Содержание
1. Особенности сертификации импортируемой в Россию продукции. 3
1.1. Основы сертификации. 3
1.2. Особенности сертификации импортируемой продукции. 6
1.3. Порядок проведения сертификации импортируемой продукции. 11
2. Порядок разработки технических регламентов и стандартов. 13
2.1. Порядок разработки стандартов. 13
2.2. Принципы разработки стандартов. 15
2.4. Порядок разработки стандартов. 16
Список литературы.. 17
1. Особенности сертификации импортируемой в Россию продукции
Рассмотренная проблема сертификации особенно актуальна в России, когда российские предприниматели стремятся изо всех сил получить сиюминутную прибыль, не думая о последствиях продажи некачественной продукции.
1.1. Основы сертификации
К объектам сертификации относятся продукция, услуги работы, системы качества, персонал, рабочие места и пр.
В их сертификации участвуют три стороны: участвующие стороны, которые представляют, как правило, интересы поставщиков (первая сторона) и покупателей (вторая сторона) и лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе (ИСО/МЭК 2)[3,с . 29].
Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер.
Перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации утверждаются Правительством РФ.
Сертификация продукции – процесс подтверждения её соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям (Закон РФ от 10.06.93 №5151-1 «О сертификации продукции и услуг» (в ред. от 31.07.98)).
Система сертификации – совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе (Правила по проведению сертификации в РФ). Системы сертификации формируются на национальном, региональном и международном уровнях. Существует система сертификации, возглавляемая Госстандартом РФ и которая называется «Система сертификации ГОСТ Р». Она охватывает товары народного потребления и услуги (работы) населению[7, с. 15].
В России существует несколько схем сертификации, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Схемы сертификации[7, с. 45]
|
Сертификат соответствия – документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям (Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»).
Декларация о соответствии – документ, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям (Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»)[5, с. 122].
Знак соответствия – зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам данной системы сертификации подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям (Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»).
1.2. Особенности сертификации импортируемой продукции
Право потребителя на безопасность обеспечивается обязательной сертификацией не только отечественной, но и импортируемой продукции.
Актуальность сертификации импортируемой продукции для России связана не только с защитой интересов потребителей и российского рынка в области безопасности, но и со значительным увеличением доли импортных товаров в общих продажах на внутреннем рынке в 1994-1997 гг.
Ввозимая на территорию Российской Федерации продукция, которая по Законам Российской Федерации подлежит обязательной сертификации, должна соответствовать требованиям российской системы сертификации.
Согласно Закону РФ от 10.06.93 № 5154-1 «О сертификации продукции и услуг» в условиях контрактов (договоров) на поставку в РФ продукции, подлежащей сертификации, должно быть предусмотрено наличие сертификата и знака соответствия, подтверждающих её соответствие установленным требованиям[4, с. 49].
Товары, следующие при их импорте (экспорте) с владельцем, не сертифицируются, если они предназначены для личного использования.
Товары, требующие подтверждения безопасности, при ввозе их на территорию РФ должны кодироваться по ТН ВЭД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности). При импорте автомототранспортного средства выдается сертификат соответствия «Одобрение типа транспортного средства».
Сертификаты или свидетельства об их признании представляются в таможенные органы вместе с грузовой таможенной декларацией и являются необходимыми документами для получения разрешения на ввоз продукции в Россию.
Перечень продукции, требующей подтверждения её безопасности при ввозе на территорию РФ, устанавливается Госстандартом по согласованию с Государственным таможенным комитетом (ГТК). ГТК России предусмотрена возможность ввоза проб и образцов товаров для проведения их испытаний в целях сертификации (например, предконтрактной).
Для некоторых видов импортной продукции (как и отечественной) требуется подтверждение соответствия специфическим требованиям безопасности – гигиеническим, ветеринарным и пр.
При ввозе товаров, подлежащих обязательной сертификации, на территории России вместе с таможенной декларацией и другими документами, предусмотренными порядком производства таможенного оформления и контроля, должен быть представлен сертификат. При этом используется заверенная копия сертификата, которая впоследствии остается в делах таможенного органа. На время оформления таможенных документов ввозимые товары должны находиться на временном хранении под таможенным контролем.
Скоропортящиеся товары (мясо и мясопродукты, рыба и рыбопродукты, молоко и молочные продукты), т. е. товары, транспортировка или хранение которых требуют соблюдения особых климатических условий (температура, влажность, давление и т. д.), подлежат таможенному оформлению и сертификации во внеочередном порядке.
Товары, завозимые на территорию России, подлежат таможенному контролю, подтверждающему их безопасность, путём[7,с . 97]:
. проведения сертификационных испытаний;
. подтверждения иностранных сертификатов.
Право подтверждения иностранного сертификата имеют территориальные органы Госстандарта. Импортные товары могут иметь иностранные сертификаты, которые не требуют подтверждения, так как с зарубежными органами по сертификации, выдавшими их, достигнуто соглашение о взаимном признании результатов сертификации.
Сертификация импортной продукции осуществляется как и сертификация отечественной продукции органами по сертификации. Эти органы по месторасположению и виду аккредитации могут быть классифицированы следующим образом[7, с. 20]:
1. Органы по сертификации, расположенные на территории России и аккредитированные в Системе сертификации ГОСТ Р по соответствующей группе продукции.
2. Органы по сертификации, расположенные за рубежом и аккредитованные Госстандартом России или представительством Госстандарта за рубежом в Системе сертификации ГОСТ R.
3. Органы по сертификации, расположенные за рубежом, аккредитованные в зарубежной национальной системе сертификации и прошедшие проверку Госстандартом России на основе двустороннего соглашения с национальным органом по сертификации.
4. Органы по сертификации, расположенные в России или за рубежом, аккредитированные в международной системе сертификации, к которой присоединилась Россия.
5. Органы по сертификации, аккредитованные по правилам и процедурам, принятым 8 странах-членах Межгосударственного соглашения по стандартизации, метрологии и сертификации.
Рис. 1. Органы сертификации импортируемой продукции в Россию
Кроме того, сертификация импортной продукции может быть осуществлена Госстандартом России или, по его поручению, территориальным органом
Госстандарта России при отсутствии аккредитованного в Системе сертификации ГОСТ Р органа по сертификации данной группы продукции или при необходимости решения спорных вопросов.
Признание аккредитации зарубежных органов по сертификации и испытательных лабораторий, а также сертификатов и знаков соответствия в России (соответственно российских за рубежом) осуществляется на основе многосторонних и двухсторонних соглашений, участником которых является Российская Федерация.
Сертификация товаров, подлежащих ввозу в Россию, должна проводится, как правило, до их поставки в Россию. Если испытания проводятся в зарубежных лабораториях, то выдаваемые ими протоколы испытаний будут являться основанием для получения сертификатов в том случае, если лаборатории аккредитованы Госстандартом и занесены в Реестр системы сертификации ГОСТ Р[8, с. 10].
Испытания для целей сертификации импортной продукции могут осуществляться испытательными лабораториями, которые могут быть классифицированы по тем же критериям что и органы по сертификации.
Условием аккредитации лаборатории является её вхождение[5,с . 69]:
1) в международную систему сертификации, к которой присоединилась Россия (например, Система сертификации механических транспортных средств и прицепов, Система сертификации ручного огнестрельного оружия, Система сертификации изделий электронной техники МЭК);
2) в зарубежную национальную систему (при наличии двустороннего соглашения России с зарубежным национальном органом);
3) в систему сертификации ГОСТ Р (например, компания ГОСТ-Азия, зарегистрированная в Сингапуре; Ростест – Эстония);
4) в систему сертификации страны – члена Межгосударственного соглашения по стандартизации, метрологии и сертификации.
Все товары, представляемые на сертификацию для ввоза в Россию, должны иметь информацию о нем (инструкции по применению, этикетки и т.п.) на русском языке.
Импортные товары, безопасность которых подлежит подтверждению, при отсутствии сертификатов через таможню не пропускают и направляют на хранение в соответствии с правилами.
При отсутствии сертификата системы ГОСТ Р получатель может в течение установленного срока подать заявку на проведение работ или признание иностранного сертификата. Если товар, взятый на хранение, не был направлен на сертификацию, то по истечении определённого срока он передаётся в собственность РФ.
Импортные товары, безопасность которых не подтверждена при сертификационном испытании, не пропускаются через таможню. При этом возможны два решения: иностранный товар забирает отправитель; товар подлежит таможенному режиму уничтожения.
1.3. Порядок проведения сертификации импортируемой продукции
Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических лиц и граждан на основе договора между заявителем и органом по сертификации.
Сертификация продукции осуществляется органами по сертификации, которые принимают решения о выдаче сертификата и лицензии на применение знака соответствия. Решение принимается на основе контрольных действий, каковыми являются[8, с. 14]:
. испытания в аккредитованных испытательных лабораториях;
. рассмотрение декларации о соответствии;
. анализ состояния производства;
. сертификация производства;
. сертификация системы качества.
Испытания, проводящиеся в системах обязательной сертификации, должны полно и достоверно подтвердить соответствие продукции требованиям по безопасности для жизни, здоровья и имущества граждан, окружающей среды, установленным во всех нормативных документах на эту продукцию — Законах Российской Федерации, государственных и признанных в Российской Федерации межгосударственных и международных стандартах, строительных нормах и правилах, санитарных нормах и правилах, нормах по безопасности, других документах, в которых устанавливаются обязательные требования к продукции.
Кроме того, эти испытания должны подтвердить соответствие продукции другим требованиям, определяющим назначение продукции и область ее применения.
Аналогичные требования предъявляются к испытаниям в системах добровольной сертификации по тем показателям, которые подлежат проверке.
Методы испытаний устанавливаются на основе тех нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация.
Рассмотрение деклараций о соответствии - это такая форма контроля, в которой решение принимается на основе документов, предъявляемых заявителем вместе с заявкой на сертификацию. Такими документами могут быть протоколы приемочных, периодических и прочих испытаний, гигиенические сертификаты, протоколы испытаний в зарубежных лабораториях, зарубежные сертификаты на продукцию, на систему качества изготовителя продукции, техническая документация изготовителя и иные документы, которые не вызывают сомнений в достоверности содержащейся в них информации.
Главной целью анализа состояния производства, сертификации производства, сертификации системы качества является создание у органа по сертификации уверенности в возможности предприятия производителя сертифицируемой продукции обеспечить стабильность ее показателей, которые подтверждены испытаниями.
После принятия решения о сертификации продукции орган по сертификации имеет право на проведение инспекционного контроля сертифицированной продукции и условий ее производства. Для осуществления инспекционного контроля он может проводить испытания образцов, взятых у изготовителя, испытания образцов, взятых у продавца, анализ состояния производства, контроль сертифицированной системы качества.
Сочетание различных контрольных и инспекционных действий образуют схему сертификации, которая принимается в каждом конкретном случае с учетом специфики продукции и организации ее производства, экономических и иных факторов. Опыт применения различных схем обобщен, результат обобщения нашел отражение в классификации, осуществленной ИСО.
2. Порядок разработки технических регламентов и стандартов
2.1. Порядок разработки стандартов
Целью внедрения регламентов является переход предприятия от практики неформализованного функционирования к формализованному способу управления на основании директивно-отчетного документооборота.
Регламент состоит из 3-х частей (в порядке составления)[7, с. 16]:
1. описание документооборота и оборота материальных ценностей (бизнес – процесс)
2. описание текстовое
3. порядок выполнение действий с привязкой по времени
Основой разработки регламента служит первая часть «описание документооборота и оборота материальных ценностей». На разработку и согласование данной части приходится порядка 90% времени. Эта часть делится на несколько заходов:
1) Нужно обойти всех участников и определить входящие и исходящие потоки определенного процесса, который описывается.
2) Составить целостную картину процесса взаимоотношений(первую версию) – это основа.
3) Согласовать первую версию и внести изменения.
Иногда, когда участников достаточно много, число версий может достигать до 5 и окончательное решение о «верной» принимается на собрании всех участников. В случае разногласии между участниками решение принимается разработчиком с соответствующими изменениями по функциям участников, которые вводятся через приказ директора (зама по соответствующему направлению).
Применение директивно-отчетного документооборота сводится к тому, что любое действие на предприятии должно осуществляться в связи с некоторым основанием. Например, рабочий выполняет свою работу на основании задания мастера или диспетчера, конструкторский отдел разрабатывает документацию на основании технического задания главного инженера, кладовщик принимает товар на склад на основании накладной, а отпускает на основании требования и т.д. Тогда работу предприятия можно представить как цепь последовательных действий, отраженных в последовательности документарных оснований или директивных документов. С другой стороны, выполнение каждого действия порождает отчетный документ о результате, что, в свою очередь, создает цепь отчетных документов о выполнении действий на основании директивных документов.
Таким образом, выполнение работ предприятием представляет собой последовательность действий, и сопряженные с ней две последовательности документов – директивных и отчетных.
При таком способе организации и осуществления делопроизводства каждый фрагмент работы становится заранее спланированным по основанию и времени и предсказуемым по ожидаемому результату, а исполнение каждого фрагмента оказывается отраженным в отчетном документе. Сопоставление момента возникновения и содержания результата по директивным документам и фактическим моментом времени и фактическим содержанием исполнения по отчетному документу позволяет отслеживать выполнение работы непосредственно на каждом шаге, что обеспечивает качественно иной уровень, как обзора прохождения работы, так и оперативности принятия решений и выполнении корректирующих действий.
Применение директивно-отчетного документооборота связано с выполнением условия предварительности, т.е. любая работа, подлежащая исполнению, должна быть предварительно спланирована и описана в виде сценария, т.е. в виде последовательности выполнения фрагментов работы, каждый из которых имеет собственное смысловое содержание и ожидаемый результат. Сценарий делопроизводства порождает последовательность директивных документов, что в свою очередь вызывает цепь отчетных документов о полученных результатах.
Существование предприятия связано с необходимостью решения разнообразных задач. Например, предприятию необходимо обеспечить себя сырьем, подготовить производство, подготовить документацию, произвести выпуск продукции, обеспечить сбыт продукции т.д. Каждая из перечисленных задач требует выполнения ряда действий, приводящих к ее решению.
Смысл кризисного управления заключается в контроле каждого ее промежуточного результата и в контроле за соблюдением предварительно составленного алгоритма выполнения всей работы в целом и как следствие в контроле окончательного результата.
2.2. Принципы разработки стандартов
Разрабатываемые стандарты не должны противоречить законодательству РФ и нормативным актам регулирующих органов, а также существующим в данной области международным стандартам[3, с. 92].
Разрабатываемые стандарты должны базироваться на использовании стандартов, не зависящих от конкретных производителей или поставщиков услуг.
В случае, если разрабатываемый стандарт затрагивает область, деятельность которой регулируется государственным органом (учреждением) РФ, то разработку данного стандарта желательно проводить во взаимодействии с должностными лицами указанных государственных органов (учреждений).
Разрабатываемые стандарты распределяются по рынкам (отраслям и пр.) деятельности профильных комитетов и должны включать в себя[2, 6 и др.]:
1. шаблоны электронных документов;
2. регламенты взаимодействия;
3. классификаторы;
4. объекты типа Object
Разработка стандартов осуществляется профильными Комитетами (Подкомитетами). При этом Комитет (Подкомитет) может заниматься разработкой только тех видов стандартов, о которых указано в положении о данном Комитете (Подкомитете).
2.4. Порядок разработки стандартов
Фактическую разработку (доработку) стандарта проводит Разработчик стандарта, руководствуясь документом "Определение стандарта". Разработка стандарта происходит при непосредственном участии и контроле со стороны Ответственного за разработку.
Отчеты о работе над разработкой каждого из стандартов готовятся Ответственным за разработку и докладываются на каждом заседании Комитета (Подкомитета), а также в письменном виде прикладываются к резолюции заседания Комитета (Подкомитета)[7, 5 и др.].
В случае если Разработчик стандарта не в состоянии самостоятельно финансировать его разработку, решение о порядке финансирования работы принимается Комитетом (Подкомитетом) по согласованию с Исполнительной дирекцией. В случае необходимости данный вопрос выносится Исполнительной дирекцией на Совет директоров.
Разработчик стандарта разрабатывает (дорабатывает) стандарт и выносит его на рассмотрение членов соответствующего Комитета (Подкомитета). Возможно многократное проведение процедур согласования.
Утверждение разработанного стандарта производится в соответствии с порядком, предусмотренном в положении о соответствующем Комитете (Подкомитете). Разработанный стандарт вступает в силу в общем порядке, установленном для вступления в силу решений соответствующих Комитетов (Подкомитетов).
Список литературы
1. Правила по проведению сертификации в российской Федерации (утверждены постановлением Госстандарта России 10.05.2000 № 26)
2. Положения о Системе сертификации ГОСТ Р (утверждены постановлением Госстандарта от 17.03.98 № 11)
3. Порядок принятия декларации о соответствии регистрации (утв. Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 № 766)
4. Правила. Порядок проведения Госстандартом России государственного контроля (надзора) (утв. Госстандартом России 23.09.2002 № 91)
5. Правила по сертификации. Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Временный порядок сертификации систем менеджмента качества на соответствие ОСТ Р ИСО 9001-2001
6. Правила сертификации работ и услуг в Российской Федерации: Утверждены постановлением Госстандарта России 05.08. 1997 № 17
7. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология импортируемой в Россию продукции// Стандарты и качество. – 2004. - № 6. – С. 15-19
8. Снегирева И.А., Николаева М.А. Сертификация в России // Сертификация . - 2004. - № 4. – С. 10-12