Содержание
Задача 1. 3
Задача 2. 6
Задача 3. 9
Список литературы.. 11
Задача 1
Основываясь на данных о цене товара и объёме проданных товаров, необходимо:
1. Проанализировать существующую зависимость между объёмом продажи и ценой;
2. Определить коэффициент эластичности между ценой и объёмом;
3. Определить тесноту связи между ценой и объёмом продажи.
Решение:
1. Построим график зависимости между объёмом продажи и ценой.
Исходя из рисунка, мы видим, что для описания зависимости может быть использовано уравнение прямой у = а0 + а1*х. Для расчёта значений а0 и а1 составляем вспомогательную таблицу:
n |
Цена (х) |
Объём продажи (у) |
х*у |
х² |
у² |
1 |
3 |
42 |
126 |
9 |
1764 |
2 |
3,05 |
44 |
134,2 |
9,3025 |
1936 |
3 |
3,1 |
40 |
124 |
9,61 |
1600 |
4 |
3,15 |
36 |
113,4 |
9,9225 |
1296 |
5 |
3,2 |
32 |
102,4 |
10,24 |
1024 |
6 |
3,25 |
27 |
87,75 |
10,5625 |
729 |
7 |
3,3 |
28 |
92,4 |
10,89 |
784 |
8 |
3,35 |
23 |
77,05 |
11,2225 |
529 |
9 |
3,4 |
21 |
71,4 |
11,56 |
441 |
10 |
3,45 |
18 |
62,1 |
11,9025 |
324 |
11 |
3,5 |
16 |
56 |
12,25 |
256 |
Итого |
35,75 |
327 |
1046,7 |
116,4625 |
10683 |
Среднее |
3,25 |
29,73 |
- |
- |
- |
Значение коэффициента а1 определяется по формуле:
Используя данные таблицы, получим:
Это число показывает теоретическую величину падения объёма продаж при увеличении цены на единицу стоимости.
Коэффициент а0 для средних значений рассчитаем по формуле: а0 = у – а1*х = 29,73 + 58,85 * 3,25 = 220,99 ед.
Это число показывает теоретически возможный объём продаж при минимальной цене, тогда теоретическое уравнение зависимости цены от объёма примет вид:
У(х) = 220,99 – 58,85 * х;
Расчёт значений сведём в таблицу:
n |
Цена (х) |
Объём продажи (у) |
У(х) |
1 |
3 |
42 |
44,44 |
2 |
3,05 |
44 |
41,4975 |
3 |
3,1 |
40 |
38,555 |
4 |
3,15 |
36 |
35,6125 |
5 |
3,2 |
32 |
32,67 |
6 |
3,25 |
27 |
29,7275 |
7 |
3,3 |
28 |
26,785 |
8 |
3,35 |
23 |
23,8425 |
9 |
3,4 |
21 |
20,9 |
10 |
3,45 |
18 |
17,9575 |
11 |
3,5 |
16 |
15,015 |
Итого |
35,75 |
327 |
327 |
Среднее |
3,25 |
29,73 |
|
2. Коэффициент эластичности рассчитывается по формуле: Кэ = а1 * х(ср) / у(ср); Используя данные расчётов в предыдущем пункте определим значение коэффициента эластичности спроса по цене: Кэ = -58,85 * 3,25 / 29,73 = -6,4; это число показывает процент изменения объёма продаж при изменении цены на 1%, т.к. Кэ < 1, то спрос неэластичный.
3. Теснота связи рассчитывается по формуле: подставляя наши данные получим Т.к. полученное значение меньше 0, то это значит, что связь обратная; т.к. по абсолютному значению близка к 1, то это значит что связь стремится к функциональной.
Вывод: Фирме не стоит прибегать к политике высоких цен, наиболее разумно будет получить дополнительные прибыли за счёт увеличения объёма продаж.
Задача 2
Проанализировать затраты на производство обращение товара:
1. Разделить суммарные издержки, используя метод «максимальной и минимальной точки»;
2. Разделить суммарные издержки с помощью метода наименьших квадратов;
3. Составить математическую модель валовых издержек производства и обращения товара;
Решение:
1. Из всей совокупности данных выберем два периода с наибольшим и наименьшим объёмом производства: мах – ноябрь – 280 шт.; min – июнь – 160. Составим вспомогательную таблицу.
Показатель |
Объём производства |
Разность (мах – min) |
|
мах |
min |
||
Уровень производства Q, (Q%) |
280 100% |
160 57,14% |
120 42,86% |
Расходы производства, тыс. руб. (ТС) |
2615 |
2370 |
245 |
Определим ставку переменных издержек ( VC’ – средние переменные расходы в себестоимости единицы продукции) по следующей формуле:
VC’ = (ΔTC * 100 / ΔQ%) / Qмах = 245 * 100 / 42,86% / 280 = 2,04 тыс. руб./шт.;
Общая сумма постоянных издержек – FC:
FC = TCmax – VC’ * Qmax = 2615 – 2,04 * 280 = 2043 тыс. руб.;
Таким образом, получим формулу валовых издержек производства:
ТС = FC + VC’ * Q = 2043 + 2,04 * Q,
Где Q – объём производства;
2. Метод наименьших квадратов позволяет наиболее точно определить состав общих затрат и содержание в них переменной и постоянной составляющей. Согласно этому методу рассчитываем коэффициенты а и b, в уравнении прямой у = а + б * х; где у – общие издержки обращения; а – уровень постоянных издержек; b – ставка переменных издержек на единицу товара; х – объём реализации. Ставка переменных издержек рассчитывается по формуле: Для расчёта составим вспомогательную таблицу:
Месяц |
Объём реализации (х) |
х-х(ср) |
Суммарные издержки (у) |
у-у(ср) |
(х-х(ср))² |
(х-х(ср)) * (у-у(ср)) |
1 |
190 |
-37,5 |
1155 |
-47,92 |
1406,25 |
1796,88 |
2 |
160 |
-67,5 |
1135 |
-67,92 |
4556,25 |
4584,38 |
3 |
180 |
-47,5 |
1145 |
-57,92 |
2256,25 |
2751,04 |
4 |
230 |
2,5 |
1190 |
-12,92 |
6,25 |
-32,29 |
5 |
180 |
-47,5 |
1140 |
-62,92 |
2256,25 |
2988,54 |
6 |
240 |
12,5 |
1200 |
-2,92 |
156,25 |
-36,46 |
7 |
260 |
32,5 |
1300 |
97,08 |
1056,25 |
3155,21 |
8 |
250 |
22,5 |
1225 |
22,08 |
506,25 |
496,87 |
9 |
270 |
42,5 |
1300 |
97,08 |
1806,25 |
4126,04 |
10 |
230 |
2,5 |
1195 |
-7,92 |
6,25 |
-19,79 |
11 |
280 |
52,5 |
1230 |
27,08 |
2756,25 |
1421,88 |
12 |
260 |
32,5 |
1220 |
17,08 |
1056,25 |
555,21 |
Итого |
2730 |
|
14435 |
|
17825 |
21787,50 |
Среднее |
227,5 |
|
1202,92 |
|
|
|
Используя формулу и полученные значения, вычислим ставку переменных издержек (VC’) b = (2730 + 14435) / 17825 = 0,96 тыс. руб./ шт.
Тогда переменные издержки на среднесуточный объём продаж VC = VC’ * Q = 227,5 * 0,96 = 219,07 тыс. руб.
Постоянные издержки FC = TC – VC = 1202.92 – 219,07 = 983,85 тыс. руб.;
Таким образом, валовые издержки обращения могут быть рассчитаны по формуле: ТС = 983,85 + 0.96 * Q;
Используя результаты предыдущей задачи, определяем, что постоянные издержки на производство и реализацию равны 2043 + 983,85 = 3026,85 тыс. руб.;
А удельные переменные издержки 2,04 + 0,96 = 3 тыс. руб./ шт.
Таким образом, математическая модель валовых издержек производства и обращения товара будет выглядеть: ТС = 3026,85 + 0,96 * Q;
Задача 3
Используя результаты, полученные в задачах 1 и 2 необходимо определить:
1. Оптимальный уровень цены с учётом достижения максимальной прибыли, предварительно разработав экономико-математическую модель задачи;
2. Объём производства и продажи, обеспечивающий прибыль равную 50 тыс. руб. в день;
3. Оптимальный уровень цены, обеспечивающий уровень прибыли, равный 50 тыс. руб. в день при уровне производства и реализации равном 3000 и более штук.
Решение:
1. Используем результаты предыдущих задач:
Зависимость объёма реализации от цены: Q = 221 – 59 * Ц (задача 1);
Постоянные издержки – 3027 тыс. руб;
Удельные переменные издержки – 3 тыс. руб./ шт.;
Разработаем экономико-математическую модель (формулу прибыли):
П = Q * Ц – VC’ * Q – FC > мах
Подставим в формулу соответствующие значения Q и VC’. Тогда формула преобразится:
П = 221 * Ц – 59 * Ц² - 663 + 177 * Ц - FC = 398Ц – 59Ц² - 3027;
Для расчёта оптимальной цены возьмём производную этой формулы и приравняем к 0:
398 – 118Ц = 0;
Тогда оптимальная цена Ц = 398 / 118 = 3,37 тыс. руб.;
2. Предположим, что необходимо определить количество товара, который нужно продать для получения целевой прибыли 50 тыс. руб. в день. Для этого используем формулу:
П = Q * Ц – VC’ * Q – FC = 50000
Тогда Q = (3027 + 50) / (Ц – VC’) = 3077 / (Ц – 3);
Расчет для определения минимального объёма сведём в таблицу:
Цена единицы товара |
Ц - 3 |
Объём реализации |
3,1 |
0,1 |
30770 |
3,2 |
0,2 |
15385 |
3,3 |
0,3 |
10257 |
3,4 |
0,4 |
7693 |
3,5 |
0,5 |
6154 |
3,6 |
0,6 |
5128 |
Таким образом, для получения прибыли 50 тыс. руб. в день, при оптимальной цене 3,4 тыс. руб. необходимо продать 7693 шт.
3. Для нахождения оптимальной цены при уровне производства 3000 и более штук в день используем формулу:
П = Q * Ц – VC’ * Q – FC = 50000
Отсюда Ц = (50 + FC + VC’*Q) / Q = (3077 + 3Q) / Q;
Расчет сведём в таблицу:
Q |
3000 |
3500 |
5000 |
10000 |
20000 |
30000 |
Ц |
4,026 |
3,879 |
3,615 |
3,308 |
3,154 |
3,103 |
Таким образом, мы сталкиваемся с действием «эффекта масштаба», т.е. чем больше будут объёмы производства фирмы, тем ниже будет цена.
Список литературы
1. Башарин Г.П. Эконометрика. – М.: «Инфра-М», 1997.
2. Дихль Е. Практический маркетинг, - М.: «Юнити», 1999г.
3. Ковалёв В.В. Курс финансовых вычислений. – М.: «Финансы и статистика», 1999.
4. Котлер Ф. Основы маркетинга, - М.: «Финансы и статистика», 1996г.
5. Кочович Е. Финансовая математика. – М.: «Финансы и статистика», 1994.
6. Малыхин В.И. Финансовая математика. – М.: «Юнити», 1999.