Содержание
1. Теоретическая часть. 3
Управление проектами в условиях рынка. 3
Введение. 3
1.1. Понятие и виды предпринимательских проектов. 4
1.2. Жизненный цикл проекта. 7
1.3. Источники инвестиций в предпринимательскую деятельность. 10
Заключение. 15
2. Практическая часть. 16
Задача. 16
Список литературы.. 18
1. Теоретическая часть
Управление проектами в условиях рынка
Введение
Любой инвестиционный проект предполагает удачное использование сложившейся или ожидающейся в перспективе рыночной конъюнктуры и, как правило, "выводит из игры" конкурентов (например, потому что на одном и том же месте в одно и то же время нельзя построить два предприятия по одному и тому же проекту; если же строить предприятия в разных местах и/или в разное время, то это будут два разных проекта, а не повторение одного и того же — эффективность этих проектов будет разной). Уникальность проектов обусловливает необходимость индивидуального подхода к оценке эффективности каждого из них. В любом проекте может быть своя "изюминка", обеспечивающая эффективность проекта и требующая индивидуального подхода. В то же время принципы, на базе которых должна быть учтена эта "изюминка" при оценке эффективности проекта, достаточно общие.
Процесс управления проектом является весьма сложным и поэтому его исследование сегодня является весьма актуальным.
Целью данной работы выступает исследование процесса управления проектами в условиях рынка в России.
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
1) рассмотреть понятие и виды предпринимательских проектов
2) рассмотреть жизненный цикл проекта
3) рассмотреть источники инвестиций в предпринимательскую деятельность.
1.1. Понятие и виды предпринимательских проектов
Проект — планируемый и осуществляемый комплекс мероприятий по вложению капитала в различные отрасли и сферы экономики с целью его увеличения. Реализация проекта, связанного с созданием нового или реконструкцией, техническим перевооружением (переоснащением) действующего предприятия или производства, требует осуществления ряда мер по приобретению, аренде, отводу и подготовке земельного участка под застройку, проведению инженерных изысканий, разработке проектной документации на строительство или реконструкцию предприятия, производства, выполнению строительных и монтажных работ, приобретению технологического оборудования, проведению пуско-наладочных работ, обеспечению создаваемого (переоснащаемого или перепрофилируемого) предприятия (производства) необходимыми кадрами, сырьем, комплектующими изделиями, организации сбыта намеченной к производству продукции [1,с. 42].
Строители часто определяют проект как графическую модель будущего объекта или комплекса объектов. На самом деле роль проекта значительно шире. Кроме самого объекта проект моделирует производственный процесс по его созданию, состав затрат и многое другое. Таким образом, проект является важным инструментом управления, а проектирование существенным этапом инвестиционного цикла. Проект интересует и исполнителя (как рабочий документ) и заказчика (как основание для приёмки и оплаты работ), поэтому проект должен содержать элементы, удовлетворяющие и ту и другую стороны.
Готовый проект, как правило, состоит из двух частей [3, с. 120]:
а) технического проекта, определяющего качественно основные решения и позволяющего заказчику оценить соответствие будущего проекта своим экономическим, производственным и т.д. требованиям, а подрядчику явиться основой для углублённой разработки;
б) рабочей документации, содержащей детальные технические решения, разработанные в соответствии с государственными стандартами СПДС (системы проектной документации для строительства).
Важным разделом проекта являются его технико-экономические показатели (ТЭП), состоящие из трёх основных разделов:
а) исходные показатели проекта, в которых приводится задание заказчика и соответствующие характеристики проекта. Эти данные позволяют судить о том, насколько проект отвечает пожеланиям инвестора (заказчика);
б) основные показатели. Эта группа сведений содержит основные экономические характеристики проекта:
· сметная стоимость, в т.ч. по разделам затрат и в расчёте на единицу измерения проекта;
· текущие затраты (себестоимость продукции), в т.ч. на единицу продукции;
· трудоёмкость осуществления проекта;
· продолжительность осуществления проекта.
Эта группа данных позволяет заказчику соразмерить свои возможности с затратами на осуществление проекта;
в) дополнительные ТЭП предназначены для контроля соответствия проекта строительным нормам - нормам СНиП, правилам застройки, нормам технологического проектирования и т.д.
Способов классификации проектов много. Но далеко не все из них удобны с точки зрения управления предприятием.
Для удобства анализа и синтеза проектов, а также систем управления ими множество разнообразных проектов классифицируется по разным основаниям [1,с. 125].
1) Класс. По составу и структуре проектов и его предметной области проекты разделяются на монопроекты, мультипроекты, мегапроекты.
2) Тип. По основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект, выделяют технические, организационные, экономические, социальные и смешанные проекты.
3) Вид. По характеру предметной области проекты подразделяются на: инвестиционные, научно-исследовательские, учебно-образовательные, смешанные.
4) Масштаб. По размерам самого проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир проекты делят на: мелкие, средние, крупные и очень крупные проекты.
5) Длительность. По продолжительности периода осуществления проекты подразделяются на: краткосрочные, среднесрочные и длительные проекты.
6) Сложность. По степени сложности: простые, сложные и очень сложные.
В реальной практике управления проекты полезно делить на операционные и инвестиционные проекты, а инвестиционные в свою очередь на инновационные и венчурные. Такая классификация позволяет точнее определить финансовый результат бизнеса, определить вклад в него проектов каждого типа, позиционировать ответственность и окружение проектов и, как следствие, построить более эффективную систему управления проектами.
В соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности деятельность любого предприятия делится на три вида: операционная деятельность, инвестиционная деятельность и финансовая деятельность
Как известно, проектно-ориентированное управление – это выполнение операционной деятельности в форме проектов. Такие проекты будем называть операционными. Типичными представителями таких предприятий являются строительные, проектные, научно-исследовательские организации, организации с мелкосерийным производством. В последнее время даже предприятия с массовым производством переходят на позаказное производство, управляя выполнением заказа как проектом.
Если предприятие "живое", то оно изменяется, и следовательно, ведет инвестиционную деятельность. Лучшей формой ее выполнения признана форма проектов.
Как правило, к инвестиционным относят не только проекты по созданию новых активов в виде оборудования, зданий и т.п., но и, что более актуально, на мой взгляд, проекты по созданию нематериальных активов, включающие совершенствование процессов управления, внедрение ИТ, создание брэндов, маркетинговые проекты по освоению сегмента рынка или вывода на рынок нового продукта, и т.д.
Инвестиционные проекты, в свою очередь, можно разделить на те, что направлены на воспроизводство и развитие текущих направлений деятельности, приносящих операционный доход, и проекты по созданию новых направлений, которые будут приносить инвестиционный доход. Инвестиционные проекты первого типа будем называть инновационными, проекты второго типа - венчурными. Основные различия между проектами, которые необходимо учитывать в построении эффективной системы управления, сведены в таблице 1 [2, с. 258].
Таблица 1
Различия между проектами разного типа
Тип проекта |
Источник финансирования |
Инициатор проекта |
Оценка результата |
Операционный |
Выручка |
Заказчик |
Рентабельность проекта |
Инвестиционный |
|
||
Инновационный |
Амортизация и прибыль |
Руководство |
Улучшение или стабилизация показателей бизнеса, на развитие которого направлен проект |
Венчурный |
Прибыль и инвестиции |
Собственник |
Отдача на вложенный капитал |
1.2. Жизненный цикл проекта
Структуру жизненного цикла проекта удобно рассматривать на координатной плоскости. При этом по горизонтальной оси отложено время, а по вертикальной - основные деятельности, которые обычно выполняются в ходе любого проекта, претендующего на статус успешного. Время отражает динамический аспект жизненного цикла проекта, выраженный в терминах циклов, фаз, итераций и контрольных точек, которые разделяют две отдельные фазы. Вертикальная ось отражает статический аспект проекта. Он описывается в терминах процессов, артефактов (единица информации, создаваемая или модифицируемая в ходе любого процесса) и ролей (ответственность за адекватное выполнение той или иной деятельности в процессе).
Выделяют следующие основные фазы жизненного цикла проекта [3,с . 111]:
1. моделирование бизнес-процессов;
2. управление требованиями;
3. анализ и проектирование;
4. реализация;
5. тестирование;
6. развертывание;
7. конфигурационное управление и управление изменениями;
8. управление проектом;
9. управление средой.
Моделирование бизнес-процессов применяется с тем, чтобы разобраться в структуре исследуемой предметной области, обеспечить единство понимания основных автоматизируемых процессов среди всех участников проекта и определить высокоуровневые требования, которые должны быть реализованы в ходе проекта.
Управление требованиями позволяет прийти к соглашению с заказчиками и конечными пользователями, определить, что должна уметь делать создаваемая система, предоставить более четкие инструкции участникам проекта о возможностях системы, создать базу для успешного планирования работ в проекте и оценки его статуса в любой момент жизненного цикла.
Анализ и проектирование служат для последовательного преобразования выявленных требований к системе в спецификации особого вида, которые описывают, как следует конкретно реализовать конечный продукт. Следует при этом делать различия между анализом и проектированием. Основное из них состоит в том, что спецификации анализа не зависят от конкретной платформы и технологии. А спецификации проектирования являются точным представлением проектируемой системы, часто позволяя автоматизировать процесс генерации на их основе программного кода.
Реализация необходима для выявления порядка организации программного кода в терминах отдельных подсистем, преобразования исходного кода в выполняемые компоненты, тестирования созданных компонентов и интеграции отдельных компонентов в подсистемы и системы.
Тестирование позволяет определять и контролировать качество создаваемых продуктов, следить за тем, насколько качественно осуществлена интеграция компонентов и подсистем, все ли требования к системе реализованы и все ли выявленные ошибки устранены до того, как система будет развернута на оборудовании конечного пользователя.
Развертывание является процессом, в ходе которого осуществляется доставка разрабатываемого продукта к конечному пользователю.
Конфигурационное управление и управление изменениями позволяет организовать эффективную работу с артефактами проекта, контролировать и управлять доступом к ним, вести историю изменений, обеспечить эффективное взаимодействие участников проекта, как в простых командах, так и в распределенных, находящихся на большом удалении друг от друга.
Управление проектом включает в себя непосредственное формирование условий для эффективного хода всего проекта, определение руководств и руководящих принципов для планирования, формирования команды и мониторинга проекта, выявление и управление рисками, организацию работы участников проекта, формирование бюджета, планирование фаз и итераций.
Управление средой позволяет осуществить поддержку всех участников проекта. В эту поддержку входят выбор инструментария и его приобретение, настройка и установка, конфигурирование процесса, доработка и адаптация методологии, используемой для ведения проекта, обучение и т. д.
1.3. Источники инвестиций в предпринимательскую деятельность
С точки зрения принадлежности все финансовые ресурсы можно условно разделить на несколько групп, что наглядно отражает рисунок 1.
Рис.1. Источники инвестиций в предпринимательскую деятельность
Все источники инвестиций подразделяются на собственные (внутренние) и внешние.
К собственным источникам инвестиций относятся [5, с. 147]:
1. собственные финансовые средства, формирующиеся в результате начисления амортизации на действующий основной капитал, отчислений от прибыли на нужды инвестирования, сумм, выплаченных страховыми компаниями и учреждениями в виде возмещения ущерба от стихийных и других бедствий, и т. п.;
2. иные виды активов (основные фонды, земельные участки, промышленная собственность в виде патентов, программных продуктов, торговых марок и т. п.);
3. привлеченные средства в результате выпуска предприятием и продажи акций;
4. средства, выделяемые вышестоящими холдинговыми и акционерными компаниями, промышленно-финансовыми группами на безвозвратной основе;
5. благотворительные и другие аналогичные взносы.
К внешним источникам инвестиций относятся [2, с. 133]:
1. ассигнования из федерального, региональных и местных бюджетов, различных фондов поддержки предпринимательства, предоставляемые на безвозмездной основе;
2. иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или иного материального и нематериального участия в уставном капитале совместных предприятий, а также в форме прямых вложений (в денежной форме) международных организаций и финансовых институтов, государств, предприятий и организаций различных форм собственности и частных лиц;
3. различные формы заемных средств, в том числе кредиты, предоставляемые государством и фондами поддержки предпринимательства на возвратной основе (в том числе на льготных условиях), кредиты банков и других институциональных инвесторов (инвестиционных фондов и компаний, страховых обществ, пенсионных фондов), других предприятий, векселя и другие средства.
Лизинг — форма кредитно-финансовых отношений, состоящая в долгосрочной аренде промышленными, транспортными и другими предприятиями машин и оборудования либо у предприятий, производящих их, либо у специально создаваемых лизинговых компании. В лизинговой сделке помимо указанных сторон участвуют также страховые компании, коммерческие или инвестиционные банки, способные мобилизовать необходимые для этого денежные средства в финансирование операций.
Уставной капитал представляет собой первоначальные взносы учредителей.
Амортизационные отчисления в организации образуются в результате переноса стоимости основных средств на себестоимость товаров и представляют собой денежную форму перенесенной стоимости функционирующих основных фондов.
Следующим собственным источником финансирования предпринимательского проекта выступает прибыль. Доход- это увеличение активов или уменьшение обязательств хозяйствующего субъекта, которые вызваны хозяйственной деятельностью и которые приводят к увеличению собственных финансовых ресурсов. К доходам относят выручку от реализации продукции, работ или оказания услуг [4,c.42].
Предприятие также формирует фонд накопления, который по сути дела является фондом денежных средств, вкладываемых организацией в финансирование проекта. Размеры ежегодных отчислений от чистой прибыли устанавливаются руководством самостоятельно.
Другим источником проектов организации выступают заемные средства. Заемные финансовые ресурсы хозяйствующего субъекта формируются за счет кредитов банков, ссуд и займов, приобретения финансового лизинга, инвестиционного налогового кредита и кредиторской задолженности, постоянно находящейся в обороте, а также прочих источников
Рассмотрим основные виды заемных средств, используемых в качестве инвестиционного обеспечения проекта.
Главным заемным источником финансирования мероприятий в организации выступают займы. Заем- это передача одной стороной (заимодавцем) в собственность другой стороне (заемщику) денег, при этом заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег.
Можно использовать займы у других организаций , подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты.
Другим видом заемных средств выступают прямые инвестиции. Прямые инвестиции- вложения в уставной капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении данным хозяйствующим субъектом [4,c.145]. Это дает возможность предприятию пополнить собственные оборотные фонды и направить часть полученных средств на реализации разработанных в рамках стратегии предотвращения банкротства мероприятий. Размещение капитала со стороны инвестора в проект преследует цель не только возврат вложенных сумм, но и извлечение некоторой дополнительной прибыли. Поэтому мероприятия, подлежащие инвестированию, должны быть тщательно обоснованы через финансово- экономическую оценку их эффективности. В случае если эффект от внедрения мероприятий окажется больше затрат на их осуществление, то инвестору будет вполне выгодно инвестировать свой капитал. С этой целью определяется будущая стоимость инвестируемых денег. Определение будущей стоимости денег связано с процессом наращивания этой стоимости, который представляет собой поэтапное увеличение суммы вклада путем присоединения к первоначальному его размеру суммы процентов (процентных платежей). Эта сумма рассчитывается по процентной ставке, которая является только инструментом наращивания стоимости денежных средств, но и измерителем степени доходности инвестиционных операций.
Среди привлекаемых источников финансирования проектов необходимо отметить такой источник как дополнительная эмиссия акций для акционерных обществ.
Акция – это ценная бумага, свидетельствующая о внесении средств на развитие акционерного общества и дающая право ее владельцу на получение прибыли в виде дивидендов. Таким образом, при эмиссии акций организация пополняет свои оборотные средства путем привлечения средств со стороны учредителей. Полученные дополнительные средства через эмиссию акций организация в состоянии направить на финансирование проектов. Акции имеют номинальную и рыночную стоимость. Цена, указанная на акции, - номинальная стоимость акции. Цена, по которой акция покупается, - это рыночная стоимость акции.
В качестве привлеченных источников могут быть также использованы облигации. Облигация подтверждает обязательство хозяйствующего субъекта возместить владельцу их номинальную стоимость в предусмотренный срок и с ежегодной выплатой фиксируемого процента. В случае приобретения вкладчиками облигаций по курсу, отличному от номинального , определяется рендит как частное от деления номинального процента на эмиссионный курс. Выпуск организацией облигаций позволит ей привлечь дополнительные финансовые средства и направить их на реализацию мероприятий по финансовому укреплению.
Заключение
В ходе выполнения работы была достигнута ее основная цель и решены все задачи, поставленные во введении. В заключении сделаем несколько основных выводов.
Проект — планируемый и осуществляемый комплекс мероприятий по вложению капитала в различные отрасли и сферы экономики с целью его увеличения. Реализация проекта, связанного с созданием нового или реконструкцией, техническим перевооружением (переоснащением) действующего предприятия или производства, требует осуществления ряда мер по приобретению, аренде, отводу и подготовке земельного участка под застройку, проведению инженерных изысканий, разработке проектной документации на строительство или реконструкцию предприятия, производства, выполнению строительных и монтажных работ, приобретению технологического оборудования, проведению пуско-наладочных работ, обеспечению создаваемого (переоснащаемого или перепрофилируемого) предприятия (производства) необходимыми кадрами, сырьем, комплектующими изделиями, организации сбыта намеченной к производству продукции.
Выделяют следующие основные фазы жизненного цикла проекта:
10. моделирование бизнес-процессов;
11. управление требованиями;
12. анализ и проектирование;
13. реализация;
14. тестирование;
15. развертывание;
16. конфигурационное управление и управление изменениями;
17. управление проектом;
18. управление средой.
Все источники инвестиций подразделяются на собственные (внутренние) и внешние.
2. Практическая часть
Задача
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
Определить чистую, текущую стоимость и индекс доходности инвестиционного проекта. Сделать вывод о его целесообразности по исходным данным таблицы 2.
РЕШЕНИЕ
Таблица 2
Показатели инвестиционного проекта
Показатели |
Год |
||
1 |
2 |
3 |
|
Чистая прибыль, тыс. руб. |
250 |
300 |
450 |
Амортизация, тыс. руб. |
150 |
150 |
150 |
Капитальные затраты, тыс. руб. |
1000 |
0 |
0 |
Норма дисконта, доли ед. |
0,2 |
0,15 |
0,1 |
1) Индекс доходности представляет собой отношение суммы приведенных эффектов к величине капиталовложений:
, (1)
Rt – результаты, достигнутые в t – ом году
Зt – затраты, осуществляемые в t – м году, тыс. руб.
Kt – капитальные вложения в t – м году, тыс. руб.
Et – норма дисконта, %
2) Чистый дисконтированный доход равен:
, (2)
t – продолжительность расчетного периода
В таблице 3 представлен расчет показателей
Таблица 3
Расчет показателей чистой текущей стоимости и индекса доходности
|
Rt |
Зt |
Kt |
Е |
(Rt-Зt-Kt)/(1-Е)t |
1 год |
250 |
150 |
1000 |
0,2 |
-1125 |
2 год |
300 |
150 |
0 |
0,15 |
207,61 |
3 год |
450 |
150 |
0 |
0,1 |
411,52 |
ИТОГО |
|
|
|
|
-505,87 |
ИД = -505,87/ 1000 = - 0,5
ЧДД = -505,87 ( тыс. руб.)
Если решение принимать на основании ИД, то проект можно считать неэффективным, так как ИД < 1, если решение принимать на основании ЧДД, то проект можно считать неэффективным, так как ЧДД<0.
То есть в целом проект можно считать нецелесообразным.
Список литературы
1. Быльцов С.И. Настольная книга российского инвестора. – М.: Юнити- ДАНА, 2000 . – 567 с.
2. Вайнштейн С.Ю. Инвестиционная направленность финансовой политики // Инвестиции в России. – 1996 .- № 1- 2
3. Мазур И.И., Шапиро В.Д. и др. Управление проектами/Справочное руководство. – М.: Высшая школа, 2001 – 875 с.: ил.
4. Проблемы восстановления инвестиционного процесса// Деловой мир. – 1995. - № 35
5. Савчук В.П. Анализ и разработка инвестиционных проектов. – М.: Инфра- М, 1999. – 456 с.
6. Управление проектами: Основы профессиональных знаний. Национальные требования к компетенции специалистов. М.: "Консалтинговое агентство "КУБС Групп – Кооперация, Бизнес-Сервис", 2001-265 с.