Принципы построения организационных структур управления. Типовые, дивизиональные, проектные организационно-управленческие структуры. Их достоинства и недостатки

Принципы построения структур управления

1.     Важным принципом формирования структуры управления является первичность функций управления и вторичность самой структуры.

2.      Принцип единства распорядительства

3.     Принцип централизации принятия стратегических решений

4.     Принцип разделения организации на производственно-хозяйственные блоки

5.     Принцип возрастания объема координационной работы

6.     Принцип обеспечения контроля

7.     Принцип соответствия задач, прав, обязанностей и ответственности для каждого звена и работника.

8.     Принцип гибкости (адаптивности) системы

Принцип экономичности

1.     Линейная структура управления

Достоинства:

-         однозначность воздействия субъекта на объект управления;

-         отсутствие промежуточных связей между руководителем и подчиненным;

-         возможность получения непротиворечивых, увязанных между собой заданий;

-         высокая ответственность руководителя за результаты работы коллектива;

-         обеспечение единства руководства сверху донизу.

Недостатки:

-         выполнение руководителем большого числа функций ведет к перегрузке линейных руководителей, а также  недостатку знаний и времени для качественной реализации всех функций;

-         медленное и искаженное циркулирование информации;

-         сложная координация деятельности отдельных исполнителей.

2.Функциональная организационная структура управления

Достоинства:

1.     Разделение управленческого труда по функциям.

2.     Специализация работников, стимулирующая деловую и профессиональную квалификацию.

3.     Квалифицированное принятие решений.

Недостатки:

1.     Нарушение единства распорядительства.

2.     Нарушение приоритетности отдельных команд.

3.     Затруднение межфункциональной координации.

4.     Усложнение взаимоотношений между руководителями и подчинанными.

5.     Создание возможности конфликтов между функциональными подразделениями.

6.     Сужение роли линейного руководителя.

4.     Линейно-функциональная (штабная)  организационная структура управления – предусматривает при различных звеньях линейной структуры соответствующих функциональных подразделений (штабов). Широко распространен в России.

Достоинства:

1.            Разделение труда и ответственности между линейным и функциональным руководителями.

2.            Повышение оперативности и качества принимаемых решений.

3.            Привлечение высококвалифицированных специалистов  по отдельным функциям.

4.            Более квалифицированное принятие управленческих решений.

Недостатки:

1.       Возрастание количества и сложности деловых связей в аппарате управления.

2.       Переполнение каналов коммуникаций с целью координации  линейных и штабных элементов.

3.       Возрастание расходов на содержание аппарата управления.

4.       Удлинение процесса выработки команд управления.

5.       Отрыв штабных работников от непосредственной хозяйственной деятельности.

6.       Возможность подрыва авторитета штабных работников со стороны линейных руководителей, часто обладающих более глубокими знаниями по техническим вопросам.

3.Дивизиональная структура управления (division – подразделение) – 95% крупных фирм. В 50-х годах  идет процесс  укрупнения предприятий  и децентрализации управления, т.е.предоставление оперативно-производственной  и финансовой самостоятельности производственным единицам, которые могли формироваться по продуктовому, региональному принципу, или ориентироваться на потребителя. Подразделения помимо линейного получают еще и автономную функциональную структуру (финансовое управление, учет, планирование и т.д.). Управленческие ресурсы верхнего эшелона решают стратегические задачи.

Преимущества:

-         гибкость (наиболее эффективная в динамичной среде);

-         оперативность принятия решений;

-         междисциплинарный подход при решении проблем;

-         ориентация в деятельности на новые рынки и технологии.

Недостатки:

- интересы подразделений и высшего руководства не всегда совпадают;

-         растут затраты а управленческий персонал;

-         уже в подразделениях возникает многоуровневая иерархия.

4. Проектная структура – это временная структура, создаваемая для решения конкретной задачи. Смысл ее в том, чтобы собрать в одну команду самых квалифицированных сотрудников организации для осуществления сложного проекта в установленные сроки, с заданным уровнем качества, не выходя за рамки установленной сметы. Когда проект завершен, команда распускается.

Недостатки:

-         возможна психологическая несовместимость работников этих временных  творческих коллективов;

-         возрастает нагрузка на остальных работников отделов и подразделений.