Содержание

1. Аннотация на статью И. Гликмана. Перспективные научные идеи и педагогическая мода. 3

2. Аннотация на статью Н. Головановой. Панорама взглядов на воспитание. 4

3. Аннотация на статью Г. Федоровской. Развитие интереса школьников к истории Великой Победы. 5

4. Аннотация на статью А.В. Баранниковой О проведении «Урока России» в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. 6

5. Аннотация на статью Натальи Мавлевич. Дети пишут историю. 7

1. Аннотация на статью И. Гликмана. Перспективные научные идеи и педагогическая мода.

В последнее время в педагогике появилось немало свежих идей и подходов. Использования ценных для педагогики наработок философии, психологии или других наук, также как и открытие новых подходов в самой педагогики, можно только приветствовать, поскольку таким путем удается оптимизировать обучение и воспитание детей.

В области образования давно уже используются идеи теории управления. Идея комплексного подхода к рассмотрению проблем и решению задач широко распространилась с начала 70-х годов прошлого века. Эта идея пришла из философии и отражала диалектическое представление о взаимосвязи явлений в мире. Смысл антропологического подхода заключается в том, чтобы для решения педагогических проблем привлекать данные различных наук. Уже в советское время педагогика стала поворачиваться к психологии, философии, этике, социологии.

Повышение свободы личности в обществе, которое наблюдается в нашей стране с 90-х годов 20 века, затронуло и школу. Из учебных пособий по педагогике стали исчезать главы о воспитании в коллективе. Стремление покончить с застойным прошлым проникло и в школу.

Автор статьи рассмотрел примеры применения различных общенаучных подходов к педагогическим проблемам. Все они оказываются плодотворными, если используются в меру.

(И. Гликман. Перспективные научные идеи и педагогическая мода. / Научно-методический журнал. Воспитание школьников. № 4 2003 год)

2. Аннотация на статью Н. Головановой. Панорама взглядов на воспитание.

В советской педагогике и в педагогическом обиходе до конца 80-х годов широко используемым являлось понятие «формирование» как синоним понятия «воспитание». Под влиянием гуманистической философии образования понимание воспитания как принудительно-нормативного процесса меняется. В последнее время в нашей педагогической теории и практике царит воодушевление по поводу «самости» ребенка. Тем не менее образ строгого, но справедливого учителя по-прежнему остается желанным идеалом для школьников и их родителей.

Позиция противопоставления воспитания специальной технологии педагогической поддержки реализуется сторонниками гуманистической педагогики и полного доверия к ребенку. Концепция педагогической поддержки американского происхождения и «пришла» к нам в конце 90-х годов. Воспитание понимается как специально организованный процесс предъявления ребенку социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения. Если обратиться к отечественным корням, к слову «воспитание» в родном русском языке, то окажется, что культура народа мощно зафиксировала в нем все основные педагогические смыслы. Наш родной язык обозначил заботу взрослого как его живую воспитательную силу, как способ прикосновения к области потребностей ребенка.

Задача воспитания в том и состоит, чтобы специальными педагогическими средствами обеспечить ребенку позицию субъекта социализации и помочь ему быть субъектом социализации. В современном воспитании педагогические акценты все больше смещаются от регулирующих функций специальных педагогических условий и требований к решающей роли ситуаций организованного социального опыта детей.

(Н. Голованова. Панорама взглядов на воспитание. / Научно-методический журнал. Воспитание школьников. № 7 2004 год)

3. Аннотация на статью Г. Федоровской. Развитие интереса школьников к истории Великой Победы.

В настоящее время события Великой Отечественной войны уходят в прошлое. В школьных учебниках истории уделяется им все меньше места. Это привело к тому, что современные школьники мало знают о прошлом своего народа, героическом прошлом своих прадедов. Старые методы практически перестают воздействовать на школьников, поэтому надо активнее применять современные технологии и новые методы воспитательной работы.

Многое из того, что было хорошо в воспитательной работе 20-40 лет назад, сейчас безнадежно устарело. Стратегические компьютерные игры на материале Второй мировой войны в какой-то степени отражают характеристики вооружения, но не дают представления о реальном историческом ходе событии. Ко дню Победы телевидение показывало документальные фильмы о войне, полезные в познавательном и воспитательном планах. Однако рассказ о событиях не заставляет задуматься о причинах действий воюющих сторон, не формирует патриотического отношения к истории войны.

Чтобы заинтересовать  подростков была разработана стратегическая игра «Стану я точно генералом». В игре использовалась схема, отражающая причинно-следственную связь ключевых решений советского командования и ситуацию, сложившуюся к моменту принятия каждого решения.

Мы убеждаемся, что для компьютерной игры нужен ведущий, который отлично знает ход событий и их связь, способный дать комментарий исторически верного шага и описать вероятные последствия ошибочного. Тогда интерес школьников, их активное участие в игре гарантированы, вслед за этим будут рождаться и патриотические чувства, столь необходимые современным подросткам.

(Г.Федоровская. Развитие интереса школьников к истории Великой Победы. / Научно-методический журнал. Воспитание школьников. №1 2004 год.)

4. Аннотация на статью А.В. Баранниковой О проведении «Урока России» в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.

В целях решения задач гражданского патриотического воспитания юных россиян, формирования у них гордости за достижения своей страны, бережного отношения к историческому прошлому и традициям народов России Министерство образования Российской Федерации рекомендует на кануне дня Конституции (12 декабря) провести «Урок России» во всех общеобразовательных учреждениях. Особую значимость в этой связи приобретает обращение к государственной символики России. Важную роль в развитии ребенка отводится социализации – усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения, необходимых для развития положительных качеств личности. Необходимой частью развития личности является воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символам.

В начальных классах задачей урока является воспитание у детей уважительного отношения к государственным символам России (флаг, герб, гимн).

В средних классах идет расширение представлений детей о родной стране, о государственных символах России, Конституции – основном законе страны; у детей воспитываются любовь к родной стране, уважение к законам и символам.

В старших классах актуализируются знания по истории России, отражающие этапы становления российской государственности, складывание российской символики.

Важным результатом уроков является понимание школьниками того, что надо расти достойными своих предков, которые совершили не мало трудовых, воинских и иных подвигов во славу Отечества, защищая и прославляя его флаг и герб.

(А.В. Баранников. О проведении «Урока России» в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. / Научно-методический журнал. Воспитание школьников. №9 2003 год.)

5. Аннотация на статью Натальи Мавлевич. Дети пишут историю.

Ежегодный всероссийский конкурс «Человек в истории. Россия ХХ век», созданный в 1989 году историко-просветительским и правозащитным обществом «Мемориал», имеет цель сохранять память о прошлом, собирать документы, архивы, свидетельства. Знать правду об истории необходимо для общественного развития. Сегодняшний российский конкурс входит в сеть исторических конкурсов «Eustory», охватывающую несколько европейских стран. Современное общество понимает, насколько важно, чтобы дети соприкоснулись с живой историей и самостоятельно, критически ее осмыслили.

Война и раскулачивание – два события, которым посвящено большинство работ. Память о насильственной коллективизации до сих пор очень сильна. В архивах мало таких свидетельств, школьники же сделали очень многое: они собрали множество устных рассказов. Конкурс показал, что в России действительно нет семьи без сумы и тюрьмы. Глубоко осмысленная правда об отцах и дедах – куда более прочный залог преемственности поколений, чем инфантильное «общественное примирение» с добровольно закрытыми глазами.

Результаты конкурса вселяют надежду, показывают, что в стране, в сознании людей, особенно молодых людей, произошли огромные сдвиги. Дети свободно мыслят и свободно выражают свои мысли. Наша память – инструмент, помогающий предвидеть, предсказывать и делать будущее. Школьники мастера делания будущего, его архитекторы. Они уже коснулись трагичных и сложных минут в истории нашей страны в своих очень серьезных, очень взвешенных работах. Достигнута главная цель конкурса – помочь каждому участнику обрести самую великую радость – внутреннюю свободу личности.

(Наталья Мавлевич. Дети пишут историю. / Семья и школа. №9 2003 год)