Содержание




Стр.


Введение……………………………………………………….

3

1.

Государственная политика занятости и роль предприятия в ее реализации…………………………………………………..


4

1.1.

Политика занятости государства……………………………..

4

1.2.

Роль предприятия в реализации государственной политике занятости……………………………………………………….


5

2.

Кадровая политика в ЗАО "Вестфалика"…………………….

9

3.

Рекомендации по интеграции государственной политики занятости и кадровой политики предприятия……………….


12


Заключение…………………………………………………….

16


Список литературы……………………………………………

17













Введение


Главные, социально значимые цели государственной политики занятости - это снижение уровня безработицы, поддержание оптимального соотношения между спросом и предложением рабочей силы (а значит, и косвенное установление ее цены). Для достижения всех этих целей требуется создание эффективно работающей инфраструктуры рынка труда. Большая роль в реализации политики занятости отводится предприятию как одному из главных хозяйствующих субъектов экономики страны.

На предприятиях осуществляется управление персоналом, развитие систем отбора и внутрифирменных перемещений, подготовки и переподготовки кадров. От успешного решения предприятиями задач в сфере управления персоналом зависит как общая ситуация с занятостью в стране и регионе, так и рыночная конкурентоспособность самих предприятий. В конечном счете, именно на предприятиях производится сохранение и создание новых рабочих мест, “деление” рабочих мест, перевод части работников в режимы неполного рабочего времени и отпусков по инициативе администрации.

Этим обусловлена актуальность выбранной темы.

Целью настоящей работы является исследование государственной политики занятости и роли предприятия в ее реализации.

В процессе выполнения работы будут освещены вопросы государственной политики занятости населения, ее реализации на предприятии. Работа предусматривает рассмотрение реализации некоторых мероприятий по обеспечению занятости на конкретном предприятии и предложение рекомендаций по совершенствованию государственной политики занятости и ее взаимодействии с кадровой политикой предприятия.

В качестве объекта исследования является Сибирская обувная компания ЗАО "Вестфалика".

Предметом исследований является политика занятости – государственная и кадровая (предприятия).


1. Государственная политика занятости и роль предприятия в ее реализации


1.1. Политика занятости государства


Проводимые в России преобразования, направлены на формирование социально ориентированной рыночной экономики. Одним из важнейших факторов, обеспечивающих достижение этой цели является эффективное использование трудового потенциала страны. Для этого требуется формирование цивилизованного рынка труда (что предполагает его государственное регулирование), системы социальных гарантий занятости и развитого сектора социальных услуг, позволяющего подготовить человека к трудовой деятельности.

Повышение качества рабочей силы, улучшение использования квалифицированных кадров, сохранение и обновление их состава, снижение численности безработных, содействие трудоустройству безработных, их материальная поддержка – необходимые предпосылки для решения проблемы занятости населения на государственном уровне.

Политика занятости — это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества в целом и каждого его члена в отдельности и мероприятий, направленных на улучшение распределения рабочей силы и поддержание эффективной занятости.

Различают активную и пассивную государственную политику занятости.

Активная политика занятости (активная политика на рынке труда) это:

o   совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы;

o   мероприятия, связанные с предупреждением и профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест;

o   обучение, переподготовка и повышение квалификации лиц, ищущих работу;

o   активный поиск и подбор рабочих мест;

o   финансирование создания новых рабочих мест;

o   организация новых рабочих мест через систему общественных работ.

В рамках такой политики осуществляются мероприятия, направленные на предотвращение увольнений работников, субсидирование создания новых рабочих мест и др.

Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда) обеспечивает в основном сглаживание негативных последствий безработицы: выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении срока его выплаты — социального пособия, а также выплату доплат на иждивенцев и другие меры помощи. Пассивная политика предусматривает предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости.


1.2. Роль предприятия в реализации государственной политике занятости


Большая роль в решении этой проблемы занятости отводится предприятию как одному из главных хозяйствующих субъектов экономики страны. С одной стороны, предприятие производит товары и оказывает услуги, в которых нуждается население, а с другой оно же предоставляет населению рабочие места и возможность получать заработную плату, которая является основным источником дохода. В конечном счете, в обществе снимается социальная напряженность, и предупреждаются тяжелые социальные явления, как преступность, наркоманию, проституцию, самоубийства.

Экономику страны можно условно разделить на два основных сектора: государственный и негосударственный. За годы экономических реформ в России произошла значительная перестройка структуры занятых, что обусловлено переходом страны к рыночной системе хозяйствования и снижению роли государства в общественно-экономической жизни.

Значительно снизилась доля занятых в государственном секторе и, соответственно, увеличилась доля занятых в негосударственном секторе.

Рассмотрим следующую таблицу.

Таблица 1

Изменение структуры занятых в государственном секторе

Показатели

Года

1991

1998

Удельный вес в численности населения, %



в государственном секторе

75,4

32,9

в аппарате государственного управления

2,3

4,4

Удельный вес в численности населения лиц, получающих пособия и субсидии из бюджета, %


22,9


26,5

Расходы на социальное обеспечение в % к ВВП

6,3

12,6

Уровень безработицы, %

2,6

9,0

Удельный вес занятых в аппарате государственного управления увеличился с 2,3 до 4,4%, т.е. на 90%. В результате увеличения числа лиц, получающих поддержку из бюджета и повышения величины пособий, приходящихся в среднем на одного человека, общая сумма социальных расходов в России повысилась с 6,3 до 12,6% ВВП. Уровень безработицы увеличился более, чем в 3 раза - с 2,6 до 9,0%.

Более наглядно изменение структуры занятых в двух секторах экономики представлено на следующем рисунке.

Рис.1. Изменение доли занятого населения по секторам

Таким образом, данный рисунок иллюстрирует факт повышения роли предприятий в обеспечении занятости населения. То есть, в настоящее время, основная часть населения (около 70%) занята на негосударственных, частных предприятиях.

Теперь проанализируем, в чем конкретно проявляется особая роль предприятий в реализации государственной политики занятости.

Можно выделить следующие основные предпосылки решения проблем занятости посредствам предприятий (рис.2).

Надпись: ПРЕДПРИЯТИЕ
 










Рис.2. Участие предприятия в обеспечении занятости населения

Повышение качества рабочей силы на предприятиях осуществляется на основании переподготовки кадров, прохождения ими специальных курсов повышения квалификации, обучению новым функциям и процессам труда. Все это производится в целях сохранения кадрового состава, ограничения массового высвобождения работников.

Улучшение использования квалифицированных кадров представляет собой кадровые перестановки, которые производятся после проведения деловой оценки персонала в целях установления степени соответствия работников и сотрудников предприятий занимаемым должностям и рабочим местам. После оценки персонала осуществляются соответствующие структурные изменения.

Сохранение и обновление кадрового состава представляют собой мероприятия, проводимые в организации в области кадровой политики, в целях недопущения массового высвобождения работников, а также для приема дополнительных работников в случае необходимости. Например, при трудоизбыточности предприятия, чтобы не увольнять работников и рабочих, их переводят на нетрадиционные формы занятости, например, на частичную занятость, чередование на рабочем месте, применение нетрадиционных способов организации трудовой деятельности или рабочего времени,  самозанятость.

Развиваясь, предприятие наращивает объемы деятельности, расширяет объемы производства, при этом ему требуется больше трудовых ресурсов. И оно нанимает новых людей, предоставляет новые рабочие места, то есть способствует росту занятости населения.

Необходимо отметить, что предприятие участвует в реализации активной государственной политики, а именно оно обеспечивает:

Ø мероприятия, связанные с предупреждением и профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест;

Ø обучение, переподготовку и повышение квалификации работников организации;

Ø создание новых рабочих мест.

Важнейшим направлением политики занятости является поддержка и формирование структуры мелкого бизнеса, самостоятельной занятости мелких собственников – путем предоставления денежных средств, налоговых льгот, технологий, персонала. Главное же  - формирование позитивного отношения к частному предпринимательству, т.к. малое предпринимательство – альтернатива сокращению производства во всех отраслях, поскольку оно создает новые рабочие места. Этот аспект рассматриваемой проблемы особенно важен сегодня, когда безработица превратилась в социально значимый фактор.

Государству следует уделять особое внимание коммерческим организациям (предприятиям), которые содействуют развитию рабочих мест в конкурентоспособных отраслях, оказывают услуги предприятиям, организациям и обществам, независимо от форм собственности, в подборе и предоставлении специалистов (т.е. рекрутинговым компаниям).

Следует признать, что государство и коммерческие организации своевременно и активно отреагировали на эту большую проблему в сфере движения трудовых ресурсов. Были предприняты действия по созданию территориальных служб занятости, на которые, наряду с изучением и прогнозированием развития рынка труда, трудоустройством безработных, оказанием им материальной и психологической поддержки, возложены задачи профессиональной ориентации обучения незанятого населения.


2. Кадровая политика в ЗАО "Вестфалика"


ЗАО СОК (Сибирская обувная компания) «Вестфалика» - единственное отечественное предприятие «не пищевого» профиля среди вошедших в каталог «Сто лучших товаров России» за 1999 г., кроме того, предприятие имеет такие награды, как «Большая Золотая  медаль» и диплом Сибирской ярмарки «за динамичное развитие современного обувного предприятия и последовательное завоевание регионального рынка».

Данное обувное предприятие имеет уже семилетний опыт в области продаж и производства обуви, прочные деловые связи с зарубежными и российскими поставщиками. Продукция «Вестфалики» продается более чем в 100 городах России.

На "Вестфалике" существует несколько тысяч рабочих мест.

В 1998 г. финансовое положение предприятия ухудшилось в связи с падением производства. Требовалось высвобождение около тысячи человек. Однако предприятие пошло другим путем. Для сохранения своих позиций на рынке и сохранения кадрового состава "Вестфалика" осуществила переход к инновационной стратегии деятельности. В рамках этой стратегии был разработан более качественный (конкурентный) товар, увеличен ассортимент производимой обуви, а также были внедрены новые технологии производства. И в течение непродолжительного периода компания смогла улучшить финансовое положение, конкурентные позиции на рынке и даже увеличить объемы деятельности с созданием дополнительных рабочих мест.

Горизонтальное расширение компании происходило путем освоения нового ассортимента: мужской и детской обуви, женских модельных туфель, а вертикальное расширение путем производства основных материалов (кожи, натурального меха) и комплектующих, созданием региональной снабженческой структуры российских обувных производств.

7 августа 2001 г. был открыт овчинно-меховой завод. При этом было реконструировано здание площадью 11 тысяч квадратных метров, проведен в него магистральный газопровод, построена газовая котельная и очистные сооружения. Овчинно-меховой завод начал выпускать подкладочный мех для обуви. Аналогов такого производства нет во всей России. Оборудование для него было закуплено у бельгийской компании, которая является поставщиком натурального меха для известной обувной фирмы «Саламандер». Впоследствии на базе этих технологий будет налажено производство дубленочного велюра, мутона, цигейки и шевро. Здесь будут работать 350 человек, а в дальнейшем эта фабрика позволит создать еще несколько тысяч рабочих мест.

Кроме того, «Вестфалика» изучила возможность и намерена закупить современное полиграфическое оборудование для производств удобной, красивой и экологически чистой упаковки. Данное производство также потребует дополнительных рабочих мест и большей занятости населения в данном производстве.

Специалисты компании изучают возможности применения последних достижений науки и техники в области обувных технологий. Модельеры и технологи компании при участии западных специалистов из Италии и Германии постоянно внедряют новые материалы, усовершенствуют технологию производства и организацию труда.

В настоящее время ЗАО "Вестфалика" – диверсифицированное предприятие с высоким технологическим потенциалом и возможностью достаточно быстрого реагирования на потребности рынка, изменения ассортимента выпускаемой продукции, если это не требует больших затрат на НИОКР. Инновационная деятельность "Вестфалики" – это путь к дальнейшему развитию предприятия, а значит вовлечению в этот процесс дополнительной рабочей силы.

Кадровая политика ЗАО "Вестфалика" является составной частью всей его управленческой деятельности и производственной политики. Она имеет целью создать сплоченную, ответственную, высокоразвитую и высокопроизводительную рабочую силу.

Основными задачами кадровой политики ЗАО "Вестфалика" являются:

- поднятие престижа предприятия;

- исследование атмосферы внутри предприятия;

- анализ перспективы развития потенциалов рабочей силы;

-         обобщение и предупреждение причин увольнения с работы.

В период 1998-2002 гг. приоритет в кадровой политике отдавался последней задаче, т.е. задаче предупреждения увольнения рабочих. Как было уже отмечено, политика была настолько эффективна, что удалось не только предотвратить вынуждающее сокращение рабочей силы, но и создать дополнительно около тысячи рабочих мест. В настоящее время на "Вестфалике" большее внимание уделяется и другим задачам: поднятию престижа предприятия за счет высокого профессионализма персонала, исследованию организационной культуры, внутренней атмосферы в целях содействия в формировании сплоченной команды, а также анализу перспектив развития потенциала работников, а именно – повышению их квалификации, переобучению, организации специальных кружков качества, курсов по переподготовке, семинаров, конференций.

Таким образом, анализируя кадровую политику организации, можно сказать, что системный подход "Вестфалики" к организации кадровой политики будет способствовать сохранению рабочих мест на предприятии, созданию новых и развитию персонала.

3. Рекомендации по интеграции государственной политики занятости и кадровой политики предприятия


Проблема занятости населения может быть решена лишь комплексно – усилиями государства, предприятий и коммерческих организаций по занятости населения (рекрутинговых компаний).

Главным действующим лицом в процессе интеграции государственной политики занятости населения и кадровой политики предприятия должно выступать само государство. Оно должно быть инициатором этой интеграции, так как предприятие все-таки больше ориентировано на получение прибыли и эффективную деятельность, чем на сохранение кадрового состава, а социальная поддержка – это больше функция государства.

 По моему мнению, государство должно осуществлять руководство данным процессом интеграции в следующих направлениях:

1)    стимулирование экономического роста (роста производства);

2)    подготовка высококвалифицированной рабочей силы для потенциальных инвесторов;

3)    создание системы государственного содействия по выводу избыточной рабочей силы из одних предприятий и ее перевод в другие;

4)    содействие рекрутинговым компаниям.

Рассмотрим каждое направление более подробно.

Стимулирование экономического роста государством должно иметь главной целью – рост производства, который обеспечит создание новых и дополнительных рабочих мест, а значит, будет содействовать увеличению занятости населения. Это стимулирование касается множества экономических механизмов, которые подробно описаны в специальной литературе (предоставление налоговых льгот, развитие кредитной политики и т.д.). Кроме того, стимулирование экономического роста касается не только существующих предприятий. Особое значение должно уделяться формам самозанятости, т.е. малому бизнесу, предпринимательству и индивидуальной трудовой деятельности.

Разрабатывая различные варианты политики сокращения безработицы, государственные органы должны пытаться не только уменьшить расходы, заботясь о рациональном использовании налоговых поступлений, но снять даже оттенок благотворительности с государственной деятельности в этой области. Именно поэтому все более широкое распространение получают такие направления политики занятости, которые призваны подтолкнуть безработных к более активному поиску. Речь в первую очередь идет о действующих сейчас уже в 17 странах ОЭСР программах, допускающих выплату лицам, не имеющим работы, всей суммы пособия по безработице за максимальный срок при условии открытия ими собственного дела. Безработный, желающий начать свой бизнес, подает заявление с необходимыми обоснованиями в агентство по трудоустройству, где его рассматривают специалисты и готовят свое заключение. Около 60 процентов таких просьб удовлетворяется. При этом стартовый капитал нового предприятия может быть обеспечен за счет его владельца лишь на 10 процентов, до 70 процентов государственные субсидии и около 20 процентов кредиты. Фирма, не приносящая прибыли, освобождается на определенный срок от уплаты налогов. Как показывает опыт, именно развитие подобных предприятий позволяет создать значительную часть новых рабочих мест.

В России мелкое производство в разнообразных формах имеет большие перспективы. Так, уже сейчас около 15 процентов общей численности занятых работает на малых предприятиях всех форм собственности. Десятую часть занятых составляют лица ненаемного труда (фермеры, владельцы и совладельцы частных фирм, лица, работающие на индивидуальной основе, работники семейных предприятий). По данным Госкомстата РФ, в среднем на одном малом предприятии занято 9 чел., что означает: предприниматель, его организовавший, обеспечивает работой не менее 8 чел. Известно, что только 3-5 процентов людей имеет склонности и способности к открытию своего дела. Исходя из этого, функцией службы занятости является отбор из числа обратившихся в нее тех, кто может создать свою фирму. Большую помощь в выявлении способностей, необходимых предпринимателю, оказывает метод тестирования, позволяющий рекомендовать или нет гражданину заниматься бизнесом, а также решить вопрос о предоставлении ему кредита. При обеспечении занятость населения в трудоизбыточных районах, при высвобождении работников с государственных предприятий, среди инвалидов, женщин, учащихся значительной может быть роль частной индивидуальной деятельности. Поддержка самозанятости должна осуществляться через предоставление скидок или полное освобождение от налогов в зависимости от остроты ситуации в конкретном регионе, выделение ассигнований и целевых кредитов предпринимателям, обучение и консультации для начинающих бизнесменов. Нужна также соответствующая реклама самозанятости. Наконец, необходима помощь в обеспечении нежилыми помещениями, сырьем, транспортом, налаживании связей с поставщиками и сбыте готовой продукции и др.

На микроэкономическом уровне могут возникнуть какие-то новые импульсы, способные активизировать хозяйственную деятельность благодаря выявлению потенциальных работодателей, которых интересует возможность получения высококвалифицированной рабочей силы, предварительно подготовленной за счет государства. Такая возможность может оказаться привлекательной для потенциальных инвесторов, нацеленных на освоение современных технологий и имеющих соответствующие финансовые возможности, но пока не находящих кадров нужной квалификации.

Одновременно необходимо создать систему государственного содействия добровольному выводу работников из убыточных или трудоизбыточных предприятий и переводу их в другие организации с предварительной профессиональной подготовкой.

И, наконец, государство должно всячески содействовать программам рекрутинговых компаний по трудоустройству безработных.

Следуя этим направлениям, государство будет содействовать увеличению занятости населения и сокращению безработицы.



Заключение


Предприятие является важнейшим субъектом реализации государственной политики занятости населения.

На предприятиях осуществляется управление персоналом, развитие систем отбора и внутрифирменных перемещений, подготовки и переподготовки кадров. От успешного решения предприятиями задач в сфере управления персоналом зависит как общая ситуация с занятостью в стране и регионе, так и рыночная конкурентоспособность самих предприятий. В конечном счете, именно на предприятиях производится сохранение и создание новых рабочих мест.

В настоящей работе было проведено исследование государственной политики занятости и роли предприятия в этом процессе.

В качестве предмета исследования, соответственно, выступила государственная политика занятости и кадровая политика предприятия. Объектом анализа было выбрано ЗАО СОК "Вестфалика".

Политика занятости — это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества в целом и каждого его члена в отдельности и мероприятий, направленных на улучшение распределения рабочей силы и поддержание эффективной занятости.

Совместная политика занятости – государства и предприятия – повышает качество рабочей силы, способствует улучшению использования квалифицированных кадров, сохранению и обновлению их состава, созданию новых рабочих мест, содействует трудоустройству безработных, их психологической и материальной поддержке.

Следовательно, эффективное решение проблемы занятости населения возможно лишь комплексно - усилиями государства, предприятий и рекрутинговых компаний.


Список литературы


1.                                   Артамонова Н.В. Управление качеством. Кадровая политика. Ч.2. – СПб., 1999.

2.                                   Базаров Т.Ю. Управление персоналом. – М., 2002.

3.                                   Государственная политика на российском рынке труда. – М., 2001.

4.                                   Даниленко Н.Н. Эффективная занятость. – Иркутск, 1997.

5.                                   Золин И.Е. Рынок труда и политика занятости: вопросы теории, методологии, практики. – М., 2001.

6.                                   Косов П.И. Трудовые ресурсы и занятость. – Иваново, 2000.

7.                                   Меркулов П.А. Государственное управление и социально-экономические проблемы труда. – Орел, 1999.

8.                                   Проблемы управления персоналом в организациях: Тем. сб. науч. трудов / Под ред. Кибанова А.Я. – М., 2000.

9.                                   Рачек С.В. Системное управление трудовым потенциалом современного предприятия. – Екатеринбург, 2001.

10.                              Старовойтова Л.И. Занятость населения и ее регулирование. – М., 2001.

11.                              Трунин В.И. Государственное управление занятостью населения на рынке труда. – М., 2001.

12.                              Швецов К.В. Рынок труда и управление занятостью. – СПб., 1998.