Содержание

Особенности планирования в Китае. 3

Список литературы.. 13

Практическая часть. 14

1. Теоретическая часть: особенности планирования в Китае


Беспрецедентные успехи в развитии экономики Китая – одно из важнейших явлений мировой истории последних десятилетий. За годы преобразований (1979-1999 гг.) объем ВВП увеличился в 5,7 раза, т.е. возрастал в среднем на 9,6% в год. Производство ВВП на душу населения повысилось в 4,4 раза, производительность труда (ВВП на одного занятого) увеличилась в 3,6 раза. В 1999 г. объем ВВП составил более 1 трлн долл. США.

В России за аналогичный период ВВП сократился на 45%. Если в 1979 г. объем ВВП Китая был меньше российского на 25%, то в 1999 г. он уже превысил его в 6,5 раза. Производство ВВП на душу населения в КНР в 1979 г. составляло 11% российского уровня, в 1990 г. оно достигло 23%, а к 1999 г. – 80%.

При сохранении в ближайшие годы тенденций развития, сформировавшихся в Китае в последнее 10-летие, даже при некотором замедлении там темпов роста и существенном ускорении их в России (до 4 – 5% ежегодно) Китай не позднее 2005 г. превзойдет Россию и по душевому показателю ВВП. К этому времени величина китайского ВВП может превысить объем российского не менее чем в 10 раз. Вполне вероятно, что в 2015 г. китайская экономика по своим размерам оставит позади экономику США и станет крупнейшей в мире. [1]

Управленческий учет является хорошей основой для внедрения на предприятии индикативного планирования. Суть индикативного планирования состоит в определении ориентиров или индикаторов, которые отражают деятельность экономического субъекта. И на основе этого осуществляется планирование, прогнозирование, учет и контроль деятельности предприятия.

Индикативное планирование государственной экономики давно и с успехом используется за рубежом, например, во Франции, Японии, Китае и других странах. Во Франции модель индикативного планирования предполагает, что оно может являться не только механизмом информационного обеспечения, но и механизмом координации действий и интересов государства и других субъектов экономики. В этом случае правительство, в основном, воздействует на экономические процессы посредством координации и обмена информацией о взаимно совместимых планах, что заинтересовывает всех участников (предприятия, отрасли, регионы) в их выполнении.

Для Японии характерна другая модель индикативного планирования: общегосударственное планирование социально-экономического развития страны осуществляется в форме государственных программ, которые формально не являются законом для хозяйствующих субъектов других форм собственности. В этом случае основная функция индикативного планирования сводится к информационно-ориентирующей, а по сути - к мотивационной, и предполагает ориентирование и мобилизацию частных предприятий на выполнение задач, сформулированных государством, в общенациональных интересах.[2]

Суть модели индикативного планирования в Китае может быть кратко сформулирована следующим образом: это процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны и соответствующих государственной социально-экономической политике, а также установление мер государственного воздействия на протекание социальных и экономических процессов с целью достижения указанных параметров.

Была предпринята попытка перейти на индикативное планирование государственной экономики и в России. Государственной Думой РФ в трех чтениях был принят Федеральный Закон РФ, в котором предлагалось вместо прогнозов социально-экономического развития на год разрабатывать годовые индикативные планы, которые утверждаются Федеральным Законом, а также было предусмотрено усиление роли Федерального Собрания в определении стратегии социально-экономического развития страны, расширение горизонта планирования с 10 до 15 и до 20 лет и создание Национального научного совета по прогнозированию. Однако этот документ был отклонен Президентом Российской Федерации по причине противоречия законодательству РФ.[3]

Остановимся подробнее на терминологии, используемой в данной статье:

Индикатор

Существует несколько определений этого понятия.

Согласно Словарю русского языка Ожегова, индикатором называется прибор для измерения изменений каких-нибудь физических величин, отклонений от заданных размеров и т. п. Индикатором называется интегральный показатель, количественно определяющий качественные характеристики процесса.

Индикатор определяется как предел границ экономического показателя деятельности предприятия, внутри которых предприятие может устойчиво функционировать и развиваться.

Индикативный план

Индикативный план - это документ, который выполняет информационно-ориентирующую роль и отражает ориентиры (индикаторы), к которым должны стремиться все субъекты государственного регулирования экономики.

Индикативное планирование

В современном экономическом словаре словосочетание "индикативное планирование" означает не директивное, ориентирующее планирование на государственном уровне.

Индикативное планирование - это разновидность государственного регулирования, которое носит характер прогноза и представляет собой программы, ориентирующие и мобилизующие звенья экономической системы на выполнение этих программ.[4]

Индикативное планирование - это процесс разработки и реализации прогнозов, программ и бюджета, носящих рекомендательный характер и обеспечивающих управляемость экономических процессов посредством координации действий хозяйствующих субъектов и государства и ориентирование хозяйствующих субъектов на достижение целей социально-экономического развития.

В экономической литературе выделяют несколько подходов к определению функции индикативного планирования:

 -  планирование на макроуровне при самостоятельности предприятий;

 -  ориентирование частных предприятий на выполнение задач, формулируемых государством;

 -  механизм координации действий и интересов государства и других субъектов экономики.

Все эти определения индикативного планирования также применимы и к предприятию как к объекту, внутри которого происходят экономические процессы на уровне микроэкономики.

Индикативное управление

Индикативное управление - это управление, в основе которого лежит исследование значений индикаторов экономических показателей предприятия.

Опережающее управление

Опережающее управление - это управление, при котором руководитель в процессе изучения индикатора определяет, к чему может привести та или иная его тенденция, и, исходя из этого, принимает решение, которое опередит наступление неблагоприятной ситуации или наоборот - предопределит экономический рост предприятия.

Метод индикативного планирования практически не используется на отечественных предприятиях. Хотя с его помощью руководителям было бы гораздо легче отслеживать динамику важных экономических показателей. В отличие от рекомендательного характера индикативного планирования государственной  экономики для предприятия индикативный план является обязательным для исполнения. Ведь для успешного функционирования предприятия руководителю нужно четко отслеживать все изменения, касающиеся работы предприятия, а также быстро реагировать на эти изменения. Поэтому вместо понятия "индикативное планирование" можно говорить об индикативном управлении на предприятии.[5]

Основой индикативного управления является система индикаторов, которая позволяет не только выявить отклонение каких-либо экономических показателей от ранее запланированных, но и принимать опережающие решения. Сам индикатор представляет собой пределы значений экономического показателя, от минимально допустимого до максимально возможного. В этих пределах работа предприятия остается успешной и не нужно вносить кардинальных изменений. В зависимости от разницы между максимальным и минимальным значением экономического показателя допускается деление внутри самого индикатора на уровни: низкий, средний, высокий. Например, для показателя прибыли предприятия минимально допустимым значением будет 10%, а максимальным, предположим, 35%. Тогда низкий уровень составит от 10% до 15%, средний от 15% до 25%, а высокий от 25% до 35%. Стоит отметить, что если на кратковременном промежутке времени значение экономического показателя внутри индикатора находится на низком уровне, это совсем не означает, что предприятие находится в предкризисной ситуации. А вот равномерное приближение к нижнему пределу или долговременное нахождение экономического показателя около нижнего предела индикатора говорит о том, что в скором времени на предприятии может сложиться крайне неблагоприятная экономическая обстановка.

Индикативное управление позволяет:

 -  отслеживать изменение динамики важнейших для предприятия экономических показателей;

 -  с учетом пределов этих показателей оценивать ситуацию на предприятии;

 -  иметь запас времени на принятие управленческого решения в зависимости от складывающейся на предприятии ситуации.

Для осуществления индикативного управления необходимо каждый день следить за изменениями экономических показателей внутри индикатора. Именно это даст возможность руководителям предприятия оперативно принимать решения, не доводя его до предкризисного и тем более кризисного состояния. [6]

Отслеживая динамику изменения экономических показателей деятельности предприятия, руководитель должен видеть не только значения этих показателей, но и проанализировать действия, которые приводят к тому или иному результату. При обнаружении отрицательной динамики одного или нескольких экономических показателей даже внутри индикатора руководитель должен принимать решения для того, чтобы остановить эту тенденцию. Другими словами, он должен опередить наступление неблагоприятной экономической ситуации на предприятии. Значит, можно говорить об опережающем управлении на предприятии. Опережающее управление необходимо не только в случае с отрицательной динамикой экономических показателей. Оно может быть использовано даже при хорошей экономической обстановке на предприятии. Изучая внешние и внутренние факторы, которые влияют на работу предприятия, руководитель имеет в своем распоряжении информацию об изменении этих факторов. Это позволяет ему, проанализировав и спрогнозировав тенденцию этих факторов, принимать управленческие решения, которые помогут предприятию не потерять своих позиций в своем рыночном секторе, а иногда даже упрочить свое положение.

Подводя итоги, можно сказать, что управленческий учет является необходимым условием для конкурентоспособной и прибыльной деятельности предприятия. Использование опережающего управления совместно с индикативным управлением может принести огромную пользу, особенно на российских предприятиях, в условиях постоянно изменяющейся экономической ситуации в нашем государстве.

В начале XX века западная общественная мысль отрицала возможность планирования национальной экономики, полагая, что рынок способен спонтанно устраивать все настолько хорошо, насколько это возможно.

В постиндустриальную эпоху прогнозирование, программирование и индикативное планирование вышли за рамки предприятий и приобрели общегосударственное значение. [7]

Государственное регулирование в конце ХХ века становится неотъемлемой частью рыночного хозяйства, а различные формы прогнозирования и программирования – широкой практикой.

Индустриализация развитых стран вызвала необходимость в национальных энергетических программах, в программах урбанизации и образования, в национальных транспортных программах и т.д. (США, Япония, Франция, Германия, Швеция…).

Система управления не способна к диалектическому разрешению противоречий экономики без планирования, однако, характер институциональной организации планирования в каждой стране отражает свои особенности.

На данном этапе индикативное планирование является средством реализации социально-экономической политики государства, это процесс формирования системы параметров (индикаторов) достижение которых определяет меру государственного воздействия на социальные и экономические процессы. В качестве индикаторов используются показатели, характеризующие динамику, структуру, эффективность экономики, занятость, уровень жизни народа, внешнеэкономические связи. Индикативное планирование широко применяется в Японии, Китае, Франции.

Индикативное планирование является наиболее совершенной формой организации взаимодействия всех звеньев федеральных органов управления, как между собой, так и с региональными органами. В системе индикативного планирования на основе научных прогнозов и целевых программ разрабатываются государственные, региональные и корпоративные планы. Индикативные планы органично соединяют концепции экономической и промышленной политики государства, прогнозы функционирования экономики, государственные программы, объемы государственных капитальных вложений и на этой основе обеспечивают взаимосвязь государственных и региональных программ, а также регламентируют процессы управления государственными предприятиями и регулирования рыночных структур.

Опыт государственного планирования и регулирования развитых стран свидетельствует, что посредством этих механизмов государство корректирует экономические деформации рыночных отношений, обеспечивает социально-экономическую стабильность общества, формирует макропропорции. [8]

После всего изученного можно сделать вывод что. В Китае применяю в основном индикативное планирование так как оно очень много позволяет

Индикативное управление позволяет:

 -  отслеживать изменение динамики важнейших для предприятия экономических показателей;

 -  с учетом пределов этих показателей оценивать ситуацию на предприятии;

 -  иметь запас времени на принятие управленческого решения в зависимости от складывающейся на предприятии ситуации.

Еще большое место в планирование в Китае занимает планирование демографии, то есть планирование семей рождаемости и т.д. на это выпускается большой ряд законопроектов и законов. Ну, в последнее время пожилое население стало преобладать, чем молодое из-за этого планирования.

Список литературы


1.     Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: - М.: ПРИОР, 2002. – 304 с.

2.     Головин А.С. Экономика Китая // Эксперт №5 2004 с.62

3.     Горемыкин В.А. Планирование на предприятии – М.: Изд-во МГТУ, 2003, 520с.

4.     Холмогоров В.С. Планирование в Китае // Экономика и жизнь №10 2004. 48с.

5.     Цынзак М.П. Макро планирование как экономический рост страны // Коринф №17 2004 40 с.


Практическая часть


Для обоснования плана производства со стороны обеспечения производственными мощностями рассчитать максимально возможный выпуск продукции с действующих производственных мощностей. Расчет произвести в таблицах предложеной форме на основание приведенных исходных данных с учетом методических колебаний.

Под производственной мощностью предприятия понимается максимально возможный выпуск продукции или объем переработки сырья с учетом применения передовой технологии, колебание спроса.

Выполнить расчет максимально возможный выпуск продукции с производственных мощностей, освоение которых по установленным нормативам заканчивается до начала планируемого периода. Расчет произвести в форме табл. 1 на основание приведенных исходных данных табл. 2.

Таблица 1

Выпуск продукции с мощностей, освоенных до начала планируемого периода.

п/п

Наименование показателя

Базисный год

планируемый год

1

2

3

1

мощность на начало года шт.,

315

324

336

358

2

прирост в течении базис.

10

15

30

40

3

выбытие базисный шт.

1

3

8

18

4

Среднегодовая мощность

318,24

328,32

343,92

365,92

5

Коэффициент использования среднегодовой мощности %

92

93

94

95

6

выпуск продукции

292,78

305,34

323,28

347,62


Таблица 2

Исходные данные для расчета (ед.)

Наименование показателя

3 вариант

мощность на начало года шт.,

315

прирост в течении базис.

10

1 года

15

2 года

30

3 года

40

выбытие базисный шт.

1

1 года

3

2 года

8

3 года

18

Коэффициент использования среднегодовой мощности %


базисный, шт.

92

1 года

93

2 года

94

3 года

95


Среднегодовая мощность рассичтывается по формуле

Мср.г. =Мн.г. +Вср.г. – Уср.г

Где Мн.г. – мощность на начало года

Вср.г. – среднегодовой ввод

Уср.г – среднегодовые выбытие

Среднегодовой ввод (выбытие) при разработке плана при отсудствии информации о сроке ввода или выбытия равными 36% намеченного ввода (выбития) за год.

Максимально возможный выпуск продукции с действующих производственных мощностей (V), определяется по формуле

V = Мср.г * К / 100

Где К – коэффициент использование производственных мощности.

При расчетах необходимо учесть объем производства на мощностях, срок освоения которых заканчивается в планируемом периоде.

Расчеты выполнить в форме табл. 3 на основании исходных данных приведенных в табл. 4.


Таблице 3

Выпуск продукции на производственных мощностях, срок освоения которых заканчивается в планируемом периоде.

Наименование показателя

предбазисный

Базисный год

планируемый год

1

2

3

мощность на начало года






ввод мощностей в предбазисном году

40

60




Среднегодовая мощность

20

30

0

0

0

Коэффициент использования мощности введенной

50

90

100

100

100

Коэффициент использования мощности введенной

50

0

100

100

100

Выпуск а)

20

54

0

0

0

 Б)

20

0

0

0

0


Таблица 4

Исходные данные для расчета

наименование показателя


мощность на начало года


ввод мощностей в предбазисном году

40

в базисном году

60

Коэффициент использования мощности введенной в предбазисном году

50

в базисном году

90

1 года

100

2 года

100

3 года

100

Коэффициент использования мощности введенной в базисном году


в предбазисном году

50

1 года

100

2 года

100

3 года

100


Расчет среднегодовой мощности для приведенных условий производится по формуле 1. Среднегодовой ввод мощности принятьб в размере 50% ввода мощности

Выпуск продукции рассчитать по формуле 2. Коэффициент использования мощности определить отношением строки 6 к строке 3.

Выполнить расчет использования всех производственнных мощностей, действующих на начало планируемого периода. Расчет произвнсти в форме таблице 5.

Таблица 5

Расчет всех производственных мощностей

 п/п

 Наименование показателя

 Базисный год

 планируемый год 

1

2

3

1

мощность на начало года шт.,

315

324

336

358

2

прирост в течении базис.

50

75

30

40

3

выбытие базисный шт.

1

3

8

18

4

Среднегодовая мощность

338,24

358,32

343,92

365,92

5

выпуск продукции

312,7808

359,3376

323,2848

347,624

6

Коэффициент использования среднегодовой мощности %

0,92473

1,00284

0,94

0,95


В условиях существующего спроса на продукцию предприятия изучить необходимость ввода в действие дополнительной части продукции, которая не может быть получена с действующих мощностей.

Расчет выполнить в форме табл. 6 на основании исходных данных, приведенных в таблице 7, 8.

Таблица 6

Расчет необходимого ввода в действия новых мощностей и возможного выпуска продукции с этих мощностей.

п/п

Наименование показателя

планируемый год

1

2

3

1

Спрос на продукции

450

500

640

2

Выпуск продукции с мощностей действующих на начало планируемого периода

324

336

358

3

Выпуск продукции для производства которой необходим ввод в действие новых мощностей

1,01

1,02

1,02

4

среднегодовая величина вновь вводимых мощностей для производства дополнительного объема продукции

328,32

343,92

365,92

5

необходимый ввод в действие мощностей

938,06

982,63

1045,49

6

мощность на начало года

324

336

358

7

среднегодовая мощность

-4,32

-7,92

-7,92

8

коэффициент использования среднегодовой мощности, введенной в 1 году

50

90

100

 

2 году


50

90

 

3 году



50

9

Объем продукции с мощностей, введенных в действие а) 1 году

2,027

1,137

1,02

 

б) 2 году


2,047

1,13

 

в) 3 году



2,04

10

Выпуск продукции всего

2,027

3,184

4,2


Таблица 7

Исходные данные для расчета

Наименование показателя

Спрос на продукции 1год

450

2 года

500

3 года

640


Таблица 8

Коэффициент использования среднегодовой мощности

 

планируемый год

Наименование показателя

1

2

3

Коэффициент использования среднегодовой мощности, введенной  в 1 году

50

90

100

2 года

 

50

90

3 года

 

 

50


Расчет среднегодовой мощности (стр. 4) производится с ипользованием формулы 2.

Для оценки использования всех производственных мощностей, результатов выполненой работы по планированию мощностей произвести сводный расчет в табл. 9

Таблица 9

Сводный расчет использования всех производственных мощностей (действующих и вновь вводимых)

п/п

 Наименование показателя

Базисный год

планируемый год

1

2

3

1

мощность на начало года шт.,

315

324

336

358

2

Увеличение мощности

374

411

388

40

3

среднегодовая мощность

338,24

358,32

343,92

365,92

4

среднегодовая мощность

333,92

350,4

336

365,92

5

Выпуск продукции

312,78

450,00

500,00

640,00

6

Коэффициент использования среднегодовой мощности %

93,67

128,42

148,81

174,90


На основание результатов расчета коэффициента использования среднегодовой мощности сделаем вывод что в базисном году мощность использовалась только на 93,67% а по запланированным данным она будет использование больше чем 100%.




[1] Холмогоров В.С. Планирование в Китае // Экономика и жизнь №10 2004. 48с.


[2] Холмогоров В.С. Планирование в Китае // Экономика и жизнь №10 2004. 48с.


[3] Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: - М.: ПРИОР, 2002. – 304 с.


[4] Холмогоров В.С. Планирование в Китае // Экономика и жизнь №10 2004. 48с.


[5] Холмогоров В.С. Планирование в Китае // Экономика и жизнь №10 2004. 48с.


[6] Холмогоров В.С. Планирование в Китае // Экономика и жизнь №10 2004. 48с.


[7] Холмогоров В.С. Планирование в Китае // Экономика и жизнь №10 2004. 48с.


[8] Холмогоров В.С. Планирование в Китае // Экономика и жизнь №10 2004. 48с.