Условия перевозки отдельных видов грузов, их виды характеристика и классификация

Основным документом, регламентирующим порядок перевоз­ки грузов на железнодорожном транспорте, а также возникаю­щие при этом хозяйственные отношения между органами транс­порта, грузоотправителями и грузополучателями, является Транспортный устав железных дорог Российской Федерации. Он регламентирует важнейшие положения по организации перево­зок грузов, а также ответственность железной дороги, грузоот­правителей и грузополучателей. Этим же целям служат правила и инструкции, издаваемые федеральным органом исполнитель­ной власти в области железнодорожного транспорта.

На железнодорожном транспорте грузы могут перевозиться в виде повагонных отправок, в контейнерах или в сборных ваго­нах.

Повагонной отправкой считается отправка груза, под пере­возку которого предоставляется отдельный вагон по одному пе­ревозочному документу.

При контейнерных отправках используют контейнеры мас­сой брутто 3, 5, 10, 20, 24 и 30 т.

В сборных вагонах перевозят грузы мелкими или малотон­нажными отправками по разным перевозочным документам.

Товары могут перевозиться грузовой и большой скоростью. Критерии определения скорости перевозок грузов, а также же­лезнодорожные направления, по которым осуществляются пе­ревозки грузов большой скоростью, устанавливаются федераль­ным органом исполнительной власти в области железнодорожно­го транспорта. Перечень указанных направлений подлежит опу­бликованию в сборнике правил перевозок и тарифов на железно­дорожном транспорте.

Скорость перевозки грузов выбирает и указывает в транс­портной железнодорожной накладной грузоотправитель. Если допускается перевозка данных грузов только большой скоро­стью, грузоотправитель должен указать данную скорость.

Для организации грузовых перевозок на станциях железных дорог имеются специальные службы (товарные кассы, грузовые дворы, товарные конторы).

Предназначенный для перевозки груз должен быть надлежа­щим образом подготовлен к транспортированию. Тара и упаков­ка должны соответствовать требованиям стандартов для данного вида товара. Отправительская маркировка должна преду­сматривать наименование грузоотправителя и грузополучателя, станций отправления и назначения, порядковые номера грузо­вых мест, массу груза. На грузы, требующие особого обращения, наносят специальные надписи и знаки, предупреждающие о ме­рах предосторожности. Органы железнодорожного транспорта имеют право не принимать к перевозке грузы, упаковка кото­рых не отвечает установленным требованиям.

Под погрузку должны подаваться только технически исправ­ные и пригодные для данного груза транспортные средства, в противном случае отправитель вправе отказаться от них и по­требовать замены.

О времени подачи вагонов, контейнеров под погрузку, осуще­ствляемую грузоотправителями, работники железнодорожных станций должны уведомить грузоотправителя не позднее чем за 2 часа до их подачи.

На каждую отправку грузоотправителем заполняется накладная, которая является основным перевозочным доку­ментом. В ней содержатся сведения об отправителе и получате­ле, скорости перевозки, наименование, количество мест и масса груза, объявленная отправителем ценность груза и другие сведе­ния. Масса груза определяется взвешиванием, подсчетом массы, указанной на тарных местах или по стандартной массе грузовых мест. Масса некоторых грузов может определяться расчетным путем по обмеру или условно. В накладной указывается время приемки груза к перевозке.

В соответствии с Транспортным уставом железных дорог Российской Федерации погрузка грузов в вагоны и на автомо­били, а также выдача из них должны осуществляться:

железной дорогой — в местах общего пользования, имеющих необходимые устройства и механизмы, с согласия грузоотправи­телей, грузополучателей, за исключением опасных и скоропор­тящихся грузов; сырых продуктов животного происхождения; груза, масса одного места которого свыше 0,5 тонны и который перевозится в крытом вагоне; негабаритных грузов; грузов, пе­ревозимых наливом, насыпью и навалом, в специализированном подвижном составе, в сопровождении представителей грузоот­правителей, грузополучателей. За погрузку и выгрузку грузов железная дорога взимает с грузоотправителей, грузополучате­лей сбор в размере, указанном в тарифном руководстве;

грузоотправителями, грузополучателями — в местах необщего пользования, а также в местах общего пользования, если погрузка, выгрузка' не обязательны для железной дороги.

Погрузку грузов в контейнеры и выгрузку их из контейнеров производят соответственно грузоотправители или грузополуча­тели.

Вагоны, погруженные средствами железной дороги, отпра­вляются за ее пломбами. Если груз отгружен отправителем, то он и пломбирует вагоны.

Грузы должны доставляться в установленные сроки. Сроки доставки грузов и правила их исчисления утверждаются феде­ральным органом исполнительной власти в области железнодо­рожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Однако грузоот­правители и железные дороги в договорах об организации пере­возок могут предусмотреть иной срок доставки грузов.

Исчисление срока доставки груза начинается с 24 часов дня приема груза для перевозки.

Дату приема груза к перевозке и дату истечения срока до­ставки груза указывает железнодорожная станция отправления в выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.

За просрочку доставки груза железная дорога уплачивает пе­ни.

Порядок расчета за перевозку груза между железной дорогой и грузоотправителем устанавливается федеральным органом ис­полнительной власти в области железнодорожного транспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации и нор­мативными актами Центрального банка Российской Федерации.

Станция назначения обязана сообщить грузополучателю о прибытии груза в день поступления, но не позднее 12 ч следую­щего дня. Представитель грузополучателя должен иметь дове­ренность на право получения груза. После оформления выдачи груза и его выгрузки получатель обязан сдать железной дороге транспортные средства.

Прибывшие на станцию назначения грузы хранятся бесплат­но в течение 24 ч. За хранение груза сверх указанного срока взимается сбор, указанный в тарифном руководстве.

Принимая груз, получатель обязан проверить, обеспечена ли его сохранность при перевозке. При этом он проверяет целост­ность пломб, оттиски на них, исправность вагона или другого перевозочного средства, соответствие наименования груза и ко­личества мест данным, указанным в железнодорожной накладной. Железная дорога должна проверить на станции назначения при выдаче груза его состояние, массу и количество мест в сле­дующих случаях:

прибытие груза в неисправном вагоне, контейнере, а также в вагоне, контейнере с поврежденными запорно-пломбировочными устройствами;

прибытие груза с признаками недостачи либо повреждения или порчи при перевозке груза в открытом железнодорожном подвижном составе; прибытие скоропортящегося груза с нарушением срока его до­ставки или с нарушением температурного режима при перевозке груза в рефрижераторном вагоне;

прибытие груза, погруженного железной дорогой;

выдача груза, выгруженного железной дорогой в местах об­щего пользования.

Грузы, перевозимые навалом и насыпью, прибывшие без при­знаков недостачи, выдаются без проверки их массы, если у гру­зополучателя и на железнодорожной станции назначения отсут­ствуют вагонные весы.

Если на железнодорожной станции назначения при провер­ке состояния груза, его массы, количества мест обнаружены не­достача, повреждение (порча) груза либо такие обстоятельства установлены составленным в пути следования коммерческим ак­том, железнодорожная станция назначения обязана определить размер фактической недостачи, повреждения или порчи груза и выдать грузополучателю коммерческий акт.

Коммерческий акт составляется в трех экземплярах на бланках установленной формы. В нем указывают номер и дату составления акта, точное описание состояния груза, тары и тех обстоятельств, при которых обнаружена неисправность средства перевозки, причины порчи или повреждения груза, соблюдение правил погрузки. При составлении коммерческого акта на порчу скоропортящегося груза к его первому экземпляру обязательно должна быть приложена выписка из журнала температур. Акт должен быть подписан начальником станции или другим компе­тентным представителем железной дороги и грузополучателем. По требованию получателя станция обязана в трехдневный срок выдать ему коммерческий акт.

В случае необоснованных задержки составления коммерче­ского акта свыше предусмотренного Транспортным уставом же­лезных дорог срока или отказа от его составления железная дорога несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

До предъявления к железной дороге иска, возникшего в свя­зи с осуществлением перевозки груза, необходимо предъявление претензии к железной дороге назначения. К ней должны быть приложены подтверждающие предъявленные заявителем требо­вания, подлинные документы или надлежаще заверенные копии документов. Однако к претензии в отношении просрочки достав­ки грузов, грузобагажа должны быть приложены подлинные до­кументы.

Транспортным уставом железных дорог Российской Федера­ции установлены сроки предъявления и рассмотрения претензий, а также порядок предъявления исков к железной дороге, возник­ших в связи с осуществлением перевозки грузов. Специальная глава устава посвящена ответственности железных дорог, гру­зоотправителей и грузополучателей в связи с осуществлением перевозки грузов.

На железнодорожной накладной при помощи специального штемпеля делается отметка о дате фактической выдачи груза.

Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении посред­ством взаимодействия железнодорожного транспорта с морским, речным, воздушным, автомобильным транспортом осуществля­ются на основании единого транспортного документа (транс­портной накладной), составленной на весь путь следования гру­за.

Правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении разрабатываются и утверждаются совместно федеральным орга­ном исполнительной власти в области железнодорожного транс­порта и соответствующим федеральным органом исполнитель­ной власти в области транспорта с их последующей регистра­цией в федеральном органе исполнительной власти в области юстиции.

Для перевозки грузов торговые организации и предприятия используют как собственный автомобильный транспорт, так и транспорт общего пользования либо принадлежащий другим ор­ганизациям и предприятиям.

Торговые организации и предприятия заключают с автохозяйствами договоры на перевозку грузов, в которых устанавли­ваются объем и сроки перевозок, порядок составления, предста­вления и выполнения заявок на перевозку грузов, порядок вы­полнения погрузочно-разгрузочных работ и экспедирования то­варов, материальная ответственность, определяются рациональ­ные формы, маршруты и схемы грузоперевозок.

Транспортные организации общего пользования при осуще­ствлении перевозок не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения договор перевозок и его условий (провозной платы, очередности отправки и т. д.), кроме случаев, предусмотренных законодательными актами.

В зависимости от срока действия различают разовые и дол­госрочные договоры.

Разовые договоры заключаются при единовременных перевоз­ках. Долгосрочные договоры заключаются при осуществлении между сторонами постоянных отношений, выражающихся в не­обходимости систематических перевозок. Чаще всего это могут быть годовые договоры.

Кроме транспортных договоров, торговые организации и предприятия могут заключать договоры транспортной экспеди­ции. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспе­дитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или орга­низовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмо­трены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранным экспедитором или кли­ентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспе­чить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг может быть оговорено осу­ществление таких операций, как выполнение таможенных фор­мальностей, погрузка и выгрузка груза, уплата пошлин и других операций, Предусмотренных договором.

При заключении транспортного договора клиент (грузоот­правитель или грузополучатель) должен убедиться, что пере­возчик имеет лицензии на проведение тех или иных работ по перевозке груза.

Лицензированию подлежит деятельность предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и ве­домственной принадлежности.

Транспортный договор может иметь следующую структуру:

преамбула;

предмет договора;

условия перевозок;

расчеты за перевозку;

ответственность сторон;

срок действия договора;

юридические адреса и реквизиты сторон.

Перед началом каждого месяца утверждаются декадные за­дания на перевозку грузов. В соответствии с ними грузоотпра­вители должны заблаговременно представлять автохозяйствам заявки на требуемое количество автомобилей.

С учетом объема и характера предстоящих перевозок авто­хозяйства выделяют автотранспортные средства соответству­ющих типов в необходимом количестве. Они должны быть ис­правными и чистыми в санитарном отношении. Подача их под погрузку должна осуществляться в указанное в заявке время.

Товары, представленные к перевозке, должны быть соответ­ствующим образом подготовлены к транспортированию. Они должны быть заранее упакованы в инвентарную тару, взвеше­ны, сгруппированы по получателям. Заблаговременно должны быть также подготовлены товарно-транспортные документы и счета-фактуры.

Перед выдачей груза, предназначенного, для доставки, у во­дителя проверяют наличие путевого листа и документа, удосто­веряющего личность.

Прием груза к перевозке с ответственностью автохозяйства за его сохранность осуществляется путем взвешивания на весах при погрузке, обмера в кузове автомобиля или счета мест. То­вары, опломбированные отправителем, водитель принимает по количеству мест согласно счету-фактуре. Прием товаров к пе­ревозке удостоверяется подписью водителя на всех экземплярах товарно-транспортной накладной.

Водитель или экспедитор, сопровождавший груз, сдает по­лучателю его на основании товарно-транспортной накладной по массе, количеству или объему. Грузы, прибывшие в исправных крытых автомобилях, прицепах, контейнерах, многооборотной таре, цистернах с исправными пломбами грузоотправителя,,вы­дают грузополучателю без проверки массы, состояния груза и количества мест. При этом проверяется соблюдение условий пе­ревозки грузов.

Получение товара удостоверяется подписью и штампом грузополучателя в товарно-транспортной накладной и счете-фактуре.

Размер платы за перевозку грузов, а также размер сборов за выполнение автотранспортным предприятием связанных с пере­возкой операций и услуг определяется по согласованию сторон.

Причитающиеся автотранспортному предприятию суммы за перевозку грузов и связанные с ней транспортно-экспедиционные операции и другие услуги оплачиваются клиентом при приеме заявок на перевозку чеками или платежными поручениями.

Сторонами могут предусматриваться в установленном поряд­ке расчеты плановыми платежами.

Окончательный расчет по платежам за перевозку грузов, а также за транспортно-экспедиционные операции и другие услуги производится клиентом на основании счета автотранспортного предприятия. Основанием для выписки счета за осуществленную перевозку служат товарно-транспортные накладные либо акты замера или акты взвешивания груза, а за пользованием автомобилями, оплачиваемыми по повременному тарифу, —: дан­ные путевых листов, заверенные клиентом.

Постоянный рост объемов перевозок товаров автомобильным транспортом, в том числе принадлежащим торговым организа­циям и предприятиям, вызывает необходимость более эффектив­ного его использования. К числу факторов, определяющих более интенсивное использование автомобильного транспорта, отно­сятся: улучшение использования грузоподъемности транспорт­ных средств; повышение коэффициента сменности работы транс­порта; сокращение простоев; улучшение использования пробега; ускорение погрузочно-разгрузочных работ.

Для оценки эффективности работы автомобильного транс­порта используются технико-экономические показатели.

Так, использование парка подвижного состава можно оценить при помощи коэффициентов технической готовности и выпуска.

Улучшению использования грузоподъемности автотранс­портных средств в значительной степени способствует примене­ние рациональных приемов размещения грузов в кузове автомо­биля, хорошо продуманная разработка маршрутов их доставки.

Важное условие роста эффективности использования авто­транспорта — повышение сменности его работы, чего можно до­биться путем продления времени работы экспедиционных скла­дов и диспетчерских служб, а также созданием условий для ночного завоза товаров на торговые предприятия.

Водный и воздушный транспорт играет важную роль в эф­фективном функционировании единой транспортной системы страны.

Морской транспорт обладает большой универсальностью, высокой пропускной способностью и низкой себестоимо­стью.

Хотя сфера применения речного транспорта ограничена, все же он широко применяется в отдельных районах для перевозки товаров народного потребления.

Самым скоростным является воздушный транспорт. Однако сравнительно высокая стоимость перевозки грузов этим транс­портом ограничивает его использование для перевозки товаров народного потребления.

Организация перевозки грузов водным транспортом регла­ментируется правилами перевозок, разработанными для морско­го и речного видов транспорта.

На морском транспорте перевозки грузов по видам сообще­ния делятся на межпортовое (Между двумя морскими портами) сообщение, прямое водное (между морскими и речными порта­ми) сообщение и прямое смешанное (железнодорожно-водное или автомобильное) сообщение.

Заявки на перевозку грузов, составляемые отдельно на пере­возки в прямом и смешанном сообщениях, должны содержать сведения о грузовладельце, а также данные об объеме перевозок в тоннах, наименовании грузов и виде упаковки, портах отпра­вления и назначения.

При сдаче груза к перевозке грузоотправитель оформляет по­грузочный ордер, на основании которого грузовая контора порта выписывает перевозочный документ — коносамент. Если пере­возка груза осуществляется в прямом смешанном сообщении, то она оформляется выпиской накладной и дорожной ведомо­сти, а вместо коносамента грузоотправителю выдается квитанция, по предъявлении которой отпускается груз в пункте назна­чения.

На каждое принятое к отправке грузовое место в порту нано­сят транспортную маркировку.

Погрузочно-разгрузочные работы выполняются силами и средствами порта за счет отправителей и получателей.

В порту груз хранится бесплатно в течение суток. За хране­ние груза свыше 24 ч взимается плата по тарифу.

В момент получения груза грузополучатель должен предъ-я^ить оригинал коносамента и доверенность. В случае обнару­жения недостачи, повреждения отдельных мест или порчи груза получатель обязан потребовать составления коммерческого ак­та.

По видам сообщений на речном транспорте перевозки под­разделяются:

во внутреннем водном сообщении — перевозки в пределах одного речного пароходства;

в прямом внутреннем водном сообщении — в границах не­скольких пароходств;

в прямом водном сообщении — с участием речного и морского транспорта.

В зависимости от объема груза, доставляемого по одному перевозочному документу, отправки речным транспортом под­разделяются на мелкопартионные (массой не более 20 т), менее судовой нормы (сборные) и судовые.

Перевозки грузов речным транспортом могут осуществлять­ся большой (на грузопассажирских судах и грузовых теплохо­дах) и грузовой скоростью.

При предъявлении груза к отправке грузоотправитель запол­няет накладную.

Для получения груза в речном порту грузополучатель должен предъявить накладную и доверенность.

На срок доставки груза речным транспортом оказывают вли­яние вид груза, период навигации, скорость судов и направление их движения.

На воздушном транспорте основным документом, регла­ментирующим перевозки, является Воздушный кодекс Россий­ской Федерации. На основе кодекса разработаны Правила пере­возок пассажиров, багажа и грузов.

На воздушном транспорте перевозка грузов осуществляется на основе договоров.

По договору воздушной перевозки груза перевозчик обязует­ся доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его грузополучателю, а грузополучатель обязуется оплатить воздушную перевозку груза.

При чартерных воздушных перевозках заключается договор фрахтования воздушного судна, по которому фрахтовщик пре­доставляет фрахтователю за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для перевозки груза.

Договор воздушной перевозки груза удостоверяется грузовой накладной, форма которой устанавливается специально уполно­моченным органом в области гражданской авиации.

Срок доставки груза определяется федеральными авиацион­ными правилами или установленными перевозчиком правила­ми воздушных перевозок, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки грузов.

Погрузочно-разгрузочные работы выполняются, в основном, силами и средствами аэропортов. На воздушном транспорте дей­ствует такой же порядок хранения и выдачи грузов, как и на других видах транспорта.


Сущность транспортно-экспедиционного обслуживания

Одной из причин низкой конкурентоспособности российских товаров является высокая доля затрат на транспортно-экспедиционное обеспечение распределения товаров, уровень которых в 2—3 раза превышает аналогичные показатели индустриальных стран Запада. Это объясняется недостатками как транспорта, так и управления запасами, обусловленных общими недостатками командной системы, в особенности отсутствием стимулов для экономии ресурсов. Это и. отсутствие гибкости в деятельности транспортных предприятий, и огромный, неэффективно эксплуатируемый парк подвижного состава транспорта общего пользования и ведомственного транспорта, и неразвитая инфраструктура, и усложненная документация, и задержки в пунктах взаимодействия разных видов транспорта, и недостатки систем банковских операций и страхования грузов.

В последнее время у производственных и торговых фирм возникают серьезные проблемы со сбытом товаров. Одной из причин этого является снижение уровня потребительского спроса. Данная тенденция, в свою очередь, связана со снижением покупательной способности населения, падением обменного курса рубля, усилением инфляционных процессов, а также ужесточением конкуренции на товарных рынках. Данные обстоятельства вынуждают фирмы менять ценовую политику, направленную на получение прибыли. Фирмы ускоряют оборачиваемость капитала, вложенного в товары, путем их продажи по более низким ценам, уменьшения партий товаров, расширения рынков сбыта (в том числе за счет выхода на рынки, расположенные в других регионах), развертывания дилерской сети.

Транспортно-экспедиционное обеспечение распределения товаров, как одна из функций логистики, заключается в планировании, организации и осуществлении доставки товаров от мест их производства до мест потребления с использованием оптимальных способов и методов. Транспортно-экспедиционное обслуживание (ТЭО) на автомобильном транспорте рассматривается как система доставки, включающая в себя перевозку товара от изготовителя до потребителя и выполнение связанных с ней погрузочно-разгрузочных работ, хранение (расфасовку, упаковку, складирование), страхование, финансовые услуги, информационные процессы и ведение документации. Процесс выполнения (помимо «чистой» перевозки) целого ряда работ, операций и услуг, комплекс которых обеспечивает эффективное распределение товаров, называется доставкой товаров.

Транспортное обслуживание определяется как деятельность транспортно-экспедиционных предприятий, связанная с процессом перемещения грузов в пространстве и во времени с предоставлением перевозочных, погрузочно-разгрузочных услуг и услуг хранения.

Экспедиционное обслуживание является составной частью процесса движения товара от производителя к потребителю и включает выполнение дополнительных работ и операций, без которых не мыслим перевозочный процесс. При экспедиционном обслуживании предоставляются экспедиционные, коммерческо-правовые и информационно-консультационные услуги. Таким образом, функции транспорта в системе распределения товаров заключаются в выполнении транспортного и экспедиционного обслуживания.

Исследование и анализ проблемы качества транспортно-экспедиционного обслуживания потребителей показали, что в основе существующих концепций обслуживания лежит утверждение, что высокий уровень качества транспортных услуг достигается при условии обеспечения комплексного обслуживания. Иными словами, чем больше услуг будет оказано потребителям, тем выше будет уровень качества обслуживания. Вместе с тем в условиях рынка обслуживание с более широким ассортиментом предлагаемых услуг, чем это необходимо потребителю, обходится последнему дороже.

Рассмотрим понятие услуги. В международном стандарте ISO под «услугой» понимается, во-первых, результат деятельности или процесса (услуга как нематериальная продукция), во-вторых, деятельность или процесс (предоставление услуги). Услуга определяется как деятельность, связанная с обменом стоимостей, направленная на удовлетворение потребностей, которая не сводится к передаче прав собственности на материальный продукт. Известны следующие особенности услуг транспорта:

• услуга не может существовать вне процесса ее оказания, а следовательно, накапливаться;

• продажа услуги — это, практически, продажа труда, следовательно, качество услуги — это качество труда;

• услуга представляет собой конкретную потребительную стоимость лишь в определенное время на данном направлении, что резко ограничивает возможности ее замещения на рынке;

• спрос на услуги характеризуется значительными колебаниями;

• транспорт не располагает большими возможностями для сглаживания колебаний спроса и особенно пиков спроса;

• предложение услуг отличается малой приспособляемостью к изменениям спроса;

• создание дополнительной провозной способности для полного удовлетворения избыточного спроса обходится весьма дорого.

Достаточно сложной представляется проблема оценки качества услуг. Согласно стандарту ISO, качество услуг определяется как «совокупность свойств и характеристик услуги, которые придающей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности». Таким образом, требования, предъявляемые клиентами к доставке товаров, непосредственно вытекают из их потребностей. Данные потребности достаточно четко формулируются в заключаемых контрактах. В остальных случаях предполагаемые потребности должны определяться с помощью маркетинговых исследований. Потребности со временем меняются, что обуславливает необходимость периодического проведения маркетинговых исследований. Потребность в услугах транспорта должна быть удовлетворена своевременно, а иногда и немедленно. Как уже отмечалось, во многих случаях не удовлетворенная в соответствующее время потребность становится ненужной для потребителя, т. е. спрос носит преходящий характер.

В условиях рынка качество услуги предполагает необходимый уровень потребительских свойств и надежности услуги, который сервисные фирмы способны обеспечить по приемлемой цене.

Качество услуги определяется как соответствие требованиям клиента, которые должны быть четко сформулированы, с тем чтобы исключить их превратное истолкование. Затем проводится оценка на соответствие этим требованиям. Обнаруженное несоответствие означает отсутствие качества услуги.

Особую проблему представляет определение качества доставки грузов. Время (сроки) доставки грузов рассматривается как один из наиболее значимых параметров качества обслуживания потребителей. Качество доставки предполагает также скорость и регулярность поставки грузов, их сохранность при перевозке, а также ликвидацию излишних перегрузочных операций. Первые два параметра во многом определяют реакцию на изменения конъюнктуры рынка и уровень товарных запасов.

В области сбыта товаров производственные и торговые предприятия используют следующие варианты распределения товаров в зависимости от типа используемых каналов распределения:

• производитель—потребитель;

• производитель—оптовый продавец—потребитель;

• производитель—оптовый продавец—мелкооптовый продавец потребитель и т. п.

Таким образом, каналы распределения могут быть различного типа, от прямой связи «производитель—потребитель» до связи через множество комбинаций различных посредников. Различные варианты распределения характеризуются разным количественным составом и качественной структурой субъектов распределения. Факторами, определяющими выбор фирмой каналов распределения, являются следующие:

•  возможность заниматься распределением товара и принимать на себя риск, связанный со сбытом и распределением;

•  наличие у персонала необходимых знаний, опыта и овладение методами торговли;

•  объем продаж товара;

•  географическая удаленность районов размещения товарных запасов и потребления товара;

•  эффективность услуг посредников;

•  потребительские свойства товара;

•  конъюнктура рынка сбыта;

•  сравнительная эффективность каналов распределения.

Чем меньше число элементов системы распределения, т. е. Число посредников между производителем и конечным потребителем, тем относительно быстрее происходит реализация товара. Но в то же время производителям приходится нести значительные расходы на складирование и обеспечение продажи товаров. Поэтому выбор оптимальной формы распределения товаров необходимо проводить на основе анализа эффективности, в частности транспортно-экспедиционного обеспечения распределения товаров.

Рассмотрим пример разработки модели доставки товаров. Элементами системы доставки являются:

• торговая фирма — держатель, контракта на поставку партии товаров;

• региональный дилер — юридическое лицо, заключившее с торговой фирмой контракт на поставку партии товаров;

•        экспедитор — юридическое лицо, осуществляющее доставку партии товаров;

• перевозчик -- юридическое лицо, осуществляющее перевозку партии товаров.

Система доставки определяется как набор элементов, образующих единое целое. Для разработки модели данной системы сделаны следующие допущения:

•  ответственность за доставку партии товаров лежит на торговой фирме;

•  торговая фирма имеет дело с экспедитором, который осуществляет доставку, покупая услуги перевозчиков, транспортных терминалов, страховых и других фирм, участвующих в процессе доставки;

. • система доставки включает два элемента — торговую фирму (покупателя услуг доставки) и экспедитора (продавца данных услуг);

•  единицей анализа является заказ на доставку;

•  параметры модели определяются эмпирически с использованием информации заказа на доставку;

•  значения таких переменных, как время доставки, потери от последствий доставки, не могут быть определены эмпирически;

•  взаимодействие торговой фирмы с перевозчиком происходит опосредованно, через экспедитора.

С позиций системного анализа рассматриваемая система характеризуется входом и выходом. Вход и выход системы описываются соответствующими переменными. Выходные переменны системы являются функцией входных переменных. Данная система является открытой, поскольку на элементы системы могут оказывать влияние внешние воздействия, предсказать которые в условиях неопределенности рынка не представляется возможным. Поэтому во внимание принимается также внешняя среда системы, которая представляет собой множество внесистемных элементов (рынок, государство, финансовая сфера, сфера потребления и т. п.). Изменение значений переменных, описывающих элементы внешней среды, оказывает влияние па систему. И наоборот, значения переменных элементов внешней среды изменяются вследствие поведения системы. Здесь имеют место две проблемы. Во-первых, проблема совместимости системы доставки и внешней среды, или так называемая внешняя совместимость. Если результаты деятельности системы не удовлетворяют потребностям внешней среды, то имеет место внешняя несовместимость. Во-вторых, проблема совместимости между элементами системы (внутренняя совместимость). Понятно, что совместимость элементов системы будет определять и внешнюю совместимость системы. Оптимальная доставка товаров осуществляется при условии достижения наилучшего соответствия между системой доставки и внешней средой.

Рассмотрим последовательно каждую пару элементов системы доставки.

1.. Потребитель—дилер. Возникновение у потребителя спроса на товар с определенными потребительскими свойствами вызывает появление соответствующего спроса дилера. Таким образом, входной переменной данной пары элементов системы является потребность в товаре. Выходными переменными являются затраты дилера на заказ партии товаров, поиск поставщика и т. п.

2. Дилер—торговая фирма. Входными переменными являются условия поставки партии товаров (потребительские свойства, покупательная способность дилера, график поставки, количество единиц заказываемых товаров, сохранность партии товаров, сроки поставки и т. п.). В результате взаимодействия на входе рассматриваемой пары элементов системы появляются такие переменные, как интенсивность спроса, обменный курс рубля, уровень инфляции, цен, спроса на товары, конъюнктура рынка сбыта, уровень рыночной конкуренции. В этой связи в модели рассматриваются сложные связи между рынком, производством, финансами, государством и т. п. Выходными переменными являются результаты закупочной и распределительной деятельности торговой фирмы в виде затрат на приобретение товаров от производителей, развертывание оптово-розничной торговой сети, формирование каналов распределения, поиск перевозчиков и т. п.

3. Торговая фирма—экспедитор. Входными переменными являются реквизиты заказа на доставку товара, содержащего информацию о заказчике, единице товара, грузовой единице, партии отправки, обычных и особых условиях доставки. Выходными переменными выступают затраты экспедитора на поиск перевозчика.

4. Экспедитор—перевозчик. Входными переменными являются параметры, описывающие потребность экспедитора в перевозке: требования к перевозке (вид, направление, тариф, сроки, надежность, соответствие подвижного состава и т. п.), форма оплаты за перевозку, покупательная способность экспедитора. Выходными переменными выступают параметры, описывающие действия перевозчика для удовлетворения потребности экспедитора в перевозке. Доходы перевозчика имеют месте в случае предоплаты экспедитором услуг по перевозке. Затратами же являются расходы перевозчика на закупку запасных частей, горюче-смазочных материалов, шин, амортизационные отчисления на износ подвижного состава и т. п.

5. Перевозчик—экспедитор. Входными переменными являются условия перевозки (виды, направления, тарифы, сроки, надежность); подвижной состав (например, тип кузова автомобиля, его грузоподъемность, внутренний объем кузова), специализация в международных перевозках грузов (наличие лицензии). Выходные переменные есть результаты деятельности экспедитора по перевозке груза: доходы, полученные в результате различного рода скидок с тарифа на перевозку и льгот, а также затраты на покупку услуг по перевозке (тарифы на перевозку), штрафы за простой подвижного состава.

6. Экспедитор—торговая фирма. Входными переменными являются доставка, ее стоимость, направления, сроки, надежность.

Выходными переменными являются либо отказ торговой фирмы от покупки услуг по доставке, либо результаты выполненной доставки в виде полученных торговой фирмой доходов (штрафы за повреждение, порчу и кражу товаров) и понесенных затрат. Затраты подразделяются на ожидаемые — оплата доставки партии товаров (перевозка, подгруппировка, накопление, хранение, погрузка, разгрузка) и непредвиденные — затраты на поиск не поставленных в срок товаров, на поддержание страхового запаса товаров, штрафы, неустойки и т. п. при нарушении контрактных обязательств.

7. Торговая фирма—дилер. Входными переменными являются партия товаров и их потребительские свойства. Выходными переменными выступают затраты дилера на выплату процентов по кредитам, арендную плату, налоги, затраты на рекламу товара, на развертывание торговой сети.

8. Дилер—потребитель. Входной переменной является предложение товара разных видов, размеров, моделей, торговых марок и т. п. Выходными переменными являются покупка либо отказ потребителя от покупки.

С учетом вышесказанного модель системы доставки (SD) можно представить как

SD = {TF, EXP.PER},                                (1)

где TF — параметры торговой фирмы;

ЕХР — параметры экспедитора;

PER — параметры перевозчика.

Параметры торговой фирмы могут быть заданы как

TF(x) - {xrx234, х5, ...,хп};х= 1-Х, n = 1- N,        (2)

где х1 — информация об отправителе и получателе (наименование, юридический и почтовый адрес, расчетный и корреспондентский счета, наименование банка, банковский идентификационный код (БИК), номера телефонов и факса, ответственные лица, режим работы и т. п.);

х2 — информация об единице товара (вид, наименование, стоимость, масса и т. п.);

х3 — информация о грузовой единице (вид тары —- пакет, паллета, контейнер; количество единиц товара в грузовой единице; масса брутто; стоимость с товаром; габариты; тип контейнера и т. п.);

х4 — информация о партии отправки (стоимость, количество грузовых единиц в партии, периодичность доставки партий, масса партии товара, отношение стоимости партии отправки к ее массе, отношение массы партии товара к ее объему, наличие сертификатов и т. п.);

x5 — обычные условия доставки (места погрузки отправления и разгрузки/назначения, время использования подвижного состава, дата готовности к погрузке, время отправки и доставки, форма оплаты и т. п.);

х6 — особые условия доставки (температура, бережность обращения, степень опасности, необходимость охраны, страхования груза, вид страхования, необходимость переадресовки отправки в пути, допустимое число ярусов хранения и т. п.) и др.;

х7 — покупательная способность фирмы и т. д.

Параметры экспедитора могут быть представлены в виде:

ЕХР(у) = {У12,…yn};y=1-Y,n = l-N,       (3)

где у1 — информация об экспедиторе (наименование, юридический и почтовый адрес, расчетный и корреспондентский счета, наименование банка, БИК, номера телефонов и факса, ответственные лица, режим работы и т. п.);

у2 — информация об условиях доставки (стоимость, виды, направления, сроки, надежность и т. п.) и др. Параметры перевозчика могут быть формализованы следующим образом:

PER(z) = {zrzz,z3, ...,zn};z = 1-Z, n = 1-N, (4)

где z1 — информация перевозчика (наименование, юридический и почтовый адрес, расчетный и корреспондентский счета, наименование банка, БИК, номера телефонов и факса, ответственные лица, режим работы и т. п.);

Z2 — информация об условиях перевозки (тарифы, виды, направления, сроки, надежность и т. п.);

Z3 — информация о подвижном составе (например, тип кузова автомобиля, грузоподъемность, внутренний объем кузова) и т. д.

С учетом (2), (3), (4) модель системы доставки (1) может быть представлена как

SD={xn,yn,zn};n=1-A/,                                 (5)

где хп — параметры торговой фирмы;

уn — параметры экспедитора;

zn — параметры перевозчика.

Проведем анализ целевой функции доставки товара. Целевая функция системы доставки выглядит следующим образом:

E(SD) -> max,                                             (6)

т. е. предполагает достижение максимальной эффективности доставки партии товаров. Целевую функцию (6) системы доставки невозможно определить однозначно, так как каждый из элементов системы преследует собственные цели, которые формулируются одинаково — извлечение максимальной прибыли от своих видов деятельностей:

Е{TF, EXP, PER} → max.                         (7)

Рассмотрим прибыль отдельных элементов системы. В общем случае

П(i) = di –(ri+pi); I = 1,…., N                       (8)

где dj — доходы;

ri — ожидаемые затраты;

pi — непредвиденные затраты (потери).

Предположим, что после проведения процедуры поиска перевозчика возможно удовлетворение следующих условий:

•  ожидаемая стоимость доставки партии товара равна или не превышает покупательную способность торговой фирмы;

•  направление доставки соответствует направлению, по которому экспедиторская фирма осуществляет доставку грузов;

•  время доставки груза к месту назначения равно или не превышает требуемого заказчиком времени;

•  параметры используемого подвижного состава соответствуют необходимым параметрам.

Тогда доходы экспедитора складываются из оплаты торговой фирмой стоимости доставки партии товара, скидок с тарифа перевозчика и штрафов, выплаченных торговой фирмой за несоблюдение условий договора на ТЭО, например за задержку подвижного состава сверх оговоренного срока и т. п. Перевозчики, специализирующиеся в междугородных перевозках, заинтересованы в поддержании постоянных контактов с экспедитором. В этой связи перевозчики довольно часто прибегают к предоставлению различного рода скидок с тарифа на перевозку и других льгот. В данном случае возникает опасность того, что, стремясь к повышению прибыли путем получения скидок с тарифа перевозчика, экспедитор рискует ухудшить значения параметров доставки; издержки от несоблюдения условий поставки могут оказаться большими, чем размер полученной скидки. Другое дело, если скидки предоставляются перевозчиком, степень надежности которого достаточно высока.

Затратами экспедитора являются расходы на поиск перевозчика, оплата стоимости перевозки и доставки, выплаты за несоблюдение условий договора и т. п. Затрат экспедитора на поиск и выбор перевозчика можно избежать или свести их к минимуму путем приобретения услуг первого же перевозчика. Но в данном случае возникают проблемы, связанные с необходимостью обеспечения соответствия требуемых параметров заказа. Отсюда следует, что резервы повышения уровня прибыли заключаются в соблюдении условий доставки, установленных в договоре на ТЭО.

Доходы перевозчика складываются из оплаты экспедитором тарифа на перевозку, а также штрафа за задержку подвижного состава сверх установленного в договоре времени. Затраты перевозчика - скидки, предоставляемые экспедитору с тарифа на перевозку, и затраты на подготовку перевозки. Затраты на подготовку перевозки (на закупку топлива, смазочных материалов, шин, запасных частей, техническое обслуживание и ремонт и т. п.) отражаются на величине тарифа на перевозку. Если на рынке транспортных услуг сложились средние цены на перевозки, то эти затраты можно считать неуправляемыми переменными (параметрами) и не учитывать. Но данные затраты необходимо иметь в виду, так как они являются резервом прибыли экспедитора. Если перевозчики найдут возможность снизить затраты, то это отразится на среднем уровне тарифов на рынке в сторону их снижения. Это повысит прибыль экспедитора при неизменной стоимости доставки либо позволит экспедитору снизить стоимость доставки при неизменном уровне обслуживания, что повысит степень привлекательности его услуг для потребителей.

С другой стороны, затраты перевозчика определяются параметрами заказа на перевозку. Чем жестче значения этих параметров, тем большие затраты вынужден будет нести перевозчик для их удовлетворения. Таким образом, чем жестче условия доставки, требуемые торговой фирмой, тем выше относительно средних рыночных цен должна быть плата за доставку. Это предотвратит снижение уровня прогнозируемой прибыли вследствие увеличения затрат перевозчика и соответственно экспедитора.

Аналогично доходы торговой фирмы в процессе доставки товара складываются из штрафов, выплаченных экспедитором за несоблюдение условий договора (за повреждение, порчу, кражу товаров, доставку партии товаров в более поздние сроки, чем установлено в договоре на ТЭО, и т. п.). Размеры штрафов компенсируют издержки торговой фирмы от потери объема продаж, кражи товаров, утраты их потребительских свойств и т. п. в том случае, если в договоре доставки будут учтены все возможные последствия доставки и размеры соответствующих санкций. Но в данном случае экспедитор может отказаться от продажи услуг по доставке еще на этапе заключения договора из-за высокого уровня ответственности за доставку и, следовательно, большого риска. Торговая фирма может повысить привлекательность заказа путем предложения более высокой платы за доставку или путем страхования доставки. В противном случае размеры штрафов несоизмеримы с размерами потерь торговой фирмы от возможных последствий доставки.

Чем жестче требования по надежности (сохранность потребительских свойств товара, срок доставки, исключение краж и т. п.), гибкости (переадресовка отправки в пути) и т. д., тем выше должны быть затраты торговой фирмы на компенсацию расходов экспедитора на обеспечение этих требований. Затраты торговой фирмы можно разделить на ожидаемые, учитываемые в сумме оплаты за доставку, и непредвиденные как результат непредвиденных обстоятельств. Прогнозирование потерь торговой фирмы от возможных последствий доставки груза проводится с точки зрения надежности. Определим надежность системы доставки как вероятность того, что груз будет доставлен при заданных выше условиях. Тогда целевая функция системы доставки является функцией надежности доставки (HSD):

Е{TF, EXP, PER} - F(HSD) → max.          (9)

Параметрами, определяющими надежность доставки, являются время доставки, сохранность партии отправки, а также потребительских свойств товаров. Причинами возможных результатов доставки могут быть также такие форс-мажорные обстоятельства, как неожиданная болезнь водителя (сердечный приступ и т. п.); дорожно-транспортное происшествие по вине другого участника транспортного процесса вследствие сложных дорожных (плохое со- стояние дорожного покрытия, отсутствие линии разметки и т. п.) и погодных условий (туман, дождь, снег, град); стихийные бедствия (пожар, землетрясение, лавина); ограбление.

Возможными последствиями результатов доставки для торговой фирмы могут быть:

•  затраты на поиск непоставленного в срок груза (вследствие задержки в пути);

•  затраты на создание страхового запаса дилеров;

•  потеря объема продаж (при утрате партии товаров);

•  выплата неустойки (штрафа) партнерам за несоблюдение контрактных обязательств;

•  упущенная прибыль от непродажи товара;

•   отказ дилера в покупке (вследствие утраты товарами потребительских свойств).