Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Филиал в г. Туле









КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Информационные системы в экономике»

Направление контрольной работы № 9

Название задачи «Расчет планового фонда заработной платы»





Выполнила: студентка 3 курса

                                             факультета ФиК

                                                   специальности ФиК

                                             группы дневной

                                            








Тула 2009 г.


Содержание

1.     Постановка задачи……………………………………………………….3

1.1 Организационно-экономическая сущность задачи…………...………3

1.2 Описание входной информации……………………………….………5

1.3 Описание условно-постоянной информации………………………....5

1.4 Описание результирующей информации………………………..……6

1.5 Описание алгоритма решения задачи…………………………………7

2.     Решение задачи в среде MS Access……………………………..……..8

Список использованной литературы…………………………………….30























Постановка задачи

Необходимо выполнить расчет планового фонда заработной платы на квартальную и месячную программы предприятия по деталям. Расчет выполняется путем умножения расценки одной детали на план производства.

Входная информация: код детали, номер цеха, расценка на одну деталь, план производства деталей на квартал и месяц квартала.

Результирующая информация: код детали, плановое количество деталей на квартал и месяц квартала, плановой фонд заработной платы по предприятию.

Организационно-экономическая сущность задачи

1.1                      Наименование задачи: расчет планового фонда заработной платы на квартальную и месячную программы предприятия по деталям.

1.2                      Место решения задачи: плановый отдел ОАО «Звезда».

1.3                      Цель решения задачи: обеспечение бесперебойного выполнения расчета заработной платы.

1.4                      Периодичность решения задачи: ежеквартально и ежемесячно при составлении плана производственной программы на будущий квартал и месяц.

1.5                      Для кого предназначено решение задачи: для планово-экономического отдела и руководства предприятия.

1.6                      Источники получения исходных документов: цеха предприятия.


Перечень и общее описание документов

Наименование документа

Вид документа

Источник поступления документа

Приемник документа

Количество экземпляров документа за период

Объем документа в знаках

План производства

Унифици-рованный

Цех предприятия

Бухгал-терия

1

250



Схематично движение документов в процессе их обработки представим следующим образом:

1.7                      Информационная модель задачи.

1.8                      Экономическая сущность задачи. Учет планового фонда заработной платы необходим для определения оптимального ее размера исходя из планируемой результативности хозяйственной деятельности организации. На основании ведомости, получаемой в результате решения данной задачи, принимаются управленческие решения, касающиеся оплаты работников за изготовление деталей.






Описание входной информации

2.1. В данном разделе приводится перечень всех первичных документов, используемых для решения задачи.

2.2. В качестве входной информации используется документ «План производства». На основании этого документа создается следующий машинный документ.

План производства

Код детали

Номер цеха

Наименование цеха

Расценка на одну деталь

План производства деталей (количество)

На квартал

На месяц

KD

NC

НС

RD

Pdk

Pdm


Описание структуры первичного документа «План производства»

Имя реквизита

Идентификатор

Тип данных

Длина

Ключ сортировки

Способ ввода реквизита

целые

дробные

Код детали

KD

С

3


1

Автоматически из справочника

Наименование детали

ND

С

10



Вручную

Номер цеха

NC

С

2


2

Вручную

Наименование цеха

НС

С

7



Вручную

Расценка на одну деталь

RD

Ч

5

2


Вручную

План производства деталей на квартал, шт.

Pdk

Ч

7

2


Вручную

План производства деталей на месяц, шт.

Pdm

Ч

7

2


Вручную


Будут различаться два типа данных: символьные С – те, что не поддаются арифметической обработке, и числовые – Ч, которые поддаются таковой.

2.3. Количество документов за период: ежеквартально – 1; ежемесячно – 1.

2.4. Описание контроля ввода документа:

– код детали: контроль на диапазон значений (от 01 до 300);

– номер цеха: контроль на диапазон значений (от 01 до 50).

Описание условно-постоянной информации

3.1. В данном разделе приводится перечень справочников, используемых для решения задачи, а также описание их структуры.

Для решения задачи используются два справочника:

– справочник цехов (НАИМЦЕХ), который служит для расшифровки номеров цехов;

– справочник деталей (НАИМДЕТ), который используется для расшифровки кодов деталей.

3.2. Описание структуры справочников.

Описание структуры документа «Справочник цехов» (НАИМЦЕХ)

Имя реквизита

Идентификатор

Тип данных

Длина

Ключ сортировки

целые

дробные

Номер цеха

NC

C

2


1

Наименование цеха

HC

C

7




Описание структуры документа «Справочник деталей» (НАИМДЕТ)

Имя реквизита

Идентификатор

Тип данных

Длина

Ключ сортировки

целые

дробные

Код детали

KD

C

3


1

Наименование детали

ND

C

10



Расценка на одну деталь

RD

Ч

5

2


Описание результирующей информации

4.1. Проектируется форма первичного документа.

Плановый фонд заработной платы за квартал и месяц.

Наименование детали

План производства деталей на квартал, шт.

План производства деталей на месяц, шт.

Расценка на одну деталь



Плановый ФОТ на квартал, руб.

P1


Плановый ФОТ на месяц, руб.


P2

4.2. Приводится описание структуры результирующего документа.

Описание структуры результирующего документа

Плановый фонд заработной платы за квартал и месяц.

Имя реквизита

Идентификатор

Тип данных

Длина

Ключ сортировки

целые

дробные

Наименование детали

ND

С

10


1

Расценка на одну деталь

RD

Ч

5

2


Плановый ФОТ на квартал, руб.

Pfk

Ч

7

2


Плановый ФОТ на месяц, руб.

Pfm

Ч

5

2


4.3. Количество документов за период: ежеквартально – 1; ежемесячно – 1.

4.4. Количество строк в документе (в среднем): 50.

4.5. Контроль правильности документа: логический контроль полученных расчетов.

Описание алгоритма решения задачи

Для получения ведомости «Плановый фонд заработной платы» необходимо выполнить расчет планового фонда заработной платы на квартальную и месячную программы предприятия по деталям.

Расчеты выполняются по следующим формулам:

, где

плановый фонд заработной платы, необходимый для выполнения квартальной и месячной программы предприятия по деталям;

расценка одной детали;

план производства.

Приложение к постановке задачи

Форма первичного документа «План производства» (условная)






Решение задачи средствами MS Access

1.     Вызовите Microsoft Access:

·        Нажмите кнопку Пуск;

·        Выделите команду Программы;

·        Выберите Microsoft Access;

·        Нажмите клавишу Enter.

2.     Сформулируйте файл новой базы данных:

·        Раскройте вкладку Новая база данных в разделе Создание диалогового окна Создание файла: появляется диалоговое окно Файл новой базы данных;

·        Раскройте вкладку Новая база данных в разделе Создание диалогового окна Создание файла – появляется диалоговое окно Файл новой базы данных;

·        Выберите имя текущей папки, например, Мои документы в поле Папка диалогового окна Файл новой базы данных;

·        Присвойте файлу имя Сведения о плановом фонде заработной платы предприятия по деталям в поле Имя файла;

·        Нажмите кнопку Создать – появляется диалоговое окно с именем файла Сведения о плановом фонде заработной платы предприятия по деталям.

Рис. 1.Диалоговое окно с именем файла Сведения о плановом фонде заработной платы предприятия по деталям

3.     Создайте формы таблиц План производства, Справочник цехов, Справочник деталей.

3.1. Создайте форму таблицы План производства:

·        Нажмите кнопку объекта Таблицы, если она не активизирована, в диалоговом окне с именем файла Сведения о плановом фонде заработной платы предприятия по деталям. Появляются команды Создание таблицы в режиме конструктора, Создание таблицы с помощью мастера, Создание таблицы путем ввода данных;

·        Выделите в объекте Таблицы команду Создание таблицы в режиме конструктора;

·        Нажмите клавишу Enter или Открыть в меню диалогового окна – в результате появляется макет для описания полей таблицы;

·        Осуществите описание полей таблицы в соответствии с рекомендациями, указанными ниже:

Имя поля

Тип данных

Размер поля

Формат поля

Число десяти-чных знаков

Значение по умолчанию

Обязатель-ное поле

Пустые строки

Код детали

Тексто-вый

3

Да

Да

Номер цеха

Тексто-вый

2

Да

Да

Расцен-ки за 1 деталь

Денеж-ный

Денеж-ный

2

0

Да

План производства деталей

Число-вой

Фикси-рован-ный

2

0

Да

(необходимо иметь в виду, что содержимое поля Имя поля вводится с клавиатуры; содержимое остальных полей заполняется по указателю );

·        Нажмите кнопку Закрыть : в результате появляется диалоговое окно с вопросом;

·        Нажмите кнопку Да на вопрос Сохранить изменения макета или структуры объекта таблицы Таблица1? – появляется диалоговое окно Сохранение;

·        Введите в поле Имя таблицы диалогового окна Сохранение имя таблицы План производства;

Рис. 2. Сохранение имени таблицы План производства

·        Нажмите кнопку ОК – появляется диалоговое окно Ключевые поля не заданы;

Рис. 3. Диалоговое окно Ключевые поля не заданы

·        Нажмите кнопку Да – появляется диалоговое окно с именем файла Сведения о плановом фонде заработной платы предприятия по деталям и указанием в объекте Таблицы имени сформированной таблицы План производства;

Рис. 4. Диалоговое окно с именем файла Сведения о плановом фонде заработной платы предприятия по деталям

·        Выделите в объекте Таблицы таблицу План производства и в меню диалогового окна нажмите Конструктор – в результате появляется макет таблицы План производства;

Рис. 5. Макет таблицы План производства

·        Нажмите кнопку Закрыть – происходит возврат к диалоговому окну с именем файла Сведения о плановом фонде заработной платы предприятия по деталям и указанием в объекте Таблицы имени сформированной таблицы План производства;

·        Выделите имя таблицы План производства;

·        Нажмите Открыть в меню диалогового окна – появляется форма таблицы План производства.

Рис. 6. Форма таблицы План производства

3.2. Создайте форму таблицы Справочник цехов:

·        Нажмите кнопку Закрыть  в форме таблицы План производства – происходит возврат к диалоговому окну с именем файла Сведения о плановом фонде заработной платы предприятия по деталям и указанием в объекте Таблицы имени сформированной таблицы План производства;

·        Выделите в объекте Таблицы команду Создание таблицы в режиме конструктора диалогового окна с именем файла Сведения о плановом фонде заработной платы предприятия по деталям;

·        Нажмите клавишу Enter или Открыть в меню диалогового окна – в результате появляется макет для описания полей таблицы;




·        Осуществите описание полей таблицы в соответствии с рекомендациями, указанными ниже:

Имя поля

Тип данных

Размер поля

Формат поля

Число десяти-чных знаков

Значение по умолчанию

Обязатель-ное поле

Пустые строки

Номер цеха

Тексто-вый

2

Да

Да

Наименование цеха

Тексто-вый

20

Да

Да

·        Повторите далее действия, аналогичные указанным  в п. 3.1 после таблицы с рекомендациями, но учитывающие специфику таблицы Справочник цехов, – в результате появляется форма таблицы Справочник цехов.

Рис. 7. Форма таблицы Справочник цехов

3.3. Создайте форму таблицы Справочник деталей:

·        Нажмите кнопку Закрыть   в форме таблицы Справочник цехов – происходит возврат к диалоговому окну с именем файла Сведения о плановом фонде заработной платы предприятия по деталям и указанием в объекте Таблицы имен сформированных таблиц План производства и Справочник цехов;

·        Выделите в объекте Таблицы команду Создание таблицы в режиме конструктора;

·        Нажмите клавишу Enter или Открыть в меню диалогового окнав результате появляется макет для описания полей таблицы;

·        Осуществите описание полей таблицы в соответствии с рекомендациями, указанными ниже:

Имя поля

Тип данных

Размер поля

Формат поля

Число десяти-чных знаков

Значение по умолчанию

Обязатель-ное поле

Пустые строки

Код детали

Тексто-вый

3

Да

Да

Наименование детали

Тексто-вый

20

Да

Да

Расцен-ка на одну деталь

Денеж-ный

-

Денеж-ный

2

0

Да

·        Повторите далее действия, аналогичные указанным  в п. 3.1 после таблицы с рекомендациями, но учитывающие специфику таблицы Справочник деталей, в результате появляется форма таблицы Справочник деталей.

Рис. 8. Форма таблицы Справочник деталей

4. Введите входные данные в таблицы План производства, Справочник цехов, Справочник деталей.

4.1. Введите входные данные в таблицу План производства:

·        Нажмите кнопку Закрыть  в форме таблицы Справочник деталей – происходит возврат к диалоговому окну с именем файла Сведения о плановом фонде заработной платы предприятия по деталям и указанием в объекте Таблицы имен сформированных таблиц: План производства, Справочник цехов, Справочник деталей;

·        Выделите наименование таблицы План производства и нажмите Открыть в меню диалогового окна – появляется форма таблицы План производства;

·        Введите входные данные по каждой строке таблицы.

Рис. 9. Таблица План производства с данными

4.2. Введите входные данные в таблицу Справочник цехов:

·        Нажмите кнопку Закрыть  в таблице План производства – происходит возврат к диалоговому окну с именем файла Сведения о плановом фонде заработной платы предприятия по деталям и указанием в объекте Таблицы имен сформированных таблиц: План производства, Справочник цехов, Справочник деталей;

·        Выделите наименование таблицы Справочник цехов и нажмите Открыть в меню диалогового окна – появляется форма таблицы Справочник цехов;

·        Введите входные данные по каждой строке таблицы.

Рис. 10. Таблица Справочник цехов с данными

4.3. Введите входные данные в таблицу Справочник деталей:

·        Нажмите кнопку Закрыть  в таблице Справочник цехов – происходит возврат к диалоговому окну с именем файла Сведения о плановом фонде заработной платы предприятия по деталям и указанием в объекте Таблицы имен сформированных таблиц: План производства, Справочник цехов, Справочник деталей;

·        Выделите наименование таблицы Справочник деталей и нажмите Открыть в меню диалогового окна – появляется форма таблицы Справочник деталей;

·        Введите входные данные по каждой строке таблицы.

Рис. 11. Таблица Справочник деталей с данными

·        Нажмите кнопку Закрыть  в таблице Справочник деталей – происходит возврат к диалоговому окну с именем файла Сведения о плановом фонде заработной платы предприятия по деталям и указанием в объекте Таблицы имен сформированных таблиц: План производства, Справочник цехов, Справочник деталей.

Рис. 12. Диалоговое окно с именем файла Сведения о плановом фонде заработной платы предприятия по деталям

5. Организуйте взаимосвязи между таблицами План производства, Справочник цехов, Справочник деталей:

·        Нажмите Сервис, и в его контекстном меню Схема данных – появляется диалоговое окно  Схема данных;

·        Нажмите Связи и в его контекстном меню Добавить таблицу – появляется диалоговое окно  Добавление таблицы;

Рис. 13. Диалоговое окно Добавление таблицы

·        Выберите по очереди каждое наименование  таблицы и нажмите кнопку Добавить; после набора названия последней таблицы нажмите кнопку Закрыть  – появляются таблицы. Расположите таблицы в удобном для восприятия  виде;

Рис. 14. Диалоговое окно Схема данных с таблицами

·        Перетащите левой клавишей мыши поле Код детали из таблицы План производства в таблицу Справочник деталей и совместите его с полем Код детали – появляется диалоговое окно Изменение связей; установите флажок Обеспечение целостности данных;

Рис. 15. Диалоговые окна Схема данных и Изменение связей

·        Проверьте тип отношения Один-ко-многим и нажмите в диалоговом окне Изменение связей кнопку Создать – в диалоговом окне Схема данных появляется линия связи по полю Код поставщика между таблицами План производства и Справочник деталей.

Рис. 16. Формирование связи между таблицами План производства и Справочник деталей

·        Перетащите левой клавишей мыши поле Номер цеха из таблицы План производства в таблицу Справочник цехов и совместите его с полем Номер цеха – появляется диалоговое окно Изменение связей; установите флажок Обеспечение целостности данных;

Рис. 17. Диалоговые окна Схема данных и Изменение связей

·        Проверьте тип отношения Один-ко-многим и нажмите в диалоговом окне Изменение связей кнопку Создать – в диалоговом окне Схема данных появляется линия связи по полю Номер цеха между таблицами План производства и Справочник цехов. В результате организованы взаимосвязи между таблицами План производства, Справочник цехов, Справочник деталей.

Рис. 18. Организация взаимосвязи между таблицами План производства и Справочник цехов

6. Сконструируйте запрос Приходная накладная с учетом данных справочников:

·        Нажмите кнопку Закрыть  в диалоговом окне Схема данных – происходит возврат к диалоговому окну с именем файла Сведения о плановом фонде заработной платы предприятия по деталям и указанием в объекте Таблицы имен сформированных таблиц: План производства, Справочник цехов, Справочник деталей;

·        Нажмите кнопку объекта Запросы  в диалоговом окне с именем файла Сведения о плановом фонде заработной платы предприятия по деталям – появляются команды Создание запроса в режиме конструктора, Создание запроса с помощью мастера;

·        Выделите в объекте Запросы команду Создание запроса в режиме конструктора;

·        Нажмите клавишу Enter или Открыть в меню диалогового окна: в результате появляется макет для формирования запроса Запрос1: запрос на выборку и диалоговое окно Добавление таблицы;

Рис. 19. Макет для формирования запроса Запрос1: запрос на выборку и диалоговое окно Добавление таблицы

·        Выберите по очереди каждое наименование  таблицы в диалоговом окне Добавление таблицы и нажмите кнопку Добавить. После набора названия последней таблицы нажмите кнопку Закрыть  – появляются таблицы. Расположите таблицы в удобном для восприятия  виде;

Рис. 20. Макет для формирования запроса Запрос1: запрос на выборку с указанием связей между таблицами

·        обратите внимание, что помимо установленных связей между полями автоматически формируется связи между счетчиками справочников. Подобное формирование  приводит к искажению запроса. Для удаления дополнительной линии связи щелкните на ней правой кнопкой мыши: появляется контекстное меню. В контекстном меню нажмите Удалить – дополнительная линия связи удаляется;

Рис. 21. Макет для формирования запроса «Запрос1: запрос на выборку»

после удаления связи между счетчиками справочников

·        осуществите  последовательно выбор в каждом  столбце  нижней части запроса: 1) имени таблицы; 2) имени поля. При выборе в столбце имени таблицы руководствуйтесь связями по полям таблиц – в результате формируется запрос План производства с учетом данных справочников;

Рис. 22. Макет сформированного запроса Запрос1: запрос на выборку

·        нажмите кнопку Закрыть  – в результате появляется диалоговое окно с вопросом;

·        нажмите  кнопку Да на вопрос Сохранить изменения макета или структуры объекта запроса Запрос1? – появляется диалоговое окно Сохранение;

·        введите в поле Имя запроса диалогового окна Сохранение имя таблицы План производства с учетом данных справочников;

·        нажмите  кнопку OK: появляется диалоговое окно с именем файла Сведения о плановом фонде заработной платы предприятия по деталям. В объекте Запросы отражается наименование запроса План производства с учетом данных справочников;

Рис. 23. Диалоговое окно с именем файла Сведения о плановом фонде заработной платы предприятия по деталям и отражением имени запроса План производства с учетом данных справочников

·        выделите наименование запроса План производства с учетом данных справочников»;

·        нажмите Открыть в меню диалогового окна – появляется таблица План производства с учетом данных справочников.

Рис. 24. Приходная накладная с учетом данных справочников

Выдача отчета Плановый фонд заработной платы

·        нажмите кнопку Закрыть  в таблице План производства с учетом данных справочников – происходит возврат к диалоговому окну с именем файла Сведения о плановом фонде заработной платы предприятия по деталям и указанием в объекте Запросы имени сформированной таблицы План производства с учетом данных справочников;

·        нажмите кнопку объекта Отчеты  в диалоговом окне с именем файла Сведения о плановом фонде заработной платы предприятия по деталям – появляются команды Создание отчета в режиме конструктора, Создание отчета с помощью мастера;

·        выделите в объекте Отчеты команду Создание отчета с помощью мастера;

·        нажмите в меню диалогового окна Создать – в результате появляется диалоговое окно Новый отчет;

Рис.25. Диалоговое окно с именем файла Сведения о плановом фонде заработной платы предприятия по деталям и диалоговое окно Новый отчет

·        выделите  команду Мастер отчетов в диалоговом окне Новый отчет;

·        выберите в качестве источника данных в диалоговом окне Новый отчет запрос План производства с учетом данных справочников;

Рис. 26. Диалоговое окно с именем файла Сведения о плановом фонде заработной платы предприятия по деталям и диалоговое окно Новый отчет с указанием команды и источника данных

·        нажмите кнопку OK – появляется диалоговое окно Создание отчетов;

Рис.27. Диалоговое окно Создание отчетов

·        подтвердите с использованием контекстного меню в окне Таблицы и запросы выбранный ранее запрос План производства с учетом данных справочников;

·        выделите последовательно в окне Доступные поля и каждое выбранное вами поле перенесите также последовательно в окно Выбранные поля с помощью кнопки ;

Рис. 28. Диалоговое окно Создание отчетов с выбранными полями

·        нажмите кнопку Далее – появляется диалоговое окно Создание отчетов для выбора вида представления данных;

Рис. 29. Диалоговое окно Создание отчетов для выбора вида представления данных

·        нажмите кнопку Далее – появляется диалоговое окно Создание отчетов для выбора порядка сортировки и вычисления, выполняемые для записей;

Рис. 30. Диалоговое окно Создание отчетов для выбора порядка сортировки и вычисления, выполняемые для записей

·        нажмите кнопку Далее – появляется диалоговое окно Создание отчетов для выбора вида макета для отчета;

·        выберите  ступенчатый вид макета и книжную ориентацию, поставив соответствующие флажки;

Рис. 31. Диалоговое окно Создание отчетов для выбора вида макета для отчета

·        нажмите кнопку Далее – появляется диалоговое окно Создание отчетов для выбора требуемого стиля отчета;

·        выберите деловой стиль;

Рис. 32. Диалоговое окно Создание отчетов для выбора требуемого стиля отчета

·        нажмите кнопку Далее – появляется диалоговое окно Создание отчетов для присвоения имени отчета;

·        введите название формы отчета Плановый фонд заработной платы. Флажок должен указывать действие Просмотреть отчет;

Рис. 33. Диалоговое окно «Создание отчетов» для присвоения имени отчета

·        нажмите кнопку Готово – появляется диалоговое окно  Плановый фонд заработной платы с отражением отчета;

Рис. 34. Диалоговое окно Плановый фонд заработной платы

с отражением отчета

Список использованной литературы

1.     Информационные системы в экономике: Учеб. пособие / Под. ред. проф. А. Н. Романова, проф. Б. Е. Одинцова – М.: Вузовский учебник, 2008. – 411 с.

2.     Информационные системы в экономике (лекции, упражнения и задачи): Учеб. пособие. – М.: Вузовский учебник, 2006. – 300 с.