Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………….2

1. Сущность финансов…………………………………………………………3-5

1.1. Понятие финансов………………………………………………………….…5-6

1.2. Функции финансов…………………………………………………………7-12

2. Финансы - важнейший элемент хозяйственного механизма

2.1. Финансовая система и ее субъекты………………………………….…....13-17

2.2. Направление изменения финансовой системы страны………………….17-19

3. Аналитическая часть………………………………………………………20-23

Заключение………………………………………………………………………24

Список использованной литературы…………………………………………..25































Введение

В нашей стране созданы условия для предпринимательской деятельности. Но недостаток экономических знаний и умения применять их на практике тормозит экономические преобразования. Небольшое количество специалистов приводит к тому, что бюджет у нас составляют и принимают люди, имеющие лишь посредственное представление о том, что такое финансы. Одним из важнейших условий повышения благосостояния граждан и всего государства в целом является повышение экономических знаний, подготовка специалистов имеющих глубокие знания о финансах, их структуре, функциях и умеющих применять эти знания на практике, создание государством благоприятных условий для развития предприятий и малого бизнеса.

     Проработка вопроса сущности финансов в нашей стране находится в двояком состоянии. С одной стороны сильны административно-командные взгляды, с другой набирают силу рыночные взгляды на сущность финансов.

     Предмет исследования сущности финансов актуален еще тем, что до сих пор не дано четкое представление, что такое финансы, границы их распространения.

     В курсовой работе также подробно рассматриваются функции финансов, их общая характеристика. Изучение функций необходимо для реализации эффективной финансовой деятельности.

     Существование дискуссионных вопросов о сущности и функциях финансов и разногласия по поводу их роли в жизни общества говорят о том что, данный вопрос требует детального изучения и понимания.

     Рассмотрение вопросов сущности и необходимости финансов, их специфических признаков, функций и дискуссионных вопросов сущности и функций финансов, является главной целью данной работы.

     Из общего потока источников информации я выбрала для себя основные и наиболее важные, например, Галицкая С.В. «Деньги, кредит, финансы», Леонтьев В.Е. «Финансы», Ковалева А.М. «Финансы», Родионова В.М.. «Финансы», Дробозина Л.А «Финансы»  и несколько других авторов, а также при написании курсовой я использовала такие журналы,  как «Вопросы экономики», «Финансы».


1.    Сущность финансов

 

Финансы - это термин, которым принято обозначать денежные отношения, возникающие между экономическими субъектами в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Экономическим содержанием финансов являются деньги. Исторически финансами было принято называть денежные платежи во времена средневековых итальянских торговых городов – Генуи, Венеции и других. В настоящее время термин финансы употребляется весьма широко и применяется для обозначения денежных потоков и фондов, возникающих в ходе хозяйственной деятельности, и их использования.

Деньги выступают материальной основой существования и функционирования финансов. Необходимым условием возникновения финансов является также наличие субъектов их формирования и использования, т.е. финансы – это не только сами деньги, но и отношения (двухсторонние или многосторонние), связанные с их движением в экономической среде.

Экономический субъект – это юридическое или физическое лицо, являющееся носителем прав и обязанностей. Экономических субъектов, действующих в современной экономике, принято делить на три больших группы: это хозяйствующие субъекты (предприятия, организации и т.п.), домашние хозяйства и государство. Соответственно различают финансы предприятий, финансы домашних хозяйств и государственные финансы. С другой стороны, всех экономических субъектов согласно их функциям можно подразделить на две группы:

Важнейшим инструментом экономической политики и регулирования рыночных отношений выступают финансы. Они стимулируют или, наоборот, ограничивают развитие отдельных отраслей, создают предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий и фирм, повышения их конкурентоспособности на мировом рынке. Финансы выражают отношения экономического базиса - ту часть производственных отношений, которая связана с планомерным формированием, распределением и использованием фондов денежных средств, предназначенных для расширенного воспроизводства и динамичного развития экономики финансы занимают особое место в экономических отношениях. Финансовые отношения существуют объективно, но имеют конкретные формы проявлений, соответствующие характеру производственных отношений в обществе.

Финансы - обобщающая экономическая категория, которая характеризует процессы денежной природы и денежные отношения в стране и в обществе.

Сущность финансов, закономерности их развития и роль определяются экономическим строем общества, а также природой и функциями государства. Финансовые отношения опосредуют процесс общественного товарного производства. Областью возникновения и функционирования финансов является 2-я стадия воспроизводственного процесса - распределение валового внутреннего продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Значит, важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

В распределении фонда денежных средств участвует совокупность экономических категорий. Однако специфической особенностью финансов является то, что материальными носителями финансовых отношений являются финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы - это специфическая форма движения денежных средств. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и Других потребностей общества.

Финансовые ресурсы используются в фондовой, либо нефондовой формах. В условиях рыночной экономики хозяйствующий субъект самостоятельно выбирает форму, государство использует фондовую форму, что является целесообразным для интересов общества в целом, так как это:

- позволяет теснее увязать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями общества;

- обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства;

- дает возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы и тем активнее воздействовать на производство.


Финансы - система сложившихся в обществе экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения валового общественного продукта и национального дохода.


Характерными чертами современных финансов являются следующие:

1) денежная форма;

2) распределительный характер отношений;

3)распределение валового внутреннего продукта (в денежном выражении) через финансовые ресурсы, которые функционируют в фондовой либо нефондовой формах.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Функции финансов - это специфический способ выражения присущих финансам свойств.


1.1. Понятие финансов

Термин financier возник в XIII-XV вв. В торговых рядах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж.  В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.

Выделим основные признаки финансов:

1. наличие денежных отношений между двумя субъектами, т.е. деньги выступают материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть финансов);

2. субъекты обладают  разными правами в процессе денежных отношений: один из них (государство) обладает особыми полномочиями;

3. в процессе денежных отношений формируется общегосударственный фонд денежных средств - бюджет (можно сказать, что эти отношения носят фондовый характер);

4. регулярное поступление средств в бюджет не может быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам  государственно-приоритетного характера, что достигается посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответственного фискального аппарата.

 Финансы представляют  собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Имея ввиду финансовую систему, рассматривается вся совокупность финансовых отношений, как система, в которой выделяются отдельные сферы и звенья финансовых отношений.[1]

Финансы являются неотъемлемым элементом общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Такие потребности у хозяйствующих субъектов и государства обусловливают возникновение разнообразных видов финансовых отношений. Финансовые отношения складываются между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами; между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими лицами – с другой. Отношения между двумя физическими лицами в настоящее время некоторыми экономистами не признаются финансовыми, хотя появляются издания о личных финансах, финансах домашних хозяйств (финансах населения), семейном бюджете.

При всём своём разнообразии финансовые отношения имеют некоторые общие черты, что позволяет объединять их в отдельные группы. Группировку финансовых отношений можно проводить по разным признакам, но наиболее обоснованной является классификация этих отношений в соответствии с объективными критериями. Финансовые отношения являются по своей природе распределительными, так как распределяют часть стоимости общественного продукта по субъектам. Именно субъекты формируют фонды целевого назначения в зависимости от их роли в общественном производстве. Поэтому наиболее приемлемым критерием классификации является роль субъекта в общественном производстве. В зависимости от этого критерия определяются способы организации финансов. Порядок образования и использования финансовых ресурсов и финансовых фондов.

Сгруппированные по определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему. Финансовые отношения при всём их многообразии можно объединить в отдельные, относительно обособленные группы – сферы и звенья. Эти сферы и звенья тесно связаны между собой. Каждой группе финансовых отношений соответствуют денежные фонды, а соответствующие финансовые органы осуществляют управление этими отношениями и фондами.

Таким образом финансовая система – это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами.

1.2.        Функции финансов


Функции финансов - это специфический способ выражения присущих финансам свойств.

Распределительная функция проявляется в том, что финансы активно участвуют в распределении и перераспределении внутреннего валового продукта и национального дохода между участниками общественного производства, отраслями хозяйства, регионами, сферой материального производства и социально-культурной сферой.

Распределительная функция проявляется в первичном распределении стоимости созданного экономического продукта и формировании первичных доходов, денежных поступлений в различные сферы и секторы экономики.

Финансовые методы распределения распространяются на физических и юридических лиц, являющихся участниками всего воспроизводственного процесса, на все уровни управления экономикой. Он проявляется на общенациональном уровне, на уровне отдельных регионов, на местном уровне.

Контрольная функция проявляется в контроле со стороны общества за производством, распределением и обращением экономического продукта.

Через контрольную функцию можно узнать, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они используются. В условиях рыночных отношений финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства.

Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значения зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако финансы отличаются от денег не только по содержанию, но и по выполняемым функциям, в которых проявляется их сущность. Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы.

Никто не отрицает, что финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. И на вопрос, что является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ, как правило, бывает один – валовый внутренний продукт. Осуществить процесс распределения ВВП можно с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных государством.

Если говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основных функции: распределительную и контрольную.

Распределительная функция заключается в том, что финансовые ресурсы предприятия подлежат распределению в целях выполнения денежных обязательств перед бюджетом, банками, контрагентами. Её результатом является формирование и использование целевых фондов денежных средств, поддержание эффективной структуры капитала.

     Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;

доходы предприятий сферы материального производства.

     Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворение материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное:

с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;

наличие наряду с непроизводственной сферой, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);

перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

     В результате перераспределения образуется вторичная, или производственные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

     Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и, прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления – с другой.

     Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).

     Таким образом, перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.

     Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создания рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

Контрольная функция    

Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса.

     Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

     В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение финансового развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы. Нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т.д.

     Одна из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

     Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов.

     Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.

     Распределительная и контрольная функции – это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.

     Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

     Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина – это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.

     Помимо распределительной и контрольной функции финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налги, государственный кредит) в процессе воспроизводства.

     Некоторые авторы не признают распределительной функции финансов, считая, что она не выражает их специфику, поскольку процессы стоимостного распределения обслуживаются разными экономическими категориями. Но сторонники распределительной функции отнюдь не считают, что она порождена самими факторами функционирования финансов на второй стадии воспроизводственного процесса, а наоборот, они связывают ее со специфическими общественными назначениями финансов, подчеркивая, что ни одна другая категория, действующая на стадии стоимостного распределения, не является столь «распределительной», как финансы. Однако на сегодняшний день регулирующая функция в России развита слабо.

 В условиях рыночных отношений финансы должны выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается Правительством РФ как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распре­делительную и контрольную. Эти функции осуществляются фи­нансами одновременно.

Сущность финансов как особой сферы распределительных отношений проявляется прежде всего с помощью распределительной функции. Именно через эту функцию реализуется общественное назначение финансов - обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов специального целевого назначения.

Объектами действия распределительной функции финансов выступают стоимость валового общественного продукта (в ее денежной форме), а также часть национального богатства (принявшая денежную форму).

Субъектами при финансовом методе распределения выступают юридические и физические лица (государство, предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане), являющиеся участниками воспроизводственного процесса, в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения.

С помощью финансов распределительный процесс протекает во всех сферах общественной жизни - в материальном производстве, в сферах обращения и потребления. Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, территориальный, местный. Финансовому распределению присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения - внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное.

Финансы, связанные с движением стоимости общественного продукта, выраженной в денежной форме, обладают свойством количественно (через финансовые ресурсы и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы. Движение финансовых ресурсов, происходящее как в фондовой, так и в нефондовой формах, составляет основу контрольной функции финансов. Поскольку финансы ”пронизывают” все общественное производство, все его сферы и подразделения, все уровни хозяйствования, они выступают универсальным орудием контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением совокупного общественного продукта. Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т. д.

Распределительная и контрольная функции - это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.

Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина - это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.

Помимо распределительной и контрольной функции финан­сы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связа­на с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроиз­водства.

В условиях рыночных отношений финансы должны также выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заклю­чается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъек­тов и граждан стабильные условия в экономических и социаль­ных отношениях.

 

2.1. Финансовая система и ее субъекты


Финансы выражают экономические общественные отношения. Отношения проявляются по-разному, имеют свою специфику. Специфические особенности финансовых отношений позволяют объединить их в сферы.

Каждая сфера финансовых отношений имеет звенья.

Взаимосвязь сфер и звеньев финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств, составляют финансовую систему страны.

Финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и хозяйствующих субъектов. Допустимо утверждать, что потребности в финансах есть и у домашнего хозяйства, хотя экономическая наука и практика далеко не всегда рассматривают домашние хозяйства как самостоятельный субъект финансовой системы. Учитывая основные принципы, дальнейшее рассмотрение сфер и звеньев финансовой системы будет проведено без учета домашних хозяйств, однако финансовые связи и потоки в рыночной экономике не обходятся без них.

Финансовую систему можно представить в виде следующей схемы (схема 1).

Необходимость существования финансов хозяйствующих субъектов (предприятий, учреждений, организаций) объясняется потребностью в ресурсах, обеспечивающих их нормальную деятельность. Такая потребность в денежных ресурсах не могла бы быть удовлетворена без финансов. Благодаря финансам в процессе хозяйствования обеспечивается потребность производства в оборотных средствах, в осуществлении инвестиций для расширения основного капитала. Поступающая хозяйствующим субъектам денежная выручка за реализованную продукцию (валовой доход) распре- делятся таким образом, что удовлетворяются их потребности в различных финансовых ресурсах.

Схема 1

Большое место в составе потребностей в денежных средствах занимают государственные потребности. Государство, благодаря финансам, выполняет важную роль в регулировании экономики, в развитии социально- культурной сферы, в защите окружающей среды, в обеспечении без опасности страны и граждан.

Развитие рыночных отношений, базой которых является частная собственность, невозможно без страхования, которое образует особую сферу финансов. В страховании реализуются общественные и личные потребности в страховой защите от различных неблагоприятных явлений и случайностей. С развитием товарного производства возникает объективная необходимость страховой защиты имущественных интересов каждого собственника. Это достигается с помощью финансовых ресурсов страхования.

Развитие рыночных отношений невозможно представить без системы кредитования. Кредитная система как совокупность кредитно-финансовых институтов аккумулирует свободные денежные капиталы, доходы, сбережения различных субъектов рынка и предоставляет их в ссуду фирмам, правительству и частным лицам. В системе кредитования образуются своеобразные финансовые отношения, что позволяет выделить их в отдельную сферу.

Финансовая система характеризуется не только составом входящих в нее частей, но и потоками финансовых ресурсов (финансовыми потоками), которые связывают главных субъектов финансовых отношений. Систему взаимных финансовых связей и потоков можно изобразить в следующей упрощенной схеме (см. схему 2).


Схема 2



За каждой из указанных на схеме стрелок стоит множество разнообразных финансовых связей, потоков, отношений.

Финансы - это сфера общественных отношений, которая является объектом политического воздействия. Воздействие на финансы производится посредством финансовой политики. Главная задача финансовой политики - обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.

Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.

Финансовая политика прежде всего направлена на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как они - материальная база любых преобразований.

В период эволюционного развития общественной жизни и стабильного государственного устройства внутренняя и внешняя финансовая политика решает задачу обеспечения сохранения и упрочения существующей в данном государстве системы общественных отношений. В период революционных изменений политика направлена на формирование новой системы общественных отношений, проявляющейся в радикальном перераспределении финансовых ресурсов.

1) Система государства

Государство управляет обществом и состоит из ряда структур: политической, экономической, социальной, религиозной и др.

Основу экономической структуры составляют отношения, возникшие в государстве, в которых участвуют четыре субъекта: государство, регион, хозяйствующий субъект, гражданин. У каждого субъекта свои права и обязанности. Вступая между собой в отношения, они участвуют в товарно-денежных отношениях, что приводит к созданию финансовой системы государства.

Финансовая система Российской Федерации представляет собой 4-блочную систему:

1)    общегосударственные финансы;

2)    территориальные финансы;

3)    финансы хозяйствующих субъектов;

4)    финансы граждан.

Каждое звено финансовой системы выполняет свои конкретные задачи и обслуживают определённую группу финансовых отношений.                                               Задача общегосударственных финансов заключается в концентрации финансовых ресурсов в распоряжении государства и направление их на финансирование общегосударственных нужд. Они формируются за счёт налогов, сборов, государственных пошлин, сумм, полученных от выкупа государственных предприятий и т. п. В состав общегосударственных финансов входят: федеральный бюджет, государственное страхование, государственное кредитование, федеральные внебюджетные фонды.

Территориальные финансы выполняют ту же задачу, что и общегосударственные, но применительно к административно-территориальному образованию, находящемуся на самоуправлении. В их состав входят территориальные бюджеты и территориальные внебюджетные фонды. Формируются за счёт налогов, сборов, штрафов, местных займов, лотерей и др. источников.

Главную роль в финансовой системе государства играют финансы хозяйствующих субъектов, их задача заключается в формировании и использовании своих денежных средств. Они выступают как ведущее звено в финансовой системе, это обусловлено факторами:

◊  источники финансовых ресурсов (прибыль, амортизационные отчисления и др.) формируются главным образом в хозяйствующих субъектах;

◊ объём их финансовых ресурсов значительно превышает величину денежных средств граждан, используемых в качестве капитала.

2) Бюджетная система

Бюджет определяет собой форму образования и государственного расходования денежных средств, для обеспечения функционирования государственной власти. Объективных характер бюджетных отношений обусловлен тем, что в руках государства должна концентрироваться часть национального дохода, необходимая для решения задач, возложенных на государство (управление и защита).

Особенности бюджетных отношений проявляются в том, что имеют неэквивалентный характер, т.е. они не находятся под прямым воздействием закона стоимости (закона эквивалентного обмена), что приводит к тому, что бюджетные методы государственного управления имеют принудительный характер и свободны от влияния конкуренции.

Бюджетная система Российской Федерации включает в себя: федеральный бюджет; бюджеты субъектов федерации; местные бюджеты. Бюджетное устройство РФ основано на принципах: единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности.

Одним из методов перераспределения национального дохода государством в пользу определённых социальных групп населения является создание внебюджетных фондов (ВБФ), которые могут быть социальными и экономическими.

Социальные внебюджетные фонды: пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования, занятости населения.

Экономические внебюджетные фонды: дорожные, воспроизводства минерально-сырьевой базы, кредитные.

Эти фонды формируются за счёт:

1)  обязательных взносов в социальные и др. ВБФ, установленные в законодательном порядке;

2)  добровольных взносов и пожертвований граждан и различных хозяйствующих субъектов на соответствующие цели;

3) суммы штрафов (загрязнение окружающей среды, нерациональное природопользование и пр.);

4)   иных доходов ВБФ в соответствии с законодательством.

Налоги и другие платежи, предназначенные для зачисления в бюджет, не подлежат направлению в ВБФ. Бюджетные фонды не должны перечисляться во ВБФ.

2.2.        Направление изменения финансовой системы страны

В современной рыночной экономике существуют два способа перераспределения финансовых ресурсов и, соответственно, два типа организации финансовой структуры экономики:

- Экономика финансовых рынков (система экзогенного предложения денег) - система американского типа с преобладанием финансирования через финансовые рынки;

- Экономика задолженности (система эндогенного предложения денег) – система французского (японского) типа с преобладанием финансирования через банковский кредит.

Экономика финансовых рынков предъявляет чрезвычайно высокие требования к самим рынкам (к качеству соответствующих институтов и инструментов), а также к циркулирующей рыночной информации и способности отдельных рынков к ее усвоению. Для эффективного перераспределения через рынок необходимо, чтобы инвесторы располагали достаточно полной и достоверной информацией по долговым обязательствам, выставляемым на продажу на рынке, и могли должным образом сопоставлять между собой отдельные обязательства по ценам, по ликвидности, по качеству – долги, выставляемые на рынок, должны быть хорошо структурированы. Кроме того, чтобы указанные сопоставления были возможны, необходимы устойчивые ожидания основных параметров общеэкономического процесса, по крайней мере, на среднесрочную перспективу.

В сегодняшней России, где рынки только начинают складываться, коммерческие долги не структурированы, а их качество слабо поддается оценке. Поэтому ожидать высокую эффективность перераспределительных функций финансового рынка не приходится.

Экономика, базирующаяся на банковском финансировании, дает гораздо больше возможностей регулирования в оперативном плане, менее восприимчива к асимметрии экономической информации и практически не ограничивает возможностей трансформации ресурсов (при адекватном участии кредитора в последней инстанции – Центрального банка). Поэтому в ближайшие годы эффективная организация финансирования в России предполагает доминирование банковских форм финансового перераспределения.

Вместе с тем, последние события в финансовом секторе экономики резко обострили проблему устойчивости банковской системы, и в настоящее время она не в состоянии нормально выполнять свою перераспределительную функцию, а, следовательно, и не может организовать нормальное финансовое обеспечение экономического роста. В то же время и финансовые рынки (за исключением валютного рынка) практически не функционируют и также не способны на перераспределение финансовых ресурсов в значимых масштабах.

Вместе с тем тотальное самофинансирование – далеко не самый эффективный способ организации финансовой структуры экономики. С одной стороны, при этом предложение финансирования не может адекватно реагировать на спрос финансово-недостаточных экономических агентов, т.е. экономика остается относительно недофинансированной. С другой стороны, значительную часть свободных остатков средств финансово-избыточных агентов невозможно задействовать для финансирования экономического роста, и они объективно уходит в спекулятивные операции.

В этой связи на первый план выходит задача реструктуризации и укрепление банковской системы с тем, чтобы она реально могла осуществлять перелив капитала.

В практическом плане наиболее ответственная и трудная часть реализации денежно-кредитной политики - обеспечение потока банковского кредита в реальный сектор экономики. Для повышения ликвидности реального сектора экономики ему нужны нормальные рыночные кредиты по нормальным рыночным ставкам. В то же время текущие ставки банковских кредитов явно завышены по отношению к экономическим возможностям реального сектора, что существенно ограничивает масштабы кредитования производства. Ставки по банковским кредитам нельзя считать полностью рыночными, потому что в оценке кредитных рисков заложен слишком высокий вес системного риска кредитования российской экономики российской банковской системой. Задача государства в данной ситуации – элиминировать системные риски, обеспечивая бесперебойное функционирование всей финансовой сферы.

Увеличение потока финансовых ресурсов в реальный сектор одновременно означает увеличение потока долга реального сектора в банковский. В этой связи главной задачей монетарных властей является организация оформления и структурирование соответствующих долговых обязательств, обеспечение поддержки их качества. Монетарные власти имеют достаточные возможности, чтобы через создание ряда новых институтов и инструментов повысить качество и структурировать обязательства реального сектора. Путем создания системы гарантий и поручительств вполне возможно ограничить кредитный риск, а рефинансирование центрального банка способно ограничить риск несбалансированной ликвидности.

Главную роль в развитии российской финансовой системы, должно сыграть улучшение информационного обеспечение финансового рынка и его сегментов: необходимо создать разветвленную рыночную инфраструктуру, позволяющую заемщику найти соответствующего инвестора, инвестору – долг для эффективного размещения своих средств и, возможно, его рефинансирование, не затрачивая на это избыточного времени и средств.

Важным элементом является также создание института экспертизы коммерческих проектов, возможно, имеющего иерархическую структуру. При этом речь идет об институте, а не об учреждении, то есть соответствующие функции могут быть распределены, например, между многочисленными банками путем лицензирования деятельности по финансовой экспертизе.

В нашей стране с нормативной точки зрения финансовой системы нет, она складывается стихийно, исходя из определенных интересов исполнительной и других ветвей власти. Следовательно, нет и официальных расходов на ее функционирование, их структуры и т.д.

Аналитическая часть

Вероятно, имея в виду придание большего научного веса дисциплине "Анализ хозяйственной деятельности", ее неоднократно переименовывали в "Экономический анализ". Можно выделить два периода, когда подобное имело место: семидесятые и девяностые годы; причем если в семидесятые произошла лишь кратковременная формальная смена названия без какого-либо изменения содержательной части учебной дисциплины, то с началом перестройки экономики в постсоветской России при очередной смене названия были предприняты определенные усилия по расширению содержательной части дисциплины путем включения отдельных элементов анализа, характерных рыночной экономике. Таким образом, в последние годы учебно-методические пособия, посвященные анализу хозяйственной деятельности предприятия, выходят уже под титулом "Теория экономического анализа" и "Экономический анализ". Любопытно отметить, что, понимая определенную двусмысленность в терминологии, отдельные авторы периодически предпочитали использовать паллиативные названия, типа "экономический анализ хозяйственной деятельности"

Приведем один из вариантов логических построений в отношении структурирования аналитических дисциплин, которые отчасти снимают остроту сформулированных противоречий (рис. 1).


Рис. 1. Фрагмент классификации видов экономического анализа

В приложении к сфере экономических отношений под анализом в широком смысле, т.е. экономическим анализом, можно понимать анализ в экономике как совокупности отношений, возникающих в процессе производства, обмена, распределения и потребления благ. Иными словами, этот термин дает обобщенную характеристику аналитических процедур вообще, заключающихся в использовании некоторых моделей и методов, применяемых для оценки, осмысления и обоснования явлений или действий в экономике.

В рамках общей экономической теории принято выделять макро- и микроэкономику. Макроэкономика занимается исследованием функционирования национальных экономических систем на основе формирующихся макропропорций (объекты изучения: общий уровень цен, занятость, национальный продукт, государственный бюджет, рынки продуктов, труда и капитала и др.). Микроэкономика исследует поведение отдельных экономических закономерностей, и/или субъектов (объекты изучения: цена отдельного ресурса, издержки, механизм функционирования фирмы, полезность, конкурентность, мотивация труда, действия потребителя и др.). Совокупности аналитических процедур в системе макро- или микроэкономики называются соответственно макроэкономическим и микроэкономическим анализом.

С известной долей условности можно утверждать, что ядром микроэкономики является оценка поведения фирмы как основной экономической ячейки любой национальной экономики, поскольку в этом случае с неизбежностью затрагиваются и все другие объекты изучения - цена, издержки, мотивация труда и т. п. Поэтому можно сформулировать понятие анализа экономики предприятия (с большой долей условности его можно назвать микроэкономическим анализом в узком смысле), понимая под ним анализ в системе управления деятельностью предприятия. Поскольку управленческие действия в отношении хозяйствующего субъекта весьма разнородны и разноплановы (сравните, например, анализ оптимальности бюджета капиталовложений, анализ себестоимости и анализ оптимальности ресурных потоков между подразделениями предприятия), для последующей градации в качестве критериального можно выбрать признак денежного измерителя. В соответствии с этим признаком анализ экономики предприятия целесообразно подразделить на технико-экономический анализ (критерии и показатели не обязательно в стоимостной оценке) и анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия (доминанта денежного измерителя в конструировании ключевых критериев и показателей). Последний может быть подразделен на два вида: финансовый и внутрифирменный. Финансовый анализ (иногда его называют внешним финансовым анализом) проводится с позиции внешних пользователей, не имеющих доступа к внутрифирменной информации, т.е. основа его информационной базы - доступная бухгалтерская отчетность. Внутрифирменный анализ (синонимы: анализ в системе управленческого учета, внутренний, внутрипроизводственный) проводится с позиции лиц, имеющих доступ к любым информационным ресурсам, циркулирующим внутри предприятия.

С позиции характеристики предприятия для внешних пользователей, а также его топ-менеджеров и функциональных руководителей наибольший интерес представляет именно анализ финансово-хозяйственной деятельности. Приведенное выше определение носит весьма общий характер и нуждается в конкретизации, что несложно сделать путем формулирования содержания этого научно-практического направления. В содержательном плане анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия представляет собой целенаправленную деятельность аналитика, состоящую в идентификации показателей, факторов и алгоритмов и позволяющую, во-первых, дать определенную формализованную характеристику, факторное объяснение и/или обоснование фактов хозяйственной жизни, как имевших место в прошлом, так и ожидаемых или планируемых к осуществлению в будущем, и, во-вторых, систематизировать возможные варианты действий.

Известны несколько подходов к структурированию аналитических процедур в отношении некоторого объекта анализа. Главное здесь - уяснить самому аналитику, а что же он собирается делать и достичь в ходе анализа. Представьте себе, что перед вами поставлена задача - проанализировать эффективность работы некоторого предприятия. Даже отбор критериев оценки уже не очевиден, поскольку показателей эффективности много, да и тенденции их могут быть разнонаправленными. Далее возникают вопросы в отношении информационного обеспечения расчетных показателей, временного интервала, сопоставимости данных и т. п. Поскольку все же главным фактором для аналитика является наличие информационных ресурсов, наиболее распространено подразделение анализа на внешний и внутренний. В рамках внешнего финансового анализа, как правило, несложно выделить процедуры, относящиеся к объекту анализа и информационно обеспеченные доступной отчетностью. Например, комплексный анализ будет включать аналитические процедуры, упорядоченные, в частности, по разделам баланса, анализ имущественного потенциала предприятия - процедуры, определяемые логикой построения актива баланса и т. д. Если речь идет о внутрифирменном анализе, то, как правило, берется соответствующая методика внешнего анализа и дополняется процедурами, информационно обеспеченными внутренней отчетностью, данными оперативного и бухгалтерского учета. Например, одной из ключевых характеристик материально-технической базы предприятия являются данные о возрастном составе оборудования. Этих данных нет в отчетности, но для внутреннего аналитика они доступны по данным аналитического учета. Группировка активов по возрастному составу, расчет среднего возраста базового оборудования и представляют собой дополнительную аналитическую процедуру, возможную лишь в рамках внутреннего анализа.

Несложно сформулировать подобную логику процедур в отношении любого объекта анализа: себестоимости, финансовых активов, производственных запасов, кредиторов и т. п.

Еще один подход к структурированию аналитических процедур на уровне предприятия в последние годы пропагандируется московской школой аналитиков под руководством проф. А.Д. Шеремета. Этот подход формально базируется на получившей достаточное распространение англо-американской методологии бухгалтерского учета, подразумевающей его деление на управленческий и финансовый учеты.

Рис. 2. Схема анализа хозяйственной деятельности








Заключение

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что финансы являются неотъемлемой  частью  денежных  отношений  и  играют   огромную роль в формировании,  распределении и использовании централизованных и децентрализованных  фондов  денежных средств в целях выполнения  функций, задач государства  и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Также можно сказать, что финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство может, учитывая объективную необходимость финансовых  отношений   разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды  платежей, изменять  формы использования        финансовых ресурсов и т.д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления  объективно  назревших экономических отношений. Без финансов невозможно  обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономически, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических  достижений,  удовлетворять  другие  общественные  потребности.

Были рассмотрены функции финансов, а именно: распределительная и контрольная – эти функции осуществляются финансами одновременно.  Нельзя   забывать,  что помимо этих двух основных функций  есть  и другие: регулирующая функция – она связана с вмешательством государства   через финансы в процесс воспроизводства,   стабилизационная  функция – обеспечивает для всех хозяйствующих  субъектов  и  граждан  стабильные условия в экономических              и социальных   отношениях.

Наличие дискуссионных вопросов обуславливает необходимость дальнейшей разработки теоретических проблем сущности финансов. Более глубокое знание экономической природы финансов, присущих им свойств позволит активнее разрабатывать пути лучшего использования данной категории в практике хозяйствования, научно обосновать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование финансовых взаимосвязей в нашей стране.


Таким  образом,  в   курсовой    работе я попыталась раскрыть следующие вопросы: предпосылки возникновения финансов, их необходимость и особенности, функции финансов как проявление их сущности и наличие дискуссионных вопросов сущности и функций финансов. И дать анализ.



Список использованной литературы

1.   Галицкая С.В. «Деньги, кредит, финансы». / М., 2002.

2. Дробозина Л.А. «Финансы. Денежное обращение. Кредит»: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.

3. Ковалева А.А. «Финансы и кредит».  – Уч. пособие, М.: Финансы и статистика, 2003г.

4. Леонтьев В.Е. «Финансы. Деньги, кредит и банки». / М., ИВЭСЭП, 2003.

5. Лаврушин О.И. «Деньги. Кредит. Банки». / Учебное пособие. -    Москва 2000.

6. Родионова В.М. «Финансы. М., Финансы и статистика, 2001.

7. Сабанти Б.М. «Теория финансов.; Менеджер 1998г

8. Чантландзе. «Вопросы теории финансов».  Тбилиси, 1999г

9. Справочник финансиста предприятия. – 2-е издание, доп. и перераб. – М.: Инфра-М, 1999.

10. Бирман А. М.; Финансы в системе стоимостных категорий; журнал Вопросы экономики. 1997 г. №10

11. Интернет

Деньги, кредит, банки /Под ред. О.Н. Лаврушина, М.: Финансы и статистика, 1998 г.

Долан Э. Дж. И др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика – М.: Новое время, 1998

14.Настольная книга финансиста / Под. Ред.В.Г.Панского-М.:  Высшая школа, 1995г.

Общая теория денег и кредита / Под ред. Е. Ф. Жукова – М.: ЮНИТИ, 1995.