Позиция 1. Предмет и методы истории политических и правовых учений

1. Какой принцип, по Вашему мнению, играет наиболее существенную роль в процессе освещения генезиса того или иного политико-правового учения и почему?  Обоснуйте свой ответ.

Для характеристики внутреннего единства  и соотношения теоретического и методологического аспектов в истории политических и правовых учений важно то принципиальное обстоятельство, что каждая предшествующая теория, в том числе  и политико-правовая теория, обладает  (в меру своей  фундаментальности, научной значимости и т. д.) потенциалом  и функцией метода для последующих теорий.  Данное обстоятельство проявляется как в целом в моментах преемственности между последующими и предшествующими политико-правовыми учениями, так и особенно отчетливо в тех случаях, когда речь идет о тех или иных школах и направлениях политико-правовой мысли, продолжающих и развивающих определенную предшествующую теорию.

2. Сочетание каких научных подходов позволяет глубже понять различные политико-правовые учения и их роль в истории развития государства и права?

История политических и правовых учений как самостоятельная юридическая дисциплина вместе с другими юридическими дисциплинами относится к числу  гуманитарных наук. И в ней, как и в других современных гуманитарных науках, используется – с учетом предметной специфики и особенностей целей и задач научного познания в области истории политических и правовых учений – богатый арсенал философских и специально-научных методов, и, прежде всего, методы формально-логического диалектического, системного, сравнительно-исторического исследования.


Позиция 2. Политическая и правовая мысль древней Индии

1. Идеи какого течения политической и правовой мысли Древней Индии отражают «Законы Ману» и в чем, по Вашему мнению, главная особенность этих законов?

В «Законах Ману» воспроизводятся и защищаются соответствующие положения Вед и Упанишад о делении общества на варны, их неравенстве и т. д. особое значение придается обоснованию руководящего положения брахманов и исключительному характеру их прав в вопросах установления, толкования и защиты дхармы. Даже царь должен чтить брахманов, следовать их советам и наставлениям, учиться у них знанию Вед и «изначальному искусству управления». Существенная роль в «Законах Ману» отводится наказанию. Будучи сыном божественного владыки, наказание (данда) в своем земном облике буквально означает палку. Именно в этом своем значении наказание определяет смысл «искусства управления» - данданити, означающего «руководство (во владении) палкой».

Используя представления о переселении душ после смерти, «Законы Ману» наряду с многими земными наказаниями перечисляют и те загробные кары, которым подлежат нарушители дхармы.


2. Как Вы считаете, почему именно буддизм был признан государственной религией во время правления Древнеиндийского правителя Ашоки (268 – 232 гг. до н. э.).

 С критикой ряда основных положений Вед, Упанишад и брахманистской идеологии в целом в VI в. до н. э. выступил Сиддхартха, прозванный Буддой. Он отвергает мысль о боге как верховной личности и нравственном правителе мира, первоисточнике закона. Дела человеческие, согласно Будде, зависят от собственных усилий людей.

С позиций признания нравственно-духовного равенства всех людей Будда и его последователи подвергли критике, как саму систему варн, так и принцип их неравенства.  В интерпретации буддистов дхарма выступает как управляющая миром природная закономерность, естественный закон. Отчетливо проявилась присущая буддизму тенденция к ограничению роли и масштабов наказания.


Позиция 3. Политико-правовые учения Древнего Китая

1. Какие общие черты в политико-правовых учениях Древнего Китая Вы можете назвать? В чем Вы видите наиболее существенные отличия?

Основателем даосизма считается Лао-цзы (IV в. до н. э.). в отличие от традиционно-теологических толкований Дао как проявления «небесной воли» Лао-цзы характеризует Дао как независимый от небесного владыки ход вещей, естественную закономерность. Дао олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. В отношении к Дао все равны. Существенная роль в даосизме отводится принципу недеяния, воздержания от активных действий. Даосистской критике культуры и достижений цивилизации присущи черты консервативной утопии.

Конфуцианство.  Власть императора («сына неба») уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей. Тем самым Конфуций выступал за аристократическую концепцию правления, поскольку простой народ полностью отстранялся от участия в управлении государством. Для Конфуция и его последователей характерно скорее примиренческое и компромиссное, нежели критическое отношение к существовавшим порядкам. Присущее конфуцианству требование соблюдения в государственном управлении принципов добродетели выгодно отличает это учение как от типичной для политической истории Китая практики деспотического правления, так и от теоретических концепций, оправдывающих деспотическое насилие против подданных и отвергавших моральные сдержки в политике.

Основатель Мо-цзы (479 – 400 гг. до н. э.) развивал идею естественного равенства всех людей и выступил с обоснованием договорной концепции возникновения государства, в основе которой лежит идея принадлежности народу верховной власти. Важное место в учении Мо-цзы занимает требование учета интересов простого народа в процессе управления государством.

Шан Ян (390 – 338 гг. до н. э.) выступил с обоснованием управления, опирающегося на законы (фа) и суровые наказания, критикуя распространенные в его время и влиятельные конфуцианские представления и идеалы в сфере управления. Представления легистов о жестоких законах как основном (если не единственном) средстве управления тесно связаны с их пониманием  взаимоотношений между населением и государственной властью. В целом вся концепция управления, предлагаемая Шан Яном, пронизана враждебностью к людям, крайне низкой оценкой их качеств и уверенностью, что посредством насильственных мер их можно подчинить желательному  «порядку».

2. Какое, на Ваш взгляд, политико-правовое учение Древнего Китая наиболее полно отвечало интересам развития государства и права Китая и почему?

Фундаментальную роль во всей истории этической и политической мысли Китая сыграло учение Конфуция (551 – 479 гг. до н. э.).

Опираясь на традиционные воззрения, Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство как большая семья.


Позиция 4. Патриархально-патерналистская концепция государства Конфуция

1.     Как Вы считаете, в чем состоял политический идеал Конфуция?

Его политический идеал состоял в правлении аристократов добродетели и знания, а не родовой знати и богатых, так что предлагаемая им идеальная конструкция правления отличалась от тогдашних социально-политических реалий и благодаря этому обладала определенным критическим потенциалом.

          2.  В чем, по Вашему мнению, заключается жизнестойкость идей Конфуция?

Конфуций призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели.

Управление должно осуществляться ненасильственными методами правления. Отрицательное отношение к внешним войнам, к завоевательным походам китайских царств друг против друга или против других народов («варваров»), но при этом не отвергались гегемонистские претензии китайских правителей.

          3. Какую роль в регулировании политических отношений Конфуций отводил законам?

Отрицательное отношение Конфуция к позитивным законам (фа) обусловлено их традиционно наказательным значением, их связью (на практике и в теоретических представлениях, в правосознании) с жестокими наказаниями.

Вместе с тем Конфуций не отвергал полностью значения законодательства, хотя, судя по всему, последнему он уделял лишь вспомогательную роль.


Позиция 5. Развитие древнегреческой политико-правовой мысли

1. Какие особенности государственного и политического развития способствовали появлению тех или иных политико-правовых учений Древней Греции в различные периоды?

Переход от первобытнообщинного строя к раннеклассовому  обществу и политической форме организации общественной жизни сопровождался все более  углублявшимся процессом социальной дифференциации населения и усилением борьбы между различными слоями общества – родовой знатью и обнищавшими общинниками, богатыми и бедными, свободными и рабами.

В этих условиях  повсеместно в древнегреческих полисах развертывается  ожесточенная борьба за власть, которая находит свое концентрированное выражение в борьбе за учреждение одной из соответствующих форм правления.

В результате этой борьбы  к VI – V  вв. до н. э. в разных полисах более или менее прочно устанавливается и развивается соответствующая  форма правления. Эти процессы нашли свое отражение и теоретическое осмысление в политических и правовых учениях Древней Греции.


2. Что Вы находите общего в политико-правовых учениях Древней Греции на различных этапах развития?

В истории  возникновения и развития древнегреческой политико-правовой мысли более или менее отчетливо выделяются три периода. Ранний период (IX – VI вв. до н. э.) связан со временем возникновения древнегреческой государственности. В этот период наблюдается заметная рационализация политико-правовых представлений и формируется философский подход к проблемам государства и права. Второй период (V – первая половина IV в. до н. э.) – это время расцвета древнегреческой философской и политико-правовой мысли, нашедшего свое выражение в учениях Демокрита, софистов, Сократа, Платона и Аристотеля. Третий период (вторая половина IV – II в. до н. э.) – период эллинизма, время начавшегося упадка древнегреческой государственности.


Позиция 6. Развитие древнегреческой политической и правовой мысли

1. В чем, по Вашему мнению, заключаются основные особенности генезиса политико-правовой мысли Древней Греции?

Возникнув в условиях деления людей на свободных и рабов, античная политико-правовая мысль оформилась и развивалась как идеология свободных. Свобода – фундаментальная ценность, главная цель усилий и основной предмет забот древнегреческой политической теории и практики.

2. Как Вы считаете, в чем стоит основной вклад мыслителей Древней Греции в развитие политико-правовых воззрений и в теоретическую разработку проблем государства и права?

В процессе развития древнегреческой политической и правовой мысли ранние, во многом мифологические представления (Гомер и Гесиод) постепенно уступали  место формировавшемуся философскому подходу («мудрецы», Пифагор, Гераклит, Демокрит), рационалистическим интерпретациям (софисты), логическо-понятийному анализу (Сократ, Платон) и, наконец, зачаточным формам эмпирико-научного (Аристотель) и историко-политического (Полибий) исследования государства и права.


Позиция 7. Учение Цицерона о государстве и праве

1. В чем, по Вашему мнению, заключаются взаимосвязь и преемственность политико-правовых воззрений Цицерона с учениями древнегреческих мыслителей (Платона, Аристотеля, Полибия, стоиков и др.)?

Теоретические воззрения Цицерона в области государства и права находятся под заметным влиянием древнегреческой мысли, и, прежде всего, учений Платона, Аристотеля, Полибия и стоиков. Вместе с тем это «иноземное влияние» Цицерон как патриот Рима и практический политик стремился соединить и согласовать с собственно римскими традициями в области  государственно-правовой практики и политико-правовой мысли,  с самобытной историей римского государства и права. 

Основную причину происхождения государства Цицерон видел не столько в слабости людей и их страхе (точка зрения Полибия), сколько в их врожденной потребности жить вместе. Разделяя в этом вопросе позицию Аристотеля, Цицерон отвергал широко распространенные в его время представления о договорном характере возникновения государства. Влияние Аристотеля заметно и в трактовке Цицероном роли семьи как первоначальной ячейки общества, из которой постепенно и естественным путем возникает государство. Он отмечал изначальную связь государства и собственности и разделял положение стоика Панетия о том, что причиной образования государства является охрана собственности.

В своем учении  естественном праве Цицерон находился под большим влиянием соответствующих идей Платона, Аристотеля и ряда стоиков.


2. Каким образом Цицерон представлял соотношение закона и права?

Естественное право (высший, истинный закон), согласно Цицерону, возникло «раньше, чем какой бы то ни было писаный закон, вернее, раньше, чем какое-либо государство вообще было основано». Само государство с его установлениями и законами является по своей сущности воплощением того, что в природе есть справедливость и право.


Позиция 8. Политическая и правовая мысль Арабского Востока

1. Назовите основные источники мусульманского права

Юридические предписания Корана и сунны – собрания юридически значимых  преданий (хадисов) о поступках, высказываниях и даже молчании пророка Мухаммеда,  нормы, сформулированные мусульманско-правовой  доктриной на основе «рациональных» источников, прежде всего, единогласного мнения («иджма») наиболее авторитетных правоведов, умозаключения по аналогии («кияс»).


2. Сравните постулаты мусульманских правовых школ-толков и выскажите свое мнение: идеи какой из этих школ более гибки и жизнестойки.

Наибольшим авторитетом пользуется суннитская школа, в частности  идеи ханифитской школы более гибки и жизнестойки. Эта школа сумела наилучшим образом, по сравнению с другими, приспособить свою концепцию выработки новых правовых норм к интересам развивающихся общественных отношений и сформулировать эти нормы.

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ К МОДУЛЮ 1

Автаркия - политика хозяйственного обособления отдельной страны.

Брахманизм – 2-я стадия (1-е тыс. до н. э.) формирования индийской религии – индуизма, развившаяся в результате приспособления к ведической религии индоарийских племен.

Дхарма – закон, долг, обычай, правило поведения.

Дхармасутры – правовой сборник, составленный брахманистской школой.

Дхармашастры - правовой сборник, составленный другой  брахманистской школой.

Иджтихад – свободное усмотрение судьи в случае молчания общепризнанных источников мусульманского права.

Имам – у мусульман: 1) руководитель богослужения в мечети; 2) светский и духовный глава общины.

Конфуцианство – этико-политическое учение в Китае. Основы Конфуцианства были заложены в VI в. до н. э. Конфуцием. Выражало интересы наследственной аристократии. Конфуцианство объявляло власть правителя (государя) священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низших («благородных мужей» и «мелких людишек») – всеобщим законом справедливости.

 Муджтахид (араб., букв. – ревностный), представитель высшей категории мусульманских  богословов-законоведов. Один из высших рангов Муджтахид у шиитов – аятолла («знамение аллаха»).

Софисты – в Древней Греции люди, сведущие в какой-нибудь области.

Суннизм – одно из двух основных направлений ислама.

Тирания – в древнегреческих полисах форма государственной власти, установленная насильственным путем и основанная на единоличном правлении.

Упанишады – (санскр. – сокровенное знание), заключительная часть вед, их окончание; основа всех ортодоксальных  религиозно-философских систем Индии, в том числе веданты.

Эллинизм – период в истории стран Восточного Средиземноморья между 323 и 30 до н. э. (подчинение Египта Риму).


Позиция 9. Этапы развития политико-правовой мысли в Западной Европе в средние века

1. Каким образом, по Вашему мнению, поэтапный характер феодального общества предопределял особенности и динамику, средневековой западноевропейской юридической мысли?

Поэтапный характер развития феодального общества во многом предопределял особенности и динамику средневековой западноевропейской политико-юридической мысли.

Первый этап эволюции – раннефеодальный (конец V – середина XI в.); феодализм только еще консолидируется и упрочивается как новая общественно-экономическая формация; в рамках данного этапа  государственность сначала организуется в большие, но весьма слабо интегрированные в единое целое монархии, а потом распадается на конгломераты раздробленных политических образований. Второй этап – пора полного развития феодального строя, фаза его расцвета (середина XI – конец XV в.); для этого периода типичны централизованные сословно-представительные монархии. Третий – позднее средневековье (конец XV – начало XVII в.); полоса заката, упадка феодализма и зарождения капиталистических общественных отношений; государственность на этом этапе феодальной формации строится по преимуществу как абсолютная монархия.


2. В чем заключалось влияние католической церкви на развитие политико-юридических знаний?

Церковь  практически безраздельно господствовала в сфере духовной жизни на протяжении почти всех Средних веков. Средневековая христианская религия была ядром мировоззрения феодального общества, стержнем единой христианской культуры.  В руках священнослужителей политика и юриспруденция, как и все остальные науки, оставались прикладными отраслями богословия. Идеологи церковной власти утверждали, что могущество государей происходит от церкви, а она получила свой авторитет непосредственно от Христа. Отсюда проистекает безусловная обязанность христианских государей подчиняться главе христианской церкви.


Позиция 10. Средневековая западноевропейская мысль периода расцвета феодализма

1. Какие объективные причины послужили возрождению юриспруденции в Западной Европе в XII в.?

Начало возрождению юриспруденции в Западной Европе в XII в. положило основание Ирнерием (1065 – 1125) школы глоссаторов в Болонье. Целью данной школы являлось изучение по первоисточникам собственно римского права без наслоившихся на него в последующем иных юридических норм. Интерес к римскому праву стимулировали, прежде всего, обстоятельства сугубо практические. Как только промышленность и торговля  активизировали хозяйственную деятельность, развили дальше частную собственность, имущественный оборот, было восстановлено и вновь получило силу авторитета тщательно разработанное римское частное право.


2. Проанализируйте основные направления развития юридической мысли средневековья в Западной Европе. Какие общие черты Вы могли бы выделить?

К основным направлениям развития юридической мысли средневековья в Западной Европе относились учения Ирненрия (римское право), Генри Брэктона (обычное право), Грациана (каноническое (церковное) право). Каждое из направлений юридической мысли изучало свой самостоятельный объект, решало свои непосредственно практические задачи, имело свой конкретный социальный смысл. Вместе с тем в методологическом плане у них было немало общих черт. Эти черты шли от схоластики, определявшей стиль мышления подавляющего большинства ученых средневековья. Речь идет в первую очередь о манере доказывать истинность выдвигаемых положений ссылками на авторитеты (бога, римского права, старины и т. д.). средневековые юристы использовали в основном формально-логические приемы обработки изучавшегося ими материала. Особое пристрастие питали они к разного рода классификациям, расчленением понятий, определениям детализациям и т. д.


Позиция 11. Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации

1. Проведите анализ: какие идеи эпохи Возрождения и Реформации почерпаны из духовного наследия античности?

В процессе выработки политико-юридических ценностей и идей деятели Возрождения и Реформации постоянно обращались к духовному наследию античности, интенсивно его использовали. Сами фрагменты античной культуры, которые отбирались и переносились в современный феодальному средневековью контекст, а главное – способы, мотивы и цели их использования были существенно иными, чем в практике Возрождения и Реформации. Идеологи  Возрождения и Реформации не просто черпали требовавшиеся им представления о государстве, праве, политике, законе и т. п. из сокровищницы духовной культуры античной цивилизации. Демонстративное обращение к эпохе античности являлось у них, прежде всего, выражением неприятия, отрицания господствовавших и санкционированных католицизмом политико-юридических порядков и доктрин феодального общества. Именно эта установка определяла, в конечном счете, направление поиска в античном наследии государствоведческих идей, теоретико-правовых построений, нужных для решения новых исторических задач, которые встали перед людьми Возрождения и Реформации.


2. Что конкретно подразумевается, когда идеи Возрождения и Реформации характеризуются как раннебуржуазные?

Во-первых, «ранняя буржуазность» означает отрицание феодально-средневековых экономических порядков, политико-юридических институтов, духовных ценностей с позиций более высоко стоящего на исторической лестнице общества – с позиций буржуазного строя. Во-вторых, она предполагает совпадение по ряду пунктов жизненных интересов разнородных социальных групп, подвергавшихся в феодальную эпоху эксплуатации, угнетению, притеснениям, ограничениям. В-третьих, «ранняя буржуазность» предполагает неразвитость (либо вообще отсутствие) тех специфических экономических, политических, социальных и других отношений, которые вызревают и становятся господствующими с победой буржуазного способа производства.


Позиция 12. Политико-правовая мысль Англии в XVII в.

1. Каким образом социально-классовая направленность различных сил английского общества XVII в. влияла на содержание политико-правовых идей?

Каждая из общественных групп (городская буржуазия, джентри (среднее и мелкое дворянство), крестьянство, трудящиеся массы, старое дворянство, верхушка господствовавшей англиканской церкви), принимавших участие в революции, выставила свои политические программы и обосновала их соответствующими теоретическими выкладками. Эти программы и теоретические построения, на которые они опирались, отличались друг от друга содержанием, социально-классовой направленностью. Тем, что было в них общего, являлась религия. Идеологи обоих противоборствовавших лагерей оперировали библейскими текстами, яростно обвиняя своих врагов в отступничестве от «истинного Бога».  Религиозную  форму английская революция унаследовала от широких социальных движений средневековья.


2. Как Вы считаете, идеи какой партии Англии XVII в. оказались более жизнестойки и применимы в практике политической жизни до настоящего времени?

Более жизнестойкими оказались взгляды левеллеров на государство и право. Рассматривая систему взглядов левеллеров, мы знакомимся с идейными истоками многих последующих демократических доктрин XVII – XX вв. бесспорно, что общественно-классовая подоплека, исторические цели, конкретные формы выражения таких доктрин весьма различны.   Однако именно своим демократическим содержанием они оказываются (в той или иной мере) генетически связанными с политико-юридической мыслью левеллеров.  Заслуга левеллеров состоит,  в частности,  в раскрытии тех политико-организационных и правовых условий, при которых государство, законодательство Нового времени способны в определенной степени служить интересам общества, гарантировать права и свободы личности, выступать факторами социального прогресса.


Позиция 13. Политико-правовая мысль европейского просвещения

1. Каким образом Просвещение и создаваемая им в обществе идейно-нравственная атмосфера оказывали влияние на содержание науки о государстве и праве?

Специфику содержания просвещения более всего характеризуют два момента. Во-первых, его социальный и нравственный идеал. Во-вторых, план осуществления этого идеала. Деятели Просвещения желали утвердить на земле «царство разума» [1], в котором люди будут совершенными во всех отношениях, восторжествует гармония интересов свободного индивида и справедливого общества, гуманизм станет высшей нормой социальной жизни. Очень многие из них основные свои надежды на пришествие «царства разума» связывали с вытеснением из массового сознания обскурантистских клерикальных идей, с ликвидацией реакционных феодально-аристократических установлений нравов, традиций.

Главная ставка делалась на энергичное распространение рационального знания, преодоление темноты и невежества масс, на внедрение в общественную жизнь ценностей, базирующихся на уважении человеческого достоинства. Исключительно важная роль отводилась процессу политического, морального, эстетического воспитания индивида, привития ему потребностей в добре, истине, красоте, качеств истинного человека и гражданина.


2. Как Вы считаете, является ли якобинская политико-правовая идеология чисто частью европейского Просвещения?

Якобинская политико-правовая идеология – органическая часть, неотъемлемый компонент общественного сознания той бурной революционной эпохи, которую Франция пережила на исходе XVIII в. его напряжение, типические черты, язык закономерно преломились в этой идеологии, оставив на ней свой глубокий отпечаток, в немалой степени сформировав ее облик.


Позиция 14. Европейский либерализм XIX в.

1. Почему, по Вашему мнению, утверждавшийся в Западной Европе капиталистический строй обрел свою идеологию в либерализме?

В XIX в. он был очень  влиятельным политическим и интеллектуальным течением. Его приверженцы имелись в разных общественных группах. Но социальной базой ему служили в первую очередь предпринимательские (промышленные и торговые) круги, часть чиновничества, лица свободных профессий.

Концептуальное ядро либерализма образуют два основополагающих тезиса. Первый: личная свобода, свобода каждого индивида и частная собственность суть наивысшие ценности. Второй: реализация данных ценностей обеспечивает не только раскрытие всех творческих потенций личности, но одновременно ведет к расцвету общества в целом и его государственной организации.

2. Какие основные идеи западноевропейского либерализма первой половины XIX в. находят свое отражение в политико-правовых учениях настоящего времени?

Контроль за деятельностью властей с помощью демократических институтов; основная цель деятельности правительства – гарантия безопасности подданных; усовершенствование и упрощение судебной процедуры,  ее  доступность; «свобода» - личная безопасность, независимость, самостоятельность и право влиять на управление государством; первостепенное значение имеет надежная защита каждого человека законом; разделение властей; обеспечение демократических свобод; независимость судей и суд присяжных; цель государства – служение обществу и др.


Позиция 15. Генезис русской политической и правовой мысли в XI – первой половине XVII в.

1. Каким образом принятие и распространение христианства на Руси повлияли на становление и развитие русской  политической и  правовой мысли в XI – XIV вв.?

Принятие христианства и распространение письменности обусловили появление самых разнообразных жанров (хроники, трактаты, правовые сборники и т. д.). Активная политико-правовая жизнь (вечевые собрания в городах, принятие правового сборника - Русской Правды, взаимоотношения с другими странами) способствовала развитию  политико-правового мышления.


2. Политико-социальная действительность России XV – первой половины XVII в. и ее влияние на формирование концепции сословно-представительной монархии.

Активизация  политической полемики в XV- XVI вв. обнаружила у ее участников  высокую культуру политического мышления и книжную образованность, что, безусловно, предполагало наличие преемственности культурных традиций Древнерусского государства, ибо без усвоения наследия древнерусской письменности, восприятия византийского, славянского и европейского влияний русские полемисты не смогли бы обнаружить такой глубины, тонкости и широкой осведомленности в понимании целого ряда культурных, политических и особенно правовых проблем, а также воспользоваться значительным жанровым разнообразием форм ведения политической полемики.

Основными темпами публицистических споров эпохи образования единого суверенного государства и формирования сословно-представительной монархии как формы правления были проблемы, касающиеся происхождения русского государства, родословия его князей, формы организации верховной власти и способов ее реализации, взаимоотношений церкви и государства.


Позиция 16. Политическая полемика нестяжателей и стяжателей (иосифлян)

1. Каким образом, по Вашему мнению, политическая полемика нестяжателей и стяжателей (иосифлян) повлияла на дальнейшие судьбы русской политико-правовой мысли.

Направление политической мысли, выступившее с предложением реорганизации деятельности церкви и потребовавшее отторжения от нее земельных владений, а также категорически отрицавшее возможность вмешательства со стороны церкви в политическую деятельность государства, получило название «нестяжательство». Напротив, приверженцы сохранения существующих форм церковной организации и ее экономического статуса стали называться стяжателями, что соответствовало сущностному выражению их позиции.

Представители обоих этих направлений мысли принадлежали к внутрицерковным кругам и ставили перед собой задачу улучшения работы всей церковной организации, но по-разному представляли себе идеалы монашеского служения и статус монастыря.

2. Как вы думаете, какая из этих двух доктрин («стяжательство» и «нестяжательство») была более прогрессивной и почему?

Более прогрессивной на наш взгляд являлась доктрина нестяжания. Она во многом совпадала с положениями школы естественного права. Церковь ограничена только духовной областью и не вмешивается в дела светские. Ни монастыри, ни монахи не могут владеть частной собственностью, царскую власть нельзя ниспровергнуть и т. д. 


Позиция 17. Идеология абсолютизма в русской политико-правовой мысли

1. Как Вы считаете, какими экономическими и общественными причинами было вызвано появление политических учений о «просвещенной» абсолютной монархии.

Во второй половине XVII в. в развитии русской государственности стали преобладать абсолютистские тенденции, которые стимулировались стоящими перед ней задачами. Русская промышленность и торговля нуждались в протекционизме со стороны сильной верховной власти для своего дальнейшего перспективного роста. Данные тенденции получили свое выражение в политических учениях о «просвещенной» абсолютной монархии, способной наилучшим образом обеспечить «общее благо» всех ее подданных. Подобные доктрины тесно увязывали в единый узел экономические и политические преобразования, предлагая пути их осуществления.

  

2. Соотношение между понятиями «царь» и «тиран» у идеологов абсолютной монархии. В чем они видели разницу между ними? Каково Ваше мнение по этому поводу?

Симеон полоцкий настаивает на различии между царем и тираном. «Кто есть царь и кто тиран хощеши знати, Аристотеля книги потщись почитати. Он разньствие сие полагает. Царь подданным прибытков желает. Тиран паче прижитий хощет себе. О гражданстей ни мало печали потребе».

Абсолютный монарх должен быть просвещенным правителем, а не тираном. Тиранство Крижанич определяет как «людодерство» и со ссылками на Платона, Аристотеля  и  Цицерона дает обстоятельную критику тиранов и тиранических правлений. «Тиран – это разбойник…А на нашем языке тирана зовут людодерцем… тиранство – наихудший позор для королей».  Тираническое правление определяется как господство, при котором правитель не заботится о благе народа, преследует личные интересы, нарушает «природные» законы.


Позиция 18. Политико-правовые воззрения славянофилов и западников в России первой половины XIX в.

1. Каковы источники славянофильства в России? Чьи политико-правовые мысли явились предтечей этого идейного течения?

Тема самобытности истории России и ее политического опыта обсуждались не впервые. Она ставилась и истолковывалась разработчиками темы Москва – третий Рим, затем Аввакумом, патриархом Никоном, Ю. Крижаничем, а в начале века также Карамзиным, декабристами, представителями просвещенной бюрократии. В этом же плане воспринималась формула режима правления при Николае I, выдвинутая министром просвещения  С. С. Уваровым в виде триады «православие, самодержавие, народность». Эта официальная теория усердно насаждалась в школах, университетах, в канцеляриях, в церкви и армии.


2. В чем, по-Вашему, движущая сила и основа идейного течения западников? Кому – западникам или славянофилам – Вы отдали бы предпочтение и почему?

Основу и движущую силу исторического процесса образует борьба личности за свободу и «постепенное изменение» общественных форм – от родовых отношений к семейным, которые, в свою очередь, уступили высшей форме общественных отношений – государству. Россия шла тем же историческим путем, что и Западная Европа, но отстала от нее и потому должна прибегать к заимствованиям достижений цивилизации. В этом смысле реформы  Петра I двинули Россию по пути европейского развития в сторону свободы и управления с помощью «современных актов и законов».

Свое предпочтение я отдаю идеям западников, так как для славянофильства характерны известная инертность и идейный догматизм.


Позиция 19. Политико-правовая мысль в США в XVII – XVIII вв.

1.     Назовите источники политико-правовой мысли в США.

Одним из источников стал идейный и политико-организационный конфликт между англиканской церковью и протестантскими общинами, который был завезен из метрополии наиболее радикальными представителями последних. Протестанты- пуритане обвиняли англиканскую церковь в том, что она все еще не избавилась от многих пороков римско-католической церкви.


          2. Какие политические проблемы, волновавшие американских конституционалистов конца XVIII в. до сих пор находятся в центре дискуссий  и обсуждений, как в самой Америке, так и  за ее пределами?

Толкование  идей естественно-правовой теории, принцип народного суверенитета, право народа на политическое самоопределение и независимое существование, уточнение и перетолкование принципа разделения властей, идеи системы сдержек и противовесов и др.


ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ К МОДУЛЮ 2

Абсолютизм – (абсолютная монархия), форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. При абсолютизме феодальное государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция, деятельность органов сословного представительства, как правило, прекращается.

Богомильство – еретическое антифеодальное движение на Балканах в 10 – 14 вв. Религиозно-философское учение богомилов близко к павликианам и оказало влияние на катаров, альбигойцев.

Возрождение – период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы, переходный от средневековой культуры к культуре нового времени.

Движение патариев – народное движение во второй половине 11 века в Милане и ряде других северо-итальянских городов против духовенства и городской знати; приняло  форму религиозной борьбы.

Диггеры – крайне левое крыло революционной демократии в Английской буржуазной революции 17 в. выражали интересы городской и деревенской бедноты.

Ересь – в христианстве течение, отклоняющееся от официальной церковной доктрины в области догматики и культа. Наибольшего развития достигло в средние века.

Западничество – направление русской общественной мысли середины 19 века; представители выступали за развитие России по западно-европейскому пути, противостояли славянофилам. Критиковали теорию официальной народности, крепостничество и самодержавие, выдвигали проекты освобождения  крестьян с землей.

Иконоборчество – социально-политическое и религиозное движение в Византии в 8 – 1-й половине 9 вв., направленное против культа икон.

Индепенденты – приверженцы церковно-религиозного течения в протестантизме в Англии и ряде других стран.

Каноническое право – совокупность решений церковных соборов и постановлений римских пап. Нормы Канонического права регулировали вопросы внутрицерковной организации, некоторые семейно-брачные и имущественные отношения.

Левеллеры – радикальная политическая партия в период Английской буржуазной революции 17 в.; объединяла главным образом мелкобуржуазные городские слои.

Легисты – приверженцы законности.

Манихейство – религиозное учение, основанное в 3 в. Мани, который по преданию, проповедовал в Персии, Средней Азии, Индии. В основе Манихейства – дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципов бытия.

Симония – в средние века в Западной Европе продажа и покупка церковных должностей или духовного сана. Продажа практиковалась папством,  королями, крупными феодалами.

Славянофильство – направление русской общественной мысли середины 19 в., приверженцы выступали за принципиально отличный от западноевропейского путь развития России на основе ее мнимой самобытности, противостояли западникам.

Стяжательство – направление политической мысли, выступившее с предложением реорганизации деятельности церкви. Приверженцы сохранения существующих форм церковной организации и ее экономического статуса стали называться стяжателями, что соответствовало сущностному выражению их позиции.

Теология -  совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога. Предполагает концепцию  личного абсолютного бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении.

Якобинцы – в период Великой французской революции члены Якобинского клуба, оставшиеся в его составе после изгнания из него в 1792 жирондистов. Выражали интересы революционно-демократической буржуазии, выступавшей в союзе  с крестьянством и плебейством.


Позиция 20. Европейская политико-правовая мысль второй половины XIX в.

1. Назовите основные наиболее характерные черты Европейской политико-правовой мысли второй половины XIX в.

Вторая половина XIX в. в Европе отличается рядом характерных черт. Во многих странах континента достаточно прочно утверждаются буржуазные порядки. Дальнейшее развитие получает капиталистическая рыночная экономика со своей сложной инфраструктурой. Внедряются в жизнь институты, обеспечивающие  включение в политический процесс все более широких слоев населения. Происходит постепенная демократизация этого процесса. Крепнет движение за расширение  политических и социальных прав личности, за установление всеобщего избирательного права, и но добивается определенных успехов. Все отчетливей главная линия идеологического противостояния начинает проходить не между адептами старого, феодально-монархического режима и сторонниками буржуазного строя. Теперь она разделяет лагерь приверженцев данного строя и сторонников социалистических преобразований.


2. Какие политико-правовые теории XIX в. оказали, по Вашему мнению, наиболее сильное влияние на развитие общественно-политической жизни в XX в.?

Влиятельным интеллектуальным движением на протяжении всего XIX века был позитивизм.  Его родоначальники и их последователи старались отбросить «метафизические» конструкции и заняться изучением лишь сугубо эмпирического материала. Они полагали, что только посредством «беспредпосылочного» оперирования одними лишь «чистыми» фактами можно построить подлинную общественную науку, в том числе – учение о государстве и политике, юриспруденцию. 


Позиция 21. Политико-правовые учения марксизма

1. В  чем, по Вашему, основная специфика марксистского  подхода к изучению государства и права?

Специфика марксистского подхода к изучению государства и права – анализ явлений политической и правовой жизни в первую очередь как органических  составных частей (моментов) классовой общественно-исторической формации, отказ от усмотрения в политико-юридических институтах феноменов религиозного, психологического, этнического и тому подобного порядка. Упомянутый подход зиждется на идее зависимости государства и права, прежде всего, и главным образом от уровня общественного разделения труда, классовой структуры и соотношения классовых сил в обществе.


2. Как Вы считаете, имеет ли перспективу дальнейшего развития учение марксизма в XXI в.? Обоснуйте свой ответ.

История – самый беспристрастный и мудрый Учитель  - очень строго проэкзаменовала марксистское учение  государстве и праве на предмет его соответствия реальностям эпохи. По итогам этого нелицеприятного экзамена сегодня происходит существенная переоценка ценности и актуальности данного учения. Но как бы ни видоизменялись подходы  к тем или иным взглядам Маркса и Энгельса на политику, государство и право, как бы ни варьировались их оценки одно остается несомненным: эти взгляды навсегда вошли в историю всемирной политико-правовой мысли, составляют ее солидный пласт. Без всестороннего постижения марксизма невозможно представить истинной картины политической и духовной жизни мира XIX и XX вв.


Позиция 22. Политико-правовые учения в России во второй половине XIX в.

1. Какие причины вызвали бурный подъем, и развитие политико-правовой мысли в России второй половины XIX в.?

Общественный подъем и воодушевление, связанные с крестьянской реформой 1861 г. и последующими реформами в области суда, образования, местного управления и самоуправления, придали новый стимул идейно-политическим течениям и философско-правовым построениям. Произошло дальнейшее идейное размежевание между консерваторами, либералами и радикалами, возникли ранее неизвестные разновидности политических программ и единений, в том числе нелегальных.


2. Проанализируйте, в основе каких политико-правовых воззрений современности лежат основные политические учения второй половины XIX в.

Аналитической юриспруденции, прагматического позитивизма, политико-правовых идей солидаризма и институционализма, социологической юриспруденции, возрожденного естественного права и др. [2]


Позиция 23. Либерализм в России во второй половине XIX – начале XX в.

1. В чем Вы видите основные черты различных течений либерализма в России?

Либеральная мысль была направлена на поддержку и обоснование дальнейших реформ, на признание за индивидом права на достойное существование. Одной из центральных тем либеральной правовой публицистики стало воспитание уважения к праву [3]. Суть либерализма состоит в представлении о человеке как о существе свободном, которое в таком качестве вступает в общество.


2. Какие виды либерализма выделял один из важнейших российских либералов Б. Н. Чичерин, какой вид считал основным и почему?

И в обыденной жизни, и в общественном мнении либерализм, по Чичерину, предстает в нескольких главных направлениях. Низшую ступень занимает либерализм уличный. Уличный либерализм подвержен своеволию, он больше всего любит шум, ему хочется волнения для волнения. У него отсутствует терпимость, уважение к чужому мнению и к человеческой личности.

Другой вид либерализма Чичерин именует либерализмом оппозиционным. Однако в этой категории весьма пестрая смесь типов.

Если либеральное направление желает получить действительное влияние на общественные дела, оно должно искать иных начал, положительных; оно должно приноравливаться к жизни и искать уроков из истории; оно должно действовать с пониманием природы и необходимых условий осуществления власти и не становиться к ней в систематическое враждебное отношение, оправдывая себя избранием беспристрастной и независимой позиции. Такой либерализм Чичерин называет либерализмом охранительным.


Позиция 24. Политическая  идеология большевизма

1. Какие подходы к вопросу перехода государственной власти из рук одного класса в руки другого выделялись в политических взглядах большевиков, и какой вариант был выбран?

 Анализируя проблему  «государство и революция», Ленин писал: «Переход государственной власти из рук одного в руки другого класса есть первый, главный, основной признак  революции как в строго научном, так и в практически-политическом значении этого понятия» [4].   Применительно  к социалистической революции, прежде всего, встает вопрос о том, как пролетариат должен отнестись к буржуазному государству -  олицетворению власти старых господствующих классов. Тут имеются, абстрактно рассуждая, две возможности. Ленин  видит их. Одна – пролетариат овладевает уже готовой государственной машиной и затем пускает  ее в ход для решения своих собственных задач. И вторая – пролетариат ниспровергает, разрушает буржуазную государственность и на ее месте создает свой, принципиально новый тип государства. Вслед за К. Марксом Ленин без малейших колебаний выбирает вторую возможность: «…все прежние революции усовершенствовали государственную машину, а ее надо разбить, сломать. Этот вывод есть главное, основное в учении марксизма о государстве» [5].

         

2. Как Вы понимаете выражение «Диктатура одной партии». В чем это выражается?

Роль коммунистической партии в общем механизме пролетарской государственной власти Ленин определяет так: «Диктатуру  осуществляет организованный в Советы пролетариат, которым руководит коммунистическая партия большевиков». В свою очередь, самой партией руководит Центральный Комитет. Внутри него образуются еще более узкие коллегии (политбюро, Оргбюро). Они-то, эти «олигархи», верховодят в Центральном Комитете. А вот и главное: «Ни один важный политический или организационный вопрос не решается ни одним государственным учреждением в нашей республике без руководящих указаний Цека партии».  На упреки в том, что он и его партийные товарищи установили диктатуру одной (большевистской) партии, Ленин отвечал: «Да, диктатура одной партии. Мы на ней стоим и с этой почвы сойти не можем».


Позиция 25. Правопонимание советского времени

1. Каким образом марксистско-ленинский подход к праву повлиял на развитие различных направлений и концепций правопонимания?

История правовой и политической мысли советского периода – это история борьбы против государственности и права в их некоммунистическом смысле и значении, против «юридического мировоззрения» как сугубо буржуазного мировоззрения, история замены правовой идеологии идеологией пролетарской, коммунистической, марксистско-ленинской, история интерпретации учреждений и установлений тоталитарной диктатуры как «принципиально нового» государства и права, необходимых для движения к коммунизму и вместе с тем «отмирающих» по мере такого продвижения к обещанному будущему. После революции в процессе многочисленных дискуссий о судьбах права в новых социально-исторических и политических условиях постепенно в общем русле марксистского подхода к праву стали складываться различные направления и концепции понимания и трактовки права.

2. Как, по Вашему мнению, правопонимание советского времени оказывает влияние на законотворчество сегодняшнего дня?

С середины 50-х годов возникшие новые подходы к праву оказывают наиболее заметное влияние на законотворчество сегодняшних дней.  В противовес «узконормативному» определению права было предложено понимание права как единства правовой нормы и правоотношения или как единства правовой нормы, правоотношения и правосознания.


Позиция 26. Политические и правовые идеи XX в.

1. Какова связь современных теорий элит с политико-правовыми доктринами прошлого?

Итальянские мыслители Г. Моски и В. Парето исходили из весьма близкой идеи о наличии в сфере управления деятельности каждого общества двух значительно  обособленных групп – правящих и управляемых. Самое большое новшество, предложенное ими при обсуждении этого вопроса, состояло в утверждении, что в обществе всегда правит  «ничтожное меньшинство» в виде «политического класса» (Г. Моски) или «правящей элиты» (В. Парето).


2. Выскажите мнение, какая из политических и правовых идей XX в. окажется наиболее жизнеспособной в ближайшее десятилетие. Почему Вы так думаете?

Это социологическая юриспруденция. Данное течение оформилось в самостоятельную дисциплину в связи с потребностью в целенаправленном изучении и использовании права в качестве инструмента регулирования и социального контроля. Это качество права обнаруживает себя на самых первых  стадиях правотворчества, а также на всех других стадиях правофиксирующей и правоприменяющей деятельности.


ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ К МОДУЛЮ 3.

Анархизм – мелкобуржуазное  общественно-политическое течение, которое выступает за немедленное уничтожение всякой государственной власти и создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей, отвергает политическую борьбу рабочего класса, диктатуру пролетариата.

Большевизм – течение политической мысли и политическая партия, оформившиеся в 1903 году в результате борьбы русских революционных марксистов, возглавляемых Лениным В. И., за создание подлинно революционной партии.

Демократический централизм – принцип организационного строения коммунистических  и рабочих  партий. Означает выборность руководящих органов снизу доверху, их периодическая отчетность перед своими партийными организациями и вышестоящими органами, подчинение меньшинства большинству, обязательность решений высших органов для низших.

Диктатура пролетариата – власть рабочего класса, устанавливаемая в результате социалистической революции и имеющая целью построение социализма и переход общества к строительству коммунизма.

Институционализм – направление буржуазного государствоведения 20 в., рассматривающее политическую организацию общества как комплекс различных объединений граждан – «институций».

 Интегративная юриспруденция – продолжающаяся идейная конфронтация и новые размежевания между позитивистским юридическим анализом и естественно-правовым анализом сопровождается сегодня, как и в прошлые исторические эпохи, некоторыми взаимными уступками и нередкими попытками в той или иной форме сблизить несходные методологические позиции и установки. Подобные попытки были предприняты и в рамках синтезирующего (интегративного) правоведения (Виноградов, Ященко, Холл).

Консерватизм – приверженность к старому, отжившему и вражда к новому, передовому.

 Либерализм – буржуазное идеологическое и общественно-политическое течение, объединяющее сторонников парламентского строя, буржуазных свобод и свободы капиталистического предпринимательства.

Марксизм – научная система философских, экономических и социально-политических взглядов, составляющих мировоззрение рабочего класса, наука о познании  и революционном преобразовании мира, о законах развития общества, природы и человеческого мышления, о законах революционной борьбы рабочего класса, трудящихся за свержение капитализма, построения социалистического и коммунистического общества.

Меньшевизм – главное оппортунистическое реформистское мелкобуржуазное течение в российской социал-демократии, разновидность международного оппортунизма.

Национал-социализм – буржуазная и мелкобуржуазная идеология и политика, а также психология в национальном вопросе, противоположен пролетарскому интернационализму.

Нормативизм – в буржуазной правовой науке 20 в. позитивистское  направление.

Олигархия – режим, при котором политическая власть принадлежит узкой группе лиц (богатых, военных и др.).

Прагматический позитивизм – разновидность современного юридического позитивизма (американская и скандинавская школы «реального права»).

Солидаризм – концепция социальной нормы (входит в корпус объективного права), которая основывается «на факте взаимной зависимости», соединяющей все человечество вообще и членов любой социальной группы; присуща децентрализация.

Социологическая юриспруденция – течение, позднее оформившееся в самостоятельную дисциплину в связи с потребностью в целенаправленном изучении и использовании права в качестве инструмента регулирования и социального контроля (Р. Паунд, В. Фридмэн).

Тоталитаризм – одна из форм авторитарного буржуазного государства, характеризующаяся его полным контролем над всеми сферами жизни общества.














Список литературы

1.                           Актуальные проблемы современной зарубежной политической науки. М., 1990.

2.                           Государственный строй и политико-правовые идеи России второй половины XIX  столетия: Межвуз. Сб. науч. тр. Воронеж, 1987.

3.                           Зарубежная политическая наука: история и современность. М., 1990.

4.                           История  политических и правовых учений: Учеб. / Под ред. О. Э. Лейста. М., 1997.

5.                           История  политических и правовых учений: Учеб. / Под ред. В. С. Нерсесянца. М., 1995.

6.                           Исаев И. А., Золотухина Н. М. История политических и правовых учений России XI – XX вв. М., 1995.

7.                           Русская политическая мысль второй половины XIX в.: Сб.  обзор. М., 1989.

8.                           Типология современного либерализма: Науч.  аналит.  Обзоров. М., 1988.

 














[1] Зарубежная политическая наука: история и современность. М., 1990. С. 143.


[2] Актуальные проблемы современной зарубежной политической науки. М., 1990. С. 167.


[3] Государственный строй и политико-правовые идеи России второй половины XIX  столетия: Межвуз. Сб. науч. тр. Воронеж, 1987. С. 285.


[4] История  политических и правовых учений: Учеб. / Под ред. В. С. Нерсесянца. М., 1995. С. 623.


[5] Там же. С. 624.