СОДЕРЖАНИЕ


Введение ……………………………………………………………………….


3

1. Анализ финансовых результатов в торговле ……………………………..

 

5

1.1 Значение, задачи и информационное обеспечение анализа финансовых результатов деятельности торговых предприятий …………...


5

1.2 Факторный анализ валового дохода в розничной торговле ……………

7

1.3 Факторный анализ прибыли в розничной торговле …………………….

9

1.4 Факторный анализ рентабельности в розничной торговле …………….


11

2. Анализ финансовых результатов на примере торгового предприятия…………………………………………………………………….



14

2.1 Факторный анализ валового дохода ………………………..……………

14

2.2 Факторный анализ прибыли ………………………..…………………….

17

2.3 Факторный анализ рентабельности ………………………..…………….


19

Заключение …………………………………………………………………….


21

Список использованной литературы ………………………………………...

23









ВВЕДЕНИЕ

Одним из основных требований успешного функционирова­ния предприятий и их ассоциаций в условиях формирования рыночной экономики является безубыточность хозяйственной и другой деятельности, возмещение расходов собственными до­ходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования[1].

Основными показателями, характеризующими финансовые результаты хозяйственной деятельности торговых предприятий, являются валовой доход, другие доходы, прибыль и рентабель­ность. Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных показателей и рычагов управления эконо­микой. Она является мерилом оценки деятельности предпри­ятия, источником его развития, самофинансирования, матери­ального поощрения труда работников, выступает источником вознаграждения владельцам акций, паев в уставном капитале предприятия, пополнения государственного и местных бюдже­тов. Итак, прибыль — это основной многозначный оценочный показатель результатов работы предприятия в условиях станов­ления и развития рыночного механизма хозяйствования[2].

Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, решения проблем социального и материального характера трудового коллектива. За счет прибыли выполняются внешние финансовые обязательства перед бюджетом, банками, внебюджетными фондами и другими организациями. Она характеризует степень деловой активности и финансового благополучия.  По прибыли определяют уровень отдачи авансированных средств в доходность вложений и активов. В условиях рынка субъект хозяйствования стремится если не к максимальной прибыли, то к такой величине прибыли, которая обеспечит динамичное развитие производства в условиях конкуренции, позволит ему удержать позиции на рынке данного товара, обеспечит его выживаемость.

Цель данной курсовой – провести анализ финансовых результатов деятельности торгового предприятия, выявить резервы роста показателей финансовых результатов и обоснованность их использования.



























1.     Анализ финансовых результатов в торговле

2.      

2.1           Значение, задачи и информационное обеспечение анализа финансовых результатов деятельности торговых предприятий


Основные задачи анализа прибыли и рентабельности:

-         дать характеристику уровня и динамики прибыльности организации;

-         дать характеристику эффективности производства;

-         выявить основные факторы, влияющие на прибыль и рентабельность организации;

-         наметить основные направления дальнейшего повышения прибыльности и эффективности производства организации.

К основным источникам анализа прибыли и рентабельности организации относят:

-         бухгалтерскую отчетность: ф2 «Отчет о прибылях и убытках», ф5 «Приложения к бухгалтерскому балансу», ф1 «Бухгалтерский баланс»

-         формы аналитического учета

-         данные первичного учета

Основным источником формирования прибыли торговых предприятий являются реализованные торговые надбавки, а по некоторым товарам — торговые скидки. В настоящее время предприятиям розничной и оптовой торговли предос­тавлено право самостоятельно определять оптовые и торговые надбавки на товары исходя из спроса, фактических издержек об­ращения и оптимальных уровней рентабельности (с учетом установленных предельных размеров надбавок). Свободная розничная цена товара формируется из свободной отпускной цены (цены закупки) с добавлением торговой и оптовой надбавок в установленных торговым предприятием размерах[3].

Кроме реализованных торговых надбавок предприятия роз­ничной торговли могут иметь доходы от биржевой и брокерской деятельности, продажи товаров и имущества на аукционах, по операциям с тарой (превышение доходов над расходами), от стоимости излишков тканей, выявленных при перемеривании, от реализации акций, облигаций, других ценных бумаг и т.п.

Однако основным источникам формирования доходов розничных торговых предприятий являются реализованные торговые надбавки (валовой доход). За счет валового дохода взимаются по установленным ставкам налог на добавленную стоимость, акцизы и некоторые другие обязательные платежи. Следовательно, для определения валового дохода от реализации товаров, остающе­гося в распоряжении торгового предприятия, следует из общей его суммы вычесть перечисленные выше налоги и другие обязательные платежи[4].

Главным показателем оценки финансовых результатов хо­зяйственной деятельности предприятий, как известно, является прибыль. Различают прибыль (или убыток) от реализации това­ров, прибыль (или убыток) от реализации основных средств и прочих активов, общую и чистую прибыль. Прибыль от реализации товаров в торговле определяют вычитанием из валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия издержек обращения.

По форме № 2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках» прибыль от реализации товаров рассчитывается вычитанием из выручки (нетто) от реализации товаров (за минусом налога на добавленную стоимость, других налогов и обязательных платежей) себестоимости  реализации товаров (покупкой их стоимости) и издержек обра­щения. Предприятия могут также иметь прибыль (или убыток) от реализации и выбытия основные средств и прочих активов, а также внереализационные доходы, расходы, потери и убытки. Балансовую (общую) прибыль (или убыток) определяют следующим образом: к прибыли от реализации товаров добавляют прибыль от реализации основных средств и прочих активов, а также внереализационные доходы и вычита­ют внереализационные расходы, потери и убытки. Если торговое предприятие получило убыток от отдельных видов предприни­мательской деятельности (от продажи товаров, реализации ос­новных средств и прочих активов и т.п.), то он вычитается из ба­лансовой прибыли.

Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, определяется вычитанием из общей суммы прибыли налогов и других обязательных платежей. Если предприятием произведены отчисления на благотворительные цели, уплачены из прибыли пени и штрафы, то при определении чистой прибыли она корректируется на указанные выше суммы[5].

Цель анализа финансовых результатов — выявление, изуче­ние и мобилизация резервов роста доходов, прибыли, повыше­ния рентабельности при улучшении качества обслуживания по­купателей. В процессе анализа проверяют степень выполнения планов по доходам, прибыли, рентабельности, изучают их дина­мику, определяют и измеряют влияние факторов на финансовые результаты хозяйственной и другой деятельности предприятий, выявляют и мобилизовывают резервы их роста, особенно про­гнозные. Одной из основных задач анализа является также изу­чение экономической целесообразности и эффективности рас­пределения и использования прибыли.

Анализ финансовых результатов деятельности торгового пред­приятия проводят по данным планов, бизнес-планов и прогнозов экономического и социального развития, бухгалтерской и стати­стической отчетности, регистров учета, других источников информации. В настоящее время анализ финансовых результатов и других показателей хозяйственной деятельности предприятия сильно за­труднен в связи с коммерческой тайной, засекречиванием, а ино­гда и искажением результатов их функционирования, особенно информации о полученных доходах, прибыли и рентабельности.


2.2           Факторный анализ валового дохода в розничной торговле


Анализ финансовых результатов деятельности розничных торговых предприятий обычно начинают с изучения валового дохода. Валовой доход изучают как по сумме, так и по уровню (в % к обороту). В частности, определяют степень выполнения плана по валовому доходу, анализируют его динамику, измеряют влияние факторов на сумму и уровень реализованных торговых  надбавок[6].

Общая сумма валового дохода торгового предприятия нахо­дится в пропорциональной зависимости от изменения объема розничного товарооборота и уровня реализованных торговых надбавок. Их влияние на валовой доход измеряют приемом аб­солютных разниц. Так, отклонение от плана или в динамике по товарообороту умножают на базисный уровень валового дохода (плановый или фактический за прошлый период), делят на 100, а отклонение от плана или от данных прошлого периода по сред­нему уровню реализованных торговых надбавок умножают на фактический товарооборот отчетного периода и делят на 100. Большое влияние на валовой доход оказывает изменение роз­ничных (продажных) цен на товары. При повышении цен соот­ветственно растет сумма торговых надбавок, и наоборот. Для из­мерения влияния этого фактора на валовой доход необходимо прирост объема товарооборота за счет повышения розничных цен на товары умножить на базисный уровень реализованных торговых надбавок (плановый или фактический за прошлый пе­риод) и разделить на 100.

Одновременно определяют и анализируют валовой доход, остающийся в распоряжении торгового предприятия. Он рас­считывается вычитанием из общей суммы валового дохода налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет реализован­ных торговых надбавок. Следовательно, сумма валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия, находится в прямой зависимости от изменения общей суммы реализован­ных торговых надбавок и в обратной — от налогов и других обя­зательных платежей, взимаемых за счет валового дохода. Их влияние на сумму валового дохода, остающегося в распоряже­нии торгового предприятия, определяется прямым счетом.

При поставке муки, крупы, масла животного и некоторых других товаров в расфасованном виде поставщики могут взимать с магазинов наценку за их предварительную расфасовку. В связи с этим увеличение или уменьшение объема поставки товаров в расфасованном виде оказывает определенное влияние на вало­вой доход. Влияние указанного фактора на реализованные торговые надбавки также определяют прямым счетом[7].

Значительное влияние на валовой доход оказывает измене­ние структуры розничного товарооборота. Увеличение в товаро­обороте доли товаров с более высокими размерами торговых надбавок ведет к повышению среднего уровня валового дохода, и наоборот. Влияние изменения структуры товарооборота на уровень валового дохода определяют способом процентных чи­сел с применением приема абсолютных разниц.


2.3           Факторный анализ прибыли в розничной торговле


Анализ прибыли проводят в целом по торговому предприятию, его  подразделениям, видам (отраслям) деятельности: торговле, общественному питанию, производству, заготовкам и т.п. В процессе анализа изучают выполнение плана и динамику прибыли, измеряют влияние внутренних и внешних факторов на ее размер, а главное, выявляют, изучают и мобилизуют резервы роста чистого дохода. Факторный анализ прибыли ведется с учетом ее формирования.

По данным формы №2 прибыль от реализации товаров определяется вычитанием из валового дохода налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет реализованных торговых надбавок, и издержек обращения. Общую сумму прибыли рассчитывают следующим образом: к прибыли от реализации товаров добавляют прибыль от реализации основных средств и прочих активов, а также внереализационные доходы и из полученного итога вычитают внереализационные расходы, потери и убытки. Если торговое предприятие получило убыток от продажи това­ров или основных средств и прочих активов, то он вычитается из общей суммы прибыли.

Прибыль от реализации товаров зависит от изменения объе­ма розничного товарооборота, среднего уровня валового дохода, уровня налогов, взимаемых за счет реализованных торговых над­бавок, и среднего уровня издержек обращения. Их влияние на прибыль определяют приемом абсолютных разниц. Для опреде­ления влияния изменения товарооборота необходимо отклоне­ние его объема от плана или в динамике умножить на базисный уровень прибыли от реализации товаров в процентах к обороту (по плану или фактически за прошлый год) и разделить на 100.

Влияние изменения уровня валового дохода и уровня издержек обращения определяют умножением фактического розничного товарооборота отчетного периода на отклонение от плана или в динамике по ним и делением на 100. Аналогично рассчитыва­ют влияние на прибыль от реализации товаров изменения уров­ня налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода[8].

Большое влияние на сумму прибыли от реализации товаров оказывает изменение розничных цен. При повышении рознич­ных цен увеличивается товарооборот, а следовательно, и растет прибыль. И наоборот, снижение розничных цен на товары уменьшает сумму прибыли.

Влияние ценового фактора на при­быль от реализации товаров определяют приемом абсолютных разниц, т.е. увеличение или уменьшение объема товарооборота за счет изменения розничных цен умножают на базисный уро­вень прибыли от реализации товаров (по плану или фактически за прошлый период) и делят на 100.

На балансовую (общую) прибыль, кроме того, влияют изме­нения сумм прибыли (или убытков) от реализации основных средств и прочих активов, а также внереализационные доходы, расходы, потери и убытки. Их влияние на прибыль определяют прямым счетом.

Значительное влияние на прибыль оказывает повышение производительности труда работников, обеспечивающее увеличение розничного товарооборота, а отсюда и рост прибыли от реализации товаров. Для определения влияния указанного фактора на прибыль необходимо прирост товарооборота за счет повышения производительности труда умножить на базисный уровень прибыли от реализации товаров (по плану или фактически за прошлый год) и разделить на 100.


2.4     Факторный анализ рентабельности в розничной торговле


На практике уровень рентабельности хозяйственной деятельности торговых предприятий обычно определяется отношением прибыли к розничному товарообороту. Он показывает сколько процентов составляет прибыль в товарообороте. Этот уровень рентабельности следует рассчитывать не по всей (балансовой) прибыли, а только по прибыли от реализации товаров,  так как финансовые результаты от продажи основных средств и прочих активов, а также внереализационные доходы, расходы и потери не находятся в прямой зависимости от изменения объема товарооборота. Экономисты стран с развитой рыночной экономикой называют его уровнем рентабельности продаж и считают его одним из основных показателей оценки эффективности функционирования торговых предприятий. Он находится в прямой зависимости от изменения уровня валового дохода и в обратной от роста или снижения уровней издержек обращения и налогов взимаемых за счет реализованных торговых надбавок[9].

Экономисты стран СНГ считают, что минимальный уровень рентабельности продаж в розничной торговле в условиях формирования и развития рыночного механизма хозяйствования должен составлять не менее 4—6 % к обороту.

Уровень рентабельности продаж по отдельным товарным группам и товарам неодинаков. В связи с этим изменение структуры розничного товарооборота ведет к повышению или к снижению уровня рентабельности продаж торгового предприятия. Влияние изменения структуры товарооборота на уровень рента­бельности продаж торгового предприятия проявляется через уровень валового дохода и уровень издержек обращения[10].

Уровень рентабельности, исчисленный отношением прибыли к товарообороту, имеет существенный недостаток: он не учиты­вает, при каких хозяйственных ресурсах (активах), собственном и заемном капитале достигнут конечный финансовый результат и как эффективно они используются. В связи с этим экономи­сты предлагают определять рентабельность хозяйственных ресурсов как отношение годовой суммы прибыли к среднегодовой стоимости долгосрочных, нематериальных и текущих (оборотных) активов. Он показывает, сколько процентов занимает прибыль в активах предприятия или сколько копеек прибыли получено с каждого рубля совокупного (общего) капитала. В зарубежной практике менеджмента его называют уровнем рентабельности со­вокупного капитала (всех активов).

При исчислении рентабель­ности совокупного капитала в расчет следует включать все производственные основные средства (собственные, арендованные и безвозмездно предоставленные), другие долгосрочные к нема­териальные активы и все оборотные средства. Фактическую среднегодовую стоимость долгосрочных, нематериальных и обо­ротных активов рассчитывают по данным бухгалтерских балансов[11].

В бухгалтерском балансе нередко отражаются средства и их источники, не используемые в хозяйственном обороте. К ним относятся расходы будущих периодов, нереальная (безнадежная ко взысканию) дебиторская задолженность, кредиты банков для работников, перерасходы средств специальных фондов, резер­вов, целевого финансирования и т.п.

На предприятиях сферы обращения могут быть залежалые и не пользующиеся спросом товары, излишние, неиспользуемые основные средства. В связи с этим рекомендуют определять функционирующий капитал вы­читанием из валюты баланса (его итога) указанных выше сумм и изучать показатель рентабельности функционирующего капитала.


















3.                Анализ финансовых результатов на примере торгового предприятия


3.1           Факторный анализ валового дохода


Проведем анализ финансовых результатов на примере торгового предприятия ООО «Триком-Н», занимающегося в основном розничной реализацией промышленных товаров.

Данное торговое предприятие имеет следующие данные о валовом доходе (таблица №1).

Таблица 1

Информация о выполнении плана по валовому доходу по ООО «Триком-Н»

Показатель

Фактически за прошлый год

Отчетный год (2003)

Отклонение

В % к прошлому году

План

Фактически

% выполнения плана

От плана

От прошлого года

Розничный т/об, млн.руб:

В дейст-вующих ценах

В сопос-тавимых ценах




102,4



102,4




132,0



-




135,3



106,5




102,5



-




+3,3



-




+32,9



+4,1




132,1



104,0

Общая сум-ма валово-го дохода от реализа-ции това-ров, млн.р




21,344




26,889




27,903




103,8




+1,014




+6,559




130,7

Средний уровень ва-лового до-хода – брутто в % к т/о в действующих ценах




20,884




20,370




20,623




101,2




+0,253




-0,221




98,9

Сумма на-логов, млн.р

3,228

4,145

4,256

102,7

+0,111

+1,028

131,8

Налоги в % к т/о в действующих ценах


3,152


3,14


3,146


100,2


+0,006


-0,006


99,8

Валовой до-ход, остаю-щийся в рас-поряжении организации



18,116



22,744



23,647



104,0



+0,903



+5,531



130,5

Уровень ВД, остающегося в распоряже-нии в % к т/о


17,692


17,230


17,477


101,4


+0,247


-0,215


98,8


ООО «Триком-Н» план по сумме валового дохода пере­выполнило на 1,014 млн.р., или на 3,8 %. По сравнению с про­шлым годом сумма реализованных торговых надбавок возросла на 6,559 млн.р., или на 30,7%. На перевыполнение плана по ва­ловому доходу положительно повлиял рост розничного товарооборота и повышение уровня реализованных торговых надбавок. В динамике на сумму валового дохода положительно повлияли рост розничного товарооборота и отрицательно — снижение уровня реализованных торговых надбавок (в % к обороту).

Значительное влияние на валовой доход оказывает измене­ние структуры розничного товарооборота. Увеличение в товаро­обороте доли товаров с более высокими размерами торговых надбавок ведет к повышению среднего уровня валового дохода, и наоборот. Влияние изменения структуры товарооборота на уровень валового дохода определяют способом процентных чи­сел с применением приема абсолютных разниц (таблица 2)


Таблица 2

Расчет влияния изменения структуры розничного товарооборота на динамику валового дохода


Товарная группа и товар

Фактический удельный вес в розничном товарообороте, %

Фактические уровни  вало-вого дохода в %  к обороту  за прошлый год

Процентные числа (гр. 5 х гр. 4)


Влияние из-менения струк-туры товар-ооборота на средний уро-вень валового дохода в % к обороту ( итог гр. 6 : 100)

Прошлый год

Отчетный год

Изменения в динамике

Ткани

4,8

4,6

-0,2

20,9

-4,18


Одежда и белье

15,3

15,4

+0,1

20,1

+2,01


Трикотаж

9,9

10,0

+0.1

20.4

+2,04


Чулочно – но-сочные изделия

3.0


2.8


-0.2

20,0

-4,00



Обувь

12,0

12,1

+0,1

21.5

+2,15


Парфюмерия

10,1

9,6

-0,5

20,7

-10,35


Галантерея

12,2

12,0

-0,2

20,3

-4,06


Ковры и ковровые изделия

2,3


2,5


+0.2


20,8

+4,16



Посуда

2,4

2,4

21,6


Электротовары

4.8

4,8

22,1


Канцтовары

7,1

7.3

+0,2

22,0

+4,40


Телерадиотовары

4,7

4.4

-0,3

21,7

-6,51


Игрушки

3,0

3,1

+0,1

20,9

+2,09


Прочие товары

3,4

3.3


-0.1

21.4

-2,14


Продовольственные товары

5,0


5,7


+0,7


18,0


+12.60



Всего

100

100

20,844

-1.79

-0,018

Изменение структуры розничного товарооборота привело к уменьшению уровня валового дохода на 0,018 % к обороту, что составляет 24 млн р. [135,3 х (-0,018) х 100 : 1000)].


3.2           Факторный анализ прибыли


Цель анализа – выявить основные направления повышения прибыли организации.

Торговое предприятие имеет следующие данные по прибы­ли (таблица 3).

Таблица 3

Информация о выполнении плана прибыли по ООО «Триком-Н»


Показатели

Фактически за прошлый год

Отчетный год

Отклонение от

В % к прошлому году

План

Фактически

% выполнения плана

Плана

Прошлого года

Розничный това-рооборот, млн. р.:








в действующих ценах

102,4

132

135,3

102,5

+3,3

+32,9

132,1

в сопоставимых ценах

102,4

-

106,5

-

-

+4,1

104,0

Валовой доход от реализации това-ров: сумма в  млн р.

21,344

26,889

27,903

103,8

+1,014

+6,559

130,7

уровень в % к обороту

20,844

20,37

20,623

101,2

+0,253

-0,221

98,9

Налоги и другие обязательные пла-тежи, взимаемые за счет валового дохода: сумма, млн р.

3,228

4,145

4,256

102,7

+0,111

+1,028

131,8

уровень в % к обороту

3,152

3,140

3,146

100,2

+0,006

-0,006

99,8

Издержки обра-щения: сумма, млн р.

81,056

82,000

107,397

130,97

+25,397

+25,441

132,50

уровень в % к обороту

13,757

13,319

13,500

101,4

+0,181

-0,257

98,1

Прибыль от реализации товаров

сумма, млн.р

21,344

22,000

27,903

126,8

+5,903

+6,559

130,73

Уровень, в % к обороту

3,935

3,911

3,977

101,7

0,066

+0,042

101,1

Прибыль (убыток) от реализации основных средств, млн.руб

0,33

-

0,58

-

+0,58

+0,25

175,8

Прибыль (убыток) от реализации прочих активов, млн.р

0,45

0,49





0,64

130,6

+0,15

+0,19

142,2

Внереализационные доходы,мр

0,271

0,237

0,296

124,9

+0,059

+0,025

109,2

Внереализационные расходы,

0,202

0,120

0,208

173,3

0,088

0,06

103,0

Потери и убытки, млн.р








Балансовая (общая) прибыль(убыток), млн.р

41,76

53,29

55,91

104,9

+2,62

+14,15

133,9


План по общей сумме прибыли перевыполнен на 2,62 млн р., или на 4,9 %. По сравнению с прошлым годом она возросла на 14,15 млн р. (на 33,9 %). Получено прибыли сверх плана: от реализации товаров — 2,18 млн р.; продажи и выбытия основных средств — 0,58; реализации прочих активов — 0,15 млн р. Рост по сравнению с планом внереализационных расходов превысил увеличение внереализационных доходов на 124,9% р. (0,059 млн. руб. — что отрицательно сказалось на общей сумме прибыли. В динамике на балансовую прибыль положительно повлиял рост прибыли от реализации товаров и прибыли от продажи прочих активов (соответственно на 0,15 млн р. и на 0,19 млн р.). Прибыль от реализации основных средств по сравнению с прошлым годом возросла на 0,25 млн р., а внереализационные расходы превысили в динамике внереализационные доходы на 0,19 млн р. (0,25 — 0,6).


3.3           Факторный анализ рентабельности


Цель анализа – выявить основные направления повышения эффективности производства. Периодичность анализа годовая, реже квартальная.

По ООО «Триком – Н» уровень рентабельности продаж в отчетном году составил 3,977 % к обороту и возрос по сравнению с планом на  0,066 % к обороту и с прошлым годом — на 0,042 % к обороту. На изменение уровня рентабельности продаж по сравнению с планом положительно повлияло повышение уровня валового дохода (на 0,253 % к обороту) и отрицательно — относительный рост налогов, взимаемых за счет реализованных торговых надбавок (на 0,006 % к обороту), и увеличение уровня издержек обращения (на 0,181 % к обороту). На рост уровня рентабельности продаж в динамике положительно повлияли снижение уровня налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода (на 0,006 % к обороту), и относительное сокращение торговых расходов (на 0,257 % к обороту) и отрицательно — уменьшение уровня реализованных торговых надбавок (на 0,221 % к обороту).




Таблица 4

Информация об уровне рентабельности совокупного капитала


Показатели

Фактически за прошлый год

Отчетный год

Отклонение от

В % к прошлому году

План

Фактически

% выполне-ния плана

Плана

Прошлого года

Балансовая (общая) при­быль, млн р.

41,76

53,29

55,91

104,9

+2,62

+14,15

133,9

Среднегодовая стоимость совокупного капитала, все­го, млн р.

236,72

297,93

304,19

102,1

+6,26

+67,47

128,5

 В том числе:








а) внеоборот-ные активы

51,02

62,30

66,23

106,3

+3,93

+15,21

129,8

б) текущие (оборотные) ак­тивы

185,70

235,63

237,96

101,0

+2,33

+52,26

128,1

 Уровень рен-табельности со-вокупного ка-питала (стр. 1 : стр. 2 х 100)%


17,641

17,887

18,38

102,8

+0,493

+0,739

104,2


Фирма ООО «Триком-Н» с каждого рубля совокупного капитала (активов) получила 18,380 коп. прибыли при плане — 17,887 коп. Уро­вень рентабельности совокупного капитала находится в прямой пропорциональной зависимости от изменения суммы прибыли и в обратной — от изменения остатков долгосрочных, нематериальных и оборотных активов. Влияние этих факторов на рентабельность совокупного капитала можно измерить приемом цепных подста­новок. Для этого предварительно определяют условный уровень рентабельности совокупного капитала при плановой сумме при­были и фактических среднегодовых остатках долгосрочных, нема­териальных и оборотных средств: 5329:30 419 х 100 = 17,187 %. Затем из условного уровня рентабельности совокупного капитала вычитают плановый, и в результате определяют влияние на его размер изменения остатков хозяйственных ресурсов (активов). Если из фактического уровня рентабельности совокупного капита­ла вычесть условный, определим влияние на его размер изменения суммы прибыли. Рост среднегодовых остатков долгосрочных, не­материальных и оборотных активов на 626 млн р. снизил уровень рентабельности совокупного капитала на 0,700 % (17,187-17,887), а увеличение суммы прибыли на 262 млн р. повысило уровень рен­табельности на 1,193 % (18,380 - 17,187).

Аналогичным приемом изучают влияние указанных выше факторов на динамику уровня рентабельности совокупного капи­тала. Пересчитанный уровень рентабельности при фактической сумме прибыли прошлого года и фактических среднегодовых ос­татках хозяйственных ресурсов отчетного года составил 13,728 % (4176 : 30 419 * 100). Таким образом, рост активов предприятия на 6747 млн р. снизил уровень рентабельности на 3,913 % (13,728 — 17,641); увеличение суммы прибыли на 14,15 млн р. способствовало повышению уровня рентабельности совокупно­го капитала на 4,652 % (18,380 - 13,728).












ЗАКЛЮЧЕНИЕ


При написании данной работы ставилась цель провести анализ финансовых результатов  торгового предприятия и выявить резервы роста прибыли.

В ходе выполнения работы выявлено, что рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, решения проблем социального и материального характера трудового коллектива. За счет прибыли выполняются внешние финансовые обязательства перед бюджетом, банками, внебюджетными фондами и другими организациями. Она характеризует степень деловой активности и финансового благополучия.  По прибыли определяют уровень отдачи авансированных средств в доходность вложений и активов. В условиях рынка субъект хозяйствования стремится если не к максимальной прибыли, то к такой величине прибыли, которая обеспечит динамическое развитие производства в условиях конкуренции, позволит ему удержать позиции на рынке данного товара, обеспечит его выживаемость.

В процессе осуществления торговой деятельности предприятием несет определенные издержки обращения, которые самым непосредственным образом влияют на размер полученной прибыли, поэтому в качестве резерва повышения прибыли и рентабельности следует рассматривать снижение издержек обращения, что требует систематического оперативного и текущего контроля.









СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.     Артеменко В.Г. Финансовый анализ. – М.: Дело и сервис, 1999 г – 152с.

2.     Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 2001г

3.     Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. – М.: Дело и сервис, 1999г – 304с.

4.     Ковалев А.И. Анализ финансового состояния предприятия. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2001г – 249с.

5.     Ковалев В.В. Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 2000г – 512с.

6.     Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. М: Новое знание, 2003 – 525с.

7.     Любушин Н.П., Лещева В.Б., Сучков Е.А. Теория экономического анализа. – М.: «Юристъ», 2002

8.     Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2002

9.     Селезнева Н.Н. Финансовый анализ. – М.: ЮНИТИ, 2001г – 479с.

10.                       Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа – М.: ИНФРА-М, 2001г – 208с.

11.                       Экономический анализ. Под ред.Гиляровской Л.Т. – М.: ЮНИТИ, 2001г – 527с.




[1] Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 2001г –с123

[2] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2002 –с.154


[3] Селезнева Н.Н. Финансовый анализ. – М.: ЮНИТИ, 2001г – с.259


[4] Селезнева Н.Н. Финансовый анализ. – М.: ЮНИТИ, 2001г – с315.


[5] Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. М: Новое знание, 2003 – с254

[6] Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. М: Новое знание, 2003 – с266

[7] Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. М: Новое знание, 2003 – с272

[8] Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. М: Новое знание, 2003 – с276

[9] Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. М: Новое знание, 2003 – с280

[10] Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. М: Новое знание, 2003 – с286

[11] Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. М: Новое знание, 2003 – с294