Содержание

Задание 1. Налоговая система Российской Федерации.. 2

Задание 2. 12

Задание 3. 14

Список литературы... 16

 























Задание 1. Налоговая система Российской Федерации

Налоговая система – это совокупность существующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения юридических и физических лиц.

Налоговый кодекс РФ устанавливает следующие элементы налоговой системы России.

1.     Виды налогов и сборов: федеральные, региональные, местные.

2.     основания возникновения (изменения, приращения) обязанностей по уплате налогов и сборов и порядок исполнения этих обязанностей.

3.     Основные принципы установления налогов и сборов на региональном и местном уровне.

4.     Права и обязанности: налогоплательщиков, налоговых органов, других участников налоговых отношений.

5.     Формы и методы налогового контроля: учет налогоплательщиков, виды проверок, экспертиза.

6.     Формы ответственности за совершение налоговых правонарушений.

7.     порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

Основными принципами построения налоговой системы являются равномерность, определенность, простота и дешевизна.[1]

Равномерность – это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности и единства правил, а также равнонапряженности налогового изъятия. Но если государство использует налоги как инструмент экономического регулирования воспроизводства, то этот принцип имеет ограниченное применение. Так, в этом случае налоговое давление должно распределяться в обратной пропорции со значимостью определенного вида хозяйственной деятельности.

Для решении этой задачи вводится дифференцированные ставки налога или единая ставка дополняется системой льгот по налогообложению. Льготы при этом должны иметь целевой характер.

Принцип определенность означает, что размеры налога, сроки и сборы изъятия известны заранее. Кроме того, налогоплательщику должно быть известно, какие налоговые последствия имеет то или иное действие или бездействие.

Простота и дешевизна означают, что налоговая система не должна быть особо сложной, иначе для сбора налогов потребуется такое количество работников, содержание которых будет поглощать значительную часть налоговых поступлений.

К современным принципам налогообложения, на основе которых строятся налоговые системы западных стран, можно отнести: горизонтальное и вертикальное равенство, трудность уклонения от уплаты, нейтральность, удобство для правительства, а также минимальный дестимулирующий эффект.

Горизонтальное равенство предполагает, что юридические и физические лица, находящиеся в равных условиях, должны платить одинаковые налоги. Вертикальное равенство означает, что богатые платят пропорционально большую сумму налогов, чем бедные. Трудность уклонения обеспечивается специальными мерами налогового законодательства, предотвращающими как непреднамеренное, так и преднамеренное уклонение от уплаты налогов.

Согласно принципу нейтральности налоги, оказывая влияние на уровень цен и заработной платы, не должны искажать сигналов, посылаемых рынком. Удобство для правительства необходимо рассматривать с точки зрения возможностей взимания налогов и внесения необходимых корректив в налоговую систему.

Минимальный дестимулирующий эффект сводится к тому, чтобы налоги не подавляли заинтересованности субъектов налогообложения работать больше, интенсивнее, осуществлять инвестиции.

Налоговый кодекс РФ в ст. 3 закрепляет следующие принципы налогообложения в Российской Федерации:

·        всеобщность(каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы);

·        равенство( не допускается установление дифференцированных налоговых ставок и льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала);

·        справедливость( фактическая способность налогоплательщика к уплате налога);

·        недискриминационный характер (налоги и сборы не могут различно применяться исходя из социальных, расовых, религиозных критериев);

·        обязанность экономического основания (налоги и сборы не могут быть произвольными и должны иметь экономическое основание);

·        конституционность (недопустимы налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ, а также препятствующее реализации гражданами своих конституционных прав, в том числе ограничивающие или создающие препятствия законной деятельности физических лиц и организаций).

  Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные налоговым кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определяет НК. Закрепление этого принципа в кодексе очень важно, так как за период становления системы России наблюдалось «налоготворчество» на местах.

Использование самых различных налогов приводит к необходимости их классификации по различным признакам. Наиболее распространенным является деление налогов на следующие группы:

·        по объекту обложения – на прямые и косвенные;

·        по порядку использования – на общие и специальные;

Классификация  налогов – это группировка их по ряду наиболее существенных признаков. Классификация налогов позволяет выявить   различия и сходство различных   видов налогов.[2]

Группировка налогов производится по различным признакам. Поэтому существует несколько  вариантов классификации налогов:

·        по способу взимания;

·        по уровням налоговой системы, определяющим порядок взимания и распоряжения налогом;

·        по плательщикам;

·        по объекту обложения;

·        по порядку использования (назначению).

По способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.  Такое деление наука, в том числе и своевременная, взяла из практики XVI века.

Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов(с заработной платы, прибыли, проценты и т.д. ) налогоплательщика.

По сравнению с косвенными налогами эта форма обложения более прогрессивная, так как учитывает доходность плательщика, его семейное положение. Здесь налог взимается на стадии получения дохода. Кроме того, при прямом обложении налогоплательщик точно знает сумму налога. Ставки прямых налогов могут  прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

Прямые налоги подразделяются на реальные и личные.

Реальные налоги взимаются с отдельных видов имущества на основе кадастра (специального реестра), учитывающего среднюю, а не действительную доходность плательщика.

Личные налоги – это налоги на доход или имущество физических и юридических лиц, взимаемых у источника дохода или по декларации.  При личном обложении, в отличие от реального, объекты учитываются индивидуально для каждого плательщика, во внимание принимается и его финансовое положение.

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу. В отличие от прямых косвенные налоги непосредственно не связаны с доходом или имуществом плательщика.

Объектом налогообложения здесь выступают товары, как правило, личного потребления, а так же билеты зрелищных транспортных организаций, денежный оборот сферы обслуживания.

Плательщиком косвенного налога выступает покупатель- потребитель. Собственник товара или лицо оказывающее услуги,  является в действительности только сборщиком налогов.

Косвенные налоги могут быть двух видов: акцизы и таможенные пошлины.

Акциз – косвенный налог на товары и услуги. По способу взимания акцизы подразделяются на индивидуальные и универсальные.

Индивидуальные акцизы взимаются с отдельных товаров по твердым ставкам с единицы товара.

Универсальный акциз – это налог с оборота, который взимается со стоимости товара внутреннего производства, а также с денежного оборота оказываемых услуг.

По сравнению с индивидуальными акцизами налог с оборота имеет ряд преимуществ. Он увеличивает доход бюджета автоматически с увеличением номенклатуры потребительских товаров и услуг. Ставки налога с оборота устанавливаются в процентах к стоимости валового оборота предприятия или денежного оборота сферы услуг. Поэтому данный налог прост при расчете и обходится государству дешевле при его взимании.

К универсальным акцизам относятся так же налог на добавленную стоимость (НДС) и налог с продаж.

Таможенные пошлины – косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары и услуги. Взимаются по ставкам, предусмотренным в таможенным тарифе. Ставки устанавливаются в  определенном   проценте к стоимости товара или в твердой сумме с единицы измерения товара. Как правило, по адвалорной ставке облагаются сырье и продовольствие, а по специфической – готовые изделия.

Общие налоги обезличены и поступают в единую кассу государства. Специальные (целевые) налоги используются для строго определенных функций.

В зависимости от органа, осуществляющего взимание и распоряжение налогом, налоги делятся на:

·        государственные;

·        местные.

Государственные налоги взимаются центральным правительством на основе государственного законодательства и направляются в государственный бюджет.[3]

Местные налоги взимаются местными органами управления и поступают в местный бюджет.

В настоящее время деление налогов на прямые и косвенные признано условным, но традиционно используется в научной и учебной литературе. При этом деление производится на основе подоходно- расходного принципа и принципа перелагаемости. 

В Российской Федерации действует трех уровневая налоговая система: федеральные налоги и сборы; региональные налоги и сборы, местные налоги и сборы.

Налоги и сборы первого уровня – федеральные налоги и  сборы – устанавливаются налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональными являются налоги и сборы, устанавливаемые налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации. Они вводятся в действие в соответствии с Кодексом и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов Федерации.

К региональным относят налог на имущество организаций, лесной доход, сбор на нужды образовательных учреждений, налог с продаж, единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Местные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводятся в действие в соответствии с Кодексом и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

По уровню прав использования поступлений, входящие в налоговую систему Российской Федерации, подразделяются на закрепленные и регулирующие налоги.

Закрепленные налоги – налоги, на длительный период полностью или частично закрепляемые как доходный источник конкретного  бюджета.

Регулирующие налоги – это, как правило, федеральные налоги, платежи по которым законодательно распределяются по уровням бюджетной системы.

Налоговая система Российской Федерации  предполагает существование общих и целевых налогов. Особенностью целевых налогов является то,  что они зачисляются в специальные государственные внебюджетные либо в государственные бюджетные фонды и расходуются на социальное, медицинское страхование, пенсионное обеспечение, восстановление природных ресурсов, содержание дорог.

К таки налогам относятся  страховые взносы в государственные внебюджетные фронды, которые с 1 января 2001г. именуются как единый социальный налог. До 2003г. целевыми были и налоги, служившие источником и образования дорожных фондов.

Классификация налогов по плательщикам проста, она включает, как правило, три группы налогов:

·        с юридических лиц;

·        с физических лиц;

·        с юридических и физических лиц.

Классификация налогов по объекту обложения также нередко используется в научной литературе. Она включает:

·        налог на доходы;

·        налог на имущество;

·        налог на действия( финансовые операции, обороты, хозяйственные активы);

·        ресурсные налоги.

Наконец в последние  годы в России стала использоваться классификация налогов по такому критерию, как назначение налогов. При этом выделяют общие, специальные и чрезвычайные налоги.

В своем развитии принципы построения налоговой системы Российской федерации прошли путь от простейшей формы изъятия дохода – подушной до наиболее сложных схем расчета налоговой базы и налога с применением налоговых льгот, методов пропорционального, прогрессивного и регрессивного налогообложения. В различное время объекты налогового акценты были различными: косвенное или прямое налогообложение, преимущественное налогообложение юридических либо физических лиц, имущих либо неимущих классов.

В середине 80- х годов обозначились тенденции изменения экономической политике Советского Союза, в течение более чем 60 лет основывавшейся на административно- командных принципах управления экономикой.  

Понятие Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации   и проведение налоговой реформы в стране в начале 90- х годов прошлого века обусловили введение с 1 января 1992г. налоговой системы, ориентированной на новые экономические отношения – рыночные. Потребность реформирования налоговой системы российской федерации, которое было призвано обеспечить достижение следующих целей:

·        Усиление справедливости налоговой системы путем выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков, отмены неэффективных налоговых сборов;

·        Ослабление общего налогового бремени путем постепенного снижения ставок по основным налогам и облегчения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;

·        Упрощение налоговой системы путем установления оптимального состава налогов и сборов;

·        Обеспечение стабильности налоговой системы, а также определенности объемов налоговых платежей на длительный период;

·        Обеспечение роста поступлений налогов и сборов в доходы бюджетов всех уровней на основе существенного повышения уровня собираемости налогов и сборов.

Реформирование налоговой системы должно включать стратегию связей с общественностью через средства массовой информации, формы информационного воздействия на налогоплательщика.

С 1 января 1999г. вступила в силу часть первая Налогового кодекса РФ – документа, устанавливающего основные принципы налоговой системы государства и регулирующего правовые отношения  между налогоплательщиком и государством в связи с исчислением и уплатой налогов.

 Налоговый кодекс определяет приоритет интересов налогоплательщикам при исполнении им обязанностей по уплате налогов. 

Развитие принципа справедливого налогообложения находит свое отражение и в особенности вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах и их действия во времени.

Налоговый кодекс предусматривает и применение принципа обратной силы закона. Акты законодательства, устанавливающие новые налоги или сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягощающие ответственностью за нарушение законодательства,  иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, иных участников налоговых отношений, обратной силы не имеют.

С введением в действие налогового кодекса наблюдается некоторая либерализация в сфере налогообложения: существенно снижается ответственность за налоговые правонарушения, прослеживается тенденция снижения ставок при одновременном сокращении льгот.  Однако кардинальных    изменений налоговой системы в сторону ее упрощения нет. Налогообложение в России остается сложным, запутанным, противоречивым и нестабильным. Если раньше происходило постоянное изменение налоговых законодательных конкретизирующих эти законы инструкций, то в настоящее время происходит постоянное изменение  уже действующих положений Налогового кодекса. В целом российское законодательство о налогах и сборах включает в себя сотни нормативных актов.[4]

Эффективное использование налогов в решении социально экономических проблем невозможно без четко обоснованной государственной налоговой политики, соответствующей объективным экономическим, социальным и политическим условиям.  Поэтому современные налоговые теории строят свои исследования на решении вопросов анализа конкретной налоговой системы  осуществляющих   поиск оптимальных границ действия налогов. 

Задание 2

Дано: Сотрудница фирмы по основному месту работы в 2004году ежемесячно получала:

1.     Оклад – 7000 рублей

2.     Оплата  фирмой за посещение детского сада ее ребенком – 1800 рублей.

3.     доплата на питание – 600 рублей.

Кроме того, в течение года ей производились следующие выплаты:

Январь:

1.     материальная помощь – 1500 рублей

2.     предприятие оплатило за счет прибыли стоимость лечения- 4500 рублей

Февраль:

1.     за счет фирмы произведен ремонт квартиры – 7800 рублей

2.     Ценный подарок – 2300 рублей

3.     компенсация за проезд – 500 рублей.

Март

1.     материальная помощь – 1500 рублей

2.     фирмой оплачена путевка в санаторий для ее ребенка, которому 13 лет – 18500 рублей.

По документам, представленным в бухгалтерию, видно, что у сотрудницы на иждивении двое детей, которых она воспитывает одна

Требуется :

1.     Исчислить сумму налога на доходы сотрудницы за январь, февраль, март 2004г.

2.     Оформить налоговую карточку. 


Решение:

1.     Налоговая база в январе

7000 рублей (оклад)+ 1800 рублей(оплата посещения детского сада) +  600 рублей(доплата за питание) + 4500 рубле (оплата лечения) + 1500 рублей (материальная помощь)  =  15400 рублей составляют выплаты работнику.

Вычеты:  1500 рублей материальная помощь

                

 Стандартные вычеты : на двоих детей составляют 1200 рублей и на работника 400 рублей всего 1600 рублей

Налоговая база и исчисленный налог  15400 – 1500 – 1600 = 12300 * 13% = 1599 рублей сумма налога 

2.     Налоговая база в феврале

7000 рублей (оклад)+ 1800 рублей(оплата посещения детского сада) +  600 рублей(доплата за питание) + 7800 (стоимость ремонта ) + 2300 (ценный подарок) + 500 (компенсация за проезд ) = 20000 рублей

Налоговая база  и исчисленный налог  20000 рублей -2300 (ценный подарок)  - 500 рублей (компенсация за проезд) = 17200 рублей* 13 % = 2236 рублей .Стандартные вычеты не применяем, т. к. сумма дохода с начала года превысила 20000 рублей.

3.     Налоговая база в марте

 7000 рублей (оклад)+ 1800 рублей(оплата посещения детского сада) +  600 рублей(доплата за питание) + 1500 (материальная помощь) + 18500 рублей = 29400 рублей

налоговая база 29400 рублей – 500 рублей[5] (материальная помощь не облагается в сумме до 2000 рублей, в январе получено уже 1500 рублей, оставшаяся сумма необлагаемой материальной помощи 500 рублей), 28900 * 13% = 3757 рублей сумма подоходного налога.

 Налоговая карточка представлена в приложении №1

Задание 3

Дано: промышленное предприятие, имеющее статус открытого акционерного общества имеет следующие показатели хозяйственно- финансовой деятельности за 2004год:

1.              выручка от реализованной продукции без НДС – 12430000рублей(себестоимость продукции 10600000)

2.              выручка от реализации работ и услуг без НДС – 580000 рублей(затраты 400000 рублей)

3.              доход от сдачи имущества в аренду без НДС – 950000 (первоначальная стоимость основных фондов 1250000 рублей, износ за время эксплуатации   25%)

4.              доход от сдачи имущества в аренду без НДС 350000 рублей

5.              Доходы от долевого участия в других организациях  145000 рублей

6.              Общее собрание акционеров постановило, что 50 % от суммы прибыли должно быть направлено на выплату дивидендов по акциям. Акционерами являются граждане РФ.

7.              Ставка налога на прибыль 17 %

Необходимо:

1.     Определить  сумму налога на прибыль за 2004год, подлежащую уплате в бюджет.

Определить сумму налога на дивиденды по акциям, выплаченные акционерам предприятия.

Решение

1.      Определим сумму налога на прибыль за 2004год, подлежащую уплате в бюджет:

12430000рублей – 10600000  рублей + 580000рублей – 400000 рублей + 350000 рублей + 9500000рублей  – 312500 рублей (1250000*25%) + 145000 = 3142500 рублей 

Сумма налога  на прибыль за 2004г  подлежащая уплате в бюджет составит 3142500 * 17% = 534225 рублей;

2.      Определим  сумму дивидендов по акциям, она составит:

3142500 – 534255 = 2608275 рублей – сумма прибыли оставшаяся на предприятии после уплаты налогов, сумма выплат составляет 50 % , т.е. 2608275 * 50% = 1304137,50 рублей.

Сумма налога по дивидендам составляет  1304137,50 * 35% = 456448,12 рублей.























Список литературы

1.              Закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.96г., № 129-ФЗ.

2.              Богаченко В.М., Кирилова Н.А., Хахонова Н.Н. «Бухгалтерский учет»; Учебное пособие.-Ростов н/Д:Феникс, 2004.-576с(Серия «высшее образование»)

3.              Грисимова Е.Н. «Налогообложение». Учебное пособие.- СПб.: издательство «ОЦЭиМ»,2003.-204с

4.              Донцова Л.В., Никифорова Н.А. «Анализ бухгалтерской отчетности», Москва1998г., Издательство «Дело и Сервис»

5.              Новодворский В.Д.,  Пономарева Л.В. «Бухгалтерская отчетность     организации» ; Москва «бухгалтерский учет», 2002г.-286с

6.              Самохвалова  Ю.Н,«Бухгалтерский учет»; М.: ИНФРА-М, 2003г.-144с

7.              «Учет по новому Плану счетов», разъяснения и рекомендации. Типовые проводки/Под ред. И.Д.Юцковской.-2-е изд.,перераб. и доп.-М.,ИД ФБК-ПРЕСС,2002,-368с

8.              Черник Д.Г. «Налоги и налогообложение». 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: ИНФРА –М 2003. – с 37

9.              НДФЛ : новые формы отчетности .-М ИНФОРМЦЕНТР XXI века, 2003.- с53









[1] Грисимова Е.Н. «Налогообложение». Учебное пособие.- СПб.: издательство «ОЦЭиМ»,2003.-с11

[2]Черник Д.Г. «Налоги и налогообложение». 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: ИНФРА –М 2003. – с 37

[3] Грисимова Е.Н. «Налогообложение». Учебное пособие.- СПб.: издательство «ОЦЭиМ»,2003.-с16


[4] Грисимова Е.Н. «Налогообложение». Учебное пособие.- СПб.: издательство «ОЦЭиМ»,2003.-с22


[5] НДФЛ : новые формы отчетности .-М ИНФОРМЦЕНТР XXI века, 2003.- с53