Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Филиал в г. Туле
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Информационные системы в экономике»
Направление контрольной работы № 9
Название задачи «Расчет планового фонда заработной платы»
Выполнила: студентка 3 курса
факультета ФиК
специальности ФиК
группы дневной
Тула 2009 г.
Содержание
1. Постановка задачи……………………………………………………….3
1.1 Организационно-экономическая сущность задачи…………...………3
1.2 Описание входной информации……………………………….………5
1.3 Описание условно-постоянной информации………………………....5
1.4 Описание результирующей информации………………………..……6
1.5 Описание алгоритма решения задачи…………………………………7
2. Решение задачи в среде MS Access……………………………..……..8
Список использованной литературы…………………………………….30
Постановка задачи
Необходимо выполнить расчет планового фонда заработной платы на квартальную и месячную программы предприятия по деталям. Расчет выполняется путем умножения расценки одной детали на план производства.
Входная информация: код детали, номер цеха, расценка на одну деталь, план производства деталей на квартал и месяц квартала.
Результирующая информация: код детали, плановое количество деталей на квартал и месяц квартала, плановой фонд заработной платы по предприятию.
Организационно-экономическая сущность задачи
1.1 Наименование задачи: расчет планового фонда заработной платы на квартальную и месячную программы предприятия по деталям.
1.2 Место решения задачи: плановый отдел ОАО «Звезда».
1.3 Цель решения задачи: обеспечение бесперебойного выполнения расчета заработной платы.
1.4 Периодичность решения задачи: ежеквартально и ежемесячно при составлении плана производственной программы на будущий квартал и месяц.
1.5 Для кого предназначено решение задачи: для планово-экономического отдела и руководства предприятия.
1.6 Источники получения исходных документов: цеха предприятия.
Перечень и общее описание документов
Наименование документа |
Вид документа |
Источник поступления документа |
Приемник документа |
Количество экземпляров документа за период |
Объем документа в знаках |
План производства |
Унифици-рованный |
Цех предприятия |
Бухгал-терия |
1 |
250 |
Схематично движение документов в процессе их обработки представим следующим образом:
1.7 Информационная модель задачи.
1.8 Экономическая сущность задачи. Учет планового фонда заработной платы необходим для определения оптимального ее размера исходя из планируемой результативности хозяйственной деятельности организации. На основании ведомости, получаемой в результате решения данной задачи, принимаются управленческие решения, касающиеся оплаты работников за изготовление деталей.
Описание входной информации
2.1. В данном разделе приводится перечень всех первичных документов, используемых для решения задачи.
2.2. В качестве входной информации используется документ «План производства». На основании этого документа создается следующий машинный документ.
План производства
Код детали |
Номер цеха |
Наименование цеха |
Расценка на одну деталь |
План производства деталей (количество) |
|
На квартал |
На месяц |
||||
KD |
NC |
НС |
RD |
Pdk |
Pdm |
Описание структуры первичного документа «План производства»
Имя реквизита |
Идентификатор |
Тип данных |
Длина |
Ключ сортировки |
Способ ввода реквизита |
|
целые |
дробные |
|||||
Код детали |
KD |
С |
3 |
|
1 |
Автоматически из справочника |
Наименование детали |
ND |
С |
10 |
|
|
Вручную |
Номер цеха |
NC |
С |
2 |
|
2 |
Вручную |
Наименование цеха |
НС |
С |
7 |
|
|
Вручную |
Расценка на одну деталь |
RD |
Ч |
5 |
2 |
|
Вручную |
План производства деталей на квартал, шт. |
Pdk |
Ч |
7 |
2 |
|
Вручную |
План производства деталей на месяц, шт. |
Pdm |
Ч |
7 |
2 |
|
Вручную |
Будут различаться два типа данных: символьные С – те, что не поддаются арифметической обработке, и числовые – Ч, которые поддаются таковой.
2.3. Количество документов за период: ежеквартально – 1; ежемесячно – 1.
2.4. Описание контроля ввода документа:
– код детали: контроль на диапазон значений (от 01 до 300);
– номер цеха: контроль на диапазон значений (от 01 до 50).
Описание условно-постоянной информации
3.1. В данном разделе приводится перечень справочников, используемых для решения задачи, а также описание их структуры.
Для решения задачи используются два справочника:
– справочник цехов (НАИМЦЕХ), который служит для расшифровки номеров цехов;
– справочник деталей (НАИМДЕТ), который используется для расшифровки кодов деталей.
3.2. Описание структуры справочников.
Описание структуры документа «Справочник цехов» (НАИМЦЕХ)
Имя реквизита |
Идентификатор |
Тип данных |
Длина |
Ключ сортировки |
|
целые |
дробные |
||||
Номер цеха |
NC |
C |
2 |
|
1 |
Наименование цеха |
HC |
C |
7 |
|
|
Описание структуры документа «Справочник деталей» (НАИМДЕТ)
Имя реквизита |
Идентификатор |
Тип данных |
Длина |
Ключ сортировки |
|
целые |
дробные |
||||
Код детали |
KD |
C |
3 |
|
1 |
Наименование детали |
ND |
C |
10 |
|
|
Расценка на одну деталь |
RD |
Ч |
5 |
2 |
|
Описание результирующей информации
4.1. Проектируется форма первичного документа.
Плановый фонд заработной платы за квартал и месяц.
Наименование детали |
План производства деталей на квартал, шт. |
План производства деталей на месяц, шт. |
Расценка на одну деталь |
|
|
Плановый ФОТ на квартал, руб. |
P1 |
|
Плановый ФОТ на месяц, руб. |
|
P2 |
4.2. Приводится описание структуры результирующего документа.
Описание структуры результирующего документа
Плановый фонд заработной платы за квартал и месяц.
Имя реквизита |
Идентификатор |
Тип данных |
Длина |
Ключ сортировки |
|
целые |
дробные |
||||
Наименование детали |
ND |
С |
10 |
|
1 |
Расценка на одну деталь |
RD |
Ч |
5 |
2 |
|
Плановый ФОТ на квартал, руб. |
Pfk |
Ч |
7 |
2 |
|
Плановый ФОТ на месяц, руб. |
Pfm |
Ч |
5 |
2 |
|
4.3. Количество документов за период: ежеквартально – 1; ежемесячно – 1.
4.4. Количество строк в документе (в среднем): 50.
4.5. Контроль правильности документа: логический контроль полученных расчетов.
Описание алгоритма решения задачи
Для получения ведомости «Плановый фонд заработной платы» необходимо выполнить расчет планового фонда заработной платы на квартальную и месячную программы предприятия по деталям.
Расчеты выполняются по следующим формулам:
, где
плановый фонд заработной платы, необходимый для выполнения квартальной и месячной программы предприятия по деталям;
расценка одной детали;
план производства.
Приложение к постановке задачи
Форма первичного документа «План производства» (условная)
Решение задачи средствами MS Access
1. Вызовите Microsoft Access:
· Нажмите кнопку Пуск;
· Выделите команду Программы;
· Выберите Microsoft Access;
· Нажмите клавишу Enter.
2. Сформулируйте файл новой базы данных:
· Раскройте вкладку Новая база данных в разделе Создание диалогового окна Создание файла: появляется диалоговое окно Файл новой базы данных;
· Раскройте вкладку Новая база данных в разделе Создание диалогового окна Создание файла – появляется диалоговое окно Файл новой базы данных;
· Выберите имя текущей папки, например, Мои документы в поле Папка диалогового окна Файл новой базы данных;
· Присвойте файлу имя Сведения о плановом фонде заработной платы предприятия по деталям в поле Имя файла;
· Нажмите кнопку Создать – появляется диалоговое окно с именем файла Сведения о плановом фонде заработной платы предприятия по деталям.
Рис. 1.Диалоговое окно с именем файла Сведения о плановом фонде заработной платы предприятия по деталям
3. Создайте формы таблиц План производства, Справочник цехов, Справочник деталей.
3.1. Создайте форму таблицы План производства:
· Нажмите кнопку объекта Таблицы, если она не активизирована, в диалоговом окне с именем файла Сведения о плановом фонде заработной платы предприятия по деталям. Появляются команды Создание таблицы в режиме конструктора, Создание таблицы с помощью мастера, Создание таблицы путем ввода данных;
· Выделите в объекте Таблицы команду Создание таблицы в режиме конструктора;
· Нажмите клавишу Enter или Открыть в меню диалогового окна – в результате появляется макет для описания полей таблицы;
· Осуществите описание полей таблицы в соответствии с рекомендациями, указанными ниже:
Имя поля |
Тип данных |
Размер поля |
Формат поля |
Число десяти-чных знаков |
Значение по умолчанию |
Обязатель-ное поле |
Пустые строки |
Код детали |
Тексто-вый |
3 |
– |
– |
– |
Да |
Да |
Номер цеха |
Тексто-вый |
2 |
– |
– |
– |
Да |
Да |
Расцен-ки за 1 деталь |
Денеж-ный |
– |
Денеж-ный |
2 |
0 |
Да |
– |
План производства деталей |
Число-вой |
– |
Фикси-рован-ный |
2 |
0 |
Да |
– |
(необходимо иметь в виду, что содержимое поля Имя поля вводится с клавиатуры; содержимое остальных полей заполняется по указателю );
· Нажмите кнопку Закрыть : в результате появляется диалоговое окно с вопросом;
· Нажмите кнопку Да на вопрос Сохранить изменения макета или структуры объекта таблицы Таблица1? – появляется диалоговое окно Сохранение;
· Введите в поле Имя таблицы диалогового окна Сохранение имя таблицы План производства;
Рис. 2. Сохранение имени таблицы План производства
· Нажмите кнопку ОК – появляется диалоговое окно Ключевые поля не заданы;
Рис. 3. Диалоговое окно Ключевые поля не заданы
· Нажмите кнопку Да – появляется диалоговое окно с именем файла Сведения о плановом фонде заработной платы предприятия по деталям и указанием в объекте Таблицы имени сформированной таблицы План производства;
Рис. 4. Диалоговое окно с именем файла Сведения о плановом фонде заработной платы предприятия по деталям
· Выделите в объекте Таблицы таблицу План производства и в меню диалогового окна нажмите Конструктор – в результате появляется макет таблицы План производства;
Рис. 5. Макет таблицы План производства
· Нажмите кнопку Закрыть – происходит возврат к диалоговому окну с именем файла Сведения о плановом фонде заработной платы предприятия по деталям и указанием в объекте Таблицы имени сформированной таблицы План производства;
· Выделите имя таблицы План производства;
· Нажмите Открыть в меню диалогового окна – появляется форма таблицы План производства.
Рис. 6. Форма таблицы План производства
3.2. Создайте форму таблицы Справочник цехов:
· Нажмите кнопку Закрыть в форме таблицы План производства – происходит возврат к диалоговому окну с именем файла Сведения о плановом фонде заработной платы предприятия по деталям и указанием в объекте Таблицы имени сформированной таблицы План производства;
· Выделите в объекте Таблицы команду Создание таблицы в режиме конструктора диалогового окна с именем файла Сведения о плановом фонде заработной платы предприятия по деталям;
· Нажмите клавишу Enter или Открыть в меню диалогового окна – в результате появляется макет для описания полей таблицы;
· Осуществите описание полей таблицы в соответствии с рекомендациями, указанными ниже:
Имя поля |
Тип данных |
Размер поля |
Формат поля |
Число десяти-чных знаков |
Значение по умолчанию |
Обязатель-ное поле |
Пустые строки |
Номер цеха |
Тексто-вый |
2 |
– |
– |
– |
Да |
Да |
Наименование цеха |
Тексто-вый |
20 |
– |
– |
– |
Да |
Да |
· Повторите далее действия, аналогичные указанным в п. 3.1 после таблицы с рекомендациями, но учитывающие специфику таблицы Справочник цехов, – в результате появляется форма таблицы Справочник цехов.
Рис. 7. Форма таблицы Справочник цехов
3.3. Создайте форму таблицы Справочник деталей:
· Нажмите кнопку Закрыть в форме таблицы Справочник цехов – происходит возврат к диалоговому окну с именем файла Сведения о плановом фонде заработной платы предприятия по деталям и указанием в объекте Таблицы имен сформированных таблиц План производства и Справочник цехов;
· Выделите в объекте Таблицы команду Создание таблицы в режиме конструктора;
· Нажмите клавишу Enter или Открыть в меню диалогового окна – в результате появляется макет для описания полей таблицы;
· Осуществите описание полей таблицы в соответствии с рекомендациями, указанными ниже:
Имя поля |
Тип данных |
Размер поля |
Формат поля |
Число десяти-чных знаков |
Значение по умолчанию |
Обязатель-ное поле |
Пустые строки |
Код детали |
Тексто-вый |
3 |
– |
– |
– |
Да |
Да |
Наименование детали |
Тексто-вый |
20 |
– |
– |
– |
Да |
Да |
Расцен-ка на одну деталь |
Денеж-ный |
- |
Денеж-ный |
2 |
0 |
Да |
– |
· Повторите далее действия, аналогичные указанным в п. 3.1 после таблицы с рекомендациями, но учитывающие специфику таблицы Справочник деталей, – в результате появляется форма таблицы Справочник деталей.
Рис. 8. Форма таблицы Справочник деталей
4. Введите входные данные в таблицы План производства, Справочник цехов, Справочник деталей.
4.1. Введите входные данные в таблицу План производства:
· Нажмите кнопку Закрыть в форме таблицы Справочник деталей – происходит возврат к диалоговому окну с именем файла Сведения о плановом фонде заработной платы предприятия по деталям и указанием в объекте Таблицы имен сформированных таблиц: План производства, Справочник цехов, Справочник деталей;
· Выделите наименование таблицы План производства и нажмите Открыть в меню диалогового окна – появляется форма таблицы План производства;
· Введите входные данные по каждой строке таблицы.
Рис. 9. Таблица План производства с данными
4.2. Введите входные данные в таблицу Справочник цехов:
· Нажмите кнопку Закрыть в таблице План производства – происходит возврат к диалоговому окну с именем файла Сведения о плановом фонде заработной платы предприятия по деталям и указанием в объекте Таблицы имен сформированных таблиц: План производства, Справочник цехов, Справочник деталей;
· Выделите наименование таблицы Справочник цехов и нажмите Открыть в меню диалогового окна – появляется форма таблицы Справочник цехов;
· Введите входные данные по каждой строке таблицы.
Рис. 10. Таблица Справочник цехов с данными
4.3. Введите входные данные в таблицу Справочник деталей:
· Нажмите кнопку Закрыть в таблице Справочник цехов – происходит возврат к диалоговому окну с именем файла Сведения о плановом фонде заработной платы предприятия по деталям и указанием в объекте Таблицы имен сформированных таблиц: План производства, Справочник цехов, Справочник деталей;
· Выделите наименование таблицы Справочник деталей и нажмите Открыть в меню диалогового окна – появляется форма таблицы Справочник деталей;
· Введите входные данные по каждой строке таблицы.
Рис. 11. Таблица Справочник деталей с данными
· Нажмите кнопку Закрыть в таблице Справочник деталей – происходит возврат к диалоговому окну с именем файла Сведения о плановом фонде заработной платы предприятия по деталям и указанием в объекте Таблицы имен сформированных таблиц: План производства, Справочник цехов, Справочник деталей.
Рис. 12. Диалоговое окно с именем файла Сведения о плановом фонде заработной платы предприятия по деталям
5. Организуйте взаимосвязи между таблицами План производства, Справочник цехов, Справочник деталей:
· Нажмите Сервис, и в его контекстном меню Схема данных – появляется диалоговое окно Схема данных;
· Нажмите Связи и в его контекстном меню Добавить таблицу – появляется диалоговое окно Добавление таблицы;
Рис. 13. Диалоговое окно Добавление таблицы
· Выберите по очереди каждое наименование таблицы и нажмите кнопку Добавить; после набора названия последней таблицы нажмите кнопку Закрыть – появляются таблицы. Расположите таблицы в удобном для восприятия виде;
Рис. 14. Диалоговое окно Схема данных с таблицами
· Перетащите левой клавишей мыши поле Код детали из таблицы План производства в таблицу Справочник деталей и совместите его с полем Код детали – появляется диалоговое окно Изменение связей; установите флажок Обеспечение целостности данных;
Рис. 15. Диалоговые окна Схема данных и Изменение связей
· Проверьте тип отношения Один-ко-многим и нажмите в диалоговом окне Изменение связей кнопку Создать – в диалоговом окне Схема данных появляется линия связи по полю Код поставщика между таблицами План производства и Справочник деталей.
Рис. 16. Формирование связи между таблицами План производства и Справочник деталей
· Перетащите левой клавишей мыши поле Номер цеха из таблицы План производства в таблицу Справочник цехов и совместите его с полем Номер цеха – появляется диалоговое окно Изменение связей; установите флажок Обеспечение целостности данных;
Рис. 17. Диалоговые окна Схема данных и Изменение связей
· Проверьте тип отношения Один-ко-многим и нажмите в диалоговом окне Изменение связей кнопку Создать – в диалоговом окне Схема данных появляется линия связи по полю Номер цеха между таблицами План производства и Справочник цехов. В результате организованы взаимосвязи между таблицами План производства, Справочник цехов, Справочник деталей.
Рис. 18. Организация взаимосвязи между таблицами План производства и Справочник цехов
6. Сконструируйте запрос Приходная накладная с учетом данных справочников:
· Нажмите кнопку Закрыть в диалоговом окне Схема данных – происходит возврат к диалоговому окну с именем файла Сведения о плановом фонде заработной платы предприятия по деталям и указанием в объекте Таблицы имен сформированных таблиц: План производства, Справочник цехов, Справочник деталей;
· Нажмите кнопку объекта Запросы в диалоговом окне с именем файла Сведения о плановом фонде заработной платы предприятия по деталям – появляются команды Создание запроса в режиме конструктора, Создание запроса с помощью мастера;
· Выделите в объекте Запросы команду Создание запроса в режиме конструктора;
· Нажмите клавишу Enter или Открыть в меню диалогового окна: в результате появляется макет для формирования запроса Запрос1: запрос на выборку и диалоговое окно Добавление таблицы;
Рис. 19. Макет для формирования запроса Запрос1: запрос на выборку и диалоговое окно Добавление таблицы
· Выберите по очереди каждое наименование таблицы в диалоговом окне Добавление таблицы и нажмите кнопку Добавить. После набора названия последней таблицы нажмите кнопку Закрыть – появляются таблицы. Расположите таблицы в удобном для восприятия виде;
Рис. 20. Макет для формирования запроса Запрос1: запрос на выборку с указанием связей между таблицами
· обратите внимание, что помимо установленных связей между полями автоматически формируется связи между счетчиками справочников. Подобное формирование приводит к искажению запроса. Для удаления дополнительной линии связи щелкните на ней правой кнопкой мыши: появляется контекстное меню. В контекстном меню нажмите Удалить – дополнительная линия связи удаляется;
Рис. 21. Макет для формирования запроса «Запрос1: запрос на выборку»
после удаления связи между счетчиками справочников
· осуществите последовательно выбор в каждом столбце нижней части запроса: 1) имени таблицы; 2) имени поля. При выборе в столбце имени таблицы руководствуйтесь связями по полям таблиц – в результате формируется запрос План производства с учетом данных справочников;
Рис. 22. Макет сформированного запроса Запрос1: запрос на выборку
· нажмите кнопку Закрыть – в результате появляется диалоговое окно с вопросом;
· нажмите кнопку Да на вопрос Сохранить изменения макета или структуры объекта запроса Запрос1? – появляется диалоговое окно Сохранение;
· введите в поле Имя запроса диалогового окна Сохранение имя таблицы План производства с учетом данных справочников;
· нажмите кнопку OK: появляется диалоговое окно с именем файла Сведения о плановом фонде заработной платы предприятия по деталям. В объекте Запросы отражается наименование запроса План производства с учетом данных справочников;
Рис. 23. Диалоговое окно с именем файла Сведения о плановом фонде заработной платы предприятия по деталям и отражением имени запроса План производства с учетом данных справочников
· выделите наименование запроса План производства с учетом данных справочников»;
· нажмите Открыть в меню диалогового окна – появляется таблица План производства с учетом данных справочников.
Рис. 24. Приходная накладная с учетом данных справочников
Выдача отчета Плановый фонд заработной платы
· нажмите кнопку Закрыть в таблице План производства с учетом данных справочников – происходит возврат к диалоговому окну с именем файла Сведения о плановом фонде заработной платы предприятия по деталям и указанием в объекте Запросы имени сформированной таблицы План производства с учетом данных справочников;
· нажмите кнопку объекта Отчеты в диалоговом окне с именем файла Сведения о плановом фонде заработной платы предприятия по деталям – появляются команды Создание отчета в режиме конструктора, Создание отчета с помощью мастера;
· выделите в объекте Отчеты команду Создание отчета с помощью мастера;
· нажмите в меню диалогового окна Создать – в результате появляется диалоговое окно Новый отчет;
Рис.25. Диалоговое окно с именем файла Сведения о плановом фонде заработной платы предприятия по деталям и диалоговое окно Новый отчет
· выделите команду Мастер отчетов в диалоговом окне Новый отчет;
· выберите в качестве источника данных в диалоговом окне Новый отчет запрос План производства с учетом данных справочников;
Рис. 26. Диалоговое окно с именем файла Сведения о плановом фонде заработной платы предприятия по деталям и диалоговое окно Новый отчет с указанием команды и источника данных
· нажмите кнопку OK – появляется диалоговое окно Создание отчетов;
Рис.27. Диалоговое окно Создание отчетов
· подтвердите с использованием контекстного меню в окне Таблицы и запросы выбранный ранее запрос План производства с учетом данных справочников;
· выделите последовательно в окне Доступные поля и каждое выбранное вами поле перенесите также последовательно в окно Выбранные поля с помощью кнопки ;
Рис. 28. Диалоговое окно Создание отчетов с выбранными полями
· нажмите кнопку Далее – появляется диалоговое окно Создание отчетов для выбора вида представления данных;
Рис. 29. Диалоговое окно Создание отчетов для выбора вида представления данных
· нажмите кнопку Далее – появляется диалоговое окно Создание отчетов для выбора порядка сортировки и вычисления, выполняемые для записей;
Рис. 30. Диалоговое окно Создание отчетов для выбора порядка сортировки и вычисления, выполняемые для записей
· нажмите кнопку Далее – появляется диалоговое окно Создание отчетов для выбора вида макета для отчета;
· выберите ступенчатый вид макета и книжную ориентацию, поставив соответствующие флажки;
Рис. 31. Диалоговое окно Создание отчетов для выбора вида макета для отчета
· нажмите кнопку Далее – появляется диалоговое окно Создание отчетов для выбора требуемого стиля отчета;
· выберите деловой стиль;
Рис. 32. Диалоговое окно Создание отчетов для выбора требуемого стиля отчета
· нажмите кнопку Далее – появляется диалоговое окно Создание отчетов для присвоения имени отчета;
· введите название формы отчета Плановый фонд заработной платы. Флажок должен указывать действие Просмотреть отчет;
Рис. 33. Диалоговое окно «Создание отчетов» для присвоения имени отчета
· нажмите кнопку Готово – появляется диалоговое окно Плановый фонд заработной платы с отражением отчета;
Рис. 34. Диалоговое окно Плановый фонд заработной платы
с отражением отчета
Список использованной литературы
1. Информационные системы в экономике: Учеб. пособие / Под. ред. проф. А. Н. Романова, проф. Б. Е. Одинцова – М.: Вузовский учебник, 2008. – 411 с.
2. Информационные системы в экономике (лекции, упражнения и задачи): Учеб. пособие. – М.: Вузовский учебник, 2006. – 300 с.