МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Томский Государственный Университет

Психокоррекция

РЕФЕРАТ

Индивидуальная беседа с подростками

 

 

 

 

 






                                                                                    Выполнил:

                                                                                    Стриженок Е.О.

                                                                                    Проверил:

                                                                                    Стоянова



Новосибирск, 2005

Содержание

 

Введение. 3

1. Формы и методы противоалкогольного воспитания подростков. 4

2. Формы и методы борьбы с курением в учебных заведениях. 7

3. Формы и методы борьбы с наркоманией среди подростков. 9

Заключение. 10

Список литературы.. 11

Приложение

Введение


Возраст с 15 до 19 лет является переходным в социально-психологическом отношении – полная независимость от старших сменяется материальной и социальной независимостью, возможность самостоятельной жизни. В этом возрасте происходит половое созревание юношей и девушек, становление характера, интересов и склонностей, и именно в этом возрасте окружающая среда наиболее сильно влияет на формирование личностных особенностей, определяет влечения, склонности. Подростки наиболее подвержены как положительному, так и отрицательному влиянию среды. Поэтому старший подростковый возраст называют «трудным возрастом».

В последние десятилетия во всех странах мира, в том числе и в нашей стране, отмечается ускорение созревания подростков, т.е. акселерация.

Анализ материалов социологических исследований подтверждает обоснованность сильной тревоги по поводу отношения подростков к алкоголю, курению, наркотикам.

Противоалкогольное воспитание и борьба с курением подростков не являются временными мероприятиями. Это постоянная, кропотливая, требующая немалых сил и энтузиазма.

О проблемах подростковой наркомании в нашей стране заговорили с конца 80-х годов. Помимо традиционно «бегущих впереди паровоза» публикаций в средствах массовой информации, появились первые специальные работы по подростковой наркологии, стали доступны статические данные социально - демографического и криминологического характера.

Цель работы – изучить особенности индивидуальной беседы с подростками.

Задачи работы – рассмотреть формы и методы противоалкогольного воспитания, формы и методы борьбы с курением и наркоманией.

1. Формы и методы противоалкогольного воспитания подростков


Анализ материалов социологических исследований подтверждает обоснованность сильной тревоги по поводу отношения детей, юношей и девушек к алкоголю. Обратимся к полученным данным.

Прежде всего надо выяснить, насколько распространено потребление алкогольных напитков подростками, является ли потребление ими спиртных напитков сколько-нибудь регулярным, много ли пьют те подростки, которые обращаются к алкоголю.

Начнем с последнего вопроса, ибо ответ на него уже способен показать, сколь велика (а может быть, незначительна) опасность подросткового алкоголизма.

Показателя, с помощью которого можно было бы однозначно определить, что значит пить «много» или «мало» не существует.

Опрос учащихся ПТУ дает в целом следующую картину (табл. 1):

В каком возрасте Вы впервые попробовали спиртные напитки? (% к числу опрошенных)

Возраст

До 10 лет

11-12 лет

13-14 лет

15-16 лет

17-18 лет

Мальчики

8,2

10,3

25,4

39,0

10,0

Девочки

3,2

3,5

17,6

42,9

23,2


Из приведенных данных следует, что некоторые дети в совсем раннем возрасте узнали вкус алкогольных напитков. С каждым годом их повзросления число узнавших вкус алкоголя устрашающе растет, и большинство к совершеннолетию сводит знакомство со спиртными напитками, знает об алкоголе уже не понаслышке.

Кому же подростки обязаны своим первым знакомством с алкоголем, кто им так удружил? (табл. 2). 

Кто впервые предложил отведать спиртные напитки? (% к числу опрошенных)


ПТУ

Техникум


Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Родители

5,1

5,6

6,9

11,7

Брат, сестра

3,1

---

4,3

1,7

Другие родственники

5,6

14,8

7,7

8,9

Взрослые знакомые

5,6

1,9

5,4

7,8

Сверстники

32,9

20,4

43,4

48,1

Сам решил попробовать

22,1

14,8

21,8

8,9

На вечере в школе

5,1

13,0

6,1

10,6


Складывая величины, отражающие участие взрослых (родителей и др.), узнаем, что третья часть подростков впервые получили спиртное не только при попустительстве, но и из рук этих взрослых, среди которых папы и мамы. Взрослых знакомых не так уж и много (в пределах 2-8%), но не так уж и мало, если вспомнить, что это взрослые, которые подносят спиртные напитки чужим детям. Такая вопиющая безответственность не только достойна осуждения, но и заслуживает самой строгой кары.

Преподаватели, воспитатели должны хорошо знать отношение каждого из своих учащихся к употреблению спиртных напитков. Подростков, злоупотребляющих алкоголем, необходимо брать на особый учет и, помимо воспитательной работы с ними, проводимой в индивидуальном порядке, принимать меры общественного и административного воздействия, а в необходимых случаях – направлять к врачу-наркологу для лечения[1].

Противоалкогольная воспитательная работа с подростками должна включать:

·        Разъяснение отрицательного влияния употребления спиртных напитков на здоровье, поведение, учебу, на формирование полноценной, активной личности;

·        Обоснование опасности привыкания к алкоголю как веществу, вызывающему болезненное пристрастие, а в последствии – пьянство и алкоголизм;

·        Проведение мероприятий, направленных на борьбу с употреблением спиртных напитков;

·        Искоренение обычаев, традиций, ритуалов, связанных с употреблением алкоголя, и насаждение новых «безалкогольных».

Формы и методы противоалкогольного воспитания разнообразны. Основная форма – живое слово мастера, преподавателя, воспитателя, медработника лучше всего в форме беседы продолжительностью не более 10-20 минут. При более длительной беседе подростки утомляются, внимание у них ослабевает. Примерная тематика бесед приводится в Приложении 1.

Помимо бесед целесообразно проводить диспуты с участием самих учащихся. Перед диспутом одному или нескольким учащимся предлагается подготовить выступление на тему, которая подлежит обсуждению.

Разбор отдельных случаев употребления спиртных напитков учащимися также необходимо использовать для разъяснения опасных последствий алкогольного опьянения, недопустимости распространения и укрепления алкогольных традиций и обычаев, несовместимость пьянства с моральным обликом молодого человека.

Просмотр кинофильмов по противоалкогольной пропаганде обязательно должен сопровождаться разбором и обсуждением с использованием фактов из жизни учащихся.

Целесообразно использовать различные виды наглядной агитации – стенды, витрины, выставки и т.д., добиваться активного участия самих учащихся в противоалкогольной пропаганде[2].

2. Формы и методы борьбы с курением в учебных заведениях


Пропаганда борьбы с курением включает разъяснение вредных и опасных последствий курения для организма человека и особенно подростков; разъяснения опасности привыкания к курению; обоснование мероприятий, направленных на борьбу с курением, прежде всего подростков.

В последние годы возросло число курящих. Данные опросов последних лет показывают, что в нашей стране курят около 50% взрослых мужчин и 25% взрослых женщин. Особенно тревожным является тот факт, что к курению приобщаются подростки. Значительно увеличивается число курящих среди старших подростков, как юношей, так и девушек. Проведенные в последние годы исследования свидетельствуют о том, что курящие, особенно из числа подростков, недостаточно осведомлены о вредных последствиях курения для здоровья. По данным Л.В. Орловского, 78,5% опрошенных курящих считают курение вредным, однако четко не представляют себе, в чем заключается этот вред[3].

При проведении разъяснительной работы по борьбе с курением среди подростков следует учитывать, что в молодежной среде очень распространено подражание, стремление «не отстать от других». При этом «опытные курильщики», т.е. подростки, курящие уже достаточно давно, являясь «отрицательными лидерами», привлекают к курению некурящих. При этом они используя собственный опыт, объясняют начинающим курильщикам, что неприятные ощущения от первых затяжек – тошнота, сердцебиение, головокружение и прочее – быстро проходят при повторном курении. Разоблачая этих «опытных курильщиков», следует подчеркивать, что исчезновение неприятных ощущений – это подтверждение привыкания к курению, что привыкнуть к курению, втянуться в него очень легко, а вот отвыкнуть – труднее. И чем раньше начал курить человек, когда здоровье у него хорошее и он не думает о болезнях, тем с большим трудом он прекращает курение впоследствии, если возникнут заболевания, требующие этого.

Необходимо также подробно останавливаться на отрицательном влиянии курения на умственную деятельность, на способность усвоения учебного материала. При этом надо подчеркивать, что очень кратковременное возбуждение после выкуренной сигареты сменяется длительным угнетением умственной деятельности.

В борьбе с курением большое внимание должно уделяться индивидуальной воспитательной работе с подростками. Необходимы индивидуальные беседы. Примерная тематика бесед приводится в Приложении 2.

К борьбе с курением необходимо привлекать и родителей, на родительских собраниях проводить беседы о вреде курения для подростков, о крайне отрицательном влиянии в этом отношении курящих родителях, о совместных мерах дома и вне дама, направленных на борьбу с курением подростков.

Вполне понятно, что все эти дисциплинарные и общественные меры воздействия должны сочетаться с активной разъяснительной и воспитательной работой. Наряду с беседами и лекциями целесообразно организовать просмотр научно-популярных кинофильмов о вреде курения с последующим обсуждением; регулярно выпускать материалы наглядной агитации – плакаты, часть из которых выполняют сами подростки; использовать случаи из жизни школы, заметки самих учащихся, карикатуры, сатирические материалы и пр[4].


3. Формы и методы борьбы с наркоманией среди подростков


Общество признало молодежную наркоманию как социальную проблему: наркомания имеет не только правовые и медицинские, но и социокультурные определения. Молодежная наркомания сделалась темой широкого обсуждения, полемики, получила различные описания и способы решения. Таким образом, проблема молодежной наркомании стала легитимной. Ее сегодняшнее состояние можно назвать этапом «определения политики». Моральную панику, при которой единственной реакцией общества было требование «сделать хоть что-то», сменили дискуссии о специальных программах профилактики наркомании.

На семью и на школу возлагаются большие надежды, в частности связанные и с антинаркотической работой. Но чтобы эти надежды хоть частично оправдались, им надо (как минимум) знать тех, кого они воспитывают. Подавляющее большинство родителей ничего не знают о том, что их дети принимают наркотики.

Список признаков, которые могут указывать на употребление наркотиков подростками представлен в Приложении 3. Как утверждают специалисты из Российской наркологической ассоциации, если у подростка наличествует хотя бы 5 из этих признаков, то вы можно всерьез опасаться самого страшного.

Во время сеанса не тратится время на разъяснение вреда наркотиков. Потому что люди на приеме лучше знают о хороших и плохих сторонах наркотика. И знают не теоретически. Происходит работа с памятью человека. Опыт жизни без наркотика (а он есть у любого) обязательно хранится в ее архивах. И вполне реально найти к ним доступ. И чтобы клиент смог опять почувствовать себя здоровым и свободным от дозы, нужно этот опыт «разархивировать»[5].


 Заключение


Есть несколько крупных направлений борьбы с пьянством и алкоголизмом, и ни одним нельзя пренебречь, все должны быть взяты на вооружение. Но первое место в системе мер борьбы с этим социальным злом по праву принадлежит профилактике. Лучше предупреждать пьянство, нежели его искоренять. «Береги честь с молоду» не просто красивая фраза, а житейская мудрость.

Результатом всей противоалкогольной воспитательной работы должно быть убеждение каждого подростка в том, что пьянство приносит огромный ущерб нашему обществу.

Каждый подросток должен проникнуться мыслью, что курение – это не положительная, а, напротив, крайне отрицательная форма поведения. И некурящий юноша имеет преимущество перед курящим, не говоря уже о курящей девушке, которая вызывает к себе неприязнь окружающих, как бы ни были привлекательны ее внешность и одежда.

Помимо школы, техникума, училища подростки находятся достаточное время дома, на улице, в компании сверстников. Поэтому должна быть установлена связь с родителями, серьезное внимание необходимо обращать на искоренение традиций, связанных с курением в семье, в быту.

Борьба с наркоманией – вопрос особый. И потому, что ее разрушительная сила мало с чем сопоставима, и потому, что распространяться она способна с невероятной скоростью, и потому, что мало известно о самой проблеме и о способах защиты подростков от наркомании.

У наркомании, курения и алкоголизма много общего, включая социальные причины и факторы роста. Поэтому меры общесоциального характера, направленные на устранение или смягчение социального неблагополучия, в целом одни и те же в борьбе с курением, алкоголизмом и наркоманией.

Список литературы


1.     Богданова Ю.С. Все о вредных привычках. М.: ИНФРА-М, 2000.

2.     Григорьев Н.И. Алкоголизм как общественное зло. СПб: Питер, 1999.

3.     Левин Б.М., Левин М.Б. Не оступись… М.: Мысль, 1988.

4.     Орловский Л.В. О вреде курения для молодежи. М.: Издательская группа НОРМА, 2002.

5.     Энтин Г.М. Борьба с вредными привычками. М.: Высшая школа, 1983.




Приложение 1

Тематика 10-минутных бесед о вреде алкоголя

1.     Чем опасен алкоголь?

2.     Что такое алкогольное опьянение?

3.     Откуда возникли алкогольные традиции и обычаи?

4.     Влияние алкоголя на умственную и физическую работоспособность.

5.     Влияние алкоголя на половую функцию мужчин.

6.     Влияние алкоголя на половую функцию женщин.

7.     Возможно ли умеренное потребление спиртных напитков?

8.     Что такое пьянство и каковы его последствия?

9.     Как происходит привыкание к алкоголю и возникновение болезненного влечения?

10.           Что такое алкоголизм – дурная привычка, распущенность или болезнь?

11.           Как бороться с злоупотреблением спиртными напитками, пьянством и алкоголизмом.

Приложение 2

Тематика 10-минутных бесед о вреде курения

1.     Какие вредные вещества содержатся в табаке?

2.     Что такое активное и пассивное курение?

3.     Как курение влияет на умственную и физическую работоспособность, на успехи в учебе?

4.     Влияние раннего курения на здоровье подростка.

5.     В чем опасность привыкания к курению?

6.     Курение и возникновение злокачественных новообразований.

7.     Влияние курения на половую функцию мужчин.

8.     Влияние курения на половую функцию женщин.

9.     Откуда возникли обычаи, связанные с курением, в чем их вред?

10.           Как отвыкнуть от курения?

Приложение 3

 

11 «отклонений» в поведении подростков, употребляющих наркотики

 

1. Резкие и частые изменения настроения вне зависимости от ситуации.

2. Заторможенность (до сонливого состояния) или излишняя бодрость, двигательная активность, говорливость.

3. Нарушения ритма сна и бодрствования (позднее засыпание - позднее пробуждение).

4. Всевозрастающая скрытность (перестает интересоваться внутрисемейными проблемами).

5. Заметное падение интереса к учебе и прежним увлечениям.

6. Стремление к уединению.

7. Нарастающая потребность в деньгах, обоснованная явно надуманными причинами, возможно исчезновение денег или вещей из дома.

8. Появление новых, подозрительных друзей, общение с которыми происходит в основном наедине или непонятными, «закодированными» фразами.

9. Изменение размера зрачков (от суженных в точку до расширенных с «исчезновением» радужки), которая зависит от освещенности.

10. Нарушения координации, когда движения становятся неуклюжими и порывистыми.

11.Повышенная активность.

 


[1] Григорьев Н.И. Алкоголизм как общественное зло. СПб: Питер, 1999. С. 22-23.


[2] Левин Б.М., Левин М.Б. Не оступись… М.: Мысль, 1988. С. 48-50.


[3] Орловский Л.В. О вреде курения для молодежи. М.: Издательская группа НОРМА, 2002. С. 10.

[4] Энтин Г.М. Борьба с вредными привычками. М.: Высшая школа, 1983. С. 34-36.


[5] Богданова Ю.С. Все о вредных привычках. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 108.