Содержание




Введение.. 3

1. Теоретические основы процедур антикризисного управления.. 5

1.1. Законодательные основы антикризисного управления. 5

1.2. Виды процедур в антикризисном управлении. 6

1.3. Конкурсное производство как этап антикризисного управления. 14

2. Механизм ликвидации предприятия-должника в процессе антикризисного управления.. 17

2.1. Диагностика банкротства предприятия. 17

2.2. Конкурсная масса и возможность удовлетворения требований кредиторов  20

2.3. Роль конкурсного управляющего в осуществлении ликвидации предприятия-банкрота. 22

3. Опыт ликвидации ОАО «ДальРыбПром» через процедуру конкурсного производства.. 26

3.1 Характеристика предприятия. 26

3.2 Описание процедуры банкротства ОАО «ДальРыбПром». 27

Заключение.. 30

Список литературы... 32


Введение

Развитие рыночной экономики, процесс приватизации, приведший к увеличению доли частной собственности, общий спад производства в российской промышленности выявил необходимость возрождения института несостоятельности, который был забыт советским правом.

Причины, приводящие конкретные предприятия в разряд неплатежеспособных, довольно разнообразны, однако их можно разбить на несколько групп.

Во-первых, экономические, то есть спад производства, утрата связей между регионами, в результате чего многие предприятия лишились своих постоянных поставщиков, покупателей и заказчиков. Отсутствие инвестиционных вложений, необходимых для реорганизации производства, зачастую приводит к тому, что устаревшие технологии остаются невостребованными на рынке товаров и услуг. В такой ситуации в настоящее время оказалось большинство предприятий промышленного и строительного комплекса. Нередко становятся банкротами предприятия, выполняющие государственные заказы, а также обслуживающие различные бюджетные организации. Происходит это в основном из-за недополучения бюджетных ассигнований или неоплаты выполненных работ. Ведь за выполнение работы на предприятие начисляются налоги, а за задержку их выплаты накручиваются пени и штрафы. Когда из-за того, что бюджет должен предприятию, у предприятия возникает задолженность перед бюджетом, которая по сумме штрафных санкций в несколько раз превышает первоначальную задолженность бюджета. И как следствие - предприятие становится банкротом по вине государства.

Ко второй группе можно отнести причины психологического свойства. На многих предприятиях остались руководители, которые привыкли работать в условиях административно-командной системы, когда они получали императивные указания сверху, когда не было конкуренции, а потому и не было необходимости проявлять инициативу. Отсюда их нерешительность и неработоспособность, которая в условиях рыночной экономики ведет к отсутствию заказов, остановке производства и возникновению больших задолженностей по обязательным платежам в бюджет, главным образом за счет налога на имущество.

Актуальность антикризисного управления неплатежеспособным предприятием выражается принятием 26 октября 1992 г. нового закона «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ, в котором в отличие от «старого» закона основной упор делается на сохранении предприятия путем его оздоровления.

Кроме того, при переходе к рыночной экономике российским законодателям пришлось полностью обновлять нормативную базу в области хозяйственного права, а недостатки новых законов стали видны только в процессе их применения, когда уже было сделано много ошибок, приведших впоследствии предприятия в кризисное состояние.

Целью данной работы является рассмотрение особенностей конкурсного производства в системе антикризисного управления.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-              Раскрыть теоретические основы процедур антикризисного управления;

-              Описать механизм ликвидации предприятия должника в процессе антикризисного управления

-              Рассмотреть опыт ликвидации предприятия через процедуру конкурсного производства.




1. Теоретические основы процедур антикризисного управления

1.1. Законодательные основы антикризисного управления

Главным законодательным актом регламентирующим процедуры антикризисного управления является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ.[1]

Целью антикризисного управления является разработка и реализация мер, направленных на нейтрализацию наиболее опасных путей, приводящих предприятие к, кризису. Рассмотрим характер норм, выведенных Федеральным законом Российской Федерации от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Закон определяет несостоятельность (банкротство) как признанная арбитражным неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Согласно Закону, существуют определенные признаки банкротства:

1. Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

2. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.[2]

Внешним признаком несостоятельности (банкротства) предприятия является приостановление его текущих платежей, если предприятие не обеспечивает или заведомо неспособно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. При этом сумма платежа должна составлять не менее 100 тысяч рублей.

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом.

Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, к должнику-гражданину - не менее десяти тысяч рублей, а также имеются перечисленные признаки банкротства.

Для возбуждения дела о банкротстве по заявлению конкурсного кредитора, а также по заявлению уполномоченного органа по денежным обязательствам принимаются во внимание требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда.

Требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения дела о банкротстве, если они подтверждены решением налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника.


1.2. Виды процедур в антикризисном управлении

При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

-              наблюдение;

-              финансовое оздоровление;

-              внешнее управление;

-              конкурсное производство;

-              мировое соглашение.[3]

Процедуры применяемые к предприятиям-должникам, можно разделить на две группы: реорганизационные и ликвидационные.

К реорганизационным процедурам относятся:

-              внешнее управление

-              финансовое оздоровление

-              досудебная санация

-              наблюдение.

Внешнее управление - процедура направленная на сохранение деятельности предприятия.[4] Внешнее управление вводится на предприятии решением арбитражного суда по заявлению должника, собственника предприятия или кредитора и осуществляется путем передачи функций по управлению несостоятельным предприятиям арбитражному управляющему.

Внешнее управление продолжается 18 месяцев. Па этот период предприятие получает отсрочку по погашению обязательств, льготы по начислению штрафов и пеней по налоговым платежам.

Досудебная санация - процедура, согласно которой собственник предприятия, кредитор и заинтересованный в деятельности предприятия инвестор оказывает финансовую помощь предприятию-должнику. Ходатайство о проведении санации должно быть подано в арбитражный суд.

Арбитражный суд удовлетворяет ходатайство о санации, если есть реальная возможность восстановить платежеспособность предприятия.

Реорганизационные процедуры применяются с целью сохранения предприятия-должника и обеспечения его вывода из неплатежеспособного состояния.

К ликвидационным процедурам относятся:

-              принудительная ликвидация предприятия-должника по решению арбитражного суда;

-              добровольная ликвидация несостоятельного предприятия под контролем кредиторов.

Ликвидация несостоятельных предприятий осуществляется в процессе конкурсного производства, при котором определяется конкурсная масса — стоимость ликвидируемого имущества должника, распределяемая между кредиторами в порядке очередности.

Ликвидационные процедуры ведут к прекращению деятельности предприятия, поэтому они отражают содержание банкротства в узком смысле.

В широком смысле процедуры банкротства рассматриваются в российском законодательстве как антикризисные процедуры, которые должны быть направлены на сохранение предприятий, выпускающих конкурентоспособную, социально значимую продукцию.

Предприятие может быть выведено из кризиса посредством мирового соглашения.

Мировое соглашение может быть заключено между должником и конкурсными кредиторами на любом этапе производства по делу о несостоятельности. Суть мирового соглашения заключается в достижении договоренности должника и кредиторов относительно отсрочки или рассрочки платежей или о скидках с долгов. Иными словами, кредиторам, акционерам и менеджеру предоставляется возможность восстановить платежеспособность предприятия самостоятельно. При этом, по сути, будущее благополучие, будущие дивиденды, прибыли и рост рыночной стоимости предприятия решаются за счет компромисса и больших потерь в текущем периоде. Это означает распределение платы за неэффективное хозяйствование между акционерами и кредиторами.

Остановимся подробнее на таких взаимосвязанных режимах работы предприятия, как санация и банкротство. В связи с этим выделяются следующие процедуры: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство. Наблюдение. Если несмотря на проведение досудебной санации заявление о признании должника банкротом было принято судом, то в течение недели вводится процедура «наблюдение», которая может длиться до трех, а иногда до пяти месяцев.

Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с законом в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа его финансового состояния.

Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя предприятия-должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями.

В ходе наблюдения должник вправе обратиться к первому собранию кредиторов, а в случаях, установленных Федеральным законом, - к арбитражному суду с ходатайством о введении финансового оздоровления. Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании ходатайства должника по окончанию наблюдения, либо на основании решения собрания кредиторов

Финансовое оздоровление — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем два года.

Внешнее управление (судебная санация) — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности с передачей полномочий по управлению предприятием внешнему управляющему.[5]

Внешнее управление имуществом должника состоит в назначении арбитражным судом специального управляющего, если есть основания полагать, что причиной тяжелого финансового положения предприятия-должника является неудовлетворительное управление, и имеется реальная возможность восстановить платежеспособность должника с целью продолжения его деятельности путем осуществления соответствующих организационных и экономических мероприятий.

Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Если цель внешнего управления достигнута и платежеспособность восстановлена, то арбитражный суд на основании отчета внешнего управляющего может прекратить процедуру банкротства; в противном случае — либо продлить внешнее управление, либо начать конкурсное производство.

Конкурсное производство (процедура банкротства) - применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

В процессе конкурсного производства конкурсная масса продается на аукционной основе. Полученные средства используются в порядке очередности, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации.

Анализ норм, введенных Законом о банкротстве, и режимов деятельности предприятия позволяет выделить три хронологически связанные его состояния (режима).

Введем их условные названия:

-         самостоятельное хозяйствование (самостоятельная санация);

-         принудительная реструктуризация (досудебная и судебная санация);

-         банкротство.

Самостоятельная санация. Речь идет о таком контроле за уровнем эффективности менеджмента, который не позволяет переходить рубежные значения финансово-экономических показателей. Ухудшение рубежных показателей ведет к установлению уровня эффективности хозяйствования, который признан неудовлетворительным. Следствием такого развития внутриэкономических процессов становится разрушение субъекта хозяйствования.

Важнейшей особенностью этого периода является то, что контроль за мерой эффективности хозяйствования лежит на менеджере (генеральном директоре) предприятия. Более того, вывести предприятие из ухудшившегося экономического состояния менеджер должен за счет как повышения эффективности управления организацией, так и за счет привлечения дополнительных финансовых ресурсов, отсрочки платежей, уменьшения дебиторской задолженности. По сути, это задачи любого руководителя, стремящегося не допустить кризисных режимов работы предприятия как низкоэффективных и порождающих новые организационные, экономические и социальные проблемы.

Досудебная санация. Это внешняя по отношению к менеджеру (генеральному директору), акционерам и кредиторам поддержка. Внешней стороной выступает арбитражный суд. Его действия направлены на восстановление предприятия. Главным способом восстановления платежеспособности предприятия является помощь в поиске компромиссов между претензиями акционеров, инвесторов и менеджера, а также способов привлечения дополнительных финансовых ресурсов для предприятия-должника. При этом должен быть достигнут главный показатель ликвидности, обеспеченности собственными средствами — удовлетворительная структура баланса, Арбитражный суд создает условия для того, чтобы заинтересованные лица могли прийти к компромиссу.

Судебная санация. Это внешняя по отношению к предприятию мера. Данное воздействие арбитражный суд вводит в форме, установленной нормами закона. Это прежде всего помощь руководителю и только затем замена его на специального (внешнего) управляющего. Цель действий арбитражного суда и назначенного им управляющего — добиться восстановления платежеспособности предприятия-должника. Главным критерием выступает уровень удовлетворительности структуры баланса.

Банкротство. Это внешнее воздействие на должника с целью соразмерного удовлетворения требований кредиторов и изъятие хозяйствующего субъекта из экономической жизни. На данном этапе развития кризисных процессов на предприятии задачу восстановления платежеспособности решить уже невозможно. По сути, речь идет о выполнении установленной законом процедуры продажи имущества должника и распределении вырученных средств среди кредиторов.

Таблица 1. Содержание процедур по антикризисному управлению


Факторы

антикризисного управления




Этапы кризиса

самостоятельная санация




досудебная санация




судебная санация




банкротство




I. Продолжительность/ уровень неплатежеспособности


До трех месяцев/ до 500 МРОТ


Продолжительная


Как мера санации множества хозяйствующих субъектов для поддержания общей эффективности рыночной системы


2. Распределение ответственности


Генеральный директор предприятия-должника


Внешнее наблюдение параллельно с действиями генерального директора


Назначение внешнего управляющего


3. Развитие кризисных явлений


Кризисные явления нарастают при отсутствии (недостаточности) мер антикризисного управления


4. Предел уменьшения не платежеспособности/возможность ее восстановления


Не ниже уровня

удовлетворительной

платежеспособности /восстанавливаемая

Ниже уровня

удовлетворительной

платежеспособности/восстанавливаемая

Глубокая степень

падения/ восстановление

платежеспособности с помощью

арбитражного суда

Невосстанавливаемая

платежеспособность

5. Характер антикризисных мер

Самостоятельные

Рекомендательные


Принудительные


Конкурсное

производство

6. Характер деятельности

Самостоятельные действия руководителя и акционеров (собственников) в соответствии с уставом организации

Обязательные совместные действия руководителя, акционеров (собственников), кредиторов

Вмешательство арбитражного суда

Формирование конкурсной массы, выставление на продажу

7. Характер деятельности по реструктуризации предприятия и бизнеса

Самостоятельная реструктуризация и реинжиниринг

Внешняя поддержка со стороны арбитражного суда с целью восстановления предприятия


Принудительная реструктуризация


Удовлетворение имущественных требований

кредиторов


8. Лица, ответственные за рыночные результаты

Генеральный директор


Генеральный директор (должник), федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления (постоянный анализ и принятие мер по предупреждению банкротства), кредиторы (до подачи заявления в арбитражный суд), учредители или участники

Внешний управляющий


Конкурсный

управляющий


9. Меры предупреждения кризисных мероприятий

Мониторинг финансового состояния предприятия




10. Задачи ФСФО России


Создание условий для всех хозяйствующих субъектов. Учет неплатежеспособности предприятий


Разработка стандартных процедур и контроль за их испол­нением


Контроль за исполнением стандартных процедур, установленных нормативно-правовыми актами


Контроль за исполнением стандартных процедур выявления конкурсной массы, ее продажи и распределения полученных средств

11.

Принимаемы е меры


Исправление ошибок, рационализация бизнес-процессов


Финансовая помощь для погашения денежных обязательств и обязательных платежей


Внешнее управление имуществом должника


Соразмерное удовлетворение требований кредиторов


12. Источники средств на санацию


Привлечение дополнительных финансовых ресурсов


Привлечение средств из бюджетов разных уровней на основании законов о бюджете и решений органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления


Средства должника


Средства должника



Таким образом, разрешение проблемы антикризисного управления может быть растянуто до полутора лет. Установленная Законом о банкротстве процедура, с одной стороны, предусматривает поэтапное ужесточение контроля за работой предприятия, с другой — предоставляет возможность участникам предприятия прийти к компромиссу на любой стадии развития кризисных процессов. Неумение (нежелание) находить компромисс наказывается банкротством, при котором неизбежны потери для каждого участника. Однако, как показывает российская правоприменительная практика в сфере антикризисного управления, несмотря на это удельный вес предприятий, восстановивших платежеспособность с помощью данной процедуры, еще очень низок.

Такой результат не только обусловлен низким уровнем менеджмента, неумением идти на компромиссы, отсутствием эффективного собственника, но и является характеристикой структурных изменений российской экономики, когда из хозяйственной жизни изымаются предприятия, продукция которых не имеет спроса, т.е. не нашла потребителя.


1.3. Конкурсное производство как этап антикризисного управления

Koнкypcнoe пpoизвoдcтвo - oднa из пpoцeдyp бaнкpoтcтвa, пpимeняeмaя к дoлжникy, пpизнaннoмy бaнкpoтoм, в цeляx copaзмepнoгo yдoвлeтвopeния тpeбoвaний кpeдитopoв.

По сути, конкурсное производство – система мероприятий, проводимых под контролем арбитражного суда, целью которых является, проведение ликвидаций должника – юридического лица, соразмерное удовлетворение требований кредиторов должника с последующим исключением предприятия из реестра действующих.

С момента признания должника несостоятельным:

-              без согласия собрания кредиторов запрещается отчуждение или передача имущества банкрота (кроме некоторых видов платежей, связанных с функционированием банкрота, расходов по ведению конкурсного производства);

-              сроки исполнения всех долговых обязательств должника считаются наступившими;

-              прекращается начисление пеней и процентов по всем видам задолженности.[6]

Все имущественные требования предъявляются к банкроту только через конкурсное производство.

В процессе конкурсного производства конкурсная масса продается на аукционной основе. Полученные средства используются в порядке очередности, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации.

B решении арбитражного cyдa o признaнии бaнкpoтoм дoлжникa - юpидичecкoгo лица и об oткpытии кoнкypcнoгo пpoизвoдcтвa coдepжaтcя cлeдyющиe yкaзaния: o пpизнaнии дoлжникa бaнкpoтoм, об oткpытии кoнкypcнoгo пpoизвoдcтвa, o нaзнaчeнии кoнкypcнoгo yпpaвляющeгo.

B peшeнии o пpизнaнии индивидyaльнoгo пpeдпpинимaтeля бaнкpoтoм yкaзывaeтcя o пpизнaнии yтpaтившeй cилy гocyдapcтвeннoй peгиcтpaции дoлжникa в кaчecтвe индивидyaльнoгo пpeдпpинимaтeля.

Ecли принятию peшeния пpeдшecтвoвaлa пpoцeдypa нaблюдeния, финaнcoвoгo oздopoвлeния или внeшнeгo yпpaвлeния, в peшeнии yкaзывaeтcя o ee пpeкpaщeнии.

Открытиe кoнкypcнoгo пpoизвoдcтвa oзнaчaeт, что cpoк иcпoлнeния вoзникшиx до введения данной процедуры дeнeжныx oбязaтeльcтв дoлжникa, a тaкжe oбязaтeльныx плaтeжeй бyдeт cчитaтьcя нacтyпившим; пpeкpaтитcя нaчиcлeниe нeycтoeк (штpaфoв, пени), пpoцeнтoв и иныx финaнcoвыx caнкций по вceм видам зaдoлжeннocти дoлжникa; вce тpeбoвaния кpeдитopoв по дeнeжным oбязaтeльcтвaм к дoлжникy, включая тpeбoвaния кpeдитopoв пepвoй и втopoй oчepeди, a тaкжe yпoлнoмoчeнныx opгaнoв по уплате oбязaтeльныx плaтeжeй, иные имyщecтвeнныe тpeбoвaния, за иcключeниeм тpeбoвaний o пpизнaнии пpaвa coбcтвeннocти, o взыcкaнии мopaльнoгo вpeдa, об иcтpeбoвaнии имyщecтвa из чyжoгo нeзaкoннoгo влaдeния, o пpизнaнии нeдeйcтвитeльными ничтoжныx cдeлoк и o пpимeнeнии пocлeдcтвий иx нeдeйcтвитeльнocти, a тaкжe тeкyщиe oбязaтeльcтвa, мoгyт быть пpeдъявлeны тoлькo в paмкax кoнкypcнoгo пpoизвoдcтвa.

В ходе процедуры конкурсного производства осуществляется:

-              Консультации по ведению реестра требований кредиторов должника.

-              Проведение инвентаризации документации должника.

-              Поиск документации должника, находящейся у третьих лиц.

-              Выявление банковских счетов должника для их закрытия.

-              Ведение официальной документации конкурсного управляющего.

-              Подготовка и проведение собраний кредиторов, заседаний комитета кредиторов должника (формирование повестки дня, уведомление участников о времени и месте проведения собрания кредиторов, заседания комитета кредиторов, регистрация участников, подготовка бюллетеней для голосования, подсчет голосов, ведение протокола собрания, заседания комитета кредиторов).

-              Составление текущей и итоговой отчётности конкурсного управляющего для саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

-              Составление отчёта по итогам конкурсного производства для арбитражного суда.

-              Рассмотрение требований кредиторов должника.

-              Подготовка текста возражений по предъявленным к должнику требованиям.

-              Анализ сделок должника, заключенных до признания должника банкротом.

-              Подготовка и заявление отказов от исполнения договоров должника, заключенных до признания должника банкротом.

-              Подготовка и проведение торгов по продаже конкурсной массы.

-              Проведение инвентаризации имущества и обязательств должника.

-              Подготовка договоров конкурсного управляющего.

-              В случае необходимости – обеспечение технической инвентаризации недвижимого имущества должника и государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество должника для его реализации.

-              Консультационно-правовое обслуживание арбитражного управляющего по вопросам законодательства о банкротстве, а также гражданского, хозяйственного, налогового и трудового законодательства.

-              Выявление и взыскание дебиторской задолженности должника.

-              Возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц.

-              Поиск и выявление имущества должника, находящегося у третьих лиц.

-              Обеспечение передачи имущества в муниципальную собственность.

-              Представительство интересов должника во всех государственных органах, учреждениях, организациях.

-              Расчет суммы капитализированных платежей.

-              Осуществление контроля денежных потоков в ходе процедуры.

Таким образом, конкурсное производство имеет целью: соразмерно удовлетворить требования кредиторов и объявить должника свободным от долгов; сохранить стороны от неправомерных действий по отношению друг к другу.


2. Механизм ликвидации предприятия-должника в процессе антикризисного управления

2.1. Диагностика банкротства предприятия

Рассмотрим основные показатели, по которым диагностируется финансовое состояние предприятия.

Общая платежеспособность предприятия определяется как способность покрыть все обязательства предприятия (краткосрочные и долгосрочные) всеми ее активами. Коэффициент общей платежеспособности рассчитывается по формуле:


Естественным является следующее нормальное ограничение для коэффициента: .[7]

Основным фактором, обусловливающим общую платежеспособность, является наличие у предприятия реального собственного капитала.

Правительством РФ установлена система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий. В целях обеспечения единого методического подхода при проведении анализа финансового состояния предприятий и оценки структуры их балансов, а также принятии на основе результатов данного анализа решений, определенных постановлением Правительства РФ Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) утверждены «Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры предприятия».

Показателями для оценки удовлетворительности структуры баланса предприятия являются:

-       коэффициент текущей ликвидности;

-       коэффициент обеспеченности собственными средствами;

-       коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.

Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия и по методике расчета представляет собой коэффициент покрытия, рассмотренный выше.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости.


.


Он определяется как отношение разности между объемами источников собственных средств (реальный собственный капитал) и фактической стоимостью основных средств и прочих внеоборотных активов (итог I раздела актива баланса) к фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, денежных средств, дебиторских задолженностей и прочих оборотных активов (итог II раздела актива баланса).

Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности характеризует наличие реальной возможности у предприятия восстановить либо утратить свою платежеспособность в течение определенного периода.

В качестве коэффициента платежеспособности, по которому осуществляется прогноз, в «Методических положениях...» выступает коэффициент покрытия, нормативное значение которого принимается равным 2.[8]

Прогноз изменения платежеспособности предприятия можно строить с помощью коэффициента восстановления (утраты) платежеспособности также на основе значений коэффициентов абсолютной ликвидности, уточненной (текущей) ликвидности, общей платежеспособности и их нормативных значений. При этом возможны вариации продолжительности периода восстановления (утраты) платежеспособности в зависимости от целей анализа.

Основанием для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным является выполнение одного из следующих условий:

-       коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение менее 2;

-       коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец отчетного периода имеет значение менее 0,1.

При отсутствии установленных оснований для признания структуры баланса неудовлетворительной, в случае, если коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, определенный исходя из значения периода утраты платежеспособности, равного трем месяцам, и установленного значения коэффициента текущей ликвидности, равного двум, имеет значение меньше единицы, может быть принято решение о том, что предприятие в ближайшее время не сможет выполнить свои обязательства перед кредиторами (об утрате платежеспособности предприятия или признание предприятия банкротом.


2.2. Конкурсная масса и возможность удовлетворения требований

 кредиторов

В конкурсную массу входит все имущество предприятия, имеющееся на момент признания должника банкротом и открытии конкурсного производства и выявлено в ходе конкурсного производства.

Из конкурсной массы исключается имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление определенных видов деятельности, жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, подлежат передаче соответствующему муниципальному образованию в лице уполномоченных органов местного самоуправления.[9]

В ходе конкурсного производства выявляется невозможность удовлетворения всех предъявленных должнику требований. С этим связана одна из основных целей конкурсного процесса и конкурсного законодательства – обеспечение соразмерного удовлетворения требований по обязательствам и обязательным платежам. Установление определенной очередности ведет к достижению указанной цели. Расходы конкурсной массы делят на внеочередные и очередные. Внеочередные требования удовлетворяются  по мере их поступления из средств должника конкурсным управляющим. К внеочередным относятся судебные расходы; выплаты арбитражным управляющим; текущие коммунальные и эксплуатационные платежи; выплаты по обязательствам должника, возникшим до принятия судом заявления о признании несостоятельности; выплаты по сделкам, по которым не было заявлено отказа от их исполнения внешним или конкурсным управляющим. В случае недостаточности средств должника удовлетворение указанных требований производится по мере поступления средств должника в порядке их предъявления должнику или конкурсному управляющему. Очередные расходы конкурсной массы основываются на принципе соразмерности, т.е. при недостаточности средств должника для удовлетворения всех требований одной очереди эти требования удовлетворяются пропорционально сумме требований каждого кредитора.

Очередность удовлетворения требований кредиторов:

1.     Требования граждан о возмещении вреда жизни и здоровью, причиненного должником, - такие требования удовлетворяются путем капитализации соответствующих повременных платежей.

2.     Требования по выплате выходных пособий и по оплате труда лицам, работающим по трудовому договору; по выплате вознаграждений по авторским договорам.

3.     Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.

4.     Требования субъектов, не являющихся кредиторами, - налоговых и иных уполномоченных органов по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

5.     Все остальные требования. При этом некоторые требования в рамках пятой очереди удовлетворяются по соразмерности, но только после удовлетворения других требований.

Расчеты с кредиторами – одна из наиболее важных стадий конкурсного производства. Конкурсный управляющий приступает к расчетам с кредиторами, после реализации всего имущества, включая права требования должника, и после завершения работы со всеми предъявленными ему требованиями. После завершения работы с требованиями кредиторами конкурсный управляющий закрывает реестр требований.

Результатом удовлетворения требований является их погашение, причем погашаются требования, удовлетворенные как полностью, так и частично в случае нехватки средств для полного удовлетворения. Погашенными считаются требования, по которым в ходе конкурсного производства: осуществлен полный расчет; осуществлен частичный расчет пропорционально сумме требования; конкурсным управляющим принято решение об их необоснованности, если кредитор не обратился в арбитражный суд с требованием о признании требования; арбитражным судом принято определение об их необоснованности. Сведения о погашении каждого требования вносятся конкурсным управляющим в реестр требований кредиторов.


2.3. Роль конкурсного управляющего в осуществлении ликвидации

предприятия-банкрота

Конкурсный управляющий – основная фигура конкурсного производства. Он осуществляет функции как руководителя, так и органов управления должника. В случае проведения ликвидации крупного производства возможно назначение нескольких конкурсных управляющих, каждый из которых обладает самостоятельным объемом обязанностей и ответственности. Каждый арбитражный управляющий выполняет определенную задачу или группу задач, устанавливаемых арбитражным судом.

Назначение конкурсного управляющего производится судом одновременно с вынесением определения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. Кандидатура конкурсного управляющего предлагается арбитражному суду после утверждения собранием кредиторов, причем его утверждение должно происходить одновременно с решением собрания кредиторов о признании должника банкротом. Конкурсный управляющий призван действовать в интересах кредиторов, поэтому кредиторам предоставлены широкие возможности для его избрания.

После назначения конкурсный управляющий принимает все полномочия по осуществлению функций управления должником. Полномочия по управления конкурсному управляющему передает внешний управляющий. Вся документация, включая бухгалтерскую, а также касающуюся предъявления и удовлетворения требований кредиторов, аудиторских проверок деятельности предприятия, инвентаризации имущества, реализации его, если она была произведена, а также печати и штампы, материальные и иные ценности, находящиеся у должника, должна быть передана конкурсному управляющему в течение трех дней.[10]

Полномочия конкурсного управляющего являются весьма широкими, он осуществляет все мероприятия по формированию и распределению конкурсной массы. Функции конкурсного управляющего в основном связаны с распоряжением имуществом, находящимся у должника, и имуществом должника, находящимся у третьих лиц. Прежде всего конкурсный управляющий принимает имущество находящееся у должника, проводит инвентаризацию и оценку этого имущества, в ходе которой выделяет имущество, не принадлежащее должнику.

Конкурсный управляющий имеет следующие полномочия:

1.     Обеспечение сохранности принятого имущества.

2.     Анализ финансового состояния должника. В результате проведения этого анализа управляющий делает вывод о достаточности средств для осуществления конкурсного производства, о ликвидности принадлежащего должнику имущества и возможных сроках его реализации, о целесообразности продолжения функционирования производства, если оно еще функционирует, об общих сроках, в течение которых возможно завершение конкурсного производства.

3.     Ликвидация дебиторской задолженности. Конкурсный управляющий обязан предпринять все возможные меры, направленные на исполнение третьими лицами требований должника.

4.     Уведомление работников должника об увольнении в связи с его ликвидацией.

5.     Работа с требованиями кредиторов, предъявленными на этапе проведения конкурсного производства. Управляющий может заявлять возражения на поступившие к нему требования кредиторов. В случае несогласия кредитора с возражениями спор передается на рассмотрение в арбитражный суд.

6.     Решение вопросов, связанных с исполнением либо отказом от исполнения сделок должника, заключенных до принятия арбитражным судом заявления о признании несостоятельности должника. Эта проблема возникает, если предприятие-должник продолжает функционировать в период конкурсного производства. Если конкурсный управляющий не заявляет отказ от исполнения договора, значит, контрагент обязан исполнить такой договор.

7.     Осуществление дополнений имущества должника в целях формирования конкурсной массы. Конкурсный управляющий выявляет имущество должника, находящееся у третьих лиц, и принимает меры к его истребованию и возврату в конкурсную массу. Это может быть имущество, находящееся на хранении у третьих лиц, переданное по договору комиссии, по договору купли-продажи с условием о переходе права собственности после полной оплаты, если оплата не была произведена.

8.     Передача на хранение документов должника, подлежащих обязательному хранению. С этой целью управляющий должен изучить и выделить соответствующие документы, а также указать срок хранения каждого документа.

9.     Осуществление признания недействительными некоторых сделок должника. Если конкурсное производство открыто после проведения внешнего управления, то конкурсный управляющий имеет право заявлять о недействительности всех перечисленных сделок, если соответствующих заявлений не было сделано внешним управляющим; кроме того, конкурсный управляющий может повторно заявить о признании недействительной какой-либо сделки должника.[11]

Кроме осуществления перечисленных полномочий конкурсный управляющий должен осуществлять необходимые изъятия из конкурсной массы, устанавливать очередность удовлетворения каждого требования и производить их удовлетворение.

Конкурсный управляющий обязан использовать в ходе конкурсного производства только один счет должника в банке. Конкурсный управляющий не реже одного раза в месяц представляет комитету кредиторов или собранию кредиторов отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника. После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. К отчету прилагаются: документы, подтверждающие продажу имущества должника; реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов; документы, подтверждающие погашение требований кредиторов. Отчет конкурсный управляющий обязан предоставить в арбитражный суд и ознакомить с отчетом любого из кредиторов.


3. Опыт ликвидации ОАО «ДальРыбПром» через процедуру конкурсного

 производства

3.1 Характеристика предприятия

Открытое акционерное общество «ДальРыбПром» является одним из предприятий, которое занимается производством рыбной продукции на Дальнем Востоке. Предприятие уже 75 лет занимается производством рыбных консерв, а также распространяет свежемороженую рыбу, в основном, в регионах Сибири, Дальнего Востока, Якутии.[12]

ОАО «ДальРыбПром» - это производственное предприятие пищевой промышленности, расположенное в городе Хабаровске по адресу: ул. Амурская, 17. Оно является бывшим филиалом известного предприятия «Восток», которое осуществляет деятельность по производству морских и речных продуктов. Предприятие имело торговые точки в крупнейших городах дальнего Востока – Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск, Биробиджан, Арсеньев, Спасск-Дальний, Уссурийск, Владивосток и Находка и др.

В собственности предприятия имеется 10 легких рыболовных судна, 3 крупногабаритных морских судна, а также производственные цеха в городе Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре.

В течение 2003 года было снято с эксплуатации из-за отсутствия запчастей для ремонта 5 рыболовных судов, заработную палату на предприятии не получали уже 4 месяца.

Предприятие прошло процедуру банкротства через систему конкурсного производства.


3.2 Описание процедуры банкротства ОАО «ДальРыбПром»

«Решением Арбитражного суда г. Хабаровска по делу N 66-18 «Б» о признании несостоятельным (банкротом) ОАО «ДальРыбПром» от 05.08.2002 г. должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, назначен конкурсный управляющий.

10.10.2003 г. в Арбитражный суд г. Хабаровска поступили заявления кредиторов о возврате денежных средств в размере в общей сумме 5 162 500 руб. и 507 000 руб., на основании договоров с должником.[13]

Заслушав заявителей, среди которых были ОАО «Дальэнерго»; ОАО «ТРПМС», Администрация Хабаровской области и другие юридические лица, суд пришел к выводу, что в соответствии со ст. 38 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ, должник считается ликвидированным с момента исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц на основании вынесенного арбитражным судом и вступившего в законную силу определения о завершении конкурсного производства.

Письмом от 20.12.2003 г. N МРП/0-38959 Хабаровская Регистрационная палата информировала арбитражный суд о ликвидации юридического лица - ОАО «ДальРыбПром» (свидетельство от 06.04.1999 г.) на основании информации об исключении указанного должника из Единого государственного реестра юридических лиц от 25.02.1999 г.

Следующим этапом являлось удовлетворение требований кредиторов, которое осуществлялось в следующем порядке:

Во-первых были удовлетворены требования по выплате выходных пособий и по оплате труда лицам, работающим по трудовому договору; по выплате вознаграждений по авторским договорам.

Во-вторых, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. Так, к ОАО «ТРПМС» перешли в собственность 2 крупногабаритных судна в счет оплаты кредиторской задолженности.

В-третьих, удовлетворены требования субъектов, не являющихся кредиторами, - налоговых и иных уполномоченных органов по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды. Администрация хабаровского края получила 700 тыс. рыб. недоучетов и задолженностей по налогам и прочим сборам.

В последнюю очередь были удовлетворены все прочие кредиторы ОАО «ДальРыбПром», среди которых ОАО «Дальэнерго», ООО «Восток» и некоторые другие юридические лица.

Результатом удовлетворения требований является их погашение, причем погашаются требования, удовлетворенные как полностью, так и частично в случае нехватки средств для полного удовлетворения. Погашенными считаются требования, по которым в ходе конкурсного производства: осуществлен полный расчет; осуществлен частичный расчет пропорционально сумме требования; конкурсным управляющим принято решение об их необоснованности, если кредитор не обратился в арбитражный суд с требованием о признании требования; арбитражным судом принято определение об их необоснованности. Сведения о погашении каждого требования вносятся конкурсным управляющим в реестр требований кредиторов.

В плане конкурсного управления ОАО «ДальРыбПром» отмечено, что в ходе внешнего управления полностью произведена капитализация и выплата гражданам сумм по возмещению вреда жизни и здоровью (первая очередь); произведены расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лицам, работающим по трудовому договору, в том числе по контракту, и выплата вознаграждения по авторским договорам (вторая очередь); задолженности ОАО «ДальРыбПром» перед кредиторами третьей очереди нет.

Представленный пример свидетельствуют о целесообразности в целях гарантии Конституционных прав и законных интересов лиц, обращающихся к судебной защите, а также в целях единообразного подхода и единого толкования законодательства при разрешении вопросов, связанных с несостоятельностью (банкротством), принимать к производству заявления (жалобы) кредиторов, поданных после завершения конкурсного производства, после завершения производства по делу, рассматривать их в судебном заседании и прекращать по ним производство, руководствуясь ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Ликвидация юридического лица влечет прекращение деятельности без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим юридическим лицам. В результате в связи с отсутствием перспективы рассмотрения такого спора производство по делу должно быть прекращено.

Заключение

В результате проделанной работы были рассмотрены особенности конкурсного производства в системе антикризисного управления.

При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:

-              Раскрыты теоретические основы процедур антикризисного управления;

-              Описан механизм ликвидации предприятия должника в процессе антикризисного управления;

-              Рассмотрен опыт ликвидации ОАО «ДальРыбПром» через процедуру конкурсного производства.

Процедура конкурсного производства предназначена для защиты прав кредиторов и является достаточно действенным и надежным инструментом. Особенность конкурсного производства заключается в том, что при  принятии  решения  о признании должника банкротом и об открытии  конкурсного  производства  арбитражный   суд   утверждает конкурсного  управляющего, который организует инвентаризацию и оценку имущества независимым оценщиком с целью реальной оценки имущества для его продажи. 

Банкротство может рассматриваться как инструмент реформирования предприятий. Регламентирующие банкротство нормативные акты позволяют восстановить платежеспособность части предприятий, заменить неэффективное управление.

Кроме того, даже в случае конкурсного производства и ликвидации предприятий, чаще всего происходит образование новых, меньших по размерам, но, как правило, эффективно работающих предприятий, или же имущество ликвидируемого должника переходит к собственнику, использующему это имущество более эффективно.

Для того, чтобы уменьшить количество негативных факторов, присущих банкротству, для того, чтобы этот институт представлял собой не только инструмент защиты прав кредиторов, но и служил бы восстановлению платежеспособности должника необходимо изменить или дополнить ряд положений

Осуществить меры по более полной защите интересов государства в ходе банкротства в том числе уравнивание в правах конкурсных кредиторов и кредиторов по обязательным платежам и определение единого представителя интересов кредиторов по обязательным платежа.

Принять меры по предотвращению скупки долгов предприятий с целью инициирования процедуры банкротства.

Предпринять меры, позволяющие предотвратить или, как минимум, нейтрализовать возможные недобросовестные действия арбитражных управляющих.

Повысить профессиональный уровень команд, занимающихся антикризисным управлением.

Исключить возможность злоупотреблений как должника, так и его собственника, приводящих к ухудшению финансового состояния должника и ущемлению прав остальных кредиторов.

Эти меры по нашему мнению позволят увеличить эффективность использования института банкротства как механизма реформирования предприятий с целью повышения эффективности управления и оптимизации структуры, не ущемляя при этом интересов кредиторов.






Список литературы

1.     Арбитражный процессуальный кодекс от 24 июля 2002 года N 95-ФЗ. – Справочная система Гарант.

2.     Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (ред. от 23.12.2003). – Справочная система Гарант.

3.     Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 26 января 1996 года N 14-ФЗ (ред. от 23.12.2003). – Справочная система Гарант.

4.     Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ. – Справочная система Гарант.

5.     Антикризисное управление: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2003.

6.     Астахов В.П. Анализ финансовой устойчивости фирмы и процедуры, связанные с банкротством. - М.: Изд-во «Ось», 2003.

7.     Бархатов А.П. Процедура банкротства: бухгалтерский учет. М.: Информационно-внедренческий центр Маркетинг, 2004.

8.     Граматенко Т.А. Банкротство предприятий: экономические аспекты. - М.: Приор, 2004.

9.     Крешнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004.

10.           Савицкая Г.В.  Процедуры банкротства предприятий. – М: Высшая школа, 2004.

11.           Тотолин С.А. Банкротство: теория и практика - М.: Финансы и статистика, 2004.

12.            Торкановский Е. Печальный опыт ОАО «ДальРыбПром».// Экономист, №6, 2004. – с. 17 – 29.


[1] Бархатов А.П. Процедура банкротства: бухгалтерский учет. М.: Информационно-внедренческий центр Маркетинг, 2004. – с. 37.

[2] Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ. – Справочная система Гарант. – ст. 3.

[3] Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ. – Справочная система Гарант. – ст.27.

[4] Граматенко Т.А. Банкротство предприятий: экономические аспекты. - М.: Приор, 2004. – с. 55.

[5] Антикризисное управление: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2003. – с. 231.

[6] Савицкая Г.В.  Процедуры банкротства предприятий. – М: Высшая школа, 2004. – с. 148.

[7] Крешнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004. – с. 85.

[8] Крешнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004. – с. 93.

[9] Граматенко Т.А. Банкротство предприятий: экономические аспекты. - М.: Приор, 2004. – с. 94.

[10] Бархатов А.П. Процедура банкротства: бухгалтерский учет. М.: Информационно-внедренческий центр Маркетинг, 2004. – с. 105.

[11] Савицкая Г.В.  Процедуры банкротства предприятий. – М: Высшая школа, 2004. – с. 156.

[12] Торкановский Е. Печальный опыт ОАО «ДальРыбПром».// Экономист, №6, 2004. – с. 17.

[13] Торкановский Е. Печальный опыт ОАО «ДальРыбПром».// Экономист, №6, 2004. – с. 20.