Содержание

Теоретическая часть. 3

Вопрос 7. 3

Введение. 3

Математические и статистические методы в экономическом анализе. 4

Заключение. 12

Вопрос 17. 13

Введение. 13

Понятие внутреннего и внешнего анализа. 14

Заключение. 24

Практическая часть. 26

Задача 1. 26

Задача 6. 27

Задача 11. 28

Задача 12. 29

Задача 13. 30

Список литературы.. 32



Теоретическая часть

Вопрос 7

Введение

Анализом хозяйственной деятельности называется научно разработанная система методов и приемов, посредством которых изучается экономика предприятия, выявляются резервы производства на основе учетных и отчетных данных, разрабатываются пути их наиболее эффективного использования (3, стр. 12).

Формирование рыночной экономики в России ведет к появлению новых проблем в экономическом анализе.

Только комплексный анализ рыночной ситуации, учет всех взаимосвязанных факторов, влияющих на ее состояние и владение специальным аналитическим и математическим аппаратом для анализа и прогноза рынка делает возможным успешное функционирование любого предприятия в современных условиях.

В этих условиях старые, традиционные методы анализа могут оказаться малоэффективными из-за недостатка информации о состоянии рынка, и в полной мере проявляется необходимость адаптации к современным условиям традиционных способов анализа и прогнозирования поведения предприятия таких, как экономико-математические модели, экспертные методы и системные оценки, которые в настоящее время приобретают все большую распространенность.

Учитывая всё вышесказанное, актуальность этой темы ещё долгое время будет сохраняться.


Математические и статистические методы в экономическом анализе

Все приемы экономического анализа можно разделить на:

·        логические (классические);

·        экономико-математические (экономико-статистические);

·        эвристические (ассоциативные, интеллектуальные).


Рассмотрим экономико-математические методы.

Метод  группировки по назначению является обратным в статистике, так как служит для раскрытия средних величин. Очень важно знать не среднюю, а раскрытую среднюю величину (так как в среднем 15 компаний имеют прибыль А, но при раскрытии может выясниться, что несколько компаний вообще имеют убыток). Группировки в анализе нужны также для показательности изложения результатов анализа.

Метод детализации позволяет расширить систему показателей и заключается в разложении обобщающих показателей, характеризующих ту или иную сторону хозяйственной деятельности на ряд частных показателей. Основная цель такого разложения – всесторонне оценить исследуемое явление, вскрыть основные причины, обуславливающие достигнутый результат (4, стр. 85).

Основные направления детализации:

·        временное направление (детализация по времени);

·        по месту совершения хозяйственной операции;

·        по составным частям (по факторам), где выясняются причины и условия хозяйственных операций.

В анализе существуют 2 вида связей:

·        функциональная (детерминированная) - связь между показателем и факторами имеет однозначный характер, то есть любое изменение фактора приводит к строго определенному изменению результативного показателя, связь жесткая, не меняется во времени и пространстве (выпуск продукции = кол-во израсходованных материалов / материалоемкость): эта зависимость ограничена полем известных нам зависимостей;

·        вероятностная (стохастическая) - каждому значению фактора соответствует несколько значений результативного показателя, так как влияние каждого фактора на результативный показатель определяется с учетом одновременного совокупного влияния всех остальных факторов. Любая связь проявляется только в совокупности однотипных случаев. Это означает, что проявление закономерности случайно. Особенности связи: большая совокупность; качественная однородность совокупности; изучается с помощью статистических приемов, позволяет установить наличие связи и измерить ее силу.


Способы удлинения факторных систем (детализация по факторам) (4, стр. 107).

·     разложение числителя и знаменателя на слагаемые:

y=x1/x2=x11+x12+x13+¼/x2=x11/x2+x12/x2+¼ 

·     с помощью умножения нашей модели на одно и то же число:

y=x1/x2=(x1/x2 )*(bc/bc)=(x1/b)*(b/c)*(c/x2)

·     способ цепной детализации:

y=x1/x2=(x1/a)*(a/b)*(b/c)*(c/x2)


Функциональная зависимость. Типы:

1)  аддитивная  y=

2)  мультипликативная y=

3)  комбинированная


Знание этих форм связей позволяет работать нам с экономической моделью и перейти ко 2-му этапу ЭА - измерения влияния фактора на результативный показатель.

При аддитивной форме связи основной прием, с помощью которого можно решить задачу измерения влияния, называется балансовый.

Для реализации:

Онг + В = Р + Окг

ресурсы   использ. ресурсы

Онг - остаток на начало года; В - выпуск; Р - реализация; Окг- остаток на конец года.

Р = В + Онг – Окг = В - (Окг – Онг)

Балансовый прием определяет прямым счетом влияние каждого фактора на результативный показатель. Мультипликативная зависимость, при которой количественное влияние факторов на результативный показатель может быть определено 2-мя основными методами: методом цепных подстановок и интегральным методом.

При этом основное условие (как и для балансового метода) - постоянство других факторов (прием элиминирования).

Методы измерения мультипликативной зависимости: в их основе лежит прием дифференцирования. Под приемом дифференцирования в общих чертах понимается общее приращение результативного показателя подразделяющегося на слагаемые, каждое из которых определяется как произведение соответствующей частной производной на изменение приращения фактора, по которому вычислена данная производная.

y=x*z

Dy=DyDx+DyDz+Dx·Dz

Dy=x0·Dz+z0·Dx+Dx·Dz

Перейдем к 2-х членной сумме:

1)  Dy=(x0+Dx)·Dz+z0·Dx

      Dy=x1·Dz+z0·Dx

2) Dy=(z0+Dz)·Dx+x0·Dz

      Dy=z1·Dx+x0·Dz

3) Dy=(z0+0,5·Dz)·Dx+(x0+0,5·Dx)Dz

Прием цепных подстановок базируется на жесткой очередности подстановок и используется для количественного измерения влияния факторов на результативный показатель при мультипликативной форме связи.

Порядок подстановок: сначала заменяются количественные показатели, потом структурные и затем качественные (к ним присоединяют неразложенный остаток, тем самым их учитывая).

Пример: на п/п 5 рабочих имеют производительность труда 2р/ч. Фактически кол-во рабочих увеличилось до 6 человек, а производительность до 3р/ч. Общее изменение выпуска: 6·3-2·5=8. Прирост за счет численности: (6-5)·2=2, за счет производительности (3-2)·5=5; Общее влияние 8-2-5=1.


Правила приема цепных подстановок (4, стр. 100).

1)  Составление аналитической формулы, разделение всех факторов на количественные(а), структурные (в), качественные (с). y=a·b·c.

Если несколько факторов одинаковых, то первым ставится фактор, который не зависит от других или лежит в основе других.

Поочередная замена значений каждого фактора (при неизменности других факторов) с базисного уровня на фактический и получение результативного промежуточного показателя. При этом промежуточный результативный показатель представляет собой: результативный показатель при различных состояниях базового и фактического значений факторов.

Общее изменение результативного показателя есть сумма промежуточных значений результативного показателя. Как правило, это оформляется в таблице.


№ подстановки

Факторы

Результативный показатель

Изменение результативного показателя


а

в

с



1

а0

в0

с0     с0

y0

¾

2

а1

в0

с0

yI

(yI-y0)ÜDyDa

3

а1

в1

с0

yII

(yII-yI)ÜDyDb

4

а1

в1

с1

y1

(y1-yII)ÜDyDc


Dy=DyDa+DyDb+DyDc


Плюсы: наглядность, ясность не только самого влияния факторов, но и направления влияния. Получение промежуточных результатов показателей важно для прогнозов.

Минусы: условность, жесткий порядок подстановок и громоздкость.


Две разновидности приема цепных подстановок:

1. Прием абсолютных разниц:

(a1-a0)·b0·c0=DyDa

(b1-b0)·a1·c0=DyDb

(c1-c0)·a1·b1=DyDc

2. Прием относительных разниц (применяется, когда абсолютные значения факторов недоступны, а доступны данные об их относительном изменении).

(a)   DyDa=y0·Ia-y0=y0·(Ia-1)

(b)   DyDb=y0·Ia·Ib-y0·Ia=y0·Ia·(Ib-1)

(c)   DyDc=y0·Ia·Ib·Ic-y0·Ia·Ib=y0·Ia·Ib·(Ic-1)


Интегральный метод.

Если  необходимо избежать жесткого порядка подстановок, то используется интегральный метод, который также позволяет измерить количественное влияние факторов на результативный показатель, но не требует жесткого характера подстановок, то есть изменение результативного показателя измеряется на очень малых отрезках времени (изменения факторов) и производится суммирование приращения результата, определяемого как частные произведения, умноженные на приращения факторов на бесконечно малых промежутках (5, стр. 300).

y=a·b  - 2-х факторная модель

DyDa=0,5·Da·(b1+b0)

DyDb=0,5·Db·(a1+a0)

y=a·b·c  -3-х факторная модель

DyDa=0,5·Da·(b1с01b0)+(1/3)·Da·Db·Dc

DyDb=0,5·Db·(a1c0+c1a0)+(1/3)·Da·Db·Dc

DyDc=0,5·Dc·(b1a0+a1b0)+(1/3)·Da·Db·Dc

 

Логарифмический метод.

Согласно этого метода общее изменение результативного показателя разделяется между факторами пропорционально логарифмам их коэффициентов изменения.

z=x·y

lg z=lg x + lg y

lg (z1/z0)= lg (x1/x0) + lg (y1/y0)    - умножаем на Dя и делим на lg (z1/z0)

Dz = k· lg (x1/x0)+ k·lg (y1/y0), где k=Dz/ lg (z1/z0)

Пример. Товарная продукция выросла на 441,2, что составило 4,4% прироста. При этом рост численности персонала составил 1,003, а производительности труда 1,041.

lg 1,044=lg 1,003 + lg 1,041

0,0187=0,0013+0,0174

DП=441,2 руб; DПDч=441,2·(0,0013/0,0187)=30,7;

Dпт=441,2·(0,0174/0,0187)=410,5

k=0,0013/0,0187

Разница между интегральным и логарифмическим методами в том , что логарифмический метод применим только при мультипликативной связи, интегральный применим при мультипликативной связи и при ее разновидности - интегральной связи.

Комбинированная форма связи.

Комбинированная форма связи подразумевает, что взаимосвязь между факторами одновременно и аддитивная и мультипликативная.

y=a+b+c·d

y=a·b·c+d

y=(a+b)/(c+d)

Необходимо четко отделять факторы, связанные аддитивно от факторов, связанных мультипликативно. Рассчитав влияние факторов по группам, надо посчитать влияние каждого из них на результат.

На последнем этапе в действие вступает прием долевого участия.

z=(a+b)/(c+d)

Dz=DzDx+DzDy , где DzDx - это DzDxa и DzDxb ,а DzDy - это DzDyc  и  DzDyd

DzDa=(DzDx·Da)/Dx

DzDb=(DzDx·Db)/Dx

DzDc=(DzDx·Dc)/Dx

DzDd=(DzDx·Dd)/Dx

Этап обобщения призван объединить все полученные результаты. Данный этап включает в себя: выделение наиболее существенных факторов по степени влияния на результат; объединение воздействия на результат положительно и отрицательно влияющих факторов; формулировка оценки резервов хозяйственного явления.

Приемы: методы сумм, суммы мест, геометрической средней, расстояний.

Метод сумм заключается в том, что алгебраически суммируются абсолютные или относительные значения показателей, характеризующие данный процесс. У этого метода больше ограничений, чем возможностей. Ограничения:

- суммируются однонаправленные показатели (метод геометрической средней базируется на приеме нормирования (за 1- идеал, наш объект - 0,5,1,2,3 - в сравнении) и преодолевает недостаток однонаправленности).

- значимость показателей разная (метод суммы мест базируется на приеме предварительного ранжирования показателей по степени значимости. Каждому показателю присваивается ранг в общей системе показателей).

Заключение

Экономический анализ - глубокое исследование экономических явлений на предприятии, то есть выявление причин отклонения от плана и недостатков в работе, вскрытие резервов, их изучение, содействие комплексному осуществлению экономической работы и управлению производством, активное воздействие на ход производства, повышение его эффективности и улучшение качества работы.

Анализ финансового состояния показывает, по каким конкретным направлениям надо вести эту работу, дает возможность выявления наиболее важных аспектов и наиболее слабых позиций в финансовом состоянии именно на данном предприятии. В соответствии с этим результаты анализа дают ответ на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения финансового состояния конкретного предприятия в конкретный период его деятельности.

Анализ финансовой деятельности предприятия проводится по различным направлениям и различными методами. В ходе нашего исследования мы ознакомились с статистическими и экономическими методами.

Очевидно, что сегодня эти методы являются одними из основных методов, определяющих работу предприятия, поэтому их разработка особенно актуальна.


Вопрос 17

Введение

Рыночная экономика в Российской Федерации набирает всё большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса.

В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных от­ношений, заинтересованных в результатах его функционирования.

Для того, чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовые состояния, как своего предприятия, так и существующих потенциаль­ных конкурентов.

Финансовое состояние – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении. Однако одного умения реально оценивать финансовое состояние недостаточно.

Финансовый анализ, базируется на данных бухгалтерского учёта и вероятностных оценках будущих факторов хозяйственной жизни (2, стр. 9). Связь финансового анализа с управлением очевидна. Управлять – значит принимать решения. Управлять – значит предвидеть, а для этого необходимо обладать достойной информацией.

Именно необходимость информации подчёркивает актуальность разработки данной темы.

Понятие внутреннего и внешнего анализа

Аналитическая информация окажется бесполезной для целей управления, если не будут соблюдены другие необходимые принципы анализа (2, стр. 11):

·        Уместность;

·        Достоверность;

·        Существенность;

·        Сравнимость.

Уместность и достоверность – это два первоочередных качества, делающих аналитическую информацию полезной для принятия решения. Уместной является та информация, которая способна подтвердить или опровергнуть предполагаемое управленческое решение, т.е. финансовый анализ должен оказать воздействие на это решение. Ценность анализа заключается в своевременности, которая является важным аспектом уместности и своевременности. Информация достоверна, если она отвечает требованиям правдивости, полноты и нейтральности.

Сравнимость, т.е. сравнение, есть один из основных приемов финансового анализа для увеличения полезности аналитических выводов при принятии управленческих решений. Альтернативность выбора зависит от результатов сравнения данных с предшествующими периодами, с данными других предприятий, с прогнозными данными или планом.

Существенность характеризует уровень ценности аналитических выкладок для решения аналитической задачи. Существенность зависит от совокупности многих факторов в т.ч. и от степени владения финансовым менеджером технологий проведения анализа. Опытный аналитик широко использует дополнительные аналитические приемы – использование внешней информации, использование косвенных свидетельств, например учет взаимоотношений предприятия с партнерами. Может использоваться дополнительная информация – нормативная, о технической подготовке производства, экспертная информация и т.д. В частности финансовые отчеты не содержат сведения о кадрах предприятия, о характере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, о маркетинговых мероприятиях, что может оказать высокую роль в анализе. Однако, главным фактором существенность является способность подробно проанализировать финансовую отчетность как основную информационную базу анализа.

В связи с этим финансовая отчётность становится информационной основой последующих аналитических расчётов, необходимых для принятия управленческих решений (2, стр. 12). Решения финансового характера точны настолько, насколько хороша и объективна информационная база.

Финансовый анализ  с одной стороны является разделом экономического анализа, а с другой стороны является существенным элементом финансового менеджмента и аудита, практически все пользователи финансовых отчетов предприятий используют методы финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов.

Собственники анализируют финансовые отчеты для повышения доходности капитала, обеспечения стабильности повышения фирмы. Кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам. Можно твердо говорить, что качество принимаемых решений целиком зависит от качества аналитического обоснования решения. В последние годы появилось достаточно много серьезных и актуальных публикаций, посвященных финансовому анализу. Активно осваивается зарубежный опыт финансового анализа и управления предприятиями, банками, страховыми организациями и т.д. Вместе с тем следует отметить, что наличие большого числа интересных и оригинальных изданий по различным аспектам финансового анализа не снижает потребности и спроса на специальную методическую литературу, в которой последовательно, шаг за шагом воспроизводилась бы комплексная логически целостная процедура финансового анализа.

В настоящих условиях вся ответственность по организации, как внешнего, так и внутреннего анализа ложится на плечи финансового менеджера, который становится одной из ключевых фигур на предприятии. Он ответственен за постановку проблем финансового характера, анализ целесообразности использования того или иного способа решения принятого руководством предприятия, и предложения наиболее приемлемого варианта действия.

Деятельность финансового менеджера в общем, виде может быть представлена следующими направлениями:

·        общий финансовый анализ и планирование;

·        обеспечение предприятия финансовыми ресурсами (управления источниками средств);

·        распределение финансовых ресурсов (инвестиционная политика).

Приведение форм бухгалтерской отчетности в большее соответствие с требованиями международных стандартов вызывает необходимость использования новой методики финансового анализа, соответствующей условиям рыночной экономики. Такая методика нужна для обоснованного выбора делового партнера, определения степени финансовой устойчивости предприятия, оценки деловой активности и эффективности предпринимательской деятельности.

Основным (а в ряде случаев и единственным) источником информации о финансовой деятельности делового партнера является бухгалтерская отчетность, которая стала публичной. Отчетность предприятия в рыночной экономике базируется на обобщении данных финансового учета и является информационным звеном, связывающим предприятие с обществом и деловыми партнерами-пользователями информации о деятельности предприятия.

Субъектами анализа выступает, как непосредственно, так и опосредованно, заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации (2, стр. 19).

К первой группе пользователей относятся собственники средств,  предприятия, заимодавцы (банки и др.), поставщики, клиенты (покупатели), налоговые органы, персонал предприятия и руководство. Каждый субъект анализа изучает информацию исходя из своих интересов. Так, собственникам необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственного капитала и оценить эффективность использования ресурсов администрацией предприятия; кредиторам и поставщикам – целесообразность продления кредита, условия кредитования, гарантии возврата кредита; потенциальным собственникам и кредиторам – выгодность помещения в предприятие своих капиталов и т.д. Следует отметить, что только руководство (администрация) предприятия может углубить анализ отчетности, используя данные производственного учета в рамках управленческого анализа, проводимого для целей управления.

Вторая группа пользователей финансовой отчетности – это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в деятельности предприятия, но должны по договору защищать первой группы пользователей отчетности. Это аудиторские фирмы, консультанты, биржи, юристы, пресса, ассоциации, профсоюзы.

В определенных случаях для реализации целей финансового анализа бывает недостаточно использовать лишь бухгалтерскую отчетность. Отдельные группы пользователей, например руководство и аудиторы, имеют возможность привлекать дополнительные источники (данные производственного и финансового учета). Тем не менее, чаще всего годовая и квартальная отчетность являются единственным источником для внешнего финансового анализа (2, стр. 38).

Методика финансового анализа состоит из трех взаимосвязанных блоков:

1.     анализа финансовых результатов деятельности предприятия;

2.     анализа финансового состояния;

3.     анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности.

Основным источником информации для анализа финансового состояния служит бухгалтерский баланс предприятия (форма N1 годовой и квартальной отчетности). Его значение настолько велико, что анализ финансового состояния нередко называют анализом баланса. Источником данных для анализа финансовых результатов является отчет о финансовых результатах и их использовании (форма N 2 годовой и квартальной отчетности). Источником дополнительной информации для каждого из блоков финансового анализа служит приложение к балансу (форма N 5 годовой отчетности). Несколько иная отчетность утверждена для предприятий с иностранными инвестициями внешнеэкономических фирм. Особы формы предназначены для отчетности банков, страховых компаний, бюджетных учреждений, инвестиционных фондов.

Финансовый анализ является частью общего, полного анализа хозяйственной деятельности, который состоит из двух тесно взаимосвязанных разделов: финансового анализа и производственного управленческого анализа (рис. №1).

Разделение анализа на финансовый и управленческий обусловлено сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета в масштабе предприятия на финансовый учет и управленческий учет. Такое разделение анализа несколько условно, потому что внутренний анализ может рассматриваться как продолжение внешнего анализа и наоборот. В интересах дела оба вида анализа подпитывают друг друга информацией.

Особенностями внешнего финансового анализа являются (2, стр. 40):

·        множественность субъектов анализа, пользователей информации о деятельности предприятия;

·        разнообразие целей и интересов субъектов анализа;

·        наличие типовых методик анализа, стандартов учета и отчетности;

·        ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность предприятия;

·        ограниченность задач анализа как следствие предыдущего фактора;

·        максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.


Итак, подведя промежуточные итоги, дадим определение внешнего и внутреннего анализа (3, стр. 16):

Внутренний анализ проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью.

Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчётности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами и т.п.

Финансовый анализ, основывающийся на данных только бухгалтерской отчетности, приобретает характер внешнего анализа, т.е. анализа, проводимого за пределами предприятия его заинтересованными контрагентами, собственниками или государственными органами. Этот анализ на основе только отчетных данных, которые содержат лишь весьма ограниченную часть информации о деятельности предприятия, не позволяет раскрыть всех секретов успеха фирмы.

Основное содержание внешнего финансового анализа, осуществляемого партнерами предприятия по данным публичной финансовой отчетности, составляют:

·        анализ абсолютных показателей прибыли;

·        анализ относительных показателей рентабельности;

·        анализ финансового состояния, рыночной устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности предприятия;

·        анализ эффективности использования заемного капитала;

·        экономическая диагностика финансового состояния предприятия и рейтинговая оценка эмитентов.

Существует многообразная экономическая информация о деятельности предприятий и множество способов анализа этой деятельности. Финансовый анализ по данным финансовой отчетности называют классическим способом анализа. Внутрихозяйственный финансовый анализ использует в качестве источника информации и другие данные системного бухгалтерского учета, данные о технической подготовке производства, нормативную и плановую информацию и пр.

Основное содержание внутрихозяйственного финансового анализа может быть дополнено и другими аспектами, имеющими значение для оптимизации управления, например такими, как анализ эффективности авансирования капитала, анализ взаимосвязи издержек, оборота и прибыли. В системе внутрихозяйственного управленческого анализа есть возможность углубления финансового анализа за счет привлечения данных - управленческого производственного учета, иными словами, имеется возможность проведения комплексного экономического анализа и оценки эффективности хозяйственной деятельности. Вопросы финансового и производственного анализа взаимосвязаны при обосновании бизнес-планов, при контроле за их реализацией, в системе маркетинга, т.е. в системе управления производством и реализацией продукции, работ и услуг, ориентированной на рынок.

Особенностями управленческого анализа являются:

·        ориентация результатов анализа на свое руководство;

·        использование всех источников информации для анализа;

·        отсутствие регламентации анализа со стороны;

·        комплексность анализа, изучение всех сторон деятельности предприятия;

·        интеграция учета, анализа, планирования и принятия решения;

·        максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны.

 



















Рис. №1 «Примерная схема финансового и управленческого анализа»


Задачи внешнего анализа определяются интересами пользователей аналитическим материалом. Основными задачами являются (2, стр. 41):

·        оценка финансовых результатов;

·        оценка имущественного положения;

·        анализ финансовой устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности предприятия;

·        исследование состояния и динамики дебиторской и кредиторской задолженности;

·        анализ эффективности вложенного капитала.

­         

Внутренний финансовый анализ более глубоко исследует причины сложившегося финансового состояния, эффективность использования основных и оборотных средств, взаимосвязь показателей объема, себестоимости и прибыли. Для этого в качестве источников информации используют дополнительно данные финансового учета ­(нормативную и плановую информацию).

Многообразие пользователей результатами финансового анализа повышает его значимость, группы пользователей представлены на схеме:

 

  Внутренние ­

­

                                                          é                                             

                                               Пользователи­

   Заинтересованные  ß     ­результатами   à  Сторонние ­­ ­

 финансового ­

                                                  анализа

­­    


К внутренним пользователям относятся управляющие всех уровней­ бухгалтерия, финансовый, экономический отдел и другие службы предприятия, многочисленные его сотрудники. Каждый из них использует информацию исходя из своих интересов. Так, например, финансовому руководителю важно знать реальную и оценку деятельности своей фирмы и ее финансового состояния, а руководителю маркетинговой службы - для создания стратегии­ продвижения своей продукции на рынке.

Цели анализа достигаются в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения анализа. Основным фактором, в конечном счете, является объем и качество исходной информации. При этом надо иметь в виду, что периодическая бухгалтерская или финансовая отчетность предприятия – это лишь “сырая информация”, подготовленная в ходе выполнения на предприятии учетных процедур.

Чтобы принимать решения по управлению в области производства, сбыта, финансов, инвестиций и нововведений руководству нужна постоянная деловая осведомленность по соответствующим вопросам, которая является результатом отбора, анализа, оценки и концентрации исходной сырой информации. необходимо аналитическое прочтение исходных данных исходя из целей анализа и управления.

Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов - это дедуктивный метод, т.е. от общего к частному, Но он должен применяться многократно (2, стр. 44). В ходе такого анализа как бы воспроизводится историческая и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направленность и сила влияния их на результаты деятельности.



Заключение

Результаты финансового анализа позволяют выявить уязвимые места, требующие особого внимания, и разработать мероприятия по их ликвидации. Не секрет, что процесс принятия управленческих решений в большей степени искусство, чем наука. Результат выполненных формализованных аналитических процедур не является или, по крайней мере, не должен являться единственным критерием для принятия того или иного управленческого решения. Результаты анализа – материальная основа управленческих решений, принятие которых основывается также на интеллекте, логике, опыте, личных симпатиях и антипатиях лица, принимающего эти решения.

Под внутренним анализом финансовой отчетности предприятия понимается выявление взаимосвязей и взаимозависимостей между различными показателями его финансово-хозяйственной деятельности, включенными в отчетность. Результаты анализа позволяют заинтересованным лицам и организациям принимать решения на основе оценки текущего финансового положения и деятельности предприятия за предшествующие годы и его потенциальных возможностей на предстоящие годы.

Основой анализа является система показателей и аналитических таблиц, логика отбора и составление которых предполагает анализ состояния и динамики экономического потенциала предприятия, результатов и эффективности его использования.

Все это лишний раз свидетельствует о том, что финансовый анализ в современных условиях становится элементов управления предприятия, а также инструментом оценки надежности потенциального партнера.

Необходимость сочетания формализованных и неформализованных процедур в процессе принятия управленческих решений накладывает отпечаток, как на порядок подготовки документов, так и на последовательность процедур анализа финансового состояния предприятия. Именно такое понимание логики финансового анализа является наиболее соответствующим логике функционирования предприятия в условиях рыночной экономике.

Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров (финансовых коэффициентов), дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом финансового аналитика и управляющего (менеджера) может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые через определённое время параметры финансового состояния.

Но не только временные границы определяют альтернативность целей финансового анализа (2, стр. 45). Они зависят также от целей субъектов финансового анализа, т.е. конкретных пользователей финансовой информации, таким образом, мы видим естественное разделение анализа на внешний и внутренний.



Практическая часть

Задача 1

          Проанализировать влияние факторов на объём выпуска продукции методом цепных подстановок.

Показатель

Значение

План

Факт

Объём выпуска, руб. (В);



Количество станков (Ст)

180

192

Средняя выработка одного станка в смену (Выр)

470

468

Количество смен в году (См)

870

900

          Результат оформить в виде таблицы.

Решение:

          Для решения построим факторную модель: В = Ст * Выр * См;

          Выпуск по плану В(п) = 180 * 470 * 870 = 73602 тыс. руб.;

          Фактический выпуск В(ф) = 192 * 468 * 900 = 80870,4 тыс. руб.;

          Разница между плановым и фактическим выпуском = 80870,4 – 73602 = 7268,4 тыс. руб., т.е. план по выпуску перевыполнен на 7268,4 тыс. руб. Определим, за счёт чего произошёл рост методом цепных подстановок.

          В(п) = 180 * 470 * 870 = 73602 тыс. руб.

          В(Ст) = 192 * 470 * 870 = 78508,8 тыс. руб. (+4906,8);

          В(Выр) = 192 * 468 * 870 = 78174,72 тыс. руб. (-334,08);

          В(См) = 192 * 468 * 900 = 80870,4 тыс. руб. (+2695,68);

          Результаты вычислений занесём в таблицу:



Показатель

Изменение объёма выпуска

Общее изменение объёма выпуска, тыс. руб.

+7268,4

Изменение объёма выпуска за счёт отклонения количества станков, тыс. руб.

+4906,8

Изменение объёма выпуска за счёт отклонения количества смен в году, тыс. руб.

+2695,68

Изменение объёма выпуска за счёт отклонения выработки одного станка в смену, тыс. руб.

-334,08



Задача 6

          Ссуда размером 10000 рублей выдана под номинальную ставку 12% годовых. Контракт предусматривает ежемесячные платежи 130 рублей и выплаты остатка долга к концу 10-летнего срока.

          Определить остаток долга.

Решение:

          Остаток долга – это разница между наращенной суммой (сумма процентов по ссуде + ссуда) и суммой ежемесячных платежей.

Для определения остатка долга, сначала определим сумму всех ежемесячных платежей (12 раз в год на протяжении 10 лет): 130 * 12 * 10 = 15600 рублей;

          Рассчитаем наращенную сумму  (по формуле сложных процентов): , где Р – размер ссуды; i – процентная ставка; n – срок погашения;

 руб.

          Остаток долга 31058,48 – 15600 = 15458,48 руб.



Задача 11

          По данным определить точку безубыточности.

Показатель

Период

Базисный

Отчётный

Объём выпуска, шт.

300

440

Себестоимость выпуска

1570

1990

Выручка от реализации

1500

2100


Решение:

Решим эту задачу графически. Точка безубыточности – это такое положение предприятия, когда оно не получает не прибыли, не убытка (т.е. себестоимость выпуска равна выручке от реализации).

          Как видно на графике точка безубыточности достигается при объёме выпуска 350 шт.



Задача 12

          Определить объём продукции, недовыпущенной предприятием из-за наличия брака.

Изделия

Объём выпущенной продукции, тыс. руб.

Расход времени на выпуск продукции, норма-часов.

Всего

На неисправимый брак

На исправимый брак

НЦ-250

4050

2000

10

5

АТ-90

5950

1500

20

-

ИТОГО

1000

3500

30

5

          Раскрыть экономическую сущность полученных результатов.

Решение:

          Найдём чистое время, затраченное на выпуск продукции:

          НЦ-250: 2000 – 15 = 1985 норма-часов;

          АТ-90: 1500 – 20 = 1480 норма-часов;

          Теперь рассчитаем объём продукции выпущенной в единицу времени, норма-час:

          НЦ-250: 4050 / 1985 = 2,04 тыс. руб./норма-час;

          АТ-90: 5950 / 1480 = 4,02 тыс. руб./норма-час;

          Для нахождения объёма  продукции невыпущенной из-за брака умножим время простоев на выпуск продукции в единицу времени:

          НЦ-250: 2,04 * 15 = 30,6 тыс. руб.;

          АТ-90: 4,02 * 20 = 80,4 тыс. руб.;

          ИТОГО: 80,4 + 30,6 = 111 тыс. руб.;

          Экономическая сущность заключается в неполучении прибыли из-за простоев и потери времени на устранения брака, т.е. если бы брака не было, предприятие смогло бы выпустить продукции на 111 тыс. руб. больше.



Задача 13

          Определить процент выполнения плана по ассортименту выпущенной продукции. Раскрыть экономическую сущность и область применения.

Решение:

          Расчёт производится по формуле: Процент выполнения = Факт / План * 100%;

          АВ = 1050 / 1000 * 100% = 105%;

          АК = 150 / 200 * 100% = 75% и т.д. по остальным показателям:

Наименование изделий

План

Факт

Процент выполнения плана

АВ

1000

1050

105%

АК

200

150

75%

АН

600

610

101,67%

АР

800

870

108,75%

АТ

2000

1500

75%

АМ

1800

1500

83,33%

АС

600

660

110%

АЛ

550

510

92,72%

АД

200

205

102,5%


          Экономическая сущность заключается в том, что процент выполнения плана показывает, как предприятие фактически отработало в отчётном периоде по сравнению с планом. Если значение больше 100, это значит, что план превышен, если менее 100, то план недовыполнен. На предприятиях эти данные применяются планово-экономическими отделами для текущей деятельности, а также для выявления эффективности работы отдельных участков и всего предприятия в целом, при составлении отчётов.


Список литературы

1.     Баканов М. И. Теория экономического анализа. – М.: «Финансы и статистика», 2002.

2.     Ковалёв В. В. Финансовый анализ. – М.: «Финансы и статистика», 2001.

3.     Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Мн.: «Новое знание», 2002.

4.     Шеремет А. Д. Методика финансового анализа. – М.: «Инфра-М», 2002.

5.     Шеремет А. Д. Методика экономического анализа. – М.: «Финансы и статистика», 1999.