Содержание

Введение. 2

1. Ранний неолит Приамурья. 7

1.1. Новопетровская культура. 16

1.2. Граматухинская культура. 17

2. Осино-озерская культура. 18

3. Поздний неолит. 19

4. Кондонская культура. 22

Заключение. 25

Список литературы.. 28

Введение

Начало научного изучения каменного века на Нижнем Амуре связано с именами крупнейших отечественных археологов М.М.Герасимова и А.П.Окладникова. В 1926-27гг., поручению Восточно-Сибирского отделения РГО и студенческого кружка краеведения при Иркутском университете на Амур отправился начинающий исследователь Михаил Михайлович Герасимов. Его первые изыскания были весьма удачны: открыто восемь стоянок каменного века непосредственно в г.Хабаровске, в их числе два местонахождения содержали находки палеолитического облика, по предварительному заключению они были отнесены к верхнему палеолиту. М.М.Герасимов сделал подробное описание стратиграфических условий залегания материала, зарисовал находки и опубликовал статью в "Известиях ВСОРГО" /5/. В дальнейшем Михаил Михайлович не возвращался к исследованиям бассейне Амура, однако его заслугой стало привлечение внимания научной общественности к новому перспективному для изучения району на востоке страны.

Через восемь лет начинает работу на Нижнем Амуре комплексная экспедиция ИАЭ АН СССР, археологический отряд которой возглавляет земляк первого исследователя - Окладников А.П. Главная цель - отряда - обследование обширного участка долины Амура от устья Уссури до лимана. Особое внимание уделено стоянкам на Хабаровских высотах, здесь А.П.Окладникову удалось найти новые стоянки, находки в них залегали в тех же условиях, что и открытые М.М.Герасимовым. Эти материалы следует предварительно отнести к эпохе ранних стадий амурского неолита.

Период с 1926 по 1935гг. стал первым в изучении осиповской культуры, он характеризуется накапливанием первичных сведений и предварительными обобщениями.

После продолжительного перерыва работы возобновляются в конце 50- нач,60-х годов усилиями Дальневосточной археологической экспедиции /ДВАЭ/ ЛОИА АН СССР /позднее она получила название Северо-Азиатская археологическая экспедиция /САКАЭ/ СО АН СССР. Определены места стационарных исследований: раскапываются поселения в черте г.Хабаровска, а том числе у дер. Осиповка, начинаются многолетние исследования возле с.Сикачи- Алян и в его окрестностях. Одновременно изучается ряд поселений поздних этапов неолита, по их результатам в начале 70-х годов А.П.Окладниковым и А.П. Деревянко предложена предварительная периодизация нового каменного века нижнеамурского региона. Эпоха представлена тремя стадиями, последовательно сменяющими одна другую в течении 6 - 4 тыс.л.н. .

Материалы хабаровских стоянок не включены в периодизацию, они рассматриваются как "донеолитические ". Аргументом в пользу этого вывода стало отсутствие в материалах осиповской и других хабаровских стоянок остатков жилищ сложной конструкции, глиняной посуды и шлифованных орудий".

Таким образом, получив материалы раскопок на широкой площади А.П.Окладников удревнил их, выделив "донеолитический" этап, переходный от палеолита к неолиту, т.е. мезолит. Накопленные материалы по хабаровским стоянкам и, особенно раскопки у дер. Осиповка позволили выделить осиповскую мезолитическую культуру с характерным для нее комплексом вещей": листовидными клинки, тесловидно-скребловидными инструментами, мелким инвентарем /концевыми скребками, срединными резцами, мелкими остриями/. Особо подчеркивался архаичный галечный характер индустрии и сочетание его с бифасиаль~ техническими приемами. Культура отнесена к позднему этапу мезолита, носители ее названы бродячими охотниками. Генезис новой культуры, трансформация ее традиций в культурах эпохи неолита не были предметом отдельного исследования, однако, А,П Деревянко высказывал мнение о большой роли осиповцев в формировании неолитических культур Нижнего Амура .

На смену мезолитическому времени пришел новый каменный век — неолит. Те изменения, которые произошли в предшествующий неолиту период, можно сравнить со снежной лавиной она двинулась, включив в себя изобретение лука, зачатки земледелия, приручение животных, освоение новых, освобожденных ото льда пространств. Развитие производительных сил та повышенных скоростях внесло эту лавину прогресса человечества в новую эпоху.

Неолит на Дальнем Востоке явился временем больших прогрессивных изменений в жизни местного населения. В обиходе амурских племен появились шлифованные орудия, глиняная посуда, повсеместно распространялись усовершенствованные, усиленные луки, шлифованный топор облегчил наступление на леса, способствуя использованию дерева в хозяйственных целях. С его изобретением начинается интенсивное освоение водных пространств - появляются лодка-долбленка, плот, а также лыжи и сани — незаменимые средства передвижения зимой, облегчающие трудную жизнь охотников и рыболовов. Результатом достижений племен эпохи неолита был переход к производящим видам хозяйства — земледелию и скотоводству Характерной особенностью значительной части насельников среднего Амура стал переход к прочной оседлости.

В настоящее время в области выделено четыре неолитические культуры новопетровская культура пластин и сергеево-граматухинская относятся к раннему периоду, осиноозерская и нижнеамурская — к развитому. Культуры получили названия по населенным пунктам и местам, где они были открыты впервые и наиболее интенсивно изучались

Сейчас очень актуальной является тема культуры Приамурья. Цель и задачи работы рассмотреть четыре типа культуры Приамурья: новопетровская, сергеево-граматухинская, осиноозерская и нижнеамурская культуры.

Территория современного Бердянского района была заселена еще в древнейшие времена. Еще на заре Кайнозойской эры край представлял собой субтропическую саванну, в которой жили южные слоны, антилопы, саблезубые тигры, древние кони, а позднее - в раннечетвертичный период - период ледников - здесь жили сибирский носорог, первобытный зубр, мамонт. В гравелистых песках антропогена было найдено большое количество костей мелких грызунов, хищников и птиц. В эпоху неолита на территории района формируются такие формы хозяйствования, как скотоводство и примитивное земледелие. Важную роль в это время играют охота, рыболовство. В IV столетии до н.э. территория района была заселена скотоводческими племенами азово-днепровской культуры. В V столетии до н.э. античные купцы основали на побережье Азовского моря в урочище Петровой балки свое торжище - Кремны, о котором часто вспоминал в своих работах античный историк Геродот.

В Кремнах происходила бойкая торговля греков с тогдашними местными жителями Приазовья - скифами. Греки привозили сюда золотые ювелирные изделия, амфоры с вином, одежду, а вывозили рыбу, кожу и мед. Кочевали на территории района сарматы, аланы, готы, гунны, болгары, мадьяры, печенеги и половцы. Они оставили многочисленные памятники - курганы, стойбища, надгробные памятники - “каменные бабы”. В XV столетии территорией края завладели турки и крымские татары. Скорбные невольничьи пути протянулись по берегам Азовского моря, захватив и территорию Бердянского района. Здесь часто происходили жаркие битвы казаков с бандами бусурман. В конце XVIII столетия владычеству турок и татар в Приазовье было нанесено поражение.

Именно в этот период на территории современных сел Новопетровка и Старопетровка в 1770 году была построена Петровская крепость Днепровской укрепительной линии. Богатый край, пришедший в упадок, стал возрождаться к жизни.

В ХІХ столетии с возникновением г. Бердянска (1827 г.) на территории, где ныне существует район, оживленно развивается сельское хозяйство, крестьяне ведут торговлю с горожанами зерном и мясом. В Бердянском районе насчитывается 43 памятника истории и 234 памятника археологии. К памятникам археологи принадлежат курганы, курганные могильники, остатки Петровской (Новопетровский сельский совет) и Захарьевской (Карла Марксовский сельский совет) крепостей. Курганы на территории, где расположен район, появились в IV ст. до н.э. и действовали до конца XIV ст. н.э. Насыпь кургана - погребальный памятник умершим, в нем находятся могилы, одно или несколько погребений (с. Николаевка, с. Новотроицкое, с. Луначарское, с. Новопетровка и др.). Есть на территории района и курганные могильники - расположенные группой курганы, родовые или племенные кладбища.

На территории Бердянского района встречаются “стоящие” и “стеллоподобные” фигуры каменных баб. Сначала они стояли среди степей на курганах, потом на крестьянских границах. Возникновение их связывается с половцами.

Бердянский район как территориальная единица был образован в 1923 году. С 1923 по 1925 года район был Новоспасовским по названию наибольшего на тот период населенного пункта - села Новоспасовка, с 1925 по 1939 года - Бердянский район. В 1939 году район переименовано в Осипенковский в честь уроженки местного села Новоспасовка Героя Советского Союза, прославленной летчицы и мировой рекордсменки Полины Денисовны Осипенко. С 1958 года по настоящее время - Бердянский район. Районный центр Бердянского района - город областного подчинения Бердянск. К административному составу района входят 37 населенных пунктов, из них один - поселок городского типа. На территории района созданы тринадцать местных советов: Бердянский районный совет, один поселковый и одиннадцать сельских советов.

1. Ранний неолит Приамурья

Научное, планомерное изучение Приамурья, его древнейшего прошлого началось немногим более десятилетия назад и связано с именами акад. А. П. Окладникова, его учеников Э. В. Шавкунова, В. Е. Ларичева, А. П. Деревянко и других. До недавнего времени бытовало мнение об извечной отсталости малых народов Амура. «Краем эйкумены», краем, не имеющим своей истории, считалось Приамурье.       Какой же предстает история Амура и его насельников на сегодняшний день?

1961 г. Осень. Небольшой отряд археологов тщательно обследует дно будущего Зейского моря. Село Филимошка. Высокий обрывистый берег. Начальник отряда А. П. Окладников, идущий по берегу, резко останавливается, нагибается и поднимает, казалось бы, ничем не примечательную кварцитовую гальку, каких сотни вокруг. Внимательно рассматривает ее, затем начинает ходить взад-вперед по небольшому участку берега, нагибаясь, поднимая и рассматривая галечник. Через некоторое время его карманы, шляпа и руки заняты. Чем? Орудиями труда древнейшего в истории человечества периода — нижнего палеолита!

Их открытие представляет огромный интерес не только с местной, но и с более широкой, всемирно-исторической точки зрения. Оно свидетельствует, что становление человека и его культуры протекало на значительно более широких пространствах нашей планеты, чем представлялось раньше.

В последующие годы подобные же орудия были найдены в Усть-Ту, Кумарах. Это и тяжелые массивные гальки, у которых на одном конце грубыми сколами оформлено широкое рубящее лезвие — так называемые чопперы, или, по-нашему, — сечки; и орудия «с носиком», которые могли служить оружием первобытного охотника; и чоппинги — массивные клиновидные орудия. Техника обработки подобных орудий архаична и своеобразна, но уже имеет свои характерные и устойчивые признаки: в качестве основного материала используются целые кварцитовые гальки, обработанные в самой незначительной степени, ориентация удара, как правило, поперек края гальки. По технике обработки, формам и материалу эти находки оказались ближе всего к древнейшим орудиям Юго-Восточной Азии. Это действительно одни из первых орудий труда первобытного человека. Они относятся к тому отдаленному времени, когда человек делал первые шаги, чтобы преодолеть зависимость от природы, оторваться от мира животных. Невозможно, конечно, определить точную дату существования на Амуре и Зее описываемой культуры. Но если сопоставить найденные орудия труда с подобными же, обнаруженными в Китае, в пещере Чжоукоудянь, и принадлежавшими синантропу, то первые даже по внешнему виду оказываются древнее вторых. Можно предположить, что орудия труда из Филимошек, Усть-Ту, Кумар древнее чжоукоудяньских и могут быть отнесены ко времени существования на юге Азии питекантропа — 600—400 тыс. лет назад. Природные условия в тот период — сравнительно мягкий климат, богатый животный и растительный мир — вполне благоприятствовали заселению Среднего Приамурья человеком. Исследования будущих лет позволят осветить эту интереснейшую проблему истории человечества гораздо подробнее.

Проходят десятки, сотни тысяч лет... Наступает похолодание. Несмотря на то, что юг Дальнего Востока, по мнению большинства ученых, не был подвержен действию ледника, дыхание его ощущалось и здесь. Исчезло большинство теплолюбивых растений, откочевали на юг животные. За ними был вынужден двигаться и человек. Но как только климат несколько смягчился, на Амуре появились орудия труда уже иного вида. Это, в первую очередь, относится к кумарским древностям. (Вот уж действительно где можно проследить смену одних культур другими, вплоть до наших дней). Здесь, наряду с грубыми чопперами и чоппингами, встречаются грубые пластины и отщепы, скрёбла, обработанные по краю вначале грубыми сколами, а затем подправленные мелкой ретушью, нуклеусы (ядрища, с которых снимались пластины и отщепы). В целом «индустрия» этого времени имеет ярко выраженные галечные традиции, но в технике обработки камня наблюдаются новые, прогрессивные черты, свидетельствующие о важных изменениях в производственной деятельности людей.

 Это было время, когда ледник полностью очистил огромные материковые пространства. Исчезали шерстистый носорог, мамонт, пещерный медведь. На освобожденных ото льда пространствах происходило становление современного растительного и животного мира. В лесах Приамурья появились лось, косуля, изюбр, кабан, бурый медведь, рысь, росомаха. Реки и озера зимой и летом кишели рыбой, тысячные табуны уток и гусей весной и осенью покрывали водную гладь. Это был период значительного скачка в развитии производительных сил, изобретаются лук и стрелы, начинается приручение животных.

Изобилие не пуганных животных на какое-то время сделало охоту столь удачной, что у людей появился излишек мяса Раненое животное или его детеныша уже не убивали, а старались сохранить как живой запас мяса.

Постепенно люди начали замечать, что животные быстро привязываются к ним и проявляют доверие. Наиболее понравившееся животное стали оставлять на несколько месяцев, а затем и лет. Но ведь его нужно было кормить. И вот людям пришлось ломать для животных ветви, рвать траву. Вместе с травой попадали семена злаков и других трав. И конечно же, наблюдательные и сметливые люди не могли не обратить внимания на то, что весной в местах кормления зелень пробивается гораздо гуще и что колосков с питательными зернами здесь бывает гораздо больше, чем на лугу это один из возможных путей зарождения земледелия. В Амурской области имеется несколько памятников, относящихся к тому периоду истории человечества, который подготовил переход к производящим видам хозяйства. Один из них расположен почти в центре Благовещенска, на берегу речки Бурхановки, под зданием сельскохозяйственного института. Сотни людей проходят ежедневно по аллеям и двору института, не подозревая, что около десятка тысяч лет назад на песчаном холме горели костры, у которых сидели одетые в шкуры и с луками в руках «древнейшие благовещенцы».

На смену мезолитическому времени пришел новый каменный век — неолит. Те изменения, которые произошли в предшествующий неолиту период, можно сравнить со снежной лавиной она двинулась, включив в себя изобретение лука, зачатки земледелия, приручение животных, освоение новых, освобожденных ото льда пространств. Развитие производительных сил та повышенных скоростях внесло эту лавину прогресса человечества в новую эпоху. 

 Открытие на Амуре давали основание для удревнения границы начала формирования керамического ремесла на Российском Дальнем Востоке. В узкорегиональном значении осиповская культура, неожиданно удревненная, получает яркий диагностирующий признак, каким всегда предстает керамика. Более того, совершенно четко обозначилась связь с последующими неолитическими культурами низовьев Амура, одним из главных признаков которых, начиная от раннего этапа, была плоскодонность посуды, отличающая их от соседних сибирских территорий. Кардинальная перестройка концепций требует подтверждения совершившихся открытий новыми равноценными на других объектах культуры. Эту ролъ со всей очевидностью выполнил новый памятник – поселение Хумми в Комсомольском районе Хабаровского края, исследуемое автором с 1989 года. Уже первые сведения о нем изменили информационные границы культуры: поселение находится на большом расстоянии от известных стоянок в черте и окрестностях краевого центра: в более чем 260 км вниз по долине Амура. Ареал культуры не просто расширился, а значительно продвинулся на северо-восток. В 1992г. в нижнем культурном горизонте нового местонахождения обнаружена керамика и одновременно удалось собрать уголь в очаге, где были небольшие комочки керамики. Даты получены в 1995г.: нижний горизонт /проба из очага/ -13.260+- 100 /АА - 13392/ л.н., верхний горизонт - 10.345 + - 110 (АА- 13391) л.н.. В 1996г. предпринято датирование по органике, содержащейся в составе керамической массы черепков и получена дата 12.О10 + - 105 (АА-20932) л.н.

 Таким образом, серийное радиоуглеродное датирование позволило получить информацию о времени существования осиповского горизонта поселения Хумми от 13 до 11 тыс.л.н. Новые данные подтвердили открытие керамики на утесе Гася и датировку осиповского комплекса, последний в 1995г. обогатился второй датой, связываемой исследователями с верхней частью слоя - 10.875 + - 90 (АА- 1З393) л.н. Исследование каменной икдустрии хуммийского комплекса морфолого-типологическим и статистическим методами показали индустрию бифасов и изделий на пластинчатых заготовках, развитой микропластинчатой техники, сочетающейся с радиальным и подпризматическим расщеплением. Осиповскую индустрию трудно назвать галечной, как было на первых порах исследования, хуммийский технокомплекс содержит 43% бифасов, 20% пластинчатых изделий с вторичной обработкой и лишь 19% галечных изделий. Следует оговориться, что отдельные авторы и в настоящее время находят возможным заключить о " непластинчатом характере осиповской индустрии при тенденции к использовании заготовок удлиненных очертаний" и выделить в качестве "отрицательного индикатора" – полное отсутствие резцов. По неясным причинам в данном случае игнорируется информация по материалам поселения Гася, где убедительно показан пластинчатый характер индустрии, имеется немалое количество резцов, а также выводы по изучению хуммийского комплекса, где резцы составляют 6% в числе орудий. В начале 90-х годов осиповская культура рассматривается как ключевая при решении проблем развития культурных сообществ в каменном веке дальневосточного региона. Постепенно формируются новые подходы к периодизации. А.П.Деревннко и В.Е.Медведев предлагают рассматривать осиповскую культуру как зарождающуюся неолитическую (протонеолит). Гасинский комплекс отнесен к начальному времени культуры /Х1 - УП тыс.до н.э./, когда еще сохраняются позднепалеолитические традиции (пластинчатый характер индустрии), но уже изготавливается глиняная посуда. Малышевская в новой схеме предстает наследницей осиповских традиций, что отражено в особенностях залегания кулътурных горизонтов на поселении Гася. Более того, по стратиграфическим наблюдениям на утесе Гася, малышевская культура сменяется вознесеновской, что произошло примерно в 1 - 111 тыс.до н.э., при этом на изучаемом местонахождении совершенно не обнаружено следов кондонской культуры. К середине 90-х годов термин "протонеолит" относительно осиповской культуры в работах В.Е.Медведева сменился трактованием времени существования культуры как начального этапа неолита. В 1995г. в докладе А.П.Деревянко и В,Т.Петрина на международном симпозиуме «Происхождение керамики в Восточной Азии и на Дальнем Востоке и поиски истоков культуры дземон" в г.Сендае /Япония/ впервые прозвучала гипотеза о происхождении осиповской культуры от селемджинской позднепалеолитической Среднего Амура.[1]

Продолжается детальная проработка миграционной версии, согласно ей осиповцы переместились в бассейн Среднего Амура предположительно в 11 - начале 1 тыс.до н.э. и в результате там возникает громатухинская культура /10/. Постепенно меняется облик сиповской культуры в плане исторической интерпретации. В свете новых данных В.Е.Медведев обрисовывает культуру как общность охотников, рыболовов и собирателей, живших по-преимуществу оседло. Открытие в 1995г. на поселении Хумми в осиповском слое остатков котлованов жилищ подтвердило эти предположения в полной мере. Ранняя оседлость осиповцев представляется связанной непосредственно с их хозяйственной спецификой. Она отразилась и в топографии расселения племен: стоянки и поселения носителей культуры приурочены к высоким незатопляемым местам по берегам проток и вблизи озер, что показывает ориентацию на рыболовный промысел в выборе мест проживания. Более того, осиповские местонахождения оказываются в непосредственной близости к современным рыболовным тоням на лососевых рыб. Об ориентации на промысел лосося можно судить лишь косвенно. Помимо топографии, аргументом в пользу сказанного могут быть артефакты, связанные с рыболовством. В осиповской индустрии известны тяжелые грузила из вулканических пород, предназначенные для сетевого способа лова, причем, для крупных сетей.

Трасологическое обследование П.В.Волковым серий тесловидно-скребловидных изделий осиповской и громатухинской культур показало, что в коллекции последней преобладают макроскребки для обработки шкур животных, тогда как среди инструментов первой высок удельный вес тесловидных, непосредственно связанных с обработкой дерева. В хуммийском комплексе инструменты по обработке дерева составляют 36% от общего числа тесловидно- скребловидных, к ним отнесены тесловидные (16%), топоровидные (6%) и скобелевидные (14%). Речь идет об инструментах, необходимых для обработки и рубки деревьев, что напрямую можно связать со строительством лодок, без которых невозможны сетевой лов на Амуре. В осиповском горизонте поселения Хумми встречаются куски пемзы, которая могла быть использована в качестве поплавков для сети. С проблемой сохранности больших запасов лосося, добытого в короткий срок летней и осенней путины в теплое время года, необходимо, на наш взгляд, связывать появление твердой плотной водонепроницаемой посуды из глины. Исследователи высказывали справедливое суждение о том, что появление глиняной утвари может быть связано с вытапливанием рыбьего жира.[2]

 По данным этнографии вытапливание рыбьего жира - один из способов сохранить самое ценное, что дает рыба. Более того, жир заготавливают преимущественно из внутренностей кеты. Феномен ранней керамики осиповцев возможяо напрямую связан с промыслом лосося. Таким образом, новые открытия и, прежде всего, остатки постоянного жилища осиповцев на поселении Хумми, позволяют полнее восстановить картину эколого- хозяйственного освоения низовьев Амура в финальном плейстоцене - начале раннего голоцена.[3]

Данные археологии дают возможность обрисовать в общих чертах процесс возникновения наиболее оптимального хозяйственного механизма и образа жизни, соответствующего естественно-географическим и климатическим условиям Нижнего Приамурья. Удивительно, что сложившийся в древности тип хозяйства и образ жизни сохранился без существенных изменений в традиционных культурах коренных народов Амура вплоть до середины ХХ века.


1.1. Новопетровская культура

 Новопетровская и граматухинская культуры существовали почти одновременно, но развивались на разных территориях Новопетровцы — оседлые рыболовы и охотники, у которых еще очень слабо прослеживаются зачатки производящих видов хозяйства. Оседлость их объясняется ходом красной рыбы и вообще большим значением рыболовства в их жизни. Их поселки состояли из значительного для того времени числа жилищ полуподземного типа и располагались непосредственно по берегу Амура, его протоков и притоков.[4]

Раскопки новопетровской культуры позволили по-новому рассмотреть и понять старые находки из Восточной Монголии и Маньчжурии. Некогда истоки этих культур пытались связать с неолитом с расписной керамикой в бассейне р. Желтой. Теперь же представляется возможным проследить прямую связь их с новопетровской культурой. Корни последней уходят в мезолит Дальнего Востока. Сходство и преемственность столь очевидны, что при первоначальных раскопках исследователи были почти уверены в принадлежности новопетровцев к мезолиту: тот же материал, та же техника обработки. Только незначительное количество фрагментов глиняной посуды налепными рассеченными валиками свидетельствовало о более позднем этапе истории человечества. Большинство орудий труда новопетровцев изготовлено из очень красивых ножевидных пластин небольших размеров, очень редко встречаются орудия массивные или выполненные из галек-окатышей. Новопетровская культура получила распространение по среднему Амуру, ниже впадения в него р. Зеи. А выше Зеи и по ее берегам ничего подобного не обнаружено.

1.2. Граматухинская культура

   Граматухинцы — соседи новопетровцев — расселялись по верхнему Амуру и Зее. Поселения их можно встретить в устьях небольших речек, сухих протоков, на песчаных дюнах, некогда омываемых водами Зеи, Амура, Селемджи. При сравнении орудий труда этих двух культур сразу же бросается в глаза разница в технике их изготовления и материалов. У граматухинцев преобладают крупные орудия труда, выполненные в основном из речной гальки. Бели новопетровцы свои изящные ножи, скребки, резцы, проколки и другой инструмент изготавливали из ножевидных пластин, обрабатывая ретушью только самые необходимые участки, то Граматухинцы массивные наконечники, скребки, ножи-кинжалы, топоры сплошь покрывали ретушью с использованием техники оббивки и скола. [5]

Здесь можно встретить и крупные чопперовидные орудия, очень близкие к верхнепалеолитическам. Сами орудия труда этой культуры свидетельствуют, что их хозяева — таежные охотники, которые не задерживаются подолгу на одном месте, а либо идут за стадами мигрирующих животных, либо живут в одном районе до тех пор, пока он изобилует зверем и птицей. Истоки граматухинской культуры мы находим в мезолите у города Хабаровска. Весь комплекс орудий труда их настолько близок, что если бы убрать у граматухинцев керамику, их трудно было бы различить. И еще нужно отметить близкие родственные связи этой культуры с неолитом соседнего Забайкалья. Материальная культура их почти не отличается одна от другой, а значит — и жизнь, и род занятий.             

2. Осино-озерская культура

Эпоха развитого неолита ярче всего представлена в Амурской области Осино-озерской культурой. Поселения этого типа располагались на прибрежных реках, имеющих вид небольших островов или мысов, вдающихся в заболоченную пойму речек и озер.

Характерная особенность этой культуры — отсутствие тех правильной огранки ножевидных пластин, которые встречались у новопетровцев и отчасти у граматухинцев. Нуклеусы осиноозерцев представляют собой халцедоновые и реже кремневые желваки, с которых отщепы скалывались бессистемно. Все мелкие орудия труда изготовлялись из этих отщепов техникой двусторонней ретуши. Из крупных орудий труда преобладали топоры, тесла-долота, грузила, песты, обломки и целые зернотерки. Значительное количество последних, а также мотыжки свидетельствуют о значительной роли земледелия в жизни этих племен. Несмотря на то, что орудия труда и техника их изготовления у новопетровцев и осиноозерцев не совпадают, исследователи считают вторых потомками первых — и не без основания.

Следовательно, осиноозерцы — те же новопетровцы, но на более высокой ступени развития. Перейдя к производящим видам хозяйства, они, естественно, должны были покинуть высокие сухие песчаные берега и переместиться на так называемые амурские черноземы, что они и сделали. В жилищах осиноозерцев в большом количестве встречаются кости животных, особенно черепа свиней. Не исключено, что на этом этапе они занимались разведением свиней. В пользу такого предположения свидетельствуют и имеющиеся письменные источники. Из возделываемых культур нам известно клейкое просо. Осиноозерцами была подготовлена база для перехода племен эпохи металла к земледелию и скотоводству как основным видам хозяйства.


3. Поздний неолит

В настоящее время остается открытым вопрос о бронзовом веке в Приамурье. Несмотря на то, что медные и бронзовые орудия труда на этой территории не являются редкостью, культуры бронзы выделить не удалось Находки отдельных бронзовых изделий и керамики у с.Игнатьеве, на о.Уриле, в устье р. Ано относятся к известным культурам сибирской таежной бронзы Правда, памятники археологии располагаются в основном по левому берегу Амура и по Зее. Археологическая карта большей части Верхнего и Среднего Приамурья остается белым пятном. Не исключено, что в каких-то местах это пятно может быть заполнено памятниками эпохи бронзы.

Скорее всего, племена Приамурья непосредственно от камня перешли к железу. Этого мнения придерживается большинство ученых. Наиболее ранней культурой железного века на среднем Амуре является урильская. Она названа по месту раскопок на острове Уриле. Племена этой культуры жили в больших полуподземных домах, занимались земледелием, разведением животных, охотой, рыболовством.

При вскрытии жилищ археологам попало в руки огромное количество предметов, характеризующих жизнь и быт урильцев зернотерки, песты, прекрасно отшлифованные топоры, двусторонние ретушированные и шлифованные наконечники стрел, заготовки и целые каменные блесны, железные наконечники для палок-копалок и обломок рубящего орудия; особенно много было глиняной посуды, целой и фрагментами. Вся она была богато украшена орнаментом, а некоторые сосуды были залощены красной и малиновой краской. В одних сосудах обнаруживали кости животных, в других — рыб, в-третьих — остатки зерна, в-четвертых — раковины. Вся эта масса материала находилась в хаотическом беспорядке. Причина была выяснена только после окончания раскопок. Оказывается, поселок на острове погиб от наводнения. Вероятно, в одну из темных осенних ночей воды Амура внезапно и резко поднялись на непредвиденную населением высоту. Жилища покидались в такой спешке, что мужчины не успевали схватить оружие, а женщины украшения Матери пытались, наверное, спасти детей, мужчины, слыша крики о помощи, бросались им на помощь — и все вместе попадали в темную холодную воду Амура. Проносившиеся мимо смытые стволы деревьев и корчи сбивали с ног, топили, разбивали о стоявшие деревья всех, кто пытался спастись. Жилища тоже не выдержали напора разбушевавшейся стихии. Крыши их с треском рухнули, и на месте землянок закружились огромные водяные воронки. В несколько минут все было кончено. То, что явилось катастрофой для древних, обернулось счастливой находкой для археологов. Седой Амур с помощью песка и ила надежно законсервировал для грядущих поколений все то, что некогда жестоко отнял у урильцев. На смену урильской культуре приходит польцевская, памятники которой обнаружены в Кукелево-Польцо, Хабаровске и других местах. С развитием польцевской культуры, начиная со второй половины I тысячелетия до н.э., в жизни народов Приамурья происходят новые важные изменения. Именно с этого времени, отмечал А.П. Окладников, начинается процесс смешения аборигенного населения Приамурья с лесными охотниками-тунгусами, прародиной которых считается Прибайкалье. Тунгусы принесли на Амур свой язык, позаимствовав у коренных его жителей древнее земледелие.

Тунгусские народы бассейна Амура создали высокую для своего времени цивилизацию и основали первые на северо-востоке Азии государства. На протяжении веков они отстаивали свою независимость в борьбе с воинственными кочевниками, а на юге — с Китайской империей.

 «Четыреста лет эпохи средневековья, — пишет В.Е. Ларичев, — являлись временем господства в Восточной Азии коренных народов тех областей, которые лежали к северу от Великой Китайской стены». В XIII в. под ударами монгольских завоеваний старинные центры тунгусской цивилизации были разрушены и опустошены. К началу XVII в. народы Приамурья находились на разных ступенях социально-экономического развития. Одни из них — эвенки, натки, нивхи — не вышли за рамки патриархально-родового строя и занимались охотой или рыболовством; другие стояли на более высокой стадии. Дауры и дючеры, например, занимавшиеся земледелием и скотоводством, переживали распад родовых отношений. У них существовала племенная знать — князья, однако государство еще не возникло. Земли дауров лежали по Шилке, верхнему Амуру и Зее. Далее на восток до устья Уссури обитали дючеры. Это были наиболее многочисленные народы Приамурья. Из 40 тысяч населения северного Приамурья дауры и дючеры составляли около половины. К югу от даурских улусов, в гигантской излучине Амура и Аргуни, загроможденной лесистыми кряжами Хингана, расселялись эвенки. Хинганские эвенки вели полуоседлый образ жизни. Их общественный строй напоминал собой социальный уклад дауров и дючеров. Владения южных эвенкийских князей уходили за реку Нонни. Они были независимы, и, по словам князя Гантимура, позднее принявшего русское подданство, «в ясачном платеже ни под кем не бывали». Характерно, что до того, как обосноваться на Нонни, Гантимур жил «в Даурской земле, по великой реке Шилке», собирая ясак с дауров.

4. Кондонская культура

Памятники кондонской культуры распространены на Нижнем Амуре. Среди них поселения с жилищами с котлованами, столбовой конструкцией, уступами-плечиками вдоль стен и выходом через дымоход; а также пертроглифы, выполненные в технике точечной выбивки.

Наиболее известные памятники: поселения Кондон, Сучу, Вознесенское, Гася; петроглифический памятник Сакачи-Алян. [6]

Предметный комплекс культуры включает орудия труда и рыболовного промысла: каменные топоры, тесла, ножи, скребла, палицы, наконечники стрел. Уникальной находкой является нефритовая блесна.

Керамические сосуды орнаментированы спиралями, меандром, рядами вдавлений с помощью штампов и керамических шаров. Встречаются сосуды с рельефными личинами, зооантропоморфными изображениями, расписанные красной краской.[7]

Замечательные открытия сделаны в Приамурье. Здесь, на многослойной стоянке Гася, был обнаружен неолитический культурный слой с древнейшей в мире керамикой, возраст которой исчисляется 13 000 лет!

Теперь очевидно, что именно на Дальнем Востоке и японских островах человечество впервые научилось изготавливать глиняную посуду и, следовательно, могло ввести в пищевой рацион горячую жидкую пищу и вареные продукты.

В результате этих находок начало неолитической эпохи и начальную стадию неолитической культуры - дземон Японии, как и неолита Приамурья, следует увести в конец плейстоцена. Это открытие академиков А. П. Окладникова, А. П. Деревянко и профессора В. Е. Медведева, несомненно, относится к разряду выдающихся. Вообще неолит Приамурья подарил ученым немало волнующих минут. Достаточно сказать о раскопках удивительного поселения на острове Сучу. Здесь обнаружены десятки предметов пластического искусства, изящные сосуды, украшенные спиралевидным орнаментом и раскрашенные красной охрой.

В начале 90-х годов автором завершены раскопки уникального разновременного комплекса Сопка-2, расположенного на реке Омь в лесостепной Барабе. Здесь была апробирована новая методика исследования погребальных комплексов, когда раскопкам подвергается не только сам курган, но и межкурганное пространство. В результате обнаружены уникальные грунтовые могильники различных периодов бронзовой эпохи.

Особый интерес представляют комплексы кротовской культуры, исчисляемые сотнями захоронений с самобытными погребальным обрядом и великолепным инвентарем, состоящим из оружия, украшений, керамики и предметов искусства. [8]

В 1990 году доктор наук Н. В. Полосьмак на плато Укок в южной части Горного Алтая открыла погребальный комплекс Ак-Алаха-1.[9]

 Впервые во льду, в деревянном склепе, в двух лиственничных колодах обнаружены непотревоженные погребения мужчины, женщины и нескольких лошадей, относящиеся к VI-III векам до н. э. [10]

Вечная мерзлота сохранила для нас замечательные предметы из дерева, кожи, тканей, войлока. Но это стало лишь началом серии блестящих открытий. Так, в 1993 году Полосьмак исследовала памятник Ак-Алаха-3, в котором сохранилось нетронутое захоронение молодой пазырыкской женщины, вероятно, служительницы культа или среднего слоя знати.[11]

В 1995 году на памятнике Верх-Кальджин-II автор нашел уже мужскую мумию с прекрасно сохранившейся прической, татуировкой огромного "скифского" оленя на плече. Воин был похоронен в одежде, с полным набором вооружения и в великолепной шубе-дубленке, украшенной кожаной аппликацией и широким "хвостом".

На Укоке также проводились широкомасштабные раскопки археологических памятников других эпох, открыто и исследовано более трехсот разнообразных и разнокультурных местонахождений. В результате была разработана хроностратиграфия региона, отражающая динамику историко-культурных процессов на южном Алтае и прилегающих территориях Азии с конца палеолитической эпохи до современности.

Но находки поставили перед нами новые задачи, и главной из них стало сохранение этого богатства.

Заключение

В результате работы стало ясно, что археологи изучают прошлое человечества по материальным свидетельствам. Некоторые археологи являются сторонниками мнения, что археология представляет собой отрасль более широкой научной дисциплины. К примеру, большинство исследователей, принадлежащих к британской школе, считают археологию частью истории. Археологи американской школы, напротив, по большей части видят в археологии отрасль антропологии, вследствие чего курс археологии в большинстве. Существуют разные отрасли археологии: первобытная археология, изучающая первобытную эпоху, археология исторического периода, изучающая прошлое народов, обладавших письменностью.

Неолит (от нео... и греч. lihos - камень), новый каменный век, эпоха позднейшего каменного века, характеризующаяся использованием исключительно кремнёвых, костяных и каменных орудий (в том числе изготовленных с помощью техники пиления, сверления и шлифования) и, как правило, широким распространением глиняной посуды. Орудия труда эпохи Неолита сменяемых затем появляющимися во всё больших количествах изделий из металла. [12]

По культурно-хозяйственным признакам культуры Н. распадаются на две группы: 1) земледельцев и скотоводов и 2) развитых охотников и рыболовов. Неолитические культуры первой группы отражают последствия перехода к принципиально новым формам получения продуктов путём их производства (так называемая производящая экономика). Происшедшие в результате этого кардинальные перемены в жизни общества, сказавшиеся, прежде всего в развитии оседлости и резком увеличении численности населения (так называемый первый демографический взрыв), позволяют ряду исследователей вслед за английским археологом Г. Чайлдом говорить о "неолитической революции" как о первом экономическом перевороте в истории человечества. В буржуазной литературе имеется тенденция отрицать значение этого рубежа и сводить всё развитие к одним лишь постепенным количественным изменениям в ходе простой эволюции.[13]

В Старом Свете древнейшие земледельческо-скотоводческие культуры на Ближнем Востоке, по новейшим данным, датируются 8-7-м тыс. до н. э. (Иерихон в Иордании, Джармо в северном Ираке, Али-Кош в юго-западном Иране, Чатал-Хююк в южной Турции). В них нередко вообще отсутствует глиняная посуда, в связи с чем их относят к протонеолиту, или докерамическому неолиту. Для этих культур характерно существование оседлых поселений с глинобитными домами (иногда на каменных фундаментах), наличие обводных стен (Иерихон), распространение святилищ, часто богато украшенных рельефами и фресковой живописью (Чатал-Хююк), а также глиняных фигурок людей и животных и разнообразных украшений в виде ожерелий, браслетов и подвесок. Появляющаяся в культурах Н. Ближнего Востока плоскодонная расписная керамика переживает расцвет уже в эпоху употребления металлических изделий (Хассунская культура, Халафская культура). Неолитические культуры этого типа представлены на Ю. Средней Азии Джейтуном (6-е тыс. до н. э.), а в Закавказье - Шомутепе и Шулавери (5-4-е тыс. до н. э.). Земледельческий Н. Китая относится к 4-3-му тыс. до н. э. (Яншао). В Европе неолитические культуры земледельцев и скотоводов впервые появляются в Македонии в конце 7-го тыс. до н. э. (Неа-Никомедия), а затем в 6-4-м тыс. до н. э. распространяются на Балканах и в Средней Европе (Старчево, Караново, Винча Кёрёш, линейно-ленточной керамики культуры и др.). На Юге СССР с этим кругом культур связана буго-днестровская культура (известна, например, по раскопкам в Сороках). Посёлки, состоящие в основном из каркасных наземных домов, плоскодонная керамика, богато украшенная расписным и процарапанным орнаментом, и разнообразная антропоморфная пластика - характерные черты этих культур. Неолитические культуры развитых охотников и рыболовов распространены в Северной Европе, в лесостепной и лесной зонах Восточной Европы и Сибири. Основой хозяйства была охота с использованием лука, сочетавшаяся с разными формами рыболовства. Население здесь было более редким, чем в зоне земледельческого Н. Характерны полуземлянки, временные стойбища с шалашами, круглодонные и остродонные глиняные сосуды (культуры с ямочно-гребенчатой керамикой в Восточной Европе, кельтеминарская культура в Средней Азии и Казахстане, неолитические культуры бассейна Оби, Якутии и др.).[14]

 В отдельных областях интенсивное рыболовство иногда способствовало переходу к оседлости (Прибайкалье, Приамурье, Приморье), а в Японии и раннему появлению керамики (10-8-е тыс. до н. э.). Неолитические культуры Японии эпохи дзёмон (8 - середина 1 тыс. до н. э.), основанные на рыболовстве, охоте и собирании "даров моря", характеризуются высоким уровнем развития, изящной керамикой, антропоморфной терракотой; отмечаются признаки социальной дифференциации общества. В 6-м тыс. до н. э. керамика появляется и в Юго-Восточной Азии (так называемая пещера духов в Таиланде), где широко практиковалось собирательство растений и, видимо, появилась необходимость в варке пищи. Однако лишь земледельческий неолит стал надёжной основой для всестороннего прогресса и развития, и именно в зоне его распространения возникли древнейшие классовые образования и государства.[15]

Список литературы

1.Андреева Ж.В. Проблемы периодизации - Очерки первобытной археологии Дальнего Востока -М.: Наука,2002- 467с.

2. Деревянко А.П. Историография каменного века Приамурья - Материалы по археологии Сибири и Дальнего Востока.Ч.1.Сб.н.тр.-Новосибирск, 2000- С.534. 3. Лапшина З.С. Ранняя керамика на поселении Хумми (Нижний Амур) – Вестник ДВО РАН - № 6 – Владивосток, 1995 - С.104 -106.

4. Лапшина З.С. Древнейшее жилище в Нижнем Приамурье - Культура, наука и образование народов Дальнего Востока России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона: история, опыт, развитие. Материалы международн. научн.-практ. конфер. 2-5.10.1995г - Вып.4- Хабаровск, 1996-264с.

5. Герасимов М.И. Новые стоянки доисторического человека каменного века в окрестностях г.Хабаровска -Изв.Вост.-Сиб.отд.РГО – Иркутск, 2000.- 524с.

6. Деревянко А.П, Громатухинская культура //Древняя Сибирь. Вып.2.Сибирь и ее соседи в древности – Новосибирск, 1999.-С.309. 7. Шевкомуд И.Я,Стоянка Гончарка 1 и некоторые проблемы мезо-неолитических комплексов на нижнем Амуре - Поздний палеолит и ранний неолит Восточной Азии и Северной Америки - Материалы международн. Конфер. – Владивосток, 1996- 358 с.

8. Кодзики. Запись о деяниях древности. Свиток 1-й: Мифы / Пер. Е.М.Пинус. СПб.: Шар, 1994.-469 с.

9. Коломинский Я.Л. Человек: психология. Кн. для учащихся ст. классов. М.: Просвещение, 1986.-582с.

10. Русские древности в памятниках искусства,издаваемые гр.И.Толстым и Н.Кондаковым.Вып.4 .--СПб: Тип.Бенке, 2002.-267с.

11. Деревянко А.П.,Медведев В.Е. Исследования поселения Гася /предварительные результаты 1986-1987г.г. /- Новосибирск,2000. - 156С. 12. Полосьмак Н. В. Стерегущие золото грифы. Новосибирск, 1994.-349с. 13. Ивлев А.М., Левинтов М.Е., Окладников А.П.,Сохина Э.Н. Палеогеографические выводы, полученные при изучении многослойной стоянки Сакачи-Алян в нижнем Приамурье - Изв. СО АН СССР. Обществ.науки, 1974 - Вып.1- №1- 159 С.

14. История Сибири с древнейших времен до наших дней. В 5-ти томах.- Т.1.Древняя Сибирь - Л, 2001 – с. 454.

15. Крюков М.В., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы: проблемы этногенеза. М.: Наука, 2002.- 569 с.




[1] Деревянко А.П. Историография каменного века Приамурья - Материалы по археологии Сибири и Дальнего Востока.Ч.1.Сб.н.тр.-Новосибирск, 2000- С.38-66.

[2] Лапшина З.С. Ранняя керамика на поселении Хумми (Нижний Амур) – Вестник ДВО РАН - № 6 – Владивосток, 1995 - С.104 -106.

[3] Лапшина З.С. Древнейшее жилище в Нижнем Приамурье - Культура, наука и образование народов Дальнего Востока России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона: история, опыт, развитие. Материалы международн. научн.-практ. конфер. 2-5.10.1995г - Вып.4- Хабаровск, 1996-9с.

[4] Кодзики. Запись о деяниях древности. Свиток 1-й: Мифы / Пер. Е.М.Пинус. СПб.: Шар, 1994.-314 с.

[5] История Сибири с древнейших времен до наших дней. В 5-ти томах.- Т.1.Древняя Сибирь - Л, 2001 –125 с.

[6] Андреева Ж.В. Проблемы периодизации - Очерки первобытной археологии Дальнего Востока -М.: Наука,2002-С.86-107.

[7] Герасимов М.И. Новые стоянки доисторического человека каменного века в окрестностях г.Хабаровска -Изв.Вост.-Сиб.отд.РГО – Иркутск, 2000.- 135-139с.


[8] Деревянко А.П, Громатухинская культура //Древняя Сибирь. Вып.2.Сибирь и ее соседи в древности – Новосибирск, 1999.-С.195


[9] Полосьмак Н. В. Стерегущие золото грифы. Новосибирск, 1994.-59с.

[10] Ивлев А.М., Левинтов М.Е., Окладников А.П.,Сохина Э.Н. Палеогеографические выводы, полученные при изучении многослойной стоянки Сакачи-Алян в нижнем Приамурье - Изв. СО АН СССР. Обществ.науки, 1974 - Вып.1- №1- С.96-100.

[11] Деревянко А.П.,Медведев В.Е. Исследования поселения Гася /предварительные результаты 1986-1987г.г. /- Новосибирск,2000. - 95 С.


[12] Шевкомуд И.Я,Стоянка Гончарка 1 и некоторые проблемы мезо-неолитических комплексов на нижнем Амуре - Поздний палеолит и ранний неолит Восточной Азии и Северной Америки - Материалы международн. Конфер. – Владивосток, 1996- С.237 - 248.

[13] Русские древности в памятниках искусства,издаваемые гр.И.Толстым и Н.Кондаковым.Вып.4 .--СПб: Тип.Бенке, 2002.-176с.


[14] Крюков М.В., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы: проблемы этногенеза. М.: Наука, 2002.- 343 с.

[15] Коломинский Я.Л. Человек: психология. Кн. для учащихся ст. классов. М.: Просвещение, 1986.-223 с.