Содержание
1. Процесс разработки новых товаров. 3
2. Основные направления маркетинговых исследований. 7
3. Функции маркетинга ЗАО "РЕНТСЕРВИС". 11
Список использованной литературы.. 16
1. Процесс разработки новых товаров.
Процесс создания нового товара на следующие основные этапы: [1]
1. Поиск идеи нового товара.
2. Предварительная оценка идеи и выбор наиболее приемлемого пути ее осуществления.
3. Исследование потребительских свойств нового товара и анализ рынка.
4. Изучение особенностей процесса производства.
5. Организация опытного производства и пробного сбыта.
6. Переход к серийному производству и осуществлению комплексной программы маркетинга.
Следует иметь в виду, что по окончании каждого этапа проводится всесторонняя ревизия достигнутых результатов.
Поиск идеи нового товара. Для обеспечения успеха деятельности по разработке новых товаров необходимо наладить постоянное поступление новых идей. Поступающие на рассмотрение идеи должны соответствовать возможностям предприятия. Кроме того, их должно быть достаточно много для обеспечения свободы выбора. Актуальность поступающих идей во многом зависит от того, насколько тщательно разработаны принципы товарной политики предприятия, исходя из его реальных возможностей, и насколько эффективно доведена эта политика до всех звеньев организации. Каждый отдельный сотрудник и каждая отдельная группа работников должны точно знать, в каких именно сферах товарного поиска компания заинтересована больше всего. Среди основных источников поступления идей новых товаров можно назвать опросы, проводимые среди существующих и потенциальных клиентов и агентов по сбыту, а также исследования отдельных или взаимосвязанных рынков. Источниками идей могут также быть специалисты сферы НИОКР, работники отдела технического обслуживания, коммивояжеры, представители руководства компании, сотрудники патентного отдела, изобретатели. На идеи создания новых товаров можно натолкнуться в процессе анализа ассортимента продукции конкурентов, в ходе изучения разного рода печатных материалов и литературы. Нельзя забывать и о внешних источниках идей, таких, - как профессиональные ассоциации и общества, специализированные выставки и экспозиции и т. п. Процесс создания нового товара сплошь и рядом длится годы, и поэтому при отборе идеи следует учитывать не сиюминутные запросы клиентуры, а перспективные потребности завтрашнего дня. Пополнение ассортимента новыми товарами всегда связано с риском, и кандидатов на включение в производственную программу фирмы следует отбирать с большой осторожностью.
Предварительная оценка идеи. На этапе предварительной оценки идеи нового товара решаются две задачи. Во-первых, происходит отсев явно негодных проектов не заслуживающих дальнейшего внимания. И, во-вторых, из числа оставшихся после отсева идей отбираются наиболее удачные и многообещающие, которые можно рекомендовать для экспериментальной проработки сферой НИОКР.
Среди основных проблем, рассматриваемых на данном этапе, можно назвать такие, как ожидаемая потенциальная норма прибыли нового товара, конъюнктурное положение компании, ее способность к восприятию нового товара, соотношение между наличными финансовыми ресурсами и объемом капиталовложений необходимых для осуществления проекта. Дается приблизительная оценка объемов спроса, анализируются устойчивые тенденции его развития, проводится обзор методов, использование которых необходимо для обеспечения успешного сбыта товара, рассматриваются вопросы структуры цен и т. д. Многие идеи новых товаров тесно связаны с проблемами технического конструирования. Поэтому необходимо дать оценку технической осуществимости предложенной идеи и вероятности успеха в решении стоящих технических задач. Следует остановиться и на проблемах производства, определив, какое именно оборудование потребуется, какими будут издержки производства, имеются ли в достатке необходимые исходные материалы и можно ли гарантировать непрерывность их поставок. В ряде случаев могут возникнуть проблемы юридического характера — как с точки зрения патентной ситуации, так и в связи с возможным риском в процессе использования товара клиентами.
Исследование потребительских свойств товара и анализ рынка. После одобрения идеи на этапе предварительной оценки приступают к проведению исследований технического и экономического характера, а также к исследованию рынка. Объем технических исследований может быть самым разнообразным в зависимости от трудности обеспечения удовлетворительных свойств товара.
Чем ближе товар к изделиям существующего ассортимента, тем меньше потребность в технических исследованиях. На этом этапе выясняют физические свойства нового товара, организуют производство небольших партий этого товара в лабораторных условиях, приступают к исследованию проблем его возможного использования, начинают предварительную работу над патентами, проводят предварительные оценки издержек производства. Некоторые товары промышленного назначения, особенно материалы и пищевые продукты, могут поставляться пробными партиями ограниченному кругу клиентов, что позволяет провести предварительную оценку их пригодности для удовлетворения запросов потребителей. Специалисты, ответственные за организацию сбыта, должны также подготовить отчет об экономических возможностях товара.
Изучение особенностей процесса производства. По времени данный этап может частично совпадать с этапом исследования потребительских свойств товара и анализа рынка. Специалисты-техники изучают приемлемые методы производства нового товара и приступают к оформлению информации, необходимой для подачи заявки на патент. Одновременно исследуются проблемы управления качеством нового товара и разрабатываются планы мероприятий, которые следует проводить в этой области на этапе опытного производства и последующих этапах. Специалисты по организации сбыта продолжают поиски потенциальных потребителей, прибегая, если это возможно, к испытаниям в рабочих условиях ограниченных партий нового товара, изготовленного в лаборатории. Кроме того, на данном этапе специалисты по организации сбыта и специалисты по исследованиям рынка начинают работать над созданием названия товара и его упаковки. Еще раз тщательно проверяется конструкция товара, дабы убедиться, что все заслуживающие внимания предложения и советы, собранные в ходе ограниченных пробных испытаний товара в рабочих условиях, должным образом учтены и использованы. Данные, полученные в процессе исследования и отработки методов производства, а также результаты всестороннего изучения товара, проводившегося на этом и предшествующих этапах, плюс информация о рынке и сведения экономического характера дают достаточно материала для подготовки отчета о состоянии дела, в котором, в частности, даются рекомендации относительно дальнейшего направления работ над проектом.
Организация опытного производства. Одна из основных задач данного этапа заключается в проверке приемлемости и пригодности предлагаемой технологии изготовления товара. Для этой цели развертывают небольшое опытное производство, на котором изготовляются ограниченные партии новинки. Имея в своем распоряжении сравнительно достаточное количество товара, специалисты по организации сбыта могут провести практически всесторонние натурные испытания новинки среди узкого круга клиентов. Деятельность опытного производства, как правило, дает полный объем исходной информации для запуска нового товара в серию и позволяет довольно точно определить уровень и структуру издержек производства. К этому времени заканчиваются испытания товара на пробном рынке, и производитель получает сведения о возможных путях и способах применения новинки. В ходе опытного производства на товар назначается определенная цена. Одновременно появляется возможность определить и ожидаемую продажную цену товара в условиях серийного производства. На основе всей имеющейся информации можно еще раз, но уже более точно, определить размеры рынка и дать оценку норме прибыли нового товара. Вся полученная информация сводится воедино и представляется на рассмотрение руководителям проекта в виде обстоятельного доклада. Если проект получает их одобрение, он передается на окончательное утверждение высшему руководству компании, после чего приступают к развертыванию серийного производства. Именно в этот момент компания принимает решение о выделении для продолжения работ крупных сил и средств.
Серийное производство и начало комплексной программы сбыта. Утверждение проекта высшим руководством означает, что товар передается в серийное производство и следует приступать к осуществлению комплексной программы его сбыта. Происходит окончательная ассимиляция новинки всеми подразделениями и службами компании. Пока развертывается серийное производство, заканчивают разного рода работы, начатые на предшествующих этапах процесса, такие, как создание упаковки товара, создание тары, в которой его будут отгружать, разработка рекламы, подготовка товаросопроводительной документации, технической литературы и т. п. Другими словами, заканчивается комплексная подготовка к выпуску новинки на рынок, размеры которого значительно больше размеров пробного рынка, существовавшего в период опытного производства.
2. Основные направления маркетинговых исследований
Исследования маркетинга — это сбор, обработка и анализ данных о рынке, конкурентах, потребителях, ценах, внутреннем потенциале предприятия в целях уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений. Общенаучные и аналитико-прогностические методы являются основой таких исследований, а источниками информационного обеспечения — результаты кабинетных и полевых исследований (внутренние и внешние, собственные и платные и др.). Результатом исследований маркетинга являются конкретные разработки, которые используются при выборе и реализации стратегии и тактики маркетинговой деятельности предприятия.[2]
Исследование рынка — самое распространенное направление в маркетинговых исследованиях. Как подчеркивают специалисты, без рыночных исследований невозможно систематически собирать, анализировать и сопоставлять всю информацию, необходимую для принятия важных решений, связанных с деятельностью на рынке, выбором рынка, определением объема продаж, прогнозированием и планированием рыночной деятельности. Объектами рыночного исследования являются тенденции и процессы развития рынка, включая анализ изменения экономических, научно-технических, демографических, экологических, законодательных и других факторов, а также структура и география рынка, его емкость, динамика продаж, барьеры рынка, состояние конкуренции, сложившаяся конъюнктура, возможности и риски. Основными результатами исследования рынка являются:
– прогнозы его развития, оценка конъюнктурных тенденций, выявление ключевых факторов успеха;
–определение наиболее эффективных способов ведения конкурентной политики на рынке и возможности выхода на новые рынки;
– осуществление сегментации рынков, т.е. выбор целевых рынков и рыночных ниш.
Исследование потребителей позволяет определить и исследовать весь комплекс побудительных факторов, которыми руководствуются потребители при выборе товаров (доходы, социальное положение, половозрастные признаки, образование). В качестве объектов выступают индивидуальные потребители, семьи, домашние хозяйства, а также организации. Предметом исследования является мотивация поведения потребителя на рынке и определяющие ее факторы; изучается структура потребления, обеспеченность товарами, тенденции покупательского спроса; анализируются процессы и условия удовлетворения основных прав потребителей (типология потребителей, моделирование их поведения на рынке, прогноз ожидаемого спроса). При этом появляется возможность разработать пути предоставления выбора потребителям. Цель такого исследования - сегментация потребителей, выбор целевых сегментов рынка.
Основная задача исследования конкурентов заключается в том, чтобы получить необходимые данные для обеспечения конкурентного преимущества на рынке, а также найти пути сотрудничества и кооперации с возможными конкурентами. С этой целые анализируются сильные и слабые стороны конкурентов, изучаются занимаемая ими доля рынка, реакция потребителей на маркетинговые средства конкурентов (совершенствование товара, изменение цен, товарные марки, проведение рекламных кампаний, развитие сервиса), изучаются материальный, финансовый, трудовой потенциал конкурентов, организация управления деятельностью. Результатом таких исследований становится выбор путей и средств достижения наиболее выгодного положения на рынке относительно конкурентов (лидерство, следование за лидером, избежание конкуренции), определение активных и пассивных стратегий обеспечения ими ценового преимущества или преимущества за счет качества предлагаемых товаров.
В целях получения сведений о возможных посредниках, с помощью которых предприятие будет в состоянии «присутствовать» на выбранных рынках, проводится изучение фирменной структуры рынка. Помимо коммерческих, торговых и иных посредников предприятие должно иметь правильное представление о других своих «помощниках»: транспортно-экспедиторских, рекламных, страховых, юридических, финансовых, консультационных и других компаниях и организациях, создающих в совокупность маркетинговую инфраструктуру рынка.[3]
Главной целью исследования товаров является определение соответствия технико-экономических показателей и качества товаров, обращающихся на рынках, запросам и требованиям покупателей, а также анализ их конкурентоспособность. [4]
Исследования товара позволяют получить самые полные и ценные с точки зрения потребителя сведения о потребительских параметрах изделия (дизайн, надежность, цену, эргономику, сервис, функциональность), а также данные для формирования наиболее удачных аргументов рекламной кампании, выбора подходящих торговых посредников. Объекты исследования - потребительские свойства товаров-аналогов и товаров-конкурентов, реакция потребителей на новые товары, товарный ассортимент, упаковка, уровень сервиса, соответствие продукции законодательным нормам и правилам, перспективные требования потребителей. Результаты исследования дают возможность предприятию разработать собственный ассортимент товаров в соответствии с требованиями покупателей, повысить их конкурентоспособность, определить направления деятельности в зависимости от различных стадий «жизненного цикла» изделий, разработать новые товары, модифицировать выпускаемые изделия, усовершенствовать маркировку, выработать фирменный стиль, определить способы патентной защиты.
Исследование цены направлено на определение такого уровня и соотношения цен, который бы позволял получать наибольшую прибыль при наименьших затратах (минимизация затрат и максимизация выгоды). В качестве объектов исследования выступают затраты на разработку, производство и сбыт товаров (калькуляция издержек), степень влияния конкуренции (сравнение технико-экономических и потребительских параметров товаров-аналогов других предприятий), поведение и реакция потребителей на цены товара (эластичность спроса). В результате проведенных исследований выбираются наиболее эффективные соотношения «затраты-цены» (внутренние условия, издержки производства) и «цена—прибыль» (внешние условия).
Исследование товародвижения и продаж преследует цель определить наиболее эффективные пути, способы и средства быстрейшего доведения товара до потребителя и его реализации. Главными объектами изучения становятся торговые каналы, посредники, продавцы, формы и методы продажи, издержки обращения (сопоставление торговых расходов с размерами получаемой прибыли). Исследования включают также анализ функций и особенностей деятельности различных типов предприятий оптовой и розничной торговли, выявление их сильных и слабых сторон, характера сложившихся взаимоотношений с производителями. Такие сведения позволяют определить возможности увеличения товарооборота предприятия, оптимизировать товарные запасы, разработать критерии выбора эффективных каналов товародвижения, разработать приемы продажи товаров конечным потребителям.
Исследование системы стимулирования сбыта и рекламы — также одно из важных направлений маркетинговых исследований, которое преследует цель выявить, как, когда и с помощью каких средств лучше стимулировать сбыт товаров, повысить авторитет товаропроизводителя на рынке, успешно осуществлять рекламные мероприятия. В качестве объектов исследования выступают: поведение поставщиков, посредников, покупателей, эффективность рекламы, отношение потребительской общественности, контакты с покупателями. Результаты исследований позволяют выработать политику «паблик рилейшнз», создать благоприятное отношение к предприятию, его товарам (сформировать имидж), определить методы формирования спроса населения, воздействия на поставщиков и посредников, повысить эффективность коммуникационных связей, в том числе рекламы.
Исследование рекламы предполагает апробацию средств рекламы (предварительное испытание), сопоставление фактических и ожидаемых результатов от рекламы, оценку продолжительности воздействия рекламы на потребителей, позволяет принимать решения по активизации рекламных кампаний, вести поиск новых средств воздействия на потребителя, повышения его интереса к продукции предприятия
Стимулирование продвижения товаров на рынок касается не только рекламы, но и других сторон политики предприятия по сбыту, в частности, исследования эффективности конкурсов, скидок, премий, награждений и других льгот, которые могут активно применяться предприятием, в их взаимодействии с покупателями, поставщиками, посредниками.
Исследование внутренней среды предприятия ставит целью определение реального уровня конкурентоспособности предприятия в результате сопоставления соответствующих факторов внешней и внутренней среды. Именно здесь нужно получить ответ на вопросы о том, что нужно сделать, чтобы деятельность предприятия была полностью адаптирована к динамично развивающимся факторам внешней среды.[5]
3. Функции маркетинга ЗАО "РЕНТСЕРВИС"
Для систематизации и изучения данных, характеризующих деятельность специалиста по маркетингу и его функций используется типовое положение об отделе, данные бухгалтерской отчетности, исходящая информация, в виде отчетов и прогнозов, подготовленных специалистом, а также входящая информация, необходимая для его работы. Для систематизации этих данных, можно составить таблицу 1, где упрощенно представлен документооборот, характеризующий работу маркетолога компании ЗАО «РЕНТСЕРВИС».
Таблица 1. Основные документы по функциям. |
||||
Наименование функции |
Исходящий документ |
Поступающий документ |
Откуда |
Куда |
Составление плана маркетинга |
План маркетинга |
Отчет о динамике работы отделов |
Бухгалтерия и ПЭО |
Генеральный директор |
Прогноз конъюнктуры рынка |
Прогноз потребностей рынка |
Отчет о реализации; прогноз совокупного спроса |
ОПиА, ОСиР; ОМ |
ПЭО |
Исследование деятельности конкурентов |
Обзор предложений на рынке |
Отчет о состоянии рынка; аналитическая информация |
ОПиА, ОСиР; внешняя среда |
ОМ |
Оценка требований потребителей |
Прогноз совокупного спроса |
Данные опроса; отчет о реализации |
ОПиА, ОСиР |
Генеральный директор |
Формулирование цели исследования |
Меморандум маркетингового исследования |
Распоряжение генерального директора |
Генеральный директор |
Генеральный директор |
Подготовка опросных листов |
Анкеты |
Аналитическая информация |
ОМ |
ОПиА, ОСиР |
Проведение опросов |
Обобщенная информация |
Анкеты |
ОПиА, ОСиР |
Генеральный директор |
Ведение базы данных |
Аналитическая информация |
Данные мониторинга и опросов |
ОПиА, ОСиР |
ПЭО, ОМ |
Мониторинг реализации |
Отчет о реализации |
Аналитическая информация |
ОПиА, ОСиР |
Генеральный директор |
Мониторинг цен |
Прогноз динамики цен |
Аналитическая информация |
Внешняя среда |
Генеральный директор |
Определение интенсивности конкуренции |
Прогноз конкуренции |
Аналитическая информация |
ОПиА, ОСиР, ВС |
Генеральный директор |
Определение границ изменения цен |
Меморандум о ценовой политике |
Прогноз совокупного спроса |
ОМ |
ГД, ПЭО |
Расчет затрат на рекламу |
Отчет о расходах на рекламу |
Концепция рекламной компании |
ОМ |
Бухгалтерия |
Разработка рекламных концепций |
Концепция рекламной компании |
Прогноз совокупного спроса; аналитическая информация |
ЗГД по СиР, КД, ВС |
Генеральный директор |
Расчет затрат на маркетинг |
Отчет о расходах на маркетинг |
Программа маркетинга |
ПЭО |
ПЭО |
Управление ассортиментом |
Производственная программа |
Прогноз совокупного спроса |
ОМ |
Генеральный директор |
Структура управления компании ЗАО «РЕНТСЕРВИС», состоит из следующих составляющих:
– Генеральный директор (ГД);
– Отдел маркетинга (ОМ);
– Планово-экономический одел (ПЭО);
– Бухгалтерия;
– Отдел кадров;
– Юридический отдел;
– Заместитель генерального директора по сервису и ремонту (ЗГД по СиР), в подчинении которого находиться отдел сервиса и ремонта (ОСиР);
– Коммерческий директор (КД), в подчинении которого находиться отдел продажи и аренды (ОПиА);
– Заместитель генерального директора по общим вопросам (ЗГД по ОВ), в подчинении которого находятся службы внутреннего хозяйства (СВХ).
Таблица 2. Функциональные взаимосвязи. |
||||||||||||
Функции маркетолога |
Подразделения |
|||||||||||
Маркетолог |
ГД |
ПЭО |
Бухгалтерия |
Отдел кадров |
Юрист |
ЗГД по СиР |
ОСиР |
КД |
ОПиА |
ЗГД по ОВ |
СВХ |
|
Составление плана маркетинга |
О |
Р |
С |
П |
С |
|
С |
|
С |
|
С |
|
Прогноз конъюнктуры рынка |
О |
|
С |
|
|
|
С |
П |
С |
П |
|
|
Исследование деятельности конкурентов |
П,О |
|
|
|
|
|
С |
П |
С |
П |
|
|
Оценка требований потребителей |
О |
С |
|
|
|
|
С |
П |
С |
П |
|
|
Формулирование цели исследования |
П,О |
Р |
|
|
|
|
У |
|
У |
|
|
|
Подготовка опросных листов |
П,Р,О |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проведение опросов |
П,О |
|
|
|
|
|
С |
У |
С |
У |
|
|
Ведение базы данных |
П,Р,О |
|
|
|
|
|
|
П,У |
|
П,У |
|
|
Мониторинг реализации |
О |
Р |
|
|
|
|
С |
У |
С |
У |
|
|
Мониторинг цен |
П,О |
Р |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Определение интенсивности конкуренции |
П,О |
Р |
|
|
|
|
|
П |
|
П |
|
|
Определение границ изменения цен |
П,О |
Р |
С |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расчет затрат на рекламу |
П |
С |
О |
У |
|
|
|
|
|
|
|
|
Разработка рекламных концепций |
П,О |
Р |
|
|
|
|
У |
|
У |
|
|
|
Расчет затрат на маркетинг |
П |
Р |
У |
О |
|
|
|
|
|
|
|
|
Управление ассортиментом |
О |
Р |
С |
|
|
|
У |
|
У |
|
У |
|
Примечание: О – отвечает за выполнение данной функции, организует ее исполнение, подготавливает и оформляет необходимый документ; П – предоставляет исходные данные, информацию, для выполнения данной функции; У – участвует в выполнении данной функции, визирует подготовленный документ; С – согласовывает подготовленный документ по функции; Р – принимает решение, утверждает, подписывает документ. |
Данные таблицы 1 показывают, что выполнение функций управления специалистом по маркетингу ведется практически самостоятельно, а результаты его работы являются основанием к действию остальных служб компании.
Однако, выполняя ряд функций, связанных с отслеживанием поведения конечных потребителей, маркетолог использует материалы, подготавливаемые подразделениями компании, работа которых непосредственным образом связанна с потребителями. На подготовку таких материалов, сотрудниками этих подразделений затрачивается некоторое количество рабочего времени, поэтому при расчете затрат на выполнение функций специалиста по маркетингу, необходимо также учесть и эти затраты.
Анализ деятельности специалиста по маркетингу на предприятии ЗАО «РЕНТСЕРВИС» позволил выявить недостаточный уровень качества выполнения ряда функций: основных – по оценке требований потребителей, прогнозированию конъюнктуры рынка и составлению плана маркетинга, а также вспомогательных – по определению границ изменения цен, управлению ассортиментом и подготовке опросных листов.
С учетом выявленных недостатков, необходимо сформулировать важнейшие задачи совершенствования маркетинговой работы на предприятии:
– Сокращение затрат на выполнение функций:
· составления плана маркетинговой политики предприятия;
· исследования деятельности конкурентов компании;
· управления ассортиментом предлагаемых компанией услуг.
– Исключение излишних, для маркетолога данной компании, функций:
· проведения опросов потребителей;
· ведения базы данных;
· расчета затрат на рекламу;
· расчета затрат на маркетинг.
– Повышение качества выполнения функций:
· оценки требований потребителей;
· составления плана маркетинговой политики предприятия;
· прогнозирования конъюнктуры рынка;
· управления ассортиментом предлагаемых компанией услуг;
· определения коридора изменения цен на рынке;
· подготовке вопросов для анкетирования потребителей.
Список использованной литературы
1. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг: Учеб. пособие / Пер. с нем. А. М. Макарова; Под ред. И. С. Меенко. -М.: Высш. шк., 2000
2. Завьялов П. С., Демидов В. Е. Формула успеха. Маркетинг. -М.: Международные отношения, 2000
3. Котлер Ф. Управление маркетингом / Пер. с англ. -М.: Экономика, 2000.
4. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 2000.
5. Маркетинг / Под. ред. Д. И. Костюхина. -М.: Прогресс, 2000
6. Ноздрева Р. Б., Цыгичко Л. И. Маркетинг: как побеждать на рынке. -М.: Финансы и статистика, 2000
7. Сендидж И., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама: теория и практика. -М.: Прогресс, 2000
[1] Завьялов П. С., Демидов В. Е. Формула успеха. Маркетинг. -М.: Международные отношения, 2000
[2] Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 2000.
[3] Ноздрева Р. Б., Цыгичко Л. И. Маркетинг: как побеждать на рынке. -М.: Финансы и статистика, 2000
[4] Котлер Ф. Управление маркетингом / Пер. с англ. -М.: Экономика, 2000
[5] Сендидж И., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама: теория и практика. -М.: Прогресс, 2000