Содержание
Вопрос № 7. 3
Международные организации по стандартизации и участие РФ в них. 3
Вопрос № 16. 7
Государственный надзор и контроль за соблюдением стандартов. Ответственность за нарушение их требований. 7
Вопрос № 28. 9
Государственный контроль и надзор за средствами измерений. 9
Вопрос № 35. 12
Схемы сертификации, их содержание, особенности применения. 12
Список литературы.. 15
Вопрос № 7
Международные организации по стандартизации и участие РФ в них
Международная организация по стандартизации создана в 1946 г. двадцатью пятью национальными организациями по стандартизации. Фактически работа ее началась с 1947 г. СССР был одним из основателей организации, постоянным членом руководящих органов, дважды представитель Госстандарта избирался председателем организации. Россия стала членом ИСО как правопреемник распавшегося государства [4, с. 159].
При создании организации и выборе ее названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово isos – равный, вот почему на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название ISO (ИСО).
Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международная электротехнической комиссии (МЭК). Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации ИСО занимается проблемами сертификации.
ИСО определяет свои задачи следующим образом: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.
В последние годы ИСО уделяет много внимания стандартизации систем обеспечения качества. Практическим результатом усилий в этих направлениях являются разработка и издание международных стандартов. При их разработке ИСО учитывает ожидания всех заинтересованных сторон – производителей продукции (услуг), потребителей, правительственных кругов, научно-технических и общественных организаций.
На сегодняшний день в состав ИСО входят 120 стран своими национальными организациями по стандартизации. Россию представляет Госстандарт РФ в качестве комитета – члена ИСО. Всего в составе ИСО более 80 комитетов-членов. Кроме комитетов-членов членство в ИСО может иметь статус членов-корреспондентов, которыми являются организации по стандартизации развивающихся государств. Категория член-абонент введена для развивающихся стран. Комитеты-члены имеют право принимать участие в работе любого технического комитета ИСО, голосовать по проектам стандартов, избираться в состав Совета ИСО и быть представленными на заседаниях Генеральной ассамблеи. Члены-корреспонденты (их 25) не ведут активной работы в ИСО, но имеют право на получение информации о разрабатываемых стандартах. Члены-абоненты уплачивают льготные взносы, имеют возможность быть в курсе международной стандартизации [5,с . 123].
Национальные организации — это проводники всех достижений ИСО в свои страны, а также выразители национальной точки зрения в соответствующих технических комитетах организации.
Организационно в ИСО входят руководящие и рабочие органы. Руководящие органы: Генеральная ассамблея (высший орган), Совет, Техническое руководящее бюро. Рабочие органы — технические Комитеты (ТК), подкомитеты, технические консультативные группы (ТКГ) [2, с. 133].
Генеральная ассамблея – это собрание должностных лиц и делегатов, назначенных комитетами-членами. Каждый комитет-член имеет право представить не более трех делегатов, но их могут сопровождать наблюдатели. Члены-корреспонденты и члены-абоненты участвуют как наблюдатели.
Совет руководит работой ИСО в перерывах между сессиями Генеральной ассамблеи. Совет имеет право, не созывая Генеральной ассамблеи, направить в комитеты-члены вопросы для консультации или поручить комитетам-членам их решение. На заседаниях Совета решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании комитетов-членов Совета.
Совету ИСО подчиняется семь комитетов: ПЛАКО (техническое бюро), СТАКО (комитет по изучению научных принципов стандартизации); КАСКО (комитет по оценке соответствия); ИНФКО (комитет по научно-технической информации); ДЕВКО (комитет по оказанию помощи развивающимся странам); КОПОЛКО (комитет по защите интересов потребителей); РЕМКО (комитет по стандартным образцам).
ПЛАКО подготавливает предложения по планированию работы ИСО, по организации и координации технических сторон работы.
СТАКО обязан оказывать методическую и информационную помощь Совету ИСО по принципам и методике разработки международных стандартов.
КАСКО занимается вопросами подтверждения соответствия продукции, услуг процессов и систем качества требованиям стандартов, изучая практику этой деятельности и анализируя информацию.
ДЕВКО изучает запросы развивающихся стран в области стандартизации и разрабатывает рекомендации по содействию этим странам в данной области.
КОПОЛКО изучает вопросы обеспечения интересов потребителей и возможности содействия этому через стандартизацию; обобщает опыт участия потребителей в создании стандартов и составляет программы по обучению потребителей в области стандартизации и доведению до них необходимой информации о международных стандартах.
РЕМКО оказывает методическую помощь ИСО путем разработки соответствующих руководств по вопросам, касающимся стандартных образцов (эталонов).
Госстандарт России участвует в работе международных и региональных организаций , в том числе [5, с. 147]:
1. Международной организации по стандартизации (ИСО), дата вступления 1947г.;
2. Международной электротехнической комиссии (МЭК), дата вступления 1911г.;
3. Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ), дата вступления 1955 г.;
4. Межгосударственном совете по стандартизации , метрологии и сертификации стран Содружества Независимых Государств (МГС), дата вступления 1992г.;
5. Европейской Экономической комиссии ООН (EЭК ООН)
6. Европейской организации по качеству (ЕОК) , дата вступления 1967;
7. Конгресса по стандартизации стран Тихоокеанского бассейна (ПАСК)
8. Всемирной торговой организации (ВТО)
9. Система МЭК по подтверждению результатов испытаний и сертификации электронного оборудования(МЭК СЭ), дата вступления 1986г.
10. Системе безопасности электрооборудования (МЭК СБ)
11. Система сертификации электронных компонентов МЭК (МСС ЭК МЭК), дата вступления 1983г.
12. Система МЭК по сертификации в соответствии с требованиями стандартов на электрическое оборудование для взрывоопасных атмосфер (МЭКЕх),дата вступления 1983г.
13. Метрологической организации стран Центральной и Восточной Европы (КООМЕТ)
14. Азиатско-Тихоокеанском форуме по законодательной метрологии (АТФЗМ)
15. Рабочей группе из представителей России и Комиссии Европейского Союза (РГЕС-РФ)
16. Европейской организации по стандартизации в электротехнике (СЭНЭЛЕК)
17. Международное бюро мер и весов(МБМВ),дата вступления 1875г.;
18. Международной конференции по аккредитации лабораторий (ИЛАК)
19. Брюссельская Конвенция по сертификации ручного огнестрельного оружия(ПМК), дата вступления 1994г.
Вопрос № 16
Государственный надзор и контроль за соблюдением стандартов. Ответственность за нарушение их требований
Государственный контроль и надзор за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов осуществляется на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг.
Порядок осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов устанавливает Госстандарт России в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Должностные лица субъектов хозяйственной деятельности обязаны создавать все условия, необходимые для осуществления государственного контроля и надзора.
Органы государственного контроля и надзора [1, с. 202]:
1. Органами, осуществляющими государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, являются Госстандарт России, иные специально уполномоченные государственные органы управления в пределах их компетенции.
2. осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов проводится должностными лицами государственных органов управления в пределах их компетенции.
Непосредственное осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов от имени Госстандарта России проводится его должностными лицами - государственными инспекторами:
· главным государственным инспектором Российской Федерации по надзору за государственными стандартами;
· главными государственными инспекторами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов по надзору за государственными стандартами;
· государственными инспекторами по надзору за государственными стандартами.
Государственные инспектора, осуществляющие государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, являются представителями государственных органов управления и находятся под защитой государства.
Государственный инспектор имеет право:
1) свободного доступа в служебные и производственные помещения субъекта хозяйственной деятельности;
2) получать от субъекта хозяйственной деятельности документы и сведения, необходимые для проведения государственного контроля и надзора;
3) использовать технические средства и специалистов субъекта хозяйственной деятельности при проведении государственного контроля и надзора;
4) проводить в соответствии с действующими нормативными документами по стандартизации отбор проб и образцов продукции и услуг для контроля их соответствия обязательным требованиям государственных стандартов с отнесением стоимости израсходованных образцов и затрат на проведение испытаний (анализов, измерений) на издержки производства проверяемых субъектов хозяйственной деятельности;
5) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований государственных стандартов на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг;
6) выдавать предписания о запрете или приостановке реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации) проверенной продукции, а также выполнения работ и оказания услуг в случаях несоответствия продукции, работ и услуг обязательным требованиям государственных стандартов;
7) запрещать реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг в случае уклонения субъекта хозяйственной деятельности от предъявления продукции, работ и услуг для проверки.
Государственные инспектора в случае невыполнения выданных ими предписаний и постановлений субъектами хозяйственной деятельности направляют необходимые материалы в арбитражный суд, органы прокуратуры или суд для принятия мер, установленных законодательством Российской Федерации.
Государственные инспектора при осуществлении возложенных на них обязанностей должны защищать интересы потребителей, субъектов хозяйственной деятельности и государства, руководствуясь законодательством.
Государственные инспектора несут установленную законодательством ответственность за невыполнение и ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей, разглашение государственной или коммерческой тайны.
Вопрос № 28
Государственный контроль и надзор за средствами измерений
Метрологический контроль за состоянием средств измерений и соблюдением метрологических правил осуществляется в целях обеспечения единства и достоверности измерений, защиты граждан от отрицательных последствий неточных и неправильных измерений.
Все субъекты хозяйствования (независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, в том числе и с иностранными инвестициями), осуществляющие оптовую и розничную торговлю, торгово-производственную деятельность, имеют право применять только те средства измерений, которые прошли государственный метрологический надзор или
метрологический контроль.
Основными задачами метрологического контроля являются [3, с. 144]:
- проверка соблюдения законов и иных нормативных актов действующих на территории России в области метрологии;
- предупреждение и пресечение нарушений метрологических правил и норм, принятие мер по устранению выявленных нарушений.
Средства измерений, не прошедшие государственные испытания или метрологическую аттестацию, неповеренные, с истекшим сроком поверки и не соответствующие установленным техническим требованиям, не допускаются к применению и подлежат изъятию из эксплуатации.
При отрицательных результатах поверки изъятые из эксплуатации средства измерений направляются в ремонт либо списываются в установленном порядке.
Лица, ответственные за осуществление метрологического контроля средств измерений (заместители руководителей предприятий, заведующие отделами, производством, секциями и др.), должны иметь необходимые знания, сдать экзамены в объеме технического минимума комиссии, организуемой торговой организацией или предприятием с участием территориального органа Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации, и обеспечивать квалифицированное выполнение своих обязанностей.
При осуществлении метрологического контроля за состоянием средств измерений и соблюдением метрологических правил следует руководствоваться законодательными актами Российской Федерации, действующими нормативными документами в области метрологии.
Минторг осуществляет:
- разработку, согласование и издание положений, правил, инструкций и указаний по вопросам метрологического контроля за средствами измерений и соблюдением метрологических правил, а также по организации ремонта и технического обслуживания средств измерений;
- проведение анализа состояния измерений на объектах торговли и разработку программ метрологического обеспечения отрасли;
- проведение организационных и технических мероприятий по совершенствованию измерительного хозяйства, разработке и внедрению рациональных конструкций средств измерений;
- методическое руководство в отрасли по вопросам метрологического контроля;
- Осуществляют проверку у закрепленных субъектов хозяйствования [1, 5 и др.]:
а) наличия приказа (распоряжения) о назначении лица, ответственного за состоянием средств измерений и соблюдение метрологических правил;
б) наличия утвержденного в установленном порядке документа, определяющего права и обязанности ответственного лица и соответствие фактической деятельности этого лица указанному документу (в торговых единицах - наличие приказа, распоряжения о закреплении средств измерений за лицами, ответственными за их правильную эксплуатацию);
в) наличия и выполнения директивных указаний по улучшению состояния измерений в торговле;
г) наличия и состояния нормативной документации, регламентирующей требования к выполнению измерений при торговых операциях;
д) правильности применения установленных в Российской Федерации единиц физических величин;
е) состояния и применения методик выполнения измерений и средств измерений;
ж) организации учета, ремонта и технического обслуживания средств измерений (наличие графиков поверки, журнала учета поверки средств измерений, договоров на техническое обслуживание и ремонт средств измерений);
з) правильности выбора средств измерений;
и) состояния, применения и аттестации испытательного оборудования;
к) соблюдения условий хранения, эксплуатации, ремонта и реализации средств измерений;
л) наличия разрешения на ремонт и реализацию средств измерений, а также необходимых условий для осуществления этих видов деятельности;
м) результатов измерений, в том числе фасованных товаров в упаковках любого вида при их продаже ;
н) правильности отнесения средств измерений к подлежащим обязательной государственной поверке;
о) обеспеченности необходимыми средствами измерений (в том числе для контроля условий хранения сырья, полуфабрикатов, товаров);
п) наличия документа, устанавливающего порядок контроля за средствами измерений
Результаты метрологического контроля оформляются актом. Акт подписывают все участники проверки, после чего в него запрещается вносить изменения или дополнения. Содержание акта доводят до сведения руководителя проверенного объекта, который его подписывает. В случае отказа от
подписи об этом в акте делается соответствующая запись.
Государственный надзор за работой вышеуказанных служб метрологического контроля осуществляют Госстандарт, его территориальные органы, а также другие органы государственного управления и контроля в соответствии с их полномочиями.
Вопрос № 35
Схемы сертификации, их содержание, особенности применения
По решению органа по сертификации может быть заявителю определена любая схема из приведенных в таблице. Назначение схемы сертификации проводится, исходя из рода деятельности заявителя (производитель, продавец или оператор) и серийности исполнения заявленного на сертификацию оборудования (серийное производство, ограниченный тираж или единичное исполнение). Схемы сертификации отличаются объемом проводимых работ, сроками их выполнения и стоимостью.
Таблица 1
Схемы сертификации [1, с. 45]
№ схемы |
Заявитель |
Вид испытания |
Срок действия сертификата |
Проверка и оценка производства |
Форма ИК |
Продление |
Формулировки в сертификатах в разделе "Решение органа по сертификации" |
Схема №1 |
Продавец, оператор |
Испытания типа и проверка аутентич-ти |
Не более полугода |
|
|
|
Подтверждение соответствия ТТ всего объема поставок в рамках договора |
Схема №1а |
Изготовитель |
Испытания типа |
Не более полугода |
Анализ состояния производства |
|
|
Подтверждение соотв. ТТ, п.п. 4.9, 4.10, ГОСТ Р ИСО-9002 |
Схема №2 |
Продавец |
Испытания типа |
1 год |
|
По результатам ИК за сертифицированной продукцией у продавца |
ИК (протоколы ИЛ, ИЦ) |
Подтверждение соответствию ТТ |
Схема №2а |
Продавец |
Испытания типа |
1 год |
Анализ состояния производства |
По результатам ИК за сертифицированной продукцией у продавца |
ИК (протоколы изготовителя) |
Подтверждение соотв. ТТ, п.п. 4.9, 4.10, ГОСТ Р ИСО-9002 |
Схема №3 |
Изготовитель |
Испытания типа |
1 год |
|
По результатам ИК за сертифицированной продукцией у изготовителя |
ИК (протоколы ИЛ, ИЦ) |
Подтверждение соответствию ТТ |
Схема №3а |
Изготовитель |
Испытания типа |
1 год |
Анализ состояния производства |
По результатам ИК за сертифицированной продукцией у изготовителя |
ИК (протоколы изготовителя) |
Подтверждение соотв. ТТ, п.п. 4.9, 4.10, ГОСТ Р ИСО-9002 |
Схема №4 |
Изготовитель |
Испытания типа |
1 год |
|
По результатам ИК за сертифицированной продукцией у продавца и изготовителя |
ИК (протоколы ИЛ, ИЦ) |
Подтверждение соответствия ТТ |
Схема №4а |
Изготовитель |
Испытания типа |
1 год |
Анализ состояния производства |
По результатам ИК за сертифицированной продукцией у продавца и изготовителя |
ИК (протоколы изготовителя, ИЦ, ИЛ) |
Подтверждение соотв. ТТ, п.п. 4.9, 4.10, ГОСТ Р ИСО-9002 |
Схема №5 |
Изготовитель |
Испытания типа и проверка и оценка СК |
3 года |
Сертификация СК |
По результатам ИК за СК |
ИК (заключения ИЛ, ИЦ по СК) |
Подтверждение соответствия ГОСТ Р ИСО-9000, ТТ |
Схема №7 |
Изготовитель, продавец, оператор |
Испытания типа |
В течение всего срока службы |
|
|
|
Подтверждение соответствия ТТ конкретной партии |
Схема №8 |
Изготовитель, продавец, оператор |
Испытания каждого образца |
В течение всего срока службы |
|
|
|
Подтверждение соответствия ТТ каждого образца |
Список литературы
1) Закон рФ «О сертификации продукции и услуг» от 1.06.93 г., № 5151-1//Экономика и жизнь. – 1993.- № 27
2) Закон РФ «О стандартизации» от 10.06.1993г. № 5154-1// Экономика и жизнь. – 1993. - № 28
3) Васильев А.Л. Стандартизация для всех. – М.: Изд-во стандартов, 1992
4) Государственная система стандартизации. – М.: Изд-во стандартов, 1993
5) Крылова Г.Д. Основы стандартизации, метрологии и сертификации. – М, 1998
6) Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии и сертификации. – М.: Юрайт, 1999
7) Ловачева Г.Н., Мглинец А.И. Успенская Н.С. Стандартизация и контроль качества продукции. – М, 1990
8) Николаева М.А. Сертификация потребительских товаров. – М.: Экономика, 1995
9) Плотникова Т.В. Основы стандартизации потребительских товаров: Учеб. пособ. – Новосибирск, 1995
10) Сертификация продукции в РФ. – М.: Изд-во «Ось», 1997
11) Управление качеством продукции: Справочник.- М.: Изд- во стандартов, 1985
12) Шишикин И.Ф. Метрология, стандартизация и управление качеством . – М.: Изд-во стандартов, 1990