Содержание
1. Понятие резервов и их классификация. 3
2. Основные источники информации для проведения экономического анализа. 6
Задача 1. 12
Задача 2. 14
Задача 3. 15
Список литературы.. 16
1. Понятие резервов и их классификация.
Слово «резерв» происходит или от французского «reserve», что в переводе на русский язык означает “запас”, или от латинского “reservere” – “сберегать”, “сохранять”. В связи с этим в специальной литературе и практике анализа хозяйственной деятельности термин «резервы» употребляется в прямом значении. Во-первых, резервами считаются запасы резервов (сырья, материалов, оборудования, топлива и т. д.), которые необходимы для бесперебойной работы предприятия. Они создаются на случай дополнительной потребности в них. Во-вторых, резервами считаются возможности повышения эффективности производства. Отсюда следует, что резервы как запасы и как возможности повышения эффективности производства – это совсем разные понятия и отсутствие четкого разграничения между ними часто ведет к терминологической путанице.
Под термином «хозяйственные резервы» понимаются возможности развития производства относительного достигнутого уровня на основе использования достижений НТП.
Экономическая сущность резервов и их объективный характер могут быть правильно раскрыты на основе всеобщего закона экономии времени. Экономия времени с общественной точки зрения выражается в сокращении затрат живого и овеществленного труда, то есть в более рациональном использовании материальных и трудовых ресурсов.
Постоянная экономия рабочего времени как объективный процесс в развитии общественного производства представляет собой природу возникновения резервов. Это основной источник резервов в высокоразвитом обществе, которое осуществляет расширенное воспроизводство на интенсивной основе. С развитием НТП появляются все новые и новые возможности роста производительности труда, экономного использования сырья, материалов и других ресурсов, то есть источники резервов неисчерпаемы. Так же как нельзя остановить НТП, так и нельзя использовать все резервы.
Экономическая сущность резервов увеличения эффективности производства состоит в наиболее полном и рациональном использовании все возрастающего потенциала ради получения большого количества высококачественной продукции при наименьших затратах живого и овеществленного труда на единицу продукции.
Определение необходимого объема финансовых средств, авансируемых в формирование резервов товарно-материальных ценностей, осуществляется путем определения потребности в отдельных видах резервов. В процессе определения потребности в резервы товарно-материальных ценностей предварительно группируются следующим образом:
•производственные резервы (резервы сырья и материалов, необходимые для производства продукции);
•резервы готовой продукции, предназначенные для бесперебойной ее реализации потребителям.
Потребность в резервах каждого вида определяется раздельно по таким группам:
1) резервы текущего хранения (они представляют собой постоянно обновляемую часть резервов, формируемых на регулярной основе и равномерно потребляемых в процессе производства или реализации потребителям);
2) резервы сезонного хранения (формирование таких резервов обусловлено сезонными особенностями производства и закупки сырья, а также сезонными особенностями потребления готовой продукции);
3) резервы целевого назначения (формирование таких резервы на предприятии определено специфическими целями его деятельности, например, для организации встречной торговли при закупке определенных сырьевых ресурсов: обуви при закупке шкур; сахара при закупке сахарной свеклы; подсолнечного масла при закупке подсолнечника и т. п.).
Среди этих групп резервов основное внимание должно быть уделено определению потребности в резервах текущего хранения (на большинстве предприятий они представляют единственный вид резервов товарно-материальных ценностей).
Принципиальная формула, по которой определяется необходимый объем финансовых средств, авансируемых на формирование резервов товарно-материальных ценностей, имеет вид:
ФС3 = СР * Н3 - КЗ,
где ФС3 — объем финансовых средств, авансируемых в резервах;
СР — среднедневной объем расхода резервов в сумме;
Н3 — норматив хранения резервов, в днях (при отсутствии разработанных нормативов может быть использован показатель средней продолжительности оборота резервов в днях);
КЗ — средняя сумма кредиторской задолженности по расчетам за приобретенные товарно-материальные ценности (этот элемент включается в расчет, как правило, только по производственным резервам; при реализации готовой продукции он включается лишь при установившейся практике предоплаты за нее).
Расчет ведется по каждому из видов резервов. Суммирование результатов расчетов позволяет получить общую потребность в финансовых ресурсах, авансируемых на формирование резервов, т. е. определить размер оборотных активов, обслуживающих эту стадию производственно-коммерческого цикла.
2. Основные источники информации для проведения экономического анализа.
Анализ по данным доступной отчетности может выполняться различными способами в зависимости от поставленных целей, желаемой точности результатов анализа, имеющегося для аналитических расчетов времени и др. Бухгалтерская отчетность представляет собой комплект взаимосвязанных документов, все они имеют определенную познавательную ценность, поскольку характеризуют один и тот же объект, только с разных сторон. Поэтому вряд ли правомочно выделять по значимости ту или иную отчетную форму, хотя подобные опросы среди аналитиков делались. Западные специалисты обычно отдают предпочтение отчету о прибылях и убытках, ставя баланс на второе место. В России традиционно приоритет имеет баланс, поскольку именно в балансе приведены в агрегированном виде показатели всех других отчетных форм. В принципе, даже отчет о прибылях и убытках может рассматриваться как приложение к балансу, т.е, как документ, в котором раскрывается приведенный в балансе показатель чистой прибыли, полученной предприятием за истекший отчетный период.[1]
Баланс достаточно объемен в содержательном плане, поэтому в условиях вариабельности его структуры, предусмотренной действующими нормативными документами, меняется и степень его аналитичности. Поэтому очевидно, что в общем случае анализ может выполняться одним из двух способов: а) на основании исходной отчетности; б) на основании трансформированной, т.е. подготовленной к анализу, отчетности.
Каждый из этих способов имеет свои очевидные достоинства и недостатки и сферы применения. Дадим краткую их характеристику.
Первый способ применяется аналитиком в том случае, если он намерен получить самое общее представление об объекте анализа. В этом случае весь комплекс аналитических процедур может быть назван как экспресс-анализ, или чтение отчета (отчетности). Последовательность его такова:
просмотр отчета по формальным признакам;
ознакомление с заключением аудитора;
выявление "больных" статей в отчетности и их оценка в динамике;
ознакомление с ключевыми индикаторами;
чтение пояснительной записки (аналитических разделов отчета);
общая оценка имущественного и финансового состояния по данным баланса;
формулирование выводов по результатам анализа.
Просмотр отчета по формальным признакам. Смысловая нагрузка этой, на первый взгляд совершенно формальной, не аналитической процедуры, в ходе которой оцениваются объем и качество отчета, удобство его структурирования, наличие минимального набора требуемых отчетных форм, наличие и полнота аналитических расшифровок, доступность и трактуемость приводимых аналитических индикаторов и т.п., состоит в следующем.
Культура составления отчета является немаловажным фактором успешного ведения бизнеса как с позиции самой компании, подготовившей отчет, так и с позиции ее внешних контрагентов. Во-первых, хорошо структурированный отчет позволяет руководству предприятия и его владельцам по-новому взглянуть на состояние дел на предприятии, достигнутые результаты финансово-хозяйственной деятельности, определиться с перспективами ее развития. Во-вторых, для контрагентов предприятия бухгалтерский отчет все в большей степени становится основным информационным документом, подтверждающим возможность и экономическую целесообразность взаимодействия с данным предприятием. В-третьих, отчет является своеобразным способом рекламы деятельности. Нередко первым шагом фирмы-контрагента при установлении производственных контактов является запрос о возможности ознакомления с годовым бухгалтерским отчетом потенциального партнера, поэтому от того, насколько грамотно и привлекательно составлен отчет, может в значительной степени зависеть результат предстоящих переговоров о сотрудничестве. Правило: прежде чем подписывать контракт, ознакомься с последним годовым отчетом потенциального контрагента - является непреложной истиной для любого искушенного бизнесмена.[2]
Иными словами, годовой отчет является своеобразной визитной карточкой предприятия - по ней составляют первое, иногда решающее, представление о предприятии. Причины неудовлетворительно или небрежно составленного (по формальным и содержательным признакам) отчета, конечно, могут быть сформулированы, однако в любом случае они мало извинительны. Логика рассуждений стороннего аналитика (поставщика, кредитора и др.) совершенно очевидна: если потенциальный контрагент, отчет которого просматривается в данный момент, даже не может представить в нормальном виде свою "визитную карточку" (нет времени, не считает главным, жаль денег на оформление, обычная небрежность и т.п.), то вряд ли можно быть уверенным в деловой состоятельности такого партнера. В бизнесе нет мелочей, тем более если речь идет о годовом от- чете как формальном подтверждении финансовой состоятельности предприятия.
Ознакомление с заключением аудитора. Существует несколько типов аудиторских заключений, регламентированных отечественными правилами (стандартами) аудиторской деятельности: безусловно положительное, условно положительное, отрицательное, с отказом от выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности. Именно первые два вида заключений приводятся в годовых отчетах, они и имеют в силу своей доступности определенную познавательную ценность.
Безусловно положительное аудиторское заключение (unqualified opinion) представляет собой подготовленный в достаточно унифицированном и кратком изложении документ, содержащий положительную оценку аудитора (аудиторской фирмы) о достоверности представленных в отчетности (отчете) сведений об имущественном и финансовом состоянии компании, а также соответствии принципов формирования и составления отчетности действующим нормативным документам. При наличии такого заключения внешний аналитик вполне может положиться на мнение аудитора и не делать дополнительных аналитических процедур с целью определения финансовой состоятельности компании, отчет которой подвергается им анализу.
Условно положительное (нестандартное) аудиторское заключение (qualified opinion) обычно более объемно и, как правило, содержит некоторую дополнительную информацию, которая может быть полезной пользователям отчетности или рассматривается аудитором как целесообразная к опубликованию исходя из принятой технологии аудиторской проверки. Нестандартное аудиторское заключение может содержать либо безоговорочную положительную оценку представленной отчетности и финансового положения, подтверждаемого ею, либо положительную оценку, но с оговорками. Причинами нестандартного аудиторского заключения могут быть: использование мнения другой аудиторской фирмы (например, в случае аудирования отчетности разных самостоятельных подразделений одной корпорации разными аудиторскими компаниями); изменение аудируемой фирмой учетной политики; которые неопределенности финансового или организационного характера (например, участие аудируемой компании в незавершенном судебном процессе с непредсказуемым исходом, недостаточная эффективность системы внутреннего контроля) и др. В случае нестандартного аудиторского заключения целесообразность заключения контракта с данным потенциальным контрагентом должна определяться финансовым менеджером или другим лицом, участвующим в переговорах, после более тщательного анализа представленного отчета и другой информации формального и неформального характера.[3]
Аудиторское заключение облегчает принятие решения о целесообразности бизнес контактов с данным предприятием, но оно ни в коем случае не должно рассматриваться как безусловная гарантия его надежности и состоятельности. Аудиторы выражают свое профессиональное мнение о достоверности отчетных данных, но не являются гарантами результатов и последствий деятельности своего клиента.
Аудиторские услуги стоят весьма недешево, причем чем авторитетнее аудиторская компания, тем больше плата за аудит. Поэтому даже по имени аудитора можно составить определенное представление о финансовых возможностях данного предприятия. Не секрет, что в условиях становления рыночных отношений возможны отдельные проявления профанации и аудиторской профессии, поэтому в случае возникновения каких-то сомнений в отношении солидности аудитора необходимо обратиться за справкой в региональную аудиторскую палату.
Выявление "больных" статей в отчетности и их оценка в динамике. При чтении отчетности необходимо обращать внимание прежде всего на так называемые "больные" статьи. Смысл этой проверки состоит в следующем.
Данные о недостатках в работе коммерческой организации могут непосредственно присутствовать в бухгалтерской отчетности в явном или завуалированном виде. Первый случай имеет место, когда в отчетности есть "больные" статьи, которые условно можно подразделить на две группы:
• свидетельствующие о крайне неудовлетворительной работе коммерческой организации в отчетном периоде и сложившемся в результате этого плохом финансовом положении;
• свидетельствующие об определенных недостатках в работе коммерческой организации.
К первой группе относятся: "Непокрытые убытки прошлых лет" (форма № 1), "Непокрытый убыток отчетного года" (форма № 1), "Кредиты и займы, не погашенные в срок", "Кредиторская задолженность просроченная" "Векселя выданные просроченные" (форма № 5). Эти статьи свимволизируют о крайне неудовлетворительной работе коммерческой организации в отчетном периоде и сложившемся в результате этого финансовом положении. Причины образования отрицательной разницы между доходами и расходами по укрупненной номенклатуре статей можно проследить в форме № 2 (результат от реализации, результат от прочей реализации, результат от внереализационных операций). Более детально причины убыточной работы анализируются в ходе внутреннего анализа по данным бухгалтерского учета.[4]
Задача 1.
Рассчитайте влияние факторов на изменение объема выпуска продукции способом абсолютных отклонений.
1) изменение численности работников;
2) изменения количества рабочих дней;
3) изменение годовой выработки одного рабочего;
Показатели |
Базисный период |
Отчетный период |
выпуск продукции |
3000 |
3500 |
среднесписочная численность персонала |
25 |
23 |
среднесписочная численность рабочих |
20 |
19 |
общее число дней отработанных всеми рабочими |
5625 |
5290 |
общее число часов отработанных всеми рабочими |
45000 |
39675 |
Доля рабочих в общей численности персонала |
1,25 |
1,210526316 |
количество дней отработанных одним рабочим |
281,25 |
278,4210526 |
Продолжительность рабочего дня |
8 |
7,5 |
среднегодовая выработка одного работающего |
7031,25 |
6403,684211 |
среднегодовая выработка одного рабочего |
351,5625 |
337,0360111 |
среднедневная выработка одного рабочего |
0,9765625 |
0,936211142 |
среднечасовая выработка одного рабочего |
0,122070313 |
0,124828152 |
Решение:
1) объема выпуска за счет изменения численности работников = (20-19)*351=351
2) объема выпуска за счет изменения количества дней = (281-278)*7031 = 21093
3) объема выпуска за счет изменения среднегодовая выработка одного рабочего = (351-337)*19 = 266
Вывод: объема выпуска за счет изменения численности работников изменился на 351, объема выпуска за счет изменения количества дней изменился на 21093, объема выпуска за счет изменения среднегодовая выработка одного рабочего изменился на 266.
Задача 2.
Проанализируйте эффективность использования материалов и определите влияние факторов на изменение объема выпуска продукции:
1) изменение стоимости материальных затрат;
2) изменение материалоотдачи.
Расчеты проведите способом цепных постановок;
Показатели |
Базисный период |
Отчетный период |
Выпуск продукции |
3000 |
3500 |
Материальные затраты |
1950 |
2350 |
Материалоемкость |
1,5 |
1,4 |
Решение:
Показатели |
Базисный |
отчетный |
1 |
2 |
Материальные затраты |
1950 |
2350 |
2350 |
2350 |
Материалоемкость |
1,5 |
1,4 |
1,5 |
1,4 |
Выпуск продукции |
3000 |
3500 |
3525 |
3500 |
1) За счет изменение стоимости материальных затрат = 3525-3000 = 525
2) За счет изменение материалоотдачи = 3500-3525 = -25
Вывод: За счет изменение стоимости материальных затрат объем выпуска увеличился на 525, за счет изменение материалоотдачи объем выпуска уменьшился на 25.
Задача 3.
Рассчитайте показатели эффективности использования основных фондов. Определите влияние на изменение объема выпушенной продукции:
1) Изменение стоимости основных фондов;
2) изменение показателя эффективности их использования
Показатели |
Базисный |
Отчетный |
Выпуск продукции |
5400 |
6300 |
Среднегодовая стоимость основных фондов |
1200 |
1350 |
Стоимость машин и оборудования активной части фондов |
900 |
1050 |
Доля активной части фондов |
300 |
300 |
Фондоотдача всех фондов |
4,5 |
4,666667 |
Фондоотдача активной части фондов |
18 |
21 |
Решение:
1) За счет изменение стоимости основных фондов = (1350-1200)*4,6 = 690
2) За счет изменения показателя эффективности их использования = (300-300)*4,6 = 0
Вывод: За счет изменение стоимости основных фондов объем выпуска увеличился на 690, за счет изменения показателя эффективности их использования объем выпуска не изменился.
Список литературы
1. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник / Л.И. Кравченко и др. – Минск.: Новое издание, 2004 – 384 с.
2. Басовский Л.Е. Теория экономического анализа: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 222 с.
3. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник.-М.: Финансы и статистика,1998 – 416 с.
4. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие – Минск.: Новое знание, 2001 – 704 с.
5. Быкадаров В.Л., Алексеева П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия – М.: ПРИОР, 2001 – 96 с.
[1] Басовский Л.Е. Теория экономического анализа: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 212 с.
[2] Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник.-М.: Финансы и статистика,1998 – 316 с.
[3] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие – Минск.: Новое знание, 2001 – 254 с.
[4] Быкадаров В.Л., Алексеева П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия – М.: ПРИОР, 1999 – 46 с.