Содержание
Введение. 3
1.Организация учета отложенных затрат на ООО «Жасмин». 4
2. Налоговый учет отложенных расходов в ООО «Жасмин». 8
2.1. Сущность налогового учета расходов будущих периодов. 8
2.2. Учет расходов будущих периодов для целей налогообложения. 9
3. Бухгалтерский учет расходов будущих периодов в сочетании с налоговым в ООО «Жасмин». 10
Заключение. 14
Список литературы.. 15
Введение
В соответствии со ст. 313 гл. 25 НК РФ, налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов. Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета, если Налоговым кодексом предусмотрен порядок группировки и учета объектов для целей налогообложения, отличный от порядка, установленного правилами бухгалтерского учета. Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета хозяйственных операций для целей налогообложения, а также обеспечения внутренних и внешних пользователей соответствующей информацией для контроля за полнотой и правильностью исчисления, своевременностью уплаты налога в бюджет. Сиcтема налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно и фиксируется в учетной политике. Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом периоде, и другие аспекты.
Целью работы является изучение налогового учета отложенных платежей.
Объектом исследования выступает ООО «Жасмин» торговое предприятие занимающееся продажей косметики.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Изучить сущность бухгалтерского учета расхода будущих периодов.
2. Изучить налоговый учет отложенных платежей.
3. Изучить регистры налогового учета предприятия.
1.Организация учета отложенных затрат на ООО «Жасмин»
Согласно пункту 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н (в редакции от 24.03.2000), к расходам будущих периодов относятся затраты, которые организация уже осуществила, но относятся они к следующим периодам. К таким расходам в ООО «Жасмин» относятся следующие затраты:
– на ремонт основных средств, если он производится неравномерно в течение года и организация не создает соответствующего резерва;
– на страхование, если договор заключен на срок более одного отчетного периода, а страховые взносы платятся один раз;
– на получение лицензии, сертификацию продукции (работ, услуг), приобретение неисключительных прав пользования программными продуктами и базами данных;
– на освоение новых производств, установок и агрегатов, на рекламу своих товаров (работ, услуг);
– на горно-подготовительные работы, рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий и т. д.
В соответствии с инструкцией по применению плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 №94н, такие расходы отражаются на счете 97 «Расходы будущих периодов».
Расходы будущих периодов ежемесячно списываются на затраты. Это надо делать в течение периода, к которому они относятся.
ООО «Жасмин» в январе 2004 года разместило рекламу стоимостью 36 000 рублей (без учета НДС) в ежегодном каталоге «Косметика». В этом же месяце она была полностью оплачена. Однако действие рекламы рассчитано на год, поэтому затраты на нее учитываются в составе расходов будущих периодов.
В бухгалтерском учете эти операции были отражены следующими проводками:
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– 36 000 рублей – оплачена реклама;
ДЕБЕТ 97 КРЕДИТ 60
– 36 000 рублей – расходы на рекламу учтены как расходы будущих периодов.
Эти затраты включаются в себестоимость ежемесячно равными долями. При этом в бухгалтерском учете организации делается проводка:
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 97
– 3000 рублей (36 000 рублей : 12 месяцев) – учтены затраты на рекламу в составе расходов на продажу.
Отметим, что, согласно пункту 3 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н (в редакции от 30.03.2001), авансы и предоплаты расходами не признаются. Таким образом, на счете 97 «Расходы будущих периодов» они не отражаются. Для их учета используется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». [5, стр.68]
В мае 2004 ООО «Жасмин» года заключило договор с ежемесячным журналом «Лицо женщины» на размещение своей рекламы в текущем году в каждом номере журнала. Общая стоимость рекламы за восемь месяцев (с мая по декабрь), согласно выставленному счету, составила 24 000 рублей, в том числе НДС – 4000 рублей.
Вся сумма была оплачена организацией в виде аванса в мае 2004 года. Эта операция была отражена проводкой:
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– 24 000 рублей – перечислен аванс за рекламные услуги.
После каждой публикации рекламы организация получает акт об оказании услуг и счет-фактуру на сумму 3000 рублей, в том числе НДС – 500 рублей. На основании этих документов в бухгалтерском учете делается проводка:
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 60
– 2500 рублей (3000 – 500) – учтены в составе расходов на продажу затраты на рекламу;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 500 рублей – учтен НДС по затратам на рекламу;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
– 500 рублей – предъявлен к вычету НДС.
Затраты, которые ООО «Жасмин» произвела в одном периоде, а учитывает в других, называют расходами будущих периодов.
По мере
наступления отчетных периодов, относящиеся к ним расходы подлежат
распределению. Как это сделать, говорится в пункте 65 Положения по ведению
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, которое утверждено приказом
Минфина от 29 июля
– равномерно в течение определенного срока;
– пропорционально объему продукции (работ, услуг).
Если нельзя определить период, к которому относятся расходы, можно установить его самим. Для этого руководитель ООО «Жасмин» издает приказ. В нем указывается, в течение какого срока предполагается списывать расходы.
Приказ на исследуемом предприятии выглядит так:
ООО «Жасмин»
Приказ
15 июля
В связи с тем, что период эксплуатации бухгалтерской программы в договоре не установлен, приказываю:
– установить срок службы бухгалтерской программы – 36 месяцев;
– начать эксплуатировать программу с 1 августа 2004 года.
Руководитель ООО «Жасмин» Иванов И.И.
Иванов
Так ООО «Жасмин» в июне 2004 года купило бухгалтерскую программу. Она стоит 7080 руб. (в том числе НДС – 1080 руб.).
Бухгалтер фирмы сделал в учете следующие записи:
Дебет 60 Кредит 51
– 7080 руб. – оплачена бухгалтерская программа;
Дебет 97 Кредит 60
– 6000 руб. (7080 – 1080) – учтены в качестве расходов будущих периодов затраты на покупку программы;
Дебет 19 Кредит 60
– 1080 руб. – учтен НДС по программе;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 1080 руб. – принят к вычету НДС по программе.
Срок использования программы в договоре не установлен. Директор ООО «Жасмин» издал приказ о списании программы в течение пяти лет.
Ежемесячно бухгалтер фирмы должен делать такую проводку:
Дебет 26 Кредит 97
– 100 руб. (6000 руб. : 5 лет : 12 мес.) – списана часть расходов будущих периодов.
2. Налоговый учет отложенных расходов в ООО «Жасмин».
2.1. Сущность налогового учета расходов будущих периодов.
Налоговый кодекс не содержит понятия «расходы будущих периодов». Здесь только перечислены случаи, когда фирма учитывает затраты при исчислении налога на прибыль в течение определенного периода времени. К таковым, например, относятся:
– убыток при реализации амортизируемого имущества;
– расходы на освоение природных ресурсов;
– расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (НИОКР).
Порядок списания этих расходов прямо указан в Налоговом кодексе. По нашему мнению, он распространяется на все фирмы независимо от того, по какому методу они считают налог на прибыль. Рассмотрим это на примере ООО «Жасмин»
Для расчета суммы убытка от реализации имущества нужно из выручки вычесть остаточную стоимость. Полученная величина уменьшает облагаемую налогом прибыль в составе прочих расходов равными долями в течение определенного периода времени. Его определяют как разницу между сроком полезного использования и фактическим сроком эксплуатации до его продажи. Это порядок указан в пункте 3 статьи 268 Налогового кодекса.
ООО «Жасмин» в июле 2004 года продало свой станок за 35 400 руб. (в том числе НДС – 5400 руб.). Первоначальная стоимость станка составляет 50 000 руб., сумма начисленной амортизации – 10 000 руб.
Срок полезного использования станка был установлен 3 года (то есть 36 месяцев). В фирме этот объект основных проработал 16 месяцев.
Бухгалтер ООО «Жасмин» определил сумму убытка от продажи станка и период времени, в течение которого он будет уменьшать облагаемую налогом прибыль.
Сумма убытка равна:
35 400 руб. – 5400 руб. – (50 000 руб. – 10 000 руб.) = 10 000 руб.
Период списания убытка на расходы при исчислении налога на прибыль составит:
36 мес. – 16 мес. = 20 мес.
Следовательно, ежемесячная сумма убытка, которую бухгалтер будет списывать на расходы начиная с июля, равна:
10 000 руб. : 20 мес. = 500 руб.
2.2. Учет расходов будущих периодов для целей налогообложения
Отметим, что в главе 25 НК РФ расходы будущих периодов упоминаются только один раз в статье 323 НК РФ. Однако некоторые затраты необходимо списывать в течении нескольких периодов. По сути они и являются расходами будущих периодов.
ООО «Жасмин» в мае 2004 года отремонтировало оборудование, которое относится к 4-й амортизационной группе. Стоимость ремонта – 10 000 рублей (без учета НДС). Первоначальная стоимость оборудования – 45 000 рублей.
Таким образом, в мае 2004 года ООО 2Жасмин» может включить в состав расходов для целей налогообложения расходы на ремонт основных средств в сумме:
45 000 рублей х 10% = 4500 рублей.
Фактические расходы организации на ремонт оборудования составили на 5500 рублей больше норматива (10 000 рублей – 4500 рублей). Эту сумму организация примет в качестве затрат для целей налогообложения равномерно в течение последующих пяти лет. При этом ежемесячно для целей налогообложения можно учитывать 92 рубля (5500 рублей : 5 лет : 12 месяцев).
3. Бухгалтерский учет расходов будущих периодов в сочетании с налоговым в ООО «Жасмин».
Как правило, каждый бухгалтер желает максимально сблизить бухгалтерский учет с налоговым. Во-первых, чтобы не делать двойной работы, во-вторых, чтобы избежать разниц, которые нужно учитывать согласно ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».
Один из способов добиться единого порядка учета расходов будущих периодов – применение одинакового метода их списания. Рекомендуется списывать такие затраты равномерно ежемесячно. Этот вариант подойдет для учета затрат на лицензии, сертификацию, компьютерные программы и т. п.
Однако не во всех случаях этот способ будет действовать. Например, при списании убытка от реализации имущества он не подойдет. Дело в том, что в бухучете отрицательный финансовый результат учитывается в том месяце, когда получен. В налоговом же учете убыток может списываться от нескольких месяцев до нескольких лет. В этом случае у фирмы образуются временные разницы. Умножив их сумму на ставку налога на прибыль, организация получит отложенный налоговый актив.
Продолжим предыдущий пример. Предположим, что величина убытка 10 000 руб. получена и в бухгалтерском, и налоговом учете. Но в бухгалтерском учете эта сумма будет списана в месяце реализации станка – июль 2004 года. В налоговом учете бухгалтер ООО «Жасмин» каждый месяц будет списывать по 500 руб.
Следовательно, в июле ООО «Жасмин» получит вычитаемую временную разницу. Ее величина равна:
10 000 руб. – 500 руб. = 9500 руб.
Умножив эту сумму на ставку налога на прибыль, ООО «Жасмин» определит величину отложенного налогового актива:
9500 руб. х 24% = 2280 руб.
Поэтому бухгалтер в июле 2004 года делает следующую запись:
Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 2280 руб. – отражена величина отложенного налогового актива.
В августе 2004 года бухгалтер списывает на прочие расходы очередную часть убытка – 500 руб. – и одновременно погасит часть отложенного налогового актива:
Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 09
– 120 руб. (500 руб. х 24%) – погашен частично отложенный налоговый актив.
Эту запись бухгалтер ООО «Жасмин» делает до тех пор, пока не истечет период списания убытка на расходы при исчислении налога на прибыль.
Относится ли
предоплата к расходам будущих периодов? Этот вопрос волновал бухгалтеров, когда
они рассчитывали налог на имущество согласно Закону от 13 декабря
Как сказано в законе, этим налогом облагаются, в частности, затраты. А согласно инструкции, сюда входят и расходы будущих периодов. Поэтому налоговики, обнаружив предоплату, проверяли, включена ли эта сумма в облагаемую базу. Если фирма этого не сделала, инспекторы незамедлительно начислили штраф. Приведем арбитражную практику по этому вопросу.
Надо
отметить, что точки зрения судов разошлись. Арбитры Федерального арбитражного
суда Окружного округа (см. постановление от 22 октября
Противоположную
точку зрения выразили судьи Восточно-Сибирского округа (см. постановление ФАС
Восточно-Сибирского округа от 22 апреля
Заключение
Согласно пункту 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н (в редакции от 24.03.2000), к расходам будущих периодов относятся затраты, которые организация уже осуществила, но относятся они к следующим периодам. К таким расходам в ООО «Жасмин» относятся следующие затраты:
– на ремонт основных средств, если он производится неравномерно в течение года и организация не создает соответствующего резерва;
– на страхование, если договор заключен на срок более одного отчетного периода, а страховые взносы платятся один раз;
– на получение лицензии, сертификацию продукции (работ, услуг), приобретение неисключительных прав пользования программными продуктами и базами данных;
– на освоение новых производств, установок и агрегатов, на рекламу своих товаров (работ, услуг);
– на горно-подготовительные работы, рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий и т. д.
В соответствии с инструкцией по применению плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 №94н, такие расходы отражаются на счете 97 «Расходы будущих периодов».
Расходы будущих периодов ежемесячно списываются на затраты. Это надо делать в течение периода, к которому они относятся.
Список литературы
1.
Налоговый кодекс РФ (Часть 1):
Федеральный закон № 146 – ФЗ от 31.07.98, изм. и доп. 09.07.99 (№ 155 – ФЗ) //
Экономика и жизнь.
2.
Налоговый кодекс РФ (Часть 2): Федеральный
закон № 117 – ФЗ от 05.08.2000 // Экономика и жизнь.
3.
О порядке исчисления и уплаты в бюджет
налога на прибыль предприятий и организаций: Инструкция МНС РФ № 62 от
15.06.2000 // Экономика и жизнь.
4.
Касьянов М. М. Налоги должны обогащать
страну, гарантируя благополучие граждан // Российская газета.
5.
Кочетова Н. Налог на доходы физических
лиц // Аудит и налогообложение.
6. Налоги: Учебное пособие / Под ред. Черника Д. Г. 3-е изд. М.: Финансы и статистика, 2004. 688 с.
7. Справочник директора предприятия / Под ред. Лапусты М. Г. 4-е изд., испр., измен. и доп. М.: ИНФРА-М, 2002. 784 с.
8. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2003. 429 с.