Содержание:


Задача 1....................................................................................................................... 3

Задача 2....................................................................................................................... 8

Список используемой литературы.......................................................................... 13



Задача 1


Планируется открытие новой фирмы по оптовой торговле строительными материалами. Предполагается, что основными клиентами станут крупные фирмы-подрядчики и операции начнутся в январе. Объем реализации будет сокращаться в периоды зимних месяце, а затем, с наступлением весны, возрастать и снова сокращаться в летний период, когда строительные работы в данной местности замедляются. Планируется, что объемы реализации в течение первых шести месяцев будут следующими (в тыс. руб.).

Таблица 1.

Объемы реализации за шесть месяцев

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

100

200

300

300

200

100


Планируемые условия кредитования – брутто 30, но владельцы фирмы рассчитывают, что ввиду особых побудительных причин 30% клиентов (в денежном выражении) произведут оплату на десятый день, 50% на 40-й день, а оставшиеся 20% – на 70-й день. Потерь по безнадежным долгам не ожидается. Ответьте на следующие вопросы.


1.     Предположим, что ожидаемый средний годовой объем реализации составит 1888 ед., реализуемых в среднем по цене 100 руб. за единицу (в году 360 дней).

–       Определите ожидаемое значение DSO компании.

DSO = 0,3*10 + 0,5*40 + 0,2*70 = 3 + 20 + 14 = 37 дней.

–       Определите ожидаемый однодневный товарооборот (ADS)

ADS = 1888*100/360 = 524,4 руб.

–       Определите средний ожидаемый уровень дебиторской задолженности.

ДЗ = DSO*ADS = 37*524,4 = 19402,8 руб.

2.     Предположим, что предвиденные выше прогнозы относительно ежемесячных объемов реализации подтвердились, а оплата товара производилась в ожидаемом режиме.

Определите величину дебиторской задолженности на конец каждого месяца в данном случае. Чтобы упростить вычисления, предположим, что 30% клиентов компании производят оплату в течение текущего месяца, 50% – в течение следующего месяца, а остальные 20 – в течение второго месяца, следующим за месяцем реализации, используя следующую таблицу 2.

Таблица 2.

Характеристика дебиторской задолженности

Месяц

Выручка от реализации, тыс. руб.

ДЗ на конец месяца, тыс. руб.

Квартальный объем реализации, тыс. руб.

Кумулятивные данные

ADS, тыс. руб.

DSO, дн.

ADS, тыс. руб.

DSO, дн.

Январь

100

100 – 0,3*100 = 70

(70 + 160 + 250)/90 = 5,3

250/5,3 = 47,2

(100 + 200 + 300)/90 = 6,66

250/6,66 = 37,5

Февраль

200

(1 – 0,8)*100 + (1 – 0,3)*200 = 160

Март

300

(1 – 0,8)*200 + (1 – 0,3)*300 = 250

Апрель

300

(1 – 0,8)*300 + (1 – 0,3)*300 = 270

(270 + 200 + 110)/90 = 6,4

110/6,4 = 17,19

(100 + 200 + 300 + 300 + 200 + 100)/180 = 6,66

110/6,66 = 16,5

Май

200

(1 – 0,8)*300 + (1 – 0,3)*200 = 200

Июнь

100

(1 – 0,8)*200 + (1 – 0,3)*100 = 110


Изменение объема реализации ведет к изменению величины DSO, на основании чего можно сделать вывод об ускорении выплат клиентами.

Величина DSO зависит от процедуры усреднения, но не зависит от того, какие данные (квартальные полугодовые, годовые) используются для его исчисления. DSO – величина неустойчивая, даже если порядок осуществления платежей остается неизменным. По этим причинам затруднительно использовать этот показатель в качестве способа контроля дебиторской задолженности в случае, если объемы реализации подвержены циклическим или сезонным колебаниям, как в нашем случае.


3.     Составьте классификацию дебиторской задолженности по срокам возникновения на конец марта и конец июня, используя таблицу 3.

Таблица 3.

Структура дебиторской задолженности по срокам ее возникновения

Сроки возникновения задолженности, дней

ДЗ в марте

ДЗ в июле

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

0 – 30

0

0

0

0

31 – 60

0,2*200 = 40

16,0

0,2*200 = 40

36,4

61 – 90

0,7*300 = 210

84,0

0,7*100 = 70

63,6

всего

250

100

110

100


На основе этой классификации нельзя дать точную характеристику изменения платежного поведения клиентов, потому что нет точной информации о клиенте, задолжавшим предприятию и о его финансовом состоянии.


4.     Составьте ведомость непогашенных остатков на конец марта и конец июня, используя приведенную ниже таблицу 4.




Таблица 4

Ведомость непогашенных остатков

Месяц

Выручка от реализации, тыс. руб.

ДЗ, возникшая в данном месяце, тыс. руб.

Отношение ДЗ к объему реализации, %

Январь

100

0

0

Февраль

200

0,2*200 = 40

40/200 = 20

Март

300

0,7*300 =210

210/300 = 70

Первый квартал

250

90

Апрель

300

0

0

Май

200

0,2*200 = 40

40/200 = 20

Июнь

100

0,7*100 = 70

70/100 = 70

Второй квартал

600

110

90


Данные, приведенные в таблице, показывают, что платежная дисциплина клиентов компании не менялась. Но более точно сказать нельзя, так как платежная дисциплина клиентов не может оставаться постоянной, она будет меняться с течением времени.


5.     Предположим, что сейчас июль первого года работы и владельцы компании составляют прогнозную отчетность на следующий год. Кроме того, предположим, что прогнозы относительно объемов реализации и поступления выручки оправдались. Используя приведенные ниже прогнозируемые объемы реализации на второй год, определите уровни дебиторской задолженности, ожидаемые на конец марта и июня второго года (табл. 5).



Таблица 5.

Уровень прогнозируемой дебиторской задолженности

Месяц

Прогнозируемый объем реализации, тыс. руб.

Прогнозируемое отношение ДЗ к объему реализации

Прогнозируемая величина невыплаченной ДЗ, возникшая в данном месяце, тыс. руб.

Январь

150

0

0

Февраль

300

20

300*0,2 = 60

Март

500

70

500*0,7 = 350

Прогнозируемый на 31 марта остаток ДЗ

410

Апрель

400

0

0

Май

300

20

300*0,2 = 60

Июнь

200

70

200*0,7 = 140

Прогнозируемый на 30 июня остаток ДЗ

200


Задача 2


Предположим, что прошло несколько лет. Условия кредитования по-прежнему брутто 30, что означает отсутствие скидок и необходимости погашения задолженности в течение 30 дней со дня заключения сделок. В настоящий момент общий годовой объем реализации составляет 1 млн. руб. 80% клиентов проводят оплату на 30-й день, остальные 20 %, как правило – на 40-й день, 2% объема реализации составляют безнадежные долги.

Владельцы компании рассматривают возможность изменения кредитной политики фирмы, а именно:

1.     Применение более строгих стандартов кредитоспособности,

2.     Ужесточение требований к недисциплинированным клиентам.

Таким образом, клиенты, оплачивающие товар в течение 10 дней, имеют право на 2-% скидку, остальные же оплачивают товар по полной стоимости в течение 20 дней. Владельцы компании полагают, что такие меры привлекут новых клиентов и будут способствовать увеличению объема закупок старыми клиентами, но при этом придется нести дополнительные затраты, связанные с предоставлением скидок. В результате предполагается увеличение объема реализации до 1,1 млн. руб.; ожидается, что 60% клиентов из числа оплачивающих товар проведут оплату по полной стоимости на 10-й день и получат скидку, 30% проведут оплату по полной стоимости на 20-й день, остальные 10% задержат оплату до 30-го дня, величина безнадежных долгов снизится с 2 до 1% общего объема реализации. Доля переменных затрат останется неизменной, т.е. 75%, затраты на финансирование дебиторской задолженности также не изменится и составит 12%.


1.     Определите средний период оплаты задолженности при ныне действующей кредитной политике.

DSO = 0,8*30 + 0,2*40 = 32 дня.

Определите ожидаемую величину DSO при изменении кредитной политики.

DSO = 0,6*10 + 0,3*20 + 0,1*30 = 15 дней.


2.     Определите величину потерь по безнадежным долгам

при действующей кредитной политике:

1000*0,02 = 20 тыс. руб.

при изменении кредитной политики

1100*0,01 = 11 тыс. руб.


3.     Определите величину ожидаемых затрат по предоставлению скидки при новой кредитной политике:

Затраты = 0,02*1000*0,6 = 12 тыс. руб.


4.     Определите величину затрат по финансированию дебиторской задолженности. Она определяется как средняя величина дебиторской задолженности, умноженная на долю переменных затрат в объеме реализации и на цену капитала, инвестированного в дебиторскую задолженность.

Определим этот показатель при действующей политике:

32*1000/360*0,75*0,12 = 987,65 тыс. руб.

Теперь посчитаем его при новой политике:

15*1100/360*0,75*0,12 = 509,26 тыс. руб.


5.     Определите величину прироста чистой прибыли в результате изменения условий кредитования. Расчеты представлены в таблице 6.

Таблица 6.

Анализ изменения кредитной политики

Показатели

Прогноз на 2005 год при текущей кредитной политике

Эффект изменения кредитной политики

Прогноз на 2005 год при новой кредитной политике

Валовая выручка от реализации

1000

+ 100

1100

Торговые скидки

0

+ 12

12

Чистая выручка от реализации

1000

+ 88

1088

Производственные затраты, включая накладные расходы

750

+ 75

825

Затраты по кредитованию капитала

Затраты по поддержанию дебиторской задолженности

987,65

- 478,39

509,26

Расходы по анализу платежеспособности клиентов и сбору просроченных платежей

0

0

0

Потери по безнадежным долгам

20

- 9

11

Прибыль до вычетов налогов

-737,65

+ 491,39

-246,26

Налоги (24%)

0

0

0

Чистая прибыль

-737,65

+ 491,39

-246,26


Исходя из вычислений получается, что перейти к новой финансовой политике будет выгоднее. Во всяком случае убытки будут меньше.


6.     Проведите анализ предполагаемых изменений при помощи приростного метода.

Данный анализ проводится по двум формулам. Вот они

Δl = V*[(DSOп – DSOo)*(Sо/360) + DSOп(Sп – So)/360] и

ΔP = (Sп – So)(1 – V) – kΔl – (BпSп – BoSo) – (DпSпPп – DoSoPo), где

Δl – прирост величины дебиторской задолженности в результате изменения кредитной политики

V – переменные затраты как процент от валового объема реализации.

DSOп – оборачиваемость дебиторской задолженности в днях после изменения кредитной политики

DSOo – оборачиваемость дебиторской задолженности в днях до изменения кредитной политики

Sп – прогнозируемый объем реализации после изменения кредитной политики

So – прогнозируемый объем реализации до изменения кредитной политики

ΔP – прирост доналоговой прибыли в результате изменения кредитной политики.

(l – V) – валовая маржа, рассчитываемая как разность между стоимостью реализации и переменными затратами.

K – цена инвестиций в дебиторскую задолженность

Bп – средний объем безнадежных долгов при новом объеме реализации как процент от нового валового объема реализации

Bo – средний объем безнадежных долгов при текущем объеме реализации как процент от текущего валового объема реализации

Dп – текущий процент торговой сделки.

Pп – доля объема реализации со скидкой в валовом объеме реализации после изменения кредитной политики (в%)

Do – новый процент торговой сделки

Po – доля объема реализации со скидкой в валовом объеме реализации до изменения кредитной политики (в%).

Итак, просчитаем данные показатели

Δl = V*[(DSOп – DSOo)*(Sо/360) + DSOп(Sп – So)/360] = 0,75[(15 – 32)*(1000/360) + 15(1100 – 1000)/360] = 0,75(– 47,22 + 4,16) = – 32,3.

ΔP = (Sп – So)(l – V) – kΔl – (BпSп – BoSo) – (DпSпPп – DoSoPo) = (1100 – 1000)(1 – 0,75) – 0,12*(– 32,3) – (0,01*1100 – 0,02*1000) – (0,02*1100*1088/1100 – 0) = 100*0,25 + 3,876 – (11 – 20) – 21,76 = + 16,116 тыс. руб.

Так как прирост доналоговой прибыли равен 16,116 тыс. руб. в любом случае переход к новой кредитной политике рентабелен и эффективен.



Список используемой литературы


1.     Бригхем Ю., Гепенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс/Ю. Бригхем, Л. Гепенски; в 2-х томах, пер. С англ./Под ред. В.В.Ковалева. – СПб: Экономическая шеола, 1998. Т. 2. – 669 с.

2.     Колпакова Г.М. Как управлять дебиторской задолженностью/Г.М.Колпакова. – М.: Современная экономика и право, 2000. – 135 с.

3.     Ченг Ф. Ли, Джозеф И., Финнерти М. Финансы корпораций: теория, методы, практика/ Ф. Ли Ченг, И. Джозеф, М. Финнерти: перевод с англ., – М.: Инфра-М, 2000. – 686 с.

4.     Чернов В.А. Финансовая политика организации/В.А.Чернов. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 247 с.

5.     Чернов П.А. Финансовая политика организации/П.А.Чернов. – М.: ЮНИТИ, 2003.