Содержание
1. Отраслевое и рыночное предложение труда на конкурентном рынке. Изгибающиеся назад кривые предложения труда. 3
2. Характеристики, определяющие рыночную структуру. 6
3. Задача. 9
Список литературы.. 10
1. Отраслевое и рыночное предложение труда на конкурентном рынке. Изгибающиеся назад кривые предложения труда
Среди всех экономических ресурсов наиболее важным выступает труд (3, стр. 224):
· каждый работоспособный член общества является субъектом рынка труда,
· вознаграждение (заработная плата), получаемое владельцем ресурса на рынке труда, составляет основную часть дохода подавляющего большинства семей любой страны,
· вопросы занятости, безработицы, уровня заработной платы становятся объектом политической и экономической борьбы, государственной политики.
Основные характеристики рынка труда
Прежде чем перейти к исследованию непосредственно рынка труда, сделаем ряд предварительных замечаний.
Во-первых, характерной особенностью труда является воздействие на мобильность этого ресурса неэкономических факторов (прописка, престижность профессии, жилищные и социальные условия и т.п.). В дальнейшем анализе рынка труда мы полагаем их неизменными (хотя бы в течение рассматриваемого периода – месяца, квартала, года); единственным фактором, определяющим QD и QS труда, выступает заработная плата, а в свою очередь, цена труда (заработная плата) складывается только под воздействием спроса на труд и его предложения. Это характерно для нормального рынка труда, где нет значительной массы безработных, готовых на любую работу по минимальной оплате, отсутствует давление со стороны репрессивных органов и использование подневольного труда.
Во-вторых, термин «заработная плата» будет использоваться в смысле «ставка заработной платы» (wage rate), которая показывает оплату труда за конкретный промежуток времени (час, день, неделя, месяц). При этом необходимо различать понятие «заработная плата» (wages) и «заработок», «доход» (earning) – последнее зависит от ставки заработной платы (wage rate) и количества проработанного времени. Следует также иметь в виду, что под ставкой заработной платы понимается ее реальная, а не номинальная величина, т.е. уровень цен на рынке товаров и услуг; взимаемые налоги предполагаются неизменными.
В-третьих, для рынка труда специфическим является то, что он может быть подвержен монополизации, как со стороны предложения, так и со стороны спроса. Вспомним, что на товарном рынке возникновение монополии возможно, как правило, со стороны предложения», то есть этот рынок монополизируется производителями товаров и услуг, предлагающими свою продукцию потребителям; на товарном рынке трудно достижима монополия (хотя бы в виде сговора) покупателей. Рынок труда становится несовершенным и монополизируется со стороны предложения, если в отрасли возникает профсоюз, и рабочие начинают предлагать свой труд не в одиночку, а как единая организация. Монополия спроса на труд, называемая монопсонией, возникает в том случае, если в отрасли действует единственная фирма – наниматель труда.
Рассмотрим совершенно конкурентный рынок труда, для которого характерны следующие свойства (3, стр. 225):
· В каждой отрасли существует значительное число фирм, конкурирующих друг с другом за право найма того или иного специалиста;
· Имеется большое количество специалистов определенной профессии, располагающих равной квалификацией, и каждый из них независимо от других предлагает свои услуги на рынке труда;
· Ни отдельная фирма, ни отдельный рабочий не в состоянии воздействовать на установившийся в отрасли уровень заработной платы.
Установлено, что если цена труда составляет Р1 руб. и рынок труда совершенно конкурентен, то каждая фирма, на каком бы рынке товаров (совершенно или несовершенно конкурентном) она ни реализовывала свою продукцию, будет предъявлять спрос на труд до тех пор, пока величина предельного продукта в денежном выражении MRP1 нанимаемой ею единицы труда не сравняется с p1, т.е. Р1= MRP1. Для каждой фирмы нисходящая часть кривой MRP является кривой спроса на труд. Если с допущениями, изложенными в предыдущей главе, принять, что кривая спроса на труд со стороны всей отрасли является результатом горизонтального суммирования кривых спроса отдельных фирм, то мы можем определить спрос (кривую спроса) на труд всей отрасли (3, стр. 225).
Типичной кривой предложения является восходящая линия, что связано с необходимостью отвлечения нанимаемого работника от других видов деятельности путем выплаты более высокой зарплаты. Но существуют и изгибающиеся назад кривые предложения труда (обратные кривые предложения труда). На них отражается альтернатива - досуг, который выбирают наемные работники при достаточно высоком уровне оплаты труда.
Кривые предложения труда
Статистика показывает, что рыночные кривые предложения труда имеют тенденцию к росту: в целом предложение услуг труда растет по мере роста средней заработной платы.
2. Характеристики, определяющие рыночную структуру
Рынок, в широком смысле, институциональная система, основанная на частной собственности и предпринимательстве. В узком смысле, рынок – это система взаимодействий производителя и потребителя. Цена формируется как взаимодействие большого числа производителей и большого числа потребителей (5, стр. 189). Всё это мы описали с помощью модели совершенной конкуренции.
Совсем не обязательно, что ситуация на рынке будет описываться моделью совершенной конкуренции. Могут быть и другие модели рынка. Такие типичные модели называются рыночными структурами. Существует классификация рыночных структур: по виду конкуренции, по степени дифференцируемости товара, по количеству продавцов и покупателей. Опишем каждую из описанных характеристик.
1. Модель совершенной конкуренции;
2. Модели несовершенной конкуренции – сюда относятся все виды монополий и олигополий.
II. По степени дифференциации товара:
1. Дифференцируемые рынки (рынки на которых продаётся однотипный товар);
2. Недифференцируемые рынки (рынки на которых продаётся абсолютно разный товар).
III. По количеству продавцов и покупателей:
1. Модель совершенной конкуренции – характеризуется достаточно большим количеством покупателей и продавцов, которые не могут вступить в сговор.
2. Чистая монополия – рынок одного продавца и множества покупателей.
3. Монопсония – рынок обратный монополии, характеризуется наличием одного покупателя и множества продавцов.
4. Двухсторонняя монополия – рынок представленный одним продавцом и одним покупателем.
5. Небольшое число продавцов (около 2–3). Каждый из них путем увеличения или уменьшения продаж может воздействовать на цену – олигополия. Наиболее хорошо исследован случай, когда в отрасли 2 производителя – дуополия. Фирмы принимают решения на основе информации друг о друге. Точно так же можно построить модель на стороне покупателя – олигопсония.
6. Монополистическая конкуренция. Предположим, мы рассматриваем отрасль, в которой действует множество фирм–производителей. Предположим, что каждый из производителей сумел каким–то образом выделить свой товар (за счет свой торговой марки, своего фирменного наименования). Для такого выделения активно используется реклама. Товар однороден, но его всегда можно идентифицировать за производителем. В этих условиях возникает слабый монопольный товар. Но между собой эти товары являются близкими заменителями. Таким образом, потребитель достаточно легко может переключиться на потребление товара–заменителя. Эта ситуация и называется монополистическая конкуренция.
Следует отметить, что в марксистской традиции под термином «монополия» понимается крупная фирма. А под термином «монополистическая конкуренция» понимается взаимодействие крупных фирм, а не та рыночная структура.
При определении структуры конкурентного рынка необходимо точно определить границы отрасли. Обычно их определяют с точки зрения удобства статистических наблюдений. Для маркетинговых исследований этот подход чересчур упрощен (моющие средства –> шампуни (авто, для животных, для сухих, жирных, нормальных волос)). Понятие отрасли в микроэкономическом плане будет отличаться от понятия отрасли в статистике. Критерием отрасли будет выделение однородных заменителей. Нам всегда придется говорить о монополизации рынка. Очень трудно говорить о рынке шампуня в России, то, что есть в Москве, не заботит жителей Омска.
Как аналитически определить состояние любого конкурентного рынка? Существует два подхода «диагностики монопольной власти» (5, стр. 193).
Показатель Лернера – теоретический. Если на рынке совершенная конкуренция, то p = MC; если нет, то равенство не выполняется.
Индекс Герфиндаля – надо знать, сколько фирм в отрасли, и какая часть общего выпуска продукции приходится на каждую фирму. Этим показателем пользуются на практике.
3. Задача
Ответить на следующие вопросы:
a) Если монополист не дискриминирует по цене, то каков его максимизирующий прибыль выпуск?
b) Объяснить, почему максимальная прибыль чистого монополиста должна быть меньше 4000$, если он не занимается дискриминацией по цене.
c) Если аналогичные кривые издержек применяются в долгосрочном плане, будет ли тогда у монополиста стимул строить больше одного завода?
d) Если монополист применяет совершенную ценовую дискриминацию, то будет ли изданный им выпуск больше, равен или меньше 500?
Решение:
a) Если монополист не дискриминирует по цене, т.е. его ценовая политика ограничена, какими-либо договорённостями, то максимизирующий прибыль выпуск будет равняться 500, при этом цена будет 20$, а выручка 20 * 500 = 10000$;
b) Как было отмечено в пункте а) выручка монополиста, не дискриминирующего по цене 10000, а уровень издержек (кривая MR) не менее 60%, отсюда следует, что прибыль не может быть больше 4000$;
c) Нет, стимула не будет, т.к. при выпуске всё большего количества продукции общие издержки (кривая MR) постоянно возрастают и в итоге станут больше общего дохода (кривая MС), а следовательно и не будет прибыли;
d) Если монополист применяет совершенную ценовую дискриминацию, т.е. его ценовая политика ограничена только его собственными соображениями о прибыли, то выпуск будет 400 (т.е. меньше 500), т.к. при этом он получит максимальную выручку 30 * 400 = 12000$.
Список литературы
1. Агапова С.Ф. Микроэкономика. – М.: Изд-во «ДИС», 1997г.
2. Бугаян И.Р. Макроэкономика. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000г.
3. Бункина А.М. Семёнов М.К. Микроэкономика. – М.: «Дело и Сервис», 2000г.
4. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. – М.: «Инфра-М». – М., 1997г.
5. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: пер. с английского со 2-го изд. – М.: «Дело ЛТД», 1993г.
6. Эдвин Дж. Долан. Макроэкономика. – Санкт-Петербург: «Литера плюс», 1994г.