1.  Основные задачи маржинального анализа

Маржинальный анализ - анализ, основанный на принципах маржиналистской доктрины, когда экономика представляется как совокупность индивидуальных хозяйств, на тенденциях развития которых основывается анализ хозяйственных решений и их результатов.

Задачи маржинального анализа:

1.     оценка рентабельности ассортимента

2.     сбор и анализ информации о движении товаров,

  1. анализ полученной прибыли (маржи).

 При работе, пользователю на экран выдаются основные маржинальные характеристики товара, которые он может комбинировать и отбирать. К таким характеристикам можно отнести следующие:

 ·        Объем реализации                                    (шт.)

·        Цена единицы продукции                        (руб.)

·        Объем реализации                                    (руб.)

·        Доля в обороте                                        (%%)

·        Затраты на единицу                                  (руб.)

·        Маржа с единицы                                     (руб.)

·        Маржинальная  рентабельность              (%%)

·        Длительность производственного цикла          (дней)

·        Удельная маржинальная рентабельность         (%% в день)

·        Суммарная маржинальная прибыль        (руб.)

·        Суммарная себестоимость                      (руб.)

·        Удельная маржинальная рентабельность (%% в месяц)

 Далее, комбинируя эти характеристики и их соотношение, а так же сортируя данные расчета, пользователь очень легко (в несколько касаний мышки) может получить интересующую его группу товара с указанными характеристиками.

2.     Анализ факторов влияющих на точку критического объема производства


Равновесию в экономике соответствует равновесный объем национального производства (или совокупное предложение), равновесный уровень совокупных расходов (или совокупный спрос) и равновесный уровень цен.

Анализ величин и критической точки основан на взаимосвязи «затраты — объем — прибыль». Критическая точка — это точка, в которой суммарный объем выручки от реализации продукции равен суммарным затратам. Таким образом, критической является точка, начиная с которой организация начинает зарабатывать прибыль.

Цель анализа величин в критической точке — нахождение такого уровня деятельности (объема производства), когда выручка от реализации становится равной величине затрат (т. е. сумме переменных и постоянных затрат), следовательно, прибыль организации равна нулю. Величина критической точки может быть выражена в натуральных единицах продаж (н. с.) или приведена в стоимостном выражении (денежных единицах — д. с.).

Критическую точку можно рассчитать по формуле:

В количественно выражении: T1 = З пост. /(C – Зпер.)

Где. С – это цена. З пост – затраты постоянные, Зпер – затраты переменные

Пример 2. Компания выпускает столы. Переменные затраты составляют 50 д. е. на единицу, постоянные затраты — 20000 д. е. за год. Продажная цена — 90 д.е. за единицу.

Используя эту информацию, можем определить критический объем производства:

В количественном выражении: Т1 = 20000/(90 – 50) = 500 шт.

В стоимостном выражении: Ц = 500 * 90 = 45000д.е.

Факторы влияющие на точку критического объема:

1. Цена на единицу продукции

2. затраты переменные на единицу продукции

3. Сумма затрат постоянных затрат



3. Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия

Анализ платежеспособности дается на конкретную дату. Однако следует учитывать ее субъективный характер и то, что она может быть выполнена с различной степенью точности.

Платежеспособность подтверждается данными: о наличии денежных средств на расчетных счетах, валютных счетах, краткосрочных финансовых вложений. Эти активы должны иметь оптимальную величину. Чем значительнее размер денежных средств на счетах, тем с большей вероятностью можно утверждать, что предприятие располагает достаточными средствами для текущих расчетов и платежей. Постоянное кризисное отсутствие наличности приводит к тому, что предприятие превращается в «технически неплатежеспособность», а это уже можно рассматривать как первую ступень на пути к банкротству.

Высшей формой устойчивости предприятия является его способность развиваться. Для этого предприятие должно обладать гибкой структурой финансовых ресурсов и возможностью при необходимости привлекать заемные средства, т. е. быть кредитоспособным.

Абсолютными показателями финансовой устойчивости являются показатели, характеризующие состояние запасов и обеспеченность их источниками формирования.

Для оценки состояния запасов и затрат используют данные группы статей «Запасы» II раздала актива баланса.

Для характеристики источников формирования запасов применяют три основных показателя: Собственные оборотные средства (СОС); Величина собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат (СД; Общая величина основных источников формирования запасов и затрат (ОИ.

С помощью этих показателей можно определить трехфакторный показатель типа финансовой ситуации (5):

Далее с его помощью выделяют четыре типа финансовой ситуации.

Абсолютная устойчивость финансового состояния фирмы показывает, что все запасы полностью покрываются собственными оборотными средствами. Такая ситуация

Нормальная устойчивость финансового состояния (гарантирует платежеспособность предприятия, такое соотношение соответствует положению, когда успешно функционирующее предприятие используется покрытия запасов различные «нормальные» источники средств — собственные и привлеченные).

Неустойчивое финансовое состояние (характеризуемое нарушением платежеспособности предприятия, когда восстановление равновесия возможно за счет пополнения источников собственных средств и ускорения оборачиваемости запасов, данное соотношение соответствует положению, когда предприятие для покрытия части своих запасов вынуждено привлекать дополнительные источники покрытия, не являющиеся «нормальными», т. е. обоснованными).

Кризисное финансовое состояние (при котором предприятие является неплатежеспособным и находится на грани банкротства), ибо основной элемент оборотного капитала — запасы не обеспечены источниками их покрытия.

4.  Подходы к оценке условий активности предприятия

Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется прежде всего в скорости оборота его средств. Рентабельность предприятия отражает степень прибыльности его деятельности.

Подходы к оценке условий деловой активности и рентабельности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов оборачиваемости и рентабельности, которые являются относительными показателями финансовых результатов деятельности предприятия.

Оценка деловой активности позволяет выявить, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Как уже было сказано, к показателям, характеризующим деловую активность, мы относим коэффициенты оборачиваемости и рентабельности.

Эти два вида коэффициентов на деловую активность предприятия влияют следующим образом. Допустим, что оборотный капитал (без краткосрочных инвестиций) оборачивается один раз в квартал при рентабельности основной деятельности в 25%, тогда индекс деловой активности за этот квартал будет равен 0,25 или те же 25%. Если при той же рентабельности оборачиваемость оборотного капитала увеличивается в 2 раза, то, соответственно, индекс деловой активности увеличивается тоже в 2 раза, и тогда предприятие за два оборота того же самого объема оборотного капитала за такой же временной период получит 50 копеек балансовой прибыли с каждого рубля оборотного капитала.

Аналогичные выводы делаются и с увеличением (уменьшением) рентабельности. То есть, если замедлилась оборачиваемость, то необходимо ее компенсировать большей рентабельностью - снижать расходы, уменьшать затраты и т.д. Если повысить рентабельность нет возможности - необходимо "брать" оборотом, т.е. выпускать и реализовывать больше продукции.

5. Леверджи, как отражение риска предприятия

Производственный леверидж (leverage в дословном переводе — рычаг) — это механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности, степень угрозы риска банкротства.

Необходимым условием применения механизма производственного левериджа является использование маржинального метода, основанного на подразделении затрат предприятия на постоянные и переменные. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.

Риск характеризуется как опасность возникновения непредвиденных потерь ожидаемой прибыли, дохода или имущества, денежных средств в связи со случайным изменением условий экономической деятельности, неблагоприятными обстоятельствами. Его величина измеряется частотой, вероятностью возникновения того или иного уровня потерь.

Само по себе наличие риска, сопровождающего деятельность того или иного предприятия, не является ни достоинством, ни недостатком. Наоборот, отсутствие риска, то есть опасности наступления непредсказуемых и нежелательных для субъекта последствий его действий, как правило, в конечном счете вредит экономике, подрывает ее динамичность и эффективность.

В настоящее время принято делить все риски на две большие группы. Риски делятся на внешние и внутренние.

К внешним рискам относятся: природно-естественные (риск стихийных бедствий и экологические риски); общеэкономические; политические (риск национализации и экспроприации, риск трансферта, риск разрыва контракта, риск военных действий и гражданских беспорядков); финансовые риски, связанные с покупательной способностью денег (инфляционные и дефляционные риски, валютные риски, риски ликвидности, риск изменения общерыночной ставки процента).

К внутренним рискам относятся: производственные (риски снижения производительности труда, потерь рабочего времени, перерасхода или отсутствия необходимых материалов); технические (риски при внедрении новых технологий или инновационные риски, риски потерь при отрицательных результатах НИОКР, риски потерь в результате сбоев и поломки оборудования); коммерческие; инвестиционные.