Содержание


1. Практическая часть. 3

1.1. Оценка существующих в организации подсистем финансового и оперативного (производственного) учета. 3

1.2. Анализ учетной политики организации и оценка избранных способов учета для получения информации в целях управленческого учета. 5

1.3. Анализ практики составления внутренних отчетов организации и возможность их использования в системе управленческого учета. 7

1.4. Анализ структуры экономических служб организации и их место в общей системе управления организацией. 7

1.5. Анализ стратегии развития фирмы. 8

1.6. Анализ системы планирования. 9

1.8. Организационная модель управленческого учета. 12

Задача 1. 15

Задача 2. 17

Задача 3. 19

Список литературы.. 21

1. Практическая часть

1.1. Оценка существующих в организации подсистем финансового и оперативного (производственного) учета.

В компании “МостИндустрия” финансовый и оперативный учет ведет бухгалтерия в лице главного бухгалтера Н.В. Федорова.

Исходя из объемов учетной работы, зависящих от различного рода факторов (к примеру, объемов финансово-хозяйственной деятельности, количества поставщиков (подрядчиков) или покупателей (заказчиков), сферы деятель­ности, структуры самого предприятия и т. д.), действующим законодательством руководителям предприятий разрешено самим организовывать систему бухгалтерской службы, отра­зив данный факт в учетной политике предприятия.

Компания отводит следующие функции службе бухгалтерии:

1. Организация учета основных фондов, материалов, денежных средств, исполнение смет расходов, издержек производства и обращения.

2. Организация расчетов по заработной плате с работниками.

3. Составление отчетных калькуляций себестоимости продукции, балансов и бухгалтерской отчетности.

4. Отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением денежных средств, начислением и перечислением налогов и других платежей в бюджет.

5. Осуществление контроля за своевременным проведением инвентаризации денежных средств, товарно-материальных ценностей и расчетов.

6. Принятие мер к предупреждению недостач, растрат и других злоупотреблений и нарушений.

7. Участие в проведении анализа финансово-хозяйственной дея­тельности компании с целью выявления внутрихозяйствен­ных резервов, ликвидации потерь и непроизводственных расходов.

8. Применение утвержденных в установленном порядке типовых унифицированных форм первичной учетной документации, строгое со­блюдение порядка оформления этой документации.

9. Осуществление мероприятий по повышению уровня автоматиза­ции учетно-вычислительных работ.

10. Обеспечение строгого соблюдения кассовой и расчетной дис­циплины, расходование полученных средств по назначению.

11. Обеспечение сохранности первичных документов и бухгалтер­ского архива.

12. Осуществление контроля за своевременным оформлением приема и расхода денежных средств и товарно-материальных ценнос­тей, правильным расходованием фонда заработной платы, исчислением и выдачей всех видов премии, соблюдение смет расходов.

13. Распределение обязанностей между отделами регламентирует главный бухгалтер в соответствии с должностными инструкциями.

14. Бухгалтерия выполняет также следующие функции:

- готовит отчетность для представления ее в налоговые и другие финансовые органы;

- обеспечивает правильность оформления первичных документов, их своевременную обработку;

- осуществляет своевременное начисление налогов;

- своевременно готовит платежные документы для представления их в банк;

- оперативно решает возникающие в процессе работы вопросы по ведению бухгалтерского учета;

- акцептует счета, проводит сверку взаимных расчетов за товары, выполненные работы, оказанные услуги, ТМЦ, основные средства, со­ставляет акты сверок;

- осуществляет переписку по работе с дебиторами и кредиторами.

1.2. Анализ учетной политики организации и оценка избранных способов учета для получения информации в целях управленческого учета.

Управленческий учет можно разбить на три основных направления:

1. Определение себестоимости выпускаемой продукции (оказываемых услуг)

•Какова себестоимость продукции или услуг?

•Какая информация необходима для определения отпу­скных цен и оценки запасов товара (для балансового от­чета)?

2. Анализ информации и принятие управленческих решений. Что необходимо производить?

•Как финансировать бизнес?

•Стоит ли инвестировать свободные средства в тот или иной проект?

3. Планирование и контроль

• Каковы цели бизнеса?

• Каковы фактически достигнутые результаты по сравне­нию с поставленными целями?

Определение целей необходимо для оценки будущих доходов и расходов и соответственно бюджетов для достижения постав­ленных целей. Это также является отправной точкой в планиро­вании закупок и объемов производства.

Когда определены цели и оставлены бюджеты, они могут быть использованы как ориентиры, по которым компания будет оценивать степень эффективности или неэффективности в достижении поставленных целей.

И наконец, эффективностъ работы сотрудников и департаментов компании может быть оценена путем сравнения с запла­нированным бюджетом. Для повышения заинтересованности и создания материальных стимулов для повышения зффективности система оплаты труда сотрудников должна быть поставлена зависимость от конечных результатов. Одним из показателей эффективности работы сотрудников может быть выполнение бюджета.[1]

Учетная политика в этих целях представляет собой основной нормативный документ, регламентирующий основы формирования и раскрытия учетной политики орга­низации для целей бухгалтерского учета - это Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденное приказом Минфина России от 9 де­кабря 1998 г. № 60н (с изменениями от 30 декабря 1999 г.). Далее по тексту мы будем называть его ПБУ 1/98.

В соответствии с пунктом 2 ПБУ 1/98 под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета -первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. При этом к способам ведения бухгалтерского учета относятся:

-  методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, признания до­ходов и расходов;

- приемы организации документооборота;

- порядок проведения инвентаризации активов и обяза­тельств организации;

-  система внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля;

- способы применения счетов бухгалтерского учета и си­стемы учетных регистров;

- иные соответствующие способы, методы и приемы.

1.3. Анализ практики составления внутренних отчетов организации и возможность их использования в системе управленческого учета.

Внутренние отчеты составляются также бухгалтерией, обычно главный бухгалтер дает распоряжение своим специалистам провести внутренний отчет. Как правило в компании внутренний отчет проводится раз в три месяца.

Подготовленная информация анализируется и в виде аудиторского заключения передается генеральному директору и его заместителям. Информация полученная оценивается и играет решающую роль для принятия управленческих решений.


1.4. Анализ структуры экономических служб организации и их место в общей системе управления организацией.


Структура экономических служб в компании “МостИндустрия” следующая:

Отдел экономики и финансов выполняет экономико-финансовую составляющие деятельности компании; бухгалтерия ведет учет и отчетность компании; ревизионная комиссия напрямую подчиняется генеральному директору и ведет контроль по приказу директора; отдел кадров занимается кадровой политикой;


1.5. Анализ стратегии развития фирмы.

В рамках стратегического планирования целевые установки в компании выделяют четыре типа целей:

• рыночные (какой сегмент рынка товаров и услуг планируется охва­тить, каковы приоритеты в основной производственно-коммерческой дея­тельности компании);

• производственные (какие структура производства и технология обеспечат выпуск продукции необходимого объема и качества);

• финансово-экономические (каковы основные источники финансиро­вания и прогнозируемые финансовые результаты выбираемой стратегии);

• социальные (в какой мере деятельность компании обеспечит удовле­творение определенных социальных потребностей общества в целом или отдельных его слоев).

Среди основных целей, ради достижения которых раз­рабатываются стратегический план, присутствует комбинация "товар - рынок". Иными словами, основное предназначение плана - обоснование того, во-первых, какой товар должен производиться и, во-вторых, где он может быть реализован. Естественно, план не огра­ничивается лишь констатацией целей, но также включает их обоснование, в том числе и ресурсное. Именно поэтому составной частью стра­тегического плана является финансовая компонента.[2]

Легко заметить, что термин "стратегический" вовсе не равнозначен термину "долгосрочный" - первый гораздо объемнее второго в концепту­альном и содержательном смыслах, хотя, безусловно, стратегическое пла­нирование осуществляется с позиции долгосрочной перспективы. Стра­тегический план  имеет следующую структуру.

Раздел 1. Содержание и целевые установки деятельности компании

Излагаются предназначение и стратегическая цель деятельности ком­пании, масштабы и сфера деятельности, тактические цели и задачи.

Раздел 2. Прогнозы и ориентиры

Приводятся прогноз экономической ситуации на рынках капиталов, продукции и труда, намеченные перспективные ориентиры по основным показателям.

Раздел 3. Специализированные планы и прогнозы

•    Производство.

•    Маркетинг.

•    Финансы (финансовый план).

•    Кадровая политика.

•    Инновационная политика (научно-исследовательские и конструк­торские разработки).

•    Новая продукция и рынки сбыта.


1.6. Анализ системы планирования.

Планирование деятельности организации помогает ей дви­гаться в нужном направлении. Без четкого плана организация будет обречена на бесцельные метания, а руководители подраз­делений и сотрудники не будут информированы о своих целях и обязанностях. Тем более они будут не в курсе того, как работа вверенных им подразделений сопряжена с работой других под­разделений в рамках организации.

Формализованный план поможет обеспечить скоординированность действий, а сам процесс планирования заставит менеджеров подразделений думать о будущем и о выполнении постав­ленных задач.

Контроль достигается наилучшим образом за счет сравнения фактических результатов с изначальным планом (бюджетом). При наличии расхождений между плановыми и фактическими показателями должны быть приняты меры, на­правленные на их минимизацию.

Поэтому задачи планирования и контроля в компании решают параллельно, дополняя друг друга.

В компании существуют несколько различных типов пла­нирования. Среди них следующие:

стратегическое планирование;

бюджетное или среднесрочное планирование;

оперативное планирование.

Все эти типы планирования взаимосвязаны между собой. Ос­новное отличие между ними заключается в периоде времени, к которому они относятся. Отсюда возникли понятия долгосроч­ного, среднесрочного и краткосрочного планирования.

Стратегическое планирование — это долгосрочное планиро­вание деятельности организации, направленное на достижение целей организации.

Бюджетное планирование — это подготовка краткосрочных и среднесрочных планов организации в рамках существующего стратегического плана.

Бюджетным периодом для компании является год. Годовой бюджет компании рассматриваться как шаг на пути к достижению долгосрочного или стратегического плана.

Оперативное планирование относится к краткосрочным или повседневным процессам. Оно направлено на планирование ис­пользования имеющихся ресурсов в рамках существующего бюджета или годового плана организации.

Каждый шаг оперативного плана направлена на выполнение годового плана или бюджета.[3]

Бюджетирование — это инструмент финансового контроля за деятельностью организации. В компании “МостИндустрия” выполняет сле­дующие задач:

а) авторизация (одобрение) расходования средств на уровне менеджеров отделов, входящих в состав организации;

б) измерение эффективности функционирования отделов путем четкого определения конечной цели, которая должна быть достигнута.

Создание плана или бюджета — это лишь исходное условие для движения в заданном направлении компании. Чтобы поступательное движение продолжалось, необходимо установить контроль за вы­полнением намеченных планов и соблюдением бюджетов.

Бюджет — это количественно определенный план действий на конкретный промежуток времени.

1.8. Организационная модель управленческого учета.

Система показателей управления организацией выглядит следующим образом:

- Рабочий план счетов;

- Альбом неунифицированных документов;

- Схему документооборота;

- Положение о бухгалтерской службе;

- Должностные инструкции главного бухгалтера и сотрудников бух­галтерии.

Контроль за соблюдением положений учетной политики МостИндустрия возложена на главного бухгалтера организации Н.В. Федорова.

Центром учета является бухгалтерская служба и отдел финансов и экономики компании, все отделы компании не должны препятствовать в получении информации о деятельности компании.

Примерная разработанная учетная политика МостИндустрия.

1.1. Учетная политика МостИндустрия является внутрен­ним документом, определяющим совокупность способов ведения бух­галтерского учета общества - первичного наблюдения (документация, инвентаризация), стоимостного измерения (оценка и калькулирование), текущей группировки (счета и двойная запись) и итогового обоб­щения (баланс и отчетность) фактов хозяйственной деятельности, ко­торые регламентируются законодательством Российской Федерации, Уставом общества, внутренними документами МостИнлустрия.

Основополагающими законодательными и нормативными доку­ментами при формировании учетной политики являются:

- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года М129-ФЗ;

- Гражданский кодекс Российской Федерации;

- часть первая Налогового кодекса Российской Федерации (в час­ти оценки имущества, полученного безвозмездно и в порядке товарооб­мена) от 31 июля 1998 года N° 146-ФЗ; -  План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности органи­заций, утвержденные приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года № 94н;

- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Мин­фина РФ от 29 июля 1998 года М° 34н (с изменениями от 30 декабря 1999 года, 24 марта 2000 года);

- Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика орга­низации» ПБУ 1/98, утвержденное приказом Минфина РФ от 9 декаб­ря 1998 года № 60н (с изменениями от 30 декабря 1999 года);

- Другие Положения по бухгалтерскому учету.

1.2. МостИндустрия (далее - Общество) является юридичес­ким лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитыва­емое на самостоятельном балансе.

Основными видами деятельности Общества являются:

-  производство товаров ширпотреба;

-  оптовая и розничная торговля.

1.3. Учетная политика Общества сформирована на основе следую­щих основных допущений:

-  активы и обязательства Общества существуют обособленно от активов и обязательств собственников Общества и других организа­ций (допущение имущественной обособленности);

-  организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, следовательно, обяза­тельства будут погашаться в установленном порядке (допущение не­прерывности деятельности);

-  принятая Обществом учетная политика применяется последо­вательно от одного отчетного года к другому (допущение последова­тельности применения учетной политики), с одновременным рассмот­рением учетной политики  как производной от хозяйственной ситуации, в которой действует Общество, и законодательства, действу­ющего на момент принятия учетной политики;

- факты хозяйственной деятельности Общества относятся к тому отчетному периоду (и, следовательно, отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде), в котором они имели место, независимо от фактического  времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной опреде­ленности факторов хозяйственной деятельности).

Анализ проводится специалистами экономического отдела, все полученные данные поступают менеджерам компании для принятия управленческих решений.

Задача 1.

Учет полных затрат и директ-кост.

Предприятие производит три вида продукции (А,Б и В) со следующими характеристиками:

 

Продукция

А

Б

В

Количество продаж

500

500

2000

Ставка покрытия

14

28

15

Время производства

2

4

3,5


Расходы по управлению составили 50000 д.е., в том числе постоянные расходы 20000 д.е. Они распределяются по изделиям пропорционально времени производства. Убыточный проект предприятие хотело бы снять с производства.

1) Рассчитайте прибыль в целом по предприятию и в расчете на единицу каждого вида продукции.

2) Определите ставки покрытия и общую сумму маржинального дохода прибыли после снятия с производства убыточного изделия.

3) Прокомментируйте результаты расчетов. Какое решение в этом случае было бы правильно.

Решение:

 

Продукция

А

Б

В

Количество продаж

500

500

2000

Ставка покрытия

14

28

15

Время производства

2

4

3,5

Расх.

23

23

23

Прибыль

6977

13977

29977


1) Прибыль будет равен = 6977+13977+29977 = 50931


2) Ставка покрытия = общ. Время/3 = 10,5/3 = 3,5

Вывод: По результатам производства можно сказать, что снятия убыточных изделий приведет к снижению затрат.

Задача 2.

Разработка программы производства и сбыта при использовании систем полного учета затрат и директ-кост.

Предприятие хочет разработать максимальную по прибыли программу производства. До настоящего времени оно поставляло на рынок четыре изделия со следующими характеристиками:

Изделия

Объем сбыта

Затраты

Перем.

цена сбыта

А

200

18000

85

80

Б

400

24000

50

70

В

500

26000

45

50

Г

100

9500

80

120

Все изделия в процессе изготовления проходят две стадии обработки со следующим временем использования оборудования:

Изделия

Время обработки

1

2

А

0,5

0,25

Б

10

2

В

1

0,5

Г

5

8

Загрузка

10000

2000


1) определите для следующего периода максимальную по прибыли программу производства и сбыта на базе полной себестоимости и директ-кост. Рассчитайте сумму прибыли в каждом случае. Что бы вы могли рекомендовать предприятию?

2) Достаточно ли мощностей для реализации этой программы?

3) Если максимальная загрузка стадии 2 снизится до 1650 ч, как это скажется на оптимальной программе производства и сбыта, какая будет прибыль при оценке по полным затратам и сокращенной себестоимости.

Решение:

1)

Изделия

Полные затраты

Объем сбыта

цена сбыта

Максимальная прибыль по программе

Б

24050

400

70

3950

Г

9580

100

120

2420


Предприятие должно избавиться для максимизации прибыли от убыточных изделий.

2) От отказа производства изделия А и В предприятие ничего не теряет, и для оптимизации прибыли не нужны дополнительные инвестиции.

3) при снижении стадии 2 до 1650 ч. 2000-1650 = 350 час объем сбыта снижается до по изделии Б до 350 и Г до 50.Прибыль соответственно снизится до 350*70-24050=450 для изделия А, для изделия Г 50*120-9580 = -3580

При снижении до 1650 ч. изделия Г становится не прибыльным, поэтому предприятию не стоит снижать загрузку до 1650 часов.

Задача 3.

Использование директ-кост для расчета цен и финансовых результатов сбыта. Фирма в течение месяца производит и продает три изделия – А,Б и В при следующих условиях:

Показатели

Изделия

А

Б

В

Остаток

4000

2000

1500

колич.продаж

10000

3600

4000

Объем производства

8000

2000

3000

расход материалов

2400

2400

900

Расход заработной плате

3200

1200

600

переменные затраты

6400

2400

1500

постоянные затраты

4000

3000

2100

переменные затраты управления

3000

1440

800

Расходы на рекламу

2000

1080

400

Постоянные расходы управления

 

5100

 

Цена продаж

4

6

2

1) Рассчитайте нижнюю границу цены каждого изделия

2) Определить финансовые результат реализации метода полных затрат и директ-кост, прокомментируйте результаты расчетов.

1)

Показатели

Изделия

А

Б

В

Остаток

4000

2000

1500

колич.продаж

10000

3600

4000

Объем производства

8000

2000

3000

расход материалов

2400

2400

900

Расход заработной плате

3200

1200

600

переменные затраты

6400

2400

1500

постоянные затраты

4000

3000

2100

переменные затраты управления

3000

1440

800

Расходы на рекламу

2000

1080

400

Постоянные расходы управления

 

5100

 

Цена продаж

4

6

2

Нижняя граница цены изделия

3

5

1


2)

Показатели

Изделия

А

Б

В

Остаток

4000

2000

1500

колич.продаж

10000

3600

4000

Объем производства

8000

2000

3000

расход материалов

2400

2400

900

Расход заработной плате

3200

1200

600

переменные затраты

6400

2400

1500

постоянные затраты

4000

3000

2100

переменные затраты управления

3000

1440

800

Расходы на рекламу

2000

1080

400

Постоянные расходы управления

 

5100

 

Цена продаж

4

6

2

Финансовый результат сбыта

27000

12080

4700


Вывод: По результатам расчетов финансовый результат для изделия А равен 27000, для изделия Б 12080 и для изделия В 4700. В целом можно сказать, что деятельность компании рентабельна.

Список литературы

1.  Алборов Р.А. Выбор учетной политики предприятия: Принципы и практические рекомендации. М.: 2000г. стр. 169 с.

2.  Бакаев А.С., Шнейдман Л.З. Учетная политика предприятия. / М.: «Бухгалтерский учет» 2000г. стр. 258 с.

3.  Козлова Е.П. Бухгалтерский учет и отражение в учетной политике затрат на производство. / Главбух №8 2001г. – 159 с.

4.  Монахова Т.Н., Еремина М.В. Учетная политика в кредитных организациях. / Налоговый вестник №6 2002г. – 456 с.

5.  Настольная книга бухгалтера Т.1. Составитель Прудников В.М. / М.: Информ-М 2003г.  – 246 с.

6.  Обзор нормативных актов, опубликованных в первой половине августа 1998г. / Главбух №16 2003г. – 478 с.

7.   Основы бухгалтерского учета. Под ред. Сац Б. / М.: 2004г. – 258 с.

8.  Общий аудит. Законодательная и нормативная база, методика и приемы осуществления.  Под ред. Королева С. А., Крикунова А.В.  \\ М.: 2003 г. – 268 с.

9.  Рыбчак Е.В.  Учетная политика органов государственной федеральной службы занятости населения / Налоговый вестник №7 2001г.  - .152.

10.          Осипенкова О.П. Управленческий учет. – М.: Экзамен, 2002. – 256 с.

11.          Гуккаев В.Б. Учетная политика организации. – М.: Бератор- Пресс, 2002. – 256 с.



[1] Алборов Р.А. Выбор учетной политики предприятия: Принципы и практические рекомендации. М.: 2000г. стр. 8.


[2] Бакаев А.С., Шнейдман Л.З. Учетная политика предприятия. / М.: «Бухгалтерский учет» 2000г. стр. 7


[3] Козлова Е.П. Бухгалтерский учет и отражение в учетной политике затрат на производство. / Главбух №8 2001г. стр.8