, 1995 г.), в котором отмечается, что секс - туризм принимает различные формы, приводит к серьезным последствиям: медицинским, социальным, наносит ущерб облику туристских центров. Правительствам стран, направляющих и принимающих туристов, предложено мобилизовать свои туристские администрации для принятия мер против организованного секс - туризма, для защиты детей от сексуальной эксплуатации в туризме;

- Документы Международной конференции по безопасности туризма и уменьшению рисков при путешествиях (Эстерсунд, Швеция, 1995 г.), установившей, что вопросы упрощения туристских формальностей должны находиться в неразрывной связи с обеспечением безопасности в туризме и выработкой взаимоприемлемых и согласованных решений;

- Монреальская декларация, принятая Генеральной ассамблеей Международного бюро социального туризма (Монреаль, Канада, 1996 г.), определившая, что главной целью социального туризма является обеспечение доступности туристского отдыха для всех, включая семьи, молодежь и пожилых лиц. Декларация установила критерии для определения социального туризма;

- Глобальный этический кодекс туризма, одобренный на 13-й сессии Генеральной ассамблеи ВТО (Сантьяго, Чили, 1999 г.), установил принципы деятельности в сфере туризма для органов государственной власти, туристских направлений, туроператоров, турагентов, туристов;

- Материалы Мадридского семинара ВТО по вопросам подготовки кадров для сферы туризма (Мадрид, Испания, 2000 г.). Были отмечены недостаточная проработка правовых основ организации международного сотрудничества, отсутствие единых туристских терминов и понятий, единых требований при сборе статистических данных, разные подходы к организации подготовки туристских кадров. Обучение в вузах должно быть более качественным, приспособленным к реальному предпринимательству в сфере туризма.

Туристской деятельности посвящены сотни публикаций: монографии, учебники, учебные пособия, сборники докладов и сообщений научно - практических конференций, журнальные статьи, сборники нормативных правовых актов, справочники и т.д., в которых рассматриваются вопросы экономики, управления, образования, современных технологий в туризме и др. Определенное место в этих изданиях занимают публикации по правовым проблемам в туристской индустрии.

Правительство РФ распоряжением от 11 июля 2002 года N 954-р одобрило Концепцию развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года - документ, определивший государственную политику в сфере туризма на ближайшие годы. Концепция направлена на обеспечение в стране правовой, организационной и экономической среды для формирования современной туристской индустрии.

В ней показано место туризма и социально-культурного сервиса в мировой экономике, отмечен недостаточный уровень внутреннего туризма в России по качественным и количественным характеристикам. Названы основные факторы, сдерживающие развитие въездного туризма, например: образ России как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации; отсутствие практики создания субъектами РФ благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру. Приведены и другие факторы.

Формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристского продукта на внутреннем и международном рынках определяется Концепцией как основная задача развития туризма в России [8]. Для ее реализации намечен ряд рекламно - информационных, экономических, организационно - правовых мер, в том числе: корректировка действующего законодательства в части развития туризма и социально-культурного сервиса, внесение изменений и дополнений в нормативно - правовые акты в смежных с туризмом областях, принятие новых нормативных актов по стандартизации и сертификации услуг средств размещения, наделение полномочиями в этой области федерального органа исполнительной власти в сфере туризма, совершенствование визовой политики в отношении иностранных туристов, выделение ежегодных ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ на развитие туризма и социально-культурного сервиса.

Перечень конкретных мер по развитию туризма и социально-культурного сервиса в России приведен в Плане мероприятий по реализации Концепции (приложение к ней). Правительство РФ указанным Распоряжением обязывает федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ при планировании и осуществлении мероприятий по вопросам развития туризма и социально-культурного сервиса руководствоваться положениями Концепции.


4. Зарубежный опыт



Для уяснения и правильного решения рассматриваемых вопросов, которые для нашей правовой доктрины и практики во многом являются новыми, полезно ознакомиться с зарубежным законодательством, доктриной и практикой в данной области [9].

По этому вопросу Советом Европейского союза 13 июля 1990 г. была издана обширная по содержанию Директива о коллективном туризме, в которой обозначен широкий круг административных и гражданско-правовых мер в целях обеспечения нормального действия туристических договоров. Положения названной Директивы реализуются в нормах законодательства европейских стран.

Особый интерес представляет гражданское законодательство Германии, где еще в 1979 г. в Гражданское уложение был включен в главу о подряде новый раздел о туристическом договоре. Этот раздел, состоящий из 13 статей, содержит достаточно полные нормы о таком договоре, учитывающие его особенности и отличия от подряда.

Небезынтересна уже сама история проведения данной законодательной реформы. Она была связана с заметным развитием туризма и социально-культурного сервиса  и тем обстоятельством, что турфирмы желали выступать в таких отношениях только в качестве посредников (маклеров), снимая тем самым с себя ответственность за недостатки и ошибки, допускаемые в обслуживании туриста при поездках.

В этих целях в договоры включалось специальное условие о посредничестве, что возлагало на туриста ведение споров за рубежом и практически делало его, как отмечали немецкие юристы, беззащитным. Верховный суд ФРГ в 1973 г. признал такое условие недействительным, если турфирма создавала впечатление, что она сама принимает на себя оказание всех услуг по турпоездке.

Внесенные в Гражданское уложение нормы о туристическом договоре конструируют его как соглашение о предоставлении турфирмой всей совокупности услуг по поездке и ее ответственности. Посреднический статус турфирмы (например, только заказ билета или гостиницы) должен быть четко и недвусмысленно выражен.

Соответственно нормы ГГУ дают туристу широкие правомочия в отношении турфирмы в случае нарушения его прав. Турист может требовать устранения недостатков обслуживания, снижения цены поездки, расторжения заключенного договора, а, кроме того, возмещения понесенных им убытков.

В качестве таковых в литературе приводятся следующие примеры: падение на плохо уложенном гостиничном ковре, заболевание вследствие некачественности пищевых блюд, хищение багажа при автобусной поездке [10]. Между тем турфирмы по-прежнему продолжают включать в свои каталоги и рекламу условие об ограничении их ответственности. Однако в силу норм Уложения такое ограничение ответственности не может быть ниже трехкратной стоимости турпоездки и не распространяется на случаи причинения вреда здоровью.

Помимо сказанного, турист вправе требовать от турфирмы в случае срыва поездки или существенного ее ухудшения соразмерного денежного возмещения и за напрасно использованное время отпуска. Эта норма, воспринявшая ранее сложившуюся судебную практику, дает право на возмещение морального вреда, который должен оцениваться по совокупности всех обстоятельств.

Наконец, ввиду возможной и встречающейся неплатежеспособности турфирмы, некоторые из которых являются мелкими обществами с ограниченной ответственностью, с 1994 г. действует правило Гражданского уложения, согласно которому турфирма должна предъявлять туристу страховое свидетельство кредитного института о ее платежеспособности, а при отсутствии такового турфирма до окончания поездки вправе требовать от туриста не более 10% стоимости тура.

Таким образом, право Германии дает весьма полную регламентацию туристского договора. Некоторые его положения, направленные на защиту прав туриста, было бы полезно использовать при пересмотре российского Закона о туризме, который, по сообщениям печати, в настоящее время ведется.


 
























Заключение


С принятием нового гражданского законодательства тысячи отечественных туристских организаций и индивидуальных предпринимателей, а также сотни иностранных туристских фирм нуждались в специальном государственном акте, который исключил бы стихийное нормотворчество и, наряду с нормами гражданского и предпринимательского права, непосредственно регулировал бы туристскую деятельность, обеспечивая цивилизованное оказание услуг.

Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" N 132-ФЗ  провозгласил туристскую деятельность приоритетной отраслью экономики России; установил принципы государственного регулирования туристской деятельности; определил способы государственного регулирования и ряд правовых институтов в сфере туризма: лицензирование, стандартизация, сертификация, права и обязанности туриста, безопасность туризма и др.; закрепил структуру договора по оказанию туристских услуг; решил ряд важных правовых и организационных вопросов.

 Законодательные понятия являются, по существу, правовыми регуляторами туристской деятельности.

Из методических соображений нормативные правовые акты Российской Федерации, действующие в сфере туризма и социально-культурного сервиса, можно разделить на две группы: первая группа - акты, относящиеся к неопределенному кругу юридических и физических лиц, но во многом определяющие работу субъектов туристской индустрии. Вторая группа - акты, непосредственно регулирующие туристскую деятельность и социально-культурный сервис.

В сфере туризма и социально-культурного сервиса действует ряд государственных стандартов, утвержденных Госстандартом России, лежащих в основе сертификации туристских услуг.

Одной из форм контроля за сферой предпринимательства туристских организаций является лицензирование туроператорской и турагентской деятельности. С начала 2002 года туристская деятельность осуществляется в существенно изменившихся лицензионных условиях.

Объектами межгосударственного регулирования становятся туристская деятельность и социально-культурный сервис, осуществляемые в странах СНГ. В соответствии с решением глав правительств Содружества Независимых Государств в сентябре 1994 года образован Совет по туризму стран СНГ.

Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года - документ, определивший государственную политику в сфере туризма и социально-культурного сервиса на ближайшие годы, она направлена на обеспечение в стране правовой, организационной и экономической среды для формирования современной туристской индустрии.

Согласно одному из принципов Гаагской декларации о туризме (апрель 1989 года) туризм должен планироваться на государственном уровне, поскольку он имеет такое же значение, как и другие виды экономической и социальной деятельности, для чего требуется создание подлинной национальной туристской политики и принятие парламентами государств отдельного законодательства о туризме, а если потребуется - Кодекса туриста.

Для уяснения и правильного решения рассматриваемых вопросов, которые для нашей правовой доктрины и практики во многом являются новыми, полезно ознакомиться с зарубежным законодательством, доктриной и практикой в данной области. Особый интерес представляет гражданское законодательство Германии, где еще в 1979 г. в Гражданское уложение был включен в главу о подряде новый раздел о туристическом договоре.

Таким образом, право Германии дает весьма полную регламентацию туристского договора. Некоторые его положения, направленные на защиту прав туриста, было бы полезно использовать при пересмотре российского Закона о туризме.




Список литературы



1.     Алексеев С.С. Теория права. М., 1995.

2.     Белов А. П. Международное предпринимательское право. М., 2001.

3.     Богалдин – Малых В. В. Маркетинг и управление в сфере гостиничного дела. М., 2004.

4.     Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2002.

5.     Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Общие положения. М., 1997.

6.     Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года. Одобрена распоряжением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 954-р // СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2902.

7.     Карпова Г. А., Воронцова М. Г. Экономика современного туризма. – М.: «Герда», 2003.

8.     Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме. М.: Финансы и статистика, 2002.

9.     Писаревский Е.Л. Туристская деятельность: Проблемы правового регулирования. Владивосток, 2002.

10.           Предприятие на внешних рынках: Внешнеторговое дело: Учебник / Под ред. С. И. Долгова, И. И. Кретова. – М., 1997.

11.           Филлиповский Е. Е. Экономика и организация гостиничного хозяйства. М., 2003.



[1] Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года. Одобрена распоряжением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 954-р // СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2902.

[2] Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2002. С. 493, 635 - 636.


[3] Писаревский Е.Л. Туристская деятельность: Проблемы правового регулирования. Владивосток, 2002. С. 79.


[4] Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме. М.: Финансы и статистика, 2002. С. 7 - 8.


[5] Алексеев С.С. Теория права. М., 1995. С. 198.


[6] Филлиповский Е. Е. Экономика и организация гостиничного хозяйства. М., 2003. С. 187.


[7] Там же. С. 207.

[8] Писаревский Е.Л. Туристская деятельность: Проблемы правового регулирования. Владивосток, 2002. С. 143.


[9] Карпова Г. А., Воронцова М. Г. Экономика современного туризма. – М.: «Герда», 2003. С. 119.

[10] Там же. С. 112.