1. Понятие, сущность и функции планирования на предприятии. Виды планов и их взаимосвязь
Безусловной задачей планирования было: обеспечение выполнения плана по объёмным показателям и перевыполнение по показателям эффективности и качества работы.
В основе плана лежат договора, заключаемые предприятием самостоятельно, как с потребителями продукции предприятия (или заказчиками работ и услуг), так и с поставщиками материально-технических ресурсов.
План предприятия состоит из следующих разделов:
1. Производство и реализация продукции. В этом разделе определяется: а) ассортимент и объём вырабатываемой продукции в натуральном и стоимостном выражении; б) технико-экономические показатели (ТЭП) работы оборудования; в) производственная мощность предприятия; г) коэффициент использования производственной мощности; д) напряжённость плановых заданий.
2. Техническое развитие и организация производства:
а) перечень мероприятий в различных направлениях развития техники и технологии;б) усовершенствование организации труда и организации производства предприятия;
в) обновление ассортимента и повышение качества продукции.
3. Показатели повышения эффективности производства — система частных и комплексных показателей оценки эффективности плана технического развития.
4. Нормы и нормативы (нормативная база планирования) — нормы затрат сырья, материалов, топлива, энергии, труда, использования оборудования в расчёте на единицу продукции или единицу работ.
5. Капитальное строительство: а) суммы капитальных вложений на расширение, реконструкцию, техническое перевооружение; б) показатели эффективности капитальных вложений.
6. Материально-техническое обеспечение: а) планирование расхода сырья и других материальных ресурсов; б) планирование использования отходов производства; в) разработка мероприятий по снижению норм расхода сырья.
7. Трудовой потенциал (труд и кадры):
а) определяется численность работающих на предприятии по категориям; б) определяются фонды оплаты труда; в) ТЭП по труду и зарплате; г) составляется план повышения квалификации работающих и подготовки кадров.
8. Планирование себестоимости, прибыли и рентабельности: а) планирование затрат на производство продукции (в целом по предприятию и по отдельным видам продукции);б) планирование рентабельности производства и рентабельности отдельных видов продукции.
9. Фонды предприятия: расчёты по формированию фондов (накопления, потребления), а также по их расходованию.
10. Финансовый план: а) доходы и расходы в целом по предприятию; б) кредитные взаимоотношения;в) взаимоотношения с бюджетом и внебюджетными фондами;г) порядок распределения прибыли.
11. Планирование социального развития: перечень мероприятий по улучшению социально-культурных и жилищно-бытовых условий работы на предприятиях.
12. Охрана природы и рационального использования природных ресурсов: перечень мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов, источников вод, их очистки.
Функции планирования.
1. Обеспечение бесперебойной работы предприятия. Функция осуществляет так деятельность предприятия что бы всегда были запасы всегда хватал финансовых ресурсов.
2. Получение максимальной прибыли. Построение такого план что он мог покрыть все убытки задействовать всю мощность предприятия сбыть всю реализованную продукцию. Конечная цель получит максимальную прибыль
3. Удовлетворение материальных потребностей. Функция осуществляет удовлетворения материальных потребностей работников и выплата дивидендов участникам предприятия.
Некоторые авторы выделяют самостоятельный характер теории планирования: наличие конкретных знаний, опыта и методологии, связанных с решаемой проблемой (например, планирование приобретения корпорацией фирмы, планирование разбивки нового сада или же планирование собственных действий на следующий год). Другие отмечают общий характер теории планирования: использование знаний, опыта и методологии, основанных на общих принципах и процессах планирования, характерных для большинства или всех ситуаций планирования.
Существуют также два основных вида планирования:
1. Статическое. Этот вид предполагает, что планирующий что-либо человек и процесс планирования не имеют других методов воздействия, кроме предоставления информации, опыта и анализа для себя или же лиц, принимающих решения. Т.е. статистическое планирование основывается только на чистых аналитических данных.
2. Активное планирование подразумевает непосредственное действие по постановке задач планирования, контролю за их выполнением и имеет несколько расширенный список применяемых методов. Т.е. активное планирование является в большей степени управленческой функцией нежели статистическое. Например, планирование в собственных интересах (планирование собственного развития, собственной жизни) есть планирование активное.
2. Принципы и методы планирования на предприятии. Сущности системного подхода в планировании
В понятие "планирование" входит определение целей и путей их достижения. В экономике планирование деятельности предприятий осуществляется по таким важным направлениям, как сбыт, финансы производство и закупки. При этом, конечно, все частные планы тесно взаимосвязаны между собой.
Сам процесс планирования проходит в 4 этапа:
1. разработка общих целей;
2. определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени
3. определение задач и средств их решения;
4. контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими.
Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности фактических показателей прошлого.
Объектом планирования на предприятии являются все функциональные процессы, включая развитие производства и совершенствование управления. Вместе с тем важно методологически правильно классифицировать эти процессы.
Сущность системного подхода в планировании:
- все сферы деятельности предприятия, например планирование стандартизации, качества, стратегии состоят из функциональных блоков;
- существуют отдельные стадии производственного процесса (планирование технической подготовки производства, основного, вспомогательного и обслуживающего производства);
- отдельные факторы производства (планирование персонала, сбыта).
Примерный перечень функциональных блоков предприятий включает:
- общее руководство;
- линейное и оперативное руководство производством;
- управление экономической деятельностью;
- управление материальными ресурсами;
- управление персоналом и социальным развитием;
- программно-целевое управление.
Принципы планирования: все производственные процессы осуществляются в конкретных подразделениях; управленческие процессы на предприятии выполняются на рабочих местах, службах, отделах и т.п.
Принятие плановых решений всегда связано с использованием ресурсов.
Балансовые методы основываются на взаимной увязке ресурсов, которыми располагает организация, и потребностей в них в рамках планового периода. Если ресурсов по сравнению с потребностями недостаточно, то происходит поиск их дополнительных источников, позволяющих покрыть дефицит. Необходимые ресурсы можно привлекать со стороны, а можно находить в собственном «хозяйстве» путем его рационализации.
Балансовый метод реализуется через систему балансов: материально-вещественных, стоимостных и трудовых, которые во временном отношении могут быть отчетными, плановыми, прогнозными, а по целям создания — аналитическими и рабочими.
Другим методом планирования является нормативный. Он состоит в том, что в основу плановых заданий на определенный период (а соответственно и в основу балансов) кладутся нормы затрат различных ресурсов (в нашем случае — трудовых) на единицу продукции (в данном случае — рабочего времени, расхода фонда заработной платы и проч.).
К нормам труда относятся нормы выработки, времени, обслуживания, численности.
Третью группу методов планирования составляют математико-статистические, сводящиеся к оптимизационным расчетам на основе различного рода моделей.
3. Система планов предприятия и их взаимосвязь. Финансовый план. Его содержание и назначение
В целом перспективное, текущее и оперативное планирование взаимосвязаны и представляют собой систему планирования, интегрирующую весь механизм управления хозяйствующим субъектом.
Долгосрочное, среднесрочное, текущее и оперативное планирование подчинены общей цели и образуют единое целое. Поэтому правомерно говорить о комплексности планирования, характеризующей взаимосвязанность, взаимообусловленность, разносторонность, широту охвата проблемы, выражающейся в преемственности долгосрочных, среднесрочных, текущих планов и усилении их целевой направленности. В планах на любой срок решаются одновременно стратегические и тактические задачи экономического развития, однако методы их решения неодинаковы и зависят от продолжительности периода. Текущие планы корректируют программы, связанные с перспективными задачами. Обосновать текущие планы с позиций конечной цели развития экономики можно только в перспективном плане.
Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.
Финансовое планирование является важным элементом корпоративного планового процесса. Каждый менеджер, независимо от своих функциональных интересов, должен быть знаком с механикой и смыслом выполнения и контроля финансовых планов, по крайней мере настолько, насколько это касается его деятельности.
Финансовый план содержит в себе основные экономические показатели для предстоящего года.
4. Принцип организации производства. Элементы производственной структуры предприятия; специализация; подразделения предприятия; типы производства; организация производственного процесса; производственный цикл его структура и продолжительность; техническая подготовка производства и ее планирование; особенности организации производства на геодезическом предприятии
На сегодняшний день для эффективной и конкурентоспособной организации производства используются следующие принципы организации производства: пропорциональность, параллельность, непрерывность, прямоточность, ритмичность, гибкость, комплексность.
Пропорциональность в организации производства - это соответствие производительностей всех подразделений предприятия (цехов, участков, отдельных рабочих мест) друг другу.
Соблюдение принципа пропорциональности позволит Вам исключить перегрузку одних участков, т.е. возникновение "узких мест", и недоиспользование мощностей других и обеспечить равномерную бесперебойную работу предприятия.
Под параллельностью понимается одновременное (параллельное) выполнение различных производственных процессов по изготовлению одного продукта.
Параллельность реализуется на всех уровнях организации. Например, параллельное выполнение основных процессов можно реализовать путем обработки детали и одновременном выполнении сборочно-монтажных работ. А параллельность в выполнении основных и вспомогательных операций можно достигнуть путем совмещения времени машинной обработки со временем установки и съема деталей, контрольных промеров, загрузки и разгрузки оборудования и т.д.
Непрерывность работ обеспечивается, прежде всего, совершенствованием производства (например, автоматизацией), а также рациональным сочетанием и согласованием различных производственных процессов во времени.
Прямоточность организации производственного процесса представляет собой обеспечение кратчайшего пути прохождения изделием всех стадий и операций производственного процесса — от запуска в производство исходных материалов до выхода готовой продукции.
Принцип ритмичности предполагает равномерный выпуск продукции и ритмичный ход производства. Равномерный выпуск продукции означает изготовление в равные промежутки времени одинакового количества продукции.
Современный уровень научно-технического прогресса предполагает соблюдение гибкости организации производства.
Не так давно принципы организации производства были ориентированы на устойчивый характер производства — стабильную номенклатуру продукции, конкретные виды оборудования и т.п
Еще одним из важнейших принципов современной организации производства является ее комплексность.
Современные процессы изготовления продукции характеризуются постоянным взаимодействием и "сращиванием" основных, вспомогательных и обслуживающих процессов.
5. Планирование хозяйственной деятельности. Функции; задачи; структура плана; отраслевые особенности планирования; долгосрочное и текущее внутрипроизводственное; формирование портфеля заказов; планирование сбыта
Возможность планирования как конкретного вида деятельности вытекает из природы хозяйствующего субъекта, напрямую определяется общими условиями хозяйствования. Поэтому природу планирования следует связывать с экономическим базисом, с совокупностью производственных отношений.
Планирование имеет дело с реально существующими материально-вещественными факторами производства, социально-экономическими отношениями и условиями жизни общества. Этим факторам и условиям присущи качественные и количественные характеристики, которые определяются отношениями планомерности.
Функция планирования – постановка прогнозных задач
Планирование ставит своей задачей выяснить, какими средствами располагает хозяйствующий субъект для осуществления качественных сдвигов в структуре его экономики; подготовить основы разработки сценариев развития, принять решение по реализации одного из них. Следовательно, планирование как функция управления включает анализ и прогнозирование всех процессов, охватывающих связи и совокупности хозяйствующих субъектов. Анализ, прогнозирование и принятие решений являются стержневыми элементами и этапами процесса планирования.
В мировой практике планирование встроено в систему социально-экономических проектов и программ. При этом главнейшим для государства является не выделение финансов (что тоже важно), а выявление потребностей, на которые общество должно выделять деньги. Для производителя планирование служит средством выявления нужд потребителей, определения приоритетов потребностей. Оно позволяет решать вопрос о том, куда направлять ресурсы, наверняка зная, что они принесут потребителям пользу, а производству - прибыль.
В зависимости от длительности планового периода выделяются следующие виды внутрипроизводственного планирования: долгосрочное и текущее. Классификация видов планирования по периоду действия в определенной мере носит условный характер. Их различие состоит в сроках получения конечного результата, а объект планирования, как правило, не изменяется. Наряду с этим следует отметить также отличия в:
- точности устанавливаемого интервала планирования;
- степени интеграции и дифференциации, а также в количестве показателей планирования;
- степени точности расчетов затрат и результатов производства;
- порядке распределения обязанностей между исполнителями.
Чем шире интервал планирования, тем выше степень неопределенности параметров плана, поэтому резко снижается число показателей и степень их точности.
Определение продолжительности текущего и перспективного планирования (долгосрочного и среднесрочного) обусловлено отраслевой спецификой. В частности, замена платья устаревшего фасона не связана с большими затратами покупателя и поставщика, стремящегося не отстать от спроса. Поэтому изменения, связанные с рыночной конъюнктурой, могут найти отражение в планах, разрабатываемых на короткие сроки, что неприемлемо, например, для тяжелого машиностроения, производящего оборудование для электростанций, нормативный срок службы которого составляет 30 лет и более. Поэтому для швейной фабрики и годовой план можно считать перспективным, а для предприятий тяжелого машиностроения, металлургического производства, судостроения и т.д. перспективные планы охватывают не менее 5-10 лет. Таким образом, объективной причиной различий периода планирования выступает прежде всего разная продолжительность жизненного цикла выпускаемой продукции, что, в свою очередь, определяется сложностью и величиной затрат, связанных с ее заменой.
Форирование портфеля заказов – это определение планового уровня сбыта на следующий год.
Алгоритм составления плана сбыта. В ходе разработки плана сбыта продукции на первом этапе на основе плановых показателей производства устанавливаются объемы потребности в ресурсах, а также основные их поставщики. Сравнение наличных и требуемых ресурсов позволяет плановикам и менеджерам убедиться в том, что движение материальных потоков в должных объемах может быть действительно обеспечено в течение рассматриваемого периода.
Второй этап разработки сбыта реализации продукции предусматривает составление программы движения потоков изделий по всей распределительной логистической сети: от производственных подразделений предприятия до торговых центров конечной продажи или даже до отдельных потребителей продукции.
На заключительной стадии разработки плана сбыта продукции составляется программа массовых перемещений товаров, оптимизируется схема размещения складских помещений и транспортных потоков, создаются календарные планы - графики подготовки товаров к отгрузке и выполнения поставок продукции потребителям.
6. Риск в предпринимательстве и угроза банкротства. Виды рисков и методы их оценки; факторы риска; анализ риска; снижение риска; причины банкротства; процедура банкротства; внешнее управление; санация; принудительная ликвидация; добровольная ликвидация; мировое соглашение
Риск и предпринимательство – это вероятность того, что предприятие понесет убытки или потери, если намеченное мероприятие (управленческое решение) не осуществится, а также если были допущены просчеты или ошибки при принятии управленческих решений. Предпринимательский риск можно подразделить на производственный, финансовый и инвестиционный.
В целом надо сказать, что оценка риска делится на два равнозначных мероприятия:
§ оценка риска
§ оценка внутренних возможностей фирмы противостоять риск-фактору.
Идентификация риска проводится с целью соотнесения реальных признаков с табличными (списочными), публикуемые как оценки опытных экспертов–оценщиков риска.
Оценка риска, как правило, проводится:
§ статистическими методами и моделями;
§ расчетно-аналитическими методами и моделями;
§ эвристическими методами и моделями.
Статистический метод базируется на основе статистики потерь за период для данного или аналогичного вида предпринимательской деятельности. Основная характеристика- это частота появления определенных потерь, которая обеспечивается посредством представительности статистического массива и учетом всех, даже убыточных сделок.
Данный способ характеризуется довольно большой точностью, но в большинстве случаев непригоден, так как подходящих статистических массивов для его применения сформировать сложно.
Расчетно-аналитические методы представляют собой оценку риску на основе теоретических представлений о риске в рамках математических и иных теорий.
Одним из основных является прикладная теория риска – теоретические обоснования и представления в рамках страхования и игорного бизнеса.
Кроме этого, основной особенностью этих методов является сочетание количественных и качественных оценок. количественные оценки базируются на целесообразном использовании в случаях устойчивой экстраполяционной направленности исследуемого явления, т.е. выявление статистически устойчивых и достоверных зависимостей (тенденций).
В этом случае используется широкий спектр инструментов, как правило, математического характера: теория вероятностей, теория игр, алгоритмизация, математическое моделирование и т.д.
Методы экспертных оценок относится к качественным оценкам, где результаты, основанные на мнениях экспертов, т.е. оценка с учетом субъективного фактора и интуиции. Результаты. в данном случае, касаются вероятности последствий и тяжести данных последствий при рассматриваемых условиях и т.д.,
Анализ риска осуществляется описанными ранее методами. При анализе риска необходимо учитывать следующие факторы:
§ деятельность фирм данной отрасли, а также смежных отраслей за определенный (выбранный) период времени;
§ насколько деятельность фирм данной отрасли устойчива по сравнению с экономикой страны в целом;
§ каковы результаты деятельности различных предпринимательских фирм внутри одной и той же отрасли, имеется ли значительное расхождение в результатах.
Снижение риска осуществляется путем устранения основных факторов, влияющих на рисе
В настоящее время процесс банкротства в России регламентируется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г.
Понятие «несостоятельность» указывает на неспособность предприятия удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг). Отсутствие на расчетном счете денежных средств, необходимых для уплаты налогов, обязательных страховых взносов и т.п., также является признаком несостоятельности предприятия. В то же время оно не может быть признано несостоятельным за неуплату штрафов, пени, неустоек, поскольку суммы санкций Не образуют кредиторской задолженности.
Официально предприятие может считаться банкротом только при наличии решения арбитражного суда либо решения предприятия о добровольной ликвидации. Законодательство о банкротстве обычно предусматривает не только ликвидационные, но и реорганизационные процедуры. Последние включают внешнее управление и санацию.
Под внешним управлением имуществом должника понимается процедура, направленная на продолжение деятельности предприятия-должника, назначаемая арбитражным судом по заявлению должника, собственника предприятия или кредитора и осуществляемая на основании передачи функций по управлению предприятием- должником арбитражному управляющему.
Санация (оздоровление) предприятия-должника является реорганизационной процедурой предприятия, в ходе осуществления которой предприятию-должнику оказывается финансовая помощь кредитором или иными лицами.
Реорганизационные процедуры направлены на восстановление нормального функционирования предприятия. Если они оказываются неэффективными, арбитражный суд начинает ликвидационные процедуры
Добровольная ликвидация предприятия осуществляется во внесудебном порядке по взаимному соглашению между предприятием-должником и кредиторами под их контролем. Предприятие считается ликвидированным с момента его исключения из государственного реестра.
Мирное соглашение – добровольное соглашение между банкротами и кредиторами