ДОРАБОТКА


Исследование «Стиль жизни среднего класса», проведенное журналом «Эксперт» и маркетинговым агентством «Эксперт МА», показало, что количество людей, которых  можно отнести к среднему классу с доходом от $150 в месяц на одного члена семьи, практически достигло докризисного уровня. В 1997 году средний класс составлял 25-30% населения России, в 2002 году - 24-26% (около 36 млн. человек). При этом его доля на российском потребительском рынке равна 55%. По прогнозам «Эксперт МА», в 2005 году произойдет увеличение доли среднего класса до 35-37%.[1]



 

Таблица 14

Отчет о прибылях и убытках проектируемого магазина бытовой техники, тыс. руб.

Наименование показателя

Код строки формы №2

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Выручка (нетто) от продажи товаров

010

-

-

-

8047

8047

8047

8047

8047

8047

8047

8047

8047

Себестоимость проданных товаров

020

-

-

-

6873,6

6873,6

6873,6

6873,6

6873,6

6873,6

6873,6

6873,6

6873,6

Валовая прибыль

029

-

-

-

1173,4

1173,4

1173,4

1173,4

1173,4

1173,4

1173,4

1173,4

1173,4

Коммерческие расходы

030

 -

-

152,9

126,94

81,94

81,94

81,94

81,94

81,94

81,94

81,94

81,94

В том числе:


 

 

 










- расходы на рекламу


-

-

152,9

63

18

18

18

18

18

18

18

18

- прочие


-

-

-

63,94

63,94

63,94

63,94

63,94

63,94

63,94

63,94

63,94

Управленческие расходы

040

364,5

364,5

364,5

364,5

364,5

364,5

364,5

364,5

364,5

364,5

364,5

364,5

Прибыль (убыток) от продаж

050

(364,5)

(364,5)

(517,4)

681,96

726,96

726,96

726,96

726,96

726,96

726,96

726,96

726,96

Текущий налог на прибыль

150

-

-

-

163,67

174,47

174,47

174,47

174,47

174,47

174,47

174,47

174,47

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

190

(364,5)

(364,5)

(517,4)

518,29

552,49

552,49

552,49

552,49

552,49

552,49

552,49

552,49




Методика расчета основных показателей отчета о прибылях и убытках проектируемого магазина бытовой техники


1. Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) – код 010.

По данной строке отражается планируемый товарооборот магазина в ценах продаж без учета НДС, т.е. общая сумма выручки без НДС, полученная предприятием от продажи товаров.

Планируемый товарооборот магазина на год рассчитан в табл.5 раздела 2 работы. Предполагаем, что объем продаж по месяцам в течение года будет стабильным, т.е. выручка от продаж будет поступать равными частями. Отсюда ежемесячная сумма выручки (нетто) от продажи будет рассчитываться следующим образом:

(72420 / 9) = 8047 (тыс. руб.)

2. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг – код 020.

По данной строке в рассматриваемой торговой организации отражается сумма товарооборота в ценах закупки, т.е. общая стоимость товаров, закупленных магазином для продажи в отчетном периоде.

Данная информация поступает от отдела поставок компании. Планируемый товарооборот в ценах закупки по основным ассортиментным группам рассчитаем на основе показателя уровня наценки по товарным группам и товарооборота в продажных ценах. Формулу выведем на основе формулы расчета показателя уровня наценки (Ун):

Ун = (Д / Тз)*100,

где Ун – уровень наценки, %;

Д – доход от продаж (без НДС), тыс. руб.;

Тз – товарооборот в ценах закупки, тыс. руб.

Из этой формулы выражаем товарооборот в ценах закупки:

Тз = (Д / Ун)*100

Нам неизвестен планируемый доход (Д), но известен товарооборот в продажных ценах (Тп). Выразим в этой формуле Д через Тп:

Тз = ((Тп-Тз)*100)/ Ун

Производим необходимые преобразования уравнения и получаем окончательную формулу расчета Тз:

Тз = 100*Тп / (Ун + 100)

Так как уровень наценки различается по видам товарных групп, то эту формулу для получения товарооборота в закупочных ценах применяем для каждой ассортиментной группы.

Расчет товарооборота в ценах закупки

Товарная группа

Прогнозируемый объем продаж магазина в продажных ценах без НДС, тыс. руб.

Уровень наценки по товарной группе, %

Прогнозируемый объем продаж магазина в закупочных ценах без НДС, тыс. руб.

Холодильники

16660

17,5

14178,72

Стиральные машины

14480

16,4

12439,86

Бытовые плиты

9410

15,2

8168,40

Телевизоры

7240

17,2

6177,47

Видеомагнитофоны

4350

16,8

3724,31

Микроволновые печи

5070

20,4

4210,96

Пылесосы

4350

19,8

3631,05

Прочая бытовая техника

10860

16,5

9321,88

Всего

72420

-

61852,68


Полученную цифру 61862,68 тыс. руб. пропорционально распределяем по месяцам:

61862,68 / 9 = 6873,63

Это и есть себестоимость проданных товаров, отражаемая по строке 020 отчета о прибылях и убытках.

3. Валовая прибыль – код 029.

Рассчитывается как разность выручки (строка 010) и себестоимости (строка 020).

4. Коммерческие расходы – код 030.

Сумма коммерческих расходов, отражаемая по данной строке отчета о прибылях и убытках, рассчитывается на основе калькуляции расходов по основным элементам затрат:

Элементы затрат

Планируемая сумма на год, тыс. руб.

1.

Транспортные расходы по доставке товаров на склад магазина

265

2.

Транспортные расходы по доставке товаров покупателям

85

3.

Командировочные расходы

25

4.

Связь, интернет, мобильная связь

26

5.

Комиссионное вознаграждение сотрудников

125

6.

Налоги от ФОТ (оптимизированные)

24

7.

Канцелярские расходы

12

8.

Реклама, подписка

359,9

9.

Расходы на участие в выставках и ярмарках

13,5


Итого:

935,4


Полученную сумму 935,4 тыс. руб. пропорционально распределяем по месяцам (апрель – декабрь), предварительно исключив из суммы расходы на рекламу и подписку, т.к. в табл.14 они выделены отдельной строкой:

(935,4 – 359,9) / 9 = 63,94 тыс. руб.

В табл.14 это "прочие" коммерческие расходы. В данном случае расходы на рекламу выделены отдельной строкой в связи с неравномерностью их исполнения по месяцам.

5. Управленческие расходы – код 040.

Сумма управленческих расходов, отражаемая по данной строке отчета о прибылях и убытках, рассчитывается на основе калькуляции расходов по основным элементам затрат:

Элементы затрат

Планируемая сумма на год, тыс. руб.

1

2

3

1.

Командировочные расходы административно-управленческого аппарата

45

2.

Заработная плата работников

880

3.

Налоги от ФОТ (оптимизированный)

62

4.

Расходы по подбору персонала

35

5.

Возмещение расходов по ГСМ – в служебных целях

28

6.

Складские расходы (расходные материалы, инвентарь, спецодежда)

470

7.

Амортизация

44


1

2

3

8.

Аренда склада и магазина

2560

9.

Прочие расходы

250


Итого:

4374


6. Прибыль (убыток) от продаж – код 050. Рассчитывается как разность валовой прибыли (код строки 029), коммерческих расходов (код строки 030) и управленческих расходов (код строки 040).

7. Текущий налог на прибыль – код 150. Рассчитывается по ставке 24%.

8. Чистая прибыль (убыток) отчетного периода – код 190. Рассчитывается как разность прибыли (убытка) от продаж (код строки 050) и текущего налога на прибыль (код строки 150).

В табл.15 приведен скорректированный отчет о движении денежных средств.














Таблица 15

Отчет о движении денежных средств, тыс. руб.

Наименование показателя

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Первоначальные инвестиции в проект

1500

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

В том числе:













- собственный капитал

-

500

800

-

-

-

-

-

-

-

-

-

- кредиты

1500

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Остаток денежных средств на начало периода

-

538

323,5

26,1

194,39

396,88

599,37

801,86

1004,35

1206,84

1409,33

1611,82

Прибыль от продажи товаров

-

-

-

518,29

552,49

552,49

552,49

552,49

552,49

552,49

552,49

552,49

Итого поступило денежных средств

1500

1038

1123,5

544,39

746,88

949,37

1151,86

1354,35

1556,84

1759,33

1961,82

2164,31

Денежные выплаты:













Приобретение основных средств

406,8

-

230

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Капитальные затраты по установке оборудования

190,7

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Управленческие расходы*

364,5

364,5

364,5

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Оплата рекламных услуг*

-

-

152,9

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Выплата процентов за кредит

-

225

225

225

225

225

225

225

225

225

225

225

Выплата кредита

-

125

125

125

125

125

125

125

125

125

125

125

Всего выплат денежных средств

962

714,5

1097,4

350

350

350

350

350

350

350

350

350

Остаток денежных средств на конец периода

538

323,5

26,1

194,39

396,88

599,37

801,86

1004,35

1206,84

1409,33

1611,82

1814,31

* Примечание: управленческие расходы и расходы на рекламу в апреле – декабре учитываются при расчете прибыли от продажи товаров, поэтому не отражаются по этим строкам по указанным месяцам

Показатели условно-постоянных и условно-переменных затрат и методика их расчета


Условно-постоянные затраты – затраты предприятия, величина которых не зависит от объема продаж, сохраняет в отчетном периоде условно-неизменную величину и требует обязательного покрытия.

Условно-переменные затраты – затраты предприятия, величина которых имеет непосредственную зависимость от объема продаж отчетного периода.

Базой распределения общих затрат на категории "условно-постоянные" или "условно-переменные" затраты является показатель "Доля категории в общем объеме затрат". Показатель определяется как отношение суммы затрат соответствующей категории к общей сумме всех затрат.

В следующей таблице приведена классификация затрат магазина и их среднемесячное планируемое значение.

Условно-постоянные

Сумма, тыс. руб.

Условно-переменные

Сумма, тыс. руб.

1

2

3

4

1. Заработная плата работников магазина

83,75

1. Транспортные расходы по доставке товаров на склад магазина

30,45

2. Аренда торгового помещения

115,6

2. Транспортные расходы по доставке товаров покупателям

24,6

3. Аренда складского помещения

97,4

3. Комиссионное вознаграждение сотрудников

8,7

4. Амортизационные отчисления

3,7

4. Расходы на хранение

11,5

5. Расходы на содержание автопарка

10,5

5. Расходы на упаковку товаров

12,5

6. Ремонт оборудования

5,7



7. Налоги

20,5



8. Расходы на услуги связи

6,5



9. Общехозяйственные расходы

11,4



10. Строительные расходы

8,4



11. Социальные расходы

5,5



12. Расходы по подбору персоналу

2,92



Всего:

371,87


87,75


Планируемая сумма по столбцу 2, т.е. сумма условно-постоянных затрат определяется как среднеарифметическое от значений сумм затрат по этим статьям за предыдущий отчетный год аналогичного магазина ООО "Народная компания".

Планируемая сумма по столбцу 4, т.е. сумма условно-переменных затрат определяется как среднеарифметическое значение доли условно-переменных затрат в общем объеме выручки за предыдущий отчетный год ООО "Народная компания" (см. таблицу).

Наименование условно-постоянных затрат

Доля в общем объеме продаж аналогичного магазина за 2004 год, %

Прогнозируемый объем продаж, тыс. руб.

Планируемое значение условно-переменных затрат, тыс. руб.

1

2

3

4

1. Транспортные расходы по доставке товаров на склад магазина

0,38

8047

30,45

2. Транспортные расходы по доставке товаров покупателям

0,31

24,6

3. Комиссионное вознаграждение сотрудников

0,11

8,7

4. Расходы на хранение

0,14

11,5

5. Расходы на упаковку товаров

0,16

12,5

Всего

-


87,75


Внутри каждой ассортиментной группы распределение условно-переменных затрат (87,75 тыс. руб.) производится на основе показателя доли объема продаж по каждой товарной группе в общем объеме продаж компании за месяц:

Товарная группа

Планируемый объем продаж, тыс. руб.

Доля в общем объеме продаж, %

Условно-переменные затраты, тыс. руб.

Планируемое количество проданных товаров, ед.

Условно-переменные затраты на единицу товара, тыс. руб.

1

2

3

4

5

6

Холодильники

1851,11

23,00

20,187

123

0,164

Стиральные машины

1608,89

19,99

17,545

128

0,137

Бытовые плиты

1045,56

12,99

11,402

72

0,158


1

2

3

4

5

6

Телевизоры

804,44

10,00

8,773

100

0,088

Видеомагнитофоны

483,33

6,01

5,271

138

0,038

Микроволновые печи

563,33

7,00

6,143

225

0,027

Пылесосы

483,33

6,01

5,271

322

0,016

Прочая бытовая техника

1206,67

15,00

13,159

1000

0,013

Всего

8046,67

100

87,750

2108

-


Если обозначить количество проданных товаров по ассортиментным группам: а – холодильников; b – стиральных машин; c – бытовых плит; d – телевизоров; e – видеомагнитофонов; f – микроволновых печей; g – пылесосов; h – прочей бытовой техники; тогда формула для расчета переменных затрат будет выглядеть следующим образом:

Зпер = 0,164а + 0,137b + 0,158c + 0,088d + 0,038e + 0,027f + 0,016g + 0,013h

Анализ безубыточности магазина


Порог безубыточности продаж проектируемого магазина рассчитывается для определения минимально необходимой суммы дохода, позволяющей предприятию обеспечить покрытие всех его переменных и постоянных затрат отчетного периода при нулевой прибыли.

Для расчета точки безубыточности используются простые соотношения, основанные на балансе выручки:

,

где Вр – выручка от продаж;

Зпост – постоянные (условно-постоянные) затраты;

Зпер – переменные (условно-переменные) затраты;

Пр – прибыль магазина.

Пр = 0

Общая сумма переменных затрат за месяц проектируемого магазина по проведенным выше расчетам составляет 87,75 тыс. руб. Общая сумма постоянных затрат за месяц проектируемого магазина составляет 371,87 тыс. руб.

Значит, для того чтобы деятельность магазина была безубыточной, необходимо, чтобы его объем продаж был больше либо равен 459,42 тыс. руб.:

Вр = 87,75 + 371,87 = 459,42 тыс. руб.

Особенностью анализа безубыточности для нескольких видов товарных групп является совмещенность постоянных издержек в составе единого формата безубыточности, как это представлено ниже.

Маржинальный доход – разность между доходом от продаж товаров и услуг и суммой переменных затрат, понесенных предприятием в связи с продажами.

Показатель

Товарные группы

Всего

Холодильники

Стиральные машины

Бытовые плиты

Телевизоры

Видеомагнитофоны

Микроволновые печи

Пылесосы

Прочая бытовая техника

Выручка

1841,1

1608,9

1045,6

804,44

483,33

563,33

483,33

1206,7

8046,7

Валовый доход от продаж

275,70

226,68

137,96

118,05

69,52

95,45

79,88

170,91

1174,15

Минус переменные издержки

20,187

17,545

11,402

8,773

5,271

6,143

5,271

13,159

87,75

Маржи-нальный доход

255,51

209,14

126,56

109,28

64,25

89,30

74,61

157,75

1086,40

Минус постоянные издержки

-

-

-

-

-

-

-

-

371,87

Чистая прибыль

-

-

-

-

-

-

-

-

726,96


Если распределить условно-постоянные издержки по ассортиментным группам соответственно доли объема продаж товаров по каждой товарной группе в общем объеме продаж, то получим следующие данные.

Товарная группа

Планируемый объем продаж, тыс. руб.

Доля в общем объеме продаж, %

Условно-постоянные расходы, тыс. руб.

Холодильники

1851,11

23,00

85,53

Стиральные машины

1608,89

19,99

74,34

Бытовые плиты

1045,56

12,99

48,31

Телевизоры

804,44

10,00

37,19

Видеомагнитофоны

483,33

6,01

22,35

Микроволновые печи

563,33

7,00

26,03

Пылесосы

483,33

6,01

22,35

Прочая бытовая техника

1206,67

15,00

55,78

Всего

8046,67

100

371,87

Тогда можно построить графики безубыточности для каждой ассортиментной группы товаров проектируемого магазина. Для примера построим график безубыточности для продажи стиральных машин.

При этом уравнение для общего дохода от продаж:

,

где 12,57 – средняя цена за стиральную машину; b – количество проданных стиральных машин, ед.

Уравнение для постоянных издержек:

Уравнение для переменных издержек:

Уравнение для совокупных издержек:

Таким  образом, для того чтобы продажа стиральных машин в магазине была безубыточной, объем продаж их в натуральном измерении должен быть равен больше либо равен 46 шт.


Расчет эффективности проекта


Оценку эффективности проекта можно определить по следующим  показателям:

-         сроку окупаемости инвестиций (РР);

-         общей накопленной величине дисконтированных доходов (РV);

-         чистому дисконтированному доходу (NPV);

-         индекс доходности (PI);

-         срок жизни проекта.

Срок окупаемости инвестиций:

,

где РР – срок окупаемости инвестиций;

J – сумма инвестиций в проект;

Рs – среднегодовая (среднемесячная) прибыль.

В нашем случае сумма инвестиций в проект составляет 2800 тыс. руб. (1500 тыс. руб. – банковский кредит и 1300 тыс. руб. – собственные средства).

Таким образом, срок окупаемости инвестиций в капитальный ремонт и модернизацию магазина составляют 5 месяцев.

Общая накопленная величина дисконтированных доходов (РV) рассчитывается по формуле:

,

где Pk – величина дохода в k-ом году;

r – ставка дисконтирования.

В нашем случае период возврата инвестиций не превышает одного года. Общий накопленный доход от проекта за год составляет PV = 4938,21 тыс. рублей.

Чистый дисконтированный доход (NPV) рассчитывается по формуле:

,

где ICj – общие инвестиционные затраты в j-ом периоде.

NPV = 4938,21 – 4112 = 826,21

Индекс доходности:

.

Таблица 17

Показатели эффективности инвестиционного проекта

Показатели

Значение

Срок окупаемости инвестиций, мес.

5,07

Общая величина накопленного дисконтированного дохода, тыс. руб.

4938,21

Чистый дисконтированный доход, тыс. руб.

826,21

Индекс доходности инвестиций, тыс. руб.

1,2

Срок жизни проекта, лет

1

На основе системы рассчитанных показателей можно сделать вывод о том, что инвестиционный проект является эффективным.




[1] Данные приводятся по www.sostav.ru/news/20.11.2002/gl1.html