Содержание
1. Затранскрибировать любую половину текста (до – или после -) 3
2. Указать проклитики и энклитики. 3
3. Фонетический разбор: прекрасный и сладку. 3
4. Разделить на фонетические слоги по теории сонорности. 4
5. Привести примеры фонетических чередований гласных и согласных в разных морфемах. 4
6. Привести примеры исторических чередований в тексте. 4
7. Сделать фонемный анализ слова. 4
8. Указать способы обозначения фонемы «йот» на примере слов текста. 5
9. Указать способы обозначения твердости и мягкости согласных. 5
10. Примеры орфограмм.. 5
Список литературы.. 6
1. Затранскрибировать любую половину текста (до – или после -)
[Кн’ас’] [у] [с’ын’а] [мор’а] [прод’ыт]
[С] [с’ын’а] [мор’а] [глас] [н’э] [свод’ыт]
[Гл’ат’] [паверх] [тикуч’ых] [вот]
[Л’эб’ыт’] [б’элайа] [плыв’от]
[Здраствуй] [кн’аз’] [ты] [мой] [пр’ыкрасный]
[Штош] [ты] [т’ых] [как] [д’эн’] [н’энасный]
[Ап’эчал’ылс’а] [ч’эму]
[Гавар’ыт] [ана] [йэму]
[Кн’аз’] [Гв’ыдон] [йэй] [атв’эчайэт]
[Грус’т’] [таска] [м’эн’а] [сйэдайэт]
[Л’уд’ы] [жэн’аца] [гл’ажу]
[н’э] [жынат] [л’ыш] [йа] [хажу]
2. Указать проклитики и энклитики
Проклитики: не сводит; на примете; на свете; под косой; во лбу.
Энклитики: Не женат лишь; кого же; сама-то; речь-то.
3. Фонетический разбор: прекрасный и сладку
1. [Пр’ыкрасный];
Прекрасный. Ударение падает на второй слог - крас. Ударная гласная – а.
Разделим на фонетические слоги: прек – рас - ный. Первый слог безударный, состоит из трех согласных: п, р и к и гласной е. Второй слог – ударный, состоит из 2-х согласных: р и с и гласной - а. Третий слог – безударный, состоит из 2-х согласных: н и й и гласной - ы.
Охарактеризовать каждый звук в слове:
П – согласный, твердый, глухой;
Р’ – согласный, мягкий, звонкий;
Ы – гласный, безударный;
К – согласный, твердый, глухой;
Р – согласный, твердый, звонкий;
А – гласный, ударный;
С – согласный; глухой, твердый;
Н – согласный, твердый, звонкий;
Ы – гласный безударный;
Й – согласный, твердый, звонкий.
2. [Слатку]
Ударение падает на первый слог - слат. Ударная гласная – а.
Разделим на фонетические слоги: слат– ударный слог, состоит из одной гласной – а и трех согласных – с, л, т; ку – безударный слог, безударная гласная – у, согласная – к.
С – согласный, твердый, глухой;
Л – согласный, звонкий, твердый;
А – гласный, ударный;
Т – согласный, твердый, глухой.
К – согласный, твердый, глухой;
У – гласный, безударный.
4. Разделить на фонетические слоги по теории сонорности
Н’э - нас - ный ; Жэ – н’а – ца; А – св’ы – ща -йэт.
5. Привести примеры фонетических чередований гласных и согласных в разных морфемах
Гласные: слад – к - ий; слад - ок; у – слад - а; слад – еньк – ий.
Согласные: Говор – ит; раз – говор; говор – лив – ый; при – говор; говор – им.
6. Привести примеры исторических чередований в тексте
У синя; Величава; пава; отвесть.
7. Сделать фонемный анализ слова
Князь [Кн’ас’]
[к] – согл. Глух. Сонорн., сильная позиция <к>;
[н’] – согл., мягкий., звонкий, Сонорн., сильная позиция <н’>;
[а] – гласный, ударный сильная позиция <а>;
[с’] – согл., глух., мягк., слаб. Позиция <с’>;
Буквенная запись: к н я з ь.
Блестит [бл’эст’ыт]
[б] – согл. звонк. тверд., слабая позиция <б>;
[л’] – согл. звонк. мягк., Сонорный сильная позиция <л>;
[э] – гласный, безударный слабая позиция <э>;
[с] – согл., глух., тверд., слаб. Позиция <с>;
[т’] – согл., глух., мягкий., сонорный, сильная позиция <т’>;
[ы] – гласный, ударный сильная позиция <ы>;
[т] – согл., глух., тверд., слабая позиция <т>.
8. Указать способы обозначения фонемы «йот» на примере слов текста
Ему [йэ]; освещает [йэт]; белая [йа]; отвечает [йэт]; съедает [йэт].
9. Указать способы обозначения твердости и мягкости согласных
Способы обозначения мягкости: Князь, синя, глядь, люди, грусть.
Способы обозначения твердости: ходит, поверх, ненастный, будто.
10. Примеры орфограмм
Фонематический принцип: князь; глаз; гладь; текучих; здравствуй; ненастный; говорит; отвечает; имеешь; освещает.
Традиционный принцип: опечалился; затмевает; лебедь, будто.
Список литературы
1. Баранов А.Н., Караулов Ю.Н. Русский язык: теория и практика. - М. Инфра-М, 1999.
2. Брянов Н.В. Русский язык. – СПб.: Издательство СПбГТУ, 2001.
3. Волдин С.Н. Русский язык. Учебник. – М.: Инфра-М, 2000.
4. Геращенко Н.Ф. Русский язык. Учебник для ВУЗов. – М.: Гардарика, 2002.
5. Теория русского языка. Учебник / Под ред. Гетманова А.Д. – М.: Инфра-М, 2001.