Содержание
Введение. 3
1. Программа маркетингового исследования рынка женской зимней обуви. 4
1.1. Постановка проблемы.. 4
1.2. Цели исследования. 4
1.3. Рабочая гипотеза. 4
1.4. Система показателей. 5
1.5. Источники информации. 5
1.6. Методы исследования. 5
2. Анкетное обследования. 6
2.1. Анкета. 6
2.2. Таблицы распределений. 9
2.3. Диаграммы.. 13
Выводы и рекомендации. 17
Список литературы.. 20
Введение
Фирма “Вестфалика” специализирующаяся на выпуске и продаже мужской и женской обуви в г. Новосибирске, проводит маркетинговое исследование. Маркетинговое исследование проводится с целью объективной оценки реально существующей ситуации на рынке зимней обуви.
Для достижения успеха и разработки маркетинговой стратегии, фирма должна знать ситуацию на рынке обуви и основных ее конкурентов. В настоящее время фирма “Вестфалика” столкнулась с необходимостью оценки рынка обуви, определения предпочтения потребителей и детального изучения конкурентов.
Предполагаемый проект маркетингового исследования посвящен изучению состояния рынка обуви г. Новосибирска и выявлению потребительских предпочтений к конкретным ее видам. В результате проведения маркетингового исследования предполагается изучить:
- Состояние и уровень конкуренции;
- Конкурентные преимущества фирм;
- Ассортимент предлагаемой продукции;
- Уровень цен на обувь;
- Предпочтения покупателей.
- Информация, полученная фирмой в ходе исследования, может послужить основанием для разработки маркетинговой стратегии, направленной на выбор сегмента рынка, определить объем продаж, стимулирование системы сбыта, планирование и прогнозирование рыночной деятельности.
1. Программа маркетингового исследования рынка женской зимней обуви
1.1. Постановка проблемы
Ограниченные знания об условиях, имеющих значение для успешной деятельности фирмы “Вестфалика”, в том числе:
- Потребностях потребителей;
- Деятельности конкурентов;
- Уровне цен;
- Ассортименте продукции.
1.2. Цели исследования
Для более успешной деятельности фирмы необходимо провести маркетинговое исследование, целью которого является:
- Изучение сложившейся конъюнктуры рынка обуви города Новосибирска;
- Анализ факторов, влияющих на реализацию товара (возраст, цена, уровень доходов и т. д.);
- Определение наиболее значимых для покупателя потребительских характеристик;
- Исследования уровня цен обуви;
- Определение конкурентов и конкурентной ситуации на рынке обуви.
1.3. Рабочая гипотеза
Предположим, что достижение высокого объема продаж товара фирмы «Вестфалика» будет зависеть от следующих факторов:
- От цены товара на рынке;
- От конкретных альтернатив обуви (материал, качество, цена, цвет) влияющих на выбор покупателей;
- От стимулирующих мер для активной реализации и продвижения товара (распродажа, скидки, кредит).
1.4. Система показателей
Данное маркетинговое исследование базируется на предположении о том, что рынок обуви характеризуется рядом показателей и имеет определенные тенденции развития.
В соответствии с целями исследования планируется определить следующие количественные показатели:
- Широту, глубину и насыщенность ассортимента;
- Динамику цен на обувь;
- Структуру потребительских предпочтений;
- Факторы, оказывающие влияние на спрос и предложение обуви;
Качественные показатели:
- Организацию рекламной компании;
- Систему скидок;
- Обслуживание покупателей.
1.5. Источники информации
Первичная информация – сбор информации будет осуществляться путем непосредственного наблюдения, посещения обувных магазинов, опроса покупателей.
Вторичная информация – предполагается использовать местные периодические издания (“Ва-банк”, “От и До”, “Из рук в руки”, “Доска объявлений”, “Молодость Сибири”, “Мегаполис” и другие), статистические данные (численность населения города Новосибирска, показатели уровня дохода, структуры расходов и т. д.), рекламные проспекты.
1.6. Методы исследования
Наблюдение
С помощью наблюдения можно оценить качество обслуживания покупателей, изучить ассортимент товара и уровень цен.
Опрос
Данный метод позволяет охватить большое количество респондентов, обеспечить репрезентативность выборки и качественное заполнение анкет.
Перед проведением выборки будет определен объем выборки, разработаны опросный и маршрутный лист.
2. Анкетное обследования
2.1. Анкета
Уважаемые господа! Мы проводим маркетинговое исследование, посвященное изучению рынка зимней женской обуви
г. Новосибирска.
Просим Вас принять участие в этой работе. Пожалуйста, внимательно прочитайте каждый вопрос анкеты, затем обведите кружком вариант ответа, соответствующий Вашему мнению или напишите ответ в свободной форме в отведенной строке.
Спасибо Вам за сотрудничество!
1. Доставляет ли Вам удовольствие покупка обуви?
а. Да.
б. Нет.
в. Иногда.
2. Где Вы обычно покупаете зимнюю обувь?
а. Обувном салоне.
б. Магазине.
в. Подземном переходе.
г. Рынке.
д. Других местах __________________________________________________
3. Назовите наиболее известные Вам магазины женской обуви ____________________________________________________________________, в том числе в Вашем районе?___________________________________________
4. На что Вы опираетесь при выборе обуви?
а. Личные предпочтения.
б. Советы близких и друзей.
в. Доступность цены.
г. Рекламу.
д. Информацию в СМИ.
е. Обслуживание покупателей.
ж. Другое _________________________________________________________
5. Проранжируйте (от 1 до 5 баллов), что на Ваш взгляд, является наиболее существенным (5 баллов) при покупке зимней обуви, а что нет (1 балл)?
|
Ранг |
Фирма производитель/марка |
|
Цена |
|
Качество |
|
Дизайн |
|
Сервис |
|
6. Из какого материала Вы предпочитаете покупать зимнюю обувь?
а. Натуральной кожи.
б. Замши.
в. Искусственной кожи.
г. Нубука.
д. Другого ________________________________________________________
7. Выбирая зимнюю обувь, Вы отдаете предпочтения обуви:
а. С каблуком.
б. Без каблука.
в. На танкетке.
г. На платформе.
8. Обувь, какого цвета Вы предпочитаете:
а. Черного.
б. Коричневого.
в. Другого ________________________________________________________
9. Оказывает ли влияние цена на Ваш выбор?
а. Да.
б. Нет.
в. Иногда.
10. Какая цена на зимнюю обувь из натуральной кожи для Вас приемлема:
Товар |
Отечественный производитель, руб. |
Зарубежный производитель, руб. |
Сапоги |
|
|
Полусапожки |
|
|
Ботинки |
|
|
11. Обувь, какого производителя Вы предпочитаете?
а. Российского.
б. Зарубежного.
в. Совместного производства.
12. Какие из нижеперечисленных фирм Вам знакомы:
а. Marko Moreo (Италия-Россия).
б. Medea (Италия-Россия).
в. Molka (KHP).
г. Josef Seibel (Германия).
д. Lena Kooe (Россия).
е. She me (КНР).
ж. M-Shose (Германия).
з. Rieker (Германия).
и. Ни одна не знакома.
13. Какие фирмы/марки Вы предпочитаете?_______________________________
14. Из каких источников информации Вы узнаете о новых моделях обуви?
а. TV.
б. Радио.
в. Интернета.
г. Газет, журналов.
д. От близких, друзей.
е. Других ________________________________________________________
15. Влияние рекламы на Ваш выбор обуви.
Не оказывает влияние |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Оказывает сильное влияние |
|
|
|
|
|
|
|
16. Реклама, какого обувного магазина Вам запомнилась?_____________________________________________________________
17. Пользуетесь ли Вы при покупке обуви купонами со скидками?
а. Да.
б. Нет.
в. Иногда.
18. Как часто Вы покупаете обувь в кредит?
а. Всегда.
б. Иногда.
в. Никогда.
19. Купили бы Вы высококачественную дорогую обувь в кредит?
а. Да.
б. Нет.
в. В зависимости от условий кредита.
20. Устраивает ли Вас обслуживание в обувных магазинах?
а. Да.
б. Нет.
21. Насколько важны виды сервиса в обувных магазинах (отметьте нужный вариант галочкой):
Сервис |
Важны |
Не очень важны |
Не важно |
Кредит |
|
|
|
Скидка |
|
|
|
Гарантии |
|
|
|
А теперь, будьте добры, несколько слов о себе:
22. Ваш возраст:
а. До 20 лет.
б. 21-30 лет.
в. 31-40 лет.
г. 41-50 лет.
д. Старше 51 года.
23. Социальный статус:
а. Работающий.
б. Учащийся, студент.
в. Безработный.
г. Пенсионер.
д. Другой ________________________________________________________
24. Ваше материальное положение:
а. Не хватает денег на питание.
б. Хватает денег только на питание.
в. Хватает денег на питание +одежду.
г. Хватает денег на питание +одежду + бытовые товары.
д. Хватает денег на покупку автомобиля и/или квартиры.
25. В каком районе Вы проживаете?_____________________________________
Еще раз благодарим Вас за оказанное внимание к нашей анкете и в содействии проведения маркетингового исследования.
Всего Вам наилучшего!
2.2. Таблицы распределений
1. Доставляет ли Вам удовольствие покупка обуви?(%)
Да |
Нет |
Иногда |
83 |
0 |
17 |
2. Где Вы обычно покупаете зимнюю обувь?(%)
Обувном салоне |
Магазине |
Подземном переходе |
Рынке |
Других местах |
30 |
53 |
3 |
13 |
0 |
3. Назовите наиболее известные Вам магазины женской обуви?(%)
Вестфалика |
РоссИта |
Монро |
Под каблуком |
Виконт |
Lotta |
Classik |
Другие |
34 |
18 |
15 |
9 |
5 |
6 |
7 |
6 |
4. На что Вы опираетесь при выборе обуви?(%)
Личные предпоч. |
Советы близких и друзей |
Доступность цены |
Рекламу |
Информ. в СМИ |
Обслуж. покуп. |
Другое |
63 |
7 |
17 |
0 |
0 |
3 |
10 |
5. Проранжируйте (от 1 до 5 баллов), что на Ваш взгляд, является наиболее существенным (5 баллов) при покупке зимней обуви, а что нет (1 балл)?(%)
Фирма производитель/марка |
Цена |
Качество |
Дизайн |
Сервис |
16 |
20 |
26 |
24 |
14 |
6. Из какого материала Вы предпочитаете покупать зимнюю обувь?(%)
Натуральной кожи |
Замши |
Искусственной кожи |
Нубука |
Другого |
80 |
20 |
0 |
0 |
0 |
7. Выбирая зимнюю обувь, Вы отдаете предпочтения обуви:(%)
С каблуком |
Без каблука |
На танкетке |
На платформе |
50 |
20 |
10 |
20 |
8. Обувь, какого цвета Вы предпочитаете:(%)
Черного |
Коричневого |
Другого |
83 |
10 |
7 |
9. Оказывает ли влияние цена на Ваш выбор?(%)
Да |
Нет |
Иногда |
40 |
7 |
53 |
10. Какая цена на зимнюю обувь из натуральной кожи для Вас приемлема?(%)
Отечественный производитель, руб. |
Зарубежный производитель, руб. |
||||
Сапоги |
Полусапожки |
Ботинки |
Сапоги |
Полусапожки |
Ботинки |
2800 |
2500 |
1800 |
3800 |
2900 |
2300 |
11. Обувь, какого производителя Вы предпочитаете?(%)
Российского |
Зарубежного |
Совместного производства |
33 |
27 |
40 |
12. Какие из ниже перечисленных фирм Вам знакомы:(%)
Marko Moreo |
Medea |
Molka |
Josef Seibel |
Lena Kooe |
She me |
M-Shose |
Rieker |
Ни одна не знакома |
12 |
10 |
17 |
2 |
5 |
7 |
12 |
10 |
25 |
13. Какие фирмы/марки Вы предпочитаете?(%)
Вестфалика |
Paolo Conte |
M-Shose |
Marko Moreo |
Molka |
TJ |
Medea |
30 |
9 |
20 |
10 |
7 |
12 |
8 |
14. Из каких источников информации Вы узнаете о новых моделях обуви?(%)
TV |
Радио |
Интернета |
Газет, журналов |
От близких, друзей |
Других |
18 |
3 |
0 |
24 |
42 |
13 |
15. Влияние рекламы на Ваш выбор обуви(%)
Не оказывает влияние |
Оказывает сильное влияние |
62 |
38 |
16. Реклама, какого обувного магазина Вам запомнилась?(%)
Вестфалика |
РоссИта |
Под каблуком |
Монро |
Виконт |
Lotta |
53 |
27 |
4 |
10 |
3 |
3 |
17. Пользуетесь ли Вы при покупке обуви купонами со скидками?(%)
Да |
Нет |
Иногда |
48 |
14 |
38 |
18. Как часто Вы покупаете обувь в кредит?(%)
Всегда |
Иногда |
Никогда |
3 |
7 |
90 |
19. Купили бы Вы высококачественную дорогую обувь в кредит?(%)
Да |
Нет |
В зависимости от условий кредита |
23 |
54 |
23 |
20. Устраивает ли Вас обслуживание в обувных магазинах?(%)
Да |
Нет |
78 |
22 |
21. Насколько важны виды сервиса в обувных магазинах?(%)
Кредит |
Скидка |
Гарантии |
26 |
35 |
39 |
22. Ваш возраст(%)
До 20 лет |
21-30 лет |
31-40 лет |
41-50 лет |
Старше 51 года |
20 |
20 |
23 |
20 |
17 |
23. Социальный статус(%)
Работающий |
Учащийся, студент |
Безработный |
Пенсионер |
Другой |
40 |
38 |
7 |
3 |
17 |
24. Ваше материальное положение(%)
Не хватает денег на питание |
Хватает денег только на питание |
Хватает денег на питание +одежду |
Хватает денег на питание +одежду + бытовые товары |
Хватает денег на покупку автомобиля и/или квартиры |
7 |
13 |
50 |
30 |
0 |
2.3. Диаграммы
Диаграмма 1. Зависимость выбранной модели от возраста покупателей
Диаграмма 2. Зависимость предпочитаемого цвета от возраста
Диаграмма 3. Зависимость места покупки обуви от социального статуса
Диаграмма 4. Зависимость предпочитаемой цены от материального положения покупателей
Выводы и рекомендации
Подводя итоги маркетингового исследования, хотелось бы сделать следующие выводы.
Маркетинговая деятельность фирмы «Вестфалика» направлена на достижение конечного результата - реализации своей продукции - рентабельности фирмы. Этот результат обеспечивается тем положением, которое фирма «Вестфалика» может занять на рынке (доля в объеме продаж), и эффективностью работы самой фирмы. Рыночная доля, в свою очередь, определяется конкурентоспособностью ее товаров и услуг, а, следовательно, и авторитетом у потребителей.
В ходе проведенного маркетингового исследования, выявили, что фирма «Вестфалика» конкурентоспособна на рынке женской зимней обуви.
Конкурентоспособность фирмы - относительная характеристика, выражающая отличие данной формы от фирм-конкурентов по степени удовлетворения своей продукцией потребностей покупателей и по эффективности ее функционирования. Конкурентоспособность фирмы «Вестфалика» складывается из:
- конкурентоспособности продукции, это можно аргументировать, проанализировав вопросы 3, 13, 16 анкеты маркетингового исследования (таблицы 3,13,16), где фирма «Вестфалика» занимает лидирующее положение на рынке женской зимней обуви;
- эффективности производственно-коммерческой деятельности, объем продаж фирмы находится на высоком уровне, о чем свидетельствует проведенное маркетинговое исследование - предпочтения покупателей ориентированы на продукцию фирмы «Вестфалика»;
- эффективной ценовой стратегии. Фирма «Вестфалика» использует стратегию средних рыночных цен, при которой уровень конкурентной борьбы уже стабилизировался и цены конкурирующих товаров отличаются незначительно;
- внедрения эффективной рекламной стратегии. Фирма «Вестфалика» использует комплекс рекламных стратегий для увеличения объема продаж свой продукции - увещевательную, напоминающую и подкрепляющую;
- эффективности применения стимулирующих мер для активной реализации и продвижения товара (распродажа, скидки).
Подводя итоги маркетингового исследования, можно увидеть некоторые зависимости и предложить ряд рекомендаций для более эффективной деятельности фирмы «Вестфалика» на рынке женской зимней обуви г. Новосибирска:
- анализируя зависимость между возрастом покупателей и предпочитаемой моделью зимней обуви (диаграмма 1), можно сделать вывод, что для удовлетворения предпочтений покупателей в возрасте до 30 лет следует производить зимнюю женскую обувь с каблуком, далее идет по убывающей, чем ближе к пожилому возрасту тем, более предпочтения отдаются обуви без каблука. Также основное предпочтение обуви на платформе отдается в возрасте 41 год;
- анализируя зависимость между возрастом покупателей и предпочитаемым цветом обуви (диаграмма 2) сложилась следующая картина, что фирме нужно производить для удовлетворения потребностей населения в возрасте до 30 лет в основном обувь черного цвета или другого (красный, бордовый и другие), а для покупателей старше 30 лет - обувь коричневого цвета;
- если проанализировать зависимость между социальным статусом покупателей и местом где они приобретают обувь (диаграмма 3), то можно сказать, что в основном работающие, студенты и учащиеся предпочитают покупать обувь в обувных салонах и магазинах, а безработные, пенсионеры предпочитают приобретать обувь на рынках, подземных переходах;
- анализируя зависимость между материальным положением покупателей и ценой обуви на ассортиментный ряд (диаграмма 4), можно сказать, что для покупателей, которым не хватает денег на питание, оптимальная цена на: сапоги - 1300 руб., полусапожки - 900 руб., ботинки - 700 руб.; для покупателей которым хватает денег только на питание - сапоги - 1600, полусапожки - 1300, ботинки - 1200; для покупателей, которым хватает денег на питание +одежду - сапоги - 2500, полусапожки - 2400, ботинки - 2300; хватает денег на питание +одежду + бытовые товары - сапоги - 3200, полусапожки - 2900, ботинки - 2500. так как фирма «Вестфалика» ориентирована на широкий круг потребителей, то для достижения высокого объема продаж и привлечения новых покупателей, она должна строить свою ценовую политику в соответствии с ценовыми предпочтениями потребителей.
Список литературы
1. Алешина И. Поведение потребителей. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 310 с.
2. Бельяевский И., Кулагина Г., Коротков А. Статистика рынка товаров и услуг/Под общ. ред. И. Бельяевского. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 219 с.
3. Бернет Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход/Перевод с англ. под ред. С. Г. Божук. - СПб: Питер, 2001.-864с.
4. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент/Перевод с англ. Под ред. Л.А. Волковой, Ю.Н. Капуревского.-СПб.: Питер, 2002-752с.
5. Савруков Н.Т. Основы маркетинга: Альбом схем к лекциям, практическим и лабораторным занятиям.- СПб.: Политехника, 1999. – 312 с.