В 1992 году Президент Российской Федерации издал указ, в котором была высказана политическая воля на восстановление в России существовавшего ранее института казначейства – института, который, непосредственно находясь в системе органов федеральной исполнительной власти, занимается исполнением федерального бюджета. Осознание необходимости воссоздания казначейства пришло не сразу. Не сразу удалось подойти к пониманию того, какая модель исполнения бюджета предпочтительнее для Российской Федерации – банковская или казначейская.

Международный опыт и практика функционирования отечественной финансовой системы дали практически безальтернативное решение в сложившейся ситуации – решение об организации в Министерстве финансов Российской Федерации системы органов федерального казначейства и о переводе федерального бюджета на казначейскую систему исполнения, как первого этапа по установлению контроля Правительства РФ за государственными финансами.

В связи с этим изучение правового регулирования деятельности органов федерального казначейства, их задач и прав, обрело в настоящее время особую актуальность.

Для осуществления финансовой деятельности, в качестве основной функции, были созданы специальные органы государственного управления[1].

·   Министерство финансов Российской Федерации;

·   Федеральное казначейство Российской Федерации;

·   Государственная налоговая служба Российской Федерации;

·   Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

Экономическая политика государства в основном осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов, среди которых бюджетное планирование и бюджетный процесс являются одними из основных. Полное и своевременное исполнение бюджета по доходам и расходам - одна из основных задач государства. Органом, осуществляющим контроль над исполнением бюджета на всех его этапах, сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов, регулирующим отношения между бюджетами различных уровней, является новая структура – Федеральное казначейство Российской Федерации.

Федеральное казначейство Российской Федерации создано Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556. Единую централизованную систему органов федерального казначейства возглавляет руководитель Федерального казначейства — начальник Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ.

Казначейство – правительственные финансовые органы, ведающие кассовым исполнением государственного бюджета. Он организует взимание налогов, сборов, пошлин, а также доходов от реализации государственных займов и других доходов государства, отпускает средства на расходы, предусмотренные государственным бюджетом и осуществляет эмиссию бумажных денег.

В США Казначейство существует как департамент министерства финансов, во Франции – как казначейское управление министерства финансов, в Великобритании – как самостоятельный орган. В большинстве развитых стран функции кассового исполнения бюджета возлагаются на центральный эмиссионный банк. Такая банковская система кассового исполнения бюджета сокращает расходы государства на содержание аппарата казначейства и одновременно облегчает контроль над ресурсами государственного бюджета.[2]

В соответствии с Положением о Федеральном казначействе РФ, утвержденным постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 27 августа 1993 г. № 864, единая централизованная система органов федерального казначейства состоит из Главного управления федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненных ему территориальных органов федерального казначейства по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах. Казначейство подчиняется Министерству финансов РФ. Органы казначейства взаимодействуют с органами государственного управления субъектов Федерации в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между бюджетами, а также координации работы по созданию информационной базы о состоянии бюджетной системы Российской Федерации.

Органы Федерального казначейства созданы в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе использования Федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.[3]

Федеральное казначейство создавалось для решения следующих задач и выполнения следующих функций:

·    организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета на открываемых в банках счетах казначейства, исходя из принципа единства кассы;

·    регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;

·    сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти РФ отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по федеральному бюджету, о государственных (федеральных) внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации;

·    осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов;

·    управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

·    разработка методологических и инструктивных материалов по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных (федеральных) внебюджетных фондов;

·    ведение операций по учету государственной казны РФ.

Говоря о создании казначейской системы, нельзя не коснуться истории управления государственными финансами.

Еще в Московском великом княжестве и Русском Государстве XV-XVI веков существовал исполнительный орган, называвшийся "казна", контролировавший взимание податей, сборов и повинностей. В середине XVI века его функции были переданы Приказом (Казенному, Посольскому, Холопьего суда и т.д.), а с 1775г. в России введены казенные палаты, как государственные учреждения.

В 1710 году в период правления Петра I была создана Счетная или Казначейская Контора, следившая до 1741 года за правильным поступлением налогов.

При Екатерине II в 1785 году была проведена реформа городского управления. И казначейство становится органом, осуществляющим сбор и хранение денежной казны, а также исполнение росписи государственных доходов и расходов на местах (уездные казначейства). В 1780 году в Москве и Санкт-Петербурге были открыты казначейства штатных и остаточных сумм, в ведении которых находились все текущие расходы за исключением "военных, флотский и кабинетных". При этом исполнение текущих расходов осуществлялось на основании ежегодных расписаний, а остаточных - согласно особым расписаниям, составляемым "Экспедицией о государственных доходов", учрежденной при 1-м департаменте Сената[4].

В 1780-1781 гг. было проведено разграничение данной экспедиции на четыре экспедиции: по доходам, по расходам, ревизионная, по взысканию недоимок и доборов через местные власти. Следует отметить, что данное разграничение направлений деятельности финансовых органов сохранилось с некоторыми изменениями до наших дней. В период царствования Павла I с 4 декабря 1796 года выделяются казначейские экспедиции в ведении Государственного казначея.

В 1802 году важнейшим преобразованием Императора Александра I было учреждение Министерств, в том числе Министерство финансов. Заведование делами государственного хозяйства было вверено Министрам Финансов, Коммерции и Государственному казначею. Первыми Государственными казначеями стали Голубцов Ф.А. (1802-1810 гг.) и Кампенгаузен Б.Б. (1810-1811 гг.).

В 1821 г. при Министерстве финансов был создан Департамент Главного казначейства, которым составлялся Генеральный денежный отчет по Государству. В состав Главного казначейства в 1822 году входили 5 отделений: кассовое, бухгалтерское, контрольно-приходное, контрольно-расходное и контрольно-оборотное, а также канцелярия.

Столь актуальный в наши дни вопрос о достижении единства кассы был поднят в 1855 году, а уже с 1864 года единство кассы, выразившееся в отмене деления касс на приходные и расходные было введено в Санкт-Петербурге, а с 1866 года распространено на всю Империю (с 1868 - и на Закавказье). В 1872 году была издана единственная для всех казначейств Империи Инструкция, содержащая правила о порядке приема казначейством монет, кредитных бумаг и пересылки сумм – пенсий, пособий и т.д.

С 1897 года происходит слияние казначейских касс с банковскими (в 1900 году – уже во всех 727 казначействах на местах).

После революции 1917 года на базе казначейства были созданы приходно-расходные кассы Наркомфина, слитые в октябре 1918 года по Постановлению Совета Наркома с учреждениями Народного Банка. Новой власти, строившей государство не на основе рыночных отношений, а на распределении и нормировании четкие и определенные функции казначейств были не приемлемы. Народный банк сосредоточил в своих руках кредитное дело, финансирование народного хозяйства, сметно-бюджетную работу, руководство денежным обращением.

Государственное казначейство, как структура Министерства финансов перестала существовать.

В период существования СССР порядок кассового исполнения бюджета определялся Госбанком СССР. Бюджетные средства рассматривались как кредитный ресурс государства и финансирование бюджетных учреждений осуществлялось на вновь открываемые счета путем выделения бюджетных кредитов. При банковской системе исполнения бюджета, государство контролировало финансовую систему посредством Госбанка, отслеживало целевое и эффективное использование бюджетных ассигнований.

С распадом СССР сложилась смешанная система кассового исполнения бюджета. Государственная система бюджетных расчетов оказалась недостаточно гибкой и стабильной. В дальнейшем ситуация, сложившаяся с конца 1991 г. и усугубившаяся в 1992 г., характеризовалась тем, что деньги у очень крупных бюджетополучателей оказались в коммерческих банках, которые уже не могли дать гарантии их сохранности. Банки, в одних случаях умышленно, в других, – по объективным причинам, не доводили средства до бюджетополучателей, рассматривая их в период кризиса, прежде всего, как дешевые кредитные ресурсы для поддержания собственной стабильности. В бюджетном хозяйстве страны был беспорядок.

Этот процесс был локализован, а затем и полностью изжит, когда деньги, проходя только через счета федерального казначейства, стали поступать в учреждения федеральной бюджетной сферы на соответствующей территории субъекта Федерации, района или города. Вторая задача, гораздо более важная, состояла не только в том, чтобы обеспечить контроль за прохождением средств сверху вниз, но и в налаживании и осуществлении жесточайшего предварительного и текущего контроля за выделением и расходованием государственных средств непосредственно бюджетополучателями[5].

Когда начинался переход на казначейскую систему, количество федеральных бюджетных счетов достигало порядка 160 тыс. (во многих странах количество счетов бюджетных организаций не превышает 10-20 тыс. единиц). Естественно, что маневрировать средствами федерального бюджета на таком огромном количестве счетов, по сути дела, невозможно. Учитывая то, что 50% этих счетов находилось в коммерческих банках, не было никаких возможностей маневра этими деньгами. Если учесть также и то, что сам процесс исполнения бюджета включал в себя лишь две стадии, т.е. выдачу бюджетной росписи и собственно платеж, то становится совершенно ясно, что никакого разумного маневра средствами федерального бюджета государство в тех условиях совершить не могло. Для этого не было ни механизма, ни возможностей, ни предпосылок. Сегодня такие предпосылки созданы.

Во-первых, федеральное казначейство концентрирует на своих счетах оба потока, которые возникают в процессе исполнения федерального бюджета: это доходный и расходный потоки. Такая совместимость двух потоков в руках одного и того же казначейского органа позволяет существенно ускорить процесс финансирования. Поступление средств на счета управления федерального казначейства в виде налогов и доходов создает устойчивую базу для оперативного финансирования расходов федерального бюджета на этой же территории. Разница передается в Центр и распределяется.

Во-вторых, решение задачи осуществления предварительного контроля заключается в том, что казначейство становится своеобразным банком для всей бюджетной клиентуры, которую оно обслуживает. Сегодня федеральное казначейство подошло вплотную к осуществлению этой задачи.

Самое главное, что было сделано за время, прошедшее с выхода указа – это то, что организационно решена поставленная Президентом России задача. Развернута сеть территориальных органов федерального казначейства, которая сегодня имеет трехуровневую основу: 1) центральное ядро – Главное управление федерального казначейства; 2) сеть региональных управлений федерального казначейства; 3) сеть локальных звеньев казначейской системы на уровне районов и городов. Уже с 1995 года федеральное казначейство, преодолев в основном период организационного формирования, занимается практической работой.

Необходимо при этом подчеркнуть, что невозможно заниматься эффективным контролем только на стадии выдачи средств федерального бюджета. Нужно заниматься постоянным контролем на стадии принятия бюджетных обязательств.

Если государство не имеет постоянного контроля над процессом принятия бюджетных обязательств со стороны бюджетополучателя, контракты подписываются бюджетными организациями вне зависимости от реального состояния бюджетного кармана – доходов и источников средств финансирования дефицита, которыми располагает федеральная казна.

Именно поэтому с 1998 года была введена система, которая предполагает контроль не просто за перечислением денег и не просто за выдачей денег с коллективных счетов.

Во-первых, ставится задача налаживания постоянного и действенного контроля за процессом принятия бюджетных обязательств. Для этого вводится глубокая система контроля, которая состоит, прежде всего, в том, что именно через органы казначейства должно осуществляться доведение до каждой бюджетной организации тех объемов ассигнований, которые предусмотрены в бюджетной росписи.

Во-вторых, на квартал вперед даются лимиты бюджетных обязательств, которые также доводятся до каждой бюджетной организации, в их пределах можно принимать решения и брать на себя денежные обязательства.

В-третьих, ни один контракт федеральной бюджетной организации не может быть заключен без регистрации в соответствующем казначейском органе. Соответственно, ни один поставщик не будет заключать контракт, если на контракте не окажется штампа казначейства. Все это делается для того, чтобы исключить принятие обязательств, которые явно выходят за пределы реальных кассовых возможностей федерального бюджета.

В-четвертых, для выполнения этого контракта вводится регистрация его исполнения. И только, когда организация подтверждает исполнение контракта, может быть совершен платеж.[6]

Реализуемый казначейством контроль, предшествующий кассовому расходованию государственных средств, является эффективным средством обеспечения их целевого использования, так как позволяет не только выявить нарушителей финансовой дисциплины, но самое главное – предотвратить эти нарушения.

Успешное развитие экономики любого государства во многом зависит от достоверности и оперативности получения информации о состоянии государственных финансовых и материальных ресурсов, а также возможности эффективного управлениями ими. Основным поставщиком этой информации для Правительства Российской Федерации выступает федеральное казначейство. Собранная казначейством информация позволяет правительству оценить работу органов государственного управления и получить более ясное представление об экономических последствиях проводимой ими бюджетной политики.

Бухгалтерский учет операций со средствами федерального бюджета, является ещё одной чрезвычайно важной функцией для выполнения которой создавалось казначейство. Бухгалтерский учет обеспечивает достоверный автоматический механизм контроля всех операций. Именно он непрерывно дает представление о достоверной картине движения государственных финансовых ресурсов.

Органы федерального казначейства, представляя интересы государства, ставят под контроль действия участников процесса исполнения федерального бюджета. Поэтому задача перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета для Правительства РФ была приоритетной.

Развитие демократических процессов в стране принесло много не только положительных моментов, но и проблемы, потому что в вопросах бюджетной дисциплины появилось много вольности, ослабла дисциплина расходования бюджетных средств.

Экономический кризис, который вызвал практически повсеместный дефицит бюджетных средств практически на всех уровнях бюджетной системы, заставил искать новые пути и усиливать контроль за расходованием бюджетных средств. Именно для этой цели и был воссоздан институт Федерального казначейства в РФ. Федеральное казначейство является структурным подразделением Министерства финансов РФ. И оно меняет сложившуюся практику исполнения федерального бюджета, которой ранее занимался Государственный банк СССР и его звенья.

Главным фактором, способствовавшим выбору именно казначейской системы, было отсутствие должного контроля за движением, использованием государственных бюджетных средств. Центральный Банк России испытывал перегрузки в вопросе перестройки своей деятельности, нацеливая основные усилия уже не на исполнение бюджета, а на регулирование активно порождающихся банковского и коммерческого секторов. В этих условиях была выбрана модель, при которой у государства создается свой орган, непосредственно занимающийся и контролем, и проверками, и совершением операций со средствами федерального бюджета.

Таким образом, в начале 90-х годов назрела серьезная необходимость в создании отдельной финансовой структуры, которая была бы способна производить и контролировать исполнение именно федерального бюджета, обеспечивала бы прозрачность движения государственных средств. Исходной идеей образования казначейства было решение сверх принципиально важных задач: создание информационной системы, необходимой для управления бюджетом, и осуществление жесткого управленческого контроля над процессом исполнения бюджета.

Список литературы

1.     Гуськова М.Ф., Стреликов П.Ф., Стреликов Ф.Ф. Экономика: Сто вопросов – сто ответов. Учебное пособие. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – 280 с.

2.     Романовский М.В. «Бюджетная система Российской Федерации», – М.: Юрайт, 1998. – 260 с.

3.     Финансовое право: Учебник / О.Н.Горбунова, Е.Ю.Грачева и др./ – М.,-2003, 380 с.

4.     Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. – М.: Юристъ, 2000. – 600 с.

5.     Финансы № 12/ 2002г. Московченко С.Н. "Этапы становления органов федерального казначейства"

6.     Финансы № 8/ 2002г. Лебедев Д.О. "Федеральное казначейство и осуществление государственного финансового контроля".


[1] Финансовое право: Учебник/ О.Н.Горбунова, Е.Ю.Грачева и др./ – М.,-2003, с.84

[2] Гуськова М.Ф., Стреликов П.Ф., Стреликов Ф.Ф. Экономика: Сто вопросов – сто ответов. Учебное пособие. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. –с. 165

[3] Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. – М.: Юристъ, 2000. – с. 88

[4] Финансы № 12/ 2002г. Московченко С.Н. "Этапы становления органов федерального казначейства"

[5] Финансы № 8/ 2002г. Лебедев Д.О. "Федеральное казначейство и осуществление государственного финансового контроля".

[6] М.В. Романовский «Бюджетная система Российской Федерации», – М.: Юрайт, 1998