Содержание

Задача 1. 3

Задача 2. 6

Задача 3. 9

Список литературы.. 11



Задача 1

          Основываясь на данных о цене товара и объёме проданных товаров, необходимо:

1.     Проанализировать существующую зависимость между объёмом продажи и ценой;

2.     Определить коэффициент эластичности между ценой и объёмом;

3.     Определить тесноту связи между ценой и объёмом продажи.

Решение:

1.     Построим график зависимости между объёмом продажи и ценой.

          Исходя из рисунка, мы видим, что для описания зависимости может быть использовано уравнение прямой у = а0 + а1*х. Для расчёта значений а0 и а1 составляем вспомогательную таблицу:

n

Цена (х)

Объём продажи (у)

х*у

 х²

 у²

1

3

42

126

9

1764

2

3,05

44

134,2

9,3025

1936

3

3,1

40

124

9,61

1600

4

3,15

36

113,4

9,9225

1296

5

3,2

32

102,4

10,24

1024

6

3,25

27

87,75

10,5625

729

7

3,3

28

92,4

10,89

784

8

3,35

23

77,05

11,2225

529

9

3,4

21

71,4

11,56

441

10

3,45

18

62,1

11,9025

324

11

3,5

16

56

12,25

256

Итого

35,75

327

1046,7

116,4625

10683

Среднее

3,25

29,73

 -


          Значение коэффициента а1 определяется по формуле:

Используя данные таблицы, получим:

          Это число показывает теоретическую величину падения объёма продаж при увеличении цены на единицу стоимости.

          Коэффициент а0 для средних значений рассчитаем по формуле: а0 = у – а1*х = 29,73 + 58,85 * 3,25 = 220,99 ед.

          Это число показывает теоретически возможный объём продаж при минимальной цене, тогда теоретическое уравнение зависимости цены от объёма примет вид:

          У(х) = 220,99 – 58,85 * х;

          Расчёт значений сведём в таблицу:

n

Цена (х)

Объём продажи (у)

У(х)

1

3

42

44,44

2

3,05

44

41,4975

3

3,1

40

38,555

4

3,15

36

35,6125

5

3,2

32

32,67

6

3,25

27

29,7275

7

3,3

28

26,785

8

3,35

23

23,8425

9

3,4

21

20,9

10

3,45

18

17,9575

11

3,5

16

15,015

Итого

35,75

327

 327

Среднее

3,25

29,73

 

 

2.     Коэффициент эластичности рассчитывается по формуле: Кэ = а1 * х(ср) / у(ср); Используя данные расчётов в предыдущем пункте определим значение коэффициента эластичности спроса по цене: Кэ = -58,85 * 3,25 / 29,73 = -6,4; это число показывает процент изменения объёма продаж при изменении цены на 1%, т.к. Кэ < 1, то спрос неэластичный.

3.     Теснота связи рассчитывается по формуле:  подставляя наши данные получим  Т.к. полученное значение меньше 0, то это значит, что связь обратная; т.к. по абсолютному значению близка к 1, то это значит что связь стремится к функциональной.

Вывод: Фирме не стоит прибегать к политике высоких цен, наиболее разумно будет получить дополнительные прибыли за счёт увеличения объёма продаж.


Задача 2

          Проанализировать затраты на производство обращение товара:

1.     Разделить суммарные издержки, используя метод «максимальной и минимальной точки»;

2.     Разделить суммарные издержки с помощью метода наименьших квадратов;

3.     Составить математическую модель валовых издержек производства и обращения товара;

Решение:

          1. Из всей совокупности данных выберем два периода с наибольшим и наименьшим объёмом производства: мах – ноябрь – 280 шт.; min – июнь – 160. Составим вспомогательную таблицу.

Показатель

Объём производства

Разность

(мах – min)

мах

min

Уровень производства Q, (Q%)

280

100%

160

57,14%

120

42,86%

Расходы производства, тыс. руб. (ТС)

2615

2370

245


          Определим ставку переменных издержек ( VC’ – средние переменные расходы в себестоимости единицы продукции) по следующей формуле:

VC’ = (ΔTC * 100 / ΔQ%) / Qмах = 245 * 100 / 42,86% / 280 = 2,04 тыс. руб./шт.;

          Общая сумма постоянных издержек – FC:

FC = TCmax – VC’ * Qmax = 2615 – 2,04 * 280 = 2043 тыс. руб.;

          Таким образом, получим формулу валовых издержек производства:

ТС = FC + VC’ * Q = 2043 + 2,04 * Q,

          Где Q – объём производства;

2. Метод наименьших квадратов позволяет наиболее точно определить состав общих затрат и содержание в них переменной и постоянной составляющей. Согласно этому методу рассчитываем коэффициенты а и b, в уравнении прямой у = а + б * х; где у – общие издержки обращения; а – уровень постоянных издержек; b – ставка переменных издержек на единицу товара; х – объём реализации. Ставка переменных издержек рассчитывается по формуле: Для расчёта составим вспомогательную таблицу:

Месяц

Объём реализации (х)

х-х(ср)

Суммарные издержки (у)

у-у(ср)

 (х-х(ср))²

(х-х(ср)) * (у-у(ср))

1

190

-37,5

1155

-47,92

1406,25

1796,88

2

160

-67,5

1135

-67,92

4556,25

4584,38

3

180

-47,5

1145

-57,92

2256,25

2751,04

4

230

2,5

1190

-12,92

6,25

-32,29

5

180

-47,5

1140

-62,92

2256,25

2988,54

6

240

12,5

1200

-2,92

156,25

-36,46

7

260

32,5

1300

97,08

1056,25

3155,21

8

250

22,5

1225

22,08

506,25

496,87

9

270

42,5

1300

97,08

1806,25

4126,04

10

230

2,5

1195

-7,92

6,25

-19,79

11

280

52,5

1230

27,08

2756,25

1421,88

12

260

32,5

1220

17,08

1056,25

555,21

Итого

2730

 

14435

 

17825

21787,50

Среднее

227,5

 

1202,92

 

 

 


          Используя формулу и полученные значения, вычислим ставку переменных издержек (VC’) b = (2730 + 14435) / 17825 = 0,96 тыс. руб./ шт.

          Тогда переменные издержки  на среднесуточный объём продаж VC = VC’ * Q = 227,5 * 0,96 = 219,07 тыс. руб.

          Постоянные издержки FC = TC – VC = 1202.92 – 219,07 = 983,85 тыс. руб.;

          Таким образом, валовые издержки обращения могут быть рассчитаны по формуле: ТС = 983,85 + 0.96 *  Q;

          Используя результаты предыдущей задачи, определяем, что постоянные издержки на производство и реализацию равны 2043 + 983,85 = 3026,85 тыс. руб.;

          А удельные переменные издержки 2,04 + 0,96 = 3 тыс. руб./ шт.

          Таким образом, математическая модель валовых издержек производства и обращения товара будет выглядеть: ТС = 3026,85 + 0,96 * Q;


Задача 3

          Используя результаты, полученные в задачах 1 и 2 необходимо определить:

1.     Оптимальный уровень цены с учётом достижения максимальной прибыли, предварительно разработав экономико-математическую модель задачи;

2.     Объём производства и продажи, обеспечивающий прибыль равную 50 тыс. руб. в день;

3.     Оптимальный уровень цены, обеспечивающий уровень прибыли, равный 50 тыс. руб. в день при уровне производства и реализации равном 3000 и более штук.

Решение:

1.     Используем результаты предыдущих задач:

Зависимость объёма реализации от цены: Q = 221 – 59 * Ц (задача 1);

Постоянные издержки – 3027 тыс. руб;

Удельные переменные издержки – 3 тыс. руб./ шт.;

Разработаем экономико-математическую модель (формулу прибыли):

П = Q * Ц – VC’ * Q – FC > мах

          Подставим в формулу соответствующие значения Q и VC’. Тогда формула преобразится:

П = 221 * Ц – 59 * Ц² - 663 + 177 * Ц - FC = 398Ц – 59Ц² - 3027;

          Для расчёта оптимальной цены возьмём производную этой формулы и приравняем к 0:

398 – 118Ц = 0;

          Тогда оптимальная цена Ц = 398 / 118 = 3,37 тыс. руб.;


2.     Предположим, что необходимо определить количество товара, который нужно продать для получения целевой прибыли 50 тыс. руб. в день. Для этого используем формулу:

 П = Q * Ц – VC’ * Q – FC = 50000

          Тогда Q = (3027 + 50) / (Ц – VC’) = 3077 / (Ц – 3);

          Расчет для определения минимального объёма сведём в таблицу:

Цена единицы товара

Ц - 3

Объём реализации

3,1

0,1

30770

3,2

0,2

15385

3,3

0,3

10257

3,4

0,4

7693

3,5

0,5

6154

3,6

0,6

5128

         

          Таким образом, для получения прибыли 50 тыс. руб. в день, при оптимальной цене 3,4 тыс. руб. необходимо продать 7693 шт.


3.     Для нахождения оптимальной цены при уровне производства 3000 и более штук в день используем формулу:

П = Q * Ц – VC’ * Q – FC = 50000

          Отсюда Ц = (50 + FC + VC’*Q) / Q = (3077 + 3Q) / Q;

          Расчет сведём в таблицу:

Q

3000

3500

5000

10000

20000

30000

Ц

4,026

3,879

3,615

3,308

3,154

3,103

         

Таким образом, мы сталкиваемся с действием «эффекта масштаба», т.е. чем больше будут объёмы производства фирмы, тем ниже будет цена.

Список литературы

1.     Башарин Г.П. Эконометрика. – М.: «Инфра-М», 1997.

2.     Дихль Е. Практический маркетинг, - М.: «Юнити», 1999г.

3.     Ковалёв В.В. Курс финансовых вычислений. – М.: «Финансы и статистика», 1999.

4.     Котлер Ф. Основы маркетинга, - М.: «Финансы и статистика», 1996г.

5.     Кочович Е. Финансовая математика. – М.: «Финансы и статистика», 1994.

6.     Малыхин В.И. Финансовая математика. – М.: «Юнити», 1999.