Содержание


Введение                                                                                                        3

Глава 1. Проблема жизненного пути в психологической науке              4

Глава 2. Жизненные планы и жизненные сценарии                                10

Глоссарий                                                                                                     12

Список литературы                                                                                     14
























Введение


Бытие общественных отношений отражается на личности, как известно, через присвоение человеком общественно значимых ценностей, через усвоение социальных нормативов и установок. При этом и потребности, и мотивы каждой личности несут в себе общественно-исторические ориентации той культуры, в которой развивается и действует данный человек. Это означает, что человеческое существо может подняться в своем развитии до уровня личности только в условиях социального окружения, через взаимодействие с этим окружением и присвоение того духовного опыта, который накоплен человечеством. Человек постепенно в процессе онтогенетического развития формирует собственную внутреннюю позицию через систему личностных смыслов.

Система личностных смыслов каждого человека определяет индивидуальные варианты его ценностных ориентаций. Человек с первых лет жизни усваивает и создает ценностные ориентации, которые формируют его жизненный опыт. Эти ценностные ориентации он проецирует на свое будущее. Именно поэтому столь индивидуальны ценностно-ориентационные позиции людей, и собственно жизненный путь каждого человека.

Современное общество поднялось на ту ступень развития, на которой осознается ценность личностного начала в человеке, высоко оценивается всестороннее развитие личности.














Глава 1. Проблема жизненного пути в психологической науке

Проблема жизненного пути человека была сформулирована в психологии в целях наиболее полного и адекватного исследования психологических особенностей личности. Она дополняла работы, посвященные исследованию структуры личности, выявлению движущих сил развития личности, проверке гипотезы о влиянии личностных особенностей на познавательные процессы. Проблема жизненного пути была поставлена Ш. Бюлер, но исследована позднее - в ряде работ отечественных и зарубежных психологов.

Осознание необходимости обсуждения в психологических кругах проблемы жизненного пути возникло вслед за изменением представлений о человеке в целом и о личности в частности. Личность стала рассматриваться двояко: и как объект, и как субъект жизни. Как объект жизненного процесса личность подвергается воздействию условий, событий жизни, находится под влиянием социальных отношений, культурных традиций и нравственных законов. Обладая качеством субъекта жизни, личность организует и структурирует свою жизнь, регулирует ее ход, выбирает и осуществляет избранное направление. Современные психологические исследования показывают, что выбор и планирование индивидуальной стратегии жизни (осознанно или неосознанно) осуществляются самой личностью благодаря наличию у нее права на этот выбор.

Психология выделила ряд условий, которые определяют основные закономерности психического развития личности. Исходным в каждой личности является уровень психического развития; сюда можно отнести умственное развитие и способность к самостоятельному построению ценностных ориентаций, к выбору линии поведения, позволяющей отстаивать эти ориентации.   Индивидуальное бытие личности формируется через внутреннюю позицию, становление личностных смыслов, на основе чего человек строит свое мировоззрение, через содержательную сторону самосознания.  

В жизни человеку приходится иметь равновесие между адаптацией к реальности, с одной стороны, и развитием своих потенциальных творческих возможностей, утверждающих индивидуальность, с другой. Феномен степени зрелости взрослого (по паспорту) человека ускользает от внимания наших психологов. Известный американский психолог Дж.Стивенс (1995) считает, что очень многие взрослые люди в своем развитии остановились на более низком уровне, чем того требует их возраст. По данным Стивенса, далеко не каждый заинтересован или обладает стимулом к созреванию. Чем выше уровень зрелости, тем больше стимул к дальнейшему продвижению на пути взросления.

Олпорт Г. был первым, кто ввел в психологию представление о зрелой личности, сформировав три критерия личностной зрелости. «Первый критерий – разнообразие автономных интересов, расширение «Я». Зрелая личность не может быть узкой и эгоистичной, она рассматривает интересы других близких и значимых людей как свои собственные. Второй – самосознание, самообъективация. Сюда же он относит такую характеристику как чувство юмора, которая по экспериментальным данным, лучше всего коррелирует со знанием себя. Третий критерий – философия жизни. Зрелая личность обладает своим мировоззрением в отличие от личности незрелой» [6]. Более зрелый человек имеет более широкие границы Я. Зрелые люди заняты не только собой, но и чем-то за пределами себя, имеют хобби, интересуются политическими и религиозными вопросами. Им присуща способность к близким межличностным отношениям. У них отсутствуют большие эмоциональные барьеры и проблемы, хорошее самопринятие. Зрелые люди способны  спокойно относится к собственным недостаткам и к внешним трудностям, не реагируя на них эмоциональными срывами. Зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, а также реалистичные притязания, демонстрирует способность к самопознанию и философскому чувству юмора – юмора, направленного на самого себя. Зрелый человек также обладает цельной жизненной философией. Каково содержание этой философии, принципиальной роли не играет – наилучшей философии не существует.

Ключевым в теории Э. Эриксона является понятие «идентичность», определяемое как «субъективное… ощущение тождества и целостности»[10]. Идентичность – это тождественность человека самому себе, включающая в себя усвоенный и субъективно принимаемый образ себя, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным Я, способность личности к конструктивному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе ее развития. Идентичность – это субъективное чувство непрерывной самотождественности, это условие, при котором человек ощущает себя неизменным ( в своих существенных проявлениях), действуя в самых разных жизненных обстоятельствах. Формирование идентичности личности продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит ряд стадий. Одна стадия развития не замещает другую, а подстраивается к ней. Ни один возраст не кончается, не исчерпывается при начале следующего возраста. Многие проблемы, осложнения, отклонения в развитии являются следствием неразрешенных противоречий предыдущих периодов развития. Быть самим собой в глазах значимых других, в том числе своих собственных, является движущей силой развития. Расширение радиуса значимых отношений задает внешние условия развития идентичности.

Гуманистическая психология предложила свой подход к психологии личности. К. Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который он назвал тенденцией актуализации. «Наиболее необходимым аспектом тенденции актуализации, с точки зрения личности, является стремление человека к самоактуализации. В контексте теории Роджерса тенденция самоактуализации – это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Пытаясь достичь этого, человек проживает жизнь, наполненную смыслом, поисками и волнениями. К тому же самоактуализирующийся человек живет экзистенциально, непринужденно наслаждаясь каждым моментом жизни, полностью участвуя в ней» [10]. Им выделено пять основных личностных характеристик, общих для «полноценно функционирующих» людей:

-                    открытость переживанию – все переживания внутренние или внешние точно символизированы в их сознании, не искажаясь и не отрицаясь;

-                    экзистенциальный образ жизни – жить полноценно и насыщенно в каждый момент существования, так, чтобы каждое переживание воспринималось как свежее и уникальное, отличное от того, что было ранее;

-                    организмическое доверие – способность человека принимать во внимание свои внутренние ощущения и рассматривать их как основу для выбора поведения;

-                    эмпирическая свобода – чувство личной власти, способность делать выбор и руководить собой;

-                    креативность – творческие люди стремятся жить конструктивно и адаптивно в своей культуре, в то же время удовлетворяя собственные самые глубокие потребности [10].

Самоактуализация – это процесс постоянного развития и практической реализации своих возможностей. Это «труд ради, того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать» [10]. Это «отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе» [там же].

По своим позициям, особенно в плане понимания зрелости личности, гуманистическая психология из всех зарубежных концепций является более близкой  к взглядам отечественных психологов.

  А.Н. Леонтьев указывал, что личность - это особое качество, которое индивид приобретает в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается. Удовлетворение человеком предметно-вещественных потребностей приводит к низведению их лишь до уровня условий, а не внутренних источников развития личности: личность не может развиваться в рамках потребностей, ее развитие предполагает смещение потребностей на созидание, которое не знает границ. Этот вывод имеет принципиальное значение.

 Психологи, разрабатывающие теорию личности, считают, что человек как личность представляет собой относительно устойчивую психологическую систему. Согласно Л.И. Божович, психологически зрелой личностью является человек, способный руководствоваться сознательно поставленными целями, что определяет активный характер его поведения. Эта способность обусловлена развитием трех сторон личности: рациональной, волевой, эмоциональной.

Именно всестороннее, гармоничное (а не уродливо - однобокое) развитие каждого человека и является главным условием рождения личности, умеющей самостоятельно определять путь своей жизни, свое место в ней, свое дело, интересное и важное для всех, в том числе и для него самого» [9].

Центральной, смыслообразующей характеристикой человека является его способ отношения к другому человеку. Эта мысль присутствует у многих психологов, но у С. Л. Рубинштейна она выражена с особой яркостью и глубиной: «…первейшее из первых условий жизни человека – это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце» человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего оно стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать. Психологический анализ человеческой жизни, направленный на раскрытие отношений человека к другим людям, составляет ядро подлинно жизненной психологии. Здесь вместе с тем область «стыка» психологии с этикой» [3].

Братусь Б. С., опираясь на слова известных ученых и мыслителей, говорит о том, что «личность как специфическая, не сводимая к другим измерениям конструкция не является самодостаточной, в себе самой несущей конечный смысл. Смысл этот обретается в зависимости от складывающихся отношений, связей с сущностными характеристиками человеческого бытия. Иначе говоря, сущность личности и сущность человека отличаются друг от друга тем, что первое есть способ, инструмент, средство организации достижения второго, а значит, первое получает смысл и оправдание во втором» [3].

Как и всякий живой, жизненный процесс, отношение к другому несет в себе исходное, движущее противоречие. Это противоречие, борьба противоположно направленных тенденций, векторов есть, с одной стороны, рассмотрение человека как самоценности, как непосредственно родового существа, а с другой – понимание его как средства, подчиненного внешней цели. Приближение к первому и противостояние второму – основное условие развития человека как человека. Условиями и одновременно критериями этого развития являются: отношение к другому человеку как к самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции рода человек (центральное системообразующее отношение); способность к децентрации, самоотдаче и любви как способу реализации этого отношения; творческий, целетворящий характер жизнедеятельности; потребность в позитивной свободе; способность к свободному волепроявлению; возможность самопроектирования будущего; вера в осуществимость намеченного; внутренняя ответственность пред собой и другими, прошлыми и будущими поколениями; стремление к обретению сквозного общего смысла своей жизни» [3].


Глава 2. Жизненные планы и жизненные сценарии

Структурным воплощением жизненного процесса и его позитивной части - жизненной перспективы - становится жизненный план, который представляет собой стратегию жизни. Совокупность жизненных тактик образует жизненный сценарий. Существуют, по крайней мере, два подхода к объяснению процесса структурирования жизненного пути с помощью его планирования и сценарного воплощения.

     Согласно первому подходу, представленному работами отечественных авторов (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев и др.), личность осознанно выбирает и регулирует процесс жизни. Подчеркивается роль родителей в формировании представлений ребенка о целях и структуре жизненного пути. В конечном итоге, по выражению С. Л. Рубинштейна, человек сам определяет свое отношение к жизни, гармонично или дисгармонично связывая между собой трагедию, драму и комедию. Он полагает, что только определенные соотношения этих мировоззренческих чувств этически оправданы, приемлемы, закономерны как выражение отношения человека к типичным ситуациям жизни.

     Второй подход (Альфред Адлер, Карл Роджерс, Эрик Берн и др.) построен на уверенности в преимущественно бессознательном выборе жизненного плана и жизненного сценария, который осуществляется на ранних стадиях развития ребенка. Согласно этим концепциям, жизненный план рассматривается как прогнозирование собственной жизни и ее реализация в представлениях и чувствованиях, а сценарий жизни - как постепенно развертывающийся жизненный план, ограничивающий и структурирующий жизненное пространство личности.

     На выбор жизненного сценария влияет целый ряд факторов, которые обсуждаются в рамках этого подхода. Такими факторами являются порядок рождения ребенка в семье, влияние родителей (их действий, оценок, эмоциональной поддержки или депривации и др.), влияние дедушек и бабушек, принятие ребенком своего имени и фамилии, случайные экстремальные события и др. Жизненный план формируется на основе ранних жизненных событий, впечатлений, которые соотносятся с каким-либо знакомым ребенку сценарием, заимствованным из сказки, рассказа, истории, мифа, легенды, картины. Сценарий запускается в детском возрасте. В подростковый период он проходит стадию доработки, приобретает определенную структуру. Позднее он используется взрослым человеком для структурирования жизненного пространства, оптимального взаимодействия с окружающим миром и прогнозирования ближайшего и отдаленного будущего. Основными составляющими сценария являются:

  • герой, с которым идентифицирует себя ребенок;
  • антигерой, который воплощает отвергаемые ребенком черты;
  • идеальный герой, черты характера которого пока отсутствуют у ребенка, именно он определяет направление личностного роста;
  • сюжет - модель событий;
  • другие персонажи, участвующие в жизненном процессе;
  • свод нравственных правил.

Личность способна выбирать разные сценарии или модели поведения. Одни из них могут способствовать успеху, другие - приводить к неудаче, но все они позволяют ребенку и взрослому структурировать жизнь, задавать ей определенное направление, которое обеспечивает возможность достижения жизненной цели.




Глоссарий

Жизненный путь - процесс развития человека в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчивой и, одновременно, пластичной структуры личности.

 Жизненная цель - представление об основном результате (результатах) или событии (событиях), которые должны произойти в жизни, интегрирующем все частные события и оправдывающем человеческое существование.

 Жизненная перспектива - совокупность обстоятельств и условий жизни, которые обеспечивают эффективность личностного роста. Жизненные задачи - реализация жизненной цели в реально происходящих жизненных событиях.

Идентичность – это тождественность человека самому себе, включающая в себя усвоенный и субъективно принимаемый образ себя, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным Я, способность личности к конструктивному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе ее развития.

Индивидуальность – своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других людей.

 Инициатива - своевременная формулировка жизненных задач и включенность личности в процесс их выполнения.   

Личностная перспектива - готовность к будущему в настоящем.

Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и  отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Ответственность - умение принимать жизненно важные решения и обеспечивать контроль за их выполнением.

 Психологическая перспектива - когнитивная способность предвидеть будущее.

Пространство и время жизни - психологические характеристики организации жизненного процесса; пространство рассматривается как свойство протяженности жизненного процесса, время - как свойство его регуляции.

Самоактуализация – это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью.

Стратегия жизни - способ организации жизненного процесса.

Стиль жизни - уникальная конфигурация личностных черт, мотивов, когнитивных стилей и способов приспособления к реальности, характерная для поведения индивидуума и обеспечивающая постоянство его поведения.

 

Список литературы


1.     Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977.

2.     Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. – М.: Флинта-Наука, 1998.

3.     Братусь Б. С. К проблеме человека в психологии// Вопросы психологии. 1997. №5.

4.     Выготский Л.С. Психология. М.: Эксмо-пресс, серия «Мир психологии», 2002.

5.     Немов Р.С. Психология. Общие основы психологии. Т. 1, 2. М.: Владос, 1995.

6.     Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. – М.: Смысл, 2002.

7.     Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990.

8.     Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти. - СПб.: Прайм- Еврознак, 2002.

9.     Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная пресса, 2000.

10.                         Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб: «Питер», 1999.