Содержание
Задание 1 2
Задание 2 4
Задание 3 7
Задание 4 11
Задание 5 12
Список литературы 14
1. Выписать из словаря и уяснить следующие понятия темы: [3,4]
Бытие – философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективного мира, материи, природы, а в обществе – процесса материальной жизни людей.
Сущее – многообразие, в котором бытие является идентичным. Сущее есть то, что есть; оно не идентично данному, т. к. охватывает также и неданное.
Существование – понятие, обозначавшее наличное бытие вещи, которое, в отличие от сущности, постигается не мышлением, но опытом.
Реальность – существование в действительности; диалектический материализм различает объективную реальность, т. е. материю, и субъективную реальность, т. е. явления сознания.
Онтология – раздел философии, учение о бытии (в отличие от гносеологии – учения о познании), в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности.
Субстанция – объективная реальность; материя в единстве всех форм её движения; нечто относительно устойчивое; то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого.
Субстрат – общая материальная основа всех процессов и явлений.
Качество – философская категория, выражающая существенную определённость объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным. Качество – объективная и всеобщая характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств.
Количество – философская категория, выражающая внешнюю определённость объекта: его величину, число, объём, степень развития свойств и т. д.; изменение количественной определённости объекта, достигнув определённой меры, ведёт к изменению качеств.
Мера – философская категория, выражающая диалектическое единство качества и количества объекта; указывает предел, за которым изменение количества влечёт за собой изменение качества объекта и наоборот.
Природность – то, что существенно для каждого сущего с самого его возникновения.
Духовность – всё, что относится к религии.
Социальность – пакетное понятие, пространство адекватных интерпретаций которого: 1) соотносится по объёму с содержательной и функциональной «нагруженностью» терминов «история», «культура» и т. п.; 2) отражает взаимообусловленность индивидного («атомарного», «ядерного») бытия людей с одной стороны, и над-индивидуальных структур социальной статики и социальной динамики, с другой. Неразрывное единство фрагментированных единиц человеческого бытия и коллективных форм их существования конституирует амбивалентность социально-гуманитарного познания.
Единое – центральное понятие неоплатонизма, трансцендентное безличное первоначало, превышающее всё сущее и всё мыслимое.
Единичное – философская категория, выражающая объективные связи мира и характеризующая процесс его познания; единичное (отдельное, индивидуальное) – определённый предмет, ограниченный в пространстве и времени.
Становление – переход от одной определённости бытия к другой. Всё существующее является становящимся, а его бытие есть становление.
Всеобщее – философская категория, выражающая объективные связи мира и характеризующая процесс его познания; всеобщее (общее) – сходное, отвлечённое от единичных и особенных явлений свойство, признак, на основании которого предметы и явления объединяются в тот или иной класс, вид или род.
Метафизика – (от греч. meta ta phisika – после физики), противоположный диалектике философский метод, рассматривающий явления в их неизменности и независимости друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник их развития.
Субъект – носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.
Объект – философская категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.
Эссенциальность – существенное, то, что относится к сущности вещи. Противоположность – акциденциальность.
Экзистенциальность – отношение к существованию, ссылка на него.
Интенция – намерение, цель, направление или направленность сознания, воли, чувства на какой-либо предмет.
Релятивизм – методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности знания и ведущий к отрицанию возможности познания объективной истины, к агностицизму.
Тождество – отношение между объектами (предметами реальности, восприятия, мысли), рассматриваемыми как «одно и то же»; «предельный» случай отношения равенства.
Различие – философское понятие, которое ориентировано в философии постмодернизма на вытеснение парадигмы философии тождества, базированной на понятии «тождества».
2. «Становление философского учения о Бытии – онтология» (сочинение)
Становление знания онтологического характера о мире. [2, 5, 6]
Онтология – это учение о бытии как таковом. Иногда онтология отождествляется с метафизикой, но чаще всего онтология рассматривается как её основополагающая часть, как метафизика бытия. Впервые этот термин ввёл Р. Гоклениус («Философский лексикон», 1613 год). В практическом категориальном употреблении закреплён Х. Вольфом.
Поиски бытия в философии – это поиски человеком своего дома, преодоление своей бездомности. Это поиски корней, прикоснувшись к которым, человек может почувствовать в себе силу для преодоления бессмысленности окружающего мира, мужество жить, несмотря ни на эту бессмысленность, ни на свою конечность, ощутить себя, в конце концов, необходимой частью бытия, не менее существенной и необходимой, чем окружающий мир.
В первом приближении можно сказать, что бытие – это тайна, которую нужно пережить, и тогда она в какой-то степени станет понятной – непознанной, но понятной. Поэтому нужно иметь мужество идти к тому, чего в принципе нельзя знать.
Н. Гартман – немецкий философ, основоположник критической или новой онтологии, построивший в своей теории целый мир – с уровнями, слоями, с бесчисленными, переходящими друг в друга категориями.
Неразрешимые проблемы или непознаваемые остатки проблем и составляют собственно предмет метафизики. Есть проблемы, в которых всегда присутствует неразрешимый остаток, нечто иррациональное. Это, по Гартману, метафизические проблемы. Познание окружено метафизической зоной непознаваемости, это иррациональное не исчезнет с развитием наук, в которых всегда будут ставиться вечные проблемы метафизики. Философские системы приходят и уходят, но они всё время вращаются вокруг одних и тех же проблем. Содержание проблемы не изменяется с прогрессом знания. Оно обусловлено структурой Вселенной и положением человека в мире. Сознание проблем – это знание о незнании. Единственный путь – исследование проблем до их теоретической трактовки, до поисков их решения и независимо от возможностей такого решения. С точки зрения неопозитивистов, метафизические проблемы – плод неправильного употребления языка. По Гартману, существуют проблемы метафизические по своей природе, не мысль их создала, и она не может их уничтожить. Проблема всегда является выражением незнания о мире.
Эдмунд Гуссерль (1837-1916) – немецкий философ-идеалист. Э. Гуссерль считается основателем феноменологии. Задача феноменологии состоит в обнаружении изначального опыта сознания путём феноменологических редукции, состоящей в исключении каких-либо утверждений о бытии и достижении последнего неразложимого единства сознания – интенциальности, т. е. направленности на предмет. Феноменология Э. Гуссерля явилась одним из истоков экзистенциализма и других течений современной философии.
Гуссерль стремился превратить философию в «строгую науку» посредством феноменологического метода. В дальнейшем он обратился к идее «жизненного мира» как изначальному социально-культурному опыту, сближаясь с философией жизни.
Франц Бертрано был предшественником феноменологии Э.Гуссерля. он развил учение об интенциальности (предметности сознания) как родовом признаке психических феноменов.
Первоосновой экзистенциалистской онтологии (а одновременно феноменологии, ибо и в ней внимание сосредоточивается на прояснении, вернее, "самопрояснении" феноменов, проявлений сознания) является, по Хайдеггеру, Dasein, толкуемое, как особое человеческое бытие. Его особенности и преимущества, разъясняет Хайдеггер, состоят в том, что оно – единственное бытие, которое способно "вопрошать" о самом себе и бытии вообще, как-то "устанавливать себя" ("устанавливаться") по отношению к бытию. Вот почему такое бытие-экзистенция и есть, по Хайдеггеру, фундамент, на котором должна строиться всякая онтология. Такое понимание специфики человеческого бытия не лишено оснований. Ни одно из известных нам живых существ, кроме человека, неспособно помыслить, задаться вопросом о бытии, как таковом, - об универсуме и его целостности, о своем месте в мире. Здесь мы, кстати, видим определенное различие в понимании "экзистенции" Хайдеггером и Сартром. Сартр, употребляя это понятие, делает акцент на индивидуальном выборе, ответственности, поисках собственного "Я", хотя, конечно, ставит в связь с экзистенцией и мир в целом. У Хайдеггера акцент все же перенесен на бытие, - для "вопрошающего" человека бытие раскрывается, "светится" через все, что люди познают и делают. Надо только излечиться от опаснейшей болезни, поразившей современное человечество, - "забвения бытия". Страдающие ею люди, эксплуатируя богатства природы, "забывают" о ее целостном, независимом бытии; видя в других людях всего лишь средства, люди "забывают" о высоком предназначении человеческого бытия.
3. Субстанциальное единство Бытия как единство сущности и существования, материального и духовного. [1, 3, 4]
1) Пояснить теоретические характеристики категории «субстанция», формирующие основу применения данной категории в философских изысканиях:
- самодетерминация;
- универсальность;
- каузальность;
- монистичность;
- целостность.
- Каузальность, вообще говоря причинность, генетическая связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах её движения и развития. Возникновение любых объектов и систем и изменение их свойств во времени имеют свои основания в предшествующих состояниях материи; эти основания и называются причинами, а вызываемые ими изменения – следствиями. Сущность каузальности – порождение причиной следствия; следствие, определяясь причиной, оказывает обратное воздействие на неё.
Самодетерминация – характеристика категории «субстанция». Обозначает объективную закономерную взаимосвязь и причинную обусловленность всех явлений.
Универсальность – свойство материи быть разносторонней, всеобъемлющей.
Целостность – завершённость, тотальность, цельность и собственная закономерность вещи. На рубеже XIX и XX веков стали употреблять это понятие для того, чтобы рассматривать все вещи прежде всего в их первоначально цельной взаимосвязности, в их структуре и, таким образом, отдать справедливость тому факту, что описание свойств составных частей никогда не сможет объяснить общее состояние и общее действие вещи; ибо отдельное, «часть» может быть понята только вне целого, а целое, как учил ещё Аристотель, больше суммы своих частей. «Целое» не составлено из частей, в нём только различаются части, в каждой из которой действует целое.
Монистичность – способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете единой основы (субстанции) всего существующего. Диалектико-материалистическая монистичность утверждает, что всё разнообразие явлений природы, общества и человеческого сознания – продукт развивающейся материи.
2) Становление категории субстанции в философских трудах Б. Спинозы.
Философия Б. Спинозы – одно из значительных учений XVII в. Содержание и основные принципы философии он стремился излагать в строгой форме геометрических аксиом и теорем, считая геометрию образцом достоверности и научной доказательности.
В своём главном произведении – «Этике» он разрабатывает монистическое учение о материальности мира. По словам Спинозы, не может быть двух субстанций в природе вещей, не может быть одна субстанция причиной другой. Субстанция в учении Спинозы является исходным пунктом его философии. Спиноза соединяет, сливает Бога с понятием субстанции, отождествляет его с природой. Вне субстанции, вне природы, которую Спиноза называет Богом, не существует никаких иных причин. Называя «творящую природу» Богом, отождествляя природу и Бога, Спиноза растворяет Бога в природе, выражает свои материалистические и атеистические взгляды в форме пантеизма (т. е. учения, отождествляющего Бога с природой): природа есть причина и следствие, сущность и существование; она вечна и бесконечна. В качестве субстанции он определяет природу, которая обладает «абсолютно бесконечной способностью существования» и не нуждается в посторонних причинах своего бытия. Только природа, или субстанция, существует необходимо, она есть причина самой себя. Определив природу как субстанцию, которая является причиной самой себя, вечное бытие которой вытекает из её сущности, Спиноза снимает вопрос о творении природы и о Боге как её творце. Природа – вечна во времени и бесконечна в пространстве.
Природа как субстанция, отмечал Спиноза, проявляет себя в атрибутах, вечных, коренных, неотъемлемых свойствах. Субстанция – бесконечна, поэтому атрибутов у неё бесконечное множество. Но человек из этого множества познаёт два: протяжённость и мышление. Субстанция, по мнению Спинозы, немыслима вне своих атрибутов, протяжённость и мышление составляют неизменные формы бытия субстанции, неотделимы от неё и являются проявлением её сущности.
3) Основные идеи субстанциальности, изложенные в работах Р. Декарта.
В истории новой философии Декарту принадлежит особое место как творцу дуалистической философии. Он попытался создать философскую систему на основе признания двух самостоятельных субстанциональных начал – материи и духа, тела и души. Представляя мир как творение Бога, Декарт отрицает единство мира и утверждает, что он состоит из двух самостоятельных независимых субстанций: духовной и материальной. Таким образом, единый мир Декарт расчленил на две независимые друг от друга части, определив каждую из них как самостоятельную субстанцию. Неотъемлемым свойством, или атрибутом, материальной, телесной субстанции он считал протяжённость, атрибутом духовной субстанции – мышление.
Согласно учению Декарта, человек представляет собой лишь механическое соединение духовной и материальной субстанций, души и тела. Движения человеческого организма зависят от его тела, а мысли связаны лишь душой. Существующие две независимые друг от друга самостоятельные субстанции в понимании Декарта не выступают в качестве совершенных субстанций. В «Началах философии» он определяет субстанцию как такую вещь, которая в своём существовании нуждается только в самой себе. Поэтому совершенной субстанцией выступает лишь Бог, он существует «сам из себя», он есть причина «самого себя». Мир же, сотворённый Богом, Декарт разделил на два рода самостоятельных субстанций, не связанных друг с другом. Дуализм, пронизывающий всё учение Декарта, получил своё проявление в отделении физики от метафизики (т. е. философии).
В философии он становится на позиции дуализма, т. е. признания двух субстанций. Избрав исходным пунктом философии не бытие, а мышление, Декарт склоняется к идеализму.
В физике и философии Декарта выражается материалистическая тенденция. Здесь материя предстаёт единственной субстанцией, единственным основанием бытия и познания.
В физике Декарт, рассматривая проблемы материи и движения, пытается с механических позиций представить общую систему природы. Под материей он понимает всё, что имеет объём, занимает определённую часть пространства. Материю Декарт наделяет механическими и геометрическими свойствами. Она состоит из бесконечно делимых отдельных частиц, отличающихся величиной, фигурой и направлением механического движения. Декарт лишил материю качественного многообразия, сведя всё многообразие движения материи лишь к механическому движению. А такие качества, как запах, цвет, теплота и т. п., он считал не качествами предметов, тел, а только человеческими ощущениями.
Декарт не признавал качественного различия между неорганическими и органическими явлениями. Животные в его понимании – это своего рода машины.
Человека Декарт также представлял в качестве своеобразного механизма. Разница заключалась лишь в том, что в человеке выступают две субстанции – телесная и духовная, и ещё в том, что у человека имеются врождённые идеи, а у животных они отсутствуют.
Наделив материю лишь атрибутом протяжённости и трактуя движение материи как перемещение её частиц в пространстве, Декарт вынужден был признать некое первоначало мира, первопричину, как источник движения. Таким первоначалом он считал Бога, сотворившего материю вместе с движением и покоем.
Механическое понимание движения и материи сопровождалось у Декарта ценным выводом о законе сохранения количества движения.
4. Комментарии и логические задачи. [2]
«Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях». Комментируя данный тезис, назвать характерную для…(указав, какой школе это характерно) позицию определения мира как генетически единого, но данного во всём многообразии проявлений.
- Данный тезис принадлежит В. И. Ленину – школа марксизма. Во-первых, материя рассматривается как мыслительное сокращение, которым мы охватываем мир вещей и явлений в их единстве, сообразно их общему свойству быть объективной реальностью, т. е. существовать вне и независимо от сознания отдельного человека и всего человечества. Такое единство называется
Во-вторых, если единственным свойством материи, которое имеет значение для философского материализма, является свойство «быть объективной реальностью», то никакие природные тела, вещества, элементы не могут рассматриваться в качестве первоначал. В этом смысле все, начиная от гена и атома и кончая Галактикой, равноценно. Материя существует только в многообразии конкретных объектов. Материи как таковой не существует, материя как таковая не есть нечто чувственно воспринимаемое. Люди постоянно открывают новые свойства природных вещей и явлений, что свидетельствует о неисчерпаемости материи, т. е. о бесконечном многообразии конкретных объектов, в которых она существует. Это бесконечное многообразие упорядочено. Можно говорить о материи на уровне неживой и живой природы.
5. Тестовая проверка знаний. [2, 3, 4, 6]
1) Завершить определение: «Учение о формах, атрибутах и фундаментальных принципах … называется онтологией».
- бытия.
2) Вписать недостающее слово: «Философская категория, обозначающая единство Бытия, сущности и существования, материального и духовного есть:
- а) субстанция.
3) Кто из философов Древнего мира определил парадоксальную сущность Бытия: «Сущее есть, не-сущего – нет: Бытие есть, не-бытия нет»?
- а) Парменид.
4) Кому из философов принадлежит анализ дефиниции Бытия: «Бытие людей есть реальный процесс жизни»?
- г) Лукач.
5) Общественное Бытие есть:
- б) материальные отношения людей друг к другу и природе, реальный процесс жизнедеятельности.
6) Дополнить ряд онтологических: бытие…
- субстанция, субстрат, материя
7) Соотнесите автора и концепцию основных классификаций форм Бытия, исходя из указанного:
Автор |
Концепция классификаций форм Бытия |
а) Ленин |
г) объективное Бытие – субъективное Бытие |
б) Гегель |
а) ступени Бытия (качество, количество, мера) |
в) Саймон |
в) мир естественного – мир искусственного |
г) Лукач |
д) жизнь – реальный процесс жизнедеятельности |
д) Тугаринов |
б) формы Бытия |
8) Допишите недостающую форму Бытия к известным в современной онтологии:
- социального.
9) Указать, кто из перечисленных авторов характеризовал онтологию как интерпретацию воли:
- а) Шопенгауэр.
10) Указать автора высказывания: «Мы можем различить следующие три мира, или универсума: во-первых, мир физических объектов или физических состояний. Во-вторых, мир состояний сознания, мыслительных ментальных состояний и, возможно, диспозиций к действию. В-третьих, мир объективного содержания мышления, прежде всего, содержания научных идей, поэтических мыслей и произведений искусства»:
- в) Делез.
Список литературы
1. Философия: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. вузов / Под общей ред. В. Л. Калашникова. – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 384 с.
2. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 608 с.
3. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 576 с.
4. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. – Мн.: Книжный дом. – 2003. – 1280 с. – (Мир энциклопедий)
5. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений (Издание 6-е, переработанное и дополненное). – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 576 с. (Серия «Высшая школа»)
6. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч 2 / Фролов И. Т., Араб-Оглы Э. А., Арефьева Г. С. и др. – М.: Политиздат, 1989. – 639 с.