Содержание


Введение. 3

1. Теоретическая часть. 5

1.1. Назначение и область деятельности менеджера по антикризисному управлению.. 5

1.2. Модель менеджера антикризисного управления. 12

1.3. Ролевая структура деятельности менеджера в антикризисном управлении  15

2. Практическая часть. 16

2.1 Арбитражный управляющий по Закону РФ "О несостоятельности (банкротстве)" в новой и предыдущей редакции. 17

2.2. Квалификационные требования и личные профессиональные качества арбитражного управляющего. 27

Заключение. 33

Список литературы.. 34


Введение


Термин «антикризисное управление» возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления заключается в реформировании российской экономики и постепенном вхождении России в зону кризисного развития. Не многие ожидали, что результатом реформ станет кризис, но многие сегодня понимают, что из кризиса экономику способен вывести только новый тип управления. Такое управление и получило название «антикризисного». Но название названием, а суть его вызывает большие дискуссии. Кризис, каким бы глубоким он ни был, все-таки когда-нибудь пройдет. История экономического развития многих стран это подтверждает. И надобность в антикризисном управлении отпадет? Значит ли это, что такой тип управления имеет временный характер или сугубо прагматическое значение? Зачем же тогда изучать его, создавать научную концепцию и готовить специалистов в системе высшего образования?

Конечно, обострение кризиса в России вызвало потребность в эффективном антикризисном управлении. Это заказ практики. Но и тенденции развития науки управления ведут нас к необходимости разработки концепции антикризисного управления. Ее предпосылками являются понятия циклического развития, управляемости, ресурсосбережения, мотивации, экономии времени, социального партнерства и многие другие. Их совокупность свидетельствует о реальной опасности кризиса при любом, даже самом успешном управлении.

Объективно кризис характеризуется множеством взаимосвязанных ситуаций, повышающих сложность и риск управления. При этом возможны отдаление кризиса и его профилактика, стабилизация кризиса, перерастание одного в другой, выход из кризиса, который не исключает его как из настоящего, так и из будущего. Не только экономика, но и природа функционирует циклично, и не только процесс развития экономики рождает кризисные ситуации.

Практика показывает, что важным фактором, который может способствовать осуществлению эффективного антикризисного управления, является хорошо подобранный, быстро и гибко реагирующий на любые изменения менеджер антикризисного управления.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей менеджера по антикризисному управлению.

В связи с этим выделим следующие задачи:

1.рассмотрение назначения и область деятельности менеджера в антикризисном управлении;

2. раскрытие содержания модели менеджера антикризисного управления;

3. рассмотрение ролевой структуры деятельности менеджера в антикризисном управлении;

4.сравнение новой и предыдущей редакции закона «О несостоятельности (банкротстве)» в области арбитражного управления;

5. рассмотрение квалификационных требований и личных профессиональных качеств менеджера в антикризисном управлении.



1. Теоретическая часть

1.1. Назначение и область деятельности менеджера по антикризисному управлению


Даже самая большая неудача сопровождается обстоятельствами хоть в чем-то для нас выигрышными.

Армстронг считает, что «каждый кризис - это уникальное событие, и с ним нужно поступать соответственно». Но поскольку «существуют опре­деленные стереотипы поведения, применимые во всех кризисных ситуаци­ях, исследователь выделяет некие общие принципы, которым можно следо­вать при кризисах, включающих в себя отрицание и конфликт. Кроме того, существует ряд приемов управления в кризисной ситуации, которые приме­нимы в целом, и которые можно видоизменять и приспосабливать к каждо­му частному случаю.

В управлении могут произойти кризисы любого сорта: перемещение должностных лиц; нечестный управляющий, из-за которого дурная слава о компании попадает на страницы газет; переход главных сотрудников управления в конкурирующую организацию и т.д. Этот перечень может быть продолжен».

Армстронг подчеркивает, что главное в кризисной ситуации - все­лить в окружающих уверенность, что Вы действительно ситуацией владее­те. Руководитель, хорошо справляющийся с кризисами, в ситуациях, когда преисподняя разверзлась, а люди и клочки бумаги разлетаются во всех на­правлениях, и три телефона надрываются одновременно, будет время от времени откидываться на спинку своего кресла, наслаждаясь чашечкой ко­фе, и лениво обсуждать подробности вчерашнего футбольного матча. После этого он вернется к работе с удвоенной энергией.

Если, несмотря на все усилия, кризис все же произошел, Армстронг рекомендует сделать следующие 10 шагов[1]:

Сядьте, успокойтесь и оцените обстановку. Может быть, ваши аналитические и мыслительные способности должны работать в пять раз быстрее, чем обычно, но вам необходимо подумать. Вам нужно выяснить:

·         что в точности происходит;

·         почему это происходит;

·         что вероятнее всего произойдет, если пустить дело на самотек;

·         насколько быстро вы должны действовать, чтобы предотвратить дальнейшие разрушения;

·         кого еще это может затрагивать;

·         что у вас есть в запасе - люди, оборудование, деньги, поддержка других организаций, связать с влиятельными персонами.

Составьте предварительный план действий - разработайте его шаг за шагом и подготовьте несколько запасных вариантов на случай не­ предвиденных обстоятельств.

Подберите команду для работы в кризисной ситуации. Распреде­лите роли, задания и права (возможно, вам придется предоставить отдель­ным людям право на самостоятельные решения в экстремальных условиях.)

Разместите центр управления (это может быть ваш офис, кабинет руководителей).

Организуйте систему связей так, чтобы вы моментально получа­ли информацию обо всем, что происходит, и могли передавать ее членам Вашей команды и всем, кого это касается.

«Сбрасывайте напряжение», когда можете. Это означает, что вамнужно избавляться от всех менее значительных проблем как можно быст­рее.

Откладывайте другие проблемы на потом, т.е. если проблему можно решать позже, забудьте о ней до окончания конфликта.

Составьте подробный план, включающий:

расписание - что делать сейчас или позднее;

границы времени, в пределах которых можно не торопиться;

долговременные решения, которые нужно подготовить и провес­ти в жизнь в свое время;

планы работы в непредвиденных обстоятельствах, при возможно новом повороте событий или в исключительных ситуациях.

Постоянно следите за развитием событий. Удостоверьтесь, что вы получаете необходимую информацию достаточно быстро, чтобы отреа­гировать своевременно, без паники.

Оценивайте действия и реакцию постоянно так, чтобы вы могли изменить план и быстро произвести корректирующие или предупредитель­ные действия.

Армстронг уверен, что хороший управляющий в кризисной ситуации не пропустит ни одного шага в стандартной последовательности решения проблемы и принятия решения, суть которых:

·         определить ситуацию;

·         обозначить цели;

·         разработать гипотезу;

·         собрать факты;

·         учесть возможные способы действия;

·         оценить возможные способы действия;

·         принять решение и претворять его в жизнь;

·         внимательно следить за претворением решения.

Какие качества являются определяющими для хороших управляю­щих? Они не теряют хладнокровия. Они не ударяются в панику. Они не реагируют слишком бурно, не теряют голову. Они специально замедляют шаг, чтобы произвести впечатление, что все находится под их контролем и идет по их плану».

Армстронг подчеркивает, что «управление в кризисной ситуации -это не более, чем хорошее управление в напряженных условиях».

Проектируя систему профессиональных знаний, умений, характери­стик специалиста по антикризисному управлению, следует обозначить два основных направления, в которых будет осуществляться его деятельность: арбитражный управляющий и специалист по антикризисному управлению.

Рассмотрим права и обязанности арбитражного управляющего. Арбитражный управляющий (временный, внешний, конкурсный) определя­ется законом как физическое лицо, зарегистрированное в качестве индиви­дуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не яв­ляющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов, назначаемое арбитражным судом. Закон о банкротстве предусматривает, что его деятельность возможна лишь на основании лицензии - специально­го разрешения государственного органа по делам о банкротстве и финансо­вому оздоровлению (ФСДН).

Положения о лицензировании деятельности арбитражных управ­ляющих введены с 1 марта 1999 г. До этого момента к лицензии приравни­вался аттестат специалиста по антикризисному управлению (АКУ).

Арбитражный управляющий назначается арбитражным судом для осуществления процедур наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства. Сравнительная характеристика данных процедур приведена в таблице 1[2].

По заявлению должника арбитражным судом вводится процедура наблюдения. Главная цель наблюдения - принять эффективные меры по сохранению имущества должника. Временный управляющий должен про­анализировать финансовое состояние должника и определить потенциал восстановления его платежеспособности. Данная процедура еще не опреде­ляет должника как банкрота, деятельность организации продолжается в полном объеме и руководитель предприятия не отстранен от должности. Наблюдение заканчивается в момент вынесения соответствующего реше­ния арбитражного суда по существу рассматриваемого дела.

Процедура внешнего управления возлагается на внешнего управ­ляющего. Его кандидатуру арбитражному суду могут предложить должник, собрание кредиторов, налоговые органы, государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, органы местного самоуправле­ния. Им может стать временный управляющий, который ранее осуществлял процедуру наблюдения.

Таблица 1

Сравнительная характеристика процедур антикризисного управления


Наимено-вание процедуры


Критерии характеристики

Цель процедуры

Административ-ные меры

Окончание процедуры

1 . Наблюдение

Сохранение имущества должника

Руководитель предприятия не отстраняется от должности

По решению арбитражного суда

2. Внешнее управление

• Проведение инвентаризации имущества должника.

• Анализ финансового состояния должника.

• Анализ хозяйственной и инвестиционной деятельности.

• Составление реестра требо­вания кредиторов.

• Ликвидация  дебиторской задолженности.

Руководитель организации должника отстраняется от  выполнения своих обязанностей.

Отчет собранию кредиторов по итогам реализации плана внешнего управления.

3. Конкурсное производ-ство

Аккумулирование имущества должника и формирование конкурсной массы для продажи имущества и расчета с кредиторами в порядке очереди, предусмотренной законом.

Арбитражный суд назначает одного или нескольких конкурсных управляющих.

Ликвидация предприятия.

4. Мировое соглашение.


Внешний управляющий назначается арбитражным судом. Директор предприятия не отстраняется, но не имеет полномочий.

Реорганизация предприятия.


Полномочия всех органов юридического лица переходит к внешнему управляющему. При этом руководитель организации должника отстраняется от выполнения своих обязанностей.

Внешнее управление предусматривает разработку плана, который определяет хозяйственно-финансовое состояние предприятия должника и возможность ликвидации дебиторской задолженности. Итоги реализации плана внешнего управления представляются собранию кредиторов.

Конкурсное производство начинается по решению арбитражного суда о признании должника банкротом. Цель данной процедуры - аккуму­лирование имущества должника и формирование конкурсной массы для расчета с кредиторами. Она означает, что срок исполнения всех денежных обязательств должника наступил и все требования к нему могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства.

Арбитражный суд может назначить одного или несколько конкурсных управляющих, распределив их обязанности в зависимости от сложно­сти выполняемых задач и установив пределы ответственности для каждого из них.

Существует также процедура, которая может быть реализована на любой стадии дела о банкротстве - мировое соглашение. Единственным условием утверждения арбитражным судом мирового соглашения является погашение должником задолженности перед кредиторами первой и второй очереди. Заключение мирового соглашения является нормальным способом окончания дела о банкротстве.

Основной фигурой официальных процедур по антикризисному управлению является арбитражный управляющий. «Арбитражный управ­ляющий действует на основе заключаемого с ним договора, определяющего формы и пределы его ответственности перед собственником и кредиторами предприятия - должника». ФСДН заключает такой договор с менедже­рами по АКУ после назначения его арбитражным судом и с согласия креди­торов, зафиксированного в решении их общего собрания.

Арбитражный управляющий - это специалист, получивший:

диплом менеджера по антикризисному управлению;

лицензию арбитражного управляющего, которая является осно­ванием для рассмотрения вопроса о назначении ее владельца в качестве временного, внешнего или конкурсного управляющего;

• соответствующие полномочия по решению арбитражного суда. Менеджер по антикризисному управлению может быть также кон­сультантом различного уровня:

•        штатный сотрудник организации;

•        независимый эксперт, осуществляющий свою деятельность на коммерческой основе;

•        участник аттестационных комиссий территориальных агентств. Антикризисное управление на крупных предприятиях подразумевает наличие команды антикризисных управляющих. При этом не обязательно, чтобы все они были арбитражными. Такое деление определяется, с одной стороны, статусом - арбитражный управляющий должен иметь лицензию, консультанту по АКУ достаточно диплома. С другой стороны, первый на­делен полномочиями, определяемыми органами государственной власти, в то время как результаты деятельности и советы второго носят рекоменда­тельный характер. Специалист по АКУ может также успешно работать ме­неджером в различных подразделениях системы управления.

Профессор Н.И. Глазунова утверждает, что «существуют различные точки зрения по поводу предназначения специалиста по АКУ. Одна из них состоит в том, что он готовится для работы в специфической организации -службе, ассоциации, из которой государственные органы власти будут чер­пать таких специалистов, назначая их на обанкротившиеся либо неплатежеспособные предприятия для осуществления процедур санации, реструкту­ризации или ликвидации последних. Такой подход представляется несколь­ко ограниченным и, более того, несет в себе угрозу перенасыщения рынка рабочей силы такими специалистами, предполагает существование некото­рого ограниченного их числа, так как в случае стабилизации экономики для них возникает потенциальный риск остаться без работы.

Другое видение предназначения специалиста по АКУ шире. Оно опирается на потребность в его услугах практически в любой организации. При этом менеджер по АКУ действует на разных уровнях управления в оргструктуре: к нему могут обращаться за разовой консалтинговой помо­щью или периодически с разными интервалами времени».


1.2. Модель менеджера антикризисного управления

Специальность «Антикризисное управление» уникальна сплавом предметных областей: менеджмент, право, финансы и бухгалтер­ский учет. Квалификационные требования к специалистам, претендующим на получение аттестата антикризисного управляющего, перечислены ниже[3]:

·         право;

·         основы оценки бизнеса и оценки недвижимости;

·         основы теории маркетинга;

·         основы менеджмента;

·         финансовый учет, аудит;

·         планирование;

·         основные правила работы с ценными бумагами, банковским и биржевым законодательством.

Профессиональные знания специалиста по АКУ должны базировать­ся на таких курсах, как основы реструктуризации собственности, исследо­вание систем управления, стратегическое планирование, информационные технологии в АКУ, инвестиционный анализ, правовые основы банкротства, хозяйственное право и т.д.

Каждый этап работы антикризисного управляющего требует специ­фических методов, навыков, приемов труда и соответственно определенных умений, которыми должен обладать менеджер. Способности менеджера по АКУ, его умения можно классифицировать по следующим основным груп­пам.

Первая группа умений необходима для реализации функций антикризисного управления (умение реализовать управленческий цикл, основные формы работы, координировать деятельность, делегировать полномочия, активизировать работу сотрудников и т.д.).

Реализация данной группы умений подразумевает наличие следую­щих индивидуальных качеств в личности антикризисного управляющего: демократичность, целеустремленность, быстрота принятия решений, ком­петентность, организованность, ответственность, требовательность, комму­никабельность, энергичность, информированность.


Рис. 1. Модель менеджера антикризисного управления[4]

Вторая группа умений связана с реализацией педагогических функ­ций. Для эффективной реализации данной функции антикризисный менед­жер должен обладать высоким уровнем собственных профессиональных и морально-этических качеств, владеть основами социальной психологии и конфликтологии.

Индивидуальные качества по данной группе в основном относятся к моральным: корректность, внимательность к собеседнику и его проблемам,  порядочность, тактичность, доброжелательность, интеллигентность и др.

Третья группа умений связана с коммуникативной функцией. Ком­муникативная сеть имеет два контура — личностный и информационный.

К индивидуальным качествам, способствующим реализации этой функции с учетом вышеперечисленных, можно добавить: обаятельность, жизнерадостность, сдержанность, воспитанность и так далее.

Следующей важной составляющей модели менеджера является пси­хология личности: тип личности, темперамент и уровень интеллекта.

По типу личности возможны два варианта: экстраверт (направлен на внешний мир) и интроверт (направлен на внутренний мир). Экстраверт -общителен, легко принимает все новое, но часто бросает начатое, не закон­чив. Интроверт - замкнут, в поступках руководствуется внутренними сооб­ражениями, поэтому для окружающих зачастую выглядит «белой вороной». У него хорошо развита интуиция.

По темпераменту существуют четыре основных типа личности: сан­гвиник, флегматик, холерик, меланхолик. Но чаще всего преобладают сме­шанные типы темпераментов.

Уровень интеллекта имеет три отметки: низкий, средний и высокий. Очевидно, что решение проблем комплексного характера, возникающих на стыке нескольких областей знаний, предполагает наличие высокого уровня интеллекта у антикризисного управляющего.

Антикризисный управляющий является лицом, персонифицирующим функции управления. Помимо классических основу его деятельности со­ставляют следующие функции: стратегическая, административная, экспертно-инновационная, лидирующая.


1.3. Ролевая структура деятельности менеджера в антикризисном управлении


В процессе своей деятельности антикризисный управляющий стал­кивается с большим многообразием ситуаций, в которых ему приходится выступать в конкретных ролях. О.Ю. Кирилловой разработана ролевая структура в деятельности менеджера по АКУ, приведенная ниже на рисунке 2[5].

Каждая роль предполагает свои особые приемы, требует наличия со­ответствующих личностных качеств, устанавливает этические рамки. Дан­ный комплекс ролей показывает, что исполнение комплексной роли подра­зумевает, что в рамках каждой из них он должен уметь рационально орга­низовывать различную по характеру и содержанию деятельность, учитывая ее специфику. Осуществляя подбор ролей в конкретной ситуации, менед­жер по АКУ создает наиболее благоприятную основу для реализации по­ставленных целей и достижения результата.


Рис.2. Ролевая структура в деятельности менеджера по АКУ


2. Практическая часть

2.1 Арбитражный управляющий по Закону РФ "О несостоятельности (банкротстве)" в новой и предыдущей редакции

Действующий в настоящее время Закон Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве)"  (далее – Закон)  представляет арбитражного управляющего в нескольких ролях –

◊        временного управляющего,

◊        административного управляющего,

◊        внешнего управляющего,

◊        конкурсного управляющего,

и определяет его как

гражданина Российской Федерации,

утверждаемого арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных законом полномочий,

являющегося членом одной из саморегулируемых организаций (статья 2 Закона).[6]  

При этом арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения:

наблюдения (в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов) – временный управляющий,

финансового оздоровления (в целях восстановления платежеспособности должника и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности) – административный управляющий,

внешнего управления и осуществления иных установленных законом полномочий (в целях восстановления платежеспособности должника с прекращением полномочий руководителя, органов управления должника, собственника имущества должника) – внешний управляющий,

конкурсного производства и осуществления иных установленных законом полномочий (применяется к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов) – конкурсный управляющий.

В соответствии со статьей 20 Закона арбитражный управляющий должен отвечать следующим требованиям:

¨     имеет гражданство Российской Федерации,

¨     зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя,

¨     имеет высшее образование,

¨     имеет стаж руководящей работы не менее 2 лет в совокупности,

¨     сдал теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих,

¨     прошел стажировку сроком не менее 6 месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего,

¨     не имеет судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления,

¨     является членом одной из саморегулируемых организаций,

¨     не является заинтересованным лицом по отношению к должнику, кредиторам (при утверждении арбитражным судом для проведения определенных процедур банкротства),

¨     в отношении него не введена процедура банкротства,

¨     не имеет невозмещенных убытков, причиненных должнику, кредиторам, третьим лицам при исполнении обязанностей арбитражного управляющего,

¨     не дисквалифицирован, не лишен в установленном законом порядке права занимать руководящие должности и/или осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами, входить в совет директоров (наблюдательный совет) и/или управлять делами и/или имуществом других лиц,

¨     имеет заключенный в соответствии с требованиями закона договор страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве (заключен на срок не менее 1 года, страховая сумма не менее 3 000 000 рублей в год; в течение 10 дней с даты утверждения арбитражным судом арбитражный управляющий дополнительно страхует свою ответственность в размере, зависящем от балансовой стоимости активов должника).

Конкурсный кредитор или уполномоченный орган (собрание кредиторов) к кандидатуре арбитражного управляющего вправе предусмотреть также следующие требования (статья 23 Закона):

наличие у кандидата высшего юридического, экономического образования или образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника;

наличие у кандидата определенного стажа работы на должностях руководителей организаций в соответствующей отрасли экономики;

установление количества процедур банкротства, проведенных кандидатом в качестве арбитражного управляющего.

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих – это некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, включена в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.

Статья 21 Закона устанавливает, что статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих приобретается некоммерческой организацией с даты включения указанной организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Распоряжением ФСФО РФ от 21.11.2002 N 150-р утверждено Временное положение о порядке ведения единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Основанием для включения некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций является выполнение ею следующих условий:

&    соответствие не менее чем ста ее членов требованиям, установленным в пункте 1 статьи 20 Закона (за исключением требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации арбитражных управляющих);

&    участие членов не менее чем в ста (в совокупности) процедурах банкротства, в том числе не завершенных на дату включения в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, за исключением процедур банкротства по отношению к отсутствующим должникам;

&    наличие компенсационного фонда или имущества у общества взаимного страхования, которые формируются исключительно в денежной форме за счет взносов членов в размере не менее чем 50 000 рублей на каждого члена.

На средства компенсационных фондов или имущество общества взаимного страхования не может быть обращено взыскание по обязательствам саморегулируемой организации, а также по обязательствам арбитражных управляющих, если возникновение таких обязательств не было связано с осуществлением предусмотренной законом деятельности.[7]

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих осуществляет следующие функции:

¨   обеспечение соблюдения своими членами законодательства Российской Федерации, правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего;

¨   защита прав и законных интересов своих членов;

¨   обеспечение информационной открытости деятельности своих членов, процедур банкротства;

¨   содействие повышению уровня профессиональной подготовки своих членов.

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих вправе осуществлять по отношению к своим членам также иные предусмотренные ее уставом и не противоречащие законодательству функции.

В саморегулируемой организации арбитражных управляющих кроме исполнительного органа образуется постоянно действующий коллегиальный орган управления в составе не менее чем семь человек, в компетенцию которого входит утверждение правил деятельности и деловой этики членов саморегулируемой организации в качестве арбитражных управляющих.

Статья 22 Закона устанавливает права и обязанности саморегулируемой организации. В частности, саморегулируемой организации предоставлено право применять в отношении своих членов предусмотренные учредительными и иными документами меры дисциплинарной ответственности, заявлять в арбитражный суд ходатайства об отстранении от участия в деле о банкротстве своих членов, в действиях (бездействии) которых установлены нарушения законодательства о несостоятельности (банкротстве).

Права и обязанности арбитражного управляющего установлены статьей 24 Закона. Он в своей деятельности:

обязан руководствоваться законодательством Российской Федерации,

обязан соблюдать правила профессиональной деятельности арбитражного управляющего, утвержденные саморегулируемой организацией, членом которой является,

вправе быть членом только одной саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, имеет право:

созывать собрание кредиторов;

созывать комитет кредиторов;

обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами в случаях, предусмотренных Законом;

получать вознаграждение в размерах и в порядке, установленных Законом;

привлекать для обеспечения осуществления своих полномочий на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено Законом, собранием кредиторов или соглашением кредиторов;

подать в арбитражный суд заявление о досрочном прекращении исполнения своих обязанностей.

Арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, обязан:

принимать меры по защите имущества должника;

анализировать финансовое состояние должника;

анализировать финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность должника, его положение на товарных и иных рынках;

вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом;

предоставлять реестр требований кредиторов лицам, требующим проведения общего собрания кредиторов, в течение трех дней с даты поступления требования в случаях, предусмотренных Законом;

возмещать убытки должнику, кредиторам, третьим лицам в случае причинения им убытков при исполнении возложенных на него обязанностей с даты вступления в законную силу судебного акта о возмещении таких убытков;

выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства, а также обстоятельства, ответственность за которые предусмотрена пунктами 3 и 4 статьи 10 Закона;

осуществлять иные установленные Законом функции.

Арбитражный управляющий обязан сохранять конфиденциальность сведений, охраняемых федеральным законом (в том числе сведений, составляющих служебную и коммерческую тайну) и ставших ему известными в связи с исполнением обязанностей арбитражного управляющего.

При проведении процедур банкротства арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

Полномочия утвержденного арбитражным судом арбитражного управляющего, возложенные лично на него в соответствии с настоящим Федеральным законом, не могут быть переданы иным лицам.

Согласно статье 25 Закона неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего, правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего, установленных Правительством Российской Федерации, является основанием для отстранения арбитражного управляющего арбитражным судом по требованию лиц, участвующих в деле о банкротстве.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего, утвержденных саморегулируемой организацией, членом которой он является, может служить основанием для исключения арбитражного управляющего из данной саморегулируемой организации. В случае исключения арбитражного управляющего из саморегулируемой организации арбитражный управляющий отстраняется арбитражным судом от исполнения своих обязанностей на основании заявления саморегулируемой организации.

Арбитражный управляющий, причинивший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения требований Закона убытки должнику, кредиторам, иным лицам, несет ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Вознаграждение арбитражного управляющего за каждый месяц осуществления им своих полномочий устанавливается в размере, определяемом кредитором (собранием кредиторов) и утверждаемом арбитражным судом, если иное не установлено законом, и должно составлять не менее чем 10 000 рублей.

Конкурсным кредитором, уполномоченным органом или собранием кредиторов арбитражному управляющему может быть установлено дополнительное вознаграждение за счет средств кредиторов, утверждаемое арбитражным судом и выплачиваемое за результаты его деятельности.[8]

В соответствии с Законом арбитражный управляющий является центральной фигурой, обеспечивающей реализацию процедур банкротства. В связи с этим можно сказать, что востребованность арбитражного управления обусловлена становлением и развитием в стране института банкротства.

Для сравнения рассмотрим редакцию федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», принятую Государственной Думой 10 декабря 1997 года и одобренную Советом Федерации    24 декабря 1997 года (утратил силу)

В данной редакции закона арбитражным управляющим  посвящена статья  19.:

1. Если иное не предусмотрено настоящим  Федеральным  законом, арбитражным    управляющим    (временным    управляющим,    внешним управляющим,   конкурсным   управляющим)   может   быть   назначено арбитражным  судом  физическое лицо,  зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не   являющееся  заинтересованным  лицом  в  отношении  должника  и кредиторов.                                                       

2. Арбитражные  управляющие  действуют  на  основании лицензии арбитражного  управляющего,  выдаваемой   государственным   органом Российской   Федерации   по   делам  о  банкротстве  и  финансовому оздоровлению (далее - государственный орган по делам о  банкротстве и  финансовому  оздоровлению) в порядке,  установленном федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.                      

Отзыв в установленном  федеральным  законом  порядке  лицензии арбитражного   управляющего   в  период  осуществления  арбитражным управляющим его  полномочий  является  основанием  для  отстранения

 арбитражным  судом арбитражного управляющего от исполнения им своих обязанностей.                                                      

3. Арбитражным управляющим не могут быть назначены:          

лица, осуществлявшие   ранее   управление   делами    должника юридического   лица,   за  исключением  случаев,  когда  с  момента отстранения указанного лица от управления делами должника прошло не менее трех лет;                                                   

лица, в отношении которых имеются ограничения на осуществление деятельности  по  управлению  делами  и (или) имуществом других лиц (дисквалифицированные лица);                                      

лица, имеющие судимость.                                     

4. Лицо,  получившее   лицензию   арбитражного   управляющего. обязано зарегистрироваться как минимум в одном арбитражном суде, по назначению   которого   оно   обязуется    исполнять    обязанности арбитражного управляющего.                                        

О своей   регистрации   арбитражный   управляющий   уведомляет государственный   орган   по  делам  о  банкротстве  и  финансовому оздоровлению.

Статья  20. данной редакции закона закрепляет  права и обязанности арбитражных управляющих:

1. Арбитражный управляющий имеет право:                      

      созывать собрание кредиторов и комитет кредиторов;           

      обращаться в   арбитражный   суд  в  случаях,  предусмотренных настоящим Федеральным законом;                                    

      получать вознаграждение   в   размере   и   порядке,   которые предусмотрены настоящим Федеральным законом;                      

      привлекать для  обеспечения  осуществления своих полномочий на договорной основе иных лиц с оплатой  их  деятельности  из  средств должника,  если  иное  не установлено настоящим Федеральным законом или соглашением с кредиторами;                                     

      подавать в  арбитражный  суд заявление о досрочном прекращении исполнения своих обязанностей.                                    

2. Арбитражный управляющий обязан:                           

      принимать меры по защите имущества должника;                 

      анализировать финансовое состояние должника;                 

      анализировать финансовую,   хозяйственную   и   инвестиционную деятельность должника, его положение на товарных рынках;          

      рассматривать заявленные требования кредиторов;              

      осуществлять иные функции, установленные настоящим Федеральным законом.                                                          

3. При  осуществлении  своих  прав  и обязанностей арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно  и  разумно  с  учетом интересов должника и его кредиторов.                              

Также следует рассмотреть ответственность арбитражного управляющего, ей посвящена статья  21 данной редакции федерального закона   

1. Неисполнение   или  ненадлежащее  исполнение  обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего в соответствии с настоящим Федеральным  законом,  которое  повлекло  убытки  для  должника или кредиторов,  может  являться   основанием   для   отзыва   лицензии арбитражного  управляющего.  Иные  основания  для  отзыва  лицензии арбитражного  управляющего  могут  быть   установлены   федеральным законом.                                                          

Решение государственного  органа  по  делам  о  банкротстве  и финансовому    оздоровлению   об   отзыве   лицензии   арбитражного управляющего может быть обжаловано в арбитражный суд.             

2. Неисполнение   или  ненадлежащее  исполнение  обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего в соответствии с настоящим Федеральным  законом,  при отсутствии последствий,  предусмотренных пунктом  1  настоящей  статьи,   может   служить   основанием   для отстранения   арбитражным   судом   арбитражного   управляющего  от исполнения им своих обязанностей.                                 

3. Должник  и его кредиторы вправе потребовать от арбитражного управляющего    возмещения    убытков,    причиненных    действиями (бездействием)      арбитражного      управляющего,     нарушающими законодательство Российской Федерации.

Таким образом, можно сказать о том, что возросли требования и ответственность в новой редакции закона «О несостоятельности (банкротстве)»  


2.2. Квалификационные требования и личные профессиональные качества арбитражного управляющего

Арбитражное управление – новая для современной России профессия, требующая от управляющих специальных знаний и навыков. Начало формирования этой профессии в Российской Федерации было положено в середине 1994 года утверждением Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России первой программы подготовки специалистов по антикризисному управлению. За прошедшие годы эта программа неоднократно корректировалась.[9]

Существующая конкуренция в сфере деятельности арбитражных управляющих, законодательно установленные требования и ограничения заставляют арбитражного управляющего постоянно работать над собой, овладевать всеми тонкостями практики управления, следить за изменениями законодательства. Не следует забывать также, что эта деятельность возлагает большую ответственность на арбитражного управляющего – как индивидуальный предприниматель он несет ответственность за свои действия.

Вместе с тем работа арбитражного управляющего сопряжена и с творческим началом: постоянно приходится разрешать возникающие на практике вопросы. Их достаточно во всех процедурах банкротства, однако, по мнению многих специалистов наиболее сложной процедурой является наблюдение.[10]

Так, например, для установления кредиторов должника и размера их требований временный управляющий обязан уведомить кредиторов о возбуждении дела о банкротстве. Зачастую такое уведомление воспринимается кредиторами как сигнал к тому, чтобы свернуть работу с предприятием-должником. Возбуждение дела о банкротстве в отношении контрагента повышает риски кредитора, которые и так высоки в сложившейся экономической ситуации.   Влияет также и отсутствие общей правовой культуры – слово "банкротство" оказывает в данном случае определяющее значение.

Затрудняет работу арбитражного управляющего также то обстоятельство, что у должника нередко отсутствует необходимая документация, и бухгалтерская документация ведется с нарушениями соответствующих требований, не соблюдается порядок документооборота.

Эти и другие проблемы лишний раз показывают, что их разрешение требует от арбитражного управляющего хорошей профессиональной подготовки, знания действующего законодательства, постоянного самосовершенствования в области арбитражного управления. Кроме того, в практике арбитражного управления редко случаются типовые, стандартные ситуации. Каждый должник уникален, и всегда необходимо учитывать особенности, специфику должника, применяя накопленный опыт с учетом конкретной ситуации.

Все большее число специалистов, сталкивающихся в своей деятельности с проблемами банкротства, отмечает существенные отличия профессии арбитражного управляющего от профессии руководителя (менеджера) организации. Поэтому проблемы этики в арбитражном управлении хотя и имеют единые основы с этикой руководителя организации, определяемые общим уровнем культуры и морали хозяйственного оборота, но отличаются и своими специфическими чертами.

В отличие от руководителя организации, предпринимателя, который при осуществлении своей деятельности должен действовать в интересах собственного бизнеса, арбитражный управляющий обязан действовать в интересах должника и его кредиторов. Поэтому базовым качеством деятельности арбитражного управляющего является качество его независимости, что является прямым следствием реализации положения Закона РФ "О несостоятельности (банкротстве)".      

Так как профессия арбитражного управляющего находится в процессе становления, этические принципы, рассматриваемые как совокупность принятых в данной профессии норм поведения и морали, также находятся в самом начале своего формирования.

В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы создания соответствующих условий для деятельности арбитражных управляющих, включая и вопросы их правовой и экономической защищенности, вопросы вознаграждения.

По мнению некоторых специалистов нарушения этических принципов арбитражными управляющими допускаются по двум основным причинам:

реальная зависимость арбитражного управляющего от какой-либо стороны по делу (должника, кредитора, принимающего участие в деле чиновника),

неверное понимание самим арбитражным управляющим этики и морали профессии.[11]

Формирование профессиональных этических норм невозможно без создания благоприятных условий для самоорганизации и самоопределения арбитражных управляющих, без постепенного формирования действительно независимых профессиональных сообществ арбитражных управляющих.

Новый закон о несостоятельности (банкротстве) сделал попытку решить данную проблему, предусмотрев создание саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Помимо полномочий по контролю за деятельностью своих членов и защите их нарушенных прав, саморегулируемая организация арбитражных управляющих утверждает правила деятельности и деловой этики членов саморегулируемой организации в качестве арбитражных управляющих, а также вправе предусмотреть в своем уставе меры дисциплинарного воздействия на членов организации.

Помимо ответственности, возлагаемой на арбитражного управляющего внутренними документами саморегулируемой организации, членом которой он является, а также предусмотренной законодательством о несостоятельности (банкротстве), арбитражный управляющий несет также в установленных законом случаях уголовную, гражданско-правовую, административную ответственность. Однако практика показывает, что за недобросовестные, неквалифицированные действия арбитражного управляющего чаще всего применяется ответственность в виде отстранения такого арбитражного управляющего от дела.

Довольно часто высказывается мнение, что передача функций арбитражного управляющего от физического лица к управляющей компании позволит решить проблемы с недостаточным квалификационным уровнем арбитражных управляющих, а также усилить ответственность за результаты осуществляемых процедур.[12]

Однако элементарные экономические расчеты показывают, что при переходе этих функций к управляющим компаниям издержки должника при реализации процедур банкротства возрастут (при прочих равных) не менее чем на 70-100 процентов. Кроме того, в отличие от физического лица, которое несет за свои действия не только гражданско-правовую ответственность, но и уголовную, и административную, ответственность юридического лица ограничена только гражданско-правовой. И вряд ли функционирующая на рынке услуг по арбитражному управлению компания будет обладать какими-либо значимыми материальными активами (за исключением момента регистрации такой компании и получения ею соответствующих разрешений), которые, при их реализации, способны будут адекватно компенсировать пострадавшим сторонам ущерб, нанесенный действиями управляющей компании.

До принятия нового закона о несостоятельности (банкротстве), вступившего в законную силу в конце 2002 года, часто высказывалось мнение, что действительное решение вышеуказанных проблем – в качественном, неформальном повышении квалификационного уровня арбитражных управляющих, в создании условий для формирования их реальной независимости, в усилении их ответственности. В связи с важностью этих проблем предполагалось их отражение в новой редакции закона о несостоятельности (банкротстве).[13]    

Практика покажет, насколько действенным решением данных проблем является предусмотренные новым законом меры, в том числе эффективность деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, введения обязательного условия о страховании ответственности арбитражного управляющего, отмены лицензирования деятельности арбитражного управляющего.

Возможно, объединение арбитражных управляющих в негосударственную организацию послужит базой для создания и развития культуры новой для современной России профессии арбитражного управляющего, профессиональных, этических норм арбитражного управляющего, уровня и способов повышения его квалификации.

 


Заключение


Арбитражное управление – новая для современной России профессия, требующая от управляющих специальных знаний и навыков. Начало формирования этой профессии в Российской Федерации было положено в середине 1994 года утверждением Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России первой программы подготовки специалистов по антикризисному управлению. За прошедшие годы эта программа неоднократно корректировалась.

Арбитражный управляющий (временный, внешний, конкурсный) определя­ется законом как физическое лицо, зарегистрированное в качестве индиви­дуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не яв­ляющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов, назначаемое арбитражным судом. Закон о банкротстве предусматривает, что его деятельность возможна лишь на основании лицензии - специально­го разрешения государственного органа по делам о банкротстве и финансо­вому оздоровлению (ФСДН).

Арбитражный управляющий назначается арбитражным судом для осуществления процедур наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства.

Каждый этап работы антикризисного управляющего требует специ­фических методов, навыков, приемов труда и соответственно определенных умений, которыми должен обладать менеджер.

Вместе с тем работа арбитражного управляющего сопряжена и с творческим началом: постоянно приходится разрешать возникающие на практике вопросы. Их достаточно во всех процедурах банкротства, однако, по мнению многих специалистов наиболее сложной процедурой является наблюдение

Список литературы


1.           Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве). – М.: Ф32  ИКФ Омега-Л, 2002.

2.           Арбитражное управление: теория и практика наблюдения/ Н.А. Васильева, В.В. Голубев, А.Н. Ерофеев и др.; Под общей редакцией В.В. Голубева. – М.: "Статут", 2000.

3.           Коротков Э.М. Антикризисное управление: учебник – М.: Инфра-М, 2002

4.           Лекции Валуйского А.В. по предмету "Прикладное антикризисное управление"- М.:  ВГПУ. 2003

5.           Семенов Б.Д. Антикризисный менеджмент – Минск: ФУАинформ, 2002

6.           Шепеленко Г.И. Антикризисное управление производством и персоналом - Ростов-на-Дону: МарТ, 2002

7.           Шершеневич Г.Ф. Конкурсный процесс.  - М.: Статут, 2000 (Классика российской цивилистики).

8.           Яснов А. Б.. Антикризисное управление: учебник – М.: Логос, 2002

9.           Голубев В.В. Арбитражные управляющие: квалификационные требования, этика, ответственность. Российско-британский семинар судей, рассматривающих дела о несостоятельности (банкротстве). // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. Специальное приложение № 3, март 2001. 

10.      Витрянский В.В. Развитие Российского законодательства о несостоятельности (банкротстве) и практики его применения.  Российско-британский семинар судей, рассматривающих дела о несостоятельности (банкротстве). // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. Специальное приложение № 3, март 2001.







[1] Коротков Э.М. Антикризисное управление: учебник – М.: Инфра-М, 2002 – С. 21.


[2] Яснов А. Б.. Антикризисное управление: учебник – М.: Логос, 2002 – С. 38.


[3] Лекции Валуйского А.В. по предмету "Прикладное антикризисное управление"- М.:  ВГПУ. 2003  - с. 34.


[4] Семенов Б.Д. Антикризисный менеджмент – Минск: ФУАинформ, 2002 – С. 44.


1.          [5] Шепеленко Г.И. Антикризисное управление производством и персоналом - Ростов-на-Дону: МарТ, 2002

Шепеленко Г.И. Антикризисное управление производством и персоналом - Ростов-на-Дону: МарТ, 2002 – С. 72.


[6] Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве). – М.: Ф32  ИКФ Омега-Л, 2002.  - С.13.

[7] Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве). – М.: Ф32  ИКФ Омега-Л, 2002. - С.29-30.


[8] Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве). – М.: Ф32  ИКФ Омега-Л, 2002.  - С.33-35.


[9] Голубев В.В. Арбитражные управляющие: квалификационные требования, этика, ответственность. Российско-британский семинар судей, рассматривающих дела о несостоятельности (банкротстве). Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. Специальное приложение № 3, март 2001.  - С. 76.

[10] Арбитражное управление: теория и практика наблюдения/ Н.А. Васильева, В.В. Голубев, А.Н. Ерофеев и др.; Под общей редакцией В.В. Голубева. – М.: "Статут", 2000.  - С.313.


[11] Голубев В.В. Арбитражные управляющие: квалификационные требования, этика, ответственность. Российско-британский семинар судей, рассматривающих дела о несостоятельности (банкротстве). Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. Специальное приложение № 3, март 2001.  - С. 78-79.

[12] Голубев В.В. Арбитражные управляющие: квалификационные требования, этика, ответственность. Российско-британский семинар судей, рассматривающих дела о несостоятельности (банкротстве). Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. Специальное приложение № 3, март 2001.  - С.80.

[13] Витрянский В.В. Развитие Российского законодательства о несостоятельности (банкротстве) и практики его применения.  Российско-британский семинар судей, рассматривающих дела о несостоятельности (банкротстве). Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. Специальное приложение № 3, март 2001. -  С. 21-22.