Содержание
Введение. 3
1.Учет капитальных вложений. 4
1.1.Понятие капитальных вложений. 4
1.2. Методология учета капитальных вложений. 4
1.3. Особенности учета капитальных вложений. 5
2. Нормативное регулирование в строительстве. 9
2.1. Основные цели, принципы и структура нормативных документов. 9
2.2. Нормативные документы. 11
3. Учет затрат на основное производство. 15
3.1. Синтетический и аналитический учет затрат. 15
3.2. Классификация затрат и ее влияние на процесс формирования себестоимости продукции и организацию бухгалтерского учета. 17
Практическая часть. 24
Заключение. 38
Список литературы.. 39
Введение
До окончания работ по строительству объектов затраты по их возведению, учтенные на счете "Капитальные вложения", составляют незавершенное строительство. В бухгалтерском учете затраты по строительству объектов группируются по технологической структуре расходов, определяемой сметной документацией.
Под капитальными вложениями понимают вложения предприятием, фирмой денежных средств в новое строительство и в приобретение, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение мощностей уже действующих объектов основных средств.
Предприятия, для которых создаются основные средства, называются застройщиками, а те, что осуществляют работы, — подрядчиками.
Выполнение строительных и монтажных работ своими силами есть хозяйственный способ, а сторонней организацией — подрядный способ. В любом случае для таких работ необходим проект — комплекс технических документов, к которому составляется смета — предварительная стоимость строительно-монтажных работ.
Цель работы изучить капитальные вложения, их учет, а также основные затраты на производство.
1.Учет капитальных вложений.
1.1.Понятие капитальных вложений.
Отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений, регулируются Федеральным законом от 25.02.09 №39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".
Согласно статье 1 указанного Закона капитальные вложения - это инвестиции в основной капитал (основные средства) в том числе на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
1.2. Методология учета капитальных вложений.
В бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно (п. 6 статьи 8 Федерального закона от 21.11.56 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Затраты, связанные со строительством, сооружением, проведением реконструкции и модернизации объектов, в том числе осуществляемых хозяйственным способом, являются вложениями во внеоборотные активы.
Заказчик - юридическое или физическое лицо, принявшее на себя функции организатора и управляющего по строительству объекта, начиная от разработки технико-экономического обоснования и заканчивая сдачей объекта в эксплуатацию или выходом объекта строительства на проектную мощность. Заказчики осуществляют функции организатора строительства, средства на их содержание предусматриваются в сводных сметных расчетах стоимости строительства.
Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором.[4,58]
В Положении по учету долгосрочных инвестиций (письмо Минфина России от 30.12.93 № 160) установлено, что до окончания работ по строительству объектов фактические затраты заказчика по возведению зданий и сооружений, приобретению оборудования и инструментов, инвентаря и других предметов, предусмотренных сметами и титульными списками на капитальное строительство, подлежат отражению по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов учета затрат, связанных со строительством, и составляют незавершенное строительство.
После завершения строительства объекта производится передача его инвестору. Передаче подлежат все капитальные вложения по данному объекту и суммы НДС по данным капитальным вложениям. Эти суммы НДС заказчиком передаются инвестору для предъявления к налоговому вычету, который может быть осуществлен после постановки на учет завершенного объекта капитального строительства.
1.3. Особенности учета капитальных вложений.
Под капитальными вложениями понимают вложения предприятием, фирмой денежных средств в новое строительство и в приобретение, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение мощностей уже действующих объектов основных средств.
Предприятия, для которых создаются основные средства, называются застройщиками, а те, что осуществляют работы, — подрядчиками.
Выполнение строительных и монтажных работ своими силами есть хозяйственный способ, а сторонней организацией — подрядный способ. В любом случае для таких работ необходим проект — комплекс технических документов, к которому составляется смета — предварительная стоимость строительно-монтажных работ.
Порядок организации бухгалтерского учета капитальных вложений определен | Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (Минфин РФ №160 \ от 30.12.1993 г.). Этими документами предусмотрено использование двух специальных счетов: 07 «Оборудование к установке» и 08 «Капитальные вложения».
Счет 07 «Оборудование к установке» использует предприятие-застройщик. Этот счет активный, инвентарный, сальдо дебетовое отражает фактические затраты на имеющееся в наличии оборудование, не сданное в монтаж, или к монтажу которого не приступили;
оборот по дебету — фактические затраты на вновь приобретенные объекты, требующие монтажа; оборот по кредиту — списание фактической себестоимости оборудования, монтаж которого начат. Основанием для записи указанных операций на счетах являются акты на поступление данного оборудования на предприятие, накладные на. передачу оборудования в монтаж и справки о начале монтажа. Счет 07 может подразделяться на субсчета: 07-1 «Оборудование к установке отечественное»; 07-2 «Оборудование к установке импортное».
Счет 07 «Оборудование к установке»
Кредит счетов Д Дебет К счетов |
|
Акцепт платежного требования-поручения на поступившее оборудование. Акцепт платежного требования-поручения за доставку — 60, оборудования — 70. Начислено за разгрузку оборудования. Стоимость оборудования, переданного учредителями в счет вкладов в уставный фонд предприятия, — 75. |
Фактическая себестостоимость объектов: а) переданных в монтаж; к монтажу которых приступили — 08;
б) реализованных — 48;
в) переданных филиалам, выделенным на самостоятельный баланс, — 79-1. |
Учет состояния и движения средств на счете 07 ведется аналогично учету материальных ценностей на складах и в бухгалтерии, т.е. на карточках складского учета материалов и в ведомости № 10.).
Счет 08 «Капитальные вложения» предназначен для обобщения информации о капитальных вложениях в основные средства (затрат по возведению зданий и сооружений, приобретению оборудования, инструментов, инвентаря и других предметов). Сче' активный, калькуляционный, сальдо дебетовое отражает сумму фактических затрр. по незаконченному строительству и приобретениям, т.е. по объектам, не сданным в эксплуатацию; оборот по дебету — сумма фактических затрат по строительству и приобретениям в отчетном месяце; оборот по кредиту — списание фактических затрат, составляющих первоначальную стоимость сданных в эксплуатацию объектов и списание затрат, не включаемых в первоначальную стоимость, не возмещаемых за счет фондов специального назначения или других источников (расходы на подготовку кадров по обслуживанию вновь приобретаемых объектов и возведенных, расходы на консервацию строительства, разрешенных правительством и др.).
Счет 08 «Капитальные вложения»
Кредит счетов Дебет К счетов |
|
Сумма затрат на незавершенное строительство и приобретения. Фактическая стоимость оборудования, монтаж которого начат—07. Акцепт платежного документа поставщика за поступившее оборудование, не требующего монтажа — 60. Акцепт платежного документа за выполненные строительные и монтажные работы — 60. Затраты предприятия по строительным и монтажным работам — 70—69. Согласованная, договорная стоимость объектов, приобретенных за плату у физических лиц, — 52,55,76. Затраты, не увеличивающие первоначальную стоимость приобретенных основных средств (подготовка кадров для создаваемого объекта) — 76. |
Затраты, включаемые в первоначальную стоимость переданных в эксплуатацию объектов, — 01. Списание затрат, не включаемых впервоначальную стоимость объектов, переданных в эксплуатацию, — 88, 81,96.
|
Для аналитического учета затрат по видам и составу капитальных вложений используются: а) ведомость № 18 — для учета затрат по незаконченным, несданным работам, затрат отчетного периода и с начала года, а также сумм, списанных по введенным в эксплуатацию объектам; б) ведомость № 18/1 — для учета затрат, составляющих первоначальную стоимость сданных в эксплуатацию объектов по их видам. В части журналов-ордеров может использоваться журнал-ордер № 10/1, 13, 16.
Финансовый результат - прибыль или убытки от списания основных средств — разница между оборотами по дебету и кредиту счета 47: превышение оборота по кредиту — прибыль — будет списана: Д-т сч. 90/1, К-т сч. 99; превышение оборота по дебету составит убыток и он будет списан: Д-т сч. 99, К-т сч. 91. Указанная прибыль, таким образом, входит в состав балансовой прибыли предприятия и облагается налогом по установленным для предприятия ставкам.
Счет 91 «Прочие продажи»
Кредит счетов Д Дебет К счетов |
|
Первоначальная стоимость выбывших объектов основных средств (продажа, списание, безвозмездная передача, недостача и др.)—01. Прибыль (доход), как результат выбытия основных средств — 99,. НДС — 68 |
Суммы износа по выбывшим объектам основных средств — 02. Суммы, подлежащие к оплате за проданные объекты — 76. Стоимость материальных ценностей от списания, ликвидации основных средств — 10, 12. Убытки, как результат выбытия основных средств -. Списание остаточной стоимости основных средств, выявленных как недостача — 94. |
Стремление к нахождению постоянно присутствующих в финансовых вложениях фирмы элементов (фонд, его источник, затраты) объясняется необходимостью их дальнейшего встраивания в общую структуру деятельности предприятия. При этом бухгалтерский учет осуществляет соотнесение уровней финансовых вложений задачам фирмы в целях определения их соответствия. Одновременно в учетной операции фиксируется целостность финансовых вложений. В этой связи рассмотрим более подробно учет финансовых вложений в процесс производства.
2. Нормативное регулирование в строительстве.
2.1. Основные цели, принципы и структура нормативных документов
Система нормативных документов в строительстве представляет собой совокупность взаимосвязанных документов, принимаемых компетентными органами исполнительной власти и управления строительством, предприятиями и организациями для применения на всех этапах создания и эксплуатации строительной продукции в целях защиты прав и охраняемых законом интересов ее потребителей, общества и государства.
Исходя из общих целей стандартизации, система должна способствовать решению стоящих перед строительством задач с тем, чтобы обеспечить:
- соответствие строительной продукции своему назначения и создание благоприятных условий жизнедеятельности населения;
- безопасность строительной продукции для жизни и здоровья людей в процессе ее производства и эксплуатации;
- защиту строительной продукции и людей от неблагоприятных воздействий с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций;
- надежность и качество строительных конструкций и оснований, систем инженерного оборудования, зданий и сооружений;
- выполнение экологических требований, рациональное использование природных, материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов;
- взаимопонимание при осуществлении всех видов строительной деятельности и устранение технических барьеров в международном сотрудничестве. .[5,98]
Объектами стандартизации и нормирования в Системе являются:
- организационно-методические и общие технические правила и нормы, необходимые для разработки, производства и применения строительной продукции ;
- объекты градостроительной деятельности и строительная продукция - здания и сооружения и их комплексы;
- промышленная продукция, применяемая в строительстве - строительные изделия и материалы, инженерное оборудование, средства оснащения строительных организаций и предприятий стройиндустрии;
- экономические нормативы, необходимые для определения эффективности инвестиций, стоимости строительства, материальных и трудовых затрат.
Система формируется как открытая для дальнейшего развития единая Система государственных строительных норм, правил и стандартов, а также других нормативных документов в строительстве, разрабатываемых на общей методической и научно-технической основе.
Правовой базой стандартизации и нормирования в строительстве является законодательство Российской Федерации, определяющее взаимоотношения участников инвестиционной деятельности, их права, обязанности и ответственность за качество продукции и услуг. Строительные нормы, правила и стандарты являются одним из средств межотраслевого регулирования и управления при проектировании и строительстве в целях реализации требований законодательства.
Предусматривается повышение самостоятельности и развитие инициативы предприятий, организаций и специалистов в решении экономических и технических задач проектирования и строительства при сокращении числа обязательных требований и увеличении доли норм и правил рекомендательного характера.
Обязательными должны быть требования по обеспечению безопасности жизни и здоровья людей, охране окружающей природной среды, надежности возводимых зданий и сооружений, совместимости и взаимозаменяемости продукции и применяемых в строительстве технических решений.
Разработку нормативных документов в строительстве предусматривается осуществлять на принципах, принятых государственной системой стандартизации Российской Федерации и международными организациями по стандартизации при обеспечении необходимой гармонизации и сопоставимости с международными стандартами в области строительства, строительным законодательством и стандартами технически развитых зарубежных стран.
Структура Системы определяется номенклатурой объектов стандартизации и нормирования. Для каждой группы однородных объектов формируется комплекс взаимосвязанных документов различных видов, объединяемых единством их цели и задач, В составе комплексов, при необходимости, разрабатывают основополагающие нормативные документы, в которых устанавливают положения, общие для объектов комплекса. .[5,18]
2.2. Нормативные документы.
Нормативные документы Системы подразделяют на государственные федеральные документы, документы субъектов Российской Федерации и производственно-отраслевые документы субъектов хозяйственной деятельности. С учетом требований ГОСТ Р 1.0 в составе Системы разрабатывают следующие документы.
Федеральные нормативные документы:
- строительные нормы и правила Российской Федерации - СНиП
- государственные стандарты Российской Федерации в области строительства - ГОСТ Р
- своды правил по проектированию и строительству - СП
- руководящие документы Системы - РДС
Нормативные документы субъектов российской Федерации:
- территориальные строительные нормы - ТСН
Производственно-отраслевые нормативные документы:
- стандарты предприятий (объединений) строительного комплекса и стандарты общественных объединений - СТП и СТО
В качестве федеральных нормативных документов применяют также межгосударственные строительные нормы и правила и межгосударственные стандарты (ГОСТ), введенные в действие на территории Российской Федерации.
Строительные нормы и правила Российской Федерации устанавливают обязательные требования, определяющие цели, которые должны быть достигнуты, и принципы, которыми необходимо руководствоваться в процессе создания строительной продукции.
Государственные стандарты Российской Федерации в области строительства устанавливают обязательные и рекомендуемые положения, определяющие конкретные параметры и характеристики отдельных частей зданий и сооружений, строительных изделий и материалов и обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве и эксплуатации этой продукции.
Своды правил по проектированию и строительству устанавливают рекомендуемые положения в развитие и обеспечение обязательных требований строительных норм, правил и общетехнических стандартов Системы или по отдельным самостоятельным вопросам, не регламентированным обязательными нормами.
Руководящие документы Системы устанавливают обязательные и рекомендуемые организационно-методические процедуры по осуществлению деятельности в области разработки и применения нормативных документов в строительстве, архитектуре, градостроительстве, проектировании и изысканиях.
Территориальные строительные нормы устанавливают обязательные для применения в пределах соответствующих территорий и рекомендуемые положения, учитывающие природно-климатические и социальные особенности, национальные традиции и экономические возможности республик, краев и областей России .
Стандарты предприятий (объединений) устанавливают для применения на данном предприятии или в объединении положения по организации и технологии производства, а также обеспечению качества продукции. При этом, строительные акционерные общества, ассоциации, концерны и другие объединения в соответствии с правами, делегированными им их учредителями, устанавливают в стандартах предприятий (объединений) положения, необходимые для деятельности входящих в объединение производственных организаций и предприятий.
На поставляемую (сдаваемую заказчику) продукцию стандарты предприятия не разрабатывают. Требования к этой продукции при отсутствии государственных стандартов должны устанавливаться в технических условиях (ТУ), разарбатываемых в составе технической документации.
Нормативные документы Системы не должны нарушать положений, установленных законодательными актами Российской Федерации.
Нормативные документы субъектов Российской Федерации, нормативные документы субъектов хозяйственной деятельности и технические условия на продукцию не должны нарушать обязательных положений федеральных строительных норм и правил и государственных стандартов.
Наряду с нормативными документами системы в строительстве применяют:
- государственные стандарты и другие документы по стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России;
- нормы, правила и нормативы органов государственного надзора;
- стандарты отраслей, нормы технологического проектирования и другие нормативные документы, принимаемые отраслевыми министерствами, государственными комитетами и комитетами в соответствии с их компетенцией.
Нормативные документы отраслевых министерств, государственных комитетов и комитетов, органов государственного надзора не должны содержать положений, относящихся к компетенции Минстроя России и территориальных органов управления строительством.
Минстрой России в установленном порядке дает заключения .по направляемым ему федеральными органами исполнительной. власти и органами государственного надзора нормативным документам, затрагивающим вопросы проектирования и строительства, в части соответствия этих документов обязательным требованиям строительных норм и государственных стандартов. [3,93]
Разрабатываемые и утверждаемые министерствами нормы технологического проектирования представляют на заключение в Главгосэкспертизу при Минстрое России.
3. Учет затрат на основное производство
3.1. Синтетический и аналитический учет затрат.
Каждой организацией в зависимости от ее размеров и отраслевой специфики могут (и должны) применяться различные методики формирования себестоимости продукции на счетах бухгалтерского учета. Есть и единые правила, которые обязаны соблюдать все организации независимо от их размеров, отраслевой принадлежности и формы собственности.
Учет по фактическим затратам - метод учета себестоимости продукции, позволяющий получить наиболее достоверные результаты. Он может применяться как на небольших, так и на очень крупных предприятиях, осуществляющих выпуск продукции, выполняющих работы или оказывающих услуги.
При учете себестоимости по этому методу распределение затрат по счетам бухгалтерского учета производится следующим образом.
По дебету счета 20 "Основное производство" отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг. Эти расходы списываются в дебет счета 20 с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с персоналом по оплате труда и др.
Расходы вспомогательных производств группируются на счете 23 "Вспомогательное производство", а уже затем списываются на счет 20 либо на себестоимость конкретной продукции (работ, услуг) как прямые расходы либо распределяются между отдельными видами выпускаемой продукции пропорционально показателю, определенному учетной политикой организации.
Косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства, списываются на счет 20 со счетов 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы" и распределяются между отдельными видами выпускаемой продукции (работ, услуг) в соответствии с методикой, установленной учетной политикой организации.
При организации учета затрат на производстве рекомендуем руководствоваться следующими основными правилами:
- на небольших предприятиях сводный учет затрат основного производства наиболее целесообразно вести в разрезе изделий (заказов) в целом по предприятию без подразделения по участкам, цехам и т.п. Такой же порядок может применяться и на предприятиях, выпускающих однородную продукцию. В этом случае отклонения фактической себестоимости материальных ценностей от их плановой себестоимости или транспортно-заготовительные расходы, относящиеся к материалам, израсходованным на цеховые и общезаводские нужды, а также на исправление брака в производстве, списываются полностью непосредственно на счет 20;
- на крупных предприятиях, а также когда вспомогательные производства часть своих работ (услуг) выполняют для сторонних организаций, отклонения или транспортно-заготовительные расходы по материалам, израсходованным во вспомогательных производствах, следует относить на затраты этих производств;
- в тех случаях, когда учет затрат на производство ведется по цехам, необходимо, чтобы аналитический учет цеховых и общезаводских расходов и расходов будущих периодов, так же как и учет прямых затрат на производство по видам или группам изделий, был завершен до выявления затрат на производство по предприятию в целом, которые устанавливаются путем суммирования соответствующих данных аналитического учета;
- все затраты на производство по предприятию в целом, независимо от того, на каких счетах синтетического учета эти затраты должны отражаться, показываются в разрезе корреспондирующих счетов в одном регистре. Тем самым затраты на производство по их элементам и фактическая себестоимость продукции по калькуляционным статьям расходов могут быть установлены непосредственно по учетным данным без дополнительных выборок. Когда учет затрат на производство ведется по цехам, все издержки производства, относящиеся к деятельности того или иного цеха, также находят отражение в одном регистре.
3.2. Классификация затрат и ее влияние на процесс формирования себестоимости продукции и организацию бухгалтерского учета
Одним из важных участков бухгалтерского учета на швейных предприятиях является учет затрат на производство продукции и определение ее себестоимости.
Себестоимость продукции включает различные виды затрат, зависящих и не зависящих от работы данного предприятия, вытекающих из характера данного производства и не связанных с ним непосредственно. В связи с этим важное значение имеет четкое определение состава затрат, которые ее формируют. [2,67]
Кроме того, необходимо иметь в виду, что на предприятиях часть затрат хотя и включается в себестоимость продукции в фактически произведенной сумме, но для целей налогообложения их размеры корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке ( лимитов, норм, нормативов и ставок (командировочные расходы, представительские расходы, расходы по оплате процентов банков по краткосрочным кредитам и др. согласно положениям гл.25 НК РФ ч. II (2)).
Для правильной организации учета затрат и калькулирования себестоимости продукции необходимо применять экономически обоснованную классификацию затрат по определенным признакам.
Важнейшими из них являются: состав и вид затрат, места их возникновения и носители; роль и назначение в технологическом процессе изготовления продукции; способ включения в себестоимость продукции; отношение к объему производства и др.
По составу затраты подразделяются на одноэлементные и комплексные.
Одноэлементными называются затраты, состоящие из одного элемента: • материалы,
• заработная плата,
• амортизация и др.
Эти затраты независимо от места их возникновения и целевого назначения не делятся на различные компоненты.
Комплексными называются затраты, состоящие из нескольких элементов, например:
• общепроизводственные и общехозяйственные расходы, в состав которых входит заработная плата соответствующего персонала, амортизация зданий и другие одноэлементные затраты.
Учет по видам затрат классифицирует и отражает ресурсы, использованные в процессе производства и реализации продукции. По данному признаку затраты классифицируют по статьям калькуляции и экономическим элементам.
Экономическим элементом принято называть первичный однородный вид затрат на производство и реализацию продукции, который на уровне предприятия невозможно разложить на составные части: • материальные затраты;
• затраты на оплату труда;
• отчисления на социальные нужды;
• амортизация;
• прочие затраты.
Однако классификация затрат по экономическим элементам не позволяет исчислить себестоимость отдельных видов продукции, установить объем затрат конкретных структурных подразделений предприятия.
Например, электроэнергия на предприятиях может быть использована как в технологическом процессе производства продукции, так и для освещения офиса предприятия, помещения цехов и т. д. В свою очередь, в технологическом процессе электроэнергия может расходоваться на изготовление разнообразных изделий в разных количествах: на одно изделие – больше, на другое меньше, Для решения этих задач применяют классификацию затрат по статьям калькуляции.
Калькуляционной статьей принято называть определенный вид затрат, образующий себестоимость как отдельных видов, так и всей продукции в целом.
Группировка затрат по калькуляционным статьям позволяет определять назначение расходов и их роль, организовать контроль над расходами, выявлять качественные показатели хозяйственной деятельности как предприятия в целом, так и его отдельных подразделений, устанавливать, по каким направлениям необходимо вести поиск путей снижения издержек производства. На основании этой группировки строится аналитический учет затрат на производство, составляется плановая и фактическая калькуляция себестоимости отдельных видов продукции.
На швейных предприятиях данная группировка затрат является основной.
наиболее общем виде номенклатура статей калькуляции выглядит следующим образом:
1. «Основные материалы».
2. «Возвратные отходы (вычитаются)».
3. «Вспомогательные материалы».
4. «Топливо и энергия на технологические цели».
5. «Расходы на оплату труда производственных рабочих».
6. «Отчисления на социальные нужды».
7. «Расходы на подготовку и освоение производства».
8. «Расходы по эксплуатации производственных машин и оборудования».
9. «Цеховые расходы».
10. «Общехозяйственные расходы».
11. «Потери от брака».
12. «Прочие производственные расходы».
13. «Коммерческие расходы».
Итог первых двенадцати статей образует производственную себестоимость, а итог всех тринадцати статей - полную себестоимость продукции, По местам возникновения затраты группируются и учитываются в разрезе производств, цехов, участков, отделов, бригад и других структурных подразделений предприятия, т. е. центров затрат. Такая группировка затрат способствует ведению учета по этапам производственного процесса (передел, стадия, фаза, процесс, операция) и обеспечивает определение себестоимости продукции и организацию внутрипроизводственного хозяйственного расчета. Данная группировка затрат напрямую зависит от организационной структуры предприятия.
С вышеприведенной классификацией затрат тесно связана группировка затрат в зависимости от функций деятельности предприятия. По данному признаку затраты подразделяются на снабженческо-заготовительные, технологические, коммерческо-сбытовые и организационно-управленческие.,
Такая группировка затрат позволяет организовать функциональный учет, при котором затраты вначале собираются в разрезе функций деятельности предприятия, и только потом - по объектам калькуляции.
Функциональный учет затрат способствует укреплению внутрихозяйственного расчета и усилению взаимосвязи и взаимозависимости между центрами затрат, обеспечивает более точное предоставление информации о произведенных затратах. Это помогает менеджерам принимать совместные обоснованные решения о виде, составе, цене, путях сбыта продукции и способствует повышению эффективности производственно-коммерческой деятельности предприятия.
По отношению к полной себестоимости реализуемой товарной продукции все затраты предприятия в планировании и учете подразделяются на производственные и внепроизводственные (коммерческие).
В состав производственных затрат включают все затраты, связанные с изготовлением товарной продукции предприятия и образующие ее производственную себестоимость.
Внепроизводственные (коммерческие) затраты связаны с реализацией продукции потребителям. Сюда включают транспортные расходы, не возмещаемые покупателями, расходы на рекламу и прочие сбытовые расходы.
Производственные и коммерческие расходы в совокупности формируют полную себестоимость продукции.
По роли, выполняемой в технологическом процессе изготовления продукции, и целевому назначению затраты предприятия подразделяются на основные и накладные.
Основными называются затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом изготовления продукции. К ним относятся: стоимость материалов, вещественно входящих в продукт; стоимость топлива и энергии, израсходованных на технологические цели; расходы на оплату труда производственных рабочих и отчисления на социальные нужды; расходы по эксплуатации производственных машин и оборудования и др.
Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием производства и управлением им. К ним можно отнести и общехозяйственные расходы. В состав накладных расходов включают: расходы на оплату труда административно-управленческого персонала швейного предприятия; отчисления на социальные нужды этих работников; стоимость электроэнергии для освещения и топлива для отопления помещений; амортизацию основных средств и нематериальных активов; расходы на текущий ремонт и т. д.
По способу включения в себестоимость продукции затраты предприятия подразделяются на прямые и косвенные. Прямыми являются расходы по производству конкретного вида продукции. Поэтому они могут быть отнесены на объекты калькуляции в момент их совершения или начисления прямо на основании данных первичных документов. К ним относятся: затраты материалов, заработная плата производственных рабочих и др.
Косвенные расходы связаны с выпуском нескольких видов продукции, например, затраты по управлению и обслуживанию производства.
Косвенные расходы сначала собираются на соответствующих собирательно-распределительных счетах, а затем включаются в себестоимость конкретных изделий с помощью специальных расчетов распределения.
Деление затрат на прямые и косвенные имеет условный характер. Основные затраты чаще всего выступают в виде прямых, а накладные -косвенных, но они не являются тождественными. Группировка затрат на прямые и косвенные необходима при организации раздельных систем учета полных и частичных затрат на производство. Важное значение при калькулировании и оценке готовой продукции имеет группировка затрат в зависимости от времени их возникновения и отнесения на себестоимость продукции.
По данному признаку затраты предприятия подразделяются на текущие, будущего отчетного периода и предстоящие.
К текущим относятся расходы по производству и реализации продукции данного периода.
Расходы будущего отчетного периода — это затраты, произведенные в текущем отчетном периоде, но подлежащие включению в себестоимость продукции, которая будет выпускаться в последующие отчетные периоды (например, расходы на аренду помещения, выписка газет и журналов и др.).
Данные затраты собираются по Дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» и затем списываются на счета учета затрат 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы»( обычно эти записи производится в конце месяца).
Наиболее простой способ расчета себестоимости продукции это деление суммарных затрат на объем выпуска. Однако применять этот способ можно только при условии, что предприятие производит один вид продукции, не образовывая при этом запасов полуфабрикатов или готовой продукции.
Более сложный способ это калькуляция себестоимости по статьям затрат. При данном способе расчета себестоимости прямые затраты непосредственно включают в себестоимость продукции, а косвенные распределяют при помощи специальных баз и коэффициентов распределения.
Практическая часть.
Исходные данные:
Су осуществляет строительство 2-х объектов: общежития и жилого дома. Строительство жилого дома в октябре начинается, а общежития заканчивается и сдается заказчику.
1. Договорная стоимость общежития, включая НДС 384000
Договорная стоимость работ выполняемых собственными силами 312000, в том числе
· НДС – 52000
· Материалы – 135000
· Расходы на оплату труда рабочих – 40800
· Расходы по эксплуатации строительных машин – 20000
· Накладные расходы – 45000
· Плановые накопления – 19200
2. Незавершенное производство по фактической себестоимости на 1 октября по общежитию составило
Всего: 170000
Материалы: 100200, в том числе по статьям затрат:
· Расходы по эксплуатации строительных машин – 7300
· Накладные расходы – 30500
Хозяйственные операции, происходящие в октябре в СУ-1
№ п/п |
Содержание хозяйственной операции |
Сумма |
Проводка |
|
Д-т |
К-т |
|||
1 |
Отпущены со склада основные строительные материалы, детали на строительство: Жилого дома Общежития |
19000 35000 |
20 20 |
10 10 |
2 |
Отпущены со склада · топливно-смазочные материалы на эксплуатацию машин · материалы на благоустройство строительной площадки |
800 1570 |
25 26 |
10 10 |
3 |
Начислена основная заработная плата рабочим: · жилого дома · общежития · по управлению строительных машин · по благоустройству строительной площадки · механической мастерской |
5100 9600 1500 450 230 |
20 20 20 26 23 |
70 70 70 70 70 |
4 |
Начислена заработная плата АУП |
3000 |
26 |
70 |
5 |
Произведены удержания из заработной платы * НДФЛ * Профсоюзные взносы |
2450 203 |
70 70 |
68 76 |
6 |
Начислен ЕСН Основное производство по благоустройству строительной площадки механической мастерской |
5767,20 160,20 81,88 |
20 26 23 |
69 69 69 |
7 |
Начислена амортизация основных средств · строительные машины · здание конторы СУ1 · здание механической мастерской |
2460 3050 480 |
25 20 23 |
02 02 02 |
8 |
Списываются по фактической себестоимости услуги механической мастерской по текущему ремонту и обслуживанию строительных машин |
1550 |
20 |
23 |
9 |
Списываются по фактической себестоимости услуги собственных тягочей, занятых перебазировкой строительных машин |
150 |
20 |
25 |
10 |
Выданы рабочим и списаны в производство инвентарь, спецодежда на : · обслуживание машин · строительства жилого дома · механической мастерской |
250 1310 1050 |
25 20 23 |
10 10 10 |
11 |
Предъявлен счет межведомственной охраной за охрану объектов строительства |
550 |
26 |
76 |
12 |
Стоимость работы собственного транспорта по перемещению грунта на · жилой дом · общежитие |
220 480 |
|
|
13 |
Расходы по эксплуатации строительных машин распределены между объектами согласно отработанных машиносмен: Бульдозеры: (стоимость 1 машиносмены 20 у.е.) · жилой дом (30) · общежитие(80) Экскаваторы: (стоимость 1 машиносмены 18 у.е.) · жилой дом (30) · общежитие(70) Автомобильные краны: (стоимость 1 машиносмены 21 у.е.) · жилой дом (30) · общежитие(60) |
600 1600 540 1260 630 1260 |
|
|
14 |
Начислены % банку за кредит в пределах нормы |
240 |
26 |
66 |
15 |
Списать и распределить между объектами строительства накладные расходы · жилой дом · общежитие |
3137,52 6712,48 |
20 20 |
25 25 |
16 |
Строительство общежития закончено, предъявлен счет заказчику за выполнение работы по договорной стоимости, в т.ч. НДС Из них по работам собственными силами, в т.ч. НДС |
384000 64000 312000 52000 |
62 90/2 |
90/1 68 |
17 |
Получены и акцептованы счета субподрядчиков за выполненные ими работы , в т.ч. НДС |
72000 12000 |
20 19 |
60 60 |
18 |
Списывается со счета основное производство фактическая себестоимость законченного и сданное заказчику общежития |
297506,68 |
90/2 |
20 |
19 |
Результаты от реализации готовой строительной продукции по общежитию списываются на счет «Прибыли и убытки» |
86493,32 |
90/9 |
99 |
20 |
Произведены расчеты с заказчиком |
384000 |
51 |
62 |
Журнал-ордер №10
за ________________ 19____ г. |
||||||||||
Наименование показателей |
Сырье и материалы по учетным группам |
Итого к отражению |
Средний процент |
Итого отражено в данном |
||||||
|
сырье и основные материалы |
|
вспомога- тельные материалы |
|
|
|
отклонений |
журнале-ордере (без итога по журналу-ордеру N 10) |
||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
||
Расход по учетным ценам согласно документам |
|
|
|
|
|
|
Х |
|
||
Процент отклонения фактической себестоимости от |
|
+ |
|
|
|
|
|
Х |
Х |
Х |
стоимости по учетным ценам согласно ведомости N 10 |
|
- |
|
|
|
|
|
Х |
Х |
Х |
Сумма отклонений |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
То же - уточнено, исходя из общей суммы по |
|
+ |
|
|
|
|
|
Х |
Х |
Х |
журналу-ордеру (без итога по журналу-ордеру N 10) |
|
- |
|
|
|
|
|
Х |
Х |
Х |
3. Процент отклонений от стоимости по учетным ценам (согласно ведомости N 10): по топливу (+) _____%, (-) _____%; по запасным частям (+) _____%, (-) _____%; по малоценным и быстроизнашивающимся предметам без специнструментов и спецприспособлений (+) _____%, (-) _____%. |
Обороты по корреспондирующим |
|
счетам |
|
|||||||||||||
С кредита счетов |
02 Износ |
05 Износ |
10 Материалы |
|
В дебет |
12 Малоценные и |
Износ |
21 Полуфаб- |
70 Расчеты |
69 Расчеты |
|
|||||
В дебет счетов |
основ- ных средств |
немате- риаль- ных |
на складах |
в пере- работке |
|
счетов, N |
быстроиз- нашивающиеся предметы |
малоценных и быстро- изнашиваю- |
рикаты собствен- ного |
с персо- налом по |
по социаль- ному |
|
||||
N |
Наименование |
|
акти- вов |
по учет- ным ценам |
отклонения (+, -) или транспортно- заготовит. расходы |
|
|
|
по учет- ным ценам |
отклонения (+, -) или транспортно- заготовит. расходы |
щихся предметов |
произ- водства |
оплате труда |
страхо- ванию и обеспе- чению |
|
|
А |
Б |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
А |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
|
08 |
Капитальные вложения (согласно ведомости N 18) |
|
|
|
|
|
|
08 |
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
Материалы: |
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
Э |
|
|
|
на складах |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
т |
|
|
в переработке |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ч |
|
12 |
Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы |
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
а с т |
|
13 |
Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов |
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
ь |
|
14 |
Переоценка материальных ценностей |
|
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
л |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
с |
|
40 |
Готовая продукция |
|
|
|
|
|
|
40 |
|
|
|
|
|
|
т |
|
43 |
Коммерческие расходы (согласно ведомости N 15) |
|
|
|
|
|
|
43 |
|
|
|
|
|
|
а |
|
45 |
Товары отгруженные |
|
|
|
|
|
|
45 |
|
|
|
|
|
|
|
|
50 |
Касса (согласно ведомости N 1) |
|
|
|
|
|
|
50 |
|
|
|
|
|
|
|
|
51 |
Расчетный счет (согласно ведомости N 2) |
|
|
|
|
|
|
51 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
69 |
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению |
|
|
|
|
|
|
69 |
|
|
|
|
|
|
|
|
70 |
Расчеты с персоналом по оплате труда |
|
|
|
|
|
|
70 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
80 |
Прибыли и убытки |
|
|
|
|
|
|
80 |
|
|
|
|
|
|
т |
|
84 |
Недостачи и потери от порчи ценностей |
|
|
|
|
|
|
84 |
|
|
|
|
|
|
р е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
с |
|
|
Итого |
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
|
|
я |
|
|
По журналу-ордеру N 10 |
|
|
|
|
|
|
По ж/о N 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
|
|
|
|
|
|
Всего |
|
|
|
|
|
|
|
Обороты по корреспондирующим |
|
счетам |
(продолжение) |
|||||||||||||||
|
В дебет счетов, N |
N __ |
23 Вспомо- гатель- ные произ- водства |
29 Обслу- живаю- щие произ- водства и хозяйства |
31 Расходы будущих периодов |
N __ |
20 Основ- ное произ- водство |
28 Брак в произ- водстве |
84 Недостачи и потери от порчи ценностей |
|
В дебет счетов, N |
Разные суммы, отражен- ные в других журналах- ордерах |
25 Общепроиз- водствен- ные расходы |
N __ |
Итого по ведо- мостям |
26 Обще- хозяйст- венные расходы |
65 Расчеты по имущест- венному и личному страхова- нию |
N __ |
|
А |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
|
А |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
Э |
08 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
08 |
|
|
|
|
|
|
|
т |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
а |
23 |
|
|
|
|
|
1550 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
25 |
|
|
|
|
|
150 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
|
ч |
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
|
|
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
с |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ь |
40 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
40 |
|
|
|
|
|
|
|
|
43 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
43 |
|
|
|
|
|
|
|
|
45 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
45 |
|
|
|
|
|
|
|
л |
50 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
50 |
|
|
|
|
|
|
|
и |
51 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
51 |
|
|
|
|
|
|
|
с |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
т |
69 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
69 |
|
|
|
|
|
|
|
а |
70 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
70 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
80 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
80 |
|
|
|
|
|
|
|
о |
84 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
84 |
|
|
|
|
|
|
|
т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
р |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
з |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
е |
Итого |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
|
|
|
т с |
По ж/о N 10
|
|
|
|
|
|
|
По ж/о N 10
|
|
|
|
|
|
|||||
я |
Всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
Справка. В общей сумме, отраженной в графе 17 по строке "В дебет счета 40", стоимость выпущенной готовой продукции по учетным ценам составляет _________ руб. |
|
|
Справочные и контрольные данные к журналу-ордеру 1. Сводные данные по расходам по охране труда и на содержание аппарата управления |
|
3. Суммы, списанные на производственные счета Согласно данным журнала-ордера N 10/1 и документам к нему - суммы, обращенные в уменьшение издержек производства или не относящиеся к себестоимости валовой и товарной продукции, кроме сумм уже показанных в |
||||||||||||||||||||||
N |
|
Согласно ведомости |
Итого |
|
разделе 2 журнала-ордера N 10 как внутризаводской оборот |
|||||||||||||||||||
стро- ки |
|
N 12 |
N 13 |
N 15 |
|
за месяц |
с начала года |
|
С кредита счетов |
20 Основное |
23 Вспомога- |
28 Брак в |
|
25 Обще- |
26 Обще- |
|
Итого |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В дебет счетов |
произ- водство |
тельные произ- |
произ- водстве |
|
произ- водствен- |
хозяйст- венные |
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
N |
краткий текст |
|
водства |
|
|
ные рас- ходы |
расходы |
|
за ме- сяц |
с на- чала квар- тала |
|||||
А |
Б |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
А |
Б |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|||||
1 |
Расходы по охране труда: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16200 |
230 |
|
|
|
450 |
|
|
|
|||||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
5 |
Расходы на содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
аппарата управления: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
2. Фактическая себестоимость товарной продукции согласно данному |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
журналу-ордеру |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
N стро- |
|
Сумма |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
ки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
А |
Б |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
По кредиту счета 20 "Основное производство": |
297506,68 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
1 |
|
в дебет счета 40 "Готовая продукция" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
2 |
|
в дебет счета 45 "Товары отгруженные" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
3 |
|
в дебет счета |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
По кредиту счета 23 "Вспомогательные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
производства": |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
4 |
|
в дебет счета 45 "Товары отгруженные" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
5 |
|
в дебет счета |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
8 |
Итого |
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
Исключаются: |
|
|
|
||||||||||||||||||||
9 |
|
стоимость готовых изделий, списанных на |
|
|
Журнал-ордер закончен "_____" _____________ 20______ г. |
|||||||||||||||||||
|
|
производственные счета |
|
|
|
|||||||||||||||||||
10 |
|
|
|
В Главной книге суммы оборотов отражены "_____" _____________ 20____ г. |
||||||||||||||||||||
11 |
Окончательная себестоимость товарной |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||
|
продукции согласно данному журналу-ордеру |
|
|
|
Исполнители |
Главный бухгалтер |
|
|||||||||||||||||
Заключение
Отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений, регулируются Федеральным законом от 25.02.09 №39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".
Согласно статье 1 указанного Закона капитальные вложения - это инвестиции в основной капитал (основные средства) в том числе на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
В бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно (п. 6 статьи 8 Федерального закона от 21.11.56 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Затраты, связанные со строительством, сооружением, проведением реконструкции и модернизации объектов, в том числе осуществляемых хозяйственным способом, являются вложениями во внеоборотные активы.
Заказчик - юридическое или физическое лицо, принявшее на себя функции организатора и управляющего по строительству объекта, начиная от разработки технико-экономического обоснования и заканчивая сдачей объекта в эксплуатацию или выходом объекта строительства на проектную мощность. Заказчики осуществляют функции организатора строительства, средства на их содержание предусматриваются в сводных сметных расчетах стоимости строительства.
Список литературы
1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21 ноября
2. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению: Приказ МФ РФ от 31.10.2000г. №94н.
3. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности и аудит; М.: 2003г.
4.Пошерстник
Н.В. Бухгалтер в строительной организации; М.:
5. Репейникова Н. Ю. Бухучет в строительстве; М.:2003г.