Содержание

Вопрос № 7. 3

Международные организации по стандартизации и участие РФ в них. 3

Вопрос № 16. 7

Государственный  надзор и контроль за соблюдением стандартов. Ответственность за нарушение их требований. 7

Вопрос  № 28. 9

Государственный контроль и надзор за  средствами измерений. 9

Вопрос № 35. 12

Схемы сертификации, их содержание, особенности применения. 12

Список литературы.. 15




















Вопрос № 7

Международные организации по стандартизации и участие РФ в них

Международная организация по стандартизации создана в 1946 г. двадцатью пятью национальными организациями по стандартизации. Фактически работа ее началась с 1947 г. СССР был одним из основателей организации, постоянным членом руководящих органов, дважды представитель Госстандарта избирался председателем организации. Россия стала членом ИСО как правопреемник распавшегося государства [4, с. 159].

При создании организации и выборе ее названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово isos – равный, вот почему на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название ISO (ИСО).

Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международная электротехнической комиссии (МЭК). Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации ИСО занимается проблемами сертификации.

ИСО определяет свои задачи следующим образом: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.

В последние годы ИСО уделяет много внимания стандартиза­ции систем обеспечения качества. Практическим результатом усилий в этих на­правлениях являются разработка и издание международных стандартов. При их разработке ИСО учитывает ожидания всех заинтересованных сторон – произво­дителей продукции (услуг), потребителей, правительственных кругов, научно-технических и общественных организаций.

На сегодняшний день в состав ИСО входят 120 стран своими националь­ными организациями по стандартизации. Россию представляет Госстандарт РФ в качестве комитета – члена ИСО. Всего в составе ИСО более 80 комитетов-чле­нов. Кроме комитетов-членов членство в ИСО может иметь статус членов-коррес­пондентов, которыми являются организации по стандартизации развивающихся государств. Категория член-абонент введена для развивающихся стран. Комитеты-члены имеют право принимать участие в работе любого технического комитета ИСО, голосовать по проектам стандартов, избираться в состав Совета ИСО и быть представленными на заседаниях Генеральной ассамблеи. Члены-корреспон­денты (их 25) не ведут активной работы в ИСО, но имеют право на получение информации о разрабатываемых стандартах. Члены-абоненты уплачивают льгот­ные взносы, имеют возможность быть в курсе международной стандартизации [5,с . 123].

Национальные организации — это проводники всех достижений ИСО в свои страны, а также выразители национальной точки зрения в соответствующих технических комитетах организации.

Организационно в ИСО входят руководящие и ра­бочие органы. Руководящие органы: Генеральная ассамблея (высший орган), Совет, Техническое руководящее бюро. Рабочие органы — технические Комитеты (ТК), подкомитеты, технические консультативные группы (ТКГ) [2, с. 133].

Генеральная ассамблея – это собрание должностных лиц и делегатов, на­значенных комитетами-членами. Каждый комитет-член имеет право представить не более трех делегатов, но их могут сопровождать наблюдатели. Члены-коррес­понденты и члены-абоненты участвуют как наблюдатели.

Совет руководит работой ИСО в перерывах между сессиями Генеральной ассамблеи. Совет имеет право, не созывая Генеральной ассамблеи, направить в коми­теты-члены вопросы для консультации или поручить комитетам-членам их реше­ние. На заседаниях Совета решения принимаются большинством голосов присут­ствующих на заседании комитетов-членов Совета.

Совету ИСО подчиняется семь комитетов: ПЛАКО (техническое бюро), СТАКО (комитет по изучению научных принципов стандартизации); КАСКО (комитет по оценке соответствия); ИНФКО (комитет по научно-технической ин­формации); ДЕВКО (комитет по оказанию помощи развивающимся странам); КОПОЛКО (комитет по защите интересов потребителей); РЕМКО (комитет по стандартным образцам).

ПЛАКО подготавливает предложения по планированию работы ИСО, по организации и координации технических сторон работы.

СТАКО обязан оказывать методическую и информационную помощь Совету ИСО по принципам и методике разработки международных стандартов.

КАСКО занимается вопросами подтверждения соответствия продукции, ус­луг процессов и систем качества требованиям стандартов, изучая практику этой деятельности и анализируя информацию.

ДЕВКО изучает запросы развивающихся стран в области стандартизации и разрабатывает рекомендации по содействию этим странам в данной области.

КОПОЛКО изучает вопросы обеспечения интересов потребителей и возмож­ности содействия этому через стандартизацию; обобщает опыт участия потребите­лей в создании стандартов и составляет программы по обучению потребителей в области стандартизации и доведению до них необходимой информации о между­народных стандартах.

РЕМКО оказывает методическую помощь ИСО путем разработки соответст­вующих руководств по вопросам, касающимся стандартных образцов (эталонов).

Госстандарт России участвует в работе международных и региональных организаций , в том числе [5, с. 147]:

1.  Международной организации по стандартизации (ИСО), дата вступления 1947г.;

2.  Международной электротехнической комиссии (МЭК), дата вступления 1911г.;

3.  Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ), дата вступления 1955 г.;

4.  Межгосударственном совете по стандартизации , метрологии и сертификации стран Содружества Независимых Государств (МГС), дата вступления 1992г.;

5.  Европейской Экономической комиссии ООН (EЭК ООН)

6.  Европейской организации по качеству (ЕОК) , дата вступления 1967;

7.  Конгресса по стандартизации стран Тихоокеанского бассейна (ПАСК)

8.  Всемирной торговой организации (ВТО)

9.  Система МЭК по подтверждению результатов испытаний и сертификации электронного оборудования(МЭК СЭ), дата вступления 1986г.

10.  Системе безопасности электрооборудования (МЭК СБ)

11.  Система сертификации электронных компонентов МЭК (МСС ЭК МЭК), дата вступления 1983г.

12.  Система МЭК по сертификации в соответствии с требованиями стандартов на электрическое оборудование для взрывоопасных атмосфер (МЭКЕх),дата вступления 1983г.

13.  Метрологической организации стран Центральной и Восточной Европы (КООМЕТ)

14.  Азиатско-Тихоокеанском форуме по законодательной метрологии (АТФЗМ)

15.  Рабочей группе из представителей России и Комиссии Европейского Союза (РГЕС-РФ)

16.  Европейской организации по стандартизации в электротехнике (СЭНЭЛЕК)

17.  Международное бюро мер и весов(МБМВ),дата вступления 1875г.;

18.  Международной конференции по аккредитации лабораторий (ИЛАК)

19.  Брюссельская Конвенция по сертификации ручного огнестрельного оружия(ПМК), дата вступления 1994г.

Вопрос № 16

Государственный  надзор и контроль за соблюдением стандартов. Ответственность за нарушение их требований

Государственный контроль и надзор за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов осуществляется на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг.

Порядок осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов устанавливает Госстандарт России в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Должностные лица субъектов хозяйственной деятельности обязаны создавать все условия, необходимые для осуществления государственного контроля и надзора.

Органы государственного контроля и надзора [1, с. 202]:

1.     Органами, осуществляющими государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, являются Госстандарт России, иные специально уполномоченные государственные органы управления в пределах их компетенции.

2.     осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов проводится должностными лицами государственных органов управления в пределах их компетенции.

Непосредственное осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов от имени Госстандарта России проводится его должностными лицами - государственными инспекторами:

·        главным государственным инспектором Российской Федерации по надзору за государственными стандартами;

·        главными государственными инспекторами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов по надзору за государственными стандартами;

·        государственными инспекторами по надзору за государственными стандартами.

Государственные инспектора, осуществляющие государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, являются представителями государственных органов управления и находятся под защитой государства.

Государственный инспектор имеет право:

1) свободного доступа в служебные и производственные помещения субъекта хозяйственной деятельности;

2) получать от субъекта хозяйственной деятельности документы и сведения, необходимые для проведения государственного контроля и надзора;

3) использовать технические средства и специалистов субъекта хозяйственной деятельности при проведении государственного контроля и надзора;

4) проводить в соответствии с действующими нормативными документами по стандартизации отбор проб и образцов продукции и услуг для контроля их соответствия обязательным требованиям государственных стандартов с отнесением стоимости израсходованных образцов и затрат на проведение испытаний (анализов, измерений) на издержки производства проверяемых субъектов хозяйственной деятельности;

5) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований государственных стандартов на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг;

6) выдавать предписания о запрете или приостановке реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации) проверенной продукции, а также выполнения работ и оказания услуг в случаях несоответствия продукции, работ и услуг обязательным требованиям государственных стандартов;

7) запрещать реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг в случае уклонения субъекта хозяйственной деятельности от предъявления продукции, работ и услуг для проверки.

Государственные инспектора в случае невыполнения выданных ими предписаний и постановлений субъектами хозяйственной деятельности направляют необходимые материалы в арбитражный суд, органы прокуратуры или суд для принятия мер, установленных законодательством Российской Федерации.

Государственные инспектора при осуществлении возложенных на них обязанностей должны защищать интересы потребителей, субъектов хозяйственной деятельности и государства, руководствуясь законодательством.

Государственные инспектора несут установленную законодательством ответственность за невыполнение и ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей, разглашение государственной или коммерческой тайны.

Вопрос  № 28

Государственный контроль и надзор за  средствами измерений

Метрологический контроль за состоянием средств измерений и соблюдением    метрологических   правил   осуществляется   в   целях обеспечения единства и достоверности измерений,  защиты  граждан  от отрицательных последствий неточных и неправильных измерений.

Все    субъекты   хозяйствования   (независимо   от   форм собственности  и  ведомственной  подчиненности,  в  том  числе  и  с иностранными   инвестициями),  осуществляющие  оптовую  и  розничную торговлю,  торгово-производственную   деятельность, имеют  право  применять  только  те  средства измерений, которые прошли государственный метрологический надзор или

метрологический контроль.

Основными  задачами метрологического контроля являются [3, с. 144]:

     - проверка  соблюдения  законов  и   иных   нормативных   актов действующих на территории России  в области метрологии;

     - предупреждение и пресечение нарушений метрологических  правил и норм, принятие мер по устранению выявленных нарушений.

Средства измерений, не прошедшие государственные испытания или  метрологическую  аттестацию,  неповеренные,  с  истекшим сроком поверки и не соответствующие установленным техническим  требованиям, не допускаются к применению и подлежат изъятию из эксплуатации.      

При отрицательных  результатах  поверки изъятые из эксплуатации средства  измерений  направляются  в  ремонт  либо   списываются   в установленном порядке.

Лица,  ответственные  за  осуществление   метрологического контроля  средств  измерений (заместители руководителей предприятий, заведующие отделами,  производством,  секциями и др.), должны  иметь необходимые  знания,  сдать  экзамены в объеме технического минимума комиссии,  организуемой торговой  организацией  или  предприятием  с участием   территориального   органа   Комитета  по  стандартизации, метрологии  и   сертификации,   и   обеспечивать   квалифицированное выполнение своих обязанностей.

При  осуществлении метрологического контроля за состоянием средств  измерений  и  соблюдением  метрологических  правил  следует руководствоваться   законодательными   актами  Российской Федерации, действующими    нормативными  документами   в   области метрологии.

Минторг  осуществляет:

     - разработку,  согласование  и   издание   положений,   правил, инструкций  и  указаний  по  вопросам  метрологического  контроля за средствами измерений и соблюдением метрологических правил,  а  также по   организации   ремонта   и   технического  обслуживания  средств измерений;

     - проведение анализа состояния измерений на объектах торговли и разработку программ метрологического обеспечения отрасли;

     - проведение   организационных  и  технических  мероприятий  по совершенствованию измерительного хозяйства,  разработке и  внедрению рациональных конструкций средств измерений;

     - методическое    руководство    в    отрасли    по    вопросам метрологического контроля;

     - Осуществляют   проверку   у    закрепленных    субъектов хозяйствования [1, 5 и др.]:

     а) наличия    приказа   (распоряжения)   о   назначении   лица, ответственного  за  состоянием  средств   измерений   и   соблюдение метрологических правил;

     б) наличия  утвержденного  в  установленном  порядке документа, определяющего права и обязанности ответственного лица и соответствие фактической деятельности этого лица указанному документу (в торговых единицах -  наличие  приказа,  распоряжения  о  закреплении  средств измерений за лицами, ответственными за их правильную эксплуатацию);

     в) наличия  и  выполнения  директивных  указаний  по  улучшению состояния измерений в торговле;

     г) наличия    и     состояния     нормативной     документации, регламентирующей  требования  к  выполнению  измерений  при торговых операциях;

     д) правильности  применения установленных в Российской Федерации единиц физических величин;

     е) состояния  и  применения  методик  выполнения  измерений   и средств измерений;

     ж) организации  учета,  ремонта  и  технического   обслуживания средств  измерений (наличие графиков поверки,  журнала учета поверки средств измерений,  договоров на техническое обслуживание  и  ремонт средств измерений);

     з) правильности выбора средств измерений;

     и) состояния,    применения    и    аттестации   испытательного оборудования;

     к) соблюдения  условий  хранения,   эксплуатации,   ремонта   и реализации средств измерений;

     л) наличия  разрешения  на  ремонт  и  реализацию средств измерений,  а также необходимых  условий  для  осуществления этих видов деятельности;

     м) результатов  измерений,  в  том  числе  фасованных товаров в упаковках любого вида при их продаже ;

     н) правильности   отнесения   средств  измерений  к  подлежащим обязательной государственной поверке;

     о) обеспеченности  необходимыми  средствами  измерений  (в  том числе для контроля условий хранения сырья, полуфабрикатов, товаров);

     п) наличия  документа,  устанавливающего  порядок  контроля  за средствами измерений

Результаты   метрологического  контроля оформляются актом. Акт подписывают все участники проверки,  после чего в него запрещается вносить изменения или дополнения. Содержание   акта   доводят   до   сведения   руководителя проверенного объекта,  который его подписывает.  В случае отказа  от

подписи об этом в акте делается соответствующая запись.  

Государственный  надзор  за  работой  вышеуказанных  служб метрологического    контроля    осуществляют    Госстандарт,     его территориальные  органы,  а  также  другие  органы  государственного управления и контроля в соответствии с их полномочиями.

Вопрос № 35

Схемы сертификации, их содержание, особенности применения

По решению органа по сертификации может быть заявителю определена любая схема из приведенных в таблице. Назначение схемы сертификации проводится, исходя из рода деятельности заявителя (производитель, продавец или оператор) и серийности исполнения заявленного на сертификацию оборудования (серийное производство, ограниченный тираж или единичное исполнение). Схемы сертификации отличаются объемом проводимых работ, сроками их выполнения и стоимостью.


Таблица 1

Схемы сертификации [1, с. 45]

№ схемы

Заявитель

Вид испытания

Срок действия сертификата

Проверка и оценка производства

Форма ИК

Продление

Формулировки в сертификатах в разделе "Решение органа по сертификации"

Схема №1

Продавец, оператор

Испытания типа и проверка аутентич-ти

Не более полугода




Подтверждение соответствия ТТ всего объема поставок в рамках договора

Схема №1а

Изготовитель

Испытания типа

Не более полугода

Анализ состояния производства



Подтверждение соотв. ТТ, п.п. 4.9, 4.10, ГОСТ Р ИСО-9002

Схема №2

Продавец

Испытания типа

1 год


По результатам ИК за сертифицированной продукцией у продавца

ИК (протоколы ИЛ, ИЦ)

Подтверждение соответствию ТТ

Схема №2а

Продавец

Испытания типа

1 год

Анализ состояния производства

По результатам ИК за сертифицированной продукцией у продавца

ИК (протоколы изготовителя)

Подтверждение соотв. ТТ, п.п. 4.9, 4.10, ГОСТ Р ИСО-9002

Схема №3

Изготовитель

Испытания типа

1 год


По результатам ИК за сертифицированной продукцией у изготовителя

ИК (протоколы ИЛ, ИЦ)

Подтверждение соответствию ТТ

Схема №3а

Изготовитель

Испытания типа

1 год

Анализ состояния производства

По результатам ИК за сертифицированной продукцией у изготовителя

ИК (протоколы изготовителя)

Подтверждение соотв. ТТ, п.п. 4.9, 4.10, ГОСТ Р ИСО-9002

Схема №4

Изготовитель

Испытания типа

1 год


По результатам ИК за сертифицированной продукцией у продавца и изготовителя

ИК (протоколы ИЛ, ИЦ)

Подтверждение соответствия ТТ

Схема №4а

Изготовитель

Испытания типа

1 год

Анализ состояния производства

По результатам ИК за сертифицированной продукцией у продавца и изготовителя

ИК (протоколы изготовителя, ИЦ, ИЛ)

Подтверждение соотв. ТТ, п.п. 4.9, 4.10, ГОСТ Р ИСО-9002

Схема №5

Изготовитель

Испытания типа и проверка и оценка СК

3 года

Сертификация СК

По результатам ИК за СК

ИК (заключения ИЛ, ИЦ по СК)

Подтверждение соответствия ГОСТ Р ИСО-9000, ТТ

Схема №7

Изготовитель, продавец, оператор

Испытания типа

В течение всего срока службы




Подтверждение соответствия ТТ конкретной партии

Схема №8

Изготовитель, продавец, оператор

Испытания каждого образца

В течение всего срока службы




Подтверждение соответствия ТТ каждого образца









Список литературы

1)     Закон рФ «О сертификации продукции и услуг» от 1.06.93 г., № 5151-1//Экономика и жизнь. – 1993.- № 27

2)     Закон РФ «О стандартизации» от 10.06.1993г. № 5154-1// Экономика и жизнь. – 1993. - № 28

3)     Васильев А.Л. Стандартизация для всех. – М.: Изд-во стандартов, 1992

4)     Государственная система стандартизации. – М.: Изд-во стандартов, 1993

5)     Крылова Г.Д. Основы стандартизации, метрологии и сертификации. – М, 1998

6)     Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии и сертификации. – М.: Юрайт, 1999

7)     Ловачева Г.Н., Мглинец А.И. Успенская Н.С. Стандартизация и контроль качества продукции. – М, 1990

8)     Николаева М.А. Сертификация потребительских товаров. – М.: Экономика, 1995

9)     Плотникова Т.В. Основы  стандартизации потребительских товаров: Учеб. пособ. – Новосибирск, 1995

10)                      Сертификация продукции в РФ. – М.: Изд-во «Ось», 1997

11)                        Управление качеством продукции: Справочник.- М.: Изд- во стандартов, 1985

12)                      Шишикин И.Ф. Метрология, стандартизация и  управление качеством . – М.: Изд-во стандартов, 1990