Содержание

1. Классификация мебели торговых предприятий. 2

2. Типизация, унификация, стандартизация торговой мебели. 3

3. Требования к торговой мебели. 4

4. Анализ оснащенности конкретного предприятия. 8

Список литературы.. 12

Приложение. 14

1. Классификация мебели торговых предприятий

Рассмотрим классификацию мебели для торговых предприятий.

Мебель для торговых предприятий играет важную роль в рациональной организации торгово-технологического процесса в магазине. Она широко применяется при выполнении различных операций, связанных с приемкой, хранением и продажей товаров.

Мебель для торговых предприятий принято классифицировать по следующим наиболее важным признакам: месту применения; назначению; товарному профилю; конструкции.

По месту применения торговую мебель подразделяют: для торговых залов, подсобных помещений и мелкорозничных предприятий.

По назначению торговая мебель подразделяется на следующие виды: для приемки товаров по качеству (столы для бракеража); подготовки товаров к продаже (столы для фасовки товаров); показа товаров (витрины); выкладки и продажи товаров (горки, прилавки, прилавки-витрины, вешала); транспортировки и продажи товаров (тара-оборудование);  расчетов с покупателями (кассовые кабины); для обслуживания покупателей[1, с. 15].

По товарному профилю различают универсальную и специализированную торговую мебель.

Некоторые виды современной торговой мебели приведены в приложении.

По конструкции торговую мебель изготовляют неразборную и сборно-разборную. Размеры и конструкция торговой мебели должны быть тесно увязаны с параметрами помещений магазинов,  чему в значительной степени способствуют ее типизация, унификация и стандартизация.

2. Типизация, унификация, стандартизация торговой мебели

Как показано выше, типизация, унификация, стандартизация являются важными показателями. Под типизацией понимают систему мероприятий, направленных на устранение излишнего многообразия и отбор наиболее рациональных типов торговой мебели. Мебель для торговых предприятий делится на следующие основные типы: пристенные и островные горки; секции замкнутых зон внутри торгового зала; прочие товароносители.

Наиболее распространенными типами торговой мебели являются пристенные и островные горки, которые могут устанавливаться в торговом зале отдельными секциями или сплошным фронтом.

Различают универсальные, предназначенные для выкладки и продажи различных продовольственных и непродовольственных товаров, и специализированные горки. Устанавливают пристенные горки вдоль стен, островные — в средней части торгового зала.

Прилавки используют для отпуска различных товаров, размещения отборочных корзин и сумок покупателей, а также для упаковки товаров.

Прилавки-витрины в отличие от прилавков имеют частично или полностью застекленную верхнюю часть.

Вешала бывают одно- и двухъярусные, стационарные и передвижные.

Вешало двух штанговое двухъярусное

Кассовые кабины являются рабочим местом контролера-кассира.

Они оснащаются вращающимся стулом с подъемным сиденьем.

Для оснащения подсобных помещений применяют стеллажи, подтоварники, поддоны, вешала.

Унификация — приведение к единообразию форм, конструкций и размеров деталей, из которых производится сборка торговой мебели.

Мебель, изготовленная из унифицированных деталей, легко монтируется как в виде отдельных секций, так и сплошным фронтом, что приводит к экономии средств за счет сокращения числа стоек и других элементов.

Стандартизация торговой мебели предусматривает установление нормативных требований к размерам, материалам, качеству изготовления, правилам приемки, маркировки, упаковке, транспортировке и хранению торговой мебели.

Таким образом, типизация, унификация и стандартизация в производстве торговой мебели позволяют:

• выявить, проверить и отобрать наиболее рациональные наборы мебели, оправдавшие себя с точки зрения рентабельности, высокого качества обслуживания покупателей, производительности труда торговых работников и конкурентоспособности на рынке торгового оборудования;

• каждый производитель в соответствии со своей нишей на рынке торгового оборудования дополнительно мотет разработать новые варианты торговой мебели с учетом внедрения прогрессивных методов торговли и расширения товарного ассортимента;

• сократить общее число разновидностей комплектов торговой мебели, устраняя излишнее их многообразие и одновременно повышая конкурентоспособность;

• взаимозаменять отдельные детали и узлы торговой мебели, упрощающие ее монтаж и эксплуатацию;

• налаживать массовое индустриальное производство торговой мебели высокого качества и более низкой себестоимости с учетом рыночной конъюнктуры[2, с. 87].


3. Требования к торговой мебели

Мебель для торговых помещений должна быть удобной в эксплуатации, обеспечивать широкий показ товаров и создавать максимум удобства при отборке товаров покупателями. Она должна отвечать эксплуатационно-техническим, экономическим, эргономическим, эстетическим и санитарно-гигиеническим требованиям.

Эксплуатационно-технические требования

Они прежде всего предусматривают, чтобы торговая мебель имела стандартные размеры, что позволяет производить ее сборку из отдельных элементов методом агрегатирования. Длина, высота и ширина изделий должны отвечать параметрам помещений магазина и соответствовать различным свойствам товаров и стандартизированным размерам упаковки.

Наиболее высокими эксплуатационно-техническими характеристиками обладает универсальная торговая мебель, собранная из ограниченного количества взаимозаменяемых унифицированных деталей и узлов.

Универсальность мебели предусматривает широкое ее применение для разнообразных групп товаров в различных типах магазинов.

Кроме того, торговая мебель должна обеспечивать рациональное использование площади торгового зала, быть пригодной для оперативного пополнения запасов товаров, обеспечивать наглядность показа и удобства отборки их покупателями. Это достигается за счет применения более емкой мебели, имеющей большую площадь экспозиции товаров, укомплектованную наполочными и навесными корзинами, другими приспособлениями для выкладки товаров, различными типами тары-оборудования.

Важным эксплуатационно-техническим требованием торговой мебели является ее прочность и устойчивость, а также надежность соединений отдельных деталей.

Экономические требования

При проектировании мебели для торговых залов магазинов стремятся к тому, чтобы она была недорогой и экономичной в эксплуатации. Она должна изготовляться простой и облегченной конструкции из недорогих строительных и отделочных материалов с использованием современной технологии производства. Важными условиями снижения стоимости торговой мебели и повышения ее экономичности является организация массового индустриального производства, простота технологического процесса, возможность замены отдельных деталей и узлов в процессе ее ремонта, а также реконструкции и перепланировки магазина. Она должна занимать возможно меньшую площадь торгового зала и подсобных  помещений, но быть достаточно емкой, обеспечивающей выкладку и хранение необходимого количества товаров[3, с. 47].

Эргономические требования

Они предусматривают, что основные размерные соотношения мебели, т. е. ее высота, ширина и длина, высота расположения полок и других элементов для выкладки товаров, должны устанавливаться с учетом роста и пропорций фигуры человека и обеспечивать минимальную утомляемость обслуживающего персонала, а также хорошую обозримость товаров и свободный доступ к ним покупателей.

Эстетические требования

Форма, пропорции и цвет торговой мебели должны соответствовать своему функциональному назначению и архитектурно-художественному оформлению интерьера торгового зала магазина. Она должна подчеркивать единство ансамбля интерьера магазина. Иначе говоря, устройство торговой мебели не должно играть самостоятельной роли. Поэтому архитектурно-конструктивное решение торговой мебели должно отвечать ряду эстетических требований.

В цветовой отделке необходимо максимально использовать декоративные свойства материалов (дерева, пластических масс и др.).

Отделка торговой мебели должна быть увязана с общим решением оборудования, т.е. с ее формой, конструкцией. Окрашивают мебель в нейтральные спокойные тона или в тона контрастные цвету товара, чтобы выявить и подчеркнуть его основные свойства. Цвет мебели должен гармонировать с интерьером магазина и выявлять цветовые свойства экспонируемых товаров. При этом источники света следует располагать так, чтобы выделить товар, обратить на него внимание покупателей.

Цвет мебели должен подбираться с учетом некоторых особенностей композиции ее формы.

Например, чем больше предмет и более громоздки его формы, тем светлее должна быть его окраска. И наоборот, чем меньше предмет, тем насыщеннее должна быть его окраска. Предметы с четкими и строгими формами окрашиваются в малонасыщенные и светлые цвета, со сглаженными формами и нечеткими гранями — в относительно более насыщенные цвета.

Для окраски несущих элементов мебели (стоек, кронштейнов и т. д.) используют краски более темных цветов, чем для других поверхностей.

Нецелесообразным считается введение в отделку многоцветной окраски, что может нарушить целостность формы мебели.

На цветовую схему существенное влияние оказывает фактура поверхности мебели. Так, матовая фактура наиболее приемлема для спокойных приглушенных цветов, глянцевые поверхности — для интенсивных цветов.

Кроме перечисленных к мебели торговых залов магазинов предъявляются и другие эстетические требования, основные из которых сводятся к следующему: при конструировании торговой мебели должны быть учтены возможности широкого применения современных материалов и отделки; при монтаже пристенных и островных горок в линию не должно возникать зрительного впечатления провисания полок.

При этом все вертикальные членения мебели должны быть малозаметны, а горизонтальные - подчеркнуты; для придания торговой мебели композиционной законченности необходимо, чтобы ее собранные секции имели декоративное оформление.

С этой целью устраиваются боковые стенки, карнизы для подсвета, плинтуса в основании горок. Декоративная отделка может иметь самостоятельный цвет, однако желательно, чтобы он повторялся на отдельно стоящих изделиях, так как это придает всей мебели единый характер[4, с. 184].

Санитарно-гигиенические требования

Устройство торговой мебели, а также материалы, используемые для изготовления этой мебели не должны затруднять ее чистку в процессе эксплуатации и уборки помещений.

В связи с этим мебель должна иметь доброкачественную отделку, с гладкой поверхностью, без излишних  углублений, зазоров и выступов.

Рабочие поверхности мебели, соприкасающиеся с пищевыми продуктами, должны изготовляться из материалов, допущенных к применению в продовольственном машиностроении.

Поверхности, покрытые пластиком, протираются влажным тампоном. Мыть мебель обильно смоченным тампоном нельзя, так как жидкость, затекая в щели между деталями, приводит к разбуханию деревянных и ржавлению металлических частей. Удаление загрязнения с окрашенных поверхностей мебели рекомендуется производить только путем сухой уборки.

4. Анализ оснащенности конкретного предприятия

При решении вопросов технического оснащения магазинов особое внимание должно быть уделено выбору типов и моделей торгового оборудования и определению его оптимального набора.

Выбор типов оборудования и комплектование его набора должны основываться на следующих основных принципах: соответствие оборудования товарному профилю и размерам торгового зала магазина; оснащение магазинов торговым оборудованием должно осуществляться с учетом используемых методов продажи товаров; оборудование должно обеспечивать эффективное использование торговой площади магазина.

Современный интерьер торгового зала нельзя создать без решения многих задач технологического и художественного характера.

Необходимо учитывать размер, форму и назначение оборудования. Следует тщательно продумать сочетание предметов больших и малых габаритов. Нельзя загромождать торговый зал ненужными предметами, так как теснота и загроможденность торгового помещения противоречат законам красоты и целесообразности. Определение рационального набора торгового оборудования и характер его размещения оказывают существенное влияние на эффективность использования площадей магазина.

Правильно подобранное и расставленное оборудование позволяет расширить предложение товаров, создать больше удобства для обслуживания покупателей, увеличить товарооборот на квадратный метр торговой площади и тем самым добиться более высоких показателей эффективности использования торговых площадей.

Во-первых, необходимо стремиться к тому, чтобы оптимальной была установочная площадь, т. е. площадь торгового зала, занятая основаниями торгово-технологического оборудования.

Во-вторых, следует учитывать, что эффективное использование торговых площадей может быть достигнуто при условии оснащения магазинов торговым оборудованием, имеющим достаточно большую площадь выкладки.

При одной и той же установочной площади площадь выкладки товаров может быть различной в зависимости от типов и композиций торгового оборудования, количества элементов для выкладки товаров.

Для установления взаимосвязи между различными технологическими зонами магазина важно знать емкость торгового оборудования и количество разновидностей товаров, выкладываемых на одном метре горки островной или пристенной. Эти показатели дают возможность определить не только эффективность использования торгового оборудования, но и установить для магазина оптимальный размер товарных запасов, размещаемых в торговом зале, рассчитать потребность в завозе товаров, в транспорте и т. д.

Емкость оборудования зависит от его типа, используемых элементов и приспособлений для выкладки товаров, а также от вида товаров, выкладываемых на нем.

Определение набора торговой мебели для конкретного магазина осуществляется в соответствии с действующими нормами технического оснащения магазинов, разработанной для него схемой технологической планировки, которая оформляется в виде чертежа.

Чертеж является основным технологическим документом, по которому можно оценить степень рациональности разработанных технологических решений и производить весь комплекс работ по техническому оснащению магазина. Оформление чертежей должно производиться в соответствии с правилами, изложенными в Государственных стандартах и Строительных Нормах и Правилах. Сначала вычерчивают план здания магазина с обозначением стен и перегородок, оконных и дверных проемов и т. д.[4, с. 164].

 Затем приступают к расстановке на чертеже торгово-технологического оборудования, "привязке" ассортимента товаров и составлению спецификации на оборудование. Расстановка торгово-технологического оборудования должна производиться в соответствии с нормативами, изложенными в Строительных Нормах и Правилах. Этими нормативами предусмотрена наименьшая ширина проходов между торговым оборудованием и стенками, перегородками или витринами при размещении торгового оборудования параллельно стенам, перегородкам или витринам; между параллельно располагаемыми прилавками или горками; между кабинами контролеров-кассиров и т. д.

На схемах технологических планировок должны быть обозначены индексы горок, прилавков, прилавков-витрин, вешал, столов и т. п., а также торцевых щитов для привитринных, островных и пристенных горок.

Проведем анализ оснащенности предприятия ООО «Технохим- Сервис».

К помещениям предприятия относятся:

торговый зал,

помещения приема и выдачи заказов,

помещения для оказания дополнительных услуг покупателям.

Все эти помещения несут основную функциональную нагрузку в магазине. Площади, формы и пропорции торговых помещений в значительной степени обусловливают уровень обслуживания покупателей, оказывают влияние на построение торгово-технологического процесса в магазине, на экономические показатели его работы.

К помещениям для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже ООО «Технохим-сервиса» относятся приемочные, разгрузочные, кладовые для хранения товаров, охлаждаемые камеры для хранения скоропортящихся продуктов, помещения для подготовки товаров к продаже, фасовочные, комплектовочные и экспедиции отдела заказов.

Подсобные помещения включают помещения для хранения тары и контейнеров, мастерские по ремонту оборудования и инвентаря, рекламно-оформительские мастерские.

К административно-бытовым помещениям относятся конторские помещения, кабинет директора магазина, главная касса.

Технические помещения — вентиляционные камеры, машинные отделения холодильных установок и лифтов, телефонный коммутатор, электрощитовая.

Все помещения магазина расположены с учетом обеспечения рациональной взаимосвязи между ними.

Таким образом, торговые помещения ООО «Технохим-сервиса» непосредственно связаны с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже, чтобы можно было обеспечить оперативное пополнение товарных запасов в торговом зале, используя кратчайшие пути движения товаров; оптимальным является решение, когда торговый зал и кладовые расположены на одном уровне;

торговый зал связан с помещениями для приемки товаров по возможности кратчайшим путем, что особенно важно при поступлении в магазин товаров в таре-оборудовании;

помещения для хранения тары, обменного фонда контейнеров, упаковочных материалов и инвентаря располагаться непосредственно у приемочной или разгрузочной рампы;

административно-бытовые помещения связаны с торговыми помещениями, а также с помещениями для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже.

В свою очередь, между помещениями этой группы обеспечена должная взаимосвязь.

Планировка помещений магазина обеспечивает нормальные условия работы персонала, высокий уровень производительности труда работников.

Основным торговым помещением ООО «Технохим-сервиса» является торговый зал, который, как правило, занимает большую долю в общей площади магазина. Он служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги покупателям.

В торговом зале организованы рабочие места продавцов, кассиров, продавцов-консультантов, кассиров-контролеров и других работников магазина. Поэтому устройство и планировка торгового зала отвечают требованиям рациональной организации совершаемых здесь операций. Важнейшими из этих требований являются: свободное движение покупательского потока; обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выкладки и размещения; создание условий хорошей просматриваемости и удобства для ориентации покупателей[5,с. 110].

Список литературы

1. Арустамов Э.А. Оборудование предприятий (торговля): Учебное пособие. - М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2001. –с.9-49

2. Оборудование торговых предприятий /Под ред. Т.Р. Парфеньева, Н.Б. Миронова, А.А. Петухова, Н.М. Филиппова.- М.: ИРПО; Изд. центр «Академия», 2000. –с.3

3. Арустамов Э.А., Вахрин П.И., Памбухчиянц В.К. Торгово-технологическое оборудование: Учебник для кооп. техникумов. ––М.: Экономика, 1984. –с.3-8

4. Мезина Т.К. Торгово-технологическое оборудование: курс лекций - Минск: НИИ Белкоопсоюза, 2000. –с.3-5.

5. Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности. – М.: Маркетинг, 2001. – 450 с.

Приложение

Прилавок остекленный (аквариум) S 60120S

Модель:

Прилавок остекленный (аквариум) S 60120S, Производитель Cryspi, Россия

Характеристики:

Длина: 1200 мм; ширина: 600 мм; высота: 900 мм Исполнение - ДСП серого цвета, кромка изготовлена из ПВХ темно-серого цвета

Прилавок угловой внутренний S 6060 NW

Модель:

Прилавок угловой внутренний S 6060 NW, Производител Cryspi, Россия

Характеристики:

Длина: 600 мм; ширина: 600 мм; высота: 900 мм Исполнение - ДСП серого цвета, кромка изготовлена из ПВХ темно-серого цвета

Прилавок угловой внутренний LWI 5050 NW B/B

Модель:

Прилавок угловой внутренний LWI 5050 NW B/B, Производитель Wiko-Украина, Украин

Характеристики:

Длина: 500 мм; ширина: 500 мм; высота: 900 мм Исполнение - ламинированная ДСП с металлическим крашеным профилем

Дверь 259/PPB для примерочной кабины

Модель:

Дверь 259/PPB для примерочной кабины, Производитель Fidia, Италия

Характеристики:

Длина: 960 мм; ширина: 960 мм; высота: 2150 мм Хромированный каркас - диаметр трубы 28 мм; Ламинированные панели

Кабина примерочная КР 1 (без двери) 1050х1050х2000

Модель:

Кабина примерочная КР 1 (без двери) 1050х1050х2000, Производитель Русь, Россия

Характеристики:

Длина: 1050 мм; ширина: 1050 мм; высота: 2000 мм