Содержание:


1.  Задание 1. Введение в финансовый менеджмент. 3

1.1.    Сущность, цели и задачи финансового менеджмента. 3

1.2.    Функции финансового менеджмента. 5

1.3.    Система информационного и организационного обеспечения финансового менеджмента. 9

2.  Задание 2. 11

3.  Задание 3. 14

3.1.    Пример 1. 14

3.2.    Пример 2. 20

3.3.    Пример 3. 26

3.4.    Пример 4. 30

Список используемой литературы.. 33





1.     Задание 1. Введение в финансовый менеджмент

1.1.        Сущность, цели и задачи финансового менеджмента


В последнее время в русский экономический лексикон все настойчивее входит термин “финансовый менеджмент”, и, как следствие, его трактуют по - разному: управление активами и пассивами; составление бизнес - плана; анализ финансовой отчетности; разработка ценовой политики и т. д. Поскольку термин “финансовый менеджмент” в переводе означает “управление финансами”, то небезынтересно узнать, как его трактуют в США, Европе. Финансовый менеджмент - наука и искусство принимать инвестиционные решения и находить для этого финансовые источники.

Долгое время в нашей стране менеджмент не изучался и не рассматривался как серьезный экономический инструмент. В настоящее время с вхождением в рыночную экономику появилась надежда, что финансовый менеджмент привнесет в экономику предприятия новую систему ценностей, изменит приоритеты в развитии предпринимательства.

Для оптимального функционирования финансового менеджмента необходимы определенные условия хозяйствования.

Финансовый менеджмент представляет собой важную часть менеджмента, или форму управления процессами финансирования предпринимательской деятельности.

Финансовый менеджмент, или управление финансами предприятия, означает управление денежными средствами, финансовыми ресурсами в процессе их формирования, распределения и использования с целью получения оптимального конечного результата.[1]

Финансовый менеджмент представляет собой управление финансами предприятия, направленное на оптимизацию прибыли, максимизацию курса акций, максимизацию стоимости бизнеса, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, чистых активов в расчете на одну акцию, а также на поддержание конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.

Финансовый менеджмент как наука управления финансами направлена на достижение стратегических и тактических целей хозяйствующего субъекта.

Финансовый менеджмент как система управления состоит из двух подсистем:

1) управляемая подсистема (объект управления)

2) управляющая подсистема (субъект управления).

Финансовый менеджмент реализует сложную систему управления совокупно-стоимостной величиной всех средств, участвующих в воспроизводственном процессе, и капиталом, обеспечивающим финансирование предпринимательской деятельности.

Объектом управления является совокупность условий осуществления денежного оборота и движения денежных потоков, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих во внутренней и внешней среде предприятия. Поэтому в объект управления включаются следующие элементы:

1) Денежный оборот;

2) Финансовые ресурсы;

3) Кругооборот капитала;

4) Финансовые отношения.[2]

Субъект управления – совокупность финансовых инструментов, методов, технических средств, а также специалистов, организованных в определенную финансовую структуру, которые осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления. Элементами субъекта управления являются:

1) Кадры (подготовленный персонал);

2) Финансовые инструменты и методы;

3) Технические средства управления;

4) Информационное обеспечение.

Целью финансового менеджмента является выработка определенных решений для достижения оптимальных конечных результатов и нахождения оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития предприятия и принимаемыми решениями в текущем и перспективном финансовом управлении.

Главной целью финансового менеджмента является обеспечение роста благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта цель получает конкретное выражение в обеспечении максимизации рыночной стоимости бизнеса (предприятия) и реализует конечные финансовые интересы его владельца.

Основные задачи финансового менеджмента:

1.     Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов в соответствии с потребностями предприятия и его стратегией развития.

2.     Обеспечение эффективного использования финансовых ресурсов в разрезе  основных направлений деятельности предприятия.

3.     Оптимизация денежного оборота и расчетной политики предприятия.

4.     Максимизация прибыли при допустимом уровне финансового риска и благоприятной политике налогообложения.

5.     Обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития, т. е. обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности.

Финансовый менеджмент имеет дело с непрерывным кругооборотом капитала, каждая стадия которого требует сбалансирования с материальными и трудовыми ресурсами.[3]


1.2.        Функции финансового менеджмента


Существует 2 основных типа функций финансового менеджмента:

1). Функции объекта управления

-         воспроизводственная, обеспечивает воспроизводство авансированного капитала на расширенной основе;

-         производственная – обеспечение непрерывного функционирования предприятия и кругооборота капитала;

-         контрольная (контроль управления капиталом, предприятием).

2). Функции субъекта управления

-         прогнозирование финансовых ситуаций и состояний;

-         планирование финансовой деятельности;

-         регулирование;

-         координация деятельности всех финансовых подразделений с основным, вспомогательным и обслуживающим подразделениями предприятия;

-         анализ и оценка состояния предприятия;

-         функция стимулирования;

-         функция контроля за денежным оборотом, формированием и использованием финансовых ресурсов.[4]

Финансовый менеджмент базируется на следующих взаимосвязанных основных концепциях:

1). Концепция денежного потока.

2). Концепция временной ценности денежных ресурсов.

3). Концепция компромисса между риском и доходностью.

4). Концепция цены капитала.

5). Концепция эффективности рынка капитала.

6). Концепция асимметричности информации

7). Концепция агентских отношений.

8). Концепции альтернативных затрат.

Концепция денежного потока предполагает

-         идентификацию денежного потока, его продолжительность и вид (краткосрочный, долгосрочный, с процентами или без);

-         оценка факторов, определяющих величину элементов денежного потока;

-         выбор коэффициента дисконтирования, позволяющего сопоставить элементы потока, генерируемые в различные моменты времени;

-         оценка риска, связанного с данным потоком, и способы его учета

Концепция временной ценности денежных ресурсов.

          Временная ценность – объективно существующая характеристика денежных ресурсов. Она определяется тремя основными причинами:

          А) Инфляцией

          Б) Риском недополучения, или неполучением ожидаемой суммы

          В) Оборачиваемостью

Концепция компромисса между риском и доходностью.

Смысл концепции: получение любого дохода в бизнесе практически всегда сопряжено с риском, и зависимость между ними прямо пропорциональная. В то же время возможны ситуации, когда максимизация дохода должна быть сопряжена с минимизацией риска.

Концепция цены капитала – обслуживание того или иного источника финансирования обходится для фирмы неодинаково, следовательно, цена капитала показывает минимальный уровень дохода, необходимый для покрытия затрат по поддержанию каждого источника и позволяющий не оказаться в убытке.

Количественная оценка цены капитала имеет ключевое значение в анализе инвестиционных проектов и выборе альтернативных вариантов финансирования предприятия.

Концепция эффективности рынка капитала – операции на финансовом рынке (с ценными бумагами) и их объем зависит от того, на сколько текущие цены соответствуют внутренним стоимостям ценных бумаг. Рыночная цена зависит от многих факторов, и в том числе от информации. Информация рассматривается как основополагающий фактор, и насколько быстро информация отражается на ценах, настолько меняется уровень эффективности рынка.

Термин «эффективность» в данном случае рассматривается не в экономическом, а в информационном плане, т. е. степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации участникам рынка.

Достижение информационной эффективности рынка базируется на выполнении следующих условий:

-         рынку свойственна множественность покупателей и продавцов;

-         информация доступна всем субъектам рынка одновременно, и ее получение не связано с затратами;

-         отсутствуют транзакционные затраты, налоги и другие факторы, препятствующие совершению сделок;

-         сделки, совершаемые отдельным физическим или юридическим лицом, не могут повлиять на общий уровень цен на рынке;

-         все субъекты рынка действуют рационально, стремясь максимизировать ожидаемую выгоду;

-         сверхдоходы от сделки с ценными бумагами невозможны как равновероятностное прогнозируемое событие для всех участников рынка.[5]

Существует две основных характеристики эффективного рынка:

1.     Инвестор на этом рынке не имеет обоснованных аргументов ожидать  больше, чем в среднем доход на инвестиционный капитал при заданной степени риска.

2.     Уровень дохода на инвестируемый капитал – это функция степени риска.

Эта концепция эффективности рынка на практике может быть реализована в трех формах эффективности:

-         слабой

-         умеренной

-         сильной

В условиях слабой формы текущие цены на акции полностью отражают динамику цен предшествующих периодов. При этом невозможен обоснованный прогноз повышения или понижения курсов на основе статистики динамики цен.

В условиях умеренной формы эффективности текущие цены отражают не только имеющиеся в прошлом изменения цен, но и всю равнодоступную информацию, которая, поступая на рынок, немедленно отражается на ценах.

В условиях сильной формы текущие цены отражают как общедоступную информацию, так и ограниченную информацию, т. е. вся информация является доступной, следовательно, никто не может получить сверхдоходы по ценным бумагам.

Концепция ассиметричности информации – напрямую связана с пятой концепцией. Ее смысл заключается в следующем: отдельные категории лиц могут владеть информацией, не доступной другим участникам рынка. Использование этой информации может дать

положительный и отрицательный эффект.

Концепция агентских отношений введена в финансовый менеджмент в связи с усложнением организационно – правовых форм бизнеса. Суть: в сложных организационно-правовых формах присутствует разрыв между функцией владения и функцией управления, то есть владельцы компаний удалены от управления, которым занимаются менеджеры. Для того, чтобы нивелировать противоречия между менеджерами и владельцами, ограничить возможность нежелательных действий менеджеров, владельцы вынуждены нести агентские издержки (участие менеджера в прибылях либо согласие с использованием прибыли).

Концепция альтернативных затрат: любое вложение всегда имеет альтернативу.

1.3.        Система информационного и организационного обеспечения финансового менеджмента

В современных условиях мирового социально-экономического развития, особенно важной областью стало информационное обеспечение процесса управления, которое состоит в сборе и переработке информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений.

Перед управляющим органом обычно ставятся задачи получения информации, ее переработки, а также генерирования и передачи новой производной информации в виде управляющих воздействий. Такие воздействия осуществляются в оперативном и стратегических аспектах и основываются на ранее полученных данных, от достоверности и полноты которых во многом зависит успешное решение многих задач управления.

Нельзя не отметить, что любые принимаемые решения требуют обработки больших массивов информации; компетентность руководителя зависит не столько от прошлого опыта, сколько от владения достаточным количеством информации о быстро меняющейся ситуации и умения ею воспользоваться.

Это необходимо знать и понимать будущим руководителям. От этого зависит не только судьба конкретной личности или предприятия, но и, быть может, судьба России в целом, ее роль на международной арене. Для меня, как для будущего менеджера, “информационный потенциал” играет очень важную роль. Поскольку, наши дни диктуют острую необходимость уверенно чувствовать себя на ногах в обществе, где значение информации для всех сфер общественной жизни постоянно увеличивается. Не вызывает сомнения тот факт, что ключом к успеху в таком обществе будет являться умение четко ориентироваться в огромном океане информации и умение эффективно воспользоваться этой информацией.[6]

2.   Задание 2


Определить целесообразность вложения средств в будущий бизнес при заданном сроке окупаемости по данным таблицы 1.

Таблица 1.

Исходные данные для решения задания 2

Показатели

Сумма

1. Инвестиции, тыс. дол.

3100

2. Доходы от продажи продукции, тыс. дол.


1-й год

1200

2-й год

1300

3-й год

1900

4-й год

2000

3. Средний % по банковским кредитам


1-й год

7

2-й год

10

3-й год

11

4-й год

15

4. Индекс роста цен, коэффициент


1-й год

1,4

2-й год

1,5

3-й год

1,6

4-й год

1,7

5. Заданный срок окупаемости, лет

4


Решение:

Сумма доходов за первые два года покроет 2500 вложенных инвестиций. Таким образом период окупаемости будет равен

РР = 2 + (3100 – 2500)/1900 = 2,32 года. Это меньше, чем заданный срок окупаемости, поэтому проект эффективен.

Так как с течением времени стоимость денег меняется, то необходимо определить коэффициент дисконтирования по формуле:

 где d – темпы изменения ценности денег ставок банковского процента по годам с учетом изменения, n – номер года с момента начала инвестирования.

Тогда подсчитаем коэффициенты дисконтирования:

1-й год      

2-й год      

3-й год      

4-й год      

Дисконтированные доходы равны:

1-й год                 1200*0,93= 1116 тыс. дол.

2-й год                 1300*0,85 = 1105 тыс. дол.

3-й год                 1900*0,77 = 1463 тыс. дол.

4-й год                 2000*0,67 = 1340 тыс. дол.

За четыре года сумма составит 5024 тыс. дол.

В течение первых двух лет инвестиции покроются на сумму в 2221 тыс. дол. Для полного покрытия не хватает (3100 – 2221) = 879 тыс. дол.

Теперь посчитаем срок окупаемости:

РР = 2 + 879/1463 = 2,6 лет.

Проект по-прежнему остается эффективным, так как срок окупаемости меньше по сравнению с условным.

Еще один фактор, который влияет на изменение стоимости денег, это инфляция.

Для устранения влияния инфляционного фактора нужно произвести перерасчет доходов на основе коэффициентов обесценения. Данным темпам инфляции будут соответствовать следующие коэффициенты обесценения:

1-й год                 1/1,4 = 0,71

2-й год                 1/1,5 = 0,67

3-й год                 1/1,6 = 0,63

4-й год                 1/1,7 = 0,59

Теперь скорректированные с учетом инфляции доходы составят:

1-й год                 0,71*1116 = 792,36 тыс. дол.

2-й год                 0,67*1105 = 740,35 тыс. дол.

3-й год                 0,63*1463 = 921,69 тыс. дол.

4-й год                 0,59*1340 = 790,6 тыс. дол.

Сумма доходов за рассчитанные четыре года составит: 3245 тыс. дол. Сразу можно сделать вывод, что при данных условиях проект окупается с трудом. Таким, образом срок окупаемости будет равен:

РР = 3 + 645,6/790,6 = 3,82 лет.

Но даже с учетом инфляции проект остается эффективным.

Оформим все решения в форме таблицы 1.

Таблица 2.

Решение задачи

Год

Коэффициент дисконтирования

Доходы с учетом коэффициента дисконтирования

Коэффициент обесценения

Доходы с учетом коэффициента обесценения

1

0,93

1116

0,71

792,36

2

0,85

1105

0,67

740,35

3

0,77

1463

0,63

921,69

4

0,67

1340

0,59

790,6

Срок окупаемости

2,6

3,82


3.    Задание 3

3.1.  Пример 1


Определить прибыльным или убыточным будет бизнес по выпечке булочек при заданном объеме продаж.

Таблица 3.

Исходные данные по предприятию

Показатели

Сумма

1. Предполагаемый объем продаж в день, шт.

280

2. Затраты на изготовление 1 тыс. шт. булочек


мука расход, кг

         цена в руб. за кг

60/68

молоко расход, л

         цена в руб. за л

10/10,5

яйцо расход, шт.

         цена в руб. за 1 десяток

20/16

дрожжи расход, кг

         цена в руб. за кг

3/120

соль расход, кг

         цена в руб. за кг

0,2/4,0

повидло расход, кг

         цена в руб. за кг

50/60

сахар расход, кг

         цена в руб. за кг

2/15

3. Оплата труда, тыс. руб. в месяц

40

4. Канцелярские расходы, тыс. руб. в месяц

0,5

5. Страхование, тыс. руб. в год

55

6. Амортизация оборудования


стоимость оборудования, тыс. руб.

650

норма амортизации, %

7

7. Кредит


сумма, тыс. руб.

170

годовая ставка, %

30

срок возврата кредита, мес.

3

8. Эксплуатационные расходы, тыс. руб. в месяц

3,5

9. Налоги, включаемые в себестоимость, тыс. руб. в квартал

14

10. Цена 1 булочки, руб.

4,0


Эта задача решается в несколько этапов.

1.     Определение точки безубыточности.

Сначала определим ее аналитическим путем. Для этого необходимо разобраться, что относится к переменным затратам, а что к постоянным.

Переменные затраты – сырье для изготовления булочек,

Постоянные затраты – оплата труда, канцелярские расходы, страхование, амортизация оборудования, кредит, эксплуатационные расходы, налоги, включаемые в себестоимость.

Точка безубыточности высчитывается по формуле:

 тыс. руб.

Определение запаса финансового рычага.

ЗФР = ВР – ТБ = 2416,3 – 1260,14 = 1156,16 тыс. руб.

1.     Составление карты прогноза денежных средств (таблица 4 и 5).

1.     Рассчитать СВОР за 3 месяца (таблица 6)

Таблица 5.

Расчет СВОР

Показатель

Январь

Май

Сентябрь

Выручка от реализации

198,40

267,84

144,00

переменные затраты

90,53

122,22

67,90

постоянные затраты

38,25

38,25

38,25

удельный вес постоянных затрат в суммарных затратах

0,30

0,24

0,36

Прибыль от реализации

69,62

107,37

37,85

СВОР

1,55

1,36

2,01

В заключении можно сделать вывод, что предприятие без дополнительных мероприятий не может работать без убытка. Такие действия необходимы для подержания устойчивого финансового положения.

Таблица 3.

Карта прогноза денежных средств

Показатель

Январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

итого

выручка, тыс. руб.

34,7

31,4

34,7

33,6

46,9

45,4

46,9

46,9

25,2

26,0

25,2

26,0

422,9

постоянные расходы

58,3

119,2

117,8

116,3

58,3

58,3

58,3

58,3

58,3

58,3

58,3

58,3

877,5

в т.ч.













0,0

Оплата труда, тыс. руб. в месяц

40,0

40,0

40,0

40,0

40,0

40,0

40,0

40,0

40

40

40

40

480,0

Канцелярские расходы, тыс. руб. в месяц

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

6,0

Страхование, тыс. руб. в год

4,6

4,6

4,6

4,6

4,6

4,6

4,6

4,6

4,6

4,6

4,6

4,6

55,0

Амортизация оборудования

5,0

5,0

5,0

5,0

5,0

5,0

5,0

5,0

5

5

5

5

60,0

Кредит

170,0












170,0

выплата процентов


4,25

2,8

1,4










выплата суммы кредита


56,66667

56,66667

56,66667










Эксплуатационные расходы, тыс. руб. в месяц

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

42,0

Налоги, включаемые в себестоимость, тыс. руб. в квартал

4,7

4,7

4,7

4,7

4,7

4,7

4,7

4,7

4,7

4,7

4,7

4,7

56,0

переменные расходы

68,2

68,2

68,2

68,2

92,1

92,1

92,1

92,1

51,1

69,0

69,0

69,0

899,2

в т.ч.













0,0

мука

35,4

35,4

35,4

35,4

47,8

47,8

47,8

47,8

26,6

35,9

35,9

35,9

467,0

молоко

0,9

0,9

0,9

0,9

1,2

1,2

1,2

1,2

0,7

0,9

0,9

0,9

12,0

яйцо

2,4

2,4

2,4

2,4

3,3

3,3

3,3

3,3

1,8

2,5

2,5

2,5

32,1

дрожжи

3,1

3,1

3,1

3,1

4,2

4,2

4,2

4,2

2,3

3,2

3,2

3,2

41,2

соль

0,007

0,007

0,007

0,007

0,009

0,009

0,009

0,009

0,005

0,007

0,007

0,007

0,092

повидло

26,0

26,0

26,0

26,0

35,2

35,2

35,2

35,2

19,5

26,4

26,4

26,4

343,4

сахар

0,3

0,3

0,3

0,3

0,4

0,4

0,4

0,4

0,2

0,3

0,3

0,3

3,4

совокупные расходы

126,4

187,4

185,9

184,5

150,3

150,3

150,3

150,3

109,4

127,3

127,3

127,3

1776,7

Наличные деньги

78,3

-156,0

-151,2

-150,9

-103,4

-104,9

-103,4

-103,4

-84,2

-101,3

-102,1

-101,3

-1183,9


По данной таблице видно, что предприятие начиная со второго месяца работы несет убытки, поэтому мы увеличим изначальный объем продаж до 400 булочек в день, кроме этого увеличиваем цену булочки до 16 руб. и покупаем муку по цене 60 руб. за кг, молоко – 9 руб. за литр, яйцо – 15 руб. за 1 десяток.

Таблица 4.

Карта прогноза денежных средств

Показатель

Январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

итого

выручка, тыс. руб.

198,4

179,2

198,4

192,0

267,8

259,2

267,8

267,8

144,0

148,8

144,0

148,8

2416,3

постоянные расходы

38,3

99,2

97,8

96,3

38,3

38,3

38,3

38,3

38,3

38,3

38,3

38,3

637,5

в т.ч.













0,0

Оплата труда, тыс. руб. в месяц

20,0

20,0

20,0

20,0

20,0

20,0

20,0

20,0

20

20

20

20

240,0

Канцелярские расходы, тыс. руб. в месяц

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

6,0

Страхование, тыс. руб. в год

4,6

4,6

4,6

4,6

4,6

4,6

4,6

4,6

4,6

4,6

4,6

4,6

55,0

Амортизация оборудования

5,0

5,0

5,0

5,0

5,0

5,0

5,0

5,0

5

5

5

5

60,0

Кредит

170,0












170,0

выплата процентов


4,25

2,8

1,4










выплата суммы кредита


56,7

56,7

56,7










Эксплуатационные расходы, тыс. руб. в месяц

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

42,0

Налоги, включаемые в себестоимость, тыс. руб. в квартал

4,7

4,7

4,7

4,7

4,7

4,7

4,7

4,7

4,7

4,7

4,7

4,7

56,0

переменные расходы

90,5

90,5

90,5

90,5

122,2

122,2

122,2

122,2

67,9

91,7

91,7

91,7

1193,9

в т.ч.













0,0

мука

44,6

44,6

44,6

44,6

60,3

60,3

60,3

60,3

33,5

45,2

45,2

45,2

588,7

молоко

1,1

1,1

1,1

1,1

1,5

1,5

1,5

1,5

0,8

1,1

1,1

1,1

14,7

яйцо

3,5

3,5

3,5

3,5

4,7

4,7

4,7

4,7

2,6

3,5

3,5

3,5

45,8

дрожжи

3,7

3,7

3,7

3,7

5,0

5,0

5,0

5,0

2,8

3,8

3,8

3,8

49,1

соль

0,010

0,010

0,010

0,010

0,013

0,013

0,013

0,013

0,007

0,010

0,010

0,010

0,131

повидло

37,2

37,2

37,2

37,2

50,2

50,2

50,2

50,2

27,9

37,7

37,7

37,7

490,6

сахар

0,4

0,4

0,4

0,4

0,5

0,5

0,5

0,5

0,3

0,4

0,4

0,4

4,9

совокупные расходы

128,8

189,7

188,3

186,9

160,5

160,5

160,5

160,5

106,1

129,9

129,9

129,9

1831,4

Наличные деньги

239,6

-10,5

10,1

5,1

107,4

98,7

107,4

107,4

37,9

18,9

14,1

18,9

755,0


3.2.  Пример 2


Определить точку безубыточности и прибыльность предприятия по перевозке грузов при заданном пробеге автомобиля в месяц.

Таблица 7.

Исходные данные


Показатели

Сумма

1. Продолжительность пробега, в среднем часов

2

2. Средняя продолжительность расстояния за один пробег, км

100

3. Цена одного часа пробега, руб.

500

4. Эксплуатационные расходы


расход горючего, литров на 100 км

20

цена 1 литра горючего, руб.

18

расход на техническое обслуживание (в расчете на 1 км пробега), тыс. руб.

0,15

затраты на замену деталей и шин


    цена одной шины, тыс. руб.

100

    количество замен шин в год, шт.

20

5. Заработная плата, тыс. руб. в месяц

12

6. Амортизация


норма амортизации, %

25

цена автомобиля, тыс. дол.

5,2

7. Кредит


сумма, тыс. руб.

200

годовая ставка, %

60

срок возврата кредита, мес.

12

8. Прочие единовременные затраты, тыс. руб.

35

9. Прочие затраты, тыс. руб. в месяц

8


Эта задача решается в несколько этапов.

1.     Определение точки безубыточности.

Сначала определим ее аналитическим путем. Для этого необходимо разобраться, что относится к переменным затратам, а что к постоянным.

Переменные затраты – затраты на пробег и эксплуатационные затраты,

Постоянные затраты – оплата труда, амортизация оборудования, кредит, прочие затраты.

Точка безубыточности высчитывается по формуле:

тыс. руб.

Теперь построим график безубыточности за год.

2.     Определение запаса финансового рычага.

ЗФР = ВР – ТБ = 2841,6 – 1696,95 = 1144,65 тыс. руб.

3.     Составление карты прогноза денежных средств (таблица 8 и 9).

Так как в работе нет данных о количестве перевозок в месяц, будем считать, что их будет в среднем 96 (по 4 перевозки в день, 6 рабочих дней в неделе).

4.     Рассчитать СВОР за 3 месяца (таблица 10)

Таблица 10.

Расчет СВОР

Показатель

Январь

Май

Сентябрь

Выручка от реализации

192,00

259,20

259,20

переменные затраты

181,60

210,16

161,20

постоянные затраты

58,25

29,29

28,46

удельный вес постоянных затрат в суммарных затратах

0,24

0,12

0,15

Прибыль от реализации

-47,85

19,75

69,54

СВОР

-0,22

2,48

1,41


В заключении можно сделать вывод, что предприятие без дополнительных мероприятий не может работать без убытка. Даже когда на предприятии имеются наличные средства эффект операционного рычага не действует. Это очень негативно сказывается на работе фирмы.


Таблица 8.

Карта прогноза денежных средств

Показатель

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

итого

выручка, тыс. руб.

80,00

80,00

80,00

80,00

108,00

108,00

108,00

108,00

60,00

60,00

60,00

60,00

992,00

переменные расходы

394,77

394,77

394,77

394,77

416,28

416,28

416,28

416,28

379,41

379,41

379,41

379,41

4761,86

в т.ч.













0,00

эксплуатационные затраты, тыс. руб.

197,39

197,39

197,39

197,39

208,14

208,14

208,14

208,14

189,71

189,71

189,71

189,71

144,00

расход горючего

0,72

0,72

0,72

0,72

0,97

0,97

0,97

0,97

0,54

0,54

0,54

0,54

8,93

расход на техническое обслуживание (в расчете на 1 км пробега), тыс. руб.

30,00

30,00

30,00

30,00

40,50

40,50

40,50

40,50

22,50

22,50

22,50

22,50

372,00

затраты на замену деталей и шин

166,67

166,67

166,67

166,67

166,67

166,67

166,67

166,67

166,67

166,67

166,67

166,67

2000,00

Оплата труда, тыс. руб. в месяц

12,00

12,00

12,00

12,00

12,00

12,00

12,00

12,00

12,00

12,00

12,00

12,00

200,00

Амортизация оборудования

3,25

3,25

3,25

3,25

3,25

3,25

3,25

3,25

3,25

3,25

3,25

3,25

39,00

Кредит

200,00













выплата процентов


10,83

9,17

8,33

7,50

6,67

5,83

5,00

4,17

3,33

2,50

1,67

65,00

выплата суммы кредита


16,67

16,67

16,67

16,67

16,67

16,67

16,67

16,67

16,67

16,67

16,67

183,33

8. Прочие единовременные затраты, тыс. руб.

35,00












35,00

9. Прочие затраты, тыс. руб. в месяц

8,00

8,00

8,00

8,00

8,00

8,00

8,00

8,00

8,00

8,00

8,00

8,00

96,00

совокупные расходы

453,02

445,52

443,86

443,02

463,69

462,86

462,03

461,19

423,50

422,66

421,83

421,00

5324,19

Наличные деньги

-173,02

-365,52

-363,86

-363,02

-355,69

-354,86

-354,03

-353,19

-363,50

-362,66

-361,83

-361,00

-4132,19

постоянные затраты

58,25

50,75

49,08

48,25

47,42

46,58

45,75

44,92

44,08

43,25

42,42

41,58

562,33

По данной таблице видно, что предприятие начиная уже с первого месяца работы несет убытки, поэтому мы увеличили стоимость пробега до 1000 руб., уменьшили затраты на замену шин и деталей до стоимости одной шины 30 тыс. руб., взяли кредит не 200 тыс. руб., а всего лишь 50, увеличили среднюю продолжительность расстояния до 200 км, уменьшили цену за горючее до 10 тыс. руб. и уменьшили затраты на эксплуатация машины до 0,1 тыс. руб. на 1 км.

Таблица 9.

Карта прогноза денежных средств

Показатель

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

итого

выручка, тыс. руб.

192,00

192,00

192,00

192,00

259,20

259,20

259,20

259,20

259,20

259,20

259,20

259,20

2841,60

переменные расходы

181,60

181,60

181,60

181,60

210,16

210,16

210,16

210,16

161,20

161,20

161,20

161,20

2211,84

в т.ч.













0,00

эксплуатационные затраты, тыс. руб.

90,80

90,80

90,80

90,80

105,08

105,08

105,08

105,08

80,60

80,60

80,60

80,60

144,00

расход горючего

0,80

0,80

0,80

0,80

1,08

1,08

1,08

1,08

0,60

0,60

0,60

0,60

9,92

расход на техническое обслуживание (в расчете на 1 км пробега), тыс. руб.

40,00

40,00

40,00

40,00

54,00

54,00

54,00

54,00

30,00

30,00

30,00

30,00

496,00

затраты на замену деталей и шин

50,00

50,00

50,00

50,00

50,00

50,00

50,00

50,00

50,00

50,00

50,00

50,00

600,00

Оплата труда, тыс. руб. в месяц

12,00

12,00

12,00

12,00

12,00

12,00

12,00

12,00

12,00

12,00

12,00

12,00

50,00

Амортизация оборудования

3,25

3,25

3,25

3,25

3,25

3,25

3,25

3,25

3,25

3,25

3,25

3,25

39,00

Кредит

50,00













выплата процентов


2,71

2,29

2,08

1,88

1,67

1,46

1,25

1,04

0,83

0,63

0,42

16,25

выплата суммы кредита


4,17

4,17

4,17

4,17

4,17

4,17

4,17

4,17

4,17

4,17

4,17

45,83

8. Прочие единовременные затраты, тыс. руб.

35,00












35,00

9. Прочие затраты, тыс. руб. в месяц

8,00

8,00

8,00

8,00

8,00

8,00

8,00

8,00

8,00

8,00

8,00

8,00

96,00

совокупные расходы

239,85

211,73

211,31

211,10

239,45

239,24

239,04

238,83

189,66

189,45

189,24

189,03

2587,92

Наличные деньги

2,15

-19,73

-19,31

-19,10

19,75

19,96

20,17

20,37

69,54

69,75

69,96

70,17

303,68

постоянные затраты

58,25

30,13

29,71

29,50

29,29

29,08

28,88

28,67

28,46

28,25

28,04

27,83

376,08



3.3.  Пример 3


Определить прибыльность предприятия по продаже подержанных автомобилей после их восстановления.

Таблица 11.

Показатели

Сумма

1. Первоначальный капитал, тыс. руб.

980

2. Аренда помещений, тыс. руб. в месяц

95

3. Рентабельность, в % к затратам

40

4. Личные расходы, тыс. руб. в месяц

100

5. Эксплуатационные расходы, тыс. руб. в месяц

500

6. Объем продаж в год, тыс. руб.

15000

7. Налоги, тыс. руб. в год

250


Эта задача решается в несколько этапов.

1.     Определение точки безубыточности.

Сначала определим ее аналитическим путем. Для этого необходимо разобраться, что относится к переменным затратам, а что к постоянным.

Переменные затраты исчисляются из рентабельности предприятия,

Постоянные затраты – аренда, личные расходы, эксплуатационные расходы, налоги.

Точка безубыточности высчитывается по формуле:

 тыс. руб.

Теперь построим график безубыточности за год.

Определение запаса финансового рычага.

ЗФР = ВР – ТБ = 18883,2 – 13837,9 = 5045,3 тыс. руб.

2.     Составление карты прогноза денежных средств (таблица 11 и 12).

3.     Рассчитать СВОР за 3 месяца (таблица 13)

Таблица 14.

Расчет СВОР

Показатель

Январь

Май

Сентябрь

Выручка от реализации

689,68

1633,06

1633,06

переменные затраты

483,87

653,23

653,23

постоянные затраты

715,83

715,83

715,83

удельный вес постоянных затрат в суммарных затратах

0,60

0,52

0,52

Прибыль от реализации

-510,03

264,01

264,01

СВОР

-0,40

3,71

3,71

В принципе у предприятия еще есть шансы подняться на высокий уровень.


Таблица 12.

Карта прогноза денежных средств

Показатель

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

итого

1. Первоначальный капитал, тыс. руб.

980,0












980,0

2. Аренда помещений, тыс. руб. в месяц

95,0

95,0

95,0

95,0

95,0

95,0

95,0

95,0

95,0

95,0

95,0

95,0

1140,0

3. Личные расходы, тыс. руб. в месяц

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

1200,0

4. Эксплуатационные расходы, тыс. руб. в месяц

500,0

500,0

500,0

500,0

500,0

500,0

500,0

500,0

500,0

500,0

500,0

500,0

6000,0

5. Объем продаж в год, тыс. руб.

1209,7

1209,7

1209,7

1209,7

1633,1

1633,1

1633,1

1633,1

907,3

907,3

907,3

907,3

15000,0

6. Налоги, тыс. руб. в год

20,8

20,8

20,8

20,8

20,8

20,8

20,8

20,8

20,8

20,8

20,8

20,8

250,0

Выручка

2189,7

1209,7

1209,7

1209,7

1633,1

1633,1

1633,1

1633,1

907,3

907,3

907,3

907,3

15980,0

постоянные затраты

715,8

715,8

715,8

715,8

715,8

715,8

715,8

715,8

715,8

715,8

715,8

715,8

8590,0

переменные затраты

483,9

483,9

483,9

483,9

653,2

653,2

653,2

653,2

362,9

362,9

362,9

362,9

6000,0

совокупные затраты

1199,7

1199,7

1199,7

1199,7

1369,1

1369,1

1369,1

1369,1

1078,7

1078,7

1078,7

1078,7

14590,0

Наличные деньги

990,0

10,0

10,0

10,0

264,0

264,0

264,0

264,0

-171,5

-171,5

-171,5

-171,5

410,0

По данной таблице видно, что предприятие начиная с сентября не имеет наличных денег. Это свидетельствует о том, что необходимо предпринять какие-либо меры. Можно предложить, начиная с сентября месяца не изменять объем продаж.


Таблица 13.

Карта прогноза денежных средств

Показатель

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

итого

1. Первоначальный капитал, тыс. руб.

980,0












980,0

2. Аренда помещений, тыс. руб. в месяц

95,0

95,0

95,0

95,0

95,0

95,0

95,0

95,0

95,0

95,0

95,0

95,0

1140,0

3. Личные расходы, тыс. руб. в месяц

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

1200,0

4. Эксплуатационные расходы, тыс. руб. в месяц

500,0

500,0

500,0

500,0

500,0

500,0

500,0

500,0

500,0

500,0

500,0

500,0

6000,0

5. Объем продаж в год, тыс. руб.

1209,7

1209,7

1209,7

1209,7

1633,1

1633,1

1633,1

1633,1

1633,1

1633,1

1633,1

1633,1

17903,2

6. Налоги, тыс. руб. в год

20,8

20,8

20,8

20,8

20,8

20,8

20,8

20,8

20,8

20,8

20,8

20,8

250,0

выручка

2189,7

1209,7

1209,7

1209,7

1633,1

1633,1

1633,1

1633,1

1633,1

1633,1

1633,1

1633,1

18883,2

постоянные затраты

715,8

715,8

715,8

715,8

715,8

715,8

715,8

715,8

715,8

715,8

715,8

715,8

8590,0

переменные затраты

483,9

483,9

483,9

483,9

653,2

653,2

653,2

653,2

653,2

653,2

653,2

653,2

7161,3

маржинальные затраты

1199,7

1199,7

1199,7

1199,7

1369,1

1369,1

1369,1

1369,1

1369,1

1369,1

1369,1

1369,1

15751,3

Наличные деньги

990,0

10,0

10,0

10,0

264,0

264,0

264,0

264,0

264,0

264,0

264,0

264,0

2151,9


3.4.  Пример 4


Определить прибыльность бизнеса по продаже различных товаров.

Таблица 15.

Исходные данные

Показатели

Сумма

Аренда помещения, тыс. руб. в месяц

40

Лицензия на торговлю, тыс. руб. в год

430

Зарплата продавца, тыс. руб. в месяц

1,8

Музыкальное сопровождение, тыс. руб. в месяц

1,1

Доставка товаров в торговое помещение, тыс. руб. за 1 доставку

3,2

Количество доставок в месяц, шт.

5

Личные расходы, тыс. руб. в неделю

15

Налоги, тыс. руб. в квартал

200

Затраты на закупку 1 партии товара, тыс. руб.

310

Оборот с продажи 1 партии товара, тыс. руб.

620


Эта задача решается в несколько этапов.

1.     Определение точки безубыточности.

Сначала определим ее аналитическим путем. Для этого необходимо разобраться, что относится к переменным затратам, а что к постоянным.

Переменные затраты – затраты на пробег и эксплуатационные затраты,

Постоянные затраты – оплата труда, амортизация оборудования, кредит, прочие затраты.

Точка безубыточности высчитывается по формуле:

тыс. руб.

Теперь построим график безубыточности за год.

Определение запаса финансового рычага.

ЗФР = ВР – ТБ = 38440 – 1681,88 = 36758,12 тыс. руб.

2.     Составление карты прогноза денежных средств (таблица 16).

3.     Рассчитать СВОР за 3 месяца (таблица 17)

Таблица 17.

Расчет СВОР

Показатель

Январь

Май

Сентябрь

Выручка от реализации

3100,00

4185,00

2325,00

переменные затраты

32,00

37,60

28,00

постоянные затраты

138,73

138,73

138,73

удельный вес постоянных затрат в суммарных затратах

0,81

0,79

0,83

Прибыль от реализации

2929,27

4008,67

2158,27

СВОР

1,05

1,03

1,06


Как видно из таблицы результаты, полученные при расчетах говорят об эффективном управлении данным предприятием.


Таблица 16.

Карта прогноза денежных средств

Показатель

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

итого

Аренда помещения, тыс. руб. в месяц

40,0

40,0

40,0

40,0

40,0

40,0

40,0

40,0

40,0

40,0

40,0

40,0

480,0

Лицензия на торговлю, тыс. руб. в год

35,8

35,8

35,8

35,8

35,8

35,8

35,8

35,8

35,8

35,8

35,8

35,8

430,0

Зарплата продавца, тыс. руб. в месяц

1,8

1,8

1,8

1,8

1,8

1,8

1,8

1,8

1,8

1,8

1,8

1,8

21,6

Музыкальное сопровождение, тыс. руб. в месяц

1,1

1,1

1,1

1,1

1,1

1,1

1,1

1,1

1,1

1,1

1,1

1,1

13,2

Доставка товаров, тыс. руб.

16,0

16,0

16,0

16,0

16,0

16,0

16,0

16,0

16,0

16,0

16,0

16,0

192,0

Личные расходы, тыс. руб. в неделю

60,0

60,0

60,0

60,0

60,0

60,0

60,0

60,0

60,0

60,0

60,0

60,0

720,0

Налоги, тыс. руб. в квартал

66,7

66,7

66,7

66,7

66,7

66,7

66,7

66,7

66,7

66,7

66,7

66,7

800,0

Затраты на закупку, тыс. руб.

16,0

16,0

16,0

16,0

21,6

21,6

21,6

21,6

12,0

12,0

12,0

12,0

198,4

Оборот с продажи, тыс. руб.

3100,0

3100,0

3100,0

3100,0

4185,0

4185,0

4185,0

4185,0

2325,0

2325,0

2325,0

2325,0

38440,0

постоянные затраты

138,7

138,7

138,7

138,7

138,7

138,7

138,7

138,7

138,7

138,7

138,7

138,7

1664,8

переменные затраты

32,0

32,0

32,0

32,0

37,6

37,6

37,6

37,6

28,0

28,0

28,0

28,0

390,4

совокупные затраты

170,7

170,7

170,7

170,7

176,3

176,3

176,3

176,3

166,7

166,7

166,7

166,7

2055,2

наличные средства

2929,3

2929,3

2929,3

2929,3

4008,7

4008,7

4008,7

4008,7

2158,3

2158,3

2158,3

2158,3

36384,8

Данное предприятие ежемесячно получает достаточную прибыль для продолжения своей деятельности. Это видно из таблицы.

Список используемой литературы


1.            Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учебное пособие. – М., 1998.

2.            Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М., 1999.

3.            Уткин Э.А. Финансовый менеджмент: Учебник. – М., 1998.

4.            Финансовый менеджмент: теория и практика. Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. – М., 2000.

5.            Финансовый менеджмент: Учебное пособие / Под ред. В.С. Золотарева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.






[1] Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учебное пособие. – М., 1998.

[2] Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М., 1999.

[3] Уткин Э.А. Финансовый менеджмент: Учебник. – М., 1998.

[4] Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М., 1999.


[5] Финансовый менеджмент: теория и практика. Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. – М., 2000.

[6] Финансовый менеджмент: Учебное пособие / Под ред. В.С. Золотарева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.