Содержание

1. Функциональное разделение труда в процессе управления. 3

2. Классификация и содержание функций управления. 5

3. Характеристика конкретного предприятия. 10

4. Характеристика распределения функций управления по уровням и звеньям аппарата управления на предприятии. 12

5. Предложение по совершенствованию схемы распределения функциональных обязанностей. 16

Список литературы: 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Функциональное разделение труда в процессе управления.

Функциональное управление основано на разделении управленческого труда в рамках аппарата управления при сохранении распорядительных функций руководителя, предполагается, что реализацию решения функционального руководителя только через вышестоящее линейное руководство [3, 6].

Современное научное управление предполагает разделение всего процесса управления на самостоятельные, обособленные, но взаимосвязанные виды деятельности. Каждый вид такой деятельности носит название функции. Распределение обязанностей между органами управления и отдельными работниками получила название функционального разделения обязанностей. Необходимость функционального подхода к управлению вытекает из объективных условий разделения труда, а также из сложностей и многообразия специализированной деятельности аппарата управления. В современной концепции управления такое распределение должностных обязанностей ближе всего подходит к понятию управления как к процессу, т.е. это понимается как выполнение повторяющихся операций и процедур в определенной последовательности и с соответствующим обеспечением современными средствами управления и компьютерными технологиями [1, 56].

В научной литературе обосновываются несколько методических подходов к выделению функций управления. Можно встретить таких функции:

1.                прогнозирование,

2.                планирование,

3.                программирование,

4.                проектирование,

5.                подготовка и принятие решений,

6.                руководство,

7.                координация,

8.                регулирование,

9.                согласование,

10.           распорядительство.

На уровне управления производственной единицей, цеха или приравненной к нему производственной и коммерческой единицы руководители должны быть ориентированы на организацию деятельности, плановые показатели по объему производства, номенклатуре и выполнения финансовых планов. На уровне производственного участка или бригады или равноценных им подразделений руководители их должны быть ориентированы преимущественно на повседневное выполнение планового задания, внедрение новых методов и приемов труда, повышение его качества, соблюдение трудовой и технологической дисциплины, а также на содержание в исправном состоянии технического и технологического оборудования. Линейные руководители должны быть наделены правами принятия окончательных решений в пределах полномочий, дилигированных им вышестоящим органом управления. Линейные руководители подразделяются по уровням иерархии в соответствии с иерархическим делением производства, а именно:

1.                производство в целом,

2.                цех,

3.                производственный участок,

4.                рабочая зона,

5.                рабочее место.

Для коммерческого предприятия иерархическая система может изменяться [1, 59].

Подсистема включает в себя функциональные подразделения на всех уровнях управления. В зависимости от степени централизации управления каждая из специальных функций может выполняться одним или несколькими подразделениями. По каждой специальной функции назначается головное подразделение, устанавливаются следующие типовое и иерархическое распределение уровней:

При проектировании новых и совершенствовании действующих систем управления определяется состав предприятия.

2. Классификация и содержание функций управления

Под функциями управления понимаются специализированные виды управленческой деятельности.

1. Классификация. Управление - как целесообразная деятельность.

Общие (основные) функции: - планирование; - организация; - мотивация; - учет; - контроль; - регулирование (координация); - руководство (выдача управляющих команд, .распоряжений, указаний).

«Классификационный признак - последовательные этапы любого вида целесообразной деятельности.

2. Классификация. Управление - как работа с информацией «Классификационный признак - последовательные этапы работы с управленческой информацией.

Здесь нет четкой концепции, которая подтверждала бы возможность отнесения перечисленных видов управленческой деятельности к самостоятельной функции управления. Современная наука по управлению накладывает более четкие ограничения на понятие "функция" и выделяет весьма ограниченный состав функций [1, 60].

Сторонники западного менеджмента, в частности Мескон, выделяют 4 функции управления:

1.                организация,

2.                планирование,

3.                мотивация,

4.                контроль.

В российской науке об управлении сложилось несколько иное, но близкое понимание функций управления. Сущность и содержание каждой из названых функций в западном менеджменте можно представить в следующей сравнительной таблице.

Внутренние функции: - сбор информации; - передача информации; - обработка информации; - хранение информации; - анализ информации.

3. Классификация. Управление производством - как обеспечение устойчивого хода производственного процесса.

Специальные функции - объективно необходимые виды управленческих работ, обособившиеся в процессе специализации и разделения управленческого труда.

«Классификационный признак -этапы выполнения специализированных управленческих работ, направленных на обеспечение производства.

Специальные функции: - административные (общее линейное руководство) - технические (конструкторское, технологическое и техническое обеспечение производства); - коммерческие (МТО, маркетинг, финансирование и кредитование); - экономические (плановый отдел, бухгалтерия); - хозяйственные (АХО); - социальные (работа с кадрами, социальное развитие коллектива) [4, 147].


Содержание функций управления.

функции

в западном менеджменте

в российском менеджменте

1) организация

Организовывать - значит создать структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать. Одним из них является работа, т.е. конкретные задания к организации. Организация работы определенным образом позволяет группе работников добиться гораздо большего, чем они могли сделать без должной организации. Другим важным аспектом организации является определение кто именно должен выполнить каждое конкретное задание. Руководитель подбирает людей для работы, делегирует им полномочия. Эти субъекты делегирования принимают на себя ответственность и считают себя подчиненными по отношению к руководителю

Это соединение работников со средствами производства, определение места и роли каждого в системе управления. Организаторская деятельность управленческого работника считается центральным звеном в системе управления, охватывает широкий круг вопросов:

1.                 определение управленческих задач,

2.                 распределение между руководителями и специалистами общего объёма работ, полномочий и ответственности, системы взаимоподчинения,

3.                 распределение работников согласно квалификации по отдельным участкам работы,

4.                 построение рациональной, научно обоснованной структуры управления,

5.                 принятие управленческих решений,

6.                 организационное нормирование работы аппарата управления.

2) планирование

Решение о том, какие должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь целей.

Функция должна ответить на 3 вопроса:

1.                 где мы находимся в настоящее время, т.е. требуется оценить сильные и слабые стороны организации в таких направлениях как финансы, менеджмент, организация производства, трудовые ресурсы и другие подобные вопросы;

2.                 куда мы хотим двигаться. Ответить какую цель исследует организация и что может помешать организация прийти к этой цели. Здесь следует вычленить возможную угрозу, которая может возникнуть в окружающей среде, а именно какие конкуренты могут появиться, особенности клиентов, возможная политическая нестабильность, технология производства, сообщения и тому подобные факты.

3.                 что должен делать каждый член организации

Осмысление того, что нужно сделать. Составление планов и графиков работ. Российская теория управления предполагает, что планирование имеет соподчиненное отношение к управлению. Это подготовительное действие, цель которой определить программу рационального использования наличных.

3) мотивация

Члены организации выполняют работу в соответствии с делегированными им полномочиями или в соответствии с их обязанностями, что должно соответствовать общей цели организации. Мотивация - это создание внутреннего побуждения к действию и является результатом сложных совокупностных потребностей, которые постоянно меняются. Чтобы мотивировать исполнение своих обязанностей сотрудниками и найти такой способ, который должен обеспечить удовлетворение.

Функция мотивации как самостоятельная до настоящего времени отсутствовала. В тоже время эту проблему решали через, так называемые, системы материального стимулирования. Сущностью этого управленческого воздействия является разработка научно обоснованной системы. Основной, дополнительной и поощрительной системы оплаты труда. Моральное же стимулирование осуществляется через различные формы нематериального поощрения и таких воздействий как присвоение государственных наград, награждение дарственными предметами.

4) контроль

Почти всё, что делает руководитель обращено к будущему. Руководитель планирует достичь цель в заданное время. Непредвиденные обстоятельства могут заставить организацию отклониться от первоначального курса. В этом случае, если руководство окажется неспособным найти и исправить отклонения от первоначального плана, может возникнуть ситуация, при которой будет снижена эффективность работы организации вплоть до банкротства.

Три аспекта контроля:

1.                 установление стандартов - это точное определение и формулирование целей во времени,

2.                 измерение фактически достигнутых результатов, исполнение их,

3.                 необходимость предпринимать своевременные корректирующие воздействия с целью своевременного устранения возникающих проблем.

Функция является завершающей процесса в управлении. Эта функция понимается как система наблюдения и проверки. Фактическое состояние системы управления плановыми заданиями и принятыми ранее управленческими решениями. Конкретными процедурами контроля является анализ, ревизия, обследование, самопроверка. Целью контроля является своевременное выявление объекта управления.

5) координация

нет

Это процесс, с помощью которого достигается и обеспечивается единство их действия. Она осуществляется по вертикали и по горизонтали. Координация вертикали сверху идет по каналам прямой связи, горизонтальная налаживается между руководителями и специалистами, расположенными на одном иерархическом уровне управленческой структуры.

6) регулирование

нет

Понимается как постоянное улавливание возмущающих факторов и принятие мер по их ликвидации. Эта функция должна обеспечить деятельность управляемой системы за счет введения противодействующих факторов.




3. Характеристика конкретного предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «Лиман-2000» в дальнейшем именуемое Общество, создано на основании Гражданского Кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 08.02.98г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Федеральный закон).

Общество создано для производства и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Общество от своего имени и за свой счёт в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, осуществляет следующие виды деятельности:

- организация оптовой и розничной купли-продажи товаров народного потребления и товаров производственно-технического назначения;

- внешнеэкономическая деятельность.  

Виды деятельности, подлежащие лицензированию, осуществляются обществом после получения лицензии в установленном законом порядке.

Сделки, выходящие за пределы уставной деятельности, но не противоречащие действующему законодательству Российской Федерации, признаются действительными.

Общество является юридическим лицом.

Общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законодательством

Общество создается без ограничения срока действия.

Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Общество может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения общества. Общество вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

Учредительными документами общества являются настоящий Устав и Учредительный договор (а в случае, если в обществе один участник - только Устав).















4. Характеристика распределения функций управления по уровням и звеньям аппарата управления на предприятии


Подробно рассмотрим функции каждого подразделения на основе источника.

1.                Подбор и размещение персонала:

§     отдел маркетинга – подает рекомендации по подбору и расстановке кадров;

§     отдел кадров – предоставляет руководству предложения по улучшению расстановки и использованию рабочих кадров;

§     руководитель – принимает решения и утверждает мероприятия по улучшению расстановки кадров, и санкционирует подбор кадров;

§     диспетчер – предоставляет проекты штатных расписаний, ходатайства о внесении изменений в штатные расписания, предложения о рациональной расстановке рабочих.

2.                Составление плана потребности в персонале:

§     отдел маркетинга – предоставляет информацию о необходимости в персонале;

§     гл. экономист – содействует повышению научной обоснованности планов на основе установленных показателей и нормативов, с учетом достижений науки и техники, организации производства и труда;

§     отдел кадров -  разрабатывает текущие и перспективные планы комплектования предприятия кадрами с учетом изменений внешней и внутренней среды предприятия;

§     руководитель – утверждает планы потребности в персонале;

§     диспетчер - предоставляет проекты штатных расписаний, ходатайства о внесении изменений в штатные расписания.

3.                Оформление подбора, перевода, увольнение работников:

§     юрист – оказывает правовую помощь в процессе приема, перевода, увольнения персонала;

§     отдел кадров – производит оформление приема, перевода, увольнения работников в соответствии с трудовым законодательством и приказами руководителя;

§     руководитель – издает приказы и утверждает прием, перевод, увольнение работников.

4.                Изучение причин текучести кадров:

§     отдел кадров – проводит изучение причин текучести кадров и разрабатывает мероприятия по их устранению.

5.                Осуществление контроля за правильным использованием персонала:

§     отдел кадров – осуществляет контроль за правильным использованием руководящих работников и специалистов, предоставляет руководителю предложения по улучшению расстановки и использованию рабочих кадров;

§     инспектор по ОиБТ – осуществляет контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда, условиями труда работников;

§     диспетчер – вносит предложения о рациональной расстановке и использованию рабочих.

6.                Создание резерва кадров и его обучение:

§     отдел маркетинга – подает планы подготовки и повышения квалификации рабочих, специалистов, служащих;

§     отдел кадров – организовывает работу по изучению деловых качеств и других индивидуальных качеств специалистов с целью подбора кадров в резерв на выдвижение, осуществляет мероприятия по подготовке специалистов;

§     руководитель – утверждает список резерва и санкционирует профподготовку специалистов.


7.                Проведение учета личных дел:

§     отдел кадров – ведет учет личного состава и личных дел работников предприятия.

8.                Оформление документации на награждение:

§     гл. бухгалтер – осуществляет контроль за правильным исчислением и выдачей всех видов премий, вознаграждений;

§     юрист – визирует списки работников на награждения;

§     отдел кадров – подготавливает и согласовывает списки и документы на награждение работников;

§     руководитель – утверждает списки и издает приказы на награждение работников;

§     начальники цехов – предоставляет ведомости на премирование работников.

9.                Заполнение трудовых книжек:

§     отдел кадров – ведет хранение и заполнение трудовых книжек работников предприятия.

10.           Работа по профессиональном продвижению кадров:

§     гл. инженер – организовывает мероприятия по повышению квалификации специалистов и служащих;

§     отдел кадров - организовывает работу по изучению деловых качеств и других индивидуальных качеств специалистов с целью подбора кадров в резерв на выдвижение, осуществляет мероприятия по подготовке специалистов;

§     руководитель – санкционирует проведение мероприятий по профподготовке и профессиональное продвижение кадров.

11.           Рассмотрение писем жалоб, заявлений:

§     юрист – принимает к рассмотрению письма жалобы, заявления;

§     руководитель – принимает решения относительно поступивших жалоб и заявлений.

12.           Создание мотивации персонала к труду:

§     отдел маркетинга – предоставляет предложения по совершенствованию организации труда, системе оплаты труда, материального поощрения;

§     гл. бухгалтер – организовывает расчеты по заработной плате с работниками предприятия;

§     гл. инженер – обеспечивает повышение эффективности производительности труда;

§     гл. экономист – организовывает проведение экономических расчетов и анализа эффективности внедрения новой техники, организации производства, труда и управления.

§     инспектор по ОиБТ -  разрабатывает мероприятия по улучшению условий труда.

13.           Усовершенствование стиля и методов работы с персоналом:

§     отдел маркетинга – вносит предложения по совершенствованию организации труда и управления;

§  гл. инженер – проводит мероприятия по усовершенствованию организации труда и управлению;

§  руководитель – организовывает мероприятия по усовершенствованию стиля и методов работы с персоналом.

14.                       Анализ профессионального, возрастного по образованию состава персонала:

§  отдел маркетинга – проводит анализ персонала;

отдел кадров – организовывает анализ персонала.


5. Предложение по совершенствованию схемы распределения функциональных обязанностей

Из приведенных данных можно выявить наиболее перегруженных работников, к ним относятся отдел кадров и руководитель организации. Следовательно, необходимо пересмотреть распределение обязанностей:


Список литературы



1.     Котлер Ф и др. Основы маркетинга, 2002.

2.     Маренков Н.Л., «Цены и ценообразование» М., 2002.

3.     Слепов В.А., Галанов В.А., Быкова Е.В., Хоминич И.П. «Финансы и цены» М.,2001.

4.     Биншток Ф.И., «Ценообразование» М., 2001.

5.     Уткин Э.А., «Цены, ценообразование, ценовая политика» М., 2001 .