Содержание

1. Понятие резервов и их классификация. 3

2. Основные источники информации для проведения экономического анализа. 6

Задача 1. 12

Задача 2. 14

Задача 3. 15

Список литературы.. 16


1. Понятие резервов и их классификация.

Слово «резерв» происходит или от французского «reserve», что в переводе на русский язык означает “запас”, или от латинского  “reservere” – “сберегать”, “сохранять”. В связи с этим в специальной литературе и практике анализа хозяйственной деятельности термин «резервы» употребляется в прямом значении. Во-первых, резервами считаются запасы резервов (сырья, материалов, оборудования, топлива и т. д.), которые необходимы для бесперебойной работы предприятия. Они создаются на случай дополнительной потребности в них. Во-вторых, резервами считаются возможности повышения эффективности производства. Отсюда следует, что резервы как запасы и как возможности повышения эффективности производства – это совсем разные понятия и отсутствие четкого  разграничения между ними часто ведет к терминологической путанице.

Под термином «хозяйственные резервы» понимаются возможности развития производства относительного достигнутого уровня на основе использования достижений НТП.

Экономическая сущность резервов и их объективный характер могут быть правильно раскрыты на основе всеобщего закона экономии времени. Экономия времени с общественной точки зрения выражается в сокращении затрат живого и овеществленного труда, то есть в более рациональном использовании материальных и трудовых ресурсов.

Постоянная экономия рабочего времени как объективный процесс в развитии общественного производства представляет собой природу возникновения резервов. Это основной источник резервов в высокоразвитом обществе, которое осуществляет расширенное воспроизводство на интенсивной основе. С развитием НТП появляются все новые и новые возможности роста производительности труда, экономного использования сырья, материалов и других ресурсов, то есть источники резервов неисчерпаемы. Так же как нельзя остановить НТП, так и нельзя использовать все резервы.

Экономическая сущность резервов увеличения эффективности производства состоит в наиболее полном и рациональном использовании все возрастающего потенциала ради получения большого количества высококачественной продукции при  наименьших затратах живого и овеществленного труда на единицу продукции.

Определение необходимого объема финансовых средств, аван­сируемых в формирование резервов товарно-материальных цен­ностей, осуществляется путем определения потребности в от­дельных видах резервов. В процессе определения потребности в резервы товарно-материальных ценностей предварительно группи­руются следующим образом:

•производственные резервы (резервы сырья и материалов, необ­ходимые для производства продукции);

•резервы готовой продукции, предназначенные для беспере­бойной ее реализации потребителям.

Потребность в резервах каждого вида определяется раздельно по таким группам:

1) резервы текущего хранения (они представляют собой посто­янно обновляемую часть резервов, формируемых на регулярной основе и равномерно потребляемых в процессе производства или реализации потребителям);

2) резервы сезонного хранения (формирование таких резервов обусловлено сезонными особенностями производства и закупки сырья, а также сезонными особенностями потребления готовой продукции);

3) резервы целевого назначения (формирование таких резервы на предприятии определено специфическими целями его дея­тельности, например, для организации встречной торговли при закупке определенных сырьевых ресурсов: обуви при закупке шкур; сахара при закупке сахарной свеклы; подсолнечного масла при закупке подсолнечника и т. п.).

Среди этих групп резервов основное внимание должно быть уделено определению потребности в резервах текущего хранения (на большинстве предприятий они представляют единственный вид резервов товарно-материальных ценностей).

Принципиальная формула, по которой определяется необхо­димый объем финансовых средств, авансируемых на формирова­ние резервов товарно-материальных ценностей, имеет вид:

ФС3 = СР * Н3 - КЗ,

где ФС3 — объем финансовых средств, авансируемых в резервах;

СР — среднедневной объем расхода резервов в сумме;

Н3 — норматив хранения резервов, в днях (при отсутствии разработанных нормативов может быть использован показатель средней продолжительности оборота резервов в днях);

КЗ — средняя сумма кредиторской задолженности по рас­четам за приобретенные товарно-материальные цен­ности (этот элемент включается в расчет, как прави­ло, только по производственным резервам; при реализации готовой продукции он включается лишь при установившейся практике предоплаты за нее).

Расчет ведется по каждому из видов резервов. Суммирование результатов расчетов позволяет получить общую потребность в финансовых ресурсах, авансируемых на формирование резервов, т. е. определить размер оборотных активов, обслуживающих эту стадию производственно-коммерческого цикла.

2. Основные источники информации для проведения экономического анализа.

Анализ по данным доступной отчетности может выполняться различ­ными способами в зависимости от поставленных целей, желаемой точно­сти результатов анализа, имеющегося для аналитических расчетов време­ни и др. Бухгалтерская отчетность представляет собой комплект взаимо­связанных документов, все они имеют определенную познавательную ценность, поскольку характеризуют один и тот же объект, только с разных сторон. Поэтому вряд ли правомочно выделять по значимости ту или иную отчетную форму, хотя подобные опросы среди аналитиков дела­лись. Западные специалисты обычно отдают предпочтение отчету о при­былях и убытках, ставя баланс на второе место. В России традиционно приоритет имеет баланс, поскольку именно в балансе приведены в агреги­рованном виде показатели всех других отчетных форм. В принципе, даже отчет о прибылях и убытках может рассматриваться как приложение к балансу, т.е, как документ, в котором раскрывается приведенный в балан­се показатель чистой прибыли, полученной предприятием за истекший отчетный период.[1]

Баланс достаточно объемен в содержательном плане, поэтому в усло­виях вариабельности его структуры, предусмотренной действующими нормативными документами, меняется и степень его аналитичности. По­этому очевидно, что в общем случае анализ может выполняться одним из двух способов: а) на основании исходной отчетности; б) на основании трансформированной, т.е. подготовленной к анализу, отчетности.

Каждый из этих способов имеет свои очевидные достоинства и недос­татки и сферы применения. Дадим краткую их характеристику.

Первый способ применяется аналитиком в том случае, если он наме­рен получить самое общее представление об объекте анализа. В этом слу­чае весь комплекс аналитических процедур может быть назван как экс­пресс-анализ, или чтение отчета (отчетности). Последовательность его такова:

просмотр отчета по формальным признакам;

ознакомление с заключением аудитора;

выявление "больных" статей в отчетности и их оценка в динамике;

ознакомление с ключевыми индикаторами;

чтение пояснительной записки (аналитических разделов отчета);

общая оценка имущественного и финансового состояния по данным баланса;

формулирование выводов по результатам анализа.

Просмотр отчета по формальным признакам. Смысловая нагрузка этой, на первый взгляд совершенно формальной, не аналитической проце­дуры, в ходе которой оцениваются объем и качество отчета, удобство его структурирования, наличие минимального набора требуемых отчетных форм, наличие и полнота аналитических расшифровок, доступность и трактуемость приводимых аналитических индикаторов и т.п., состоит в следующем.

Культура составления отчета является немаловажным фактором ус­пешного ведения бизнеса как с позиции самой компании, подготовившей отчет, так и с позиции ее внешних контрагентов. Во-первых, хорошо структурированный отчет позволяет руководству предприятия и его вла­дельцам по-новому взглянуть на состояние дел на предприятии, достигну­тые результаты финансово-хозяйственной деятельности, определиться с перспективами ее развития. Во-вторых, для контрагентов предприятия бухгалтерский отчет все в большей степени становится основным инфор­мационным документом, подтверждающим возможность и экономиче­скую целесообразность взаимодействия с данным предприятием. В-тре­тьих, отчет является своеобразным способом рекламы деятельности. Не­редко первым шагом фирмы-контрагента при установлении производст­венных контактов является запрос о возможности ознакомления с годо­вым бухгалтерским отчетом потенциального партнера, поэтому от того, насколько грамотно и привлекательно составлен отчет, может в значи­тельной степени зависеть результат предстоящих переговоров о сотруд­ничестве. Правило: прежде чем подписывать контракт, ознакомься с последним годовым отчетом потенциального контрагента - является непреложной истиной для любого искушенного бизнесмена.[2]

Иными словами, годовой отчет является своеобразной визитной кар­точкой предприятия - по ней составляют первое, иногда решающее, пред­ставление о предприятии. Причины неудовлетворительно или небрежно составленного (по формальным и содержательным признакам) отчета, конечно, могут быть сформулированы, однако в любом случае они мало извинительны. Логика рассуждений стороннего аналитика (поставщика, кредитора и др.) совершенно очевидна: если потенциальный контрагент, отчет которого просматривается в данный момент, даже не может пред­ставить в нормальном виде свою "визитную карточку" (нет времени, не считает главным, жаль денег на оформление, обычная небрежность и т.п.), то вряд ли можно быть уверенным в деловой состоятельности такого партнера. В бизнесе нет мелочей, тем более если речь идет о годовом от- чете как формальном подтверждении финансовой состоятельности пред­приятия.

Ознакомление с заключением аудитора. Существует несколько ти­пов аудиторских заключений, регламентированных отечественными пра­вилами (стандартами) аудиторской деятельности: безусловно положи­тельное, условно положительное, отрицательное, с отказом от выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности. Именно первые два вида заключений приводятся в годовых отчетах, они и имеют в силу своей доступности определенную познавательную ценность.

Безусловно положительное аудиторское заключение (unqualified opinion) представляет собой подготовленный в достаточно унифициро­ванном и кратком изложении документ, содержащий положительную оценку аудитора (аудиторской фирмы) о достоверности представленных в отчетности (отчете) сведений об имущественном и финансовом состоянии компании, а также соответствии принципов формирования и составления отчетности действующим нормативным документам. При наличии такого заключения внешний аналитик вполне может положиться на мнение ауди­тора и не делать дополнительных аналитических процедур с целью опре­деления финансовой состоятельности компании, отчет которой подверга­ется им анализу.

Условно положительное (нестандартное) аудиторское заключение (qualified opinion) обычно более объемно и, как правило, содержит неко­торую дополнительную информацию, которая может быть полезной поль­зователям отчетности или рассматривается аудитором как целесообразная к опубликованию исходя из принятой технологии аудиторской проверки. Нестандартное аудиторское заключение может содержать либо безогово­рочную положительную оценку представленной отчетности и финансово­го положения, подтверждаемого ею, либо положительную оценку, но с оговорками. Причинами нестандартного аудиторского заключения могут быть: использование мнения другой аудиторской фирмы (например, в случае аудирования отчетности разных самостоятельных подразделений одной корпорации разными аудиторскими компаниями); изменение ауди­руемой фирмой учетной политики; которые неопределенности финан­сового или организационного характера (например, участие аудируемой компании в незавершенном судебном процессе с непредсказуемым исхо­дом, недостаточная эффективность системы внутреннего контроля) и др. В случае нестандартного аудиторского заключения целесообразность за­ключения контракта с данным потенциальным контрагентом должна определяться финансовым менеджером или другим лицом, участвующим в переговорах, после более тщательного анализа представленного отчета и другой информации формального и неформального характера.[3]

Аудиторское заключение облегчает принятие решения о целесообраз­ности бизнес контактов с данным предприятием, но оно ни в коем случае не должно рассматриваться как безусловная гарантия его надежности и состоятельности. Аудиторы выражают свое профессиональное мнение о достоверности отчетных данных, но не являются гарантами результатов и последствий деятельности своего клиента.

Аудиторские услуги стоят весьма недешево, причем чем авторитетнее аудиторская компания, тем больше плата за аудит. Поэтому даже по име­ни аудитора можно составить определенное представление о финансовых возможностях данного предприятия. Не секрет, что в условиях становле­ния рыночных отношений возможны отдельные проявления профанации и аудиторской профессии, поэтому в случае возникновения каких-то со­мнений в отношении солидности аудитора необходимо обратиться за справкой в региональную аудиторскую палату.

Выявление "больных" статей в отчетности и их оценка в динами­ке. При чтении отчетности необходимо обращать внимание прежде всего на так называемые "больные" статьи. Смысл этой проверки состоит в сле­дующем.

Данные о недостатках в работе коммерческой организации могут не­посредственно присутствовать в бухгалтерской отчетности в явном или завуалированном виде. Первый случай имеет место, когда в отчетности есть "больные" статьи, которые условно можно подразделить на две груп­пы:

• свидетельствующие о крайне неудовлетворительной работе коммер­ческой организации в отчетном периоде и сложившемся в результате это­го плохом финансовом положении;

• свидетельствующие об определенных недостатках в работе коммер­ческой организации.

К первой группе относятся: "Непокрытые убытки прошлых лет" (фор­ма № 1), "Непокрытый убыток отчетного года" (форма № 1), "Кредиты и займы, не погашенные в срок", "Кредиторская задолжен­ность просроченная" "Векселя выданные просроченные" (форма № 5). Эти статьи свимволизируют о крайне неудовлетворительной работе коммерческой организации в отчетном периоде и сложившемся в результате этого финансовом положении. Причины образования отрицательной разницы между доходами и расходами по укрупненной номенклатуре статей можно проследить в форме № 2 (результат от реали­зации, результат от прочей реализации, результат от внереализационных операций). Более детально причины убыточной работы анализируются в ходе внутреннего анализа по данным бухгалтерского учета.[4]

Задача 1.

Рассчитайте влияние факторов на изменение объема выпуска продукции способом абсолютных отклонений.

1) изменение численности работников;

2) изменения количества рабочих дней;

3) изменение годовой выработки одного рабочего;


Показатели

Базисный период

Отчетный период

выпуск продукции

3000

3500

среднесписочная численность персонала

25

23

среднесписочная численность рабочих

20

19

общее число дней отработанных всеми рабочими

5625

5290

общее число часов отработанных всеми рабочими

45000

39675

Доля рабочих в общей численности персонала

1,25

1,210526316

количество дней отработанных одним рабочим

281,25

278,4210526

Продолжительность рабочего дня

8

7,5

среднегодовая выработка одного работающего

7031,25

6403,684211

среднегодовая выработка одного рабочего

351,5625

337,0360111

среднедневная выработка одного рабочего

0,9765625

0,936211142

среднечасовая выработка одного рабочего

0,122070313

0,124828152


Решение:

1) объема выпуска за счет изменения численности работников = (20-19)*351=351

2) объема выпуска за счет изменения количества дней = (281-278)*7031 = 21093

3) объема выпуска за счет изменения среднегодовая выработка одного рабочего = (351-337)*19 = 266

Вывод: объема выпуска за счет изменения численности работников изменился на 351, объема выпуска за счет изменения количества дней изменился на 21093, объема выпуска за счет изменения среднегодовая выработка одного рабочего изменился на 266.

Задача 2.

Проанализируйте эффективность использования материалов и определите влияние факторов на изменение объема выпуска продукции:

1) изменение стоимости материальных затрат;

2) изменение материалоотдачи.

Расчеты проведите способом цепных постановок;

Показатели

Базисный период

Отчетный период

Выпуск продукции

3000

3500

Материальные затраты

1950

2350

Материалоемкость

1,5

1,4

Решение:

Показатели

Базисный

отчетный

1

2

Материальные затраты

1950

2350

2350

2350

Материалоемкость

1,5

1,4

1,5

1,4

Выпуск продукции

3000

3500

3525

3500

1) За счет изменение стоимости материальных затрат = 3525-3000 = 525

2) За счет изменение материалоотдачи = 3500-3525 = -25

Вывод: За счет изменение стоимости материальных затрат объем выпуска увеличился на 525, за счет изменение материалоотдачи объем выпуска уменьшился на 25.

Задача 3.

Рассчитайте показатели эффективности использования основных фондов. Определите влияние на изменение объема выпушенной продукции:

1) Изменение стоимости основных фондов;

2) изменение показателя эффективности их использования

Показатели

Базисный

Отчетный

Выпуск продукции

5400

6300

Среднегодовая стоимость основных фондов

1200

1350

Стоимость машин и оборудования активной части фондов

900

1050

Доля активной части фондов

300

300

Фондоотдача всех фондов

4,5

4,666667

Фондоотдача активной части фондов

18

21

Решение:

1) За счет изменение стоимости основных фондов = (1350-1200)*4,6 = 690

2) За счет изменения показателя эффективности их использования = (300-300)*4,6 = 0

Вывод: За счет изменение стоимости основных фондов объем выпуска увеличился на 690, за счет изменения показателя эффективности их использования объем выпуска не изменился.

Список литературы

1.     Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник / Л.И. Кравченко и др. – Минск.: Новое издание, 2004 – 384 с.

2.     Басовский Л.Е. Теория экономического анализа: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 222 с.

3.     Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник.-М.: Финансы и статистика,1998 – 416 с.

4.     Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие – Минск.: Новое знание, 2001 – 704 с.

5.     Быкадаров В.Л., Алексеева П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия – М.: ПРИОР, 2001 – 96 с.



[1] Басовский Л.Е. Теория экономического анализа: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 212 с.


[2] Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник.-М.: Финансы и статистика,1998 – 316 с.


[3] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие – Минск.: Новое знание, 2001 – 254 с.


[4] Быкадаров В.Л., Алексеева П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия – М.: ПРИОР, 1999 – 46 с.